Научная статья на тему 'НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ИСТОРИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЛЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ'

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ИСТОРИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЛЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / ДОБЫЧА НЕФТИ / НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / MINERAL EXTRACTION TAX / ЭКСПОРТНАЯ ПОШЛИНА / EXPORT DUTY / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / TAX BURDEN / НАЛОГ НА ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / TAX ON FINANCIAL RESULT / НАЛОГ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД / TAX ON ADDITIONAL INCOME / OIL TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яртиев А.Ф.

Рассматривается история налогообложения нефтедобывающей промышленности с оценкой налоговой нагрузки, перспективы изменения системы налогообложения недропользователей и эффективность разработки нефтяного объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION IN THE OIL INDUSTRY: HISTORY, PROSPECTS AND EFFICIENCY FOR SUBSOIL USERS

He history of taxation in the oil industry is examined; the tax burden is estimated. The prospects for change in the system of taxation of subsoil users and efficiency of the development of oil object are analyzed.

Текст научной работы на тему «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ИСТОРИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЛЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ»

DOI: https://doi.org/10.17353/2070-5379/14_2015 УДК 336.2:622.276 Яртиев А.Ф.

Татарский научно-исследовательский и проектный институт нефти открытого акционерного общества «Татнефть» имени В.Д. Шашина (Институт «ТатНИПИнефть» ОАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина), Бугульма, Республика Татарстан, Россия, yartiev@tatnipi.ru

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ИСТОРИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЛЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Рассматривается история налогообложения нефтедобывающей промышленности с оценкой налоговой нагрузки, перспективы изменения системы налогообложения недропользователей и эффективность разработки нефтяного объекта.

Ключевые слова: налогообложение, добыча нефти, налог на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина, налоговая нагрузка, налог на финансовый результат, налог на дополнительный доход.

В 90-х гг. ХХ века в Российской Федерации начала формироваться новая система налогообложения предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК), которая сильно отличалась от централизованного способа планирования народного хозяйства страны. Основные принципы новой системы налогообложения предприятий нефтедобычи были заложены Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» [Об основах налоговой системы..., 1991]. Правовым актом в ТЭК стал Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» [О недрах., 1992].

По данным законам нефтедобывающие предприятия выплачивали ресурсные налоги, предназначенные для изъятия природной ренты, наряду с общепринятыми налогами для всех предприятий страны. Базой для начисления ресурсных налогов выступала стоимость нефти, а не конечный финансовый результат производственной деятельности. Ресурсные налоги включали:

• отчисления в фонд на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ);

• платежи за пользование недрами (роялти);

• акцизы;

• экспортные пошлины.

Налоговая система конца прошлого века для предприятий ТЭКа носила фискальный характер, и в условиях высокой налоговой нагрузки в декабре 1995 г. был принят Федеральный Закон «О соглашениях о разделе продукции» (СРП) [О соглашениях о

разделе..., 1995], как альтернативный вариант налогообложения. Но ни одно Соглашение о разделе продукции действующих нефтяных месторождений по Закону СРП так и не было подписано. Действующие в РФ Соглашения «Сахалин-1», «Сахалин-2», по Харьягинскому нефтяному месторождению были разработаны до 1995 г. и на других условиях.

Система налогообложения предприятий нефтедобычи, сформированная в 90-е гг., была реорганизована в 2001 г. с принятием Федерального Закона № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» [О внесении изменений., 2001], в соответствие с которым в Налоговом кодексе появилась новая глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» (НДПИ), заменивший три ранее действовавших платежа: отчисления на ВМСБ, роялти и акциз.

Предполагалось, что на начальном этапе для нефтедобывающих предприятий начисление НДПИ будет производиться по специфической ставке с дальнейшим переходом на адвалорную (16,5%), но позже данное решение было отменено, а специфическая ставка НДПИ для нефтедобычи действует и по настоящее время.

