НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
УДК 336.221
ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ В ДОГОВОРАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е.В. БОРОВИКОВА,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры антикризисного управления социально-экономическими системами, член Палаты налоговых консультантов Е-mail: [email protected] Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
В статье отмечается, что в условиях финансового кризиса в ряде развитых стран, где обостряются проблемы дефицита государственных и территориальных бюджетов, возрастает интерес к государственно-частному партнерству как форме ведения финансово-хозяйственной деятельности и создания объектов, требующих значительных инвестиций. Развитию данного направления экономического партнерства в России мешает отсутствие правовой базы его регулирования. Рассмотрены установленные подходы к налогообложению предпринимательской деятельности на основе соглашений с государством, сущность и особенности применения специальных налоговых режимов на основе норм Налогового кодекса Российской Федерации. Определены возможности и методические основы использования дифференцированных по видам специальных режимов в практике налогообложения.
* Статья публикуется по материалам журнала «Финансы и кредит». 2012. № 38 (518).
Ключевые слова: специальный налоговый режим, государственно-частное партнерство, налогообложение, налоговая нагрузка, стимулирование, инвестор.
По мере развития финансово-экономических отношений в обществе и повышения роли государственных регуляторов, включающих в работу прямые и косвенные механизмы налогового, валютного, бюджетного, таможенного и прочих видов контроля, различные модели взаимовыгодного сотрудничества власти и бизнеса становятся все более актуальными при реализации социальных, инфраструктурных и других проектов. Государственно-частное партнерство получило распространение не только в зарубежных экономических системах, но и в России. Об
этом свидетельствует опыт субъектов Российской Федерации, проводящих работу по формированию нормативной базы, регулирующей взаимодействие предпринимательских структур и органов власти. В настоящее время функционирует такой интернет-ресурс, как официальный сайт Центра развития государственно-частного партнерства:
- аккумулирующий информацию о действующих проектах государственно-частного партнерства, проводимых конференциях и других мероприятиях;
- фактически выступающий в качестве «зеркала» происходящих в этой сфере событий.
И хотя этот источник информации далеко не единственный, необходимо все же сделать акцент на недостаточность статистических и аналитических данных о тенденциях государственно-частного партнерства как для федеральных, так и для региональных органов власти.
Рост потребности в совместном с государством многостороннем финансировании тех или иных проектов прогнозируется в Российской Федерации только в связи с необходимостью подготовки к международным спортивным событиям 2014 и 2018 гг. Больших вложений ожидают следующие отрасли:
- здравоохранение;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- строительство;
- ряд других сфер, имеющих социальное значение и не являющихся в современных экономических условиях бюджетными в чистом виде.
Для развития государственно-частного партнерства в России жизненно необходимо дальнейшее совершенствование правовых норм по урегулированию взаимоотношений государства и бизнеса, включая нормы по вопросам налогообложения, выбора формы партнерского соглашения и т. д.
По мере распространения практики государственно-частного партнерства органы власти могут расширить перечень специальных налоговых режимов в тех отраслях и видах деятельности, которые будут вовлечены в подобные проекты. Далее прокомментируем отдельные принципиальные положения по разработке методологии установления такого подхода к налогообложению деятельности в рамках государственно-частного
партнерства как одного из альтернативных вариантов, имеющего потенциал для внедрения в сформированную налоговую систему страны.
Среди наиболее значимых вопросов, подлежащих решению в связи с широким внедрением специальных налоговых режимов в сферу государственно-частного партнерства, особого внимания заслуживают следующие:
- разработка классификации сфер или видов деятельности, для которых целесообразно вводить дифференцированные специальные режимы;
- выявление потенциальных стимулов, которые можно активизировать с помощью налоговых механизмов на основе общеметодологических принципов налогообложения;
- оценка преимуществ и рисков применения специальных налоговых режимов для участников договоров государственно-частного партнерства;
- определение полномочий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований по установлению элементов спецрежимов;
- формирование основных направлений трансформации налогового законодательства и сопряженных правовых актов в целях обеспечения единого правового поля для реализации проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации.
