Научная статья на тему 'Комментарий основных изменений налогового законодательства Российской Федерации, вступивших в силу с начала 2012 года'

Комментарий основных изменений налогового законодательства Российской Федерации, вступивших в силу с начала 2012 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / НДПИ / УЧАСТОК НЕДР / НАЛОГ НА ДОБЫЧУ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ / ЗАПАСЫ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / SEVERANCE TAX / THE SUBSURFACE / THE TAX ON HYDROCARBON PRODUCTION / MINERAL RESERVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотарева Ирина Константиновна

Автором статьи анализируются изменения, внесенные в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в 2011 году, вступившие в силу с 1 января 2012 года, в части налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых добычи углеводородного сырья – нефти, газа горючего природного, газового конденсата. Рассматриваются конкретные примеры применения новых норм законодательства с учетом особенностей расположения и условий разработки нефтяных месторождений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMENT OF MAJOR CHANGES IN RUSSIAN TAX LEGISLATION, WHICH WAS INTRODUCED FROM THE BEGINNING OF 2012

The author analyzes the changes made to the legislation of the Russian Federation on taxes and fees in 2011, which came into effect on January 1, 2012, in the part of taxation on mining production of hydrocarbons – oil, flammable natural gas, gas condensate. Discuss specific examples of the application of new legal provisions allowing for the location and the conditions for the development of oil fields.

Текст научной работы на тему «Комментарий основных изменений налогового законодательства Российской Федерации, вступивших в силу с начала 2012 года»

ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ - ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Комментарий основных изменений налогового законодательства Российской Федерации, вступивших в силу с начала 2012 года

И.К. Золотарева

советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса (г. Москва)

Ирина Константиновна Золотарева, ikzolotareva@mail.ru

1 января 2012 года вступил в силу ряд поправок, внесенных в налоговое законодательство Российской Федерации, в том числе в части налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых углеводородного сырья, что, несмотря на короткий срок действия, вызвало достаточно большое количество вопросов по их применению на практике.

Одним из значимых изменений в части налогообложения добычи нефти является установление с 1 января 2012 года возможности применения понижающего коэффициента к ставке НДПИ при разработке участков недр с незначительными извлекаемыми запасами.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2011 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» пунктом 5 указанной статьи главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» с 1 января 2012 года установлен особый порядок налогообложения добычи нефти на участках недр с незначительными (менее 5 миллионов тонн) начальными извлекаемыми запасами - с применением понижающего коэффициента Кз к ставке налога на добычу полезных ископаемых, рассчитываемого в отношении каждого конкретного участка недр по формуле, с учетом величины начальных извлекаемых запасов этого участка недр и степени его выработанности, определяемых на основании данных

государственного баланса запасов полезных ископаемых.

При кажущейся простоте такого порядка при практическом его применении у добывающих организаций достаточно часто возникают такие вопросы, как:

1) степень выработанности определяется по участку недр или по месторождению?

2) может ли применяться понижающий коэффициент в случае, когда после разработки участка недр степень его выработанности повысится?

3) возможно ли применение понижающего коэффициента в случае, если фактическая добыча нефти превысит объем начальных извлекаемых запасов?

4) будет ли коэффициент Кз меняться в зависимости от изменения (прирост запасов в результате доразведки или списание запасов в связи с какими-либо обстоятельствами) данных соответствующего государственного баланса запасов полезных ископаемых?

5) какой порядок применения коэффициента Кз при добыче на одном участке недр сверхвязкой нефти и нефти с иными техническими характеристиками?

При решении этих вопросов необходимо учитывать, что согласно пункту 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр Кз, определяется налогоплательщиком в случае, если величина

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

№ 3 (138) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

начальных извлекаемых запасов нефти на конкретном участке недр меньше 5 миллионов тонн и степень выработанности запасов этого участка недр меньше или равна 0,05 по формуле:

Кз = 0,125 х V3 + 0,375,

где V3 - начальные извлекаемые запасы нефти.

Переменным значением в этой формуле являются начальные извлекаемые запасы нефти V3 в миллионах тонн, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов нефти категорий А, В, С1 и С2 на конкретном участке недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода.

