Научная статья на тему 'НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / КРУПНЫЙ БИЗНЕС / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ МАСШТАБОВ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ / SHADOW ECONOMY / TAXATION / FEDERAL BUDGET / SMALL BUSINESS / LARGE BUSINESS / INTEGRAL INDICATOR OF THE SCALE OF THE SHADOW ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогачев А.С., Логинов М.П., Усова Н.В.

В современных условиях все большую значимость приобретает разработка методических подходов к оценке теневого сектора экономики. Наличие и развитие теневой экономики оказывает негативное влияние не только на наполняемость федерального бюджета, но и на качество жизни населения, а также тенденции социально-экономического развития общества. В связи с этим авторами предложена и апробирована методика оценки налогового потенциала малого бизнеса в теневой экономике России на основе совокупности показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESSESIN THE SHADOW ECONOMY

In modern conditions, the development of methodological approaches to the assessment of the shadow sector of the economy is becoming increasingly important. The existence and development of the shadow economy has a negative impact not only on the filling of the federal budget, but also on the quality of life of the population, as well as trends in the socio-economic development of society. In this regard, the authors proposed and tested a methodology for assessing the tax potential of small businesses in the shadow economy of Russia based on a set of indicators.

Текст научной работы на тему «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ

TAXATION OF SMALL BUSINESSES IN THE SHADOW ECONOMY

РОГАЧЕВ Александр Сергеевич

Аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита Уральского государственного экономического университета

ALEXANDER S. ROGACHEV

Postgraduate student of the Department of Finance, Money Circulation and Credit Ural State University of Economics (USUE)

ЛОГИНОВ Михаил Павлович

Профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита Уральского государственного экономического университета, доктор экономических наук, доцент

MIKHAIL P. LOGINOV

Professor of Finance, Monetary Circulation and Credit Ural State University of Economics (USUE), Doctor of Economics, Associate Professor

УСОВА Наталья Витальевна

Доцент кафедры маркетинга и международного менеджмента Уральского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, доцент

NATALIA V. USOVA

Associate Professor of the Department of Marketing and International Management Ural State University of Economics (USUE), Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

АННОТАЦИЯ

В современных условиях все большую значимость приобретает разработка методических подходов к оценке теневого сектора экономики. Наличие и развитие теневой экономики оказывает негативное влияние не только на наполняемость федерального бюджета, но и на качество жизни населения, а также тенденции социально-экономического развития общества. В связи с этим авторами предложена и апробирована методика оценки налогового потенциала малого бизнеса в теневой экономике России на основе совокупности показателей.

ABSTRACT

In modern conditions, the development of methodological approaches to the assessment of the shadow sector of the economy is becoming increasingly important. The existence and development of the shadow economy has a negative impact not only on the filling of the federal budget, but also on the quality of life of the population, as well as trends in the socio-economic development of society. In this regard, the authors proposed and tested a methodology for assessing the tax potential of small businesses in the shadow economy of Russia based on a set of indicators.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Теневая экономика, налогообложение, федеральный бюджет, малый бизнес, крупный бизнес, интегральный показатель масштабов теневой экономики.

KEYWORDS

Shadow economy, taxation, federal budget, small business, large business, integral indicator of the scale of the shadow economy.

Развитие теневого сектора экономики находится в непосредственной взаимосвязи не только с федеральным бюджетом РФ, но и налоговым потенциалом территории.

Неизбежным результатом всех негативных последствий теневой экономики, тотальной коррупции, недоверия к органам власти, распространения организованной преступности и терроризма является резкое ухудшение предпринимательского климата и инвестиционной привлекательности России и ее регионов [1].

Вопросами теневого сектора экономики нашли свое отражение в работах таких авторов как Архипцева Л.М. [2], Гуляева И.А.[3], Рогозинская О.С.[3], Пансков В.Г.[4] и других авторов.

Отметим, что в научной литературе встречаются различные подходы к оценке теневой экономики в России, различные экспертные значения объёма теневой экономики доходят до 40 % от ВВП РФ.

Под теневой экономикой авторы понимает доходную экономическую деятельность, остающейся вне системы, связанной с государственным контролем, налогообложением, надзором.

Учитывая, что большую часть теневой экономики составляет малый и средний бизнес, авторами разработана методика оценки налогового потенциала малого бизнеса в теневой экономике России.

