НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ*
А. Ю. РЫМАНОВ, доктор экономических наук, заведующий кафедрой финансов и налоговой политики Новосибирский государственный технический университет
Характеристика налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей при различных налоговых режимах
Сельскохозяйственные товаропроизводители при уплате налогов вправе выбрать налоговый режим: общий или специальный. Специальный налоговый режим. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) действует в аграрном секторе Российской Федерации с 2002 г. Ее основные положения изложены в гл. 26.1 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Применяется параллельно с другими режимами налогообложения. Переход на уплату ЕСХН осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными в НК РФ.
При применении такого специального налогового режима организации не уплачивают:
• налог на прибыль организаций (кроме доходов, облагаемых по ставкам 0,9и15 %);
• НДС, за исключением налога, уплачиваемого:
— при ввозе товаров в Россию;
— при осуществлении операций по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) или договору доверительного управления имуществом;
• налог на имущество организаций. Индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, не уплачивают:
• НДФЛ (по доходам от предпринимательской деятельности, кроме доходов, облагаемых по ставкам 9и35 %);
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Новосибирском государственном техническом университете.
• НДС, за исключением налога, уплачиваемого:
— при ввозе товаров в Россию;
— при осуществлении операций по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) или договору доверительного управления имуществом;
• налог на имущество физических лиц (по имуществу, используемому для предпринимательской деятельности).
Остальные налоги уплачиваются налогоплательщиками в соответствии с другими режимами налогообложения (общим и специальными).
Плательщики ЕСХН не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов (по НДС, НДФЛ).
Налогоплательщиками ЕСХН являются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на специальный налоговый режим в соответствии с гл. 26.1 НК РФ.
Конкретные виды сельскохозяйственной продукции, а также порядок отнесения сельскохозяйственной продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, устанавливаются Правительством РФ [3].
Совместное применение ЕСХН и ЕНВД. Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ), имеют право перейти на уплату ЕСХН в отношении других (не подпадающих под действие ЕНВД) видов деятельности. При этом ограничение по объему дохода от реализации сельскохозяйственной продукции (70 %) определяется на основе всех видов деятельности.
Вместе с тем даже в случае реализации налогоплательщиками ЕСХН произведенной ими сельскохозяйственной продукции через свои магазины, торговые точки, столовые и полевые кухни (т. е. есть виды деятельности, облагаемые в стандартных случаях ЕНВД) система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности не применяется. Налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ), ведут раздельный учет доходов и расходов по данным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы они распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов.
Доходы и расходы по видам деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, не учитываются при исчислении налоговой базы по ЕСХН.
Объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговой базой признается денежное выражение доходов за вычетом расходов. ЕСХН исчисляется как процентная доля налоговой базы. Ставка ЕСХН составляет 6%. Налоговым периодом является календарный год, отчетным периодом — календарное полугодие.
Общий налоговый режим. Сельскохозяйственные товаропроизводители, не перешедшие на уплату ЕСХН, уплачивают налоги в соответствии с общим налоговым режимом. Причем по налогу на прибыль от сельскохозяйственной деятельности устанавливается
Анализ налоговых обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей
Необходимо отметить, что уровень налоговой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей при ЕСХН в редакции НК РФ 2004 г. значительно снизился по сравнению с вариантом, действовавшим в 2002—2003 гг. Однако за период 2004—2008 гг. объем поступлений ЕСХН увеличился почти в 5 раз (рис. 1).
Причем это не означает, что прежний уровень налоговой нагрузки был высоким: нынешний уровень налоговой ставки установлен на уровне 6 % от доходов налогоплательщиков за вычетом их расходов. Средний уровень налоговой нагрузки по ЕСХН в субъектах Российской Федерации составил в 2008 г.0,4 % от доходов.
Основной вклад в формирование налоговой базы по ЕСХН приходится на сельскохозяйственные организации (рис. 2).
пониженная ставка в следующих размерах:1*
- в 2010—2012гг. — 0%;
- в 2013—2015 гг. — 18% (в том числе в федеральный бюджет — 3 %, в бюджеты субъектов Федерации — 15 %;
- с2016 г. — единая ставка — 20 %.
На региональном уровне для отдельных категорий налогоплательщиков соответствующая налоговая ставка (15 %) может быть понижена. Также на региональном уровне может быть установлено распределение сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
Рис. 1. Поступлениедоходов от ЕСХН в бюджетную систему РФ (на примере Краснодарского края),тыс. руб.
700 000
500 000
400 000
200 000
100 000
1 См. ст. 2.1 Закона РФ от 06.08.2001 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, атакже о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
□ Организации
■ ИП и к[ф}х
Доходы
Расходы
МБ
Рис. 2. Налоговая база и структура начислений по ЕСХН в 2008г., млн руб.: ИП — индивидуальные предприниматели; К (ф) х — крестьянские (фермерские) хозяйства; НБ — налоговая база
Оценивая общую структуру налоговых и других обязательных платежей, уплачиваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями,
Рис. 3. Поступление налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему РФ по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство и охота» в 2009 г., млн руб.: СНР — налоги со специальным налоговым режимом; ЕСН ФБ — единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет; ЕСН ФСС — единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования РФ; ЕСН ФФОМС — единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ; ЕСН ТФОМС — единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ; СВ ОПС ПФ — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ; СВ ОПС СЧ — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии; СВ ОПС НЧ — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии; ФСЧ — страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии; ФНЧ — страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии; СВН — в счет погашения недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам.
следует отметить, что основная налоговая нагрузка приходится на федеральные налоги (кроме НДС) и на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (рис. 3). Использование ставки НДС в размере 10% на реализуемую сельскохозяйственную продукцию, а также диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию приводят к значительному возмещению данного налога из бюджета.
Анализируя структуру начисленного в РФ ЕСХН, следует отметить, что по-прежнему значительный вклад вносит Краснодарский край: так, в 2008 г. удельный вес ЕСХН, начисленного в данном субъекте РФ, составил около 22%, в том числе организации — 19%, крестьянские (фермерские) хозяйства— 31% (рис. 4).
Таким образом, основная налоговая нагрузка сельскохозяйственных товаропроизводителей формируется за счет федеральных налогов (кроме НДС) и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Единый сельскохозяйственный налог значительно снизил уровень налоговой нагрузки в целом на аграрный сектор. Вместе с тем около 22 % общих налоговых обязательств по ЕСХН в РФ приходится на Краснодарский край.
□ ЕСХН (Кр.край ) ■ ЕСХН
организации
ИП и к(ф)х
Рис. 4. Вклад Краснодарского края в структуру начисленного ЕСХН в РФ в 2008 г., млн руб.: ИП — индивидуальные предприниматели; к (ф) х — крестьянские (фермерские) хозяйства
Список литературы 1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с
изм. и доп.).
2. О едином сельскохозяйственном налоге: закон Краснодарского края от28.12.2001 № 430-КЭ (с изм. и доп.).
3. Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства: постановление Правительства РФ от 25.07.2006 № 458 // Российская газета. 2006. № 171, 05.08.2006.
4. РымановА. Ю. Прогноз эффективности функционирования специального налогового режима в сельском хозяйстве // Финансы. 2002. № 10.