Научная статья на тему 'Налогообложение организаций в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве в РФ'

Налогообложение организаций в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
545
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фирсова Е. А.

Статья посвящена существующей в настоящее время в Российской Федерации проблеме неурегулированности вопроса налогообложения операций, осуществляемых в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве. В Налоговом кодексе РФ содержатся нормы, регламентирующие исчисление основных налогов при реализации только одной формы взаимодействия государства и бизнеса в инвестиционном процессе концессионных соглашений. Основываясь на юридической общности механизмов концессии и ГЧП, на анализе сути денежных и имущественных потоков, возникающих между публичным и частным партнером, а также на сложившейся арбитраж ной практике в этой области автором предложена система исчисления НДС и налога на прибыль организаций частным партнером. Конкретные предложения по формированию положений налогового законодательства были сформулированы на основе международной терминологии, принятой в сфере государственно частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фирсова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налогообложение организаций в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве в РФ»

Налогообложение организаций в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве в РФ

Фирсова Елена Анатольевна

канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», [email protected]

Статья посвящена существующей в настоящее время в Российской Федерации проблеме неурегулированности вопроса налогообложения операций, осуществляемых в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве. В Налоговом кодексе РФ содержатся нормы, регламентирующие исчисление основных налогов при реализации только одной формы взаимодействия государства и бизнеса в инвестиционном процессе - концессионных соглашений. Основываясь на юридической общности механизмов концессии и ГЧП, на анализе сути денежных и имущественных потоков, возникающих между публичным и частным партнером, а также на сложившейся арбитражной практике в этой области автором предложена система исчисления НДС и налога на прибыль организаций частным партнером. Конкретные предложения по формированию положений налогового законодательства были сформулированы на основе международной терминологии, принятой в сфере государственно-частного партнерства. Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиции, налогообложение, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций.

Государственно-частное партнерство как механизм привлечения частного капитала к реализации инвестиционных проектов, имеющих особую социально-экономическую значимость для общества, получил законодательное оформление в связи с принятием Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]. Данным законом были определены правовые условия для привлечения частных инвестиций в экономику страны с целью повышения качества товаров, работ, услуг, организация обеспечения которыми относится к вопросам ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Заключение соглашений о государственно-частном партнерстве (далее - ГЧП) в субъектах РФ осуществлялось и до введения в действие данного федерального закона. В 71 субъекте РФ действовали региональные законы о ГЧП и соответствующие нормативно-правовые акты, которые должны быть приведены в соответствие с положениями федерального законодательства до 1.01.2025 г. Однако единые основы правового регулирования в России отношений, возникающих в связи с подготовкой и реализацией проекта ГЧП, а также гарантии прав и законных интересов сторон соглашения о ГЧП были установлены именно федеральным законом № 224-ФЗ, вступившим в силу с 2016 г.

ГЧП как перспективный механизм сотрудничества публичного и частного партнеров, имеющий целью получение обоюдной выгоды от реализации инвестиционных проектов, в настоящее время получает все большую поддержку со стороны государства. Использование такого формата партнерства закреплено в документах, определяющих стратегию развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Так, в соответствии со Стратегией экономической безопасности РФ [2] в числе основных задач, которые предстоит решить органам власти и управления РФ на период до 2030 года, отмечены улучшение инвестиционного климата, оптимизация налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с учетом необходимости стимулирования устойчивого развития экономики страны и модернизации ее производственно-технологической базы, а также мобилизация финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов с использованием механизмов ГЧП. Другим документом, определяющим стратегию развития РФ на перспективу - Основами государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года [3] - установлено, что центральными задачами государственной политики в экономической сфере является, в том числе, расширение использования инструментов ГЧП для решения стратегических задач развития экономики и формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктур в районах базирования Военно-Морского Флота.

