Научная статья на тему 'Налогообложение операций на российском рынке золота'

Налогообложение операций на российском рынке золота Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
830
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / РЫНОК ЗОЛОТА / НАЛОГИ И СБОРЫ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ИНВЕСТИЦИИ / НДС / НДПИ / СЛИТКИ / ЗОЛОТОДОБЫЧА / НАЛОГОВАЯ БАЗА / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / ECONOMY / GOLD MARKET / TAXES AND CHARGES / TAX BURDEN / INVESTMENT / VAT / MINERAL EXTRACTION TAX / BULLIONS / GOLD MINING / TAX BASE / INCOME TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотова Наталия Владимировна, Борисович Виталий Тимофеевич

В статье изложены результаты анализа операций по налогообложению на российском рынке золота. Представлены детальные характеристики по видам операций, налогам и сборам на рынке драгоценного металла. Автором проведен экономический анализ отчетности одной из ведущих золотодобывающих компаний России, выявлены проблемы налогообложения и предложены способы их разрешения. Показано влияние налоговой нагрузки на инвестиционную привлекательность российского рынка золота. Рассмотрены вопросы золотодобывающей отрасли и банковского сектора. Отмечены основные задачи совершенствования системы недропользовательских платежей для обеспечения справедливого распределения доходов от использования ресурсов недр между государством и недропользователями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the analysis of taxation operations in the Russian gold market have been presented. Detailed specifications on the types of transactions, taxes and duties on the precious metals market have been enumerated. Economic report analysis of one of the leading gold mining companies of Russia have been conducted, the issues of taxation have been determined and the ways of resolving them have been proposed. The influence of the tax burden on the investment attractiveness of the Russian gold market has been shown. The issues of the gold mining industry and the banking sector are considered. The main tasks of improving the system of subsoil user payments to ensure an equitable distribution between the state and subsoil users of revenues from the use of mineral resources are noted.

Текст научной работы на тему «Налогообложение операций на российском рынке золота»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ЗОЛОТА

Золотова Наталия Владимировна

аспирантка кафедры экономики минерально-сырьевого комплекса МГРИ - РГГРу. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе», 117997, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 23. E-mail: zolotova-n@mail.ru

Борисович Виталий Тимофеевич

доктор технических наук, профессор кафедры экономики минерально-сырьевого комплекса МГРИ - РГГРу.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе», 117997, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 23. E-mail: vitaly.bor37@gmail.com

В статье изложены результаты анализа операций по налогообложению на российском рынке золота. Представлены детальные характеристики по видам операций, налогам и сборам на рынке драгоценного металла. Автором проведен экономический анализ отчетности одной из ведущих золотодобывающих компаний России, выявлены проблемы налогообложения и предложены способы их разрешения. Показано влияние налоговой нагрузки на инвестиционную привлекательность российского рынка золота. Рассмотрены вопросы золотодобывающей отрасли и банковского сектора. Отмечены основные задачи совершенствования системы недропользовательских платежей для обеспечения справедливого распределения доходов от использования ресурсов недр между государством и недропользователями.

Ключевые слова: экономика, рынок золота, налоги и сборы, налоговая нагрузка, инвестиции, НДС, НДПИ, слитки, золотодобыча, налоговая база, налог на прибыль.

TAXATION OF TRANSACTIONS IN THE RUSSIAN GOLD MARKET

Zolotova, Nataliya V.

Post-Graduate Student of the Department for Economics MRMC MGRI - RSGPU. Address: Russian State Geological Prospecting University n. a. Sergo Ordzhonikidze, 23 Miklouho-Maklay's Str., Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: zolotova-n@mail.ru

Borisovich, Vitaly T.

Doctor of Sciences, Professor of the Department for Economics MRMC MGRI - RSGPU. Address: Russian State Geological Prospecting University n. a. Sergo Ordzhonikidze, 23 Miklouho-Maklay's Str., Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: vitaly.bor37@gmail.com

The results of the analysis of taxation operations in the Russian gold market have been presented. Detailed specifications on the types of transactions, taxes and duties on the precious metals market have been enumerated. Economic report analysis of one of the leading gold mining companies of Russia have been conducted, the issues of taxation have been determined and the ways of resolving them have been proposed. The influence of the tax burden on the investment attractiveness of the Russian gold market has been shown. The issues of the gold mining industry and the banking sector are considered. The main tasks of improving the system of subsoil user payments to ensure an equitable distribution between the state and subsoil users of revenues from the use of mineral resources are noted.

