Научная статья на тему 'Тяжесть налогообложения крестьянских хозяйств Среднего Поволжья во второй половине xix - первой трети XX века'

Тяжесть налогообложения крестьянских хозяйств Среднего Поволжья во второй половине xix - первой трети XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
171
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЧИСТЫЙ ДОХОД / НАЛОГОВАЯ ДОЛЯ / КРЕСТЬЯНСКИЕ БЮДЖЕТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / DIRECT AND INDIRECT TAXES / TAX POLICY / PEASANT ECONOMY / NET PROFIT / TAX SHARE / PEASANT BUDGETS / THE STATE BUDGET

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марискин Олег Иванович

В статье исследуется тяжесть налогообложения по отношению к чистому доходу крестьянских хозяйств, влияние налогов на эволюцию сельского хозяйства в России. Анализируются бюджеты крестьянских хозяйств.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Марискин Олег Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article weight of the taxation in relation to a net profit of peasant economy is investigated, influence of taxes on agriculture evolution in Russia. Budgets of peasant economy are analyzed.

Текст научной работы на тему «Тяжесть налогообложения крестьянских хозяйств Среднего Поволжья во второй половине xix - первой трети XX века»

УДК 94:336.221:63-051 (470.401.43)

ББК Т3(2)

О. И. Марискин

ТЯЖЕСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ ХОЗЯЙСТВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX -ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА

Ключевые слова: прямые и косвенные налоги, налоговая политика, крестьянское хозяйство, чистый доход, налоговая доля, крестьянские бюджеты, государственный бюджет.

В статье исследуется тяжесть налогообложения по отношению к чистому доходу крестьянских хозяйств, влияние налогов на эволюцию сельского хозяйства в России. Анализируются бюджеты крестьянских хозяйств.

O. I. Mariskin

WEIGHT OF THE TAXATION OF PEASANT ECONOMY OF THE AVERAGE VOLGA REGION IN SECOND HALF XIX - FIRST THIRDS OF XX CENTURY

Key words: direct and indirect taxes, tax policy, peasant economy, net profit, tax share, peasant budgets, the state budget.

In article weight of the taxation in relation to a net profit of peasant economy is investigated, influence of taxes on agriculture evolution in Russia. Budgets of peasant economy are analyzed.

Определение тяжести налогообложения крестьянских хозяйств в России является одной из актуальных проблем истории налогов. Шарль Луи Монтескье в своем сочинении «О духе законов» (1748 г.) справедливо отмечал: «Ни один государственный вопрос не требует такого мудрого и благоразумного рассмотрения, как вопрос о том, какую часть следует брать у подданных и какую часть оставлять им» [35, с. 15]. В историко-экономической литературе тяжесть обложения определяется как процент отношения общей суммы налогов и налогообразных платежей к доходу.

В пореформенный период общая сумма собираемых с крестьян налогов не соответствовала доходности их наделов и крестьянского полевого хозяйства в целом. Это положение признавали и правительственные органы, и экономисты, и местные земские деятели [3; 38; 67]. Одними из первых на это обстоятельство обратили внимание в начале 70-х гг. XIX в. правительственная комиссия по исследо-

ванию положения сельского хозяйства и экономист Ю. Э. Янсон. По расчетам последнего, например, для бывших удельных крестьян Симбирской губернии соотношение платежей к доходности сельского хозяйства составляло 50—60 %, бывших помещичьих на выкупе — от 80 до 219, бывших помещичьих на оброке — от 93 до 240 % [70, с. 82]. В материалах правительственной комиссии отмечалось, «что в некоторых местностях, даже в черноземной полосе, сумма всех платежей превышает доходность в 5 раз» [19, с. 35—36]. Данное обстоятельство привело уже в 70-х гг. XIX в. к росту недоимок.

По Симбирской губернии окладные казенные недоимки к 1 января 1875 г. составили 90 375 руб. 97 3/4 коп. [13, л. 2]. Несколько лучше поступали уездные и губернские земские сборы: по Симбирской губернии в 1873 г. они составили 208 237,06 руб. (95 % от оклада), 1874 г.— 264 670,45 (95,6), в 1875 г. — 265 114,56 руб. (95,2 %) [14, л. 44; 15, л. 6—7]. Недоимок за крестьянами Казанской губернии

к 1875 г. насчитывалось 451 800 руб., к 1882 г., за 7 лет, недоимки возросли до 2 801 123 руб., т. е. увеличились более чем в 6 раз [69, с. 48—49].

Сумма платежей была обратно пропорциональна размеру крестьянского надела: чем больше надел, тем меньше приходилось платежей на 1 дес., и наоборот, чем надел меньше, тем больше сумма платежей с 1 дес. По данным подворной переписи 1882—1883 гг., в Самарской губернии крестьянин, владеющий наделом от 1 до

2 дес. на ревизскую душу, уплачивал в год всех платежей около 5 руб. с 1 дес., тогда как крестьянин с наделом в 8 и 10 дес. — не более 1 руб. 50 коп. с 1 дес.: выкупные платежи и оброчная подать составляли 30,8 % от общей суммы всех платежей, государственные платежи — 21,6, земские губернские и уездные сборы — 14,3, волостные — 6,9 и, наконец, общественные сельские сборы— Рис. 1. 26,4 % [51, с. 12—19].