В краткосрочном периоде также предусмотрено активное использование института ГЧП в России с целью структурной диверсификации экономики на основе инновационного технологического развития и создания высококонкурентной институциональной среды. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [4] областями применения института ГЧП определены сферы культуры, занятости населения и защиты от безработицы, сферы массового жилищного строительства и развития рынка земельных участков, сфера предоставления коммунальных услуг, проведения капитального ремонта и реконструкции многоквартирных домов, сфера образования и здравоохранения, сфера развития инновационного бизнеса, транспортной инфраструктуры, сектора социальных услуг и др.

Для реализации этих задач предпринимаются конкретные действия со стороны органов власти и управления, выражающиеся, в числе прочего, в формировании новых

О £

ю

5

со

2 е

7

сч

СП £

Б

а

2 о

инструментов поддержки инвестиционной активности частных партнеров. Так, Президентом России поручено Правительству РФ обеспечить внесение в законодательство изменений, имеющих целью привлечение долгосрочных негосударственных инвестиций в высокотехнологичные проекты, а также представить предложения по развитию инструментария ГЧП в целях реализации комплексного подхода к строительству и реконструкции объектов инфраструктуры с привлечением частного капитала [5]. К предполагаемым к осуществлению в РФ мерам, стимулирующим инвестирование частного капитала в общественно значимые проекты, относятся новые формы специальных инвестиционных контрактов, предоставление льгот по налогу на-прибыль организаций для инвесторов -участников специальных инвестиционных контрактов, синдицированное кредитование, создание «фабрики проектного финансирования», внедрение механизма «инфраструктурной ипотеки», выпуск инфраструктурных облигаций, создание новых институтов развития и др. Таким образом, акцент государственной инвестиционной политики в России перемещается с осуществления прямых бюджетных инвестиций на привлечение частного капитала в инвестиционную сферу с помощью рыночных механизмов.

Одной из причин активной поддержки рыночных механизмов стимулирования инвестиционной активности в стране является сокращение объема средств, предусмотренных на осуществление инвестиций в бюджетах всех уровней. Динамика бюджетных инвестиций за период с 2015 по 2019 гг., информация о которых содержится в Федеральной адресной инвестиционной программе, свидетельствует о неуклонном снижении объема средств, выделяемых на инвестиции из федерального бюджета (табл. 1). За 5 лет сумма инвестиций, заложенная в ФАИП, сократится на 38 % (в абсолютном выражении почти 350 млрд руб.) [6], однако потребность в создании и эксплуатации объектов капитального строительства в стране не уменьшается, а даже возрастает в связи со все ухудшающимся состоянием основных фондов в РФ.

Инвестиционные возможности субъектов РФ ограничены значительным объемом государственного долга, который на 1.09.2017 г. составил 2 200 млрд руб.; объем долга муниципальных образований, входящих в состав регионов, равен почти 352 млрд руб. [7]. Учитывая то, что проектом федерального бюджета

Таблица 1.

Динамика бюджетных инвестиций, информация о которых содержится в ФАИП

Показатель 2015 1'. 2016 1'. 2017 1 2018 1 2019 1 Изменен и е :1а 5 лег

Объем бюджетных асеигнований по ФАИП, млрд руб. 920 764 741 681 571 - 350

Отношение к предыдущему году, % X 83 97 92 84 62

на 2018-2020 гг. не предусмотрено предоставление регионам бюджетных кредитов, которые были введены в качестве замены коммерческих займов, используемых на покрытие дефицита бюджетов [8], инвестиционный потенциал регионов в ближайшей перспективе будет сокращаться. В данных условиях предоставление государственной поддержки будет, в основном, осуществляться только проектам, реализуемым в сферах, представляющих значительные трудности для частных инвесторов, или особо значимым инвестиционным проектам.

