советского периода, свидетельствует о том, что оно все время реформируется. Происходит это с разными целями. Но такое реформирование абсолютно никому не нравится. Все равно требуется фундаментальное образование.
В. С.: Можно подытожить, что смысл российского образования заключается в его постоянном реформировании.
Примечания
1 Проект опубликован в сборнике: Конкурс высших учебных заведений, внедряющих инновационную образовательные программы в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»: описание программ. - М. : Логос, 2006. - 520 с.
2 Количество вузов указано по состоянию на 1 сентября 2006г.
3 См., например, Артюшина И. А. Что говорит Шанхайский рейтинг? / И. А. Артюшина, В. А. Шутилин // Платное образование. - 2008. - № 9 и другие статьи этих авторов по глобальным рейтингам.
4 Хуторский, А. В. Наличие разных смыслов образования - условие его человекосообразности : тезисы доклада на VII Международных Лихачевских научных чтениях 24-25 мая 2007 года в Санкт-Петербурге. - URL: http://www.khutorskoy.ru/be/2007/0525/khutorskoy.htm
5 Фреге, Г. Смысл и значение. - URL: http:// www. philosophy. ru/library/ frege/02.html
6 Капица С. П. Общая теория роста человечества // Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. - М. : Наука, 1999.
7 Коржевский В. Смысл образования (в контексте истории образования в России). - URL: http:// www.rusk.ru/st.php?idar=18261
Sizov V. S. THE MEANING AND EFFECTIVENESS OF EDUCATION (The talk at Vyatka Mining Club October 9, 2008)
The author examines the effectiveness of education in the context of meaning and value in the report at a meeting of the Vyatka intellectual club.
Keywords: efficacy of education, meaning education
УДК 338.46; 347.13 Шестакова Е. В.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ЭКОНОМИКА В ОБРАЗОВАНИИ
Развитие сферы образования, а также привлечение дополнительных инвестиций в данную отрасль во многом зависит от льготного режима налогообложения. По оценкам Всемирной торговой организации, емкость мирового рынка образования составляет 50-60 млрд. долларов и непрерывно растет. По мнению экспертов ЮНЕСКО, оказание иностранным гражданам образовательных услуг становится одним из самых прибыльных видов экспорта XXI века. Так, например, доход США от обучения иностранных студентов составляет 18 млрд. долларов в год, или 30-36% мирового образовательного рынка. Российский образовательный рынок тоже являлся всегда востребованным. Вместе с тем, образование - одна из таких отраслей, которая должна быть поддержана со стороны государства, в том числе на законодательном уровне путем совершенствования налогообложения.
Ключевые слова: изменения в налогообложении, налогообложение в области образования, льготы в налогообложении, режим налогообложения.
Положительные изменения тенциал, прежде всего в сфере высшего профес-
в налогообложении сионального образования, Российская Федерация
Несмотря на рост количества обучающихся реализует его не в полной мере. Так на долю Рос-
иностранных граждан в российских образователь- сии по последним данным приходится лишь 3 %
ных учреждениях, нельзя не отметить определен- от общего числа обучающихся в мире иностранное снижение доли нашей страны на мировом ных граждан (8 место) В то время как доля США
рынке образовательных услуг, более высокие тем- составляет 22%, Великобритании - 12%, Герма-
пы прироста числа иностранных студентов в дру- нии - 9%, Франции - 8,8%, Австралии - 8,2%,
гих странах. Имея значительный экспортный по- Китая - 5%, Японии - 4,2%.
Именно поэтому принимаются определенные меры для снижения налогообложения, а следовательно повышения привлекательности инвестиций в области налогообложения.
Рассмотрим конкретные изменения, которые могут отразиться положительно на инвестиционной привлекательности образовательной отрасли.
Основным изменением, которое будет иметь позитивное значение для отрасли образования является отмена налога на прибыль. Для организаций, осуществляющих образовательную или медицинскую деятельность, предусмотрено применение нулевой ставки по налогу на прибыль (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). При этом данные организации обязаны соблюдать ряд условий. Рассмотрим подробнее условия, которые должны быть соблюдены образовательной организацией:
- организации должны иметь соответствующую лицензию;
- доходы от образовательной или медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР должны составлять не менее 90 процентов всех доходов организации либо отсутствовать;
- в штате организации должно числиться не менее 15 работников;
- в налоговом периоде должны отсутствовать операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
В отличие от медицинских организаций для сферы образования не предусмотрены ограничения по персоналу.
В целом, отмена налога на прибыль является позитивной мерой, поскольку:
1) фактически многие образовательные учреждения субсидируются из средств бюджета, а следовательно, взимание налога на прибыль является «перекладыванием прибыли из одного кармана в другой»;
2) данная мера позволяет поддержать российские образовательные учреждения;
3) уменьшаются издержки на содержание бухгалтерии.