Неурожайные 1879—1880 гг. значительно ухудшили хозяйственное положение прежде всего крестьян Самарской губернии и вместе с тем значительно увеличили недоимки. Так, если в 1880 г. недоимки по Самарскому уезду составляли 180 995 руб., то 1 января 1883 г. — 1 003 461 руб. 90 коп. Общая сумма недоимок превышала всю сумму годового оклада на 187 316 руб. 30 коп. Из общей суммы недоимок казенные составляли 72,1 %, земские — 11,1, продовольственные — 16,8 % [51, с. 87]. В целом недоимки государственного поземельного налога по Самарской губернии составили в 1882 г. 324,5 % к окладу (рис. 1).

По бюджетным исследованиям Е. Н. Анучина, средний доход чувашей и мордвы Самарской губернии немногим отличался от дохода русских, так как условия их хозяйства были почти одинаковыми: доход зависел прежде всего от успеха урожая и скотоводства [1]. На 1 дес. посева приходилось налогов и арендной платы: у бывших государственных крес-

тьян — 2,9 руб., удельных — 4,11, бывших помещичьих на выкупе — 5,10, на четвертном наделе — 5,20 руб. Каждая десятина посева оплачивалась бывшими удельными крестьянами Самарской губернии на 42 % более, а бывшими помещичьими на 78 % более, чем бывшими государственными крестьянами [1]. В Казанской губернии — соответственно на 17 и 64 % [20, с. 111, 125].

Поступление государственного поземельного налога с надельных земель губерний Среднего Поволжья в 1882 г. [63, с. 35—36]

У трех сословий крестьян налог для бедных был одинаково тяжел и составлял почти четвертую часть валового дохода, не покрывающего насущных потребностей и состоящего преимущественно в сторонних заработках. Между тем и для богатой семьи налог, составляющий, по расчетам Анучина, в среднем 40—50 руб. (от 13 до 20 %), не мог называться малым при чистом доходе в 200—300 руб. [1]. Данные бюджетных исследований крестьянских хозяйств 13 губерний Европейской России (1870—1880 гг.) показывают, что налоговые платежи изымали в среднем от 5,5 до 27,1 % валового и от 11 до 76 % чистого дохода [34, с. 208].

Даже Министерство финансов в обзоре, посвященном 25-летию царствования Александра II (1855—1880), вынуждено было отметить: «Вся тяжесть прямых налогов по-прежнему лежит на крестьянах, задерживая правильное развитие их благосостояния, и только коренное преобразование настоящей податной системы мо-

№ 9 ■ 63

2010/2 Щ

жет, в достаточной мере, облегчить сельское податное население и тем самым улучшить быт его» [9, л. 14 об].

В конце XIX в. из всех групп плательщиков прямых налогов основной по-прежнему оставалось крестьянство, «несущее» на себе 121,3 млн руб. (86 %), или свыше 6/7 от общего окладного обложения в 141 1/4 млн руб.; и только около 1/7 распределялось (почти поровну) между 2 категориями — частными землевладельцами (6,9 %) и городскими жителями (7,1%) [59, с. 11].

По данным подворных переписей Самарской губернии 1880-х гг., выкупные платежи составляли 38,4 %, государственные платежи — 13,6, земские сборы — 15,1, волостные и мирские сборы — 33 % налоговых тягот крестьянских хозяйств [52—57]. Общая тяжесть всех прямых налоговых платежей по Самарской губернии составила 19 % к чистому доходу крестьянского хозяйства [4, с. 98 — 109]. В Казанской губернии налоговые платежи крестьян в конце XIX в. изымали от 3 до 5 % валового дохода, в богатом хозяйстве — 14 % чистого дохода, в среднем — 28, в бедном — 52 % [62, с. 14— 17; 68, с. 25 — 30; 21, с. 8 — 9; 25, с. 17— 20; 23, с. 16 — 23, 38 — 42; 24, с. 27—41]. Уплачивая каждый раз налоги частью оборотного капитала, население с каждым разом становилось экономически слабее и менее способным добывать недостающий капитал, что вело к нарастанию недоимок, несмотря на уменьшение прямых налогов в конце XIX в.

В начале XX в. общая тяжесть налогов и платежей крестьянства несколько ослабла. По вычислениям А. М. Анфимова, соотношение всей суммы налогов и платежей к доходу сельского хозяйства составляло в 1901 г. 28,74 %, а в

1904 г. — 24,80 % [2, с. 111].

В 1906 г. податная тяжесть прямого обложения была перенесена с крестьянского населения на другие источники дохода. Так, если основными статьями бюджета государства, согласно сметам департамента окладных сборов, с 1864 по 1886 г. являлись подушная и оброчная подати (от 63,7 до 81,0 % прямых налогов), а 1887—1906 гг. — выкупные пла-

тежи (до 55,1 %) [18, приложение 11], то в 1907—1913 гг. основными прямыми налогами стали государственный квартирный и государственный промысловый. В 1913 г. доля последнего налога в прямых платежах составила 31 % (150,1 млн руб.) [50, с. 154].

Уникальное исследование по исчислению тяжести налогового бремени крестьянства в до- и послереволюционный период на основе бюджетов крестьянских хозяйств выполнено в 1924 г. экономи-стом-математиком и статистиком А. Л. Вайнштейном [5]. Данное исследование вышло далеко за рамки вопроса, связанного с налогообложением. Автор также проанализировал доходы, структуру расходов и потребления российского крестьянства. Результаты этого уникального исследования были учтены при выработке дальнейшей экономической политики в области сельского хозяйства. По расчетам А. Л. Вайнштейна, налоги и сборы (включая платежи за землю и страховые сборы) с крестьян 50 губерний Европейской России, после отмены в 1907 г. выкупных платежей не превышали в среднем 12,86 % дохода [6, с. 84].

