Научная статья на тему 'Налогообложение в странах-членах Таможенного союза'

Налогообложение в странах-членах Таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
922
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TAX / VALUE ADDED TAX / PROFIT TAX / TAX SYSTEM / CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назарова С.Ф.

Объект исследования налоговые системы стран-членов Таможенного союза. Предмет исследования эффективность систем налогообложения стран-членов Таможенного союза. Цель работы: изучение сложившейся практики построения налоговых систем в странах-членах Таможенного и разработка предложений по совершенствованию систем налогообложения в странах Таможенного союза. Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экспертных оценок. Изучены системы налогообложения стран-членов Таможенного союза, дана их оценка, разработаны предложения по совершенствованию систем налогообложения в станах-членах Таможенного союза. Разработаны направления по оптимизации систем налогообложения в странах-членах Таможенного союза. Область возможного практического применения: совершенствования систем налогообложения в странах-членах Таможенного союза. Технико-экономическая, социальная значимость: внедрение предложений позволит создать равные условия налогообложения в странах-членах Таможенного союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject matter of the study: the tax systems of member countries in the Customs union. Scope of the study: efficiency of the taxation systems in the Customs Union members. Object of the study: studying of established practice of tax systems creation in the Customs Union members and development of suggestions for taxation systems improvement in the countries of the Customs union. Methods of study: comparative analysis, groups, expert estimates. The taxation systems in the Customs union member countries are studied, their assessment is given and suggestions for improvement of their taxation systems are developed. The directions on optimization of taxation systems in the Customs union members are developed. Area of possible practical application: improvement of taxation systems in the Customs union member countries. Technical, economic importance: the introduction of suggestions is ideally to allow the possible creation of equal conditions of taxation in the Customs union member countries.

Текст научной работы на тему «Налогообложение в странах-членах Таможенного союза»

УДК 336.221

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Назарова С.Ф.

Объект исследования - налоговые системы стран-членов Таможенного союза.

Предмет исследования - эффективность систем налогообложения стран-членов Таможенного союза.

Цель работы: изучение сложившейся практики построения налоговых систем в странах-членах Таможенного и разработка предложений по совершенствованию систем налогообложения в странах Таможенного союза.

Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экспертных оценок.

Изучены системы налогообложения стран-членов Таможенного союза, дана их оценка, разработаны предложения по совершенствованию систем налогообложения в станах-членах Таможенного союза.

Разработаны направления по оптимизации систем налогообложения в странах-членах Таможенного союза.

Область возможного практического применения: совершенствования систем налогообложения в странах-членах Таможенного союза.

Технико-экономическая, социальная значимость: внедрение предложений позволит создать равные условия налогообложения в странах-членах Таможенного союза.

Ключевые слова: налог, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налоговая система, Таможенный союз.

TAXATION IN THE MEMBER COUNTRIES OF THE CUSTOMS UNION

Nazarova S.F.

Subject matter of the study: the tax systems of member countries in the Customs union.

Scope of the study: efficiency of the taxation systems in the Customs Union members.

Object of the study: studying of established practice of tax systems creation in the Customs Union members and development of suggestions for taxation systems improvement in the countries of the Customs union.

Methods of study: comparative analysis, groups, expert estimates.

The taxation systems in the Customs union membercountries are studied, their assessment is given and suggestions for improvement of their taxation systems are developed.

The directions on optimization of taxation systems in the Customs union members are developed.

Area of possible practical application: improvement of taxation systems in the Customs union member countries.

Technical, economic importance: the introduction of suggestions is ideally to allow the possible creation of equal conditions of taxation in the Customs union member countries.

Key words: tax, value added tax, profit tax, tax system, Customs union.

Налоговая система страны является одним из важнейших регуляторов экономики. Эффективно построенная налоговая система воздействует на развития экономики и каждого предприятия. Налоговая система Беларуси на сегодняшний день приобрела определенные черты эффективности и стабильности. Однако анализ действующего положения, показывает, что необходимо принимать дальнейшие меры по совершенствованию системы налогообложения предприятий в Беларуси.

Теоретическими основами исследований явились Налоговые кодексы стран-членов Таможенного союза. Вопросы налогообложения в странах-членах Таможенного союза затрагивается многими учеными, исследователями и экономистами трех стран: Л.И. Тарарышкина, Сайфиева, С.Н., Щербаков, М., Исаков В., Аубакирова С.Д. и другие.