В этой связи актуальность приобретает использование иных возможных инструментов поддержки частных инвесторов, к числу которых относится и изменение условий их налогообложения. Использование налоговых методов поддержки частной инвестиционной инициативы как РФ целом, так и на уровне регионов должно опираться на стабильное и детально проработанное налоговое законодательство. Однако в настоящее время законодательством РФ регламентирован порядок исчисления налогов при реализации только одной формы осуществления инвестиций с участием публичного и частного партнеров - концессионных соглашений, в то время как налогообложение операций, осуществляемых по соглашениям о ГЧП, рассматривается в рамках отдельных сделок на основании общих подходов к налогообложению. В результате отсутствия единого методологического подхода в данном вопросе налоговые последствия реализации проекта ГЧП зависят от нюансов конкретных соглашений. При создании финансовой модели проекта ГЧП инвестору необходимо с максимальной степенью точности рассчитать налоговую нагрузку, а также определить проблемные моменты проекта ГЧП с точки зрения возможных налоговых последствий. Непроработанность налогового законодательства в этой части создает возможность неоднозначного толкования положений Налого-

вого кодекса РФ, что ведет к возникновению определенных налоговых рисков для частных партнеров, неблагоприятно влияющих на качество и эффективность проекта ГЧП.

Основными налогами, возникающими при реализации инвестиционного проекта, являются налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций. Исчисление НДС и налога на прибыль в рамках соглашений о ГЧП должно быть основано на анализе сути денежных и имущественных потоков, возникающих между публичным и частным партнером.

Используя международную терминологию, принятую в сфере ГЧП, все поступления частного партнера по проекту можно разделить на три вида:

1. капитальный грант - софинанси-рование затрат государством на этапе создания объекта; включает в себя:

1.1. финансирование капитальных затрат на строительство (фиксированные платежи со стороны государства в размере 15-25% капитальных затрат на строительство в течение первых 3-4 лет реализации проекта);

1.2. плата за доступность (фиксированные платежи независимо от реальной востребованности объекта соглашения и производимых частным партнером товаров, работ, услуг; осуществляются в последующие 10-20 лет в течение эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта; выплаты начинаются после ввода объекта в эксплуатацию); может быть в виде:

- возврата частному партнеру равными долями стоимости строительства с учетом доходности, стоимости привлеченного финансирования, платежей за рассрочку;

- компенсации эксплуатационных затрат частного партнера;

- вознаграждения за осуществление управления объектом;

2. операционный грант - софинанси-рование затрат государством на этапе

Таблица 2.

Платежи в пользу частного партнера, возникающие в рамках соглашений о ГЧП на основании Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ

Вид Основания для Содержание Форма и (или) назначение

возникновения

платежа платежа платежа

платежа

Капиталь Строите л ьство Частичное 1. Субсидии и денежной форме:

кый объекта финансирование 1.1. на возмещение затрат по

грант соглашения государством приобретению материалов;

частным создания 1.2. на оплату товаров, работ.

партнером объекта услуг, созданных частным

соглашения партнером;

2. передача имущества.

Опершую Эксплуатация и 1. Получение 1. Выручка от реализации

нный (или) частным товаров, работ, услуг.

грант техническое партнером произведенных в рамках

обслуживание дохода от соглашения.

объекта эксплуатации и

соглашения (или)

частным технического

партнером обслуживания

объекта

соглашения.

2. Частичное 2. Субсидии в денежной форме:

финансирование 2 .1. на возмещение затрат по

государством приобретению материалов;

эксплуатации 2.2. на оплату товаров, работ.

объекта услуг, созданных частным

соглашения. партнером.

3. Плата, 3. Плата публичному партнеру:

вносимая 3.1. платежи в твердой сумме;

частным 3.2. ДОЛЯ Продукции или доля

партнером доходов, полученных частным

публичному партнером;

партнеру в 3.3. передача имущества,

период находящегося в собственности

эксплуатации частного партнера.

объекта

соглашения.

эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта, а также возврат инвестиционных вложений, осуществленных частным партнером:

2.1. финансирование эксплуатационных затрат и (или) затрат на техническое обслуживание объекта;

2.2. компенсационный платеж, выплачиваемый в случае недостижения проектом каких-либо показателей (в т.ч. минимальный гарантированный доход -компенсация государством разницы между суммой платы, полученной частным партнером от потребителей произведенных товаров, работ, услуг, и суммой определенного в соглашении о ГЧП минимального уровня дохода, гарантированного государством по проекту);

3. выручка, полученная от реализации потребителям произведенных товаров, работ, услуг, в том числе от оказания дополнительных услуг, связанных с использованием объекта соглашения.