Вместе с тем, в законодательстве содержатся спорные моменты, которые можно рассматривать с негативной стороны.
Те организации, которые применяли льготную ставку и отказались от нее либо утратили право на нее, не вправе перейти на использование нулевой ставки в течение пяти лет с года, в котором налог вновь исчисляется по ставке 20 процентов (п. 8 ст. 284.1 НК РФ).
Рассматриваемой льготой можно будет воспользоваться до 1 января 2020 г. (п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 N° 395-Ф3). Таким образом, не столь продолжительное время действия льготы не позволит говорить об ее эффективности.
Кроме того, отменены конкурсы на заключение аренды в отношении государственного и муниципального имущества образовательными учреждениями. Соответствующие изменения внесены федеральным законом от 01.03.2011 № 22-ФЗ, которым вносятся изменения в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научнотехнической политике» и ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции». Вместе с тем, при заключении договора аренды должны соблюдаться следующие требования:
1) арендаторы - хозяйственные общества, созданные учреждениями;
2) деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы;
3) договор аренды устанавливает запрет на сдачу в субаренду этого имущества.
Данное изменение также имеет положительный характер, поскольку:
1) у образовательного учреждения минимизу-ется риск не выиграть в конкурсе или аукционе на право заключения контракта;
2) отсутствуют дополнительные затраты на подготовку конкурсной документации.
Ранее принятые льготы
Основной льготой, принятой ранее согласно редакции Налогового кодекса, являлось освобождение от НДС для услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и
дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.
Таким образом, для применения нулевой ставки необходимо:
- чтобы услуга оказывалась некоммерческой образовательной организацией;
- организация имела лицензию.
В отношении организационно-правовой формы образовательных учреждений необходимо отметить следующее. В настоящее время все большее количество бюджетных образовательных учреждений преобразуется в автономные учреждения образования. Главным стимулом такого преобразования является финансовая свобода, возможность эффективно и оперативно управлять денежными средствами.
Сегодня образовательные учреждения вправе использовать упрощенную систему налогообложения. Однако если величина доходов (по итогам отчетного или налогового периода) автономного учреждения, применяющего УСН, превысит предельный размер, установленный на уровне 60 млн. руб., то компании придется перейти на общую систему уплаты налогов. Если образовательное учреждение применяет УСН, то оно экономит на налогам следующим образом:
- возможность уплаты 6% с доходов вместо 20% налога на прибыль (доходы минус расходы);
- возможность уплаты 15% доходы минус расходы с 5% экономией налога.
При этом автономные образовательные учреждения, выбравшие объект налогообложения «доходы», вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.
Кроме того, не вправе применять УСН согласно ст. 346.12 НК РФ:
- автономные образовательные учреждения, имеющие филиалы и (или) представительства;
- автономные учреждения, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек. Заметим, что порядок расчета среднесписочной численности работников закреплен в Приказе Росстата от 12 ноября 2008 г N° 278 «Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: № П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг”, № П-2 “Сведения об инвестициях”, № П-3 “Сведения о финансовом состоянии организации”, № П-4 “Сведения о численности, заработной плате и движении работников”, № П-5(м) “Основные сведения о деятельности организации”».
В среднесписочную численность входят как лица, работающие в штате, так и внештатные сотрудники.
- автономные учреждения, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб. При этом в расчет необходимо брать только имущество, признаваемое амортизируемым в соответствии с положениями гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Так, например, стоимость земельного участка не будет учитываться при определении предельной величины остаточной стоимости основных средств, поскольку данный объект не является амортизируемым.
Также немаловажным фактором является установление льготных тарифов по страховым взносам.
Также появился перечень плательщиков страховых взносов, которым льготные тарифы установлены на 2011-2019 гг. (пп. 4-6 п. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):
- хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 г. бюджетными научными учреждениями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования. Для применения льготных тарифов такие организации должны осуществлять НИОКР и внедрять их результаты на практику, а также состоять на У СН;
- резиденты технико-внедренческой ОЭЗ, производящие выплаты гражданам, работающим на территории ОЭЗ. Кстати сказать, данным плательщикам ранее были установлены пониженные тарифы страховых взносов на 2011-2014 гг., теперь же тарифы скорректированы и установлены на 2011-2019 гг.;
Таблица 1
Требования для применения пониженных тарифов
Фонд/Период 2011 г. 2012-2017 гг. 2018 г. 2019 г.