Кроме того, согласно положениям главы 26 НК РФ объектом налогообложения НДПИ признаются, в частности, полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма НДПИ исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому и подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиков НДПИ по месту нахождения предоставленного в пользование участка недр.

Федеральный орган государственной власти, осуществляющий ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, направляет в налоговые органы данные государственного баланса запасов полезных ископаемых, включающие сведения о накопленной добыче и начальных извлекаемых запасах нефти, утвержденных

22 Подписка в любое время по минимальной цене (495)

в установленном порядке, с учетом прироста и списания запасов нефти всех категорий на каждом конкретном участке недр.

Согласно положениям Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) недра в пользование предоставляются на основании лицензии на пользование недрами в виде участка недр, который определен как геометризованный блок недр, и пространственные границы которого отражаются в лицензии на право пользования недрами.

Исходя из того, что все положения НК РФ и Закона о недрах установлены применительно к участку недр, следует, что расчет степени выработанности необходимо производить именно по каждому конкретному участку недр, на который выдана лицензия, а не по месторождению или его части.

Такое обоснование актуально и при рассмотрении вопроса о применении коэффициента, характеризующего степень выработанности конкретного участка недр, если лицензия на право пользования недрами выдана на участок недр, на территории которого расположено несколько месторождений, имеющих разную степень выработанности. В этом случае степень выработанности также определяется по участку недр, а не по месторождениям или отдельным объектам разработки - пластам, залежам, горизонтам.

Согласно положениям пунктов 2 и 5 статьи 342 НК РФ ставка НДПИ при добыче нефти применяется с коэффициентом Кз в случае, если на момент начала разработки конкретного участка недр одновременно соблюдаются два условия: на этом участке недр величина начальных извлекаемых запасов нефти меньше 5 миллионов тонн, и степень выработанности запасов недр меньше или равна 0,05.

Начальные извлекаемые запасы нефти определяются как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 на конкретном участке недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного

4-1950, iovrf@mail.ru

ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ - ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

в году, предшествующем году налогового периода, и величины накопленной добычи нефти с начала разработки конкретного участка недр, а степень выработанности запасов конкретного участка недр - как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр на начальные извлекаемые запасы нефти конкретного участка недр по состоянию либо на 1 января 2012 года, либо на 1 января года, в котором предоставлена лицензия на право пользования недрами на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденных в установленном порядке. При этом прекращение права применения понижающего коэффициента Кз к ставке НДПИ в случае изменения степени выработанности конкретного участка недр в результате его разработки НК РФ не предусмотрено.

Таким образом, определенная однократно в порядке, установленном пунктом 5 статьи 342 НК РФ, степень выработанности конкретного участка недр предоставляет право применения понижающего коэффициента Кз в течение всего срока действия лицензии на право пользования конкретным участком недр.

В целом показатель степени выработанности конкретного участка недр необходим для того, чтобы определить этот участок недр как новый, поскольку принятие решения о применении понижающего коэффициента при разработке участков недр, содержащих незначительные запасы нефти, направлено на стимулирование вовлечения в разработку указанных месторождений, не рентабельных для разработки при общем режиме налогообложения по НДПИ.

При применении коэффициента Кз необходимо учитывать, что в случае если сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр превысит начальные извлекаемые запасы нефти, использованные при расчете коэффициента Кз, к сумме превышения применяется коэффициент Кз, равный 1.

Например, организация имеет лицензию на разработку нового (не разрабатываемо-

го ранее) участка недр с начальными извлекаемыми запасами нефти 4,7 миллиона тонн. Этот показатель был использован при расчете размера коэффициента Кз. Однако фактическая добыча нефти на этом участке недр превысила указанное значение и составила, например, 5,2 миллиона тонн. В этом случае коэффициент Кз, равный 1, будет применен к объемам превышения значения, использованного при расчете Кз, - 0,5 миллиона тонн.

Коэффициент Кз в размере 1 будет применен к объему превышения над объемом, использованным при исчислении коэффициента Кз, и в случае если объем фактически добытой нефти на участке составит менее 5 миллионов тонн, например 4,9 миллиона тонн.

При этом, принимая во внимание, что в целях применения коэффициента Кз начальные извлекаемые запасы нефти определяются по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода, и величины накопленной добычи нефти с начала разработки конкретного участка недр, можно сделать вывод о том, что при внесении каких-либо изменений в государственный баланс запасов полезных ископаемых в случае прироста или списания полезных ископаемых показатель Кз может меняться.

