Научная статья на тему 'Налогообложение доходов физических лиц и система общественного благосостояния'

Налогообложение доходов физических лиц и система общественного благосостояния Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
88
30
Поделиться
Ключевые слова
ДОХОД / INCOME / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ / SOCIAL WELFARE / ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА / НЕОБЛАГАЕМЫЙ МИНИМУМ / THE NON-TAXABLE MINIMUM / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ДОХОД / INCOME POTENTIAL / PROGRESSIVE SCALE

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Сенина Олеся Владимировна

В статье рассмотрена взаимосвязь объекта налогообложения и доходов физических лиц в системе общественного благосостояния. На основе дифференциации доходов населения представлена предполагаемая шкала налогообложения доходов физических лиц.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Сенина Олеся Владимировна,

Income Taxation of Individuals and Social Welfare System

The article examined the relationship of the object of taxation and income of individuals in the public welfare. Based on personal incomes represented the estimated scale of the personal income tax.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Налогообложение доходов физических лиц и система общественного благосостояния»

налогообложение доходов физических лиц

и система общественного благосостояния

_Аннотация

В статье рассмотрена взаимосвязь объекта налогообложения и доходов физических лиц в системе общественного благосостояния. На основе дифференциации доходов населения представлена предполагаемая шкала налогообложения доходов физических лиц.

_Ключевые слова: доход, общественное благосостояние, прогрессивная шкала, необлагаемый минимум, потенциальный доход

Сенина Олеся Владимировна

аспирантка кафедры экономики и финансов, Российская академия народного хозяйства и государственной службы1 при Президенте Российской Федерации, г. Орел lesya_vesta@mail.ru

Налоги, как динамично развивающаяся социально-экономическая система, обеспечивают финансовое состояние бюджетной системы страны за счет полного покрытия расходных обязательств государства, а также сведение к минимуму конфликта интересов «налогоплательщик - государство». Вопросы регулирования налоговых ставок, вычетов и льгот по налогу на доходы физических лиц занимают ведущее место среди экономистов, так как именно подоходный налог отвечает за наполняемость бюджетов субъектов РФ, реализацию принципа справедливости распределения налогового бремени. Изначально с момента появления личного налога на доходы основная его задача состояла в исполнении бюджетных обязательств, тем самым выполняя фискальную функцию. Но на современном этапе развития налоговой системы, рассматривая эффективность применяемой модели налога, наряду с фискальной имеет место обсуждение социальной функции налога.

Виды доходов для налогообложения

В действующем Налоговом Кодексе РФ отсутствует закрепление объекта налогообложения как «совокупного дохода», а представлено разделение доходов на следующие виды:

оссийское предпринимательство, № 17(239)/сентябрь 2013

- трудовые доходы, т.е. доходы, полученные в виде заработной платы и иным трудовым договором, к которым применяется единая ставка 13%, вне зависимости от величины полученного дохода;

- доходы, облагаемые по ставке 35% (выигрыши в лотереях, сумм экономии на процентах при получении плательщиком заемных средств в части превышения установленных размеров и т.д.), и 9%

- процентные доходы по банковским вкладам в части превышения суммы, рассчитываемой, исходя из ставки рефинансирования, и иные дивиденды физического лица, дивиденды и доходы, полученные физическими лицами, не являющимися резидентами РФ, облагаются по ставке 30%, т.е. доходы независящие от результатов трудовой деятельности. Таким образом, имеет место принцип «горизонтальной справедливости», доходов граждан: величина ставки НДФЛ зависит не от величины получаемых доходов, а от источника их происхождения, создавая необоснованное углубление дифференциации заработной платы по отраслям, регионам и категориям работников. По данным статистики, наибольшее значение среднемесячной начисленной заработной платы приходится на добычу полезных ископаемых, производство электроэнергии, а также финансовую деятельность.

Эффективность налоговой системы

Согласно традиционной западной налоговой теории эффективность налоговой системы означает, что налоги должны минимально влиять на распределение ресурсов, т.е. не создавать значительных искажений экономического поведения и связанных с этим потерь благосостояниях [8]. Поэтому уменьшение имущественного неравенства после налогообложения признается справедливым и считается одной из целей налоговой политики. Однако, во-первых, существуют разные мнения относительно того, чем измеряется благосостояние индивидов (доходом, потреблением за определенный промежуток времени, платежеспособностью, богатством, некой функцией, отражающей зависимость дохода от усилий, связанных с его получением, и т.д.). Во-вторых, неизвестно, насколько снижается благосостояние разных людей при потере единицы располагаемого дохода, потребления, богатства и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отсутствие_

градации получаемых доходов физических лиц как в денежной, так и натуральной форме, усложняет процесс определения источника дохода...

