Научная статья на тему 'Налоги с неземледельческой деятельности российского крестьянства в 1920-е гг. : по материалам Среднего Поволжья'

Налоги с неземледельческой деятельности российского крестьянства в 1920-е гг. : по материалам Среднего Поволжья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ / TAX ON TRADE / КРЕСТЬЯНСТВО / PEASANTRY / НЕЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ЗАРАБОТКИ / NONAGRICULTURAL INCOME / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / NEW ECONOMIC POLICY / СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ / MIDDLE VOLGA REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марискин Олег Иванович

В статье анализируется трансформация налогообложения населения России в годы новой экономической политики. Рассматриваются региональная практика и результативность налогообложения, в том числе сельскохозяйственного налога на территории Среднего Поволжья. Автором отмечено, что в период НЭПа уровень промысловых и неземледельческих занятий крестьян Среднего Поволжья так и не достиг дореволюционного. Учет неземледельческих заработков, являющихся одной из существенных статей крестьянского дохода, впервые приобретает фискальное значение в сельскохозяйственном налоге в 1926/27 г. К числу неземледельческих заработков, облагаемых сельхозналогом, были отнесены ремесленные и кустарные промыслы, производимые в сельских местностях лицами, занимающимися сельским хозяйством. Переход к индустриализации промышленности, насильственная коллективизация сельского хозяйства, разгром идеологических сторонников рыночного развития и другие мероприятия означали свертывание НЭПа, что существенно изменило значение и роль прямых налогов в бюджете государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taxes on nonagricultural activity of the Russian peasantry in the 1920th: on materials of the Middle Volga region

In the article transformation of the taxation of the Russian peasantry in the years of New Economic Policy is analyzed. The author researches regional practice and productivity of the taxation, including agricultural tax in the territory of the Middle Volga region. It is noted by the author that in the period of the New Economic Policy the level of trade and not agricultural occupations of peasants of Middle Volga region didn’t reach the prerevolutionary. The accounting of the not agricultural earnings which are one of essential articles of the country income for the first time gains fiscal value in an agricultural tax in 1926/27. The craft and domestic manufactures made in rural areas by the persons who were engaged in agriculture were carried to number of the not agricultural earnings assessed by an agricultural tax. Transition to industrialization of the industry, forced collectivization of agriculture, the destruction of ideological supporters of market development and other activities meant curtailing of the New Economic Policy that significantly changed value and a role of direct taxes in the budget of the state.

Текст научной работы на тему «Налоги с неземледельческой деятельности российского крестьянства в 1920-е гг. : по материалам Среднего Поволжья»

ЭКОНОМИКА РОССИИ В ХХ ВЕКЕ

УДК 94:336.2(47+57)"192" ББК У26

О. И. Марискин

налоги с неземледельческой деятельности РОССИЙСКОГО крестьянства В 1920-е гг.: по материалам Среднего Поволжья

Ключевые слова: промысловый налог, крестьянство, неземледельческие заработки, новая экономическая политика, Среднее Поволжье.

В статье анализируется трансформация налогообложения населения России в годы новой экономической политики. Рассматриваются региональная практика и результативность налогообложения, в том числе сельскохозяйственного налога на территории Среднего Поволжья.

Автором отмечено, что в период НЭПа уровень промысловых и неземледельческих занятий крестьян Среднего Поволжья так и не достиг дореволюционного. Учет неземледельческих заработков, являющихся одной из существенных статей крестьянского дохода, впервые приобретает фискальное значение в сельскохозяйственном налоге в 1926/27 г. К числу неземледельческих заработков, облагаемых сельхозналогом, были отнесены ремесленные и кустарные промыслы, производимые в сельских местностях лицами, занимающимися сельским хозяйством.

Переход к индустриализации промышленности, насильственная коллективизация сельского хозяйства, разгром идеологических сторонников рыночного развития и другие мероприятия означали свертывание НЭПа, что существенно изменило значение и роль прямых налогов в бюджете государства.