В отношении налогообложения сверхвязкой нефти, добываемой на участках недр с незначительными начальными извлекаемыми запасами нефти, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 342 НК РФ налогообложение добычи сверхвязкой нефти (вязкостью более 200 мПа * с (в пластовых условиях) производится по налоговой ставке 0 рублей, а на основании пункта 5 статьи 342 НК РФ Кз не применяется в отношении нефти, облагаемой по ставке 0 рублей.

В случае если на одном участке недр, соответствующем критериям для применения коэффициента Кз, добываются сверхвязкая нефть и нефть с иными техническими

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

№ 3 (138) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

характеристиками, в отношении объемов сверхвязкой нефти применяется ставка НДПИ в размере 0 рублей, а в отношении остальных объемов нефти, добытых на этом участке недр, ставка НДПИ применяется с коэффициентом Кз.

В этом случае, поскольку сверхвязкая нефть облагается по нулевой ставке НДПИ, возникает вопрос, стоит ли учитывать ее объемы при расчете степени выработанности указанных участков недр в целях установления права применения коэффициента Кз.

Здесь следует учитывать, что, по общему правилу, степень выработанности запасов конкретного участка недр в целях применения коэффициента Кз определяется как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр на начальные извлекаемые запасы нефти конкретного участка недр на основании данных государственного баланса запасов, утвержденного в установленном порядке. Исключения из общего объема нефти, добытой на конкретном участке недр, объемов нефти, облагаемых по ставке 0 рублей в целях определения степени выработанности конкретного участка недр для применения коэффициента Кз, пунктом 5 статьи 342 НК РФ не предусмотрено.

Таким образом, объемы сверхвязкой нефти, добываемой на конкретном участке недр, не высчитываются из общего объема добытой на нем нефти при определении степени выработанности этого участка недр.

При определении степени выработанности конкретного участка недр в целях применения понижающего коэффициента необходимо учитывать, что рассматриваемая норма НК РФ применяется только в том случае, если степень выработанности разрабатываемого участка недр меньше или равна 0,05. Если степень выработанности участка недр, определенная как частное от деления суммы накопленной добычи на начальные извлекаемые запасы нефти этого участка недр, составила, например, величи-

24 Подписка в любое время по минимальной цене (495)

ну 0,0512, налогоплательщик уже не вправе применять понижающий коэффициент, поскольку в статье 342 НК РФ установлена единая величина степени выработанности запасов конкретного участка недр, учитываемая в целях применения нулевой ставки НДПИ при добыче нефти на отдельных территориях Российской Федерации, и корректирующих коэффициентов к ставке НДПИ при добыче нефти - коэффициента, характеризующего степень выработанности конкретного участка недр Кв, и коэффициента, характеризующего величину запасов конкретного участка недр Кз, в размере 0,05.

При этом НК РФ не предусмотрено определение величины степени выработанности запасов конкретного участка недр до какого-либо знака после запятой с дальнейшим ее округлением. При показателе степени выработанности участка недр более 0,05 коэффициент Кз принимается равным 1(пункт 5 статьи 342 НК РФ).

Есть и другие особенности применения коэффициента Кз.

Например, в пользование предоставлен участок недр на территориях, в отношении которых установлена нулевая ставка НДПИ до достижения определенного объема накопленной добычи или до истечения определенного срока разработки участка недр.

Как уже говорилось, при добыче нефти, в отношении которой установлена нулевая ставка НДПИ, коэффициент Кз не применяется. Вместе с тем может случиться так, что по какой-либо причине участок не был вовлечен в разработку (мы имеем в виду не участки недр с достаточно высокими начальными извлекаемыми запасами, а только срок разработки участка недр). В этом случае по истечении определенного срока, в течение которого налогообложение добычи нефти осуществляется по нулевой ставке НДПИ, при условии соблюдения условия о величине начально извлекаемых запасов (менее 5 миллионов тонн и степени выработанности участка недр менее 5 процентов) при разработке этого участка недр возмож-

974-1950, iovrf@mail.ru

ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ - ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

но применение понижающего коэффициента Кз.