налоговая политика

_с учетом уплаченных

сумм налога на доходы _физических лиц

изъятие из доходв

_налогоплательщика

составляет примерно —46,9% среднемесячной _заработной платы

гост

В-третьих, до конца не ясно, должны ли, и каким образом, при оценке благосостояния индивидов учитываться такие обстоятельства, как их способности, состояние здоровья, семейное положение, трудовые усилия, направления использования дохода (на потребление или сбережения) и т.д. [3]. Категория «общественного благосостояния» имеет в своем составе следующие взаимозависимые составляющие, представляет собой воспроизводственный процесс:

1. Физическое лицо, которое является одновременно субъектом и объектом воздействия, создавая, используя и распределяя материальные и не материальные блага, несет основную налоговую нагрузку, уплачивая налоги в бюджет.

2. Доход, т.е. уровень материального благополучия, который можно разделить на: реальный и потенциальный. При построении оптимальной шкалы подоходного налога обычно рассматривается совокуп-

сть индивидуумов с различными потенциальными аботными платами. Потенциальные заработные платы можно рассматривать как отдачу человеческого капитала или производительность работника. Под потенциальными доходами индивидуумов понима-метр, определяющий максимальный уровень ой заработной платы индивидуума с задан-эакгеристиками в отсутствие налогов [4]. ный доход налогоплательщика - это потенциальный доход за вычетом скрытых источников получения дохода, облагаемых по установленным ставкам дохода.

Механизм создания, использования и распределения материальных и не материальных благ (рис). Определение доходов для целей налогообложения содержится в статье 41НК РФ - экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки. Исходя из статей главы 23 НК РФ, при определении налоговой базы учитываются доходы, полученные плательщиками, как в денежной, так и натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды. С учетом ст. 41 НК РФ получается, что любые получаемые налогоплательщиком суммы и имущество являются для целей налогообложения его доходом, за исключением доходов, включенных в необлагаемый перечень доходов, приведенный в ст. 217 НК РФ.

йское предпринимательство, № 17(239)/сентябрь 2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Различие в налоговой нагрузке на разные слои населения

Отсутствие градации получаемых доходов физических лиц как в денежной и натуральной форме, усложняет процесс определения источника дохода, а также достоверность налоговых отчислений. Единый подход к налогообложению доходов лишь усиливает различие в налоговой нагрузке на разные слои населения. Как отмечает Д.Г. Черник, экономическая справедливость в системе налогообложения состоит в экономически обоснованном установлении степени дифференциации размера налоговых отчислений от доходов на капитал, труд, рентные доходы [5].

По данным Росстата, средняя начисленная номинальная заработная плата в 2011 г. составляет -23693 руб., величина потребительских расходов - 11284,5 руб. С учетом уплаченных сумм налога на доходы физических лиц и страховых взносов изъятие из дохода налогоплательщика составляет примерно 46,9% среднемесячной заработной платы.

Рис. Составляющие общественного благосостояния

налогов(

_льготирование

предполагается

_осуществить

_за счет остальных

_работников,

_получающих

_среднюю заработную

_плату и выше,

_тем самым повышая

нагрузку

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цис

_ те

гососн

«Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика 1/3 его дохода - та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым инвестиций в экономику» [6].

Введение прогрессивной шкалы

Величина рационального потребительского бюджета с расчетом по состоянию на 2011 г. составит 25600 руб. Расчет произведен исходя из величины потребительских расходов, скорректированных на коэффициент нагрузки 1,4 [7], суммы налога на доходы физических лиц.

На основе данных о величине потребительского бюджета определены следующие интервалы значений прогрессивной шкалы налогообложения (табл. 1).

Установление нижнего порога прогрессии на уровне 13% и верхнего - 30% не усиливает налоговую нагрузку и сохраняет ее на уровне 15,2%.

ование бедных слоев населения предполагается осуществить за счет остальных работников, получающих среднюю заработную плату и выше, тем самым повышая их налоговую нагрузку. В таб-:н расчет возможных поступлений ивной шкале налогообложения, а ние работников по группам внутри шкалы налогообложения. Введения прогрессивной шкалы налогообложения затронет в большей степени около 25% населения, в результате которых поступления налога на доходы физических лиц увеличатся на 34% или 1081,3 млрд рублей, за счет дополнительной налоговой нагрузки на 2-ю и 3-ю группу населения. Сумма возможных налоговых поступлений рассчитана из величины среднемесячного дохода, полученного за 12 месяцев, работниками, попадающими в интервал шкалы налогообложения.