O. I. Mariskin

TAXES ON NONAGRICULTURAL ACTIVITY OF The RUSSIAN Peasantry IN The 1920th: on materials of the Middle Volga region

Keywords: tax on trade, peasantry, nonagricultural income, new economic policy, the Middle Volga region.

In the article transformation of the taxation of the Russian peasantry in the years of New Economic Policy is analyzed. The author researches regional practice and productivity of the taxation, including agricultural tax in the territory of the Middle Volga region.

It is noted by the author that in the period of the New Economic Policy the level of trade and not agricultural occupations of peasants of Middle Volga region didn't reach the prerevolutionary. The accounting of the not agricultural earnings which are one of essential articles of the country income for the first time gains fiscal value in an agricultural tax in 1926/27. The craft and domestic manufactures made in rural areas by the persons who were engaged in agriculture were carried to number of the not agricultural earnings assessed by an agricultural tax.

Transition to industrialization of the industry, forced collectivization of agriculture, the destruction of ideological supporters of market development and other activities meant curtailing of the New Economic Policy that significantly changed value and a role of direct taxes in the budget of the state.

Центром прямого обложения в дореволюционной России, охватывающим неземледельческую деятельность крестьянства, был, несомненно, промысловый налог: его доля в прямых платежах в государственный бюджет в 1913 г. составила 31 % (150,1 млн руб) [20, с. 154].

В период «военного коммунизма» политика всеобщих национализаций и конфискаций, запрещение частной торговли, переход к планомерному снабжению населения через единый заготовительный и распределительный государственный аппарат (Компрод), стремительное обесцени-

вание денег создали условия для ликвидации как прямых, так и косвенных налогов. Эффективность промыслового обложения в сложившейся ситуации резко снижалась, поскольку национализированные предприятия промысловым налогом не облагались. В августе 1919 г. от обложения промысловым налогом была освобождена и кооперация. Постановление ВЦИКа от 3 февраля

1921 г. приостановило взимание всех денежных налогов и зафиксировало высшую точку в натурализации всей экономической системы страны в период «военного коммунизма».

Главным звеном перехода к новой экономической политике (НЭП) стала реорганизация налоговой системы. 26 июля 1921 г. был введен в явно грубой форме, соответствующей структуре торговопромышлен-ной деятельности, промысловый налог [26, ст. 354], который являлся первым денежным прямым налогом с населения, введенным после перехода к НЭПу. Промысловым налогом облагались все ненационализирован-ные торговые и промышленные предприятия, а также личные промысловые занятия. Налог состоял из двух сборов - патентного и уравнительного. Центр его тяжести находился в патентном обложении. Главное внимание было обращено на рыночную и базарную торговлю. Вся стационарная торговля облагалась по одному разряду. Уравнительный сбор, взимаемый в процентах от оборота, был установлен лишь в некоторых наиболее крупных городах.

Промысловый налог на первых порах развивался очень медленно. Это объяснялось как краткостью нового экономического курса, нерешительностью населения приступить к торговопромышленной деятельности, неналаженностью налогового аппарата, так и тем, что в государственной собственности находились наиболее мощные и жизнеспособные промышленные предприятия, не охваченные на тот момент промысловым обложением. В феврале

1922 г. промысловый налог был распространен на государственные и кооперативные предприятия и организации.

За весь 1921 год по патентному и уравнительному промысловому налогу было собрано 10,7 млн руб. (29,9 % всех денежных государственных налогов и местных сборов) [11, с. 136], что дало возможность оживить поступление денежных налогов в государственный бюджет, значительно сократившиеся в период «военного коммунизма» из-за чрезмерной эмиссии и расстройства государственных финансов: 1918 г. - 75,9 %, 1919 г.- 5,7, 1920 г. -0,1, 1921 - 6,9, 1922 г. - 21,2 % [16, с. 51-54].

Промысловое обложение охватило также мельничные, крупорушительные и маслобойные предприятия, находящиеся в Среднем Поволжье в основном в пользовании крестьян. За основу промыслового налога были приняты: предполагаемый сбор зерна по каждому уезду в зависимости от действительных хозяйственных условий и урожайности, численность населения, наиболее вероятное потребление и в связи с этим переработка зерна, количество и производительность местных предприятий, а также условия их работы [2, л. 5, 8, 11].