Используя приведенную классификацию денежных потоков в пользу частного партнера, возникающих в рамках проекта ГЧП, можно структурировать положения Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ, соотнеся их с рассмотренными видами платежей.

Статей 12 главы 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ определена сущность ГЧП: по соглашению о ГЧП частный партнер обязуется создать полностью или частично за счет собственных либо привлеченных средств являющиеся объектом соглашения недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, осуществлять эксплуатацию и (или) техническое обслуживание такого имущества, а публичный партнер обязуется предоставить частному партнеру права владения и пользования им для осуществления ука-

занной в соглашении деятельности и обеспечить возникновение права собственности частного партнера на объект соглашения.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ при принятии решения о реализации проекта ГЧП определяется форма партнерства посредством включения в соглашение определенных законом обязательных элементов и определения последовательности их реализации. Обязательными элементами соглашения о ГЧП (т.е. непременными этапами реализации инвестиционного проекта в форме ГЧП) являются:

1. строительство объекта соглашения частным партнером;

2. осуществление частным партнером полного или частичного финансирования создания объекта соглашения;

3. осуществление частным партнером эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения;

4. возникновение у частного партнера права собственности на объект соглашения.

В целях определения формы ГЧП в соглашение могут быть также включены, в числе прочих, следующие элементы:

- частичное финансирование публичным партнером создания частным партнером объекта соглашения, а также финансирование его эксплуатации и (или) технического обслуживания;

- наличие у частного партнера обязательства по передаче объекта соглашения в собственность публичного партнера по истечении определенного соглашением срока.

На основании ст.12 гл.3 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ соглашением может быть предусмотрена плата, вносимая частным партнером публичному партнеру в период эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения. Внесение такой платы может осуществляться как в течение всего срока эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения, так и в течение отдельных его периодов. Размер платы частного партнера и ее форма устанавливаются соглашением о гЧп, при этом плата может быть установлена в следующих формах:

- определенных в твердой сумме платежей, вносимых в бюджет периодически или единовременно;

- установленной доли продукции или доли доходов, полученных частным партнером в результате осуществления дея-

© £

Ю

5

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 е

7

см

СП £

Б

а

2 ©

тельности, предусмотренной соглашением о ГЧП;

- передачи публичному партнеру в собственность имущества, находящегося в собственности частного партнера.

Кроме того, соглашение о ГЧП может содержать обязательство частного партнера по реализации произведенных товаров, работ, услуг в течение срока, установленного соглашением. Законом также установлено, что финансирование создания объекта соглашения, его эксплуатации и (или) технического обслуживания за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется исключительно за счет предоставления субсидий.

Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ не содержит такие понятия, как «капитальный грант» и «операционный грант», но на основании рассмотренных положений законодательства можно выделить платежи, получаемые частным партнером в рамках соглашений о ГЧП, соответствующие этим терминам, и определить основания для их возникновения, их содержание, форму и назначение (табл.2).

Платежи, получаемые частным партнером или вносимые им публичному партнеру, приведенные в таблице 2, влекут за собой налоговые последствия по НДС и налогу на прибыль организаций в виде обязательств по начислению данных налогов или принятию расходов к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Порядок исчисления налогов при реализации проекта ГЧП можно соотнести с правилами налогообложения операций, возникающих в рамках концессионных соглашений, установленными Налоговым кодексом РФ [9] в части НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций. В части исчисления данных налогов в рамках концессионных соглашений Налоговый кодекс РФ содержит конкретные, хотя и недостаточные, нормы. Так, НК РФ определено, что передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению в соответствии с законодательством РФ не признается реализацией и, как следствие, не облагается НДС. Кроме того, такая передача имущества и (или) имущественных прав относится к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, т.е. не облагаемым этим налогом. При этом поправками в НК РФ, вводимыми в действие с 1.01.2018 г., предусмотрено, что данное положение не распространяется на пла-

ту концедента по концессионному соглашению, полученной в виде денежных средств. Также НК РФ определено, что плата, вносимая концессионером конце-денту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (концессионная плата), относится к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и реализацией, и, соответственно, включается в состав расходов, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. В части налога на имущество организаций НК РФ установлено, что имущество, полученное по концессионному соглашению, является объектом обложения и налог подлежит исчислению у концессионера.