Далее авторами представлен алгоритм оценки малого бизнеса в теневой экономике, состоящий в определении соответствующих коэффициентов и интегрального показателя. На рисунке 1 представлена методика оценки масштабов теневой экономики в России.

Рисунок 1– Методика оценки уровня теневой экономики в России

Коэффициент налогов теневой экономики к налоговым доходам федерального бюджета страны:

КНТЭНДФБ= ПНТЭ/ НДФБ, (1)

где: КНТЭНДФБ – коэффициент налогов теневой экономики к налоговым доходам федерального бюджета страны;

ПНТЭ – потенциальные налоги теневой экономики;

НДФБ – налоговые доходы федерального бюджета страны.

Коэффициент налогов теневой экономики к количеству крупного бизнеса:

КНТЭККБ= ПНТЭ/ ККБ, (2)

где: КНТЭККБ – коэффициент налогов теневой экономики к количеству крупного бизнеса;

ПНТЭ – потенциальные налоги теневой экономики;

ККБ – количество крупного бизнеса.

Коэффициент налогов теневой экономики к количеству малого и среднего бизнеса:

КНТЭМСБ= ПНТЭ/ КМСБ, (3)

где: КНТЭМСБ – коэффициент налогов теневой экономики к количеству малого и среднего бизнеса;

ПНТЭ – потенциальные налоги теневой экономики;

КМСБ – количество малого и среднего бизнеса.

Далее представим апробацию предлагаемой методики для оценки теневой экономики в России за 2014-2021 годы по данным [5-10].

Рисунок 2– Динамика доли налогов теневой экономики к налоговым доходам федерального бюджета страны за период 2014 – 2021 гг.

Из рисунка 2 видно, что доля налогов теневой экономики к налоговым доходам федерального бюджета страны имеет тенденцию к снижению – в 2014 году доля составляла 0,125, а к концу 2021 года составила 0,065 (темп роста составил 52,15 %, темп прироста – 47,85 %, среднее значение составило 0,09).

Рисунок 3 – Динамика объема потенциальных налогов теневой экономики на 1 субъект крупного бизнеса за период 2017 – 2021 гг.

На рисунке 3 видно, что динамика объема потенциальных налогов теневой экономики на 1 субъект крупного бизнеса имеет тенденцию с 2017 г. по 2020 г. к снижению, а в 2021 г. произошло увеличение – в 2017 году объем составлял 52 453 531,60, а к концу 2021 года составлял 44 362 244,90 (темп роста составил 84,57 %, темп прироста – 15,43 %, среднее значение составило 44167953,69).

Рисунок 4– Динамика объема потенциальных налогов теневой экономики на 1 субъект малого бизнеса за период 2016 – 2021 гг.

По данным рисунка 4 динамика объема потенциальных налогов теневой экономики на 1 субъект малого бизнеса имеет тенденцию к увеличению – в 2016 году объем составлял 214 823,69, а к концу 2021 года составлял 297 824,97 (темп роста составил 138,63 %, темп прироста – 38,64 %, среднее значение составило 243961,07).

Рисунок 5 – Динамика доли доходов теневой экономики к доходам федерального бюджета страны за период 2016 – 2021 гг.

Доля доходов теневой экономики к доходам федерального бюджета страны имеет тенденцию к снижению – в 2014 году доля составляла 0,78, а к концу 2021 года составила 0,63 (темп роста составил 80,99 %, темп прироста – 19,01 %, среднее значение составило 0,72), что видно на рисунке 5.

Рисунок 6– Динамика объема доходов теневой экономики на 1 субъект крупного бизнеса за период 2017 – 2021 гг.

На основе данных на рисунке 6 авторы пришли к выводу, что динамика объема доходов теневой экономики на 1 субъект крупного бизнеса имеет тенденцию с 2017 г. по 2020 г. к снижению, а в 2021 г. произошло увеличение – в 2017 году объем составлял 454 089 219,33, а к концу 2021 года составлял 407 270 408,16 (темп роста составил 89,69 %, темп прироста – 10,31 %, среднее значение составило 401 445 030,34).

Рисунок 7– Динамика объема доходов теневой экономики на 1 субъект малого бизнеса за период 2016 – 2021 гг.

Как видно на рисунке 7 динамика объема доходов теневой экономики на 1 субъект малого бизнеса имеет тенденцию к увеличению (темп роста составил 137,18 %, темп прироста – 37,18 %, среднее значение составило 2230653,86).

