УДК 33
Дьячков В.Е.
студент 2 курса Факультета управления Санкт-Петербургский государственный экономический университет
(г. Санкт-Петербург, Россия)
Ткаченко В.М.
студент 2 курса Факультета управления Санкт-Петербургский государственный экономический университет
(г. Санкт-Петербург, Россия)
Научный руководитель: Боркова Е.А.
кандидат экономических наук доцент кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургский государственный экономический университет
(г. Санкт-Петербург, Россия)
ВЛИЯНИЕ ТЕНЕВОГО БИЗНЕСА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Аннотация: в научной статье представлены результаты анализа воздействия теневого бизнеса на эффективность функционирования общественного сектора экономики в России. Актуальность исследования обусловлена тем, что теневой бизнес является одним из барьеров, препятствующих социально-экономическому развитию государства. В рамках статьи рассмотрены особенности формирования теневого бизнеса. Проанализированы тенденции развития теневого сектора в экономике России. Определены негативные последствия влияния теневого бизнеса на эффективность общественного сектора экономики. Рассмотрены мероприятия, которые направлены на борьбу с теневым бизнесом и выводом его в легальное поле.
Ключевые слова: теневой бизнес, теневой сектор, теневая экономика, общественный сектор, общественная экономика, эффективность общественного сектора.
Нелегальная экономика и динамика ее развития - актуальная тематика исследования российских авторов и экономистов, поскольку ее активное проявление в ХХ1-ом столетие выступает одним из главных институциональных барьеров, препятствующих социально-экономическому развитию страны. Теневой бизнес и криминальная деятельность субъектов отражается на национальной экономической безопасности и финансовой устойчивости общественного сектора.
Теневая экономика - острая проблема для многих стран. Она встречается не только в России, но в отечественной практике имеет повышенный уровень актуальности. Несмотря на это, наша страна демонстрирует достаточно высокие показатели доли теневого сектора экономики к общему размеру валового внутреннего продукта, что имеет негативное влияние на эффективность функционирования общественного сектора экономики.
По международным данным, предоставляемым от МВФ, теневой сектор экономики развит во многих странах мира. В России его показатель в отношении к ВВП составляет примерно 33%. Этот показатель выше, чем у других странах с развитой рыночной моделью экономики (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Уровень развития теневого сектора экономики
в странах мира [5].
Например, в среднем в странах ЕС доля теневой экономики составляет порядка 6-12%. Если говорить про экономику России, то по отношению к ней теневой бизнес достигает трети всего объема ВВП [1].
Формирование данной проблемы связано с влиянием различных институциональных факторов, что влечет за собою ухудшение тенденций социально-экономического развития государства и общественного сектора экономики. Обусловлено это тем, что из-за высокого объема теневого сектора экономики формируются институциональные барьеры социально-экономического развития государства и обеспечения ее национальной экономической безопасности.
К тому же, теневая экономика включает в себя не только «серую» бизнес-деятельности и зарплаты в конвертах, но и криминальную деятельность хозяйствующих субъектов, торговлю оружием, наркотическими средствами и т.д. Как итог, теневая экономика - одна из основных угроз при обеспечении не только эффективной бюджетной и налоговой политики России, но и при обеспечении национальной экономической безопасности.
В современности обеспечение экономической безопасности государства выступает основой для национальной безопасности, сохранения целостности и устойчивости. Экономическую безопасность государства можно рассматривать в качестве совокупности таких компонентов, как:
- институциональные признаки сбалансированного экономического развития;
- характеристики государства, как части международной экономической системы;
- состояние экономики, которое гарантирует защиту национальных интересов.
Для Правительства РФ важно разработать действенные механизмы и методы, которые позволять бороться с проявлением теневой экономики без нанесения ущерба хозяйственной деятельности экономических субъектов.
Развитие теневой экономики, как правило, приводит к следующим последствиям [4]:
- снижение объема поступления налоговых доходов в бюджет, поскольку большая часть хозяйственной деятельности экономических субъектов остается вне поля зрения органов налогового администрирования;
- повышение уровня коррупции в государственном секторе, поскольку теневой бизнес использует различные взятки и коррупционные схемы при обеспечении своей невидимости для органов регулирования и налогового контроля;
- снижение уровня инвестиционной привлекательности рынков, поскольку прямые иностранные инвестиции не желают быть направлены в экономику тех стран, где развит теневой бизнес, из-за которых создаются барьеры в формировании и развитии конкурентных отношений и политики;
- повышение вероятности ухода других легальных бизнес-субъектов во нелегальное поле, поскольку наличие большего числа теневого бизнеса
свидетельствует об неэффективности нормативно-правового поля, а значит, при таком решении можно остаться безнаказанным.
На рисунке 2 проанализируем динамику развития теневой экономики в России.
Рисунок 2 - Динамика объема теневого сектора экономики в России за период 2012-2020 гг., в трлн руб.
