Научная статья на тему 'Налоги как фактор возникновения и развития теневой экономики'

Налоги как фактор возникновения и развития теневой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1289
577
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоги как фактор возникновения и развития теневой экономики»

Е.И. ФЕДОРОВА, Т.Ю. ВАСИЛЬЕВА

НАЛОГИ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

Основной целью налоговой политики являются обеспечение государства необходимыми финансовыми ресурсами и достижение экономического роста. Увеличение налоговых поступлений возможно путем расширения налогооблагаемых баз или повышения налоговых ставок. Расширение налогооблагаемой базы ограничено темпами экономического роста. При рассмотрении вопроса о влиянии размера налогов на темпы экономического развития общепризнанной является кривая Лаффера, в соответствии с которой повышение ставок до предельной точки налогообложения вызывает прямое повышение поступлений в бюджет, повышение ставок после предельной точки влечет за собой сокращение налоговых доходов. Совокупный спрос населения меняется не столь резко, как темпы снижения объемов производства в результате повышения налоговых ставок, что ведет к нарастанию теневого сектора экономики. Как отмечает А.Б. Паскачев, процесс уклонения от уплаты налогов начинается в тот момент, когда издержки по сокрытию доходов и уклонению от налогообложения становятся меньше возможной экономии по налогам [7, с. 38]. Таким образом, необоснованное увеличение налоговой нагрузки, согласно А. Лафферу, приводит не только к сокращению налогооблагаемой базы, но и является основной причиной развития теневого сектора экономики.

Поэтому проблема определения оптимальной налоговой нагрузки на налогоплательщика играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства. Предельно допустимые показатели налоговой нагрузки в разных странах определяются множеством факторов, напрямую не связанных с налогами: доля участия государства в расходах населения на оплату медицинских, образовательных, коммунальных и иных услуг, а также в научноисследовательских, инвестиционных и других программах. Мировая практика свидетельствует: изъятие у налогоплательщика до трети дохода - та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и инвестиций в экономику (например, в Германии удельный вес налогов в ВВП - 36,2%, в Великобритании - 3б,9%). Однако в Швеции, где налогоплательщик отдает в государственную казну 50% и более своего дохода, сохраняются условия для экономического роста, так как государство централизованно за счет налоговых поступлений решает многие задачи экономического и социального характера [6, с. 11].

Достоверная оценка налогового потенциала, перспективы расширения базы налогообложения существенным образом зависят от раскрытия масштабов теневой экономики. О реальных масштабах налоговой преступности свидетельствуют такие показатели, как:

- значительный разрыв между официальными и реальными доходами, проявляющийся в разнице между расходами на потребление отдельных граждан и декларируемыми ими доходами;

- скрытая занятость;

- использование «черного нала» в расчетах с другими предприятиями, оплате труда;

- повышение объемов капиталов, незаконно вывозимых за рубеж (открытие счетов в зарубежных банках, приобретение компаний и ценных бумаг за рубежом) и др.

По мнению ряда исследователей, в некотором смысле теневая экономика может оказывать и положительный эффект - не менее 66% дохода, полученного в теневой экономике, сразу же расходуется в видимой, составляя значительную долю совокупного спроса и стимулируя тем самым ее рост и поступления от косвенных налогов в бюджет.

Согласно Постановлению Госкомстата РФ от 31.01.1998 г. №7 «Об утверждении “Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики”» с изменениями от 25.02.2000 г., теневую экономику следует рассматривать как совокупность скрытой, неформальной и нелегальной экономической деятельности. Причем скрытая экономика трактуется как законная экономическая деятельность, которая скрывается с целью уклонения от уплаты налогов и может осуществляться практически во всех отраслях экономики (например, подпольное производство алкоголя). Неформальная экономическая деятельность осуществляется в основном на законном основании, но без оформления в установленном порядке, основана на неформальных отношениях между участниками производства с возможным производством продуктов или услуг для собственного потребления. Часто неформальная деятельность бывает основана на вторичной занятости, во многих случаях ей занимаются непрофессионально. Нелегальная экономическая деятельность является незаконной, т.е. она охватывает те виды производства товаров или услуг, которые прямо запрещены существующим законодательством.

В связи с приведенными трактовками уровень именно скрытой экономики свидетельствует о степени негативного воздействия чрезмерного налогообложения. Конечно, весь объем скрытой экономики нельзя отождествлять с высокой налоговой нагрузкой. Тем не менее современное уклонение от уплаты налогов путем сокрытия или преуменьшения результатов экономической деятельности приобрело слишком большие масштабы. Нельзя не отметить, что применяемые законные схемы оптимизации налогообложения (грамотная разработка приказа об учетной политике, коллективного договора, замена трудового договора на договор подряда ...) позволяют занизить суммы налоговых платежей и с точки зрения закона не являются преступлением.

