Научная статья на тему 'НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
цифровые активы / криптовалюта / биткоин / биткоин-фьючерсы / криптовалютные платежи / майнинг / выбор прямого или косвенного налогообложения / digital assets / cryptocurrency / bitcoin / bitcoin futures / cryptocurrency payments / mining / choice of direct or indirect taxation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородина Ю.И., Токмачева Н.В.

В настоявшее время на уровне администраций национальных налоговых служб все чаще звучат мнения о необходимости правового закрепления общих подходов к налогообложению цифровых активов. Актуализация вопросов налогообложения цифровых активов произошла вследствие того, что средствами платежа в современном мире становятся Биткоин и Эфир, обращающимися активами становятся Spice и BCAP, а потребительские токены обеспечивают доступ к потребительским рынкам. Следовательно, международное сотрудничество и анализ мирового опыта в ближайшее время позволят выработать новые императивы в национальных налоговых системах и закрепить их соответствующими правовыми актами, соответствующими данной тенденции глобальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION OF DIGITAL ASSETS AS A NEW DIRECTION OF INTERNATIONAL COOPERATION

At the present time, opinions on the need for legal consolidation of common approaches to taxation of digital assets are increasingly being voiced at the level of administrations of national tax services. The actualization of the issues of taxation of digital assets occurred due to the fact that Bitcoin and Ether are becoming the means of payment in the modern world, Spice and BCAP are becoming circulating assets, and consumer tokens provide access to consumer markets. Consequently, international cooperation and analysis of world experience in the near future will make it possible to develop new imperatives in national tax systems and consolidate them with appropriate legal acts that correspond to this trend of the global economy.

Текст научной работы на тему «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Бородина Ю.И.

Южно-Российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налогообложения и бухгалтерского учета»

Токмачева Н.В.

Южно-Российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налогообложения и бухгалтерского учета»

TAXATION OF DIGITAL ASSETS AS A NEW DIRECTION OF INTERNATIONAL COOPERATION

Borodina Yu.

South Russian Institute of management Russian presidential Academy of national economy and public administration, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of taxation and accounting ,

Tokmacheva N.

South Russian Institute of management Russian presidential Academy of national economy and public administration, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of taxation and account-

ing»

Аннотация

В настоявшее время на уровне администраций национальных налоговых служб все чаще звучат мнения о необходимости правового закрепления общих подходов к налогообложению цифровых активов. Актуализация вопросов налогообложения цифровых активов произошла вследствие того, что средствами платежа в современном мире становятся Биткоин и Эфир, обращающимися активами становятся Spice и BCAP, а потребительские токены обеспечивают доступ к потребительским рынкам. Следовательно, международное сотрудничество и анализ мирового опыта в ближайшее время позволят выработать новые императивы в национальных налоговых системах и закрепить их соответствующими правовыми актами, соответствующими данной тенденции глобальной экономики.

Abstract

At the present time, opinions on the need for legal consolidation of common approaches to taxation of digital assets are increasingly being voiced at the level of administrations of national tax services. The actualization of the issues of taxation of digital assets occurred due to the fact that Bitcoin and Ether are becoming the means of payment in the modern world, Spice and BCAP are becoming circulating assets, and consumer tokens provide access to consumer markets. Consequently, international cooperation and analysis of world experience in the near future will make it possible to develop new imperatives in national tax systems and consolidate them with appropriate legal acts that correspond to this trend of the global economy.

Ключевые слова: цифровые активы, криптовалюта, биткоин, биткоин-фьючерсы, криптовалютные платежи, майнинг, выбор прямого или косвенного налогообложения

Keywords: digital assets, cryptocurrency, bitcoin, bitcoin futures, cryptocurrency payments, mining, choice of direct or indirect taxation.

Прозрачная, понятная и эффективная система налогообложения является необходимой основой для здорового функционирования экономики страны. ФНС России ведет активную работу по усилению своего присутствия на различных международных площадках и международных организациях, укрепляет многостороннее и двустороннее сотрудничество с налоговыми администрациями других стран, принимает активное участие в дискуссиях по вопросам международной налоговой повестки, а также выработке мер по вопросам международного налогообложения [1].