При формировании налоговых систем интеграционные объединения ставят перед странами задачи учитывать действующие системы налогообложения в странах-членах объединений. Гармонизацию национальных законодательств в налоговой сфере необходимо рассматривать как одну из основных задач формирования межгосударственного интеграционного объединения, с целью создания взаимовыгодных торговых отношений, равных условий ведения бизнеса.

Целью работы является изучение сложившейся практики построения налоговых систем в странах-членах Таможенного и разработка предложений по совершенствованию систем налогообложения в странах Таможенного союза.

Одним из основных понятий финансовой науки является налог - понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение является важным элементом экономического строя общества и присуще всем государственным системам как рыночного, так и не рыночного типа хозяйствования.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов.

Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми. При определении основных направлений налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественного параметра. В основу приоритетов также должно быть заложено решение проблем экологии и социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения. В стратегическом плане в основу налоговой политики должна быть заложена концепция приоритетных направлений развития тех отраслей и производств, которые обеспечат эффективный экономический рост.

Налоговая система - это совокупность установленных и взимаемых налогов в той или иной стране форм и методов налогообложения, взимания и использования налогов, а также налоговых органов. Налоговая система каждой страны складывалась исторически с учетом экономической, политической и социальной ситуации. Вместе с тем налоговые системы имеют общие черты: элементы налоговой системы, принципы построения налоговой системы. Налоговая система оказывает значимое влияние на развитие экономики страны. При помощи налогов формируются доходы государственного бюджета, и осуществляется регулирование развития экономики. Налоговое регулирование экономики представляет собой воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов и физических лиц путем установления правил изъятия у них части доходов на общественные нужды. Оно способно оказать определяющие воздействие на формирование структуры производства и потребления общественного продукта, на процессы накопления инвестировании капитала, ценообразования, инфляция, развития научно-технического прогресса, экологию, объем государственного бюджета, жизненный уровень населения и другие стороны жизни общества и каждого отдельного гражданина.

При формировании налоговой системы и ее развитии важное значение имеет выбор пропорций сочетания прямого и косвенного налогообложения.

© Назарова С.Ф., 2014

Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 22/1

235

Налоговые системы стран - членов Таможенного союза начали формироваться с 1992 года. На сегодняшний день налоговые системы России, Белоруссии и Казахстана созданы в полном объеме и регулируются Налоговыми Кодексами. В Налоговых Кодексах определены основные понятия, принципы построения налоговых систем, налогоплательщики, их права и обязанности, государственные органы, регулирующие вопросы налогообложения, их права и обязанности, основные виды налогов и сборов, взимаемых в бюджет.

Анализируя налоговые системы государств-членов Таможенного союза, следует отметить значительное число общих черт, обусловленных историческими предпосылками. Вместе с тем условия развития национальных экономик привели к формированию многочисленных отличий как по отдельным налоговым понятиям, терминам и институтам, так и в целом налоговых систем. Налоговая гармонизация может предусматривать сохранение определенной самобытности и не должна вести к полной стандартизации порядка взимания налогов и сборов.

Согласно Налоговым Кодексам в странах взимаются определенные виды налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в странах Таможенного союза.

Структура налогообложения в странах-членах Таможенного союза характеризуется значительной степенью унификации: налоговые системы всех стран Таможенного союза, предполагают взимание прямых и косвенных налогов. Элементы налоговой системы, порядок исчисления и уплаты налогов, налоговые льготы и освобождение от уплаты налогов, система контроля также в значительной степени идентичны.

Кроме этого, практически во всех 3-х странах приступили к завершающему этапу создания эффективной налоговой системы - совершенствованию налогового законодательства и налогового администрирования.

По анализу налоговой нагрузки на экономику в странах-членах Таможенного союза можно сказать, что уровень налоговой нагрузки на экономику за рассматриваемый период в Республике Беларусь выше (27,2%), чем в Российской Федерации (18,5%) и в Республике Казахстан (15,5%). Самый низкий уровень налоговой нагрузки из стран-членов Таможенного союза в Республике Казахстан.