Изменение порядка применения ставок НДПИ при добыче газа

горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья

Второе по значимости изменение в налогообложении по НДПИ является изменение налогообложения добычи газа. Вернее, изменение не самого налогообложения, а налоговых ставок при добыче природного газа.

В соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2011 года № 338-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2012 года для отдельной категории налогоплательщиков повышена ставка НДПИ при добыче газа природного горючего из всех видов месторождений углеводородного сырья, установлена твердая ставка НДПИ в отношении газового конденсата, а также установлен порядок уменьшения суммы НДПИ, исчисленной при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан или в границах Республики Башкортостан, для снижения негативного влияния изменения размеров ставок вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты.

Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 342 НК РФ для налогоплательщиков, которые в течение налогового периода являются собственниками объектов Единой системы газоснабжения и (или) организациями, в которых непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения, и суммарная доля такого участия составляет более 50 процентов, ставка НДПИ при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно устанавливается в размере 509 рублей за

одну тысячу кубических метров добытого газа, на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 582 рубля, а начиная с 1 января 2014 года - 622 рубля.

Остальные категории налогоплательщиков применяют указанные ставки с понижающими коэффициентами: на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно - 0,493, на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 0,455, а начиная с 1 января 2014 года - 0,447.

Сразу же возникает вопрос об определении доли участия одной организации в другой.

Несмотря на то, что главой 26 НК РФ прямо не установлен порядок определения доли участия одной организации в другой в целях применения указанных ставок НДПИ, эту долю следует определять в соответствии с порядком, установленным статьей

105.2 НК РФ, в которой раскрывается понятие доли участия одной организации в другой, определяемое как сумма выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой.

В силу пункта 2 рассматриваемой статьи НК РФ долей прямого участия одной организации в другой признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации, а в случае невозможности определения таких долей - непосредственно принадлежащая одной организации доля, определяемая пропорционально количеству участников другой организации.

Пунктом 3 статьи 105.2 НК РФ установлен порядок определения доли косвенного участия одной организации в другой в том случае, когда одна организация участвует в другой организации через третьих лиц.

При этом, как указано в письме Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2011 года № 03-01-07/5-13, суммирование произведений долей прямого участия осуществляется в случае, когда

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

№ 3 (138) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

определено несколько независимых последовательностей участия одной организации в другой через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации.

Кроме того, при определении доли участия в уставном (складочном) капитале организаций в целях налогообложения, в том числе по НДПИ, следует руководствоваться письмом Министерства финансов Российской Федерации от 2 марта 2012 года № 03-03-10/19, согласно которому при определении указанной доли необходимо учитывать положения Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», регулирующих вопросы определения категории акций (голосующих (обыкновенных) и привилегированных) и порядок их участия в деятельности акционерных обществ.

Надо сказать, что установление с 1 января 2012 года твердых ставок НДПИ при добыче газового конденсата было несколько неожиданным даже для методологов законодательства в области налогов и сборов, но тем не менее при добыче газового конденсата из всех видов месторождений в период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно ставка НДПИ при добыче газового конденсата составит 556 рублей за одну тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. На период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно указанная ставка составит 590 рублей, а начиная с января 2014 года - 647 рублей.

Ранее налоговая ставка в отношении газового конденсата была установлена в процентах и составляла 17,5 процента от стоимости добытого полезного ископаемого.

Принятие этой нормы вызвано в первую очередь необходимостью урегулирования вопроса налогообложения газового конденсата, добываемого совместно с нефтью, или в случае, когда газовый конденсат проходит подготовку до доведения до соответствующего стандарта совместно с нефтью и реализуется совместно с нефтью.

26 Подписка в любое время по минимальной цене (495)

Поскольку газовый конденсат достаточно часто проходит промысловую подготовку совместно с нефтью и реализуется в смеси с нефтью, возникали проблемы с определением налоговой базы для исчисления НДПИ в отношении газового конденсата, что приводило к разногласиям между налогоплательщиками и налоговыми органами и, соответственно, к судебным разбирательствам.

Установление твердой ставки НДПИ в отношении газового конденсата позволило разрешить эти проблемы, однако принятие соответствующих поправок в НК РФ проходило достаточно стремительно, что не могло не сказаться на качестве принятых изменений. В отношении ставки НДПИ изменения в НК РФ были внесены, а в отношении налоговой базы при добыче газового конденсата нет, что также вызвало ряд вопросов - как исчислять и как уплачивать НДПИ при добыче газового конденсата.