В проекте федерального закона «О государственно-частном партнерстве в Российской Федерации» от 22.06.2012, разработанном Министерством экономического развития РФ, находят отражение весьма востребованные современной практикой нормы. В частности, проект устанавливает:
- общий подход к сущности государственно-частного партнерства (п. 1 ст. 2) и подобных проектов (п. 2 ст. 2);
- принципы государственно-частного партнерства (ст. 4);
- формы участия в проектах государственно-частного партнерства (ст. 5) и их объекты (ст. 6).
Присутствуют также положения по обеспечению гарантий прав всех сторон сделок с участием государства (ст. 13, 14), порядок проведения конкурса на заключение соглашения о государственно-частном партнерстве (ст. 9) и передачи частному партнеру земельного участка,
лесного участка, водного объекта, участка недр в пользование (ст. 11).
Однако есть основания утверждать, что проект следует дополнить определенными положениями, регламентирующими следующие вопросы:
- специфика налогообложения деятельности в рамках государственно-частного партнерства (в формате общих положений, конкретизирующих вводимую специфику и ориентирующих на нормы налогового законодательства);
- полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований требуют законодательной конкретизации, включая полномочия по применению налоговых льгот для участников проектов государственно-частного партнерства;
- необходима синхронизация законодательства о государственно-частном партнерстве в Российской Федерации с другими законами.
Рассмотрим действующий порядок налогообложения представителей частного сектора, задействованных в реализации проектов государственно-частного партнерства, а также потенциал возможных в современной налоговой системе подходов к организации фискальной функции государства применительно к таким субъектам. Не вызывает сомнения тот факт, что специфика деятельности на основе соглашений с государственным сектором может потребовать индивидуальной методики как налогового контроля, так и налогообложения в целом.
Государственно-частное партнерство в Российской Федерации регулируется рядом нормативных правовых и подзаконных актов:
- Федеральный закон от 22.07.2005. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 21.07.2005. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
- Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 01.03.2008 № 134, утвердившее правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.03.2006 № 328-р, одобрившее комплексную программу «Создание в Российской
Федерации технопарков в сфере высоких технологий» и др.
На региональном уровне законодательство определяет особенности осуществления органами власти субъектов Российской Федерации и их партнеров совместных проектов. При этом в законах закреплены:
- формы участия всех сторон в проектах государственно-частного партнерства;
- порядок утверждения всех решений по проектам и отбора частных партнеров;
- процедуры координации и контроля деятельности за реализацией проектов.
Вместе с тем вопросы налогообложения в ряде регионов находят отражение в специальных нормативных документах, устанавливающих льготный порядок для некоторых категорий налогоплательщиков (в частности, закон Тульской области от 06.02.2010 № 1390-ЗТ0).
Обратимся к положениям закона Московской области от 08.062011 № 80/2011-0З «Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве». В нем закреплены:
- содержательная составляющая государственно-частного партнерства с участием региона и подобных проектов (ст. 2);
- цель и принципы их реализации (ст. 3, 4);
- организационные основы отбора и координации совместных проектов (ст. 5-12).
Закон Ленинградской области от 14.10.2011 № 78-ОЗ «Об участии Ленинградской области в государственно-частных партнерствах» включает практически те же узловые регулирующие аспекты с дополнением отдельных статей (ст. 6, 7, 13, 14), посвященных:
- двум формам участия субъекта Российской Федерации в государственно-частном партнерстве (имущественное и финансовое);
- обеспечению гарантий прав партнеров при заключении и исполнении соглашений;
- особенностям полномочий органов государственной власти Ленинградской области в сфере отношений государственно-частного партнерства.
Аналогичную структуру имеют законодательные акты многих других субъектов Российской Федерации. При этом следует отметить, что в отсутствие единой на общегосударственном уровне
трактовки государственно-частного партнерства (до момента вступления в силу соответствующего федерального закона) региональные законы дают свое определение, очерчивая методологию договорных отношений между одним из уровней власти в России и бизнесом.