В течение последних лет Беларусь активно реформировала налоговую систему. Сокращение количества налогов, ежегодное снижение ставок налогов, оптимизация баз налогообложения способствовали сокращению налоговой нагрузки на экономику с 36,1 % в 2008 г. до 27,2 % в 2012 г.

В Республике Беларусь предусматривается дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику путем уменьшения налогового давления на прибыль и фонд заработной платы. Реформирование налоговой системы с одновременной оптимизацией бюджетных расходов должно позволить к концу 2015 года снизить налоговую нагрузку до 26% к ВВП.

Следует отметить, что с 2009 г. в Беларуси внедрена и динамично развивается система электронного декларирования, которая способствует развитию цивилизованного бесконтактного взаимодействия налоговых органов с плательщиками с использованием интернет-технологий.

Данная услуга в значительной степени позволяет плательщикам сэкономить время, затрачиваемое на представление в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, предусмотренных административными процедурами, в формате EXCEL и WORD.

В отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса - 2013» Республика Беларусь занимает 58-ю позицию, Беларусь по сравнению с ее партнерами по Таможенному союзу в рейтинге уступает Казахстану (49-я позицию), но опережает Россию (112). Один из 10 критериев, применяемых для оценки условий для ведения бизнеса -критерий «налогообложение». По данному индикатору Республика Беларусь занимает 129-ю позицию, Российская Федерация - 64-ю, Республика Казахстан - 17-ю позицию [1].

Необходимо отметить, что в Республике Беларусь проделана большая работа по совершенствованию налоговой системы. В период с 2006 по 2012 годы в республике отменено большое количество налогов и сборов. Например: сбор на формирование местных целевых бюджетных фондов; сбор за размещение наружной рекламы на иностранных языках; целевые сборы из прибыли, остающейся в распоряжении организаций; сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; местный налог с продаж и налог на услуги. С 2012 года уменьшены ставки налога на прибыль (с 24 до 18 процентов), налога при упрощенной системе налогообложения (с 8 до 7 процентов - для плательщиков, не уплачивающих НДС; с 6 до 5 процентов - для плательщиков НДС). Таким образом, величина налоговой нагрузки на экономику в 2012 году снизилась до 25,5 процента к ВВП. С 2013 года ставки при упрощенной системе налогообложения снижены на 2 пункта, следовательно, и налоговая нагрузка предположительно снизится [3].

Наибольшую долю доходов бюджетов составляют налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог. В то же время эти налоги оказывают существенное влияние на развитие предприятий.

При рассмотрении порядка исчисления налога на прибыль в странах-членах Таможенного союза можно сказать, что порядок определения суммы налога на прибыль идентичен. Наблюдаются некоторые отличия при расчете налога на прибыль. В Российской Федерации при расчете налога учитываются следующие расходы: расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию; расходы на формирование резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. В Казахстане при расчете налога, убытки от выбытия фиксированных активов переносятся на последующие десять лет включительно для погашения за счет налогооблагаемого дохода данных налоговых периодов. В Налоговом кодексе Республике Беларусь предусмотрен более широкий ряд льгот по освобождению прибыли от налогообложения, учитывающий национальные интересы. Общим является поддержка инновационной, научной, инвестиционной деятельности, социальных учреждений. При рассмотрении ставок необходимо сказать, что основная ставка налога в Российской Федерации и в Казахстане - 20 процентов, а в Республике Беларусь - 18 процентов. С целью гармонизации налоговых законодательств и недопущения перехода бизнеса в страны-члены Таможенного союза можно предложить унифицировать ставку налога на прибыль. В целях развития экономики и привлечения внешних инвесторов, ставка налога на прибыль в странах-членах Таможенного союза должна составлять 18 процентов [2, 3, 4].

Главным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость. В странах Таможенного союза действует зачетная система взимания НДС с применением к экспорту нулевой ставки налога и налогообложением импорта по национальной ставке страны, в которую поставляется товар, также не оказывает искажающего влияния на условия конкуренции, поскольку:

- на территории каждого государства применяются единые национальные ставки как к отечественным, так и к импортным товарам;

- налогообложение НДС взаимной торговли в Таможенном союзе осуществляется по принципу страны назначения, то есть с полным освобождением от НДС экспорта за счет применения нулевой ставки и обложением импорта по ставкам, действующим в стране - потребителе товара.