Обработка бюджетных исследований крестьянских хозяйств Симбирской губернии показывает, что доля прямого и косвенного обложения крестьянства Поволжья соответствовала общероссийскому уровню, налогами изымалось 11,7 % дохода [26]. Данные табл. 1 выявляют, что раскладка налогов в крестьянском хозяйстве имела поземельный характер — с увеличением землеобеспеченности хозяйства увеличивались и платежи: с

12,50 руб. в первой группе хозяйств до 68,45 руб. в последней. Отмечается равномерность в распределении налоговых тягот по различным группам, т. е. отсутствовала прогрессия в обложении. В целом доля изъятия прямыми налогами составляла 5,5 % от дохода и была чуть выше в малоземельных (в среднем на 1 %), чем в крупноземельных хозяйствах.

Бюджетные исследования являются репрезентативным и практически единственным источником для выявления косвенного обложения, которое складывалось из акцизов на предметы потребле-

Таблица 1

Изъятие прямыми налогами дохода крестьянских хозяйств Симбирской губернии по бюджетам 1913 г. [26]

Группы хозяйств по посеву (дес.) Число обследованных хозяйств Всего налогов (руб.) Всего денежный доход за год (руб.) Налогов на 1 хозяйство (руб.) Доля изъятия прямыми налогами дохода (%)

До 4,020 249,90 5 480,50 12,50 4,56

4,1—6,0 25 412,02 6 168,60 16,48 6,68

6,1—8,0 30 661,04 9 781,16 22,03 6,76

8,1—10,0 14 336,32 5 175,64 24,02 6,50

10,1—15,0 28 671,11 13 849,00 23,97 4,85

15,1—20,0 25 956,88 18 227,20 38,28 5,25

20,1—30,0 7 367,37 6 976,05 52,48 5,27

30,1 и более 4 273,8 5 768,96 68,45 4,75

В среднем на хозяйство — 25,68 466,84 25,68 5,50

ния, таможенного обложения чая и кофе, монопольного обложения водки. Из подакцизных продуктов в крестьянских бюджетах зафиксированы сахар, керосин, спички, табак и курительные принадлежности, в небольшом количестве вино и пиво. По бюджетным исследованиям, в среднем 6,2 % дохода крестьянского хозяйства изымалось косвенным обложением, что было несколько больше тяжести всех прямых платежей.

По оценкам А. Л. Вайнштейна, в России в дореволюционный (довоенный) период был максимально возможный уровень обложения, составивший для всего населения 13,5 % от душевого национального дохода страны. Аналогичная доля в Германии была равна лишь 9,4 %, в Италии — 10,3, в Великобритании и Ирландии — 10,5, в Австрии — 10,8 и во Франции — 11,7 % [6, с. 168].

В 1918/19 г. было проведено первое после революции бюджетное обследование, в ЦСУ поступило 583 описания бюджетов крестьянских хозяйств, материалы которых оказались недостаточно полноценными [29, с. 17]. В фондах ЦСУ сохранились данные бюджетных обследований 111 хозяйств Симбирской губернии за 1918/19 г. Их анализ показывает: доля изъятия продразверстки к условно-чистому доходу в среднем на крестьянское хозяйство составляла 15,2 %, что почти со-

впадает с вычислениями А. Л. Вайнштейна по Казанской губернии: на 1 хозяйство — 28,7 руб. (в довоенных ценах), или 12,8 % к условно-чистому доходу [6, с. 92]. Под условно-чистым доходом несколько неточно А. Л. Вайнштейн подразумевал валовой доход за вычетом только семян и корма для скота, что в целом занижает объем изъятия.

Данные табл. 2 обнаруживают бессистемность изъятия продуктов продразверсткой 1918/19 г. в крестьянских хозяйствах разной мощности. С одной стороны, это изъятие никак не соотносилось с доходностью, нет ни четкой прогрессии, ни регрессии обложения. Хотя наиболее бедные хозяйства (I группа) не подлежали обложению, но в III и V группе тяжесть разверстки была в три раза меньше чем во II, а в IV почти в два раза меньше и т. п. Это говорит о том, что разверстка никак не соотносилась с мощностью крестьянского хозяйства, с установленными нормами потребления, а определялась произвольно.

Л. Н. Литошенко, исследуя товарность крестьянского хозяйства, обнаружил, что в 1918/19 г. в Казанской губернии было отчуждено 23,4 % валовой продукции зерновых хлебов, в Самарской губернии — 29,3 % [32, с. 54].

По вычислениям А. Л. Вайнштейна, доля изъятий продразверсткой у кресть-

Таблица 2

Продразверстка на 1918/19 г. в крестьянских хозяйствах Симбирской губернии [41, л. 1 — 138; 42, л. 1 — 52]

Группа хозяйств по пашне (дес.) Валовой доход на 1 хозяйство (пуд.) Условночистый доход на 1 хозяйство (пуд.) Разверстка на 1 хозяйство (пуд.) Доля изъятия к условночистому доходу на 1 хозяйство (в %)

I. До 2,00 60,60 17,00 0 0

II. От 2,01 до 4,00 87,50 33,87 7,60 22,45

III. 4,01—6,00 127,15 48,41 3,86 7,97

IV. 6,01—8,00 220,92 146,87 17,26 11,75

V. 8,01—10,00 180,58 92,19 6,80 7,38

VI. 10,01—12,00 275,43 159,86 59,29 37,09

VII. Свыше 12,00 330,25 152,44 35,75 23,45

янства средневолжских губерний в 1920/ 21 г. составила 11,3 % к условно-чистой доходности [6, с. 104]. При этом А. Л. Вайнштейн отмечает, что средние цифры обложения, исчисленные на основании учетно-статистических материалов центра, не дают действительной картины обложения. Они должны быть увеличены не менее чем в 2—3 раза для получения фактической тяжести изъятий из крестьянского хозяйства в 1920/21 г. Это признавалось официальной статистикой. Руководитель ЦСУ П. И. Попов неоднократно указывал в печати на то, что «разверстка вела не только к резкому сокращению посевной площади, но она за-мутнила источники статистического познания элементов сельскохозяйственного производства» [36, с. 1]. О том, что доля изъятия была больше, говорят и данные о заготовках по отношению к валовым

сборам, составившим по Пензенской губернии 16,7 %, по Симбирской — 33,8, по Поволжью — 22,8 % [58, с. 418, 430].