Это позволяет оперативно реагировать на современные налоговые вызовы и своевременно внедрять передовой международный опыт в сфере налогового администрирования. ФНС России в настоящее время взаимодействует с различными организациями, задействованными на наднациональном уровне.

1. БРИКС/BRICS (Межгосударственное объединение Бразилии, России, Индии, Китая, Южноафриканской Республики (БРИКС) - связи с председательством России в межгосударственном объединении БРИКС в 2020 году 29 мая 2020 года под

эгидой ФНС России состоялось заседание руководителей налоговых администраций стран БРИКС.

2. ОЭСР/OECD - Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

3. ЕОНА/ЮТА - Внутриевропейская организация налоговых администраций (англ. Intra-European Organisation of Tax Administrations, IOTA) - межправительственная международная организация, основывающаяся на членстве налоговых администраций и созданная в 1996 году. Членами организации являются 44 налоговые администрации.

4. ЕАЭС/EEU - Евразийский экономический союз представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции, целью которой является обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

5. ФАТФ/FATF - группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF)) - межправительственная организация, созданная в 1989 году по решению стран «Большой семерки».

6. ФРК/CRF - Форум регистраторов компаний представляет собой международную некоммерческую организацию администраторов реестров предприятий и ценных бумаг.

7. КСРНС/CŒTA - КСРНС является органом отраслевого сотрудничества СНГ и осуществляет свою деятельность в целях обеспечения координации взаимодействия налоговых служб государств-участников СНГ. Заседания КСРНС проводятся один раз в год, деятельность Совета в течение года координируется Рабочими группами.

Вопросы стратегического международного взаимодействия подтверждены использованием налоговыми органами Российской Федерации двух стандартов ОЭСР по международному автоматическому обмену информацией. Незадекларированные доходы от зарубежных источников, контролируемые иностранные компании (КИК) и их контролирующих лиц отслеживают по единому стандарту отчетности (Common Reporting Standard), в рамках которого происходит обмен сведениями о финансовых счетах.

Отчеты, содержащие финансовые и налоговые показатели деятельности компаний по странам ОЭСР (Country-by-Country Reporting) направлены на анализ величины налоговых баз и величины налоговой нагрузки.

Международная экономическая глобализация, с точки зрения положительных тенденций, означает возможность маневрирования финансовыми, материальными, трудовыми ресурсами, внедрение новых технических достижений и новейших технологий. В процессе глобализации происходит увеличение объемов деятельности, растет прибыль и

уменьшаются затраты многих хозяйствующих субъектов [6]. В тоже время экономическая глобализация ставит перед налоговыми органами разных стран новые вызовы, на которые следует своевременно реагировать. Актуальное направление в работе налоговых администраций в настоящее время связано с вопросами формирования налогового законодательства в рамках налогообложения цифровых активов. Так, весной 2021 года состоялась встреча членов Координационного совета руководителей налоговых служб государств СНГ(КСРНС), императивом которой стал вопрос поиска практических инструментов налогообложения цифровых активов, и доходов полученных на их основе юридическими и физическими лицами.

Масштабы операционной деятельности международных компаний, которые основаны на операциях с цифровыми активами впечатляют. Так, например, канадская компания Purpose Investments, которая была основана в 2012 году, в марте этого года подтвердила, что общая стоимость активов, управляемых ею превысила $1 млрд. Компания также является первым зарегистрированным в Северной Америке биржевым фондом на базе битко-ина.

В настоящее время компания Purpose Investments Inc. объявила о том, что подала заявку в канадский регулирующий орган на регистрацию трех ETF, привязанных к криптовалюте. Компания направила регулятору проспект и информационную форму для запуска трех активно управляемых биржевых фондов (ETF) с привязкой к криптова-люте - Purpose Crypto Opportunities, Purpose Bitcoin Yield и Purpose Ether Yield.

Биржевой фонд Purpose Crypto Opportunities ориентирован на долгосрочное увеличение капитала. Он предлагает клиентам опосредованный доступ к криптоактивам через регулируемые ценные бумаги и деривативы, связанные с криптовалютой.