ПФР 8,0% 8,0% 13,0% 20,0%
ФСС 2,0% 2,0% 2,9% 2,9%
ФФОМС 2,0% 4,0% 5,1% 5,1%
ТФОМС 2,0% 0,0% 0,0% 0,0%
Общий тариф 14,0% 14,0% 21,0% 28,0%
- организации, работающие в сфере информационных технологий.
В целом, рассматривая положенные существующие льготы, следует отметить, что образовательные организации на сегодняшний день могут воспользоваться двумя основными льготами:
- неначисление НДС;
- возможность использования упрощенной системы налогообложения;
- использование меньших тарифов по страховым взносам.
В части налогообложения необходимо обратить внимание, что не включаются в налоговую базу субсидии, полученные автономным образовательным учреждением от учредителя на выполнение установленного им задания, но при условии, что указанные учреждения ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 31 июля2009 г № 03-11-06/2/141.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в ред. от 13.01.96 г. № 12-ФЗ с изменениями на 5.03.04 г.) образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю. При этом согласно ст. 46 Закона «Об образовании» к непредпринимательской деятельности относятся: оказание населению, предприятиям, учреждениям и организациям платных дополнительных образовательных услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, и вся платная образовательная деятельность негосударственных образовательных учреждений (включая обучение в пределах государственных образовательных стандартов), если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том
числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.
Кроме того, нельзя не забывать о косвенном стимулировании налогообложения в сфере образовательной деятельности. К косвенному стимулированию относится возможность получения вычета по НДФЛ для обучающихся граждан. Однако размер данных вычетов явно недостаточен и предельная сумма для получения вычета составляет 50 000 рублей.
Также юридические лица, обучающие сотрудников, могут принять затраты на обучение в качестве прочих затрат в соответствии со ст. 264 НК РФ, в том числе расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика. Согласно ст. 20 Закона РФ от 10 июля 1992 г N° 32661 «Об образовании» профессиональные образовательные программы реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования. Образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей и уровням образования, в том числе начального профессионального образования, высшего профессионального образования, в том числе получение второго высшего профессионального образования. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, то есть дипломы. Причем форма обучения в вузе может быть очной, очно-заочной (вечерней), заочной и в форме экстерната.
Т аб лица 2
Налоговые льготы в сфере НИОКР для корпораций
Объемные Приростные Смешанные
Налоговые кредиты Канада Франция Португалия
(R&D credits), снижающие исчисленный Италия Япония Испания
налог на прибыль Республика Корея Мексика
Нидерланды США
Налоговые списания Дания Норвегия Австралия
(R&D allowances), уменьшающие базу Великобритания Бельгия Австрия
для исчисления налога на прибыль Венгрия
В целом, ранее был уже принят ряд льгот, которые являлись мерами прямого и косвенного стимулирования образования.
Некоторые меры стимулирования в зарубежных странах
В Российской Федерации используются не все средства стимулирования образования, характерные для других стран.
Например, в структуре дохода образовательного учреждения могут оказаться доходы от коммерческой деятельности, не связанной непосредственно с образовательным процессом. Такие доходы облагаются подоходным налогом на общих основаниях. В НК США также очень подробно описаны критерии «не правильного» с точки зрения налоговых освобождений по подоходному налогу займа, к которому относятся займы и иные долговые обязательства аналогичной природы, произведенные без надлежащего обеспечения или гарантий. Если иностранец либо члены его семьи прямо или косвенно контролируют образовательное учреждение, применяющее льготы при налогообложении, все доходы от такого контроля включаются в налогооблагаемую базу по подоходному налогу.
Кроме того, во многих странах применяются меры неналогового стимулирования образования. Преимущество образования в Европе - отсутствие вступительных экзаменов. К примеру, в немецких, австрийских, французских и чешских ВУЗах достаточно сдать тест на знание соответствующего языка. В английских университетах практикуется собеседование по предмету специализации, однако оно носит скорее формальный характер.
Также за рубежом приняты программы стимулирования НИОКР, которые могут осуществляться на базе образовательных учреждений.
В дополнение к этому в ряде стран существуют особые льготы, которые позволяют фирмам вычитать из налогооблагаемой базы более 100 %
средств, израсходованных на научные исследования и разработки.
Например, компании Австралии, тратившие на проведение НИОКР в год более 20 тыс. австралийских долларов, в 90-е гг имели право вычитать из налогооблагаемого дохода до 150 % от величины своих затрат на исследования и разработки. При этом поддерживаемые таким образом исследования и разработки должны были отвечать критериям существенной новизны или иметь высокую степень сопутствующего технического риска, а также представлять важное практическое значение для Австралии. Законодательство Японии предусматривает ряд скидок компаниям, использующим технологии, определенные правительством как наиболее важные. Данная система включает в себя 132 технологии и предполагает скидки в размере 7 % от расходов на НИОКР в «ключевых» областях. Размер скидок не превышает 15 % от корпоративного налога. Ведущее место занимают технологии, используемые в оптоэлектронике, полупроводниках, робототехнике, производстве новых материалов, биотехнологии и космических исследованиях.