Для понимания механизмов предоставления налоговых льгот участникам государственно-частного партнерства и их правоустанавливающих основ следует обратить внимание непосредственно на законодательство субъектов Российской Федерации, в частности на закон Тульской области от 06.02.2010 № 1390-ЗТ0 «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области». Закон принят Тульской областной Думой 28.01.2010 и направлен на оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим инвестиции в форме капитальных вложений на территории Тульской области. В соответствии с этим документам пониженные налоговые ставки предусмотрены в регионе по налогу на имущество и налогу на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Тульской области. Они могут применяться при соблюдении установленных условий осуществления капитальных вложений и ввода в эксплуатацию возведенных объектов. Например, ставка 1,9 % по налогу на имущество действует, если в налоговом периоде организация ввела в эксплуатацию объект (объекты) капитальных вложений на территории Тульской области в соответствии с инвестиционными проектами, повлекший учет имущества в качестве основного средства в объеме свыше 50 млн руб., который составляет от 20 до 30 % включительно от остаточной стоимости объектов основных средств.
Таким образом, особенности налогообложения участников государственно-частного партнерства закрепляются локальными нормативными актами, за исключением положений гл. 26.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако, если оценивать действующую систему властных полномочий, то необходимо отметить наличие абсолютного права установления налоговых регуляторов у федерального центра. Лишь узкий круг полномочий закреплен за региональными и местными властями. Из этого следует,
что законодательство субъектов Российской Федерации и муниципальных образований способно определить ограниченный круг налоговых стимулов и использовать далеко не все возможности фискальных методов регулирования.
Единственный специальный налоговый режим, установленный для сторон государственно-частного партнерства (ГЧП), распространяется на деятельность по поиску, разведке и добыче минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации. Глава 26.4 Налогового кодекса Российской Федерации определяет все элементы данного режима и сферу его применения совместно с Федеральным законом от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
Действующие в настоящее время региональные и другие локальные нормативные акты, к сожалению, не развивают в достаточной степени возможности налогового регулирования совместной деятельности в рамках партнерств. Закрепление налоговых льгот и преференций при заключении конкретных соглашений не представляется той формой правового регулирования, которая стала бы наиболее эффективной и корректной в действующей системе законодательства по ряду причин:
- «договорная» льгота может рассматриваться как дискриминация по отношению к другим случаям исполнения обязательств по соглашению с государством;
- отсутствие представлений у частного инвестора об экономических выгодах заключения подобных соглашений на самом начальном этапе принятия решений может стать фактором, свидетельствующим далеко не в пользу участия в проекте ГЧП;
- частный характер предоставления налоговых льгот и освобождений может стать основой для экономического или правового анализа, носящего лишь такой же частный характер.
Аргументы в пользу применения специальных налоговых режимов следует изложить системно.
Во-первых, персонифицированный подход к проектам позволит максимально учесть цели
деятельности и возможности механизмов налогового регулирования, способные создать преимущества для участников партнерств.
Во-вторых, в модели специального режима каждый его элемент может быть установлен наиболее оптимальным способом для конкретного вида деятельности или проекта в целом.
В-третьих, специальный режим удобен при его использовании в течение определенного срока, соответствующего сроку реализации проекта или его отдельной стадии.
В-четвертых, функционируя по правилам специального режима, участники проектов государственно-частного партнерства не будут зависеть от изменений в общем режиме налогообложения.
В-пятых, унифицированные нормы, распространяющиеся на определенный круг налогоплательщиков, законодатель сможет гибко трансформировать при необходимости и без налоговых рисков, связанных с изменением регулирующих норм, для прочих налогоплательщиков.
В-шестых, располагая безупречной нормативной базой, построенной на принципах защиты экономических интересов сторон договора о государственно-частном партнерстве, российская сторона в лице частного инвестора или государства гарантирует себе легитимность реализации проектов, в том числе с участием зарубежных инвесторов.