Рисунок 8– Динамика доли потенциальных налогов теневой экономики по отношению к налогам упрощенной системы налогообложения за период 2014 – 2021 гг.

По данным на рисунке 8 доля потенциальных налогов теневой экономики к упрощенной системе налогообложения имеет тенденцию к снижению – в 2014 году доля составляла 4,23, а к концу 2021 года составила 1,75 (темп роста составил 41,47 %, темп прироста – 58, 53 %, среднее значение составило 2,95).

Расчет коэффициента налогов теневой экономики по отношению к автоматизированной упрощенной системе налогообложения в работе подсчитан не будет. Потому что данный специальный налоговый режим новый, заработал он с 1 июля 2022 года, на официальном сайте федеральной налоговой службы налоговой статистики по режиму нет.

Рисунок 9 – Динамика доли потенциальных налогов теневой экономики по отношению к налоговым доходам патентной системы налогообложения за период 2018 – 2021 гг.

Доля потенциальных налогов теневой экономики к патентной системе налогообложения имеет тенденцию к снижению – в 2018 году доля составляла 5,64, а к концу 2021 года составила 1,59 (темп роста составил 28,13 %, темп прироста – 71,87 %, среднее значение составило 4,58), что видно на рисунке 9.

Рисунок 10 – Динамика доли потенциальных налогов теневой экономики по отношению к единому сельскохозяйственному налогу за период 2014 – 2021 гг.

На рисунке 10 видно, что доля потенциальных налогов теневой экономики к единому сельскохозяйственному налогу имеет тенденцию к снижению – в 2014 году доля составляла 221,16, а к концу 2021 года составила 87,98 (темп роста составил 39,78 %, темп прироста – 60,22 %, среднее значение составило 116,91).

Рисунок 11 – Динамика доли потенциальных налогов теневой экономики по отношению к налогу на профессиональный доход за 2019 –2021 гг.

Как видно на рисунке 11 доля потенциальных налогов теневой экономики к налогу на профессиональный доход имеет тенденцию к снижению – в 2019 году доля составляла 1060,87, а к концу 2021 года составила 74,58 (темп роста составил 7,03 %, темп прироста – 92,97 %, среднее значение составило 520,19).

Рисунок 12 – Динамика доли потенциальных налогов теневой экономики по отношению к специальным налоговым режима за

2019 –2021 гг.

Основываясь на данных на рисунке 12 можно сделать вывод, что доля потенциальных налогов теневой экономики к специальным налоговым режимам имеет тенденцию к снижению – в 2019 году доля составляла 1,56, а к концу 2021 года составила 0,82 (темп роста составил 52,35 %, темп прироста – 47,65 %, среднее значение составило 1,30).

Рисунок 13 – Динамика доли доходов теневой экономики по отношению к доходам упрощенной системы налогообложения за

2014 – 2021 гг.

Исходя из данных на рисунке 13 доля доходов теневой экономики к упрощенной системе налогообложения имеет тенденцию к снижению – в 2014 году доля составляла 1,32, а к концу 2021 года составила 0,54 (темп роста составил 40,60 %, темп прироста – 59,40 %, среднее значение составило 0,90).

Рисунок 14 – Динамика доли доходов теневой экономики по отношению к доходам единого сельскохозяйственного налога за

2014 – 2021 гг.

На рисунке 14 видно, что доля доходов теневой экономики к единому сельскохозяйственному налогу имеет тенденцию к снижению – в 2014 году доля составляла 11,57, а к концу 2021 года составила 6,56 (темп роста составил 56,70 %, темп прироста – 43,30 %, среднее значение составило 7,86).

Рисунок 15 – Динамика доли доходов теневой экономики по отношению к специальным налоговым режимам за период 2014 – 2021 гг.

Как видно на рисунке 15 доля доходов теневой экономики к специальным налоговым режимам имеет тенденцию к снижению – в 2014 году доля составляла 1,18, а к концу 2021 года составила 0,49 (темп роста составил 41,81 %, темп прироста – 58,19 %, среднее значение составило 0,06).

Рассчитаем интегральный показатель масштабов теневой экономики. В таблице 1 представлен расчет веса показателей.

