Научная статья на тему 'Развитие налогообложения полезных ископаемых в отношении нефтедобывающих компаний в России: история и перспективы'

Развитие налогообложения полезных ископаемых в отношении нефтедобывающих компаний в России: история и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / НЕФТЕРЕСУРСЫ / КАЧЕСТВО НЕФТИ / АДВАЛОРНЫЕ СТАВКИ / СПЕЦИФИКА НЕФТЕДОБЫЧИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седаев П. В.

Статья посвящена актуальной для современного состояния налоговой системы России теме налогообложения нефтедобывающей отрасли России. В статье автор анализирует десятилетний итог развития налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефтяной отрасли, а также негативные и позитивные моменты введения главы 26 НК РФ (Налог на добычу полезных ископаемых). Кроме этого автор предлагает рекомендации по улучшению налогообложения данной отрасли в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие налогообложения полезных ископаемых в отношении нефтедобывающих компаний в России: история и перспективы»

РАЗВИТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ КОМПАНИЙ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Седаев П.В.*

Приволжский институт повышения квалификации ФНС России, г. Нижний Новгород

Статья посвящена актуальной для современного состояния налоговой системы России теме налогообложения нефтедобывающей отрасли России. В статье автор анализирует десятилетний итог развития налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефтяной отрасли, а также негативные и позитивные моменты введения главы 26 НК РФ (Налог на добычу полезных ископаемых). Кроме этого автор предлагает рекомендации по улучшению налогообложения данной отрасли в России.

Ключевые слова: налог на добычу полезных ископаемых, нефтере-сурсы, качество нефти, адвалорные ставки, специфика нефтедобычи.

Проблема налогообложения предприятий нефтедобывающей отрасли всегда была актуальной для современной России. Ни для кого не секрет, что достаточной большая доля доходной части бюджета Российской Федерации формирует налогообложение именно данной сферы экономики. Поэтому грамотное налогообложение и налоговая политика со стороны государства в отношении предприятий нефтедобывающей промышленности должна преследовать две цели: во-первых, необходимо пополнять бюджет РФ, а во-вторых стимулировать разработку новых месторождений.

Специфика нефтедобычи в РФ заключается в том, что извлечение данного полезного ископаемого происходит, что во многом, в крайне сложных природно-климатических условиях. С экономико-географической точки зрения условия добычи нефтересурсов, скажем в Татарстане, Башкортостане, Чеченской республике гораздо более благоприятные, чем в условиях Крайнего Севера страны. Кроме этого, в России существуют достаточно большое количество месторождений, с трудноизвлекаемыми нефтяными запасами, месторождений с вязкой и сверхвязкой нефтью, которая очень трудна в переработки из-за существенных материальных затрат. Также на сегодняшний день встала задача проведения разведки и разработки шельфовых нефтяных месторождений в Баренцевом море, где необходимо применять самые современные технологии, которых не было даже в Советском Союзе. Все эти факторы сказываются на экономике нефтедобывающей отрасли государства.

* Доцент.

Поэтому, на сегодняшний день необходимо вводить гибкую систему налогообложения нефтедобывающей промышленности, которая бы отвечала требованиям стимулирования нефтедобычи и при этом не уменьшала налоговых поступлений в бюджет.

Необходимо отметить, что введенная с 1 января 2002 г. глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса Российской Федерации сразу же была несовершенной. В ней не учитывались многие факторы, с которыми приходится сталкиваться нефтяным компаниям, в частности, не принимались во внимание природные условия эксплуатации месторождений, что давало дополнительные преимущества предприятиям, располагающим относительно лучшими участками недр и как следствие понижало конкурентоспособность в данной сфере. На развитии нефтегазового бизнеса, особенно в долгосрочной перспективе, это могло сказаться самым негативным образом.