Таким образом, на основании экономического содержания понятий «капитальный грант» и «операционный грант», отраженных в таблице 2, а также правил налогообложения концессионных соглашений и существующих на данный момент разъяснений Министерства финансов РФ можно определить, облагаются ли НДС и налогом на прибыль организаций платежи, полученные и уплаченные частным партнером в рамках соглашения о ГЧП. Представленные ниже решения относительно необходимости начислять или не начислять НДС и налог на прибыль организаций не являются официальными рекомендациями налоговых органов, отражают авторское мнение и имеют ограничения в использовании.

Система налогообложения совокупности платежей в пользу частного партнера, возникающих в рамках соглашений о ГЧП:

I. платежи, полученные частным партнером в качестве «капитального гранта» по соглашению о ГЧП:

1. субсидии, полученные частным партнером в денежной форме в рамках частичного финансирования государством создания объекта соглашения, облагаются различным образом в зависимости от того, на покрытие каких расходов они направляются:

1.1. на возмещение затрат по приобретению материалов, используемых при строительстве объекта соглашения:

- в части НДС: не облагаются, так как согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, при этом в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денеж-

ные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС, в налоговую базу не включаются. Следовательно, субсидии, получаемые из бюджетов на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), не подлежат обложению НДС, поскольку не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг);

- в части налога на прибыль организаций: облагаются; решение основано на необходимости единообразного подхода в обложении сходных по своей экономической сути операций (например, при исчислении налогов по концессионным соглашениям). При определении налоговой базы по налогу на прибыль с платы концедента по концессионному соглашению, полученной в виде денежных средств, необходимо уплачивать налог на прибыль, что зафиксировано в НК РФ изменениями, которые вступят в силу с 01.01.2018 г. Порядок признания данных поступлений доходом частного партнера для целей исчисления налога на прибыль организаций будет аналогичен порядку признания полученных субсидий;

I.2. на оплату товаров, работ, услуг, созданных частным партнером:

- в части НДС: облагаются, так как в данном случае средства поступают в качестве выручки от реализации товаров, работ, услуг (ст. 146, п.1 НК РФ);

- в части налога на прибыль организаций: облагаются, так как в данном случае средства поступают в качестве выручки от реализации товаров, работ, услуг (ст. 247 НК РФ);

2. передача имущества, используемого при строительстве объекта соглашения частным партнером:

- в части НДС: не облагается, так как передача имущества и (или) имущественных прав по соглашению о ГЧП осуществляется не в качестве реализации и носит инвестиционный характер, поэтому в соответствии с законодательством РФ не должна признаваться реализацией товаров, работ, услуг (ст. 39, п.3 НК РФ [10]);

- в части налога на прибыль организаций: не облагается, так как передача имущества и (или) имущественных прав по соглашению о ГЧП носит инвестиционный характер; в части концессионных соглашений имущество и (или) имущественные права, полученные по соглашению в соответствии с законодательством РФ, не включаются в состав доходов концессионера;

II. платежи, полученные частным партнером в качестве «операционного гранта» по соглашению о ГЧП:

Таблица 3.

Система налогообложения соглашений о ГЧП в части НДС и налога на прибыль, составленная на основе анализа законодательной базы и практики исчисления налогов по концессионным соглашениям

Вид и содержание платежа Начисление налога

НДС налог на прибыль организаций

Капитальный грант

1. Субсидии в денежной форме:

1.1. на возмещение затрат по приобре тению материалов - +

1.2. на оплату товаров, работ, услуг, созданных частным партнером + +

2. Передача имущества в качестве инвестиционного взноса - -

Операционным грант

]. Иыручка от реализации товаров, работ, услуг, произведенных н рамках соглашения + +

2. Субсидии в денежной форме:

2.1. на возмещение затрат по приобретению материалов - +

2.2. на оплату товаров, работ, услуг, созданных частным партнером + +

3. Плата публичному партнеру + включается в состав внереализационных раеХОДОЭ

1. выручка от реализации товаров, работ, услуг, произведенных в рамках соглашения:

- в части НДС: облагается, так как средства поступают в качестве выручки от реализации товаров, работ, услуг (ст. 146, п.1 НК РФ);

- в части налога на прибыль организаций: облагается, так как средства поступают в качестве выручки от реализации товаров, работ, услуг (ст. 247 НК РФ);

2. субсидии в денежной форме, полученные в период эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения частным партнером, облагаются так же, как и аналогичные субсидии, полученные на этапе строительства объекта соглашения (аргументация представлена выше):

2.1. на возмещение затрат по приобретению материалов:

- в части НДС: не облагаются;

- в части налога на прибыль организаций: облагаются;

2.2. на оплату товаров, работ, услуг, созданных частным партнером:

- в части НДС: облагаются;

- в части налога на прибыль организаций: облагаются;

3. плата публичному партнеру, в каком бы виде она ни осуществлялась, должна облагаться налогами единообразно:

- в части НДС: облагаются; плата публичному партнеру частным партнером по своей сути является доходом публичного партнера, полученным им за оказан-

ные услуги по предоставлению частному партнеру права владения и пользования имуществом (например, земельным участком, на котором возводится объект соглашения о ГЧП). При рассмотрении аналогичного платежа в рамках концессионных соглашений и решения вопроса об обложении его НДС суды сходятся во мнении, что необходимо применять положения о договоре аренды для целей исчисления НДС (ст. 164 ГК РФ) [11-13]. Это означает, что концессионер признается налоговым агентом по НДС и на него возлагаются обязанности по исчислению, удержанию из доходов концедента и уплате в бюджет сумм НДС (ст. 161, п. 3 НК РФ);

- в части налога на прибыль организаций: не облагаются у частного партнера, так как платежи, вносимые им публичному партнеру в период эксплуатации объекта соглашения о ГЧП, представляют собой платежи, обязательства по уплате которых предусмотрены заключенным соглашением о ГЧП, и являются, по сути, непременным элементом расходов частного партнера; целесообразно в законодательстве закрепить право частного партнера суммы таких платежей учитывать в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций (по аналогии с концессионной платой).

Таким образом, по нашему мнению, система налогообложения соглашений о ГЧП в части НДС и налога на прибыль в

РФ по платежам, выраженным в денежной и материальной форме, может быть представлена в следующей краткой форме (таблица 3).

Проблемы исчисления налогов по проектам, реализуемым на основании соглашений о ГЧП, не ограничиваются перечисленными выше. Так, не урегулированы вопросы начисления НДС на этапе завершения строительства объекта соглашения ГЧП и возможности вычета НДС по приобретению товаров (работ, услуг), использованных при строительстве объекта соглашения, не определен порядок амортизации объекта соглашения ГЧП и т.п. Определенные неблагоприятные налоговые последствия могут возникнуть и в связи с применением правил недостаточной капитализации к операциям по соглашениям о ГЧП на основании НК РФ.

Неурегулированность на законодательном уровне вопросов налогообложения операций, осуществляемых в рамках соглашений о ГЧП, создает преграды в использовании методов налогового стимулирования инвестиционной активности в регионах. В соответствии со ст. 12 НК РФ законодательным (представительным) органам власти субъектов РФ и муниципальных образований предоставлены определенные права в части установления налогов и изменения их элементов, однако неопределенность налогового законодательства создает дополнительные сложности при выработке региональной налоговой политики.

Таким образом, введение в действие Федерального закона №224-ФЗ создало основу для формирования необходимой законодательной базы в сфере ГЧП, но в настоящее время существует значительное количество неурегулированных вопросов в части налогообложения государственно-частного партнерства, препятствующих его эффективному развитию. Законодательное определение всех основных условий исчисления налогов при реализации проектов ГЧП в ближайшем будущем повысит предсказуемость ведения бизнеса на территории РФ и будет способствовать улучшению инвестиционного климата в России.