В то время как инвесторы в фонды Purpose Bitcoin Yield и Purpose Ether Yield погут также могут рассчитывать на долгосрочный доход с ежемесячным перераспределением активов, поскольку и эти фонды будут прямо или косвенно инвестировать в биткоин и Ethereum, а также использовать стратегию управления активами, применяемую к деривативам.

Известно, что Биткоин-ETF от Purpose был официально запущен в феврале 2021 года после получения одобрения канадского регулятора по ценным бумагам. Через два дня после запуска ETF увеличил активы в управлении, до более чем $400 млн.

В апреле компания Purpose запустила первый в мире ETF на базе Ethereum. В то время регуляторы США не желали менять позицию в отношении ETF и только недавно утвердили заявку на запуск ETF с привязкой к биткоин-фьючерсам. И это событие толкнуло биткоин к новым рекордным максимумам: на торгах 20 октября стоимость монеты превысила отметку в $67 000 [2].

Как мы видим, на сегодняшний день Канада -активный сторонник криптовалют. Она занимает

второе место в мире после США по количеству установленных биткоин-банкоматов, а с 2016 году в стране активно изучается блокчейн - тогда же у Центрального банка Канады была попытка разработки собственной криптовалюты под названием CADcoin. Сейчас Канада разрешает использование криптовалют, однако они не считаются законным средством платежа в Канаде, каковым является только канадский доллар.

Канадское налоговое агентство определяет криптовалюту как товар, а использование крипто-валюты для оплаты товаров или услуг как бартерная операция.

В Европе Германия считается одной из самых прогрессивных стран ЕС в отношении регулирования криптовалют. Еще в 2013 году Германия занимала первое место по официальному количеству владельцев биткоина (хотя криптоматов в стране 4519329.29 +114037.38 {+2.5Щ

■lln.J

Ноя

2021

раз-два и обчелся). 27 февраля 2018 года на сайте Министерства финансов Германии появился документ, в котором было указано, что бит-коин признается в качестве денежного средства. Такой статус биткоина сопоставим разве что с его статусом в Вайоминге, США. Франция позволяет совершать криптовалютные платежи в обычных магазинах проще, чем в других европейских странах. В прошлом году на Неделе розничной торговли в Париже было объявлено, что криптовалюты официально будут приниматься в качестве способа оплаты в десятках крупных розничных магазинов, включая гигант спортивной одежды Decathlon и парфюмерный бренд Sephora [5].

Динамика цен на биткоин в рублях за предыдущий год находилась в диапазоне от 800 000 до 4 800 000 рублей. В октябре 2021 года цена колебалась от 3 000 000 до 4 600 000 рублей (рис. 1).

4800000.00

4519329.28

JUUU.UU

4000000.00 3600000.00 3200000.00 2800000.00 2400000.00 2000000.00 1600000.00 1200000.00 ВООООО.ОО

о

I iLlll, I. I, IiiiiIii Ik........I.L.I...........1,.........„,

Anp I'KH Абг OKT

Рис. 1 Динамика цен на биткоин в рублях [3].

Исходя из сложившейся ситуации на фондовых ранках и растущего спроса на криптоактивы, нарастает и направление международного сотрудничества налоговых администраций. Задачи, которые стоят в настоящее время перед налоговыми администрациями разных стран, обусловлены нарастающим процессом глобальной операционной деятельности представителей различных юрисдик-ций с крипровалютами и криптоактивами, которые могут являться в настоящее время не просто инструментами формирования финансовых активов, но инструментами уклонения от уплаты налогов с доходов, в том числе отмывания доходов, полученных преступным путем. А выявление таких доходов является инструментом снижения угроз национальной безопасности. Актуализация вопросов налогообложения цифровых активов, важна также

и тем, что нормативно-правовое поле в ряде стран, не является достаточно проработанным. Следовательно, необходима проектная инициатива по внесению изменений в действующее национальное законодательство с отвечающими современным реалиям, инструментами и элементами налогообложения.