Кроме этого предприятия нефтегазовой промышленности с 1 января 2002 г. лишались некоторых налоговых льгот. В частности, была отменена 50 %-ная льгота по налогу на прибыль, направляемую на капитальные вложения, а ставка НДПИ стала одинаковой для всех месторождений, вне зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий. Одинаковое налогообложение разных стадий разработки месторождений привело к тому, что добывать стало выгодно только в момент пиковой добычи нефти на месторождении. Поэтому в начале двухтысячных годов нефтяники стали «бросать» месторождения, которые перестали быть рентабельными и где добыча нефтепродуктов пошла на убыль. НДПИ не решал ни одной налоговой задачи: те, кто мог платить больше - не платил, а тот, кто не мог окупить проект, тот не платил тем более.

С 1 января 2002 г. на все полезные ископаемые введены адвалорные (процентные) ставки НДПИ. Предполагалось, что с нефтяных компаний этот налог будет взиматься с 1 января 2005 г. по ставке в размере 16,5 процента. А до этого момента на нефть устанавливается ставка в размере 340 р. за тонну с учетом коэффициента, который ежеквартально должны рассчитывать сами налогоплательщики (в зависимости от динамики мировых цен на нефть). Надо отметить, что примерно так же рассчитывается сумма налога НДПИ во многих странах, например в США, где ставка налога зависит от того, где нефть добывается: на шельфе или на суше. В Нигерии, ставка налога на добычу нефти зависит от глубины нефтяной скважины.

В тот период времени, налоговая политика государства исходила из того, что стоимость нефти не будет повышаться, а следовательно, ее надо добывать более дешевыми способами. В рамках этой налоговой политики стимулирование добычи трудноизвлекаемых запасов становилось невозможным, а разработка таких запасов была бы отложена до тех пор, пока за счет внедрения новых технологий, они не станут рентабельными. По данным

счетной палаты РФ на 1 января 2004 года из 26,2 тысяч скважин на предприятиях ОАО «Лукойл», одного из крупнейших игроков на нефтяном рынке России, более 4 тысяч (около 16 %) бездействовало. Примерно такая же картина наблюдалась и в других нефтяных компаниях. Все это привело к тому, что из нефтяного бизнеса стали вытесняться многие мелкие и средние компании. В этот период времени прокатилась целая волна банкротств предприятий нефтяной сферы, а также сделки по слиянию и поглощению крупными компаниями более мелких.

Минфин России хотел создать систему налогообложения соответствующую международным стандартам, которая позволила бы учитывать изменение доходности из-за роста мировых цен. Например, если цена барреля нефти составляет 12,5 долл., уплачиваемые нефтяными компаниями налоги составляли бы 27,3 процента от выручки. Но если цена превышала бы 22,5 долл. за баррель, то с каждого полученного доллара нефтяники платили бы 66,5 процента налогов. А если цена превысила бы 30 долл., то налоги бы были уже свыше 70 процентов. Произошла подмена двух разных понятий: рост налогового бремени по мере роста цен и доходов на отдельном месторождении и сравнительное налогообложение разных месторождений с совершенно разными условиями разработки, расположением и т.п.

Уже с самого начала ввода в действие главы 26 НК РФ Министерство энергетики России неоднократно вносило предложения о введении дифференциации ставки НДПИ в зависимости от горно-геологических, экономика -географических условий разработки месторождений нефти, а также необходимости учета такого важного фактора, как стремление нефтяных компаний вести самостоятельно геологоразведку новых месторождений. Это отвечало бы реалиям российской действительности. Встала необходимость разработки коэффициентов, которые бы в полной мере учитывали все вышеперечисленные факторы.

Стимулом для разработки таких показателей стало Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2006 году». Президент отметил необходимость «продолжить работу по поиску оптимальной модели дифференциации ставок НДПИ в зависимости от горно-геологических и экономию -географических характеристик месторождений».

Поэтому постепенно в несколько этапов были введены коэффициенты, характеризующие специфику нефтедобычи в России. На сегодняшний день, налоговая ставка при добыче нефти составляет 470 рублей за 1 тонну и применяется с учетом коэффициентов, характеризующих мировую динамику цен на нефть сорта «Юралс» (Кц), коэффициента, характеризующего степень выработанности конкретного участка недр (Кв), и коэффициента, характеризующего уровень запасов месторождения (Кз). Формула расчета НДПИ по нефти выглядит следующим образом:

Сн = 470 р/т -Кц ■ Кв ■ Кз.