Величина специфической ставки для нефтедобывающих предприятий в первые два года действия составляла 340 руб./т (позже базовая ставка была увеличена до 347 руб./т) и умножалась на коэффициент Кц, который характеризовал изменение мировых цен на нефть и

валютного курса, он рассчитывался по формуле:

р

Кц = (Ц-8)Х- , ОХ

где Ц - средний за налоговый период уровень цен на нефть сорта «Юралс», $/барр.; определяется как сумма среднеарифметических цен покупки и продажи на мировых рынках сырья (средиземноморском и роттердамском) за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде; Р - среднее за налоговый период значение курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемое Центральным Банком РФ.

Данная формула устанавливала предельную цену, с которой начинается взимание налога (8 $/барр), но в последствие предельный уровень был пересмотрен сначала до 9, а затем и до 15 $/барр. Изменилась и постоянная величина в формуле с 252 до 261:

Кц = (Ц — 15) X -р- . (2).

Положительным моментом данной налоговой системы являлась прозрачность начисления налогов для контролирующих органов, что сказывалось на их собираемости, но повышение налоговой нагрузки на нефтедобывающие предприятия резко снизило рентабельность разработки недр.

Изменился и порядок расчета экспортной пошлины (ЭП), которую тоже привязали к изменению цен на нефть. До уровня цен 109,5 $/т ЭП не взималась. При ценах от 109,5 до 182,5 $/т ставка ЭП устанавливалась в размере, не превышающем 35% разницы между фактической средней ценой нефти за два предшествующих месяца и 109,5 $/т. При мировой цене нефти выше 182,5 $/т ставка ЭП устанавливалась в размере, не превышающем 25,23 $/т и 40% разницы между фактической ценой нефти за два предшествующих месяца и 182,5 $/т. С 1 августа 2004 г. Федеральным Законом № 33-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и в статью 5 Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых отдельных актов законодательства Российской Федерации» [О внесении изменений., 2004] была установлена 4-ставочная шкала ЭП на нефть (табл. 1). Таким образом, был законодательно установлен более прогрессивный рост ЭП с увеличением мировой цены реализации нефти, а ярко выраженный фискальный характер налогообложения нефтедобычи сохранился, что увеличило налоговую нагрузку для нефтедобывающих предприятий.

Таблица 1

Ставки экспортной пошлины на нефть

Мировая цена на нефть сорта «Юралс» Ставка, $/барр.

до 15 $/барр. 0

от 15 до 20 $/барр. 0,35 х(Ц - 15)

от 20 до 25 $/барр. 12,78 + 0,45 х(Ц - 20)

свыше 25 $/барр. 29,2 + 0,65 х(Ц - 25)

Увеличение налоговой нагрузки на предприятия нефтедобычи произошло по следующим причинам:

• привязка ставки НДПИ к ценам на нефть на мировом рынке без учета изменений цен на внутреннем рынке страны и реализации в ближнем зарубежье;

• введение уравнительной системы налогообложения с установлением единой ставки НДПИ для всех добывающих предприятий без учета горно-геологических и природно-климатических условий разработки нефтяных месторождений;

• прекращение действия льготы на добычу нефти из введенных из бездействия скважин в соответствие с Постановлением Правительства России № 1213 [О мерах по вводу., 1995].

Снижение рентабельности разработки месторождений углеводородного сырья привело законодательные органы к поиску путей дифференциации НДПИ для снижения налоговой нагрузки нефтедобывающих предприятий. Федеральным Законом № 151-ФЗ [О внесении

изменений., 2006] был введен понижающий коэффициент (Кв) к ставке НДПИ для нефтяных месторождений, по которым степень выработанности запасов превышает 80%, он определялся по формуле:

Кв = 3,8 — 3,5 X ^ , (3),

где N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующему году налогового периода; V - начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 г.

В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти, превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3, если меньше 0,8 - Кв принимается равным 1.

Выбор в качестве критерия дифференциации НДПИ по степени выработанности запасов углеводородного сырья обусловлен хорошей администрируемостью показателя, так как предусматривает льготирование лицензионного участка с запасами нефти, которые представлены в государственном балансе запасов.

В этом же законе [О внесении изменений., 2006] записана следующая формулировка: «Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа X с (в пластовых условиях)». В отличие от выработанных месторождений, применение нулевой ставки по НДПИ для сверхвязких нефтей может осуществляться не только по лицензионному участку, но и по продуктивным пластам (горизонтам).