Необходимо отметить, что более низкие ставки НДС в Казахстане - 12 % и в России - 18 %, а в Беларуси - 20 %. Наиболее низкая ставка по данному налогу в Казахстане (12%), хотя в Российской Федерации и в Республике Беларусь кроме стандартной ставки установлена пониженная ставка 10 процентов на определенные виды товаров [2, 3, 4]. По оценке международных экспертов, налоги на потребление, к которым относится НДС, оказывают наименьшее влияние на инвестиционную привлекательность и перемещение капитала. Более значительную роль здесь играют прямые налоги и, в первую очередь, налог на прибыль.

В целях унификации налоговых законодательств можно предположить о необходимости установления ставок НДС в странах Таможенного союза на одном уровне. Вносятся предложения, чтобы, в первую очередь Беларусь и Россия пошли по пути снижения ставки НДС.

Унификация налогового законодательства трех стран имеет большое значение с точки зрения обеспечения равных условий хозяйствования и развития взаимной торговли. Однако необходимо понимать, что этот процесс в среднесрочном и долгосрочном периоде не предполагает одинаковые ставки налогов в странах-членах Таможенного союза, что объективно не может быть обеспечено с учетом имеющихся экономических различий. Прежде всего, это касается унификации перечня применяемых налогов, механизмов их взимания, а также принципов налогообложения взаимной торговли, которые в настоящее время максимально сближены.

Таким образом, создание и функционирование Таможенного союза и ЕЭП не предполагает жесткой унификации налоговых законодательств трех стран. Это обусловлено различием в структурах экономик Беларуси, России и Казахстана, уровнях социальных обязательств, а также имеющимися возможностями финансирования государственных расходов за счет различных доходных источников.

Важным налогом в налоговых системах является акциз. Национальные перечни подакцизных товаров государств-членов Таможенного союза практически идентичны. Различия в ставках акцизов по большей части товарных позиций, таких как бензин автомобильный, дизельное топливо, сигареты с фильтром различия в уровнях ставок весьма значительны.

Наиболее высокие ставки акцизов на подакцизные товары отмечаются в Республике Беларусь и Российской Федерации, где самые высокие ставки установлены на пиво и сигареты. В Республике Казахстан наблюдаются максимально высокие ставки акцизов на вина и легковые автомобили (0,17 евро за литр, 7,33 евро за 1 л. с.), на остальные товарные позиции в Республике Казахстан минимальные ставки акцизов [2, 3, 4].

Ставки акцизов в государствах - членах Таможенного союза ежегодно утверждаются правительствами стран. При этом ставки акцизов в Российской Федерации и в Республике Беларусь ежегодно значительно увеличиваются, что предполагает увеличение их доли в доходах бюджетов. Разные по величине ставки акцизов являются барьером при осуществлении внешней торговли между странами - членами Таможенного союза. Опыт построения налоговых систем в европейских странах на сегодняшний день показывает общую тенденцию к увеличению ставок косвенных налогов и снижению ставок прямых налогов (это объясняется кризисными явлениями в экономике).

В Европейском союзе ставки налогов на прибыль от коммерческой деятельности компаний за последние годы сократились в среднем с 30,4 до 22,9%. Ставки налога на прибыль в некоторых восточноевропейских странах ЕС довольно низкие. Так, в Болгарии ставка такого налога находится на уровне 10%. За ней следуют Литва и Латвия (15%), Румыния (16%), а также Чехия, Словакия, Польша и Венгрия (19%).

Средняя стандартная ставка НДС в Евросоюзе в 2012 г. составила 21 % - на 1 процентный пункт больше, чем в Республике Беларусь. Уровень ставок НДС в Евросоюзе варьируется от 15 % в Люксембурге до 27 % в Венгрии. В 2009 году средний размер платежа был равен 19,52%, в 2010-м - 20,45%, в 2011-м - 20,76%, в 2012-м - 21%. Если говорить о странах Европейского союза, то можно сказать, что Европа идет по пути поднятия ставки НДС. За последние два года в связи необходимостью финансирования растущих государственных расходов, в том числе связанных со стабилизацией внешнего государственного долга и выходом из долгового кризиса европейские государства были вынуждены увеличить объем поступлений за счет НДС.

В Европейском союзе в соответствии с проектом директивы об общеевропейской системе НДС, предполагается установление минимально допустимой ставки НДС на пять последующих лет.