К счастью, по этому вопросу разногласий между Министерства финансов Российской Федерации и налоговыми органами не возникло - по общему мнению, до внесения соответствующих изменений в НК РФ налоговую базу при добыче газового конденсата следует определять как количество добытого полезного ископаемого.

Достаточно неожиданный момент в налогообложении по НДПИ, хотя это и не является нововведением, - возможность уменьшения суммы исчисленного налога на налоговый вычет.

Первоначально такая возможность была предоставлена угледобывающим компаниям для обеспечения безопасных условий добычи угля, а теперь и нефтедобывающим компаниям на территории двух субъектов Российской Федерации - республик Татарстан и Башкортостан.

В соответствии со статьей 343.2 НК РФ при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан, лицензия на право пользования которыми выдана

4-1950, iovrf@mail.ru

ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ - ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

до 1 июля 2011 года и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых равны 2 500 миллионам тонн или более по состоянию на 1 января 2011 года, сумма налогового вычета за налоговый период определяется в совокупности по указанным участкам недр (в миллионах рублей) по формуле:

630,6 Кп,

где Кп - коэффициент, характеризующий размер ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую.

Исчисленный налоговый вычет применяется за налоговые периоды с 1 января 2012 года по 31 декабря 2016 года включительно.

При добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Башкортостан, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 июля 2011 года и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых равны 200 миллионам тонн или более по состоянию на 1 января 2011 года, сумма налогового вычета за налоговый период определяется в миллионах рублей по формуле:

193,5 Кп.

Исчисленный налоговый вычет применяется с 1 января 2012 года по 31 декабря 2015 года включительно.

Коэффициент Кп определяется в следующем порядке:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) принимается равным 1, если в налоговом периоде, в котором применяется налоговый вычет, используется ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, целая часть которой не превышает суммы

29,2 доллара США за 1 тонну и 60 процентов разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) в долларах США за 1 тонну и 182,5 доллара США;

2) принимается равным 0 в случае невыполнения условия, предусмотренного подпунктом 1.

При отсутствии информации о средней цене на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период мониторинга в официальных источниках средняя цена на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) в целях определения налогового вычета, установленного статьей 343.2 НК РФ, определяется налогоплательщиком за период мониторинга самостоятельно.

В случае если в налоговом периоде применяются различные ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, используются средневзвешенные ставки установленной вывозной таможенной пошлины за налоговый период, рассчитанные с учетом количества календарных дней в налоговом периоде, в которых применялись указанные ставки вывозной таможенной пошлины.

Первый вопрос, который возник после принятия этой нормы: какое следует принимать значение для перевода баррелей в тонны для исчисления таможенной пошлины, поскольку в зависимости от плотности нефти могут применяться различные показатели, влияющие на определение размера налогового вычета?

Следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе» (в редакции Федерального закона от 6 декабря 2012 года № 409-ФЗ) ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом средней цены на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и вводятся в действие с 1-го числа календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

№ 3 (138) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

Периодом мониторинга цен на нефть сырую на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) является период с 15-го числа каждого календарного месяца по 14-е число следующего календарного месяца включительно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 251 «О порядке доведения через официальные источники информации средней цены на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском)» установлено, что средняя цена на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), определенная по результатам мониторинга, доводится ежемесячно, в срок не позднее 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга. Эта информация ежемесячно размещается Министерством экономического развития Российской Федерации на официальном сайте этого ведомства в сети Интернет.

Указанная информация в соответствии с пунктом 4 статьи 343.2 НК РФ должна использоваться для определения коэффициента, характеризующего размер ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую (Кп).

Следует учитывать, что, поскольку для расчета таможенной пошлины, ежемесячно утверждаемой Правительством Российской Федерации, применяется коэффициент 7,3, то и для определения размера вычета из НДПИ следует применять этот же коэффициент независимо от фактической плотности нефти. При этом, по мнению Министерства энергетики Российской Федерации, поскольку средняя цена на нефть сырую марки «Юралс» доводится Министерством экономического развития Российской Федерации как в долларах за баррель, так и в долларах за тонну, необходимости в пересчете баррелей на тонны в целях определения расчета налогового вычета нет.

