Научная статья на тему 'Налогообложение: современные проблемы теории и практики'

Налогообложение: современные проблемы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / FINANCIAL CRISIS / НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / TAX RELATIONS / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / TAX BURDEN / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / TAXATION SYSTEM / ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ / PRINCIPLES OF TAX POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Б.Х.

Одним из важнейших компонентов системы общественных отношений в государстве являются налоговые отношения. Доля налоговых поступлений в структуре доходов бюджетов подавляющего большинства стран составляет 80-90 %. Из-за этого фискальная политика государства превратилась в мощный фактор, влияющий на жизнь общества. Чем именно задаются ограничения величины налоговой нагрузки, оптимальная система налогообложения, структура и критерии ее эффективности и многие другие вопросы актуальны на протяжении многих столетий; окончательного и однозначного ответа на них нет и сегодня. В статье подчеркнуто, что создание устойчивой, стабильной налоговой системы, соответствующей уровню экономического развития государства, есть главная макроэкономическая задача, стоящая перед любым государством. Эффективную систему налогообложения можно сформировать путем гармоничного сочетания соответствующего налогового механизма и целей и задач государства по управлению экономикой страны. Важнейшим направлением проводимой налоговой политики является поддержание сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить налоговую нагрузку по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taxation: modern problems of theory and practice

Tax relations are considered to be among the most important components in the system of public relations in the state. The share of tax revenues in the system of budget revenues in the vast majority of countries amounts to 80-90 %. Because of this, the fiscal policy of the state has turned into a powerful factor affecting different aspects of public life. The real consequences and the scope of such influence, the social nature of tax relations, the limitations of the tax burden, the optimal system of taxation, the structure and criteria for its effectiveness, and many other issues have been regarded as crucial issue for many centuries. Even today no final decision has been given. It is emphasized that the creation of a sustainable and stable tax system meeting the level of economic development of the state, is the main macroeconomic challenge for any government. An effective taxation system can be formed by harmonious combination of appropriate tax mechanism and the goals and objectives of the state in managing the economy of the country. The most important factor in tax policy is the need to maintain a balanced budget system of the Russian Federation. At the same time it is necessary to maintain the existing tax burden in the economy sectors where its optimal level ha been achieved.

Текст научной работы на тему «Налогообложение: современные проблемы теории и практики»

ЭКОНОМИКА

УДК 336.221

Б01; 10.21779/2500-1930- 2018-33-1-6-10 Б.Х. Алиев

Налогообложение: современные проблемы теории и практики

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; fef2004@yandex.ru

Одним из важнейших компонентов системы общественных отношений в государстве являются налоговые отношения. Доля налоговых поступлений в структуре доходов бюджетов подавляющего большинства стран составляет 80-90 %. Из-за этого фискальная политика государства превратилась в мощный фактор, влияющий на жизнь общества. Чем именно задаются ограничения величины налоговой нагрузки, оптимальная система налогообложения, структура и критерии ее эффективности и многие другие вопросы актуальны на протяжении многих столетий; окончательного и однозначного ответа на них нет и сегодня.

В статье подчеркнуто, что создание устойчивой, стабильной налоговой системы, соответствующей уровню экономического развития государства, есть главная макроэкономическая задача, стоящая перед любым государством. Эффективную систему налогообложения можно сформировать путем гармоничного сочетания соответствующего налогового механизма и целей и задач государства по управлению экономикой страны. Важнейшим направлением проводимой налоговой политики является поддержание сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить налоговую нагрузку по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.

Ключевые слова: финансовый кризис, налоговые отношения, налоговая нагрузка, система налогообложения, принципы налоговой политики.

Глобальный финансовый кризис последних лет обусловлен комплексом причин, которые детально и регулярно освещаются в средствах массовой информации. Особенности построения современных налоговых систем и их несовершенство сыграли также немаловажную роль в этом процессе. Однако данная тема до сих пор не нашла отражения в научных публикациях [4]. Проблемы, относящиеся к финансовой сфере, в основном обсуждваются поверхностно. Налогообложение упоминается в контексте необходимого усиления регулирующей роли государства. При этом обнаруживаются непонимание опасности противоречий в сфере налогообложения и нежелание пересмотра основополагающих налоговых принципов. Сегодня практически ни у кого нет сомнений в исключительном и неограниченном праве государства определять интенсивность и характер налоговых отношений с обществом.

В ХУ11-Х1Х вв. наблюдалась борьба мнений по поводу содержания основополагающих налоговых категорий и понятий. Объектами пристального внимания были происхождение налога, его экономическая, социальная природа, принципы налоговой политики, её последствия и многое другое. Точки зрения были весьма разнообразны. Налог понимался как:

- обмен услугами между вассалом и сюзереном (позднефеодальное представление);

- плата гражданина за услуги, оказываемые ему государством (Монтескье, С. Во-бан, А. Смит, Д. Рикардо, Дж.С. Милль, Ж.Б. Сэй); следствие общественного или фискального договора (Ф.А. Вольтер, О.Г. Мирабо, Т. Гоббс);

- страховая премия государства, обеспечивающая гражданину условия для реализации права собственника, в том числе получения дохода от использования собственности (А. Тьер, Д. Мак-Куллох, Э. де Жирарден);

плата гражданина «за наслаждение» от услуг государства (Ж. Сисмонди);

- жертва индивидуума в интересах государства (Ж. Сисмонди, Н. Канар, Н. Тургенев) и др.