Keywords: economy, gold market, taxes and charges, tax burden, investment, VAT, mineral extraction tax, bullions, gold mining, tax base, income tax.

В современной экономике драгоценные металлы, как и ранее, выполняют функции двойственного характера. С одной стороны, они являются продуктом горно-металлургической промышленности и обладают уникальными сочетаниями физических и потребительских качеств, обусловливающих промышленное их применение, благодаря чему соответствуют всем признакам сырьевого товара. С другой стороны, высокая капиталоемкость, ликвидность, наличие развитой инфраструктуры обращения драгоценных металлов обусловливают их широкое использование в качестве аккумулятора стоимости, средства диверсификации инвестиционных вложений, т. е. финансового актива. Такая двойственная экономическая природа драгоценных металлов находит свое отражение и в правилах налогообложения операций с ними.

Большое значение приобретает построение рациональной системы организаций, принимающих участие в использовании и обращении драгоценных металлов. Предусматриваются различные условия налогообложения в зависимости от того, выступают ли драгоценные металлы в качестве сырьевого товара (в таком случае применяются условия налогообложения, равные с прочими товарами) или в качестве инвестиционного инструмента (при этом, как правило, вводятся различные налоговые льготы, приближающие экономические условия обращения драгоценных

металлов к условиям проведения операций с прочими финансовыми активами).

Формирование налогообложения недропользования в Российской Федерации в современном виде началось с принятия в 1992 г. Закона «Об основах налоговой системы». В дальнейшем число налогов и сборов, уплачиваемых недропользователями, то увеличивалось, то сокращалось. С 1999 г. в действие был введен Налоговый кодекс, который унифицировал налоговое законодательство.

Одним из важнейших факторов, определяющих привлекательность инвесторов выполнять определенные контракты, является система налогообложения. Мировой опыт показывает, что решение проблемы существенного роста инвестиций в развитие экономики невозможно без такого эффективного метода государственного управления, как налогообложение.

Во всех странах налоговая система является одним из самых востребованных инструментов воздействия на экономические процессы. В период экономического роста государства вводят налоговые льготы для отраслей, которые они считают приоритетными для национальной экономики, во время производственных спадов - льготы для инвесторов, а также снижают налоговую нагрузку на население, чтобы поддержать потребительский спрос. Рост стимулирующей роли налогообложения (как экономической функции налогов) в современных условиях позволяет рассматривать его в качестве основной формы госу-

дарственного регулирования инвестиционной активности.

Инвестиционная деятельность - это основа обеспечения воспроизводственного процесса и положительной динамики роста ВВП в стране. Каждый инвестор, вкладывая свои или заемные средства, заинтересован в получении дохода. Налогообложение инвестиционных доходов является одним из основных факторов, который в обязательном порядке будет проанализирован инвестором при его решении начать инвестиционную деятельность. Несмотря на неопределенность социально-экономической действительности, для любого инвестора, стремящегося получить не просто доход, а максимально возможный доход, важно учесть влияние всех факторов, особенно тех, которые подвержены прогнозированию. Налогообложение является одним из таких аспектов, поэтому в процессе предынвести-ционной деятельности каждый инвестор старается отыскать инвестиции, наиболее эффективные с позиции налогов [1].

Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления. Банки, как правило, осуществляют операции с драгоценными металлами в слитках весом 1, 5, 10, 20, 100, 250, 500, 1000 г 999,9 пробы.

Всего на рынке золота имеется шесть видов основных операций, при производстве которых предусмотрено следующее

количество налогов и сборов: геологоразведочные работы - 15, добыча металла -17, аффинаж - 12, биржевые операции - 6, банковские операции - 7, рыночные операции - 7.