Литература

1. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ.

е £

ю

5

со

2 е

7

сч

СП £

Б

а

2. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208.

3. Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 20.07.2017 N 327.

4. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р.

5. Перечень поручений Президента РФ по итогам Петербургского международного экономического форума. Официальный сайт Президента РФ. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/ 54793 (дата обращения: 5.10.2017).

6. Федеральная адресная инвестиционная программа России. Официальный сайт ФАИП. [Электронный ресурс]. URL: http://faip.economy.gov.ru (дата обращения: 5.10.2017).

7. Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований. Официальный сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/ public_debt/subdbt/2017/ (дата обращения: 5.10.2017).

8. Электронное периодическое издание «Ведомости». [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2017/09/19/734365-regioni-lishatsya#/galleries/140737488966237/ normal/1 (дата обращения: 5.10.2017).

9. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 5.08.2000 N117-ФЗ.

10. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N146-ФЗ.

11. Постановление Арбитражного суда по Воронежской области от 02.06.2014 по делу N А14-4828/2013.

12. Постановление ФАС Центрального округа от 03.04.2013 по делу N А35-4333/2012.

13. Постановление ФАС Центрального округа от 17.11.2011 по делу N А64-2726/2011.

The taxation of the organizations within agreements on public-private partnership in the Russian Federation

Firsova E.A.

Saint Petersburg state University of Economics

The article is devoted to the current time in the Russian Federation the problem of the unresolved question of taxation of transactions carried out in the framework of agreements on public-private partnership. The Tax code of the Russian Federation contains rules governing the calculation of major taxes in the implementation of only one form of interaction between the state and business in realization of investment projects - concession agreements. Based on the legal similarity of the mechanisms of concessions and PPPs on the analysis of the monetary flows that occur between public and private partners, as well as on the current arbitration practice in this sphere, the author proposed a system of calculation of VAT and tax on profit to the private partner. Specific proposals on the formation of tax provisions have been formulated on the basis of international terminology in the field of public-private partnerships.

Key words: public-private partnership, investments, taxation, value added tax, tax on profit of organizations.

References

1. On public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: Federal Law No. 224-FZ of July 13, 2015.

2. On the Strategy for Economic Security

of the Russian Federation for the Period to 2030: Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 No. 208.

3. On the approval of the Fundamentals

of the state policy of the Russian Federation in the field of naval activities for the period up to 2030: Decree of the President of the

Russian Federation of July 20, 2017 No. 327.

4. On the Concept of Long-Term Social

and Economic Development of the Russian Federation for the Period to 2020: Order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 N 1662-r.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. List of instructions of the President

of the Russian Federation on the results of the St. Petersburg International Economic Forum. Official site of the President of the Russian Federation. [Electronic resource]. URL: http: // www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/54793 (reference date: 5/ 10/2017).

6. Federal targeted investment program

in Russia. The official website of the FTIP. [Electronic resource]. URL: http://faip.economy.gov.ru (date of circulation: 5/10/2017).

7. The volume and structure of the public

debt of the subjects of the Russian Federation and the debt of municipalities. Official site of the Ministry of Finance of the Russian Federation. [Electronic resource]. URL: https://www.minfin.ru/en/ perfomance/public_debt/subdbt/ 2017/ (reference date: 5/10/2017).

8. Electronic periodical edition of Vedomosti. [Electronic resource]. URL: https://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2017/09/19/ 734365-regioni-lishatsya#/ galleries/140737488966237/ normal/1 (reference date: 5/10/ 2017).

9. The Tax Code of the Russian Federation (part two): Federal Law of 5.08.2000 N 117-FZ.

10. The Tax Code of the Russian Federation (Part One): Federal Law No. 146-FZ of July 31, 1998.

11. Decree of the Arbitration Court in the Voronezh region of 02.06.2014 in the case N A14-4828 / 2013.

12. Resolution of the FAS of the Central District of 03/04/2013 in the case N A35-4333 / 2012.

13. Decision of the Federal Antimonopoly Service of the Central District of 17.11.2011 on the case N A64-2726 / 2011.

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.