В Пензенской губернии в 1921 г. насчитывалось 2 820 облагаемых мельниц, из них 516 водяных, 416 механических, 1 885 ветряных, 3 конные. Средняя годовая производительность первых равнялась 16 млн пуд., вторых - 30 млн, третьих - 20 млн, четвертых - 25 тыс. пуд. Маслобоек имелось 968 (производительность - 2,5 млн пуд.), крупорушек - 1 495 (производительность -18,7 млн пуд.) [2, л. 49 об]. На мукомольные и крупяные предприятия губернии в 1921/22 г. было наложено промсбора 601,9 тыс. пуд., на маслобойки - 48,2 тыс. пуд., всего выполнено 74,9 % задания [2, л. 49, 73, 83]. По Симбирской губернии в 1921 г. имелось 2 117 мельниц (633 водяные, 1 304 ветряные, 40 паровых, 140 нефтяных), норма обложения промысловым налогом составила от 23 до 150 пуд. на 1 предприятие [7, л. 39; 8, л. 11]. Однако многие промышленные заведения из-за обременительности налога не работали. Так, 18 мельниц Карсунского уезда были закрыты к 1 ноября 1921 г. за неуплату промыслового

налога, 21 мельница закрыта в Сенгилеев-ском уезде [8, л. 31, 64]. В Сызранском уезде имелось 480 мельниц, 24 крупорушки, 60 маслобоек, из них обложено промысловым сбором только 345 предприятий в объеме 110,6 тыс. пуд.; выполнение налога составило 111,5 тыс. пуд. [6, л. 98]. Сбор промыслового налога проходил и в наиболее пострадавших от голода Самарской губернии и Татарии. В первой было собрано в 1921/22 г. 7 717 пуд. хлебных продуктов [3, л. 122; 5, 227 об.], во второй - 8 383 пуд. [1, с. 13]. В 1922 г. по Самарской губернии было взыскано промыслового сбора с мельниц 413,9 тыс. пуд. ржаных единиц (125 %) [4, л. 24-25; 5, л. 229].

Декретом СНК от 22 августа 1921 г. «О местных денежных средствах» [14, с. 653] губернским съездам Советов, а в исключительных случаях - пленумам губисполко-мов предоставлялось право устанавливать процентные надбавки к окладам промыслового и других прямых государственных налогов, взимаемые нераздельно с этими налогами и поступающие в распоряжение губисполкомов.

18 января 1923 г. было введено новое «Положение о государственном промысловом налоге» [27, ст. 89]. Промысловый налог традиционно делился на две части: во-первых, каждое отдельное торговое или промышленное предприятие (заведение) и складское помещение на каждый подряд, поставку или откуп, а равно на каждое промысловое занятие выбирало патент различной ценности, в зависимости от силы и мощности предприятия; а во-вторых, с торгового и промышленного оборота взимался так называемый уравнительный сбор. К тому и другому устанавливались надбавки в пользу местных средств в размере 100 % [15, с. 16]. Данный закон, с небольшими изменениями, действовал на протяжении всего периода НЭПа.

Фискальное значение промыслового налога возрастало. С 1923 по 1926 г. налоговые сборы по нему увеличились в 3,1 раза. В 1923/24 бюджетном году поступление промыслового налога составило

113,1 тыс. руб. (27,6 % прямых налогов, или 4,9 % всех государственных доходов), в 1924/25 г. - 157,3 тыс. (соответственно 26,4 и 5,3 %), в 1925/26 г. - 229,2 тыс. (35,7 и 5,8 %), в 1926/27 г. - 348,9 тыс. руб. (38,2 и 6,7 %) [22, с. 60-61; 24, с. 30-31].

Во второй половине 1920-х гг. промысловые занятия и неземледельческие заработки крестьян попали под налогообложение единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН).