Анализ налогообложения операций на российском рынке золота проводился по трем группам налогов: налоги, включаемые в цену продукции, в себестоимость продукции и налоги, относимые на финансовый результат. К первой группе относятся налог на добавленную стоимость (НДС) и таможенные пошлины (импорт, экспорт), ко второй - отчисления в фонды (ПФР, ФСС, ФОМС), водный налог, земельный налог, транспортный налог, плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), недропользовательские платежи (разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; регулярные платежи за пользование недрами; плата за геологическую информацию о недрах; сбор за участие в конкурсе (аукционе)), госпошлины. Третью группу составляют налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

В ходе данного исследования был проведен сравнительный анализ финансовой отчетности за последние пять лет ПАО «Полиметалл», а именно анализ ежегодных отчетов о прибылях и убытках и отчетов для акционеров компании, который выявил основные факторы, повлиявшие на налоговую нагрузку организации (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Факторы, оказавшие влияние на налоговую нагрузку*

Наименование фактора 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Выручка, млн долл. 925 1 326 1 854 1 707 1 690 1 441

Чистая прибыль/убыток, млн долл. 243 290 428 -198 -210 221

Производство в золотом эквиваленте, тыс. унций 753 810 1 063 1 282 1 312 1 267

Среднегодовой курс, долл./ руб. 30,48 29,3 30,09 31,65 38,42 60,95

Средняя цена реализации золота, долл. 1 232 1 555 1 631 1 326 1 231 1 127

Средняя цена лондонского фиксинга, долл. 1 227 1 572 1 668 1 410 1 266 1 160

Уровень инфляции в России за 12 месяцев года, % 8,78 6,1 6,58 6,45 11,36 12,92

* Источник: URL: http://www.polymetal.ru

Из представленных данных следует вывод о том, что на финансовые результаты компании (особенно за 2013-2014 гг.) оказали сильнейшее влияние два фактора: резкое снижение цены реализации золота

и значительные колебания курса американского доллара. Для определения налоговой нагрузки был рассчитан удельный вес налогов компании в выручке. Результаты расчетов представлены в табл. 2.

Т а б л и ц а 2

Удельный вес налогов в выручке компании*

Виды налогов и сборов Удельный вес налогов в выручке, %

2010 2011 2012 2013 2014 2015

НДПИ 6,18 7,32 6,53 6,39 6,51 6,73

Налог на прибыль 6,92 6,15 6,66 - - 3,83

Отчисления в фонды социального страхования 2,49 3,02 2,86 3,75 3,49 3,33

НВОС 4,65 4,07 3,61 3,81 3,20 2,29

Прочие налоги 1,57 0,83 0,76 1,23 1,30 0,83

Итого налоговая нагрузка 21,81 21,39 20,41 15,17 14,50 17,02

* Источник: URL: http://www.polymetal.ru

Анализ результатов исследования показывает, что основную налоговую нагрузку на золотодобывающую компанию создает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Поэтому в первую очередь нужно обратить внимание именно на него, так как ставка в 6% является фиксированной, включается в себестоимость продукции и не учитывает изменений мировых цен на золото.

Недропользовательские платежи менялись не часто. Правда, в 2002 г. произошло кардинальное изменение в казавшейся до того времени незыблемой системе недропользовательских налогов - взамен действовавших ранее платежей за добычу полезных ископаемых и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы был введен НДПИ. При этом для многих горнодобывающих предприятий объем уплачиваемых в бюджет налоговых платежей оказался существенно выше, чем ранее, поскольку НДПИ взимается по единым (недифференцируемым в зависимости от условий разработки месторождений) ставкам.

Это вызвало дискуссию о необходимости перехода к дифференцированному налогообложению разведки и добычи полезных ископаемых в России, которая продолжается и в настоящее время. Все

имеющиеся предложения сводятся к совершенствованию НДПИ и находятся либо в плоскости дифференциации налоговых ставок исходя из различий в горногеологических условиях разработки конкретных месторождений, либо в плоскости изменений налоговых ставок по отдельным видам полезных ископаемых. Идет дискуссия по вопросу налоговой ставки НДПИ.

