Научная статья на тему 'Налоговая амнистия как правовой механизм возвращения «Беглого капитала» в Россию'

Налоговая амнистия как правовой механизм возвращения «Беглого капитала» в Россию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
408
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION / ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / FINANCIAL AND LEGAL REGULATION / НАЛОГОВАЯ АМНИСТИЯ / TAX AMNESTY / "БЕГСТВО КАПИТАЛА" / "CAPITAL FLIGHT" / АМНИСТИЯ КАПИТАЛОВ / CAPITAL AMNESTY / ОФФШОРНАЯ ЗОНА / OFFSHORE ZONE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гриценко Валентина Васильевна

Статья посвящена исследованию современных проблем государственно-правового регулирования экономических (финансовых) отношений. Анализируются такие экономико-правовые категории? как налоговая амнистия, амнистия капиталов, определяются причины оттока капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax Amnesty as a Legal Mechanics for Returning "Flight Capital" to Russia

The article investigates contemporary issues of state regulation of economic (financial) relations. The article analyzes such economic and legal categories as tax amnesty, capital amnesty and determines the cause of the capital outflow.

Текст научной работы на тему «Налоговая амнистия как правовой механизм возвращения «Беглого капитала» в Россию»

ФИНАНСОВОЕ, БАНКОВСКОЕ И ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

В.В. Гриценко

НАЛОГОВАЯ АМНИСТИЯ

КАК ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ВОЗВРАЩЕНИЯ

«БЕГЛОГО КАПИТАЛА» В РОССИЮ

Статья посвящена исследованию современных проблем государственно-правового регулирования экономических (финансовых) отношений. Анализируются такие экономико-правовые категории, как налоговая амнистия, амнистия капиталов, определяются причины оттока капитала.

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, финансово-правовое регулирование, налоговая амнистия, «бегство капитала», амнистия капиталов, оффшорная зона.

V.V. Gritsenko

TAX AMNESTY AS A LEGAL MECHANICS FOR RETURNING «FLIGHT CAPITAL» TO RUSSIA

The article investigates contemporary issues of state regulation of economic (financial) relations. The article analyzes such economic and legal categories as tax amnesty, capital amnesty and determines the cause of the capital outflow.

Keywords: administrative and legal regulation, financial and legal regulation, tax amnesty, "capital flight", capital amnesty, offshore zone.

Н.М. Конин особое внимание в своих работах уделяет государственно-правовому регулированию экономических отношений, подчеркивая, что «государственное правовое регулирование различных секторов рыночной экономики, многочисленных отраслей и сфер экономической деятельности... нередко бывает комплексным, объединяющим нормы различных отраслей права.»1. По мнению Ю.Н. Старилова, в систему организационных управленческих отношений, устанавливаемых административным правом, входят государственно-управленческие отношения по регулированию хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства в стране, «иначе это называется административно-правовым регулированием в области экономики.»2.

Н.М. Конин также отмечает, что «в действующем законодательстве и современной практике государственной организации рыночной экономики России первостепенное значение в системе административно-правового регулирования придается государственному межотраслевому управлению, т.к. «более двух третей действующих структур федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ приходится на органы межо-

© Гриценко Валентина Васильевна, 2015

Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного и муниципального права 230 (ФГБОУ вПо «Воронежский государственный университет»); e-mail: vvgritsenko@mail.ru

траслевого управления, а все отраслевые министерства и ведомства в той или иной мере наделены отдельными функциями и полномочиями по межотраслевому управлению»3. При этом он выделяет несколько основных направлений «надотраслевого экономико-правового регулирования (банковское, налоговое, социально-трудовое регулирование и некоторые другие комплексные сферы межотраслевого государственного управления) и функциональных сфер межотраслевого государственного управления (стандартизация, метрология и сертификация, общегосударственный статистический учет, контрольно-разрешительная деятельность государства и др.)»4.