Главной побуждающей силой, заставляющей предпринимателей уходить в теневой сектор, является стремление максимально уменьшить налоговые отчисления. В экономической литературе рассматриваются и некоторые другие факторы, влияющие на уровень и динамику теневой экономики:

- размеры получаемого дохода;

- тенденция к сокращению рабочего дня;

- рост безработицы;

- официальные и неофициальные запреты на работу для отдельных категорий рабочей силы (ограничения на совместительство, отсутствие гражданства, нежелание нанимать инвалидов и т.п.);

- нежелание предпринимателей преодолевать административно-бюрократические барьеры при регистрации, получении лицензий;

- интенсивность государственного контроля и сложность налоговой системы;

- коррупция, возникновение деловых сговоров чиновников и предпринимателей;

- представления о налоговой справедливости и др.

Как отмечают С. Никитин и др., общие выводы исследования о связи между налоговой системой и теневым сектором довольно противоречивы [4, с. 26]. Распространено мнение, что росту теневого сектора способствуют прямые налоги (в основном - единый социальный налог, налог на прибыль). Массовым

явлением является выплата зарплаты не только по официальным спискам, но и «втемную» - по спискам, которые скрываются от налоговых органов. В результате бюджет недополучает огромные суммы по налогу на доходы с физических лиц и единому социальному налогу. О широком распространении скрытой занятости свидетельствует то, что согласно проведенным исследованиям, 27% трудоспособных россиян (21 млн человек) имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в «посреднической деятельности», треть - в розничной торговле, оставшиеся - в челночном бизнесе [5, с. 12]. Последствия подпольной работы негативны и для самих работников. Это связано с отсутствием гарантий, касающихся занятости, оплаты труда и социального страхования. По данным Росстата и Минэкономразвития, удельный вес «теневой» заработной платы в целом по стране в 2004 г. составил 44,3%, в 2005 г. - 43,6%. С начала 2006 г. в налоговых органах во всех регионах России работают телефоны доверия, созданы комиссии по легализации «теневой» заработной платы, которые проводят анализ финансовохозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Однако и косвенные налоги играют немаловажную роль, как показал опыт Канады, когда в 1991 г. введение налога на продажи толкнуло многих предпринимателей в теневую экономику. Одним из ярких примеров влияния косвенного налогообложения на развитие теневой экономики служит современный российский опыт акцизной политики.

На современном этапе особые споры вызывает вопрос о дальнейшем снижении и установлении единой ставки НДС. Пришедший на смену административному регулированию рыночный механизм формирования цен делает бесперспективным дальнейший упор на косвенные налоги, поскольку он способен привести лишь к новому витку инфляции (особенно на социально значимые товары), снижению конкурентоспособности продукции отечественных производителей и соответственно потере завоеванных позиций на внутреннем и внешних рынках. Однако сегодня правительство оценивает введение единой ставки, тем более на уровне 16% как преждевременное, учитывая необходимость обеспечивать стабильные доходы бюджетов, прежде всего федерального. Во всех странах ставка этого налога дифференцирована, а налоговые льготы служат инструментом проведения налоговой политики экономическими методами со стороны государства.

Минфин РФ предполагает «ежегодное снижение налогового бремени на 2006-2008 гг. в размере около 1% к объему ВВП» [1, с. 13]. В частности, с 2006 г. снижение налогового бремени предусмотрено за счет введения общего порядка принятия к вычету сумм НДС по капитальным вложениям, перехода на единый метод начисления НДС, а также осуществления следующих мер, относящихся к налогу на прибыль организаций: введения «амортизационной премии» в виде разрешения отнесения на расходы 10% стоимости введенных в действие основных фондов; увеличения с 30 до 50% верхнего предела для уменьшения налоговой базы в следующем году на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы; отнесения в полной сумме затрат на осуществление НИОКР, не давших положительного результата. С 2007 г. снижение налогового бремени будет осуществляться за счет совершенствования механизма применения нулевой ставки для экспортеров; принятия при расчете налоговой базы переходящих убытков в полном объеме; введения дифференцированных ставок НДПИ при добыче нефти в зависимости от объективных условий - для организаций, имеющих худшие условия для добычи нефти; перехода от разрешительного к заявительному порядку возмещения экспортного НДС. С 2008 г., по оценке Минфина, налоговая нагрузка снизится за счет снижения налоговых ставок.

При этом налог, по которому предполагается снижение налоговой ставки, и размеры снижения будут выбраны после проведения анализа влияния этой меры на экономический рост.

Некоторые авторы (М.Ю. Орлов, Зарипов В.М., Зюльманова М.В и др.) отмечают, что налоговое бремя складывается не только из фискальной нагрузки, а также и административной нагрузки - расходов, которые несет налогоплательщик в процессе исполнения требования по исчислению и уплате налогов. Налогоплательщики ведут наряду