Таблица 1 – Расчет веса показателей

№ п/п (j – й показатель) Показатели, n Эксперты, m Сумма баллов, Rj Вес, kj(доля)

J =1 КНТЭНДФБ 7 7 0,14

J =2 КНТЭККБ 4 4 0,08

J =3 КНТЭМСБ 6 6 0,12

J =4 КДТЭККБ 4 4 0,08

J =5 КНТЭМСБ 5 5 0,10

J =6 КНТЭУСН 10 10 0,20

J =7 КНТЭПСН 1 1 0,02

J =8 КНТЭЕСХН 1 1 0,02

J =9 КНТЭНПД 2 2 0,04

J =10 КДТЭУСН 10 10 0,20

J =11 КДТЭЕСХН 1 1 0,02

ИТОГО: – – 51 1

В таблице 2 представлена оценка элементов масштабов теневой экономики за 2014 – 2021 гг.

Таблица 2 – Оценка элементов масштабов теневой экономики за 2014 – 2021 гг.

№ п/п

(j – й показатель) Показатели, n Вес, kj (%) Количественная оценка показателя, Xj q - количество градаций единой шкалы МТЭП

J =1 КНТЭНДФБ 0,14 1 5 0,03

J =2 КНТЭККБ 0,08 5 0,08

J =3 КНТЭМСБ 0,12 5 0,12

J =4 КДТЭККБ 0,08 5 0,08

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J =5 КНТЭМСБ 0,10 5 0,10

J =6 КНТЭУСН 0,20 5 0,20

J =7 КНТЭПСН 0,02 5 0,02

J =8 КНТЭЕСХН 0,02 5 0,02

J =9 КНТЭНПД 0,04 5 0,04

J =10 КДТЭУСН 0,20 5 0,20

J =11 КДТЭЕСХН 0,02 5 0,02

МТЭ2014-2021 = 0,03 + 0,08 + 0,12 + 0,08 + 0,10 + 0,20 + 0,02 + 0,02 + 0,04 + 0,20 + 0,02/11 = 0,08

Интегральный показатель масштабов теневой экономики

равняется 0,08 для каждого анализируемого календарного года.

В таблице 3 представлены результаты расчетов коэффициентов потенциальных налогов и доходов теневой экономики к соответствующим показателям за 2014 – 2021 гг.

Таблица 3 – Результаты расчетов коэффициентов потенциальных налогов и доходов теневой экономики к соответствующим показателям за 2014 – 2021 гг.

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

КНТЭНДФБ 0,125 0,118 0,094 0,085 0,066 0,065 0,075 0,065

КНТЭККБ - - - 52453531,60 43967741,94 44156250,00 35900000,00 44362244,90

КНТЭМСБ - - 214823,69 235245,08 225550,22 238481,01 251841,46 297824,97

КДТЭККБ - - - 454089219,33 412096774,19 397343750,00 336425000,00 407270408,16

КДТЭМСБ - - 1993153,03 2036512,17 2114016,22 2145991,56 2360049,11 2734201,06

КНТЭУСН 4,23 3,91 3,51 3,23 2,55 2,25 2,18 1,75

КНТЭПСН - - - - 5,64 5,41 5,68 1,59

КНТЭЕСХН 221,16 131,75 110,40 126,06 90,26 93,38 74,29 87,98

КНТЭНПД - - - - - 1060,87 425,13 74,58

КДТЭУСН 1,32 1,23 1,07 0,93 0,75 0,69 0,68 0,54

КДТЭЕСХН 11,57 8,29 7,27 7,89 7,61 7,16 6,51 6,56

ОКНТЭСНР - - - - - 1,56 1,54 0,82

ОКДТЭСНР 1,18 1,07 0,93 0,83 0,69 0,63 0,61 0,49

На основе проведенных авторами расчетом, можно сделать следующие выводы. Показатели налогов и доходов теневой экономики в России имеют тенденцию к снижению. Расчет показал, что потенциальные налоги теневой экономики значительно больше каждого исчисленного налога специальных режимов налогообложения.

Расчет общего коэффициента налогов теневой экономики по отношению к специальным налоговым режимам показал, что потенциальные налоги теневой экономики за 2019 – 2020 гг. значительно превышают исчисленные налоги специальных налоговых режимов. При этом в 2021 году, ситуация имеет обратный характер – исчисленные налоги СРН превышают потенциальные налоги теневой экономики.

Коэффициент доходов теневой экономики по отношению к доходам упрощенной системы налогообложения за период 2014 – 2016 гг. показывает, что доходы теневой экономики больше доходов УСН, при этом с 2017 по 2021 гг. ситуация изменилась наоборот (в 2021 году доходы УСН значительно превышали доходы теневой экономики, коэффициент составил 0,54).