В настоящее время Россия переживает последствия мирового финансово-экономического кризиса, с обострением проблем внутреннего характера в области регулирования экономических отношений. Г. Браун считает, что основной урок кризиса заключается в том, что в условиях укрепляющихся связей глобальной экономики требуется как более сильная экономическая координация, так и более эффективные поддерживающие финансовые институты и архитектура, а также более строгие рамки финансового регулирования, учитывающие несовершенство и риски мировых рынков5. Усугубляет нынешнюю ситуацию нестабильность, «разбросанность» административно-правовых и финансово-правовых норм, регулирующих отношения в сфере экономики6.

Вышеизложенное свидетельствует: во-первых, об отсутствии единой концепции формирования механизмов административно- и финансово-правового регулирования экономики, во-вторых, о наличии мероприятий фрагментарного характера, направленных на совершенствование законодательства в данной сфере и на улучшение ситуации по обеспечению законных прав и интересов хозяйствующих субъектов.

Таким образом, сложившаяся ситуация в экономике требует принятия новых управленческих решений со стороны государства. Ю. Князев справедливо подчеркивает, что «на сегодня только государство имеет реальные рычаги воздействия на важнейшие экономические процессы»7.

В настоящее время вектором правового регулирования экономики со стороны государства являются амнистии. Выделяются следующие виды амнистий в данной сфере: налоговая, экономическая, амнистия капиталов, офшорная амнистия, предпринимательская, дачная и т.д. Безусловно, все они имеют экономическую основу.

Налоговая амнистия как один из видов амнистии выступает в качестве элемента государственного межотраслевого управления, это основное направление «надотраслевого экономико-правового регулирования».

Экономический и юридический словарь определяет налоговую амнистию как освобождение лица, совершившего налоговое нарушение от ответственности за это нарушение. Налоговая амнистия применяется в отношении лица, совершившего налоговое нарушение по небрежности и добровольно заявившего в налоговые органы о совершении им нарушений и готовности принять все возможные меры по ликвидации последствий этого нарушения8.

Таким образом, налоговая амнистия — это тот «рычаг» экономического и правового воздействия, с помощью которого часть денежных средств, работающих на зарубежную экономику, представляется возможным вернуть в российскую экономику.

В пояснительной записке к проекту Федерального закона «О неотложных мерах в связи с налоговой амнистией и стимулированием возврата в Российскую Федерацию денежных средств из оффшорных территорий и иных государств ближнего и дальнего зарубежья»9 авторы законопроекта обосновывают необходимость проведения налоговой (экономической) амнистии. В связи с этим налоговая и экономическая амнистия определяются как синонимы, но это не тождественные понятия. Цели у них разные, целью амнистии капиталов (или как ее еще называют — экономическая амнистия) является не мгновенное пополнение бюджета, а вовлечение капиталов, находящихся за пределами страны, в национальную экономику, при этом амнистия сопровождается полным или частичным освобождением от уплаты налогов и, естественно, от ответственности за неуплату налогов.

Статья 2 законопроекта «О неотложных мерах в связи с налоговой амнистией и стимулированием возврата в Российскую Федерацию денежных средств из оффшорных территорий и иных государств ближнего и дальнего зарубежья» содержит основные понятия и определяет следующие цели:

предоставление возможности субъектам легализации исполнять обязанности по уплате налогов в отношении доходов как имущественного объекта легализации, полученных либо имеющихся до 12 декабря 2014 г. и подлежащих налогообложению в Российской Федерации, после окончания срока на легализацию и размерах, установленных Налоговым кодексом РФ без уплаты декларационного платежа на момент легализации имущественного объекта легализации;

привлечение дополнительных денежных средств, финансового капитала в й экономику Российской Федерации, которые ранее были выведены из легального 3 экономического оборота и не были продекларированы, путем освобождения от

^ налогообложения;

01

^ оздоровление сферы налоговых правоотношений при проведении легализации

| денежных средств, иностранной валюты;

| вывод денежных средств, финансового капитала из внутреннего и внешнего

° теневого экономического оборота, в т.ч. из оффшоров;

0

| добровольный возврат в легальный оборот денежных средств, финансового

| капитала, ранее скрытых от налогового учета;

освобождение от ответственности лиц, принявших участие в легализации | за совершение отдельных правонарушений в сфере экономики по отдельным | статьям Уголовного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правона-| рушениях10.