Коэффициент (Кц) отражает среднее значение сырой нефти российской марки «Юралс» за налоговый период, которым является календарный месяц. Кроме этого, данный коэффициент учитывает значение курса доллара США к рублю. Введение этого коэффициента стало первой попыткой, привязать порядок расчета НДПИ по нефти к динамике мировых цен на нефть и колебания курса рубля.

Коэффициент (Кв) характеризует степень выработанности конкретного участка недр. Он учитывает такой показатель, как степень выработанности конкретного участка недр, которая определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых за предшествующий календарный год, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) на начальные извлекаемые запасы.

Коэффициент запасов (Кз) учитывает такие показатели, как начальные извлекаемые запасы и определяются как сумма запасов нефти на конкретном участке недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода. Степень выработанности запасов конкретного участка недр определяется по состоянию на 1 января 2012 года на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в 2011 году, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр на начальные извлекаемые запасы нефти конкретного участка недр.

Государство постепенным введением данных коэффициентов, попыталось при определении НДПИ по нефти, учесть специфику работы нефтяных компаний в России, что является положительным моментом. Кроме этого, в налоговое законодательство введено налоговое послабление на компании, которые проводят геологоразведку. Налогоплательщики, осуществляющие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие расходы государства на эти цели и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 года от отчислений на воспроизводство минерально -сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог с коэффициентом 0,7. Данное послабление в определенной мере стимулирует проведение геологоразведочных мероприятий со стороны нефтяных компаний России, что можно также характеризовать как несомненный положительный момент.

С 1 сентября 2013 года были введены еще два коэффициента, характеризующие степень сложности добычи нефти (Кд) и коэффициент выработанности конкретной залежи углеводородного сырья (Кдв). Введение данных коэффициентов, на наш взгляд, будет более полно учитывать специфику работы нефтяных компаний, которым приходится работать в разных природ-

но-климатических условиях, что отражается на рентабельности нефтедобычи и как следствии в получении доходов.

Российской налоговой системе понадобилось более десяти лет, чтобы пройти путь до более-менее «справедливого» определения НДПИ для нефтедобывающей отрасли. Необходимо отметить, что реформа налогового законодательства в этой части, еще далеко не закончена. Сегодня остро стоит вопрос о том, как и по какой схеме, рассчитывать НДПИ по тем месторождениям в Арктике и на Дальнем Востоке, в которые активно привлекаются как российские, так и иностранные инвесторы. Здесь же нефтедобыча может иметь свои специфические особенности, практически на каждом месторождении. Кроме того, уже сегодня остро стоит вопрос о добычи нефти и газа из нетрадиционных источников (сланцевые нефть и газ).

И здесь, на наш взгляд, надо менять саму «философию» налогообложения. В первую очередь, необходимо ставить вопрос, не о налоговом бремени, а о стабильности налогообложения нефтяной отрасли. Самым естественный путем было бы возвращение к такому понятию, как роялти. При этом все традиционные рентные платежи: бонус, ренталс и роялти следовало бы вернуть в закон «О недрах». Это значительно бы упростило и стабилизировало бы систему налогообложения в отношении нефтяной промышленности, что как раз и отвечает тем задачам налоговой политики, которые были сформулированы в перспективах развития налоговой системы до 2015 года.

Список литературы:

1. Налоговый Кодекс Российской федерации.

2. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».

ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ САМОЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

© Суховееев М.Е.*, Шапошникова С.В.*

Алтайский государственный университет, г. Барнаул

В статье приведен один из вариантов модернизации существующей патентной системы налогообложения на основе введения корректирующих коэффициентов, определяющих уровень доходности и стои-

* Кафедра «Налоги и налогообложение». Научный руководитель: Брюханова Н.В., профессор, доктор экономических наук.

* Кафедра «Налоги и налогообложение». Научный руководитель: Брюханова Н.В., профессор, доктор экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.