Для стимулирования освоения новых нефтяных месторождений, устанавливались налоговые каникулы, чуть позже [О внесении изменений., 2008] география налоговых каникул по НДПИ для новых месторождений была расширена. Но льготы по НДПИ не смогли активизировать разработку лицензионных участков в этих регионах из-за отсутствия производственной и социальной инфраструктуры. Были приняты дополнительные меры государственной поддержки по снижению ЭП до 45% от базовой ставки. Позже такое же решение было принято и для шельфовых месторождений Каспия, а затем и для северных территорий [О внесении изменений., 2012; О расчете ставок., 2013]. Пошлина для данных лицензионных участков начислялась по следующей формуле:

ЭП = (Ц - 50) х 0,45. (4)

Принятие законов [О внесении изменений., 2008: 2012; О расчете ставок., 2013] позволило симулировать инвесторов в разработку нефтяных месторождений в данных регионах, и законом № 307-ФЗ [О внесении изменений., 2010] базовая ставка НДПИ была повышена до 419 руб./т с 2011 г., 446 руб./т с 2012 г. и 470 руб./т с 2013 г.

Так как большая часть неразрабатываемых запасов нефти в РФ приходится на мелкие месторождения с небольшими запасами, в 2011 г. был принят Федеральный Закон № 258-ФЗ [О внесении изменений., 2011], предусматривающий для участков недр с начальными извлекаемыми запасами нефти меньше 5 млн. т и степенью выработанности запасов меньше или равной 0,05, введение понижающего коэффициента к ставке НДПИ (Кз), рассчитываемого по формуле:

КЗ = 0,125 х + 0,375 , (5),

где Уз - начальные извлекаемые запасы нефти в млн. т с точностью до 3 знака после запятой, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категории А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода.

Для разработки трудноизвлекаемых запасов нефти было принято Распоряжение Правительства Российской Федерации № 700-р [Распоряжение Правительства., 2012], а позднее и Федеральный Закон № 213-ФЗ от 23 июля 2013 г. [О внесении изменений., 2013], закрепивший возможность применения понижающего коэффициента (Кд) к ставке НДПИ для данной категории нефтей. Этим же законом для учета понижающего коэффициента по выработанности запасов углеводородного сырья был введен понижающий коэффициент Кдв, который определяется в следующем порядке:

1) в случае, если значение коэффициента Кд для залежи углеводородного сырья составляет менее 1 и степень выработанности запасов указанной залежи углеводородного сырья менее 0,8, коэффициент Кдв принимается равным 1;

2) в случае, если значение коэффициента Кд для залежи углеводородного сырья составляет менее 1 и степень выработанности запасов указанной залежи углеводородного сырья больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кдв рассчитывается по формуле:

Кдв = 3,8 — 3,5 х , (6),

V ЛВ

где Nb - сумма накопленной добычи нефти по конкретной залежи углеводородного сырья (включая потери при добыче) в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых в году, предшествующему году налогового периода; Vb - начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти и определяемые как сумма извлекаемых запасов категорий А, В, С1 и С2 на 1 января года, предшествующего году налогового периода, и накопленной добычи с начала разработки конкретной залежи углеводородного сырья в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующему году налогового периода;

3) в случае, если значение коэффициента Кд для залежи углеводородного сырья составляет менее 1 и степень выработанности запасов указанной залежи углеводородного сырья более 1, коэффициент Кдв принимается равным 0,3;

4) коэффициент Кдв для залежи углеводородного сырья принимается равным значению коэффициента Кв, если находится на участке недр, содержащим иные залежи углеводородного сырья, для которых значение коэффициента Кд составляет менее или равно 1;

5) в случае, если участок недр не содержит залежей углеводородного сырья, для которых значение коэффициента Кд составляет менее 1, коэффициент КдВ при добыче нефти из залежей углеводородного сырья, расположенных в пределах указанного участка недр, принимается равным 1.