Крестьянское хозяйство никогда не было хозяйством чисто земледельческим. Помимо внутридеревенских широкое развитие получили внедеревенские, так называемые отхожие, промыслы крестьян, социально-экономическое содержание которых, по определению В. П. Данилова, состояло не только в прогрессирующем общественном разделении труда сельского населения, но и в прямом вовлечении последнего в состав населения индустриального [10, с. 55].

В отношении динамики отхожих промыслов во второй половине XIX - первой трети XX в. можно выделить 5 периодов.

1. 1861-1900 гг. - значительный рост (более чем в 5 раз) отхожих промыслов.

2. 1900-1913 гг. - стабилизация размеров отхода и изменение его характера в отношении увеличения доли неземледельческих промыслов.

3. 1914-1917 гг. - сокращение отхода в связи с отвлечением рабочей силы, связанного с Первой мировой войной.

4. 1918-1921 гг. - минимизация отхожих промыслов и наряду с этим процесс обратного движения рабочей силы из города в деревню.

5. С 1922 г. - нарастание отхожих промыслов.

В период НЭПа уровень промысловых и неземледельческих занятий крестьян так и не достиг дореволюционного. По переписи 1910-1911 гг., в Симбирской губернии были зарегистрированы 30 651 ремесленник и кустарь, в 1925 г. - только 19 431 человек [9, с. 264]. По переписи 1926 г., в Самарской губернии в кустарной промышленности были заняты 16 820 человек [23, с. 199].

К середине 1920-х гг. в Симбирской (Ульяновской) губернии значительное распространение получили следующие кустарные промыслы: рогожный, ободно-колесный, столярно-токарный, сапожный и сапожно-валяльный. Рогожный промысел особенно был распространен в Кор-жевской и Инзенской волостях Карсун-ского уезда. Ободно-колесный преобладал в Астрадамовской волости Ульяновского уезда и Базарно-Сызганской Карсунского уезда. Столярно-токарный промысел получил развитие в Карсунском, Астрадамовской волости Ульяновского уезда и в Промзинской Ардатовского уезда. В последней выделялось с. Кабаево по изготовлению мебели. В Жадовской волости и частью в Старо-Зиновьевской, Карсунско-го уезда важное место занимало производство оконных рам. Токарный промысел развивался в Большеберезниковской и отчасти в Инзенской волостях Карсунского уезда (выделка ложек, чашек, прялок и др.) [12, с. IX].

Учет неземледельческих заработков, являющихся одной из существенных статей крестьянского дохода, впервые приобретает фискальное значение в сельскохозяйственном налоге в 1926/27 г. Закон о ЕСХН на 1926/27 г. вводил обложение по «совокупности доходов», полученных от полеводства, луговодства, разведения крупного рогатого и рабочего скота, от специальных отраслей сельского хозяйства, имеющих промысловый характер (садоводство, огородничество и т. п.), от мелкого скота и неземледельческих заработков [25].

Поправки ЦИКа и СНК от 29 июня и 3 августа 1926 г. [21, с. ХХ] в значительной мере ограничили возможность привлечения к обложению неземледельческих заработков, от чего сумма налога, приходившаяся на неземледельческие заработки, серьезно понизилась. К числу неземледельческих заработков, облагаемых сельхозналогом, были отнесены ремесленные и кустарные промыслы, производимые в сельских местностях, хотя бы и с содержанием особых заведений, но без

механических двигателей и без наемных рабочих или при числе таковых не более 3, при условии если эти промыслы производятся лицами, занимающимися сельским хозяйством. Налоговые комиссии в большинстве случаев самостоятельно определяли механизм получения данных о промысловых и кустарных заработках. Например, в Арском кантоне ТАССР при определении валового заработка кустарей и промысловиков основным материалом служила информация представителей селения [17, л. 4]. В этом случае были возможны переучет и недоучет доходов. Распоряжением Наркомфина налогоплательщику давалось право представлять в волостную налоговую комиссию документы, устанавливающие действительный размер сумм полученных семьей заработков [18, л. 205; 19, л. 134].