Говоря об общем объеме налоговых тягот крестьянства (прямых налогов, контрибуций, продразверстки), А. Л. Вайнштейн отмечает его значительное увеличение в годы «военного коммунизма»: в 1918/19 г. изъятия составляли в среднем 9,7 %, а в 1920/21 г. — свыше 25 % [6, с. 157]. По разным группам крестьянских хозяйств абсолютные и относительные цифры изъятия колебались без определенной закономерности (табл. 3). Высшие группы бюджетных хозяйств платили в среднем иногда больше, иногда столько же, сколько и низшие группы.

В результате исследования А. Л. Вайнштейн пришел к выводу: крестьянство в 1920/21 г. при самых минимальных расчетах несло бремя значительно больше

Таблица 3

Тяжесть налогообложения крестьянских хозяйств производящих губерний в 1920/21 г.

(по бюджетному обследованию ЦСУ 1921 г.) [6, с. 109

Группы хозяйств по посеву (дес.) Валовой доход на 1 хозяйство Продразверстка, конфискация и налоги Доля изъятий к условно-чистому доходу (%)

в довоенных руб.

I. До 2,00 312,1 76,47 34,8

II. От 2,01—4,00. 339,7 30,05 13,8

III. От 4,01—6,00 418,8 55,62 20,5

IV. От 6,01—8,00. 505,7 61,67 18,0

V. От 8,01 и выше 712,6 142,71 34,5

(не менее чем в 2 раза), чем все без исключения налоги, арендная плата и платежи за землю до революции, и притом несло это бремя в виде прямого и непосредственного изъятия [6, с. 107—109]. В 1926 г. известный российский экономист С. Н. Прокопович, находясь в эмиграции в Праге, также пришел к выводу о резком нарастании налогообложения крестьянства в советское время. По его мнению, в 1913 г. лишь 11,9 % дохода крестьян уходило на налоги, в 1918/19 г. — 21,3, а в 1920/21 г. — 50,5 % [39, с. 45].

В исторической и экономической литературе достаточно часто звучит тезис об уменьшении абсолютной тяжести продналога по сравнению с продразверсткой и отмечается, что налог предварительно исчислялся с каждого хозяйства в зависимости от количества пашни на 1 едока, обеспеченности скотом и урожайности [22, с. 38]. В действительности при проведении подготовительных работ в процесс сбора налога не только не были вложены дух и принципы, формально закрепленные про-дналоговым законодательством, но даже местные руководители не уяснили сущность таковых и в результате проводили не продналог, «... а какое-то недоразумение в виде прошлой продразверстки. В основу клали не объекты обложения, а преподанную контрольную цифру» [16, л. 9].

Что касается абсолютной тяжести обложения, то в признанных голодающими губерниях она, конечно, была меньше проводимой там продразверстки, но в других — выше. Так, в Пензенской губернии в расчете на 1 крестьянское хозяйство приходилось налоговых сборов зерновых культур в 1919/20 г. — 14,43 пуд., 1920/21 г. — 16,31, 1921/22 г. — 10,48, 1922/23 г. — 24,73 пуд. [40, с. 34—35]. Однако в целом благодаря активизации производственной деятельности крестьянского хозяйства, повышению его доходности, а в голодающих губерниях — невысоким нормам обложения (до 10 пуд. на 1 хозяйство [31, с. 55]) практически по всем регионам Поволжья задание по продналогу было перевыполнено [12, л. 229; 47, л. 35].

Продналог принес облегчение относительно тяжести всех прямых изъятий, составившей, по данным А. Л. Вайнштейна,

в 1921/22 г. 17,4 %, а в следующем 1922/

23 г. — 12,3 % от условно-чистого дохода, что было выше всего объема платежей дореволюционного периода. В то же время уменьшение абсолютных доходов крестьянского хозяйства в послереволюционный период приводило к тому, что процент обложения ощущался значительно тяжелее. При этом надо учитывать и приуменьшение А. Л. Вайнштейном тяжести прямого обложения в 1921/22— 1922/23 гг. вследствие неполного учета местных налогов и трудгужналога. Так, обработка данных 98 бюджетов Пензенской и Симбирской губерний показывает, что тяжесть прямых налогов составляла в 1922/23 г. в среднем 17,86 % от условно-чистого дохода крестьянского хозяйства [43, л. 16—21; 44, л. 1—75; 45, л. 1 — 34]. По структуре продналог составлял 48,98 % прямых изъятий, другие государственные налоги — 15,42, трудгужна-лог — 30,12, местные сборы — 5,96 %.