В 2013 г. был принят закон № 263-ФЗ, который увеличивал в течение трех лет базовую ставку НДПИ до 559 руб./т с одновременным снижением экспортной пошлины в расчетной формуле до 55% («малый налоговый маневр» [О внесении изменений в главу 26., 2013]), но уже в 2014 г. был принят закон № 366-ФЗ («большой налоговый маневр» [О внесении изменений в часть вторую., 2014]) с еще большим изменением базовой ставки НДПИ и расчета экспортной пошлины (табл. 2). Получается, что в 2017 г. рост базовой ставки НДПИ составит 164,2% от планируемой ранее [О внесении изменений в главу 26., 2013].

Законом [О внесении изменений в часть вторую., 2014] также был введен и дополнительный понижающий коэффициент к расчету НДПИ - Ккан, который характеризует регион добычи и свойства нефти.

Применение различных понижающих коэффициентов к расчету НДПИ привело к необходимости ввести показатель, характеризующий особенности добычи нефти (Дм), он определяется по формуле:

Дм = Кндпи X Кц X (1 — Кв X Кз X Кд X Кдм X Ккан), (7),

где Кндпи равно 530 - с 1 января по 31 декабря 2015 г. включительно, 559 - на период с 1 января 2016 г.

Таблица 2

Налоговые маневры при добыче нефти

Ставки 2015 г. 2016 г. 201 7 г.

малый налоговый маневр большой налоговый маневр малый налоговый маневр большой налоговый маневр малый налоговый маневр большой налоговый маневр

НДПИ, руб./т 530 766 559 857 559 919

ЭП, % 57 42 55 36 55 30

Сама формула расчета НДПИ на тонну нефти приобрела следующий вид:

р

НДПИ = Крнс х(Ц - 15) х ^ - Дм , (8)

где Крнс - размер налоговой ставки в соответствии с большим налоговым маневром.

В табл. 3 приведены законодательные акты при добыче нефти и их влияние на налоговую нагрузку недропользователя.

Экономическая оценка налоговой нагрузки на предприятия нефтедобычи при различных налоговых режимах в сопоставимых условиях без учета понижающих коэффициентов к расчету НДПИ приведена на рис. 1.

В модельной оценке принята реализация нефти по рынкам сбыта на уровне 50% (дальнее зарубежье и внутренний рынок). При реализации товарной продукции на экспорт цена нефти марки Brent принята 50 $/барр. при курсе 65 $/руб. [Ведев: наиболее вероятная., 2015], а на внутреннем рынке нефть реализуется по цене 13 тыс. руб. за тонну.

Постоянно меняющее во времени законодательство для предприятий нефтедобычи неуклонно увеличивает поступления в государственную казну за счет уменьшения прибыли недропользователя. Применение понижающих коэффициентов к расчету НДПИ и снижение ЭП до 30% от базовой ставки в 2017 г. позволяет только незначительно снизить налоговую нагрузку на добычу углеводородного сырья.

Реформа налогообложения предприятий нефтедобычи обсуждается и в настоящее время. Так в льготную категорию не попали высоковязкие нефти с вязкостью нефти в пластовых условиях от 30 до 200 мПа х с (табл. 4).

Добыча нефти с вязкостью до 30 мПа х с осуществляется с применением основного метода - заводнения, который имеет хорошие технологические и экономические показатели. Для высоковязких нефтей необходимо проведение специальных мероприятий, направленных на повышение коэффициента извлечения нефти, которые из-за дороговизны применения не

заинтересовывают недропользователя в их внедрении. Нефть с вязкостью выше 200 мПа X с относится к категории сверхвязкой и на нее установлена льготная ставка НДПИ с понижающим коэффициентом (Ккан = 0), а до этой границы (200 мПа X с) налог не дифференцируется, а применяется полная его ставка (Ккан =1), что не поддается простой логике [Яртиев., 2011].

