Научная статья на тему 'НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА / ВИДЫ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ / НЕДОСТАТКИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шекуло В.В., Голова Е.В.

Статья посвящена основным налоговым режимам субъектов малого предпринимательства. Проводится анализ взаимосвязи развития экономики государства и количества малых предприятий. В настоящее время малый бизнес претерпевает постоянные изменения в налоговом законодательстве. Предприниматель вправе использовать любой из подходящих налоговых режимов. Выявлены недостатки налогообложения субъектов малого бизнеса, а так же положительные стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 65.9 (2) 29-43

В.В. Шекуло, Е.В. Голова НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Статья посвящена основным налоговым режимам субъектов малого предпринимательства. Проводится анализ взаимосвязи развития экономики государства и количества малых предприятий. В настоящее время малый бизнес претерпевает постоянные изменения в налоговом законодательстве. Предприниматель вправе использовать любой из подходящих налоговых режимов. Выявлены недостатки налогообложения субъектов малого бизнеса, а так же положительные стороны.

Ключевые слова: налогообложение, малое предпринимательство, субъекты малого бизнеса, виды налоговых режимов, недостатки налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Недостаток у государства финансовых ресурсов, вызванный в некоторой степени низким поступлением налогов в бюджеты всех уровней является одной из главных проблем Российской экономики. Без выполнения определённого комплекса мероприятий по повышению собираемости налогов невозможно осуществить структурную перестройку российской экономики, решить назревшие социальные проблемы в обществе и повысить инвестиционную активность.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Как и вся налоговая система, налоги являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Они призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать людей в развитии той или иной формы деятельности, являясь инструментом перераспределения.

Единство и всеобщность правил является главным законом государства при подходе ко всем налогоплательщикам. Порядок налогообложения устанавливается заранее, так что размер и срок уплаты налога известен всем заблаговременно.

Вопросам налогообложения малого предпринимательства уделяется большое внимание с самого начала введения новой налоговой системы. Развитие этого направления эффективно по всем параметрам. Оно позволяет быстро переналаживать производство, тем самым оперативно реагировать на потребности рынка, делает продукцию экономически конкурентоспособной и решает социальные вопросы, связанные с занятостью населения. Основы оптимизации и развития общества и государства лежит, в первую очередь, в малом бизнесе.

Количество малых предприятий - важный показатель развития экономики. Согласно данным ООН на малых предприятиях занято почти 50% трудового населения.

Малое предпринимательство (малый бизнес) — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству.

Согласно ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», субъектами малого предпринимательства являются внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а так же физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образованию юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства [5,с. 101].

Развитие малого предпринимательства в России является одним из стратегически важных условий экономического роста. Оно способствует реализации предпринимательской инициативы населения. Данный сектор экономики, обладая большой гибкостью, адаптивностью к внешней среде является стабилизатором экономического развития. Развитие малого предпринимательства в России на данный момент является одним из самых важных направлений решений экономических и социальных проблем на всех государственных уровнях [2, с. 933].

© Шекуло В.В., Голова Е.В., 2016.

Научный руководитель: Хаметова Альфия Рашидовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учёта и аудита, Оренбургский государственный аграрный университет, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 5(56). Т. IV.

Кроме всего прочего, малый бизнес способствует гармоничному развитию всего государства, определяющего темпы экономического роста и уровень ВНП.

Для развития малого бизнеса необходимо решить массу проблем, в том числе и проблему его налогообложения. Суть этой проблемы заключается в том, что существующая система налогообложения является обременительной и сложной в понимании и применении для всех субъектов хозяйствования, но особенно для малых предприятий. Так же главной проблемой несовершенства налоговой системы в малом бизнесе является чрезмерный бюрократизм и излишние административные меры со стороны государства. Это связано с тем, что в силу своей специфики многие малые предприятия, как правило, не имеют в своем штате высококвалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения, поэтому они часто и непреднамеренно допускают ошибки и вследствие этого вынуждены платить значительные штрафные санкции за нарушение налогового законодательства. Чтобы избежать эти штрафные санкции, они вынуждены на платной основе приглашать специалистов из аудиторских фирм для оказания им всевозможных услуг и консультаций в области налогообложения. Таким образом, из-за сложности в понимании и применении существующих систем налогообложения субъекты малого предпринимательства несут дополнительные издержки, которые пагубно влияют на их развитие [4.с. 23].

В Российской Федерации существуют два вида налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства: общий и специальный налоговые режимы. Общий налоговый режим предусматривает уплату федеральных, региональных и местных налогов, а также уплату взносов в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования. Малое предпринимательство в основном используют специальные налоговые режимы. В зависимости от разных показателей предприятия, можно выбрать один либо несколько специальных налоговых режимов:

1)система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСНХ);

2) упрощённая система налогообложения (УСН);

3) единый налог на вменённый доход (ЕНВД);

4) патентная система налогообложения (ПСН).

Рассмотрим каждую из них подробнее. Чаще всего предприниматели выбирают УСН либо ЕНВД. Переход на другую систему налогообложения является добровольным, но существуют определённые для этого сроки [2, с.934].