В тоже время, говоря о сегодняшней практике налогового администрирования, отметим, что все еще нет единого правового понимания и подхода к раскрытию понятия «криптоактив». И это с одной стороны говорит не только о существующей проблеме, но и является направлением унификации и стандартизации в сфере правового закрепления этой дефиниции, на дискуссионной основе, проходящей в том числе в рамках международных семи-

наров, в которых участвуют представители различных налоговых администраций. Отметим, что именно в процессе взаимодействия рабочей группы по международному сотрудничеству КСРНС, членом которого является и ФНС России в настоящее время анализируются сходства и различия в определении и классификации цифровых активов, а также определяются возможные направления порядка их учета и налогообложения.

Вопросы обсуждения проблем глобальной цифровизации, в том числе и в части налогообложения цифровых активов, носят как научный, так и прикладной характер, поскольку в них подлежат обсуждению такие дефиниции как: в чем заключается правовой статус криптовалюты; каким образом, следует осуществлять ценнобумажное регулирование; как сохранить стабильность денежного оборота и денежного регулирования, в рамках растущего глобального спроса на электронные активы.

Вопросы налогообложения в ближайшей перспективе могут касаться следующих бизнес-процессов - создание (майнинг); хранение и передача криптовалюты; обмен или другие формы отчуждения или получения.

Говоря о классификации учета криптовалюты эксперты отмечают, что % всех стран не определились с терминологией в рамках своего законодательства, при этом в ряде стран крипловалюты, либо запрещены, либо частично запрещены.

Направления разработки налогового законодательства стран членов КСРНС будет развиваться по следующим направлениям:

— формирование понятной системы налогообложения для налогоплательщиков, чьи интересы представлены в цифровой сфере;

— определение необходимости создания самостоятельной нормативно-правовой базы для регулирования операций по движению крипловалют;

— определение с инструментами налогообложения - выбор прямого (личного или имущественного налогообложения) или косвенное налогообложения посредствам НДС.

В ближайшей перспективе налоговым администрациям разных стран придется определиться с такими аспектами как:

1) понимание степени важности операций с криптовалютами;

2) понимание того, как формируется политика налогообложения крипловалют за рубежом;

3) необходимость выработки единого порядка для стран - участниц СНГ;

4) выявление влияния налогообложения криптовалют на мировую повеству в части стратегических направлений глобальной налоговой политики.

Отметим, что в Латвии уже имеется опыт формирования правовых норм в части обложения цифровых активов. Так, например, доход от индивидуальной деятельности по купле-продаже виртуальных валют до 31 декабря 2017 г., облагался налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). Налоговая ставка 5%, была указанна в статье 6 (3) об НДФЛ.

После изменений в налогообложении индивидуальной деятельности и в методике исчисления подлежащего уплате налога на прибыль, начиная с 1 января 2018 г. доходы от индивидуальной деятельности по купле-продаже виртуальных валют стали облагаться налогом с применением ставки НДФЛ в размере 15%, указанной в Статья 6 (1) НДФЛ.

Объектом подоходного налога нерезидента Литвы считается доход от индивидуальных мероприятий, осуществляемых через фиксированную базу, согласно статье 2 (13) НДФЛ. Считается, что нерезидент Литвы осуществляет деятельность в Литве через фиксированную базу, если он осуществляет свою деятельность на регулярной основе или выполняет постоянные действия по извлечению дохода в Литве через зависимого представителя (агента). Индивидуальной предпринимательской деятельностью считается деятельность, осуществляемая нерезидентами Литвы на постоянной основе, если с началом такой деятельности в Литве такая деятельность составляет полный цикл коммерческой операции (т.е. охватывают следующие этапы операций: маркетинг и реклама, размещение заказов и заключение договоров, оказание услуг, прием платежей).

Например, нерезидент Литвы покупает виртуальную валюту через серверы, размещенные в Литве, которые он арендовал у литовских компаний, однако он контролирует серверы (майнинг виртуальной валюты), физически присутствующие в другом состоянии, и продает приобретенную виртуальную валюту с помощью электронных средств связи. В таком случае, нерезидент Литвы не обязан регистрировать отдельные осуществляемые виды деятельности через постоянную базу в Литве и полученный доход в соответствии со статьей 5 (4) НДФЛ, не будет рассматриваться как объект налога на прибыль в Литве.