Таблица 3

Законодательные акты при добыче нефти

Законодательный акт Объект применения Влияние на налоговую нагрузку недропользователя

№ 126 - ФЗ от 08.08.2001 г. Добыча нефти увеличивает

№ 33 - ФЗ от 07.05.2004 г. Экспортируемая нефть увеличивает

№ 151 - ФЗ от 27.07.2006 г. Выработанные более 80% извлекаемые запасы нефти снижает

Нефть вязкостью в пластовых условиях более 200 мПа*с снижает

Участки крайнего севера и Дальнего востока снижает

№ 307 - ФЗ от 27.11.2010 г. Изменение базовой ставки для расчета НДПИ увеличивает

№ 258 - ФЗ от 21.07.2011 г. Месторождения с выработкой запасов нефти до 5% снижает

Распоряжение № 700-р от 03.05.2012 г. Низкопроницаемые коллектора до 2 миллидарси снижает

№ 213 - ФЗ от 23.07.2013 г. Свехвязкая нефть в пластовых условиях более 10000 мПа*с снижает

№ 263 - ФЗ от 30.09.2013 г. (малый налоговый маневр) Изменение базовой ставки для расчета НДПИ увеличивает

Изменение расчета ставки экспортной пошлины снижает

№ 268 - ФЗ от 30.09.2013 г. Континентальный шельф, Каспийское море снижает

№ 366 - ФЗ от 24.11.2014 г. (большой налоговый маневр) Изменение базовой ставки для расчета НДПИ увеличивает

Изменение расчета ставки экспортной пошлины снижает

Минэнерго и ряд нефтяных компаний полагают, что налог на финансовый результат сможет заменить НДПИ и предлагают для проработки новой системы налогообложения 12 проектов с различной выработанностью запасов нефти. Законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения системы налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти» внесен в Госдуму сенаторами Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Предложенный законопроект имеет агрессивную ставку аплифта (списание капитальных

затрат) и дополнительную ставку налога на прибыль в размере 60%, не обосновывая принцип подбора выбранных проектов [Минфин раскритиковал замену., 2015].

80%

I прочие налоговые отчисления I рентные платежи за нефть

60%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л а

м

40%

20%

0%

рентное налогообложение, 1992 г.

введение НДПИ, 2001 г.

увеличение малый налоговый большой базовой ставки маневр, 2013 г. налоговый маневр, НДПИ, 2011 г. 2014 г.

Рис. 1. Налоговая нагрузка предприятий нефтедобычи

Таблица 4

Дифференциация нефти по значению вязкости в пластовых условиях

Значение вязкости, мПа х с Наименование углеводородного сырья Источник

Ц < 5 5 < Ц < 10 10 < ц < 30 Нефть с незначительной вязкостью Нефть маловязкая Нефть с повышенной вязкостью Показатели в проекте Методических рекомендаций по применению классификации запасов и прогнозных ресурсов

30 < ц < 200 Нефть высоковязкая Государственный баланс запасов полезных ископаемых. Нефть

ц > 200 Нефть сверхвязкая Налоговый кодекс Российской Федерации

Но данный подход предполагает одновременное двойное налогообложение одного и того же объекта - прибыли нефтедобывающей компании в целом, уже не выделяя вид деятельности. А вертикально интегрированные нефтедобывающие компании имеют в своем активе не только лицензионные участки добычи нефти, но и перерабатывающие заводы с

реализацией нефтепродуктов на своих заправочных станциях и множество социальных объектов с различной и не всегда положительной рентабельностью.

В мировой практике инструментом изъятия природной ренты в государственный бюджет являются дополнительные налоги на финансовый результат с учетом профиля денежного потока проекта:

• налог на дополнительный доход (НДД);

• налог на сверхприбыль (НСП).

При НДД финансовый результат определяется с учетом совокупных затрат (капитальных и эксплуатационных), при этом капитальные затраты не амортизируются, а списываются единовременно. Взимание налога не производится до тех пор, пока не окупятся все понесенные затраты. Для реализации данной налоговой системы необходим раздельный учет доходов и расходов по каждому месторождению углеводородного сырья.

НСП зависит от финансового результата в целом по компании, а значит, убытки по нерентабельным месторождениям покрываются прибылью других месторождений и только потом облагаются налогом. Налоговой базой служит прибыль предприятия, увеличивая его ставку. Можно сказать, что НСП напоминает предлагаемый налог на финансовый результат, однако его применение необходимо ограничить только добычей нефти.