Причины особого внимания европейских стран к косвенным платежам объясняются тем, что по сравнению с налогом на прибыль НДС менее подвержен влиянию спадов в экономике и поэтому более стабилен, его налоговая база менее изменчива, а собираемость в режиме реального времени обеспечивает государству более ровное поступление доходов.

Необходимо сказать, что ставки акцизов в европейских странах на порядок выше, чем в странах Таможенного союза. Например, ставка акциза за 1000 штук сигарет составляет 64 евро, в 2014 году планируется повысить ее до 90 евро. В Таможенном союзе ставка акциза составляет от 7,66 евро в Казахстане до 18,08 евро в России за 1000 штук сигарет. Однозначно возникает вопрос о значительном поднятии ставок акцизов в странах Таможенного союза. В планах России и Беларуси предусмотрено повышение действующих ставок акцизов.

Что касается подоходного налога, то в странах-членах Таможенного союза применяется плоская шкала подоходного налога, в порядке расчета и использование налоговых льгот и вычетов в странах прослеживается общая тенденция. В Казахстане самая низкая ставка налога 10 процентов, в России - 13 процентов, в Беларуси - 12 процентов. До сих пор идут споры о достоинствах и недостатках плоской и прогрессивной шкалы с позиций социальной справедливости. Традиционно считается, что прогрессивная шкала справедливее, поскольку более обеспеченные граждане должны вносить в казну на нужды общества, соответственно, более значительный вклад, чем бедные. В странах с развитой рыночной экономикой так и делается.

Переход к прогрессивной шкале налоговых ставок в настоящее время, очевидно, требуется, однако данное нововведение следует реализовывать постепенно, и представляется целесообразным начать с установления необлагаемого минимума. Чтобы обеспечить равное и справедливое налогообложение и освободить от налога низкие доходы, существенные изменения необходимо внести в систему применяемых налоговых вычетов. В налоговых системах стран-членов Таможенного союза применяются разные подходы к определению стандартных вычетов. Практическое взимание подоходного налога требует дальнейшего совершенствования с целью повышения его роли в стимулировании экономической активности населения.

В целях совершенствования налогового законодательства, способствующего развитию экономик и предприятий стран-членов Таможенного союза можно предложить:

- унифицировать ставку налога на прибыль с целью создания равных условий для ведения бизнеса;

- установить ставку налога на прибыль в размере 18%, что будет способствовать привлечению внешних инвестиций и с учетом опыта европейских стран по снижению налогообложения прибыли в тяжелой экономической обстановке;

- расширение льгот по налогу на прибыль для поддержания инвестиционной и инновационной активности;

- по возможности установление единой ставки НДС (на уровне 16-18%). При этом в Таможенном союзе для унификации налогов может быть применим опыт Европейского союза, где, в соответствии с проектом директивы об общеевропейской системе НДС, предполагается установление минимально допустимой ставки НДС на пять последующих лет;

- принятия нормативно-правового документа, регламентирующего акцизную политику в рамках Таможенного союза по всем подакцизным товарам, включая вопросы по производству, обороту и перемещению подакцизных (маркируемых) товаров (в условиях отсутствия таможенного оформления и контроля) (с учетом опыта стран Европейского союза);

- установление одинаковых ставок акцизов, для снятия барьеров при осуществлении внешней торговли между странами -членами Таможенного союза;

- значительное повышение ставок акцизов с целью увеличения доходов бюджетов (с учетом опыта стран Европейского союза);

- существенные изменения необходимо внести в систему применяемых налоговых вычетов по подоходному налогу целью повышения его роли в стимулировании экономической активности населения.

Разумное сочетание прямых и косвенных налогов, установление оптимальных ставок, применение льгот позволят создавать действенные налоговые системы в странах-членах Таможенного союза, с благоприятными условиями для ведения бизнеса, и в конечном итоге будет содействовать экономической интеграции государств-членов Таможенного союза и привлечения инвестиций.

Согласно Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы основная цель налоговой политики на эту пятилетку - это повышение конкурентоспособности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении доходной части государственного бюджета всех уровней.

Главными задачами в этой сфере в Республике Беларусь являются:

- совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;

- радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах.