В-седьмых, инвестор, зная о существовании общегосударственных норм, закрепленных в Налоговом кодексе Российской Федерации, будет уверен в защите своих интересов, которые не будут сводиться к регулированию частных случаев. Это особенно актуально для иностранных инвесторов, заинтересованных в гарантиях законодательства и его стабильности. Исчерпывающие нормы федерального уровня создадут правовое поле в целях избежания налоговых споров.
Недостатки внедрения подхода, основанного на специальных налоговых режимах, связаны с некоторыми моментами:
- потребуются затраты времени и других ресурсов для выработки нормативной правовой базы, согласующей вопросы налогообложения, распределения всех видов рисков и полномочий по проектам партнерства;
- влияние психологического фактора, возникающего в связи с использованием новых законодательных норм в относительно новых для российского опыта формах взаимодействия частных инвесторов и государства;
- экспериментальный характер налогообложения участников проектов государственно-частного партнерства на основе режимов, закрепленных в законодательстве федерального уровня.
В совокупности перечисленные позиции следует назвать рисками перехода к новым федеральным нормам. Их невозможно исключить полностью, но управление рисками с целью смягчения их влияния может быть весьма эффективным.
На взгляд автора, в действующей в настоящее время правовой системе, устанавливающей достаточно узкие полномочия региональных и местных органов власти по вопросам налогообложения, дальнейшее развитие законодательства в сфере государственно-частного партнерства связано с разработкой общих норм по специальным налоговым режимам в рамках Налогового кодекса Российской Федерации и определением того инструментария, который могут использовать территориальные власти.
Анализ опыта деятельности в рамках государственно-частного партнерства в России показывает, что дифференцировать специальные налоговые режимы целесообразно по видовому признаку с учетом классификации видов экономической деятельности. Каждый из режимов должен быть ориентирован на создаваемый объект и его отраслевую принадлежность. В частности, специальный режим следует разработать для участников проектов в следующих сферах:
- жилищное строительство;
- транспортная инфраструктура;
- здравоохранение;
- образование;
- коммунальное хозяйство и т. д.
При таком подходе у государства появится возможность регулировать экономические интересы сторон договорных отношений инструментами налогообложения. Если опираться на классификацию объектов государственно-частного партнерства согласно ст. 6 проекта федерального закона от 22.06.2012 «О государственно-частном партнерстве», то налогообложение можно диффе-
ренцировать в зависимости от вида деятельности, имеющего непосредственное отношение к следующим объектам соглашения.
I группа - инфраструктурные объекты:
1) все виды транспортной инфраструктуры (железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный транспорт, подземный (метрополитен) и иные виды транспорта общего пользования), объекты коммунального хозяйства, включая объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, а также объектов обеспечения функционирования и благоустройства жилищного и нежилого фондов, в том числе объекты уличного освещения;
2) объекты подвижной и стационарной связи и телекоммуникаций;
3) объекты трубопроводного транспорта.
II группа - объекты социальной значимости:
4) объекты, используемые для осуществления медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности в системе здравоохранения;
5) объекты образования, воспитания, культуры и социального обслуживания;
6) объекты, используемые для осуществления туризма, рекреации и спорта.
III группа - объекты государственного значения:
7) объекты обороны и безопасности;
8) объекты, используемые для охраны правопорядка;
9) иные объекты.
IV группа - промышленные объекты: объекты, не вошедшие ни в одну из предыдущих групп.
Отметим, что в приведенной классификации сформирована дополнительная группа промышленных объектов, относящихся к ряду видов:
- химическая промышленность;
- машиностроение;
- наукоемкое производство;
- другие виды, потенциально привлекательные для государственно-частного партнерства.
Рассматривая действующие специальные налоговые режимы, заметим, что в отдельных случаях они предполагают замену нескольких налогов единым обязательным платежом (при
упрощенной системе налогообложения, едином сельскохозяйственном налоге и др.).
Отмена ряда налогов в пользу применения одного закреплена ст. 346.11 п. 3, ст. 346.26 п. 4 Налогового кодекса Российской Федерации. В других же случаях предполагается лишь частичная трансформация общего подхода к налогообложению, как в специальном режиме для соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 Налогового кодекса Российской Федерации). Упомянутый режим вводит специальные нормы по налогу на добычу полезных ископаемых, оставляя общие правила исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, НДС.