В настоящее время в отношении концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, установлена налоговая ставка 6,0%. Авторы данной работы и многие золотодобывающие компании, поддерживаемые Союзом золотопромышленников России, предлагают введение плавающей ставки НДПИ с учетом мировых цен на золото. Предлагается оставить ставку в 6% только при цене золота 1 550 долларов за унцию и выше. Если цена золота будет ниже 1 550 долларов, но не менее 1 400 долларов, предлагается начислять НДПИ по ставке 4,5%. Предложенная шкала НДПИ предусматривает увеличение налоговой нагрузки при росте мировых цен на золото, что увеличит поступления в бюджетную систему при спросе на металл, одновременно позволяя снизить налоговую нагрузку на предприятие в период негативных тенденций (например,

падение цены на 25% в 2013-2014 гг.). Необходимо отметить, что такая практика уже используется при определении налоговой ставки на нефть, которая корректируется с учетом уровня мировых цен и изменения курса доллара.

Мировая практика показывает, что действующая в России ставка НДПИ является самой высокой в мире. В странах, где она фиксированная и исчисляется от выручки (Западная Австралия, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Конго, Танзания), НДПИ не превышает 4%. В Буркина-Фасо ставки привязаны к ценам на золото и варьируются в диапазоне 3-5%. В странах, где налоги формально исчисляются не от выручки (Аргентина, Канада, США, Чили, ЮАР), отношение НДПИ к выручке составляет также не более 3-4%.

Налог на прибыль является одним из основных элементов налоговой системы и служит элементом перераспределения национального дохода. Данный налог является прямым, т. е. его величина целиком зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Налог на прибыль - основной вид налога с юридических лиц. Часто происходили изменения в конструкции налога на прибыль [4]. Первоначально (в 1991 г.) его ставка для горнодобывающих предприятий составляла 32%, с января 1994 г. она выросла до 38%, в 2000 г. снизилась до 30%, в 2001 г. выросла до 35%, а в 2002 г. опять сократилась, теперь уже до 24%. Кроме того, конструкцию налога на прибыль затрагивали различные уточнения и дополнения, касавшиеся в основном объекта налогообложения и налоговых льгот. В разные годы вводились и отменялись особые условия налогообложения для предприятий, добывающих драгоценные металлы, неизменно отражавшиеся на их функционировании. Ставка по налогу на прибыль на 2017 г. установлена в размере 20%.

Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 3) одним из основных принци-

пов охраны окружающей среды установлен принцип платности природопользования и возмещения вреда. В соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632) плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации.

Золотодобывающие предприятия производят непосредственные выбросы парниковых газов при выработке теплоты и электроэнергии дизель-генераторами, а также при работе горного оборудования. Сжигание природного газа и угля и использование полигонов промышленных и бытовых отходов также приводят к выбросу парниковых газов. Производственные предприятия используют несколько видов опасных материалов. Цианид является одним из наиболее вредных: его использование для извлечения металла из руды приводит к образованию опасных видов отходов.

Применение инновационных технологий, направленных на увеличение доли повторно используемых материалов, уменьшение количества воды, которое затрачивается на единицу продукции, сведение к минимуму объемов и воздействий веществ, сбрасываемых в водотоки и атмосферу, а также полная модернизация производства и реализации программ в области экологического менеджмента способны сделать предприятия отрасли более экологичными и тем самым снизить налоговую нагрузку за НВОС.

Наименее изменчивым оказался налог на имущество предприятий. За период 1992-2004 гг. количество дополнений в его конструкцию, связанных с горнодобывающими предприятиями, не превысило и

десятка. В 1992-1994 гг. объектом обложения было имущество предприятий в стоимостном выражении, с 1995 г. - их основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, причем первые три группы имущества - за вычетом износа, а с 2004 г. - исключительно основные средства. Помимо этого, сначала предельный размер налоговой ставки не мог превышать 0,5% налогооблагаемой базы. С июля 1992 г. ее размер повысился до 1%, в апреле 1995 г. - до 2%, а с января 2004 г. она была зафиксирована на уровне 2,2%. Именно последняя из вышеперечисленных льгот призвана обеспечить различные налоговые условия для обращения драгоценных металлов в виде товара и в виде финансового актива.

Следующим налогом, который требует совершенствования, является налог на добавленную стоимость (НДС). Ставка НДС менялась нечасто: в июле 1992 г. она выросла с 21,88 до 28% и через полгода была снижена до 20%. На таком уровне она просуществовала до 2003 г., когда произошло ее новое снижение теперь уже до 18%. Но зато ежегодно происходили изменения в конструкции НДС, касавшиеся операций, подпадавших под обложение налогом. Их пик пришелся на 1998-2002 гг., когда стал вводиться в действие Налоговый кодекс.