Повсеместно (и на Востоке, и на Западе) налог понимается упрощённо: как обязательный платёж, взимаемый государством в целях финансового обеспечения своей деятельности. Неразрешёнными и сегодня остаются проблемы общего уровня налогообложения. Среди них:

- налогообложение как средство, разрушающее процесс накопления собственности;

- налоговая нагрузка как причина, мешающая развитию производства;

- налогообложение как фактор, снижающий уровень жизни граждан.

В настоящее время стабильная налоговая система государства является значимым механизмом, воздействующим на уровень экономического развития. Однако не всегда система налогообложения в полной мере отвечает современным требованиям экономического развития общества [3]. Положительно влияя на деятельность экономических субъектов и на развитие производства в целом по стране, система налогообложения должна выполнять стимулирующую роль. Эффективность налогообложения определяется как соотношение налоговых поступлений в бюджеты и общего объема расходов, связанных с взиманием налогов на территории страны.

Создание устойчивой стабильной налоговой системы, соответствующей уровню экономического развития государства, есть главная макроэкономическая задача, стоящая перед любым государством. Эффективную систему налогообложения можно сформировать путем гармоничного сочетания соответствующего налогового механизма и целей и задач государства по управлению экономикой страны. В сфере налогообложения в настоящее время существует ряд проблем. В частности, высокая доля теневой экономики и случаев уклонения от уплаты налогов. Это лишает бюджетную систему налоговых доходов и способствует нечестной конкуренции, так как ставит добросовестных налогоплательщиков в наименее выгодные условия. В качестве одного из приоритетов Правительство РФ видит борьбу с налоговыми нарушениями и формирование налоговой культуры налогоплательщиков.

Во многих случаях не только налогоплательщики, но и специалисты в сфере налогообложения не могут обосновать положения статей НК РФ. В России налоговая культура всегда была и до сих пор остается крайне низкой. Данная проблема включает такие факторы, как:

- экономическая безграмотность налогоплательщика;

- менталитет налогоплательщика России, обуславливающий минимизацию уплачиваемых сумм налогов, и сокрытие объектов (имущества и доходов) от налоговых органов;

- недоверие к налоговым органам.

Одной из проблем действующей налоговой системы является незаконное возмещение сумм НДС [5]. Так, при получении необоснованных налоговых вычетов по НДС недобросовестными налогоплательщиками как основной документ используется счет-

фактура, регулирующий порядок исчисления, уплаты и вычета НДС. В ходе выездных и встречных проверок выявлено немало случаев необоснованных вычетов и фиктивных счетов-фактур. Однако эти проверки оказываются малоэффективными, так как счета-фактуры не используются при льготных режимах налогообложения. Другая проблема при взимании НДС - уклонение от его уплаты. В частности, недобросовестные предприниматели при импортировании высокотехнологичных товаров занижают их стоимость, а затем продают с наценкой в размере ставки НДС, а разницу присваивают. В бюджет НДС при этом не поступает [9].

При исчислении и уплате налога на прибыль организаций налогоплательщиками также существуют некоторые проблемы. Одна из наиболее распространенных проблем связана с деятельностью филиала. Для предприятий, имеющих филиалы, действуют два способа налогового учета: первый - когда филиал и головное предприятие налог на прибыль уплачивают консолидировано, т. е. сумма налога исчисляется в целом для организации. После исчисления общей суммы налога производится расчет уплачиваемого по местонахождению филиала суммы налога. При втором способе налогового учета головная организация и филиал считаются самостоятельными налогоплательщиками и каждый из них отдельно ведет налоговый учет.

Существуют проблемы налогообложения консолидированной группы налогоплательщиков [2]. Объединение вертикально интегрированных структур консолидированной группы позволяет данным налогоплательщикам уплачивать налог на прибыль организаций с совокупного финансового результата по итогам деятельности всех компаний-участников этой группы. В данной связи прибыль для целей налогообложения, рассчитанная по консолидированной группе налогоплательщиков, будет учитывать убытки, понесенные участниками в текущем налоговом периоде, а не в будущих налоговых периодах. При этом сумма налога на прибыль организаций, подлежащая перечислению участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы для последующей уплаты в бюджеты РФ, определяется условиями договора о создании группы [6]. Эта сумма может быть равна сумме налога на прибыль организаций, рассчитанной исходя из совокупной прибыли консолидированной группы, и доли, приходящейся на этого участника. Однако договором может быть предусмотрен другой порядок расчетов между участниками группы [8].

В целом можно выделить следующие проблемы российской системы налогообложения.