28 Подписка в любое время по минимальной цене (495)

Несмотря на то, что на первый взгляд указанное изменение в НК РФ затрагивает интересы добывающих компаний, осуществляющих разработку участков недр, расположенных на территории республик Татарстан и Башкортостан, следует отметить, что этой нормой могут воспользоваться и добывающие компании, осуществляющие разработку месторождений, расположенных на территории сопредельных субъектов Российской Федерации.

Также возникает вопрос о возможности применения налогового вычета в случае, если в лицензии на право пользования недрами указано расположение участка недр в пределах одного субъекта, например Оренбургской области, а в приложении к лицензии указано, что участок недр расположен на территории двух и более субъектов, например в Оренбургской области и частично в Республике Татарстан.

При рассмотрении этого вопроса необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 334 НК РФ плательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. При этом лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в частности, указание границ участка недр, предоставляемого в пользо-

974-1950, iovrf@mail.ru

ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ - ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

вание, а также указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Как следует из разъяснения Федерального агентства по недропользованию, являющегося федеральным органом исполнительной власти в области оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в сфере недропользования, осуществляющим функции по выдаче, оформлению и регистрации лицензий на пользование недрами и их переоформлению на основании соответствующего административного регламента, в процессе государственной регистрации лицензии на право пользования недрами присваивается уникальный регистрационный номер, который состоит из серии, номера, аббревиатуры вида полезного ископаемого и аббревиатуры вида работ.

Серия регистрационного номера представляет собой аббревиатуру наименования субъекта Российской Федерации, на территории которого находится переданный в пользование участок недр. При этом если переданный участок расположен на территории двух и более субъектов Российской Федерации, серия регистрационного номера проставляется по аббревиатуре наименования субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается большая часть переданного в пользование участка.

Таким образом, указание в бланке лицензии на то, что участок недр находится на территории одного субъекта Российской Федерации, а в приложении к лицензии на то, что участок недр расположен в двух и более субъектах Российской Федерации, не противоречит существующему законодательству, и при определении фактического местоположения участка недр необходимо руководствоваться содержанием соответ-

ствующего приложения к лицензии на право пользования недрами.

Так, в случае если в лицензии на право пользования недрами указано расположение участка недр в пределах одного субъекта, например Оренбургской области, а в приложении к лицензии указано, что участок недр расположен на территории двух и более субъектов, например в Оренбургской области и частично в Республике Татарстан, то налогоплательщик вправе применять налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 342.2 НК РФ.

Кроме того, возникает вопрос и о порядке уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет каждого из субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположен участок недр, на величину налогового вычета.

Согласно статье 335 НК РФ местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в целях, указанных в главе 26 НК РФ, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.

В соответствии со статьей 343 НК РФ сумма НДПИ по нефти исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы и подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр.

При применении налогоплательщиком налогового вычета, установленного статьей 343.2 НК РФ, сумма налога на нефть, исчисленная в установленном порядке по конкретному участку недр, уменьшается на величину указанного налогового вычета. При этом при превышении определенной за налоговый период суммы налогового вычета над суммой налога, исчисленной по итогам этого налогового периода, размер налогового вычета принимается равным сумме налога.

Таким образом, сумма НДПИ, исчисленная по конкретному участку недр в установленном НК РФ порядке, уменьшается на сумму налогового вычета, а затем уплачи-

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

№ 3 (138) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

вается в бюджетную систему Российской Федерации в соответствующих субъектах Российской Федерации пропорционально объему полезных ископаемых, добытых на территории каждого субъекта.

Вместе с тем, учитывая, что НДПИ на добычу нефти полностью зачисляется в доход федерального бюджета, особого значения, в каком субъекте Российской Федерации будет уплачиваться налог, нет, но поскольку НК РФ установлен определенный порядок уплаты НДПИ, необходимо его соблюдать.

В соответствии со статьей 343.2 НК РФ при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично на территориях республик Татарстан и Башкортостан, и лицензия на пользование которыми выдана до 1 июля 2011 года, право на применение налогового вычета зависит от величины начальных извлекаемых запасов нефти каждого участка недр на 1 января 2011 года. Однако порядок определения начальных извлекаемых запасов в целях применения этого налогового вычета статьей

343.2 НК РФ не установлен.