Важно отметить то, что стремительный рост теневого бизнеса произошел в 2015 году, на следующий год после наступления экономического кризиса, спровоцированного вводом экономических санкций. Увеличение теневой экономики было с 12,35 трлн рублей до 23,4 трлн рублей. В 2017 году было снижение объема до 18,9 трлн рублей, но потом рост возобновился, пока по итогам 2020 года не составил новый рекорд в размере 26,6 трлн рублей [3].
Теневая экономика - это значительная проблема в развитии общественного сектора экономики любого государства. Для России теневой сектор имеет негативное влияние на обеспечение не только экономического роста, но и социального развития, негативно влияя на качество жизни населения.
Более 26 трлн рублей доходов бизнеса нелегальной экономики не облагаются налогами, что сокращает потенциал реализации эффективной политики в управлении бюджетным сектором. Большая часть доходов экономических субъектов остается без налогообложения, что снижает поступления налогов в федеральный бюджет.
В периоде с 2022 года рост нелегальной экономики может продолжиться, причиной чему являются современные условия макроэкономической нестабильности.
Изначальной причиной появления теневого бизнеса считает высокий уровень коррупции, а также сложная бюрократия в системе государственного управления, которая создает дополнительные административные и фискальные барьеры в организации и развитии субъектов предпринимательства [2].
Для проведения борьбы с теневой экономикой при обеспечении национальной экономической безопасности необходимо повышение привлекательности для ведения легального бизнеса субъектами. С этой целью рекомендуется следующий список мероприятий, как:
1. Снижение административных барьеров и давления на субъектов предпринимательства.
2. Улучшение налогового климата через снижение количества налогов и сокращение уровня фискальной нагрузки на бизнес-деятельность.
3. Совершенствование системы защиты частной собственности.
4. Улучшение условия для коммерческого кредитования субъектов малого и среднего бизнеса.
5. Совершенствование системы борьбы с коррупцией.
6. Формирование национальной инновационной системы со всеми субъектами ее инфраструктуры: от бизнес-инкубаторов до краудфандинговых площадок.
Таким образом, появление и развитие теневого сектора экономики в России - это одна из ключевых проблем социально-экономического развития
государства, поскольку треть ВВП и бюджета остаются нереализованными. Это усложняет функционирование механизма обеспечения национальной экономической безопасности, а также обеспечения финансовой безопасности общественного сектора экономики. Большая часть доходов и финансовых результатов экономических субъектов остаются без налогообложения, из-за чего снижается реализация налогового потенциала бюджетной политики государства.
Среди изначальных причин формирования теневого сектора бизнеса в России - это высокий уровень коррупции, а также сложная бюрократия в системе государственного управления, которая создает дополнительные административные и фискальные барьеры в организации и развитии субъектов предпринимательства. При этом, другими мотивами к уходу бизнеса в теневой сектор экономики являются финансовые проблемы и негативно влияние макроэкономической нестабильности внешней среды.
Для государства важным является совершенствование нормативно-правового поля регулирования предпринимательской деятельности, что позволит обеспечить устранение причин к уходу экономических субъектов в теневую экономику. Благодаря этому будут обеспечены условия для ухода теневого бизнеса в легальное поле, что увеличит поступление налоговых доходов в бюджеты разных уровней России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. Теневая экономика как фактор дестабилизации экономической безопасности государства // Теневая экономика. 2021. Т. 5. № 3. С. 167-182.
2. Капитонова Н.В., Капитонова А.А. Теневая экономика в условиях пандемии Covid-19 в России // Теневая экономика. 2020. Т. 4. № 4. С. 193-204.
3. Джалаев М.Г. Статистические методы оценки теневой экономики // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62-9. С. 19-25.
4. Левшукова О.А., Матвеев А.С., Позоян Д.П. Возможные последствия пандемии Covid-19 на развитие экономики России // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 29 (3). С. 191-194.
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н. Оценка факторов и стрессоров теневой экономики: мировой опыт // Теневая экономика. 2021. Т. 5. № 1. С. 53-77.
Dyachkov V.E.
St. Petersburg State University of Economics (St. Petersburg, Russia)
Tkachenko V.M.
St. Petersburg State University of Economics (St. Petersburg, Russia)
Scientific advisor: Borkova E.A.
St. Petersburg State University of Economics (Saint Petersburg, Russia)
IMPACT OF SHADOW BUSINESS ON EFFICIENCY OF PUBLIC SECTOR OF ECONOMY
Abstract: the scientific article presents the results of the analysis of the impact of shadow business on the efficiency of the functioning of the public sector of the economy in Russia. The relevance of the study is due to the fact that shadow business is one of the barriers hindering the socio-economic development of the state. Within the framework of the article, the features of the formation of shadow business are considered. The trends in the development of the shadow sector in the Russian economy are analyzed. The negative consequences of the influence of shadow business on the efficiency of the public sector of the economy are determined. The measures aimed at combating shadow business and bringing it into the legal field are considered.
Keywords: shadow business, shadow sector, shadow economy, public sector, public economy, efficiency of public sector.