Кроме того, за рубежом применяются меры для стимулирования обучения сотрудников за счет компаний. Так, американские предприятия тратят на обучение сотрудников на рабочем месте более 200 млрд.долл., что приблизительно равно государственным затратам на образование - от начальной до высшей школы.
Таким образом, компании могут самостоятельно финансировать образовательные учреждения, при этом объектом стимулирования будут научные разработки.
Рассматривая принятые за рубежом программы стимулирования, необходимо обратить внимание на возможность косвенного налогового стимулирования. В отличие от Европейских и Американских программ в России применяется прямое налоговое стимулирование. Вместе с тем, накопленный
за рубежом опыт представляет непосредственный интерес для совершенствования российского налогового законодательства в сфере образования.
В заключении следует отметить, что налоговое стимулирование, безусловно является важным вопросом развития образовательной деятельности. Однако данная поддержка имеет ряд недостатков. Прежде всего, не стимулируются образовательные программы, которые важны для развития страны, в том числе программы по подготовке высококвалифицированных рабочих, таким образом фактически льготы предоставляются для обучения по всем специальностям и отсутствует адресная помощь. Кроме того лишь налоговое стимулирование не способно решить комплексные проблемы образовательной сферы, в том числе проблемы недооснащенности и привлечения дополнительных средств, в том числе засчет привлечения иностранных студентов. Еще одним минусом мер стимулирования образования в России является краткосрочный характер стимулирования: так, налог на прибыль отменяется до 2020 года, а льготные тарифы по страховым взносам вводятся до 2019 года.
Кроме того, осуществляя налоговое планирование образования на государственном, нельзя забывать о косвенных инструментах налогового стимулирования - возмещение НДФЛ, возможность признания любых затрат на образование. Инструменты косвенного стимулирования имеют, по мнению экспертов, более широкий горизонт действия, лучше сочетаются с условиями рыночных отношений, чем прямое бюджетное финансирование. Они предоставляют выбор приоритетов инновационной деятельности частному сектору, являются более прозрачными и понятными для бизнеса, требуют меньших административных расходов.
По мнению автора, в области образования необходимо принять следующие меры:
1) активно использовать договоры по обмену образовательными программами, данные мероприятия позволят как привлечь дополнительно специалистов, так и обучить своих специалистов новым методикам;
2) предоставить льготы по налогу на доходы физических лиц для высококвалифицированных специалистов в размере 13 %, при этом требуется снизить размер получаемого дохода. В настоящее время размер дохода составляет 1 млн. руб., это 83 тыс. руб. - в месяц, однако данными зарплатами не могут похвастаться даже российские ВУЗы. Вместе с тем, реализация программы привлечения высококвалифицированных кадров должна быть простимулирована более активно;
3) стимулирование в части налога на прибыль должно быть рассчитано на более длительный период, эти меры являются оправданными, поскольку многие ВУЗы не являются самоокупаемыми, не являются коммерческими организациями, не направлены на извлечение прибыли, следовательно, дотируются из бюджета. Таким образом, перекладывание денежных средств из одного кармана в другой не целесообразно. Однако возможно усилить требования к некоммерческим ВУЗам, возможно осуществлять целевую поддержку специальностей;
4) необходимо снижение страховых взносов, поскольку увеличенные страховые тарифы являются сдерживающим фактором для роста заработной платы, а следовательно для привлечения в профессию педагога профессионалов высокого уровня, оттоку кадров из отрасли.
В целом, государство должно стимулировать прямо и косвенно образовательную деятельность, поскольку образованные люди - это наше будущее. Кроме того, государство должно привлекать зарубежных специалистов, а это можно сделать в том числе и путем привлечения специалистов в ВУЗы и обучения по платным программам.
Shestakova E. V.
TAXATION AND THE ECONOMY IN THE EDUCATION FIELD
The development in education and attraction of additional investments in that field depends of the tax regime. According to the information of World Trade Organization the capacity of the global education market is about 50-60 billion dollars and is growing steadily. Experts of UNESCO think that education services which were presented to foreigners become very attractive field of export services in 21 century. For example the US income is about 18 billion dollar per year, it is about 30-36% of the world educational market. Russian educational market is on the demand. But education is one of the field which should be supported by the stale at the legislative level and tax improving.
Keywords: tax changes, taxes in the educational field, tax benefits, regime of the taxes.