В целом отмена продразверстки и введение продналога положили начало трансформации модели налогообложения крестьянства, переходу от ее натуральной формы к денежной, к развернутому товарообмену между городом и деревней. Однако было очевидным, что натуральное обложение по сравнению с денежным менее выгодно и для государства, и для плательщиков. Натуральность налогов не только облегчала возможность злоупотребления при приеме налогов (обвешивание, чрезмерные кондиции и т. д.), но и наносила больший ущерб налогоплательщику по сравнению с ценностью, получаемой государством (утряска, усушка, порча продуктов, стоимость доставки). Поступившие в местные продорганы продукты подвергались хищению, порче и т. д. [8, л. 2, 24; 11, л. 5]. Поэтому накладные расходы государства были очень высоки и достигали иногда 40 % стоимости валового сбора продуктов [46, л. 185], поступавших в виде налога. С другой стороны, необходимость для крестьян уплаты налога в первую очередь продуктами земледелия задерживала развитие других отраслей сельского хозяйства.

В связи с ростом доходности крестьянского хозяйства произошло облегчение тя-

жести всех натуральных и денежных налогов. Так, в 1922/23 г. по Пензенской губернии налоговая тяжесть, по бюджетным исследованиям, составила в среднем 13,9 % дохода крестьянского хозяйства, а в 1923/

24 г. — 8,8 %. По различным губерниям Среднего Поволжья доля изъятия прямыми налогами условно-чистого дохода в разных группах крестьянских хозяйств варьировалась в 1923/24 г. от 3,1 до 12,9 % (табл. 4).

Таблица 4

Доля изъятия прямыми налогами условно-чистого дохода крестьянского хозяйства в Среднем Поволжье в 1923/24 г. (%) [27, с. 2—9, 34—35,

52—58, 61—62; 30, с. 2—3, 18—19, 39—43; 64, с. 399—480]

Группа хозяйств по посевной площади (дес.) Губернии

Самарская Симбирская Пензенская

II. От 0,01 — 2,00 3,1 4,4 3,7

III. 2,01 — 4,00 3,6 7,4 6,8

IV. 4,01 — 6,00 5,2 7,9 9,6

V. 6,01 — 8,00 3,5 12,9 11,4

VI. 8,01 — 16,00 5,6 12,6 11,3

В среднем на 1 хозяйство 4,5 8,7 8,8

По Самарской губернии отмечается значительно меньшая прогрессия в обложении (разница между II и VI группами хозяйств всего 2,5 %), тогда как в Симбирской губернии различие в прогрессии обложения достигает 8,5 %, в Пензенской — 7,7 %. Самарское крестьянство несло и меньше налоговых тягот (4,5 % дохода), в то время как средняя условно-чистая доходность хозяйств Среднего Поволжья по бюджетным исследованиям была выявлена практически одинаковая: в Симбирской губернии — 252,3 руб., Пензенской — 264,7, Самарской — 271,1 руб. По РСФСР тяжесть прямых налогов (натуральных и денежных) в 1923/24 г. составляла в среднем на крестьянское хозяйство 8 % к условно-чистому доходу [28, с. 54 — 55], что было близко к обложению в Симбирской и Пензенской губерниях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом в 1923/24—1925/26 гг. происходило абсолютное сокращение прямых налогов в пересчете на хозяйство и на едока, что благоприятно повлияло на товарность крестьянского хозяйства. Примечательно, что бюджетные обследования 1925/26 г. впервые после революции зафиксировали крестьянские хозяйства с доходностью, превышающей 1 000 руб. в год. Размер уплаченных сумм по прямым налогам в течение 1925/26 бюджетного года в среднем на 1 крестьянское хозяй-

ство составил 3,6 % к доходу (при прогрессивно-подоходной шкале обложения от 0,54 до 6,25 %), тогда как в 1924/25 г. налоги изымали 4,2 % (табл. 5). По Самарской губернии процент изъятия варьировал в 1924/25 г. от 1,43 в малопосевных группах до 4,85 в хозяйствах с посевом от 6 до 16 дес. [65, с. 150—152].

Тем не менее наряду со снижением в середине 1920-х гг. тяжести прямых налогов возросло косвенное обложение. По данным комиссии СНК СССР по изучению тяжести обложения населения (председатель замнаркомфина М. И. Фрумкин), условно-чистый доход крестьянского хозяйства за 1924/25—1925/26 гг. вырос в среднем на 23,5 % и составил 113,9 руб. Удельный вес всех налоговых изъятий по отношению к доходу на 1 душу сельского населения составил в 1924/25 г.— 7,3 %, в 1925/26г.— 6,9 % [17, с. 191; 66, с. 89]. Общая тяжесть обложения, по данным ЦСУ, несколько отличалась от расчетов комиссии СНК: в 1924/25 г. — 8,6 % дохода, в 1925/26 г.— 9,0 % [10, л. 13]. По данным налоговых сводок, отношение всех платежей крестьян к условно-чистому доходу в 1925/26 г. составило 9,2 %, в том числе сельхозналога — 2,3 % [60, с. XIII].

В 1926 г. была проведена реформа сельскохозяйственного налога, предполагающая учет всех доходов крестьянского

Таблица 5

Сравнительная тяжесть прямого обложения крестьянских хозяйств Средне-Волжского района в 1924/25—1925/26 гг. [28, с. 3, 54—55;

29, с. 130—131, 171 — 174]

Группа хозяйств по посевной площади (дес.) Прямые налоги (руб.) Процент изъятия налогами дохода

1924/25 г. 1925/26 г. 1924/25 г. 1925/26 г.