По данным налоговых сводок, под ЕСХН в 1926/27 г. по Средне-Волжскому району попадало 10,9 млн руб. дохода от неземледельческих заработков, что составляло 2,9 % всех обложенных доходов крестьянского хозяйства [21, с. 26-27]. По расчетам Л. Е. Минца, промысловые и неземледельческие заработки в 1926 г. по Средне-Волжскому району достигали в среднем на 1 хозяйство 78,42 руб. [13, с. 339], или 36,6 % всего дохода.

В структуре налогообложения сельского населения СССР в 1924/25 г. ЕСХН составлял 44,3 %, в 1925/26 г. - 28,06, в 1926/27 г. -28,37 %, промысловый налог в эти же годы - соответственно 14,40, 15,94, 15,24 % [28, с. 114-117]. Основное изъятие происходило за счет косвенных налогов.

Налоговая реформа 1930-1932 гг. устранила сложившуюся в период НЭПа систему бюджетных взаимоотношений, имевшую множество каналов изъятия государственных доходов. Так, 1 октября 1930 г. было введено в действие положение «О налоге с оборота предприятий обобществленного сектора; об отчислении в доход государства прибылей государственных предприятий; о подоходном налоге с предприятий обобществленного сектора; о единой государ-

ственной пошлине; о промысловом налоге с частных предприятий и промыслов; о подоходном налоге с частных лиц». В налоге с оборота были объединены 53 ранее существовавших платежа, в том числе промысловый налог, акцизы, лесной доход, доход от недр и т. д.

Промысловый налог, который после реформы 1930-1932 гг. уплачивался исключительно частным сектором, вскоре начал быстро утрачивать значение вследствие падения удельного веса в бюджете налоговых поступлений по платежам частных хозяйств и населения.

Библиографический список

1. Вторые полгода работы Наркомпрода ТАССР в условиях голода (за время с 1 января по 1 июля 1922 года). - Казань, 1922.

2. ГАПО. - Ф. Р-9. - Оп. 1. - Д. 541.

3. ГАСО. - Ф. Р-7. - Оп. 1. - Д. 1463.

4. ГАСО. - Ф. Р-7. - Оп. 1. - Д. 1793.

5. ГАСО. - Ф. Р-142. - Оп. 1. - Д. 120а.

6. ГАУО. - Ф. Р-127. - Оп. 6. - Д. 86.

7. ГАУО. - Ф. Р-127. - Оп. 6. - Д. 122.

8. ГАУО. - Ф. Р-127. - Оп. 6. - Д. 231.

9. Головничер Я. М. Симбирская губерния накануне перехода на мирную работу по восстановлению народного хозяйства (1920 - март 1921 г) / Я. М. Головничер // Краеведческие записки Ульяновского областного краеведческого музея. - Ульяновск, 1953. - Вып. I. -С. 263-287.

10. Данилов В. П. Крестьянский отход на промыслы в 1920-х годах / В. П. Данилов // Ист. зап. -1974. - Т. 94. - С. 55-122.

11. Меньков Ф. Налоги и налоговая политика Советской власти / Ф. Меньков // На новых путях: Итоги НЭПа, 1921-1922. - М., 1923. - С. 125-154.

12. Местный бюджет и хозяйство Ульяновской губернии. 1925-26 год. - Ульяновск : Губфинот-дел, 1926.

13. Минц Л. Е. Аграрное перенаселение и рынок труда в СССР / Л. Е. Минц. - М. ; Л. : Госиздат, 1929.

14. Налоги : сб. декретов, инструкций и циркуляров за 1921-1922 гг. - Пг. ; М., 1922.

15. Налоги и налоговая политика Советской власти. - М., 1927.

16. Народный комиссариат финансов (1917-1922). - М., 1922.

17. НАРТ. - Ф. Р-3452. - Оп. 1. - Д. 2002.

18. РГАЭ. - Ф. 7733. - Оп. 3. - Д. 975.

19. РГАЭ. - Ф. 7733. - Оп. 4. - Д. 901.

20. Россия. 1913 год. - СПб., 1995.

21. Сельское хозяйство Союза ССР в 1926-27 году по данным налоговых сводок по единому сельхозналогу. - М., 1929.