Виды деятельности, которыми могут заниматься физические и юридические лица, классифицируются по статистической классификации экономической деятельности NACE Revision 2, утвержденной директором Генерального Статистического управления Литвы при Правительстве Литовской Республики № DJ-226 «Об утверждении Статистической классификации видов экономической деятельности» от 31 октября 2007 г. Согласно этому классификатору отдельные операции по купле-продаже и майнингу виртуальных валют отнесены к классу 82.99 «Прочие услуги по поддержке бизнеса, не включенные в другие категории» [4].

В Российской Федерации с 1 января 2021 года вступил в силу закон «О цифровых финансовых активах», а ранее и в Гражданский кодекс были внесены изменения, связанные с криптовалютой, которая обладает имущественными признаками, а значит и является предметом сделок с ней. В тоже время, как и в большинстве стран мира она не является платежным средством. Признание того факта, что все большее количество российских граждан генерируют свои доходы на площадках виртуальных управляемых биржевых фондов, используя

различные криптоактивы, стало основанием для обязательного декларирования таких доходов в рамках 23 главы Налогового кодекса Российской Федерации по основной ставке в размере 13%.

В тоже время, на наш взгляд, декларационный принцип снижает вероятность достоверного декларирования доходов, от таких операций. Тогда как, система налогового администрирования более полно осуществляет контроль, когда имеются подтверждающие факты о такого рода сделках, или доходах, которые передаются в налоговые администрации налоговыми агентами.

Таким образом, опыт определения такого нового вида доходов и процессов налогообложения таких доходов уже имеется в европейских странах, а также представлен в странах Северной Америки. В нашей стране уже имеется правовой акт, который признает такие доходы в качестве имущества, следовательно, ФНС России, а также налоговым администрациям стран СНГ еще предстоит вырабатывать свои национальные стратегии по налогообложению таких виртуальных финансовых инструментов и валют.

В то же время, Российская Федерация посредством ФНС России и ее участия в различных советах и наднациональных структурах определенным образом отслеживает современные тенденции в налогообложении с учетом глобальной экономики и цифровизации. Данный процесс является необходимым, поскольку уже касается не только контроля

и учета, но принятия дополнительных мер по совершенствованию действующего налогового законодательства в виду появления таких новых объектов налогообложения. Это является основанием утверждать, что в ближайшее время грядет неизбежное изменения в части налогообложения доходов физических и юридических лиц, которые задействованы в операциях с цифровыми активами.

Список литературы

1. Федеральная налоговая служба Российской Федерации. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn61/about_fts/inttax/cooper ation.

2. Purpose Investments. URL: https://www.pur-poseinvest.com/ (дата обращения 20.10.2021г.)

3. TradingView. URL: https://ru.tradingview.com/symbols/BTCU SD/ (дата обращения 20.10.2021г.)

4. The Intra-European Organisation of Tax Administrations (IOTA). URL: https://www.iota-tax.org/publications/tax_tribunes (дата обращения 20.10.2021г.).

5. Как в разных странах регулируют крипто-валюту: обзор законов в 2020 году. URL: https://habr.com/ru/company/moneypipe/blog/523354/

6. Токмачева Н.В. Современные тенденции развития международного налогового права. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23060527 _94575173.pdf

ПРОБЛЕМАТИКА ГЛОБАЛИЗАЦИИ КАК ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Чеканов И.И.

Сургутский Государственный Университет, студент магистратуры Антонова Н.Л.

Сургутский Государственный Университет, Кандидат экономических наук, доцент

GLOBALIZATION PROBLEMS AS TREND IN THE MODERN WORLD

Chekanov I.

Surgut State University, graduate student

Antonova N.

Surgut State University, PhD in economics, associate professor

Аннотация

В статье поднимается тема того, как негативно глобализация способна влиять на формирование нынешнего общества посредством унификации культуры, использования стран третьего мира как сырьевые придатки, создания зависимых экономических отношений. Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article raises the topic of how negatively globalization is able to influence the formation of modern society through the unification of the culture, the use of third world countries as raw material appendages and creation of dependent economic relations.

Ключевые слова: глобализация, экономика, унификация, культура. Keywords: globalization, economics, unification, culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.