I. До 0,01 4,44 1,33 3,73 0,54

II. 0,01 — 2,00 4,84 3,79 2,87 2,1

III. 2,01 — 4,00 8,04 6,04 3,18 2,57

IV. 4,01 — 6,00 11,60 10,40 3,96 3,57

V. 6,01 — 8,00 14,90 14,88 4,18 3,71

VI. 8,01 — 10,00 17,50 17,64 5,04 4,85

VII. 10,01 — 16,00 25,50 30,94 5,53 5,26

VII. 10,01 — 16,00 25,50 30,94 5,53 5,26

В среднем на 1 хозяйство 13,00 10,93 4,19 3,61

хозяйства. В основу установления норм доходности от сельского хозяйства по ЕСХН на 1926/27 г. был положен условно-чистый доход, но сколько-нибудь последовательно это правило не было выдержано [61, с. VII]. Наиболее близким к практическому пониманию чистого дохода в крестьянском хозяйстве следует считать такое определение, при котором из валовой продукции, составленной из всех поступлений в крестьянское хозяйство, вычитаются все текущие материальные (в натуре и деньгах) расходы по ведению всех отраслей хозяйства. Полученная разница составляет свободный фонд крестьянского хозяйства, идущий на оплату труда своей семьи и ее содержание, на накопление средств производства, сбережения и уплату налогов. Такому пониманию крестьянского дохода профессором А. Н. Челинце-вым дано название условно-чистого дохода [33, с. 51—52]. От чистого хозяйственного дохода его отделяет целый ряд условностей, например отсутствие в статьях расхода исчисленных затрат на амортизацию капитала и на оплату труда своей семьи.

Условно-чистый доход налоговиками исчислялся путем исключения из валового дохода только семян и корма скоту, хотя в условно-чистый доход вносился ряд поправок, которые значительно понижали его общую сумму. Главные поправки заключались в том, что вначале доход исчислялся по данным статистики, а затем по данным налоговых органов [48, л. 27].

Средняя разница между условно-чистым и облагаемым доходом составила по РСФСР 35,7 % [61, с. XXXIX], причем условно-чистая доходность была исчислена по средним ценам и урожайности за предыдущие 1922—1925 гг. [49, л. 36]. При исчислении сельхозналога применялся исключительно метод нормативного обложения, а не индивидуального подхода к каждому плательщику. По заверениям самих финорганов, при таком подходе были возможны и недообложение и пере-обложение отдельных хозяйств, а при неумелой разработке норм доходности даже целых селений [37, л. 173].

Переход к обложению совокупного дохода и определение его в денежной форме преследовали и социальные цели. В резолюции Всесоюзного совещания налоговых работников 1926 г. в частности отмечалось: «Современная политика Советского правительства в области прямых налогов направлена на дальнейшее углубление классовой дифференциации обложения и на максимальное налоговое настижение частного капитала с обеспечением при этом максимальной эффективности налоговой системы для обеспечения растущих нужд государственного и местного бюджетов и возможно полной увязки этой системы с экономической стороной» [7, с. 3].

Для взимания налога с крестьян устанавливалась сложная система 9 разрядов и

3 ставок обложения. Исчисление налога

проходило по так называемой едоцкой системе: общий доход хозяйства делился на количество едоков, на каждого едока из дохода вычитывалось 20 руб., а с остальной суммы взимался налог по специальной прогрессивной шкале. Повышение налогообложения средних и зажиточных слоев шло одновременно с увеличением льгот и скидок беднейшим группам крестьянства. Чем зажиточнее было хозяйство, тем больше была тяжесть обложения, т. е. процент изъятия по налогу: прогрессия варьировала от 2,33 до 20,90 % [61, с. XXXIII].

Сравнительный анализ доходов и налоговых платежей крестьянства показывает: в середине 1920-х гг. совокупная тяжесть налогового обложения крестьянства была меньше, чем в дореволюционной России, что благоприятствовало расширению производства и повышению товарности крестьянского хозяйства. В 1924/25 г. удельный вес налоговых изъятий по отношению к доходу на 1 душу сельского населения составил 7,3 %, в 1925/26 г. — 6,9, 1926/ 27 г. — 9,6 % [66, с. 89; 17, с. 191].

В 1927/28 г. отчетливо прослеживается переход от рыночных методов к планово-распределительной системе управления экономикой, что выразилось в нарастании централизации и административного нажима по всем направлениям государственной политики. Переход к индустриализации промышленности, насильственная коллективизация сельского хо-

зяйства, разгром идеологических сторонников рыночного развития и другие мероприятия означали свертывание НЭПа. Значение и роль прямых налогов в бюджете государства в конце 1920-хгг. наглядно иллюстрирует один из выводов комиссии СНК СССР по изучению тяжести обложения населения: «Прямые налоги — подоходный в городе и сельскохозяйственный в деревне, сохраняя все свое значение как фактор регулирования накопления, не могут в настоящее время играть решающей роли в финансировании народного хозяйства» [66, с. 71].

Изменение внутриполитического курса в 1928 г. коснулось в первую очередь крестьянства, на чьи плечи была возложена задача проведения индустриализации. Ограничение «эксплуататорских слоев» нашло отражение в усилении прогрессивноподоходного обложения в деревне в 1928/ 29 и 1929/30 бюджетных годах. Экономическая роль и значение налогов с населения в СССР в дальнейшем резко уменьшились. Налоги выполняли не свойственные им функции: использовались как орудие политической борьбы с «кулаками» и частными сельхозпроизводителями. Раскулачивание и усиленное налогообложение единоличных крестьянских хозяйств были основными рычагами коллективизации сельского хозяйства. В налогообложении стал доминировать социально-классовый принцип.

Библиографический список

1. Анучин, Е. Н. Бюджет крестьянского двора в Самарской губернии / Е. Н. Анучин // Правительственный вестн. — 1881. — № 241, 29 окт.

2. Анфимов, А. М. Экономическое положение и классовая борьба крестьян Европейской России. 1881 —1904 гг. / А. М. Анфимов. — М. : Наука, 1984. — 232 с.