22. Статистический ежегодник за 1924-25 год. - М., 1927.

23. Статистический ежегодник за 1925 год. Самарская губерния. - Самара, 1926. - Вып. 1.

24. Статистический ежегодник за 1926-27 год. - М., 1929.

25. СЗ СССР. - 1926. - № 30.

26. СУ РСФСР. - 1921. - № 56.

27. СУ РСФСР. - 1923. - № 5.

28. Тяжесть обложения в СССР: Социальный состав, доходы и налоговые платежи населения СССР в 1924, 1925, 1926 и 1927 гг. - М., 1929.

References

1. Vtorye polgoda raboty Narkomproda TASSR v uslovijah goloda (za vremja s 1 janvarja po 1 ijulja 1922 goda). - Kazan', 1922.

2. GAPO. - F. R-9. - Op. 1. - D. 541.

3. GASO. - F. R-7. - Op. 1. - D. 1463.

4. GASO. - F. R-7. - Op. 1. - D. 1793.

5. GASO. - F. R-142. - Op. 1. - D. 120a.

6. GAUO. - F. R-127. - Op. 6. - D. 86.

7. GAUO. - F. R-127. - Op. 6. - D. 122.

8. GAUO. - F. R-127. - Op. 6. - D. 231.

9. Golovnicher Ja. M. Simbirskaja gubernija nakanune perehoda na mimuju rabotu po vosstanovleniju narodnogo hozjajstva (1920 - mart 1921 g.) / Ja. M. Golovnicher // Kraevedcheskie zapiski Ul'janovskogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeja. - Ul'janovsk, 1953. - Vyp. I. - S. 263 - 287.

10. Danilov V. P. Krest'janskij othod na promysly v 1920-h godah / V P. Danilov // 1st. zap. - 1974. -T. 94. - S. 55-122.

11. Men'kov F. Nalogi i nalogovaja politika Sovetskoj vlasti / F. Men'kov // Na novyh putjah: Itogi NJePa, 19211922. - M., 1923. - S. 125-154.

12. Mestnyj bjudzhet i hozjajstvo Ul'janovskoj gubernii. 1925-26 god. - Ul'janovsk : Gubfinotdel, 1926.

13. Mine L. E. Agrarnoe perenaselenie i rynok truda v SSSR / L. E. Mine. - M.; L.: Gosizdat, 1929.

14. Nalogi : sb. dekretov, instrukcij i cirkuljarov za 1921-1922 gg. - Pg. ; M., 1922.

15. Nalogi i nalogovaja politika Sovetskoj vlasti. - M., 1927.

16. Narodnyj komissariat finansov (1917-1922). - M., 1922.

17. NART. - F. R-3452. - Op. 1. - D. 2002.

18. RGAJe. - F. 7733. - Op. 3. - D. 975.

19. RGAJe. - F. 7733. - Op. 4. - D. 901.

20. Rossija. 1913 god. - SPb., 1995.

21. Sel'skoe hozjajstvo Sojuza SSR v 1926-27 godu po dannym nalogovyh svodok po edinomu sel'hoznalogu. - M., 1929.

22. Statisticheskij ezhegodnik za 1924-25 god. - M., 1927.

23. Statisticheskij ezhegodnik za 1925 god. Samarskaja gubernija. - Samara, 1926. - Vyp. 1.

24. Statisticheskij ezhegodnik za 1926-27 god. - M., 1929.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. SZ SSSR. - 1926. - № 30.

26. SU RSFSR. - 1921. - № 56.

27. SU RSFSR. - 1923. - № 5.

28. Tjazhest' oblozhenija v SSSR: Social'nyj sostav, dohody i nalogovye platezhi naselenija SSSR v 1924, 1925, 1926 i 1927 gg. - M., 1929.

Поступила в редакцию 20 ноября 2015 г.

Сведения об авторе

Марискин Олег Иванович - доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры экономической истории и информационных технологий Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов - проблемы экономической истории России, Среднего Поволжья и финно-угорских народов в XIX - первой трети ХХ в. Автор более 100 научных и учебно-методических работ.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.