Коэффициент доходов теневой экономики по отношению к доходам единого сельскохозяйственного налога в 2014 г. показывает, что доходы теневой экономики больше доходов ЕСХН, при этом с 2015 по 2021 гг. ситуация поменялась в обратную сторону (в 2021 году доходы ЕСХН значительно превышали доходы теневой экономики, коэффициент составил 0,71).

Расчет общего коэффициента доходов теневой экономики по отношению к специальным налоговым режимам, показал, что доходы теневой экономики за 2014 – 2021 гг. значительно меньше доходов специальных налоговых режимов.

Потенциальные налоги малого бизнеса теневой экономики значительно превышают специальный налог малого бизнеса, так же можно сказать, что доходы малого бизнеса теневой экономки меньше доходов малого бизнеса по специальным налоговым системам.

Библиографический список

1. Ахмедуев, А.Ш. Теневая экономика: за и против прогресса/ Вопросы структуризации экономики. 2014. № 3. С.6 – 11.

2. Архипцева Л.М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования и планирования налоговых поступлений//Налоги и налогообложение. - 2008. - № 7. С. 39 – 46

3. Гуляева, И.А., Рогозинская, О.С. Влияние теневой экономики на развитие малого предпринимательства в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 5 (80). С.16

4. Пансков, В.Г. Теневая экономика и налогообложение // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2017. № 5. С. 77 – 91.

5. Министерство инвестиций и развития Свердловской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mir.midural.ru/ (дата обращения 29.03.2023)

6. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material

/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения 06.05.2023)

7. Управление федерального казначейства по Свердловской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sverdlovsk.roskazna.gov.ru/ (дата обращения 29.03.2023)

8. Управление Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 14.09.2022).

9. Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sverdl.gks.ru/ (дата обращения 29.03.2023)

10. Федеральная налоговая служба России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/(дата обращения 29.03.2023)

References

1. Akhmeduev, A.Sh. Tenevaya ekonomika: za i protiv progressa/ Voprosy strukturizatsii ekonomiki. 2014. № 3. S.6 – 11.

2. Arkhiptseva L.M. Nalogovyi potentsial: teoreticheskie i prakticheskie aspekty ispol'zovaniya i planirovaniya nalogovykh postuplenii//Nalogi i nalogooblozhenie. - 2008. - № 7. S. 39 – 46

3. Gulyaeva, I.A., Rogozinskaya, O.S. Vliyanie tenevoi ekonomiki na razvitie malogo predprinimatel'stva v Rossii // Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologii. 2018. № 5 (80). S.16

4. Panskov, V.G. Tenevaya ekonomika i nalogooblozhenie // ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. 2017. № 5. S. 77 – 91.

5. Ministerstvo investitsii i razvitiya Sverdlovskoi oblasti [Elektronnyi resurs] – Rezhim dostupa: https://mir.midural.ru/ (data obrashcheniya 29.03.2023)

6. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs] – Rezhim dostupa: https://www.economy.gov.ru/material

7. /directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (data obrashcheniya 06.05.2023)

8. Upravlenie federal'nogo kaznacheistva po Sverdlovskoi oblasti [Elektronnyi resurs] – Rezhim dostupa: https://sverdlovsk.roskazna.gov.ru/ (data obrashcheniya 29.03.2023)

9. Upravlenie Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki [Elektronnyi resurs] – Rezhim dostupa: https://rosstat.gov.ru/ (data obrashcheniya 14.09.2022).

10. Upravlenie Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Sverdlovskoi oblasti i Kurganskoi oblasti [Elektronnyi resurs] – Rezhim dostupa: https://sverdl.gks.ru/ (data obrashcheniya 29.03.2023)

11. Federal'naya nalogovaya sluzhba Rossii [Elektronnyi resurs] – Rezhim dostupa: https://www.nalog.gov.ru/rn77/(data obrashcheniya 29.03.2023)

Контактная информация / Contact information

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ)

620144, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45

Ural State University of Economics (USUE) 620144, Yekaterinburg, 8 Marta str./Narodnaya Volya, 62/45

Рогачев Александр Сергеевич / Alexander S. Rogachev

alex2014.rogacheff@mail.ru

Логинов Михаил Павлович / Mikhail P. Loginov

port-all@mail.ru

Усова Наталья Витальевна / Natalia V. Usova

nata-ekb-777@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.