Все осуществляемые банками операции с драгоценными металлами в целях исчисления НДС условно можно поделить на две группы: банковские операции с драгоценными металлами и операции с драгоценными металлами, не относящиеся в соответствии с законодательством к банковским операциям [3].

Не подлежат налогообложению НДС следующие операции банков: привлечение драгоценных металлов во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц; открытие и ведение обезличенных металлических счетов (ОМС), за исключением металлических счетов ответственного хранения драгоценных металлов, включая зачисление драгоценных металлов на счет, возврат со

счета, перевод драгоценных металлов с других обезличенных счетов, зачисление на металлические счета при физической поставке драгоценных металлов, а также зачисление на металлические счета драгоценных металлов, проданных клиенту; размещение драгоценных металлов от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках; кредитные операции с клиентами.

Для того чтобы операция по реализации банками драгоценных металлов в слитках не облагалась НДС, эти слитки должны оставаться (находиться) в одном из сертифицированных хранилищ. Подразумевается, что у лиц, приобретающих драгоценные металлы в инвестиционных целях, отсутствует потребность в физическом владении принадлежащими им ценностями; для целей вложения капитала считается достаточным обладать правами на конкретные слитки или на определенное количество обезличенных драгоценных металлов, депонированных в некотором сертифицированном хранилище, и иметь возможность передавать такие имущественные права другим лицам, получая денежный эквивалент стоимости драгоценных металлов по текущим рыночным ценам.

Такой подход в целом соответствует мировой практике разделения налоговых условий обращения драгметаллов. Заметим, что в данном случае для банка-продавца не имеет значения, кому он продает слитки: другому банку, юридическому лицу, не являющемуся банком, или физическому лицу.

Важно, чтобы было соблюдено условие, что слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ, причем остаются не только в момент реализации (перехода права собственности), но и после ее. В случае реализации банками драгоценных металлов в слитках с изъятием их из сертифицированного хранилища данная операция облагается НДС.

В момент изъятия клиентом банка-продавца слитков драгоценных металлов из сертифицированного хранилища у это-

го банка возникнет обязанность по уплате НДС. При этом налоговая база определяется как стоимость этих слитков, исчисленная из цен, указанных в договоре купли-продажи, с учетом норм статьи 40 Налогового кодекса. Это налог на потребителя, поэтому он включается в цену продукции. Большим недостатком является обложение НДС банковских слитков в 18%. Банк включает сумму налога в стоимость слитка, а при обратной продаже слитка банку уплаченный налог не возвращается.

Отмена НДС в размере 18% на покупку золотых слитков повысит интерес к данному виду вложений для всех категорий инвесторов, так как существенно сократятся сроки его окупаемости. В Европейском союзе, Беларуси, США и других странах операции с золотыми слитками не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Существенным недостатком ОМС является его надежность, так как она полностью зависит от надежности банка, где открывается счет. В случае банкротства банка или отзыва лицензии владелец ОМС теряет свои сбережения. На ОМС не распространяется система страхования денежных вкладов, а цена покупки и продажи золота определяется самим банком. Приравнивание обезличенных металлических счетов к банковским вкладам позволит включить их в программу страхования вкладов (Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации») [1].

Реализация банком слитков из драгоценных металлов с зачислением их на металлический счет покупателя (физического лица) также не облагается налогом на добавленную стоимость. Однако в случае изъятия клиентом из хранилища указанных слитков у банка возникает обязанность по уплате налога в том налоговом периоде, в котором они изымаются клиентом [3].

При приобретении металла в виде слитков физическое лицо может избежать уплаты НДС, если оно оставляет слитки на хранение в банке, однако в данном случае

оплачиваются услуги хранения. НДС уплачивается только при движении физического металла, в то время как ОМС имеет дело с виртуальным металлом (за исключением случаев, когда сбережения снимаются со счета в виде слитков драгоценных металлов).

Отмена НДС на золотые слитки воспринимается как ключевая мера для создания здорового и устойчивого рынка для золотых инвестиций в России. Она будет выгодна не только для золотодобывающей промышленности, но и для экономики в целом. Такая мера способствовала бы диверсификации спроса на золото, а также могла бы принести больше инвестиций в золотодобывающую промышленность и предоставить российским вкладчикам и инвесторам возможность инвестировать в российское золото, а не в иностранную валюту.