1. Система налогообложения РФ носит преимущественно фискальный характер, что затрудняет действие регулирующей и социальной функций налогообложения.

2. Низкий уровень собираемости налогов и высокая неплатежеспособность предприятий.

3. Недостаточно эффективный уровень налогового контроля, выражающийся в уклонении от уплаты налогов.

4. Неэффективность существующих налоговых льгот, отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики.

5. Постоянные изменения в налоговом законодательстве.

6. Закрепление за региональными и местными бюджетами налогов, не имеющих существенного фискального значения.

7. Неравномерность распределения налогов между плательщиками. Чрезмерная налоговая нагрузка приходится на физические лица, так как именно они уплачивают большинство налогов, предусмотренных НК РФ, что нарушает принцип справедливости по признаку субъекта налогообложения.

В ближайшее время российская система налогообложения столкнется с большими трудностями объективного и субъективного характера [1]. К первой группе причин можно отнести существенную зависимость экономики России от внешнеторговой конъюнктуры, удорожание добычи полезных ископаемых на новых месторождениях в связи с истощением богатых месторождений, старение населения. Ко второй группе относится ряд принятых Правительством РФ решений в области бюджетно-налоговой политики: увеличение расходных статей бюджета на национальную оборону и правоохранительную деятельность, бессистемность предоставляемых налоговых льгот и освобождений, неэффективная конструкция отдельных налогов и др.

Российская налоговая система сегодня переживает кризис, который, несомненно, влияет на функционирование государства в целом и на развитие экономику страны. Для выхода из кризисного состояния и решения вышеобозначенных проблем необходимо:

1) обеспечить стабильность системы налогообложения РФ путем внесения существенных корректив в налоговое законодательство страны;

2) закрепить за субъектами РФ и муниципальными образованиями налоги, имеющие существенное фискальное значение для их бюджетов;

3) значительно увеличить количество налоговых платежей, поступающих в бюджеты муниципальных образований;

4) усилить контроль над финансовыми операциями юридических лиц;

5) ввести прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц.

Налоговая система является одним из основных элементов рыночной экономики.

Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития [10]. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность, как и налоговые системы государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

2. Алиев Б.Х., Казимагомедова З.А., Султанов Г.С. Результативность механизма налогового стимулирования инвестиционной активности в регионах // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 285.

3. Алиев Б.Х. Страховой маркетинг в России: современное состояние и перспективы развития // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 8. - С. 627-632.

4. Алиев Б.Х. Региональная налоговая политика в детерминантных процессах децентрализации // Экономический анализ: теория и практика (журнал ВАК). - 2013. -№ 40. - С. 47-53.

5. Алимирзоева М.Г., Алиев Б.Х. Социально-экономические параметры российских регионов и перспективы перехода к устойчивому развитию // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 25. - С. 41-45.

6. Брызгалин А.В. Философия налогов // Налоги и финансовое право. - 2008. -

№ 11.

7. Мусаева Х.М. Сбалансирование налоговой нагрузки как системный элемент налоговой безопасности на современном этапе // Налоги и налогообложение. - 2017. -№ 12. - С. 37-47.

8. Нефёдов С.А. Происхождение регулярного государства Петра Великого // Вопросы истории. - 2014. - № 4. - С. 43-50.

9. Пилкина М.В., Тищук М.О. Современные философские воззрения на налогообложение и налоговую систему // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XLII Межд. студ. науч.-практ. конф. - № 5 (41). - URL: https://sibac.info/archive/social/5(41).pdf.

10. Петти В. Трактат о налогах и сборах. Verdun sapienti - слово мудрым. Разное о деньгах. - М.: Ось-89, 1997. - 112 с.

Поступила в редакцию 14 июня 2017 г.

UDC 336.221

DOI: 10.21779/2500-1930- 2018-33-1-6-10

Taxation: modern problems of theory and practice B.Kh. Aliev

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiyev st., 43 a; fef2004@yandex.ru

Tax relations are considered to be among the most important components in the system of public relations in the state. The share of tax revenues in the system of budget revenues in the vast majority of countries amounts to 80-90 %. Because of this, the fiscal policy of the state has turned into a powerful factor affecting different aspects of public life. The real consequences and the scope of such influence, the social nature of tax relations, the limitations of the tax burden, the optimal system of taxation, the structure and criteria for its effectiveness, and many other issues have been regarded as crucial issue for many centuries. Even today no final decision has been given.

It is emphasized that the creation of a sustainable and stable tax system meeting the level of economic development of the state, is the main macroeconomic challenge for any government. An effective taxation system can be formed by harmonious combination of appropriate tax mechanism and the goals and objectives of the state in managing the economy of the country. The most important factor in tax policy is the need to maintain a balanced budget system of the Russian Federation. At the same time it is necessary to maintain the existing tax burden in the economy sectors where its optimal level ha been achieved.

Keywords: financial crisis, tax relations, tax burden, taxation system, principles of tax policy.

Received 14 June, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.