В национальной налоговой системе предусматривается дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику путем уменьшения налогового давления на прибыль и фонд заработной платы.

Перед налоговым ведомством Республики Беларусь сейчас стоит непростая задача - в условиях снижения налоговой нагрузки для налогоплательщиков обеспечить поступление доходов в бюджет в полном объеме, обеспечивающем выполнение социальных обязательств государства. Любая либерализация законодательства должна сопровождаться повышением уровня собираемости налогов. Только так возможно обеспечить стабильность поступлений в бюджет. Снижая налоговую нагрузку, предоставляя плательщикам преференции и оставив тем самым в распоряжении плательщиков дополнительные суммы денежных средств, государство вправе ожидать дополнительных поступлений в бюджет за счет создания благоприятных условий для развития бизнеса.

Для обеспечения полноты уплаты налогов и формирования доходов бюджета в запланированных объемах необходим целый комплекс условий. Основными функциями грамотно организованной и эффективной системы сбора налогов являются информирование, консультирование и оказание методологической помощи плательщикам по вопросам исполнения налогового законодательства. Сюда же следует отнести создание для плательщиков комфортных условий исполнения налоговых обязательств и минимизации издержек бизнеса на уплату налогов. Немаловажное значение имеют учет плательщиков и уплаченных ими налогов как основа аналитической составляющей налогового администрирования и, безусловно, контроль за соблюдением налогового законодательства, система мер принудительного взыскания в целях погашения задолженности по платежам в бюджет. Выстраиванием такой системы и занимается белорусская налоговая служба на протяжении последних лет.

Главным остается усиление стимулирующей предпринимательство функции налогов, поощрение товаропроизводителей, осуществление региональной экономической политики и устранение противоречий в налоговом законодательстве. Особо важным направлением в налоговой политике является стабильность налогового законодательства.

Список использованных ресурсов

1. Исследование Всемирного банка: Ведение бизнеса в 2013 году // Центр гуманитарных технологий. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2012/10/23/5115.

2. Кодекс Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) от 10 дек. 2008 г. № 99-IV: в ред. Закона Респ. Казахстан от 26.12.2012 г, № 61-V // Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан [Электронный ресурс] /Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан. - Астана, 2014.

3. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 19 дек. 2002 г., № 166-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 26.10.2012 г., №431-З //Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]/Национальный правовой Интернет портал. - Минск, 2014.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации: Кодекс Рос. Фед., 19 июля 2000 г.: в ред. Закона Рос. Фед. От 25.01.2012 г., № 253-ФЗ // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Грант Информационно-правовой портал. - Москва, 2014.

References

1. Issledovanie Vsemirnogo banka: Vedenie biznesa v 2013 godu // Tsentr gumanitarnykh tekhnologiy.: http://gtmarket.ru/news/2012/10/23/5115.

2. Kodeks Respubliki Kazakhstan o nalogakh i drugikh obyazatel'nykh platezhakh v byudzhet (Nalogovyy kodeks) ot 10 dek. 2008 g. № 99-IV: v red. Zakona Resp. Kazakhstan ot 26.12.2012 g., № 61-V // Nalogovyy komitet Ministerstva finansov Respubliki Kazakhstan / Nalogovyy komitet Ministerstva finansov Respubliki Kazakhstan. - Astana, 2014.

3. Nalogovyy kodeks Respubliki Belarus': Kodeks Resp. Belarus', 19 dek. 2002 g., № 166-3: v red. Zakona Resp. Belarus' ot 26.10.2012 g., №431-Z//Ministerstvo po nalogam i sboram Respubliki/Natsional'nyy pravovoy Internet portal. - Minsk, 2014.

4. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii: Kodeks Ros. Fed., 19 iyulya 2000 g.: v red. Zakona Ros. Fed. Ot 25.01.2012 g., № 253-FZ//Konsul'tant Plyus: Belarus'/Grant Informatsionno-pravovoy portal. - Moskva, 2014.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Назарова Светлана Федоровна, доцент кафедры финансов

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»

Республика Беларусь, г. Минск, ул. Казинца 21/3

Svettta@rambler.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Nazarova S.F., associate professor of the department of finance,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Establishment of formation of Federation of labor unions of Belarus «International university «MITSO»

Republic of Belarus, Minsk, ul. Kazinca 21/3

Svettta@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.