__Таблица 1

_ Предполагаемая шкала налогообложения доходов физических лиц

Показатель Ставки НДФЛ

До 240000 руб. 13%

От 240000 до 520000 руб. 20%

Свыше 520000 руб. 30%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

\ № 17(239) /сентябрь 2013

Таблица 2

Распределение населения и доходов по прогрессивной шкале налогообложения

Показатель Удель- Числен- Средний Сово- Сумма НДФЛ, млрд руб.

ный вес ность месяч- купныи

населе- работ- ный годовой

ния ников, доход, доход,

млн руб. млрд 13% Предла- + / -

чело- руб. гаемая

век* шкала

До 240000 руб. От 240000 до 520000 руб. 65,4 22,6 46,8 16,2 10000 31600 5616 6143 730,0 798,6 730,0 1128,6 0 330,0

Свыше 520000 руб. 12,0 8,5 43333 4419 574,5 1325,7 715,2

Всего 100 71,5 - 16178 2103,0 3184,3 1081,3

* Расчеты произведены на основе данных Росстат за 2011 год

* Численность работников в 2011 году составляла 71,5 млн человек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечно же, при разработке прогрессивной шкалы следует учитывать, что уровень доходов граждан не

является стабильным. Поэтому необходимо подде- _

ржать позицию тех специалистов, которые предлагают установить механизмы корректировки ставок

НДФЛ каждые 5-7 лет, так как необходимо учиты- _

вать, что в течение указанного времени уровень доходов населения в среднем растет на 20-25% [2]. _

Вывод

Для определения необлагаемого минимума следует изменить методику расчета прожиточного минимума, доходы, в размере которого могут быть освобождены от налогообложения. Необлагаемый минимум может рассматриваться как налог по нулевой ставке на доход, который ниже соответствующего уровня «перестанет носить лишь «явочный характер» и практически выполнять свою регулирующую функцию» [1]. Государство, принимая на себя социальные функции по выравниванию доходов в обществе за счет налогового регулирования, обеспечивает его экономическое и политическое развитие.

Литература

1. Бархатова Т.А. Пути совершенствования стандартных и социальных вычетов по НДФЛ // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2012. - № 2. - С. 173.

...при разработке прогрессивной шкалы следует учитывать, что уровень доходов граждан не является стабильным_

налоговая политика

2. Брызгалин А.В. Установление в России прогрессивной шкалы НДФЛ: перспективы и возможные параметры / в кн. Налоговые реформы. Теория и практика: под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. -М: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - С.163.

3. Веткин А.С., Каганова С.Д. Базовые принципы налоговой политики в системе налогообложения труда // Экономика промышленности. - 2011. - Т. 54-55. - № 2-3. - С. 24-33.

4. Некипелов Д.Н. Распределительные свойства и искажающее воздействие налогов на индивидуальные налоги. - М.: ИЭПП, 2005. - С. 13.

5. Налоги: Учеб. пособие. 5-е изд. / Под ред. Д.Г Черника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- М.: Финансы и статистика, 2003. - С. 356.

6. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник. - М., 2005. - С. 103.

7. Садков В.Г., Греков И.Е. О взаимосвязях оплаты труда, монетизации экономики и государственного бюджета: необходимость реформирования // Общество и экономика. - 2010.- № 11-12.

8. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора: пер. с. англ. - М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997.

- 720 с.

9. Федеральная служба государственной статистики: Центральная база статистических данных. - http:// www.gks.ru.

10. Гребенчук А.О. Развитие налогообложения в России с учетом его влияния на уровень жизни населения // Российское предпринимательство. — 2008. — № 6 Вып. 2 (113). — с. 83-88. — http://www. creativeconomy.ru/articles/12392/.

Olesya V. Senina

Postgraduate Student of the Academic Department of Economics and Finance, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Orel

Income Taxation of Individuals and Social Welfare System

_Abstract

The article examined the relationship of the object of taxation and income of individuals in the public welfare. Based on personal incomes represented the estimated scale of the personal income tax.

Keywords: income, social welfare, progressive scale, the non-taxable minimum, income potential

^-

российское предпринимательство, № 17(239)/сентябрь 2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.