3. Бехтеев, С. С. Хозяйственные итоги истекшего сорокалетия и меры к хозяйственному подъему / С. С. Бехтеев — СПб. : Тип. М. О. Вольф, 1902. — 368 с.

4. Благовещенский, Н. А. Сводный статистический сборник хозяйственных сведений по земским подворным переписям / Н. А. Благовещенский. — М., 1893. Т. 1. — 286 с.

5. Вайнштейн, А. Л. Обложение и платежи крестьянства в довоенное и революционное время (Опыт статистического исследования) / А. Л. Вайнштейн. — М. : Кн. скл. экономист, 1924. — 158 с.

6. Вайнштейн, А. Л. Обложение и платежи крестьянства в довоенное и революционное время (опыт статистического исследования) / А. Л. Вайнштейн. // Избр. тр. : в 2 кн. — М. : Наука, 2000. — Кн. 1. Советская экономика: 20-е годы. — С. 35—222.

7. Всесоюзное совещание налоговых работников 25 ноября — 2 декабря 1926 года. — М. : Изд. НКФ СССР, 1927. — 121 с.

8. ГАПО. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 710.

9. ГАРФ. Ф. 678. Оп. 1. Д. 684.

10. ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 11 б. Д. 4355.

11. ГАРФ. Ф. Р-1064. Оп. 1. Д. 117.

12. ГАСО. Ф. Р-142. Оп. 1. Д. 120а.

13. ГАУО. Ф. 76. Оп. 2. Д. 74.

14. ГАУО. Ф. 76. Оп. 2. Д.106.

15. ГАУО. Ф. 76. Оп. 2. Д.109.

16. ГАУО. Ф. Р-127. Оп. 6. Д. 86.

17. Данилов, В. П. Советская налоговая политика в доколхозной деревне / В. П. Данилов // Октябрь и советское крестьянство. 1917—1927 гг. — М. : Наука, 1977. — С. 165—191.

18. Департамент окладных сборов. 1863—1913. — СПб. : Тип. мин. финансов, 1913. — 277 с.

19. Доклад высочайше учрежденной комиссии для исследования нынешнего положения сельского хозяйства и сельской производительности. — СПб. : Общественная польза, 1873. — 98 с.

20. Дудкин, А. А. Кощаковская волость Казанского уезда. Опыт подворно-статистического исследования крестьянского хозяйства / А. А. Дудкин. — Казань : Изд. Казан. уезд. земства, 1884. — 128 с.

21. Залеский, В. Ф. Крестьянские бюджеты. Вып. II. Царевококшайский уезд / В. Ф. Залеский. — Казань : Лито-тип. Л. П. Антонова, 1900. — 49 с.

22. Залесский, М. Я. Налоговая политика советского государства в деревне / В. Ф. Залеский. — М. : Г осфиниздат, 1940. — 119 с.

23. Износков, А. Н. Краткий предварительный отчет о командировке гг. сотрудников статистического бюро летом 1900 года в Чистопольский уезд для собирания сведений о крестьянских бюджетах / А. Н. Износков. — Казань : Тип. Б. Л. Домбровского, 1900. Вып. II. — 48 с.

24. Износков, Д. Н. Краткий предварительный отчет о командировке гг. сотрудников статистического бюро летом 1900 года в Чистопольский уезд для собирания сведений о крестьянских бюджетах. / А. Н. Износков. — Казань : Типо-лит. И. С. Перова, 1900. Вып. III.— 41 с.

25. Комаров, М. И. Краткий предварительный отчет о командировке гг. сотрудников статистического бюро летом 1900 года в Чистопольский уезд для собирания сведений о крестьянских бюджетах / М. И. Комаров. — Казань : Тип. Б. Л. Домбровского, 1900. Вып. I. — 22 с.

26. Краткие бюджетные сведения по хуторским и общинным крестьянским хозяйствам Симбирской губернии. — Симбирск : Стат. отдел губ. зем. управы, 1914. — 264 с.

27. Крестьянские бюджеты 1922/23 и 1923/24 гг. Центрально-Земледельческий район. — М. : Изд-во ЦСУ СССР, 1927. — Т. XXXI. Вып. 3. — 511 с.

28. Крестьянские бюджеты 1924/25 гг. — М. : ЦСУ СССР, 1928. — 259 с.

29. Крестьянские бюджеты 1925/26 г. Основные материалы. — М. : ЦСУ РСФСР, 1929. — 349 с.

30. Крестьянские бюджеты по Ульяновской губернии за 1923/24 год. — Сенгилей : Изд. Ульяновского губ. статбюро, 1926. — 46 с.

31. Крестьянское хозяйство за время революции. — М. : Красная новь, 1923. — 126 с.

32. Литошенко, Л. Н. Товарность крестьянского хозяйства / Л. Н. Литошенко // Бюллетень ЦСУ. —

1923. — №» 75. — С. 33—59.

33. Литошенко, Л. Н. Крестьянское хозяйство и его доходность по бюджетным данным / Л. Н. Литошенко // Сельское хозяйство на путях восстановления. — М., 1925. — С. 24—76.

34. Материалы высочайше учрежденной 16 декабря 1901 г. комиссии по исследованию вопроса о движении с 1861 г. по 1900 г. благосостояния сельского населения среднеземледельческих губерний, сравнительно с другими местностями Европейской России. Разработано Департаментом окладных сборов. — СПб. : Тип. П. П. Сойкина, 1903. Ч. 3. — 281 с.

35. Налоги: учеб. пособие / под ред. Д. Г. Черника. — М. : Финансы и статистика, 1999. — 544 с.