При введении той или иной системы налогообложения нефтедобывающих предприятий необходимо учесть сложившееся положение по дифференциации НДПИ. При реализации НСП льготы по месторождениям рассчитать будет невозможно, а при введении НДД существует возможность сохранения льгот на конкретных нефтяных месторождениях.

Основа стабильного развития любого производства - стабильное и долговременное налогообложение, которое позволяет планировать развитие производства и привлекать необходимые инвестиции, что просто не наблюдается в налогообложении предприятий нефтедобычи, особенно в последнее десятилетие и на перспективу.

Проведем экономическую оценку эффективности эксплуатации среднестатистической добывающей скважины за амортизационный период при различных налоговых режимах в сопоставимых условиях без учета понижающих коэффициентов к расчету НДПИ (табл. 5).

Постоянно меняющее во времени законодательство для нефтедобывающих компаний снижает эффективность единовременных затрат, так применение «большого налогового маневра» обеспечивает недропользователю только минимальную рентабельность от вложенных средств. Если налоговая нагрузка и дальше будет увеличена, то это приведет к обязательному сворачиванию новых инвестиционных проектов, а значит и к снижению добыче нефти уже в краткосрочной перспективе.

Таблица 5

Эффективность добычи нефти в различных условиях налогообложения

Показатели Рентное налогообложение Введение НДПИ Увеличение базовой ставки НДПИ Малый налоговый маневр Большой налоговый маневр

Доход государства дисконтированный, млн. руб. 163 173 184 187 206

Чистый доход дисконтированный, млн. руб. 34,6 27,4 19,3 17,1 2,8

Индекс затрат дисконтированный, доли ед. 1,177 1,135 1,091 1,080 1,012

Внутренняя норма рентабельности, % 38,0 32,3 25,6 23,8 12,5

Окупаемость проекта, лет 3 4 4 5 7

Постоянно меняющееся законодательство с неуклонным увеличение налоговой нагрузки на предприятия добычи нефти не позволяет недропользователю на длительную перспективу планировать расширенное воспроизводство производственных процессов на основе инновационных решений и применения импортозамещающих технологий добычи углеводородного сырья и подготовки товарной продукции.

В условиях рыночной экономики недропользователь заинтересован прежде всего в получении наибольшей прибыли от вложения средств в эксплуатационные объекты, а государство - в достижении максимума социально-экономической эффективности при разработке нефтяных месторождений [Яртиев, 2006].

Литература

Ведев: наиболее вероятная цена на нефть в 2015 году $50-60. -http://ria.ru/economy/20150114/1042475279.html

Минфин раскритиковал замену НДПИ налогом на финансовый результат [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://top.rbc.ru/business/15/03/2015/5505d2a99a79478722ceff5d.

О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 151-ФЗ: [принят Гос. Думой 08 июля 2006 г.: одобр. Советом Федерации 14 июля 2006 г.]. - Доступ из правовой системы ГАРАНТ.

О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 сент. 2013 г. № 263-ФЗ: [принят Гос. Думой

20 сент. 2013 г.: одобр. Советом Федерации 25 сент. 2013 г.]. - Доступ из правовой системы ГАРАНТ.

О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах [Электронный ресурс]: федер. закон от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ: [принят Гос. Думой 4 июля 2008 г.: одобр. Советом Федерации 11 июля 2008 г.]. - Доступ из правовой системы ГАРАНТ.

О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» [Электронный ресурс]: федер. закон от 23 июля 2013 г. № 213-ФЗ: [принят Гос. Думой 5 июля 2013 г.: одобр. Советом Федерации 10 июля 2013 г.]. - Доступ из правовой системы ГАРАНТ.

О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» [Электронный ресурс]: федер. закон от 3 дек. 2012 г. № 239-Ф3: [принят Гос. Думой 23 нояб. 2012 г.: одобр. Советом Федерации 28 нояб. 2012 г.]. - Доступ из правовой системы ГАРАНТ.

О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 307-ФЗ: [принят Гос. Думой 19 ноября 2010 г.: одобр. Советом Федерации 24 ноября 2010 г.]. - Доступ из правовой системы ГАРАНТ.