К слабым сторонам законопроекта относится недостаточный перечень, ис-ё пользуемых в нем категорий. В данной статье определены дефиниции имуще-§ ственного объекта легализации, субъектов легализации, банка, специального

1 счета легализации в банке, акта о легализации дохода, декларации о доходах, | подлежащих легализации. Однако в законопроекте отсутствует дефиниция налоговой амнистии.

Под налоговой амнистией следует понимать комплекс формально определенных, системных, взаимосвязанных мероприятий, направленных на предоставление и реализацию налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные законодательством о налогах и сборах сроки

232

уплаты, гарантирующих освобождение от юридической ответственности.

В.В. Путин предупредил, что лично будет следить за тем, чтобы не было никаких нарушений в отношении механизмов и гарантий, но в то же время по поводу механизмов он признался, что они пока не отработаны. По его мнению, «нужно легализовать не только то имущество, которое есть в оффшорах, но и то имущество, которое записано, переписано, скрыто на каких-то подставных фирмах, на родственников и так далее внутри самой России, нужно всем заявить один раз о том, что кому принадлежит, перевернуть эту страничку и пойти далее»11.

Налоговая амнистия и амнистия капиталов являются финансово-правовыми категориями. Несмотря на их схожесть, они не тождественны. Поэтому следует в рамках комплексного подхода как со стороны ученых-экономистов, так и специалистов в области административного и финансового права, не только исследовать понятия «налоговая амнистия», «амнистия капиталов», выявив их различия, но и законодательно их закрепить.

Необходимо отметить, что Россия ежегодно недосчитывается 1 трлн руб. налоговых поступлений из-за сокрытия доходов в оффшорах. В 2005 г., выступая перед Федеральным Собранием, Президент РФ поручил разработать меры по возврату капиталов из оффшоров. В 2012 г. он повторил требование, сообщив, что 9 или 10 существенных сделок, заключенных крупными российскими компаниями (включая и компании с госучастием), совершаются за рубежом и не регулируются российским законодательством.

В настоящее время отток капитала из России достиг 120 млрд долл.12 (капитал — нем. kapital, первонач. - главное имущество, от лат. capitalis — главный)13.

Указанный капитал на российскую экономику работать не будет, поэтому нашему государству необходимо использовать любые механизмы для его воз- е

п

вращения в Россию. В связи с этим Президент РФ предложил провести пол- и ную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию, «это значит, что, если а человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твердые о

в

правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе О

й

и правоохранительным, и «трясти» его там и тут, не спросят об источниках и а способах получения капиталов, что он не столкнется с уголовным или админи- Р стративным преследованием и к нему не будет вопросов со стороны налоговых е

служб и правоохранительных органов». При этом Президент РФ подчеркнул, °

й

что «..нужно окончательно закрыть, перевернуть «оффшорную страницу» в р

истории нашей экономики и нашей страны»14. Ч

По поручению Президента РФ проект федерального закона «Об оффшорной О

амнистии» — однократном освобождении граждан от налоговой и уголовной К

ответственности при условии возвращения выведенных в иностранные юрис- м

дикции без уплаты налогов доходов, полученных в России, должен быть подго- I

товлен к 15 июля 2015 г.15. Президент РФ пообещал «мгновенно реагировать на 1

возможные нарушения вплоть до принятия кадровых решений»16. «Оффшорная 00

зона» представляет собой разновидность свободных экономических зон или зон ^

с льготным налогообложением, создаваемых в целях привлечения иностранных 5 инвестиций. Это государство или его определенный анклав, где резидентам разрешено открывать фирмы с особым статусом «оффшорные компании», для которых предусмотрены облегченный порядок создания и регистрации, упрощенная финансовая отчетность, отсутствие валютных ограничений и финансовых проверок, практическое отсутствие налогообложения, охрана тайны личности

владельца компании17. 233

«Бегство капиталов» из России представляет собой совокупность различных способов перемещения за пределы Российской Федерации, направленных на фактический вывоз капитала и невозвращение его в страну.