36. Народное хозяйство России за 1922—1923 гг. — М. ; Л. : Экон.жизнь, 1924. — 664 с.

37. НАРТ. Ф. Р-3452. Оп. 1. Д. 2001.

38. Нужды деревни по работам комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности. — СПб.: Слово, 1904. Т. I. — 439 с.

39. НЭП: взгляд со стороны. — М. : Моск. рабочий, 1991. — 302 с.

40. Полбицин, Г. Т. 10 лет хозяйственного и культурно-социального строительства Пензенской губернии / Г. Т. Полбицин. — Пенза : Пензен. губисполком, 1928. — 95 с.

41. РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 9. Д. 31.

42. РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 9. Д. 74.

43. РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 9. Д. 631.

44. РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 9. Д. 637.

45. РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 9. Д. 647.

46. РГАЭ. Ф. 1943. Оп. 1. Д. 1149.

47. РГАЭ. Ф. 1943. Оп. 1. Д. 1359.

48. РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 3. Д. 1042.

49. РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 4. Д. 900.

50. Россия. 1913 год : стат.-докум. справочник / сост. А. М. Анфимов, А. П. Корелин — СПб. : БЛИЦ, 1995. — 416 с.

51. Сборник статистических сведений по Самарской губернии. Т. I. Самарский уезд. — Самара : Изд. Самар. земства, 1883. — 410 с.

52. Сборник статистических сведений по Самарской губернии. Отдел хозяйственной статистики. Т. II. Ставропольский уезд. — Самара : Изд. Самар. земства, 1884. — 516 с.

53. Сборник статистических сведений по Самарской губернии. Отдел хозяйственной статистики. Т. III. Бузулукский уезд. — Самара : Изд. Самар. земства, 1885. — 343 с.

54. Сборник статистических сведений по Самарской губернии. Отдел хозяйственной статистики. Т. IV. Бугурусланский уезд. — Самара : Изд. Самар. земства, 1886. — 123 с.

55. Сборник статистических сведений по Самарской губернии. Отдел хозяйственной статистики. Т. V. Бугульминский уезд. — Самара : Изд. Самар. земства, 1887. — 510 с.

56. Сборник статистических сведений по Самарской губернии. Отдел хозяйственной статистики. Т. VI. Николаевский уезд. — Самара : Изд. Самар. земства, 1889. — 1126 с.

57. Сборник статистических сведений по Самарской губернии. Отдел хозяйственной статистики. Т. VII. Новоузенский уезд. — Самара : Изд. Самар. земства, 1890. — 517 с.

58. Сборник статистических сведений по Союзу ССР. 1918—1923. — М. : Изд. ЦСУ, 1924. — 482 с.

59. Свод данных о поступлении казенных окладных сборов по империи за десятилетие. 1888—1897 гг. — СПб. : Тип. П. П. Сойкина, 1902. — 217 с.

60. Сельское хозяйство СССР в 1925—26 году по данным налоговых сводок по единому сельхозналогу. — М. : Фин. изд-во НКФ СССР, 1927. — 642 с.

61. Сельское хозяйство СССР в 1926—27 году по данным налоговых сводок по единому сельхозналогу. — М. : Г ос. фин. изд-во Союза ССР, 1929 — 605 с.

62. Станишевский, К. М. Краткий предварительный отчет о командировке гг. сотрудников статистического бюро летом 1899 года в Царевококшайский уезд для собирания сведений о крестьянских бюджетах. Вып. I. / К. М. Станишевский. — Казань : Лито-тип. Л. П. Антонова, 1899. — 17 с.

63. Статистические данные по прямым налогам. — СПб. : Департамент окладных сборов, 1883. — 315 с.

64. Статистический ежегодник за 1924 год. Самарская губерния. Ч. 1. — Самара : Стат. отдел Самар. губ. стат. бюро, 1925. — 528 с.

65. Статистический ежегодник за 1926 год. Самарская губерния. Вып. 1 — Самара : Стат. отдел. Самар. губисполкома, 1927. — 319 с.

66. Тяжесть обложения в СССР: Социальный состав, доходы и налоговые платежи населения СССР в

1924, 1925, 1926 и 1927 гг. : доклад комиссии СНК СССР по изучению тяжести обложения населения Союза. — М. : Г ос. фин. изд-во, 1929. — 172 с.

67. Шванебах, П.Х Н аше податное дело. — СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1903. — 203 с.

68. Шерих, Г. М. Краткий предварительный отчет о командировке гг. сотрудников статистического бюро летом 1899 года в Царевококшайский уезд для собирания сведений о крестьянских бюджетах. Вып. II / Г. М. Шерих. — Казань : Тип. Б. Л. Домбровского, 1899. — 30 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

69. Энгельгардт, А. П. Очерки крестьянского хозяйства в Казанской и других Средне-Волжских губерниях / А. П. Энгельгардт. — Казань : Типо-литогр. импер. ун-та, 1892. — 126 с.

70. Янсон, Ю. Э. Опыт статистического исследования о крестьянских наделах и платежах / Ю. Э. Янсон. 2-е изд. — СПб., 1881. — 102 с.

Поступила в редакцию 14.03.2010.

Сведения об авторе

Марискин Олег Иванович — доктор исторических наук, профессор кафедры экономической истории и информационных технологий Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева (г. Саранск). Область научных интересов: налогообложение крестьянства России в период модернизации общества, краеведение, экономическая история. Автор более 95 публикаций, в том числе 8 монографий, 3 учебных пособий.

Тел.: (8342) 29-08-37 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.