Подчеркнем методологическую ценность специального налогового режима как набора элементов налога (налогов), персонифицированных с учетом каких-либо особенностей деятельности налогоплательщика и вводящих экономические стимулы, способствующие ее развитию. Именно таким по содержанию должен стать каждый налоговый режим для сферы государственно-частного партнерства. Отразим специальный режим налогообложения как некий инструмент в налоговой системе России и его базовые составляющие (рис. 1).
Подчеркнем, что налогообложение следует дифференцировать в зависимости от стадии осуществления работ по проекту:
- прединвестиционная;
- инвестиционная;
- эксплуатационная.
Все они различаются с точки зрения соотношения затрат и результатов инвесторов и участия государства в реализации проекта.
В налоговых льготах и облегчении налоговой нагрузки в целом предприниматель - участник проекта нуждается именно в период возведения объекта, поскольку никакого дохода на этой стадии у него по проекту не возникает.
Проведем сравнительный анализ применяемых специальных налоговых режимов по действующим нормам для выявления наиболее оптимальной модели договоров государственно-частного партнерства (рис. 2). К рассмотрению принимаются установленные федеральным законодательством режимы:
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый
Рис. 1. Характеристика специального налогового режима в налоговой системе Российской Федерации
Рис. 2. Различия в применяемых специальных налоговых режимах
сельскохозяйственный налог)
- гл. 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации;
- упрощенная система налогообложения - гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- гл. 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
- гл. 26.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выбирая общий профиль специального налогового режима, подчеркнем целесообразность того из рассмотренных вариантов, который сохраняет дифференциацию совокупности уплачиваемых налогов с некоторыми особенностями установления каждого из налогов. Одновременно это позволит использовать стимулирующий экономический механизм всех включенных в специальный режим налогов (см. таблицу).
В таблице указаны положительные эффекты от снижения налоговой нагрузки на предпринимательские структуры по всем налогам, с которыми налогоплательщики, как правило, имеют дело на практике и могут количественно оценить. Объединение льготных или специфических условий налогообложения в модели специального налогового режима представляется наиболее целесообразным приемом как с точки зрения
Стимулы, создаваемые применением льготных режимов по действующим в Российской Федерации налогам (обязательным платежам)
Налог (обзательный платеж) Основание для установления льготы, снижающей налоговую нагрузку (отсутствие льгот) Последствие применения льгот
Налог на прибыль организаций Получение частным инвестором прибыли, свободной от налога и направляемой на развитие той деятельности, которая связана с проектом ГЧП Стимулирование воспроизводственных процессов в отраслях
Налог на имущество организаций, транспортный налог Возможности расширения состава основных средств передового уровня с пониженным налоговым обременением Повышение качества конечного продукта, возможности установления региональных особенностей налогообложения
НДС Уплата НДС в общем порядке Закрепление участника ГЧП в обороте товаров, работ и услуг; пополнение федерального бюджета в качестве компенсации за снижение других налогов
Земельный налог Использование земельных участков, находящихся в собственности предпринимателя, на льготных условиях, что особенно значимо в регионах с высокой кадастровой стоимостью земли как налоговой базы (прежде всего для перспективы внедрения налога на недвижимость) Рост показателя прибыли после налогообложения за счет снижения земельного налога
Страховые взносы Установление общей ставки на уровне 26 % с сохранением социальных гарантий для работников, занятых в проектах ГЧП Исполнение приоритета социальных гарантий
Налог на добычу полезных ископаемых Рекомендуется применение действующих норм Налогового кодекса РФ в части системы налогообложения для соглашений о разделе продукции Развитие практики применения специальных налоговых режимов в важнейших для экономики отраслях
Государственная пошлина Уплата в общем порядке Рассматривается как инструментарий контроля со стороны государства с помощью отслеживания оплаты разрешительных процедур, перечисленных в гл. 25.3 Налогового кодекса РФ
правовой идентификации, так и с позиций экономического обоснования регуляторов государственно-частного партнерства.