О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых отдельных актов законодательства Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер. закон от 7 мая 2004 г. № 33-ФЗ: [принят Гос. Думой 23 апр. 2004 г.: одобр. Советом Федерации 28 апр. 2004 г.]. - Доступ из правовой системы ГАРАНТ.

О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 21 июля 2011 г. № 258-ФЗ: [принят Гос. Думой 08 июля 2011 г.: одобр. Советом Федерации 13 июля 2011 г.]. - Доступ из правовой системы ГАРАНТ.

О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24 ноября 2014 г. № 366-ФЗ: [принят Гос. Думой 14 ноября 2014 г.: одобр. Советом Федерации 19 ноября 2014 г.]. - Доступ из правовой системы ГАРАНТ.

О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 8 авг. 2001 г. № 126-ФЗ: [принят Гос. Думой 13 июля 2001 г.: одобр. Советом Федерации 20 июля 2001 г.]. - Доступ из правовой системы ГАРАНТ.

О мерах по вводу в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся в консервации скважин на нефтяных месторождениях [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. № 1213. - Доступ из правовой системы ГАРАНТ.

О недрах [Электронный ресурс]: закон Российской Федерации от 21 фев. 1992 г. № 2395-I. - Доступ из правовой системы ГАРАНТ.

О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 29 марта 2013 г. № 276. - Доступ из правовой системы ГАРАНТ.

О соглашениях о разделе продукции [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 дек.1995 г. № 225-ФЗ: [принят Гос. Думой 6 дек. 1995 г.: одобр. Советом Федерации 19 дек. 1995 г.]. - Доступ из правовой системы ГАРАНТ.

Об основах налоговой системы в Российской Федерации [Электронный ресурс]: закон Российской Федерации от 27 дек. 1991 г. № 2118-I. - Доступ из правовой системы ГАРАНТ.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 700-р [Электронный ресурс]. - Доступ из правовой системы ГАРАНТ.

Яртиев А.Ф. Возможности совершенствования законодательной основы налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от вязкости добываемой продукции // Нефтегазовая геология. Теория и практика. - 2011. - Т.6. - № 4. -http://www.ngtp.ru/rub/3/42_2011.pdf. - 17 c.

Яртиев А.Ф. Экономическая оценка проектных решений при разработке нефтяных месторождений для поздней стадии эксплуатации. - М.: ОАО «ВНИИОЭНГ», 2006. - 160 с.

Yartiev A.F.

Tatar Oil Research and Design Institute (TatNIPIneft) of the Tatneft Joint Stock Company, Bugulma, Russia, yartiev@tatnipi.ru

TAXATION IN THE OIL INDUSTRY: HISTORY, PROSPECTS AND EFFICIENCY FOR SUBSOIL USERS

The history of taxation in the oil industry is examined; the tax burden is estimated. The prospects for change in the system of taxation of subsoil users and efficiency of the development of oil object are analyzed.

Keywords: taxation, oil tax, mineral extraction tax, export duty, tax burden, tax on financial result, tax on additional income.

References

The Finance Ministry has criticized the replacement of mineral extraction tax by tax on financial result [Electronic resource]. Available at:

http://top.rbc.ru/business/15/03/2015/5505d2a99a79478722ceff5d.

Vedev: The most probable price of oil in 2015 is $ 50-60 [Electronic resource]. Available at: http://ria.ru/economy/20150114/1042475279.html

Yartiev A.F. Ekonomicheskaya otsenka proektnykh resheniy pri razrabotke neftyanykh mestorozhdeniy dlya pozdney stadii ekspluatatsii [Economic evaluation of design decisions when developing oil fields for the late stage of operation]. Moscow: OAO «VNIIOENG», 2006, 160 p.

Yartiev A.F. Vozmozhnosti sovershenstvovaniya zakonodatel'noy osnovy naloga na dobychu poleznykh iskopaemykh v zavisimosti ot vyazkosti dobyvaemoy produktsii [The possibility of improving the legal framework of tax on mineral extraction, depending on the viscosity of the produced products]. Neftegazovaya geologiya. Teoriya i praktika, 2011, vol. 6, no. 4, available at: http://www.ngtp.ru/rub/3/42_2011.pdf. - 17 c.

© Яртиев А.Ф., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.