В связи с этим необходимо отметить, что согласно общему правилу определения величины начальных извлекаемых запасов полезных ископаемых, предусмотренному главой 26 НК РФ, начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче), определяются как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 на конкретном участке недр по данным Государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода.

Кроме того, согласно Методическим рекомендациям по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 6-гр (нефть, газ, компоненты), ведению федерального и сводных территориальных балансов запасов, рекомендованных для применения письмом Министерства при-

30 Подписка в любое время по минимальной цене (495)

родных ресурсов Российской Федерации от 8 октября 1996 года № ВБ-61/2594, начальные извлекаемые запасы нефти представляют собой сумму остаточных извлекаемых запасов и накопленной добычи нефти на конец отчетного года (пункт 4.9.3 Методических рекомендаций).

Таким образом, в целях применения налогового вычета начальные извлекаемые запасы нефти определяются как сумма величины извлекаемых запасов категорий А, В, С1 и С2 на конкретном участке недр по данным Государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода, и величины накопленной добычи нефти на этом участке недр с начала его разработки.

Поскольку эта норма НК РФ вступила в силу с 1 января 2012 года, величину начальных извлекаемых запасов нефти следует определять на основании данных утвержденного Государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 1 января 2011 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 258-ФЗ.

2. О недрах : Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1.

3. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 28 ноября 2011 года № 338-ФЗ.

4. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2011 года № 03-01-07/5-13.

5. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 2 марта 2012 года № 03-03-10/19.

6. Об акционерных обществах : Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ.

7. О таможенном тарифе : Федеральный

4-1950, iovrf@mail.ru

ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ - ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

закон от 21 мая 1993 года № 5003-1 : в редакции Федерального закона от 6 декабря 2012 года № 409-ФЗ.

8. О порядке доведения через официальные источники информации средней цены на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) : постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 251.

9. О Методических рекомендациях по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 6-гр (нефть, газ, компоненты) и Рекомендациях о порядке перевода забалансовых запасов нефти, газа и содержащихся в них компонентов в балансовые : письмо Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 8 октября 1996 года № ВБ-61/2594.

Продолжение. Начало на с. 12

в сроки, которые предусмотрены уставом ассоциации;

2) не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности ассоциации (союза);

3) участвовать в принятии решений, если его участие в соответствии с законом и (или) уставом ассоциации (союза) необходимо для принятия таких решений;

4) не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда ассоциации (союзу), участником которой он является;

5) уплачивать предусмотренные уставом ассоциации (союза) членские взносы;

6) по решению высшего органа ассоциации (союза) вносить дополнительные имущественные взносы.

Регистрация договора аренды

Информация может быть полезна для арендаторов и арендодателей

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2012 года № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1,2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2013 года отменялась государственная регистрация договоров аренды недвижимости, а также аренды здания, сооружения и предприятия как сделок с недвижимым имуществом.

Однако в Федеральном законе от 4 марта 2013 года № 21-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты...» установлено, что норма об отмене регистрации утрачивает силу с 4 марта 2013 года. Таким образом, эти договоры подлежат государственной регистрации по прежним правилам.

Кроме того, устранены противоречия между Законом об особых экономических зонах и Градостроительным кодексом Российской Федерации, касающиеся функций уполномоченного федерального органа по выдаче разрешений на строительство на земельных участках, расположенных в границах особых экономических зон, и на ввод объекта в эксплуатацию.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Документы для ввода объекта в эксплуатацию

Информация может быть полезна при вводе объектов строительства в эксплуатацию

Градостроительным кодексом Российской Федерации установлен перечень документов, которые необходимы для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в частности:

• правоустанавливающие документы на земельный участок;

• разрешение на строительство;

• акт приемки объекта капитального строительства;

• документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта техническим условиям.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 1 марта 2013 года № 175 «Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» указано, что для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме того, нужен технический план. Требования к его составлению установлены в Законе о государственном кадастре недвижимости.

Расчет плодородия земли

Документ может представлять интерес для сельскохозяйственных производителей

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 января 2013 года № 5 определена Методика расчета показателя почвенного плодородия в субъекте Российской

Окончание на с. 102

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.