Для того чтобы прекратить или хотя бы уменьшить отток (бегство) капитала, необходимо выделить следующие основные причины этого негативного для страны явления:

1) экономическую, политическую, правовую неопределенность;

2) наличие бюрократических барьеров;

3) затянувшиеся реформы (административная, налоговая и др.);

4) рост коррупции;

5) нестабильность банковской системы;

6) непоследовательность, неэффективность государственного управления;

7) недоверие к органам, государственным и муниципальным служащим, осуществляющим деятельность в финансовой сфере;

8) более выгодные, благоприятные условия для вложения капитала за рубежом, чем в России18.

С учетом выявленных причин и их ликвидации налоговая амнистия позволит достичь положительных результатов, т.к. в настоящее время это один из самых эффективных способов уменьшения оттока капитала за рубеж.

I Конин Н.М. Административное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 203.

2Россинский Б.В, Старилов Ю.Н. Административное право : учебник. 4-е изд., пересм. и доп. М., 2005. С. 72-73.

3 Конин Н.М. Указ. раб. С. 205.

4 Там же. С. 205.

5 См.: Браун Г. Поддерживая глобальный рост // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2009. № 4 (41). С. 9.

6 В связи с этим справедливыми являются замечания А.А. Тена о том, что нормы частноправового регулирования экономики упорядочены путем применения Гражданского кодекса РФ и связанных с ним федеральных законов, «а нормы административного права бессистемно размещаются во множестве нормативных правовых актов различного уровня» (Тен А.А. Формирование публично-правового механизма регулирования экономических отношений России в условиях глобализации // Административное право и административный процесс. 2014. № 7. С. 39).

7 КнязевЮ. Между рынком и государственным регулированием // Общество и экономика. 2014. № 9. С. 59.

8 См.: Экономический и юридический словарь /под ред. А.Н. Азрилияна. М., 2004. С. 30.

9 См.: Пояснительная записка к проекту федерального закона «О неотложных мерах в связи с налоговой амнистией и стимулированием возврата в Российскую Федерацию денежных средств из оффшорных территорий и иных государств ближнего и дальнего зарубежья». Законопроект № 613077-6 внесен 2 октября 2014 г. // Система обеспечения законодательной деятельности - Государственная Дума [Официальный сайт]. URL: http://sozd.parlament.gov.ru/law/613077-6 (дата обращения: 10.01.2015).

10 См.: Проект федерального закона «О неотложных мерах в связи с налоговой амнистией и стимулированием возврата в Российскую Федерацию денежных средств из оффшорных территорий и иных государств ближнего и дальнего зарубежья» № 613077-6. Внесен 2 октября 2014 г. // Система обеспечения законодательной деятельности - Государственная Дума [Официальный сайт]. URL: http: //sozd.parlament. gov.ru/law/613077-6 (дата обращения: 10.01.2015).

II Путин В.В. Логика жизни заставит нас выйти из кризиса // Российская газета. 2014. 19 дек.

12 См.: Зыкова Т. Богатые тоже экономят. Рост доходов сверхсостоятельных семей в России остановился // Российская газета. 2014. 2 дек.

13 См.: Советский энциклопедический словарь /гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1988. С. 539.

14 Послание Президента Федеральному Собранию РФ. Принять вызов и победить //Российская газета. 2014. 5 дек.

15 См.: Латухина К. Наказы кабмину // Российская газета. 2014. 8 дек.

16 Латухина К. Закон и совесть. Владимир Путин встретился с правозащитниками // Российская газета. 2014. 8 дек.

17 См.: КохноА. Модели вывоза капитала // Общество и экономика. 2014. № 7-8. С. 71.

18 Одним из факторов оттока капитала из России Президент РФ считает выплату по кредитам российских компаний в IV квартале 2014 г. в сумме 115-130 млрд долл. См. : Латухина К. В президентском чтении // Российская газета. 2014. 24 дек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.