Единый сельскохозяйственный налог — это специальный налоговый режим для ИП и организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции. На ЕСХН к сельскохозяйственной продукции относится: продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, а также продукция животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов. Осуществлять предпринимательскую деятельность на ЕСХН могут:

1. Организации и ИП с долей дохода от реализации сельхозпродукции не менее 70 % от всего дохода.

2. Рыбохозяйственные организации и ИП при условии: если средняя численность работников не превышает 300 человек, доля дохода от реализации рыбной продукции не менее 70 % от всего дохода и если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или на основании договоров фрахтования.

Не вправе применять ЕСХН:

1. Организации и ИП, не производящие сельхозпродукцию, а только осуществляющие ее первичную и последующую переработку.

2. Организации и ИП, производящие подакцизные товары, занимающиеся игорным бизнесом.

3. Казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Упрощенная налоговая система, УСН, упрощёнка - это всё названия самой популярной среди малого и среднего бизнеса системы налогообложения. Привлекательность УСН объясняется как небольшой налоговой нагрузкой, так и относительной простотой ведения учета и отчетности, особенно для индивидуальных предпринимателей [1,с. 77].

Для налогоплательщиков на упрощённой системе налогообложения «доходы минус расходы» предусмотрен минимальный размер «упрощённого» налога - 1% от доходов за налоговый период (п.6 ст.648.18 НК РФ).

Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход (ЕНВД) - специальный налоговый режим для определённых видов деятельности, при котором налог взимается с вменённого дохода, то есть предполагаемого, а не фактического. Это означает, что реальная выручка не влияет на сумму налога. Уплата ЕНВД освобождает налогоплательщиков от ряда налогов. В частности, ИП и ООО не признаются плательщиками НДС (кроме импорта); организации на ЕНВД не должны уплачивать налог на прибыль и на имущество (в отношении имущества, используемого в деятельности); предприниматели не уплачивают НДФЛ и налог на имущество физических лиц (в отношении доходов и имущества, связанных с «вменённой» деятельностью).

Патентная система налогообложения (далее ПСН) является разновидностью специального налогового режима, ей посвящена глава 26.5 Налогового кодекса. Применять ПСН могут исключительно индивидуальные предприниматели. При этом, если средняя численность работников по всем видам деятельности за налоговый период (включая работников по договорам гражданско-правового характера) превышает 15 человек, ИП применять ПСН не имеет права. ПСН трудно назвать полноценной системой налогообложения, потому что у нее нет сложной процедуры учета и отчетности. Патентная система налогообложения - это единственный режим, налоговая декларация по которому не сдается, а расчет налога производится сразу при оплате патента [3].

Проанализировав все системы налогообложения субъектов малого бизнеса можно выделить их основные недостатки:

1. Сложность системы налогообложения. Пункт 6 статья 3 НК РФ гласит: «При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить». Но на данный момент, уплата налогов требует либо профессиональные знания по налогообложения, либо найм высококвалифицированных специалистов. Ведь существует много налогов, сборов, отчислений, различные сроки уплаты, в которых предприниматель-новичок не сразу разберётся.

2. Нестабильное законодательство. Не секрет, что государство пытается разработать уникальные условия, которые будут выгодны как ему, так и малому предпринимательству. Поэтому постоянные изменения налогового законодательства, недостаточная чёткость нормативных документов ведет к затруднению, как налоговых служб, так и налогоплательщиков.

3. Высокая налоговая нагрузка. Главная цель государства - получить как можно больший доход. Ставки налогов в нашей стране увеличиваются без достаточного экономического анализа их воздействия на производство [2, с.935].

Существуют так же и положительные стороны в налогообложении малого предпринимательства, но они видны только в определённых сферах бизнеса и для них существуют определённые льготы. Это наука, техника, инновационная сфера. Но порог поступления в данный бизнес очень высок и мало кому приходить по карману, поэтому представителей данных сфера очень мало.

Подведя итоги, можно сказать, что совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства должно быть основано на сочетании интересов, как малого бизнеса, так и государства в целом. Для наиболее быстрого и эффективного развития малого предпринимательства необходимо снизить налоговое бремя и усилить государственную поддержку этого сектора экономики. Очевидно, что без дальнейших совершенствований реформ в данной области не обойтись. Чтобы налоги были посильны для малого предпринимательства, чтобы количество предприятий росло, и они стремились легализовать свой бизнес, необходима однозначность, стабильность системы налогообложения и справедливый уровень изъятия доходов.

Библиографический список:

1. Авдеева Н.В., Боброва Е.А.. Упрощённая система налогообложения// «Экономическая среда». 2012. №1, С.

76-79.

2.Кукреш К.В., Левкина Е.В. Основные направления совершенствования системы налогообложения субъектов малого предпринимательства // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №8-5 С.933-936.

3.Патентная система налогообложения [Электронный ресурс] // режим доступа: https://www.regberry.ru/ Дата обращения: 20.04.2016.

4.Сергеев И.В., Волошина А.Н. Налогообложение субъектов малого предпринимательства. - М.: Финансы и статистика,2014 - 224 с.

5.Ткач Е. В. Реформирование налогообложения малого предпринимательства // МНИЖ. 2015. №2-3 (33) С.100-102.

ШЕКУЛО ВЕРА ВИТАЛЬЕВНА - студент, Оренбургский государственный аграрный университет, Россия.

ГОЛОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА - студент, Оренбургский государственный аграрный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.