Отмена НДС на золотые слитки также могла бы иметь благотворное влияние на федеральный бюджет, создав новые источники доходов для бюджета. В случае реализации этого предложения по приблизительным подсчетам оно могло бы добавить 10-12 млрд рублей в государственный бюджет за счет дополнительных доходов от налога на прирост капитала и налога на прибыль корпораций.

Нынешняя экономическая ситуация как на глобальном уровне, так и в России может помочь выделить роль золота в качестве стратегического инвестиционного актива для вкладчиков и инвесторов, как часть сбалансированного портфеля. Вышеуказанная совокупность предложений должна дать дополнительный толчок для развития рынка драгоценных металлов и укрепить золотодобывающую отрасль.

Так как большинство российских золотодобывающих компаний контролируются организациями, расположенными в офшорных зонах, нужно отметить, что с 1 января 2015 г. в России вступил в силу новый антиофшорный закон. Закон вводит существенные изменения в процедуры налогообложения для контролируемых ино-

странных компаний и устанавливает новые критерии бенефициарного собственника дохода и налогового резидентства в России.

В заключение важно еще раз подчеркнуть, что фискальная политика государства определяет основные направления развития тех или иных сфер экономики и дает инвестору ориентиры в его деловой и инвестиционной деятельности. Основной задачей в области налогообложения в целом в ближайшей (среднесрочной) перспективе должна быть разработка стимулирующих налоговых механизмов для развития приоритетных отраслей экономики.

Вместе с тем улучшение налогообложения недропользования является не менее важной задачей, поскольку в Основах государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования, утвержденных Распоряжением Правительства России от 21 апреля 2003 г. № 494-р, предусматривается совершенствование системы недропользовательских платежей для обеспечения справедливого распределения доходов от использования ресурсов недр между государством и недропользователями. Поэтому работа в данном направлении будет, несомненно, продолжена.

Список литературы

1. Борисович В. Т., Букреев Н. Х., Брюховецкий О. С. Анализ состояния рынка золота как важнейшая часть недропользования / / Известия высших учебных заведений. Геология и разведка. - 2012. - № 2. - С. 85-88.

2. Золотова Н. В. Анализ динамики и структуры выпуска инвестиционных золотых монет / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. -2016. - № 3 (87). - С. 64-71.

3. Омельченко В. В. Освобождение от обложения НДС операций с драгоценными металлами / / Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. - 2004. - № 7. -URL: http://www.lawlinks.ru/view_data.php?id=80143

4. Титов В. В. Налоговая система как фактор повышения эффективности промышленных предприятий / / Экономист. - 2015. - № 8. - С. 41-50.

References

1. Borisovich V. T., Bukreev N. Kh., Bryukhovetskiy O. S. Analiz sostoyaniya rynka zolota kak vazhneyshaya chast' nedropol'zovaniya [Analysis of the State of the Gold Market as an Important Part of the Subsoil Use]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Geologiya i razvedka [Izvestiya of Higher Education Institution. Geology and Prospecting], 2012, No. 2, pp. 85-88. (In Russ.).

2. Zolotova N. V. Analiz dinamiki i struktury vypuska investitsionnykh zolotykh monet [Analyzing Dynamics and Structure of Issuing Investment Gold Coins]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2016, No. 3 (87), pp. 64-71. (In Russ.).

3. Omel'chenko V. V. Osvobozhdenie ot oblozheniya NDS operatsiy s dragotsennymi metallami [Exemption from Taxation of VAT Transactions with Precious Metals]. Nalogooblozhenie, uchet i otchetnost v kommercheskom banke [Taxation, Accounting and Reporting in a Commercial Bank], 2004, No. 7. (In Russ.). Available at: http://www.lawlinks.ru/ view_data.php?id=80143

4. Titov V. V. Nalogovaya sistema kak faktor povysheniya effektivnosti promysh-lennykh predpriyatiy [Taxation System as a Factor of Raising Efficiency of Industrial Enterprises]. Ekonomist, 2015, No. 8, pp. 41-50. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.