Универсальность специального режима налогообложения для договоров внутри одного вида деятельности может стать прочной основой прозрачного правового регламента деятельности по совместному финансированию создания и эксплуатации ключевых объектов в российской экономике.
Наиболее целесообразным представляется режим, сочетающий уже установленные налоги (а не единый, заменяющий совокупность платежей), но уплачиваемые в ином порядке. Специальный налоговый режим должен предусматривать все необходимые элементы по налогам:
- непосредственно перечень налогов, подлежащих уплате;
- налоги, не уплачиваемые в рамках режима;
- объекты налогообложения;
- налогоплательщики;
- налоговая база и порядок ее определения;
- порядок представления налоговых деклараций;
- налоговые ставки и др.
Могут быть введены общие положения, конкретизирующие отдельные понятия, употребляемые в связи с использованием специальных режимов.
Предоставление льгот по прямым налогам (налог на прибыль, налог на имущество организаций и др.) будет иметь прямой характер воздействия на финансовые потоки и результаты деятельности инвесторов, что станет аргументом в пользу «перелива» капитала в проекты государственно-частного партнерства.
Очевидно, что в случае введения совокупности специальных налоговых режимов в хозяйственную практику потребуется включение в действующий Налоговый кодекс Российской Федерации дополнительных глав с детальным описанием каждого из них. На взгляд автора, такое развитие налогового законодательства отвечает запросам текущего этапа становления партнерских отношений между бизнесом и государством и станет платформой управления финансами в будущем.
Практические рекомендации по конкретизации порядка уплаты налогов по специальным режимам могут быть следующими. Участник проекта должен рассчитывать на снижение налоговой нагрузки за счет налогов на прибыль, налога на имущество, транспортного и земельного налогов, которые не будут уплачиваться на прединвести-ционной и инвестиционной стадиях при создании объектов. При этом обязательным к уплате должен быть НДС по общей ставке, а также страховые взносы по ставке 26 % (в 2012 г. - 30 %).
Основным аргументом в пользу взимания НДС является позиция контрагентов частного инвестора, которые желают получить возможность возмещения НДС по сделкам, а это возможно только в том случае, если их контрагент - плательщик НДС. Тарифы страховых взносов будут регулироваться специальным федеральным законом, в котором найдут место соответствующие изменения.
Если представитель предпринимательской структуры будет принимать участие и в эксплуатационной стадии реализации проекта, то налог на прибыль следует взимать по результатам его деятельности по пониженной ставке 15 %, а налог на имущество - по ставке 1 % в течение ближайших пяти лет использования возведенных объектов. При этом за региональными и местными органами власти следует сохранить возможность снижения или полной отмены всех региональных и местных налогов на любой стадии исполнения работ по соглашению.
Необходимо подробнее остановиться на особых экономических зонах, введенных в практику финансово-хозяйственной деятельности Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В этом законе, касающемся специфических территорий, приведена их типология, которая может быть положена в основу специальных режимов для резидентов таких зон. Это позволит устанавливать специфику налогообложения исходя из профиля экономической зоны:
- технико-внедренческие;
- промышленно-производственные;
- туристско-рекреационные;
- портовые.
Подводя итоги, обратим внимание на основной аспект, заключающийся в том, что правовые конструкции должны предусматривать возможность встраивания в законодательно установленный налоговый режим любого вида договора между государственными органами власти и бизнес-структурами, обеспечивая максимальную транспарентность столь значимых для социально-экономического развития соглашений.
Список литературы
1. Кабашкин В. А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации. М.: Дело, 2010.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
3. О государственно-частном партнерстве: проект федерального закона от 22.06.2012. URL: http://www. consultant. ru.
4. Панкратов А. А. Государственно-частное партнерство в современной практике: основные теоретические и практические проблемы: монография. М.: Анкил, 2010.
5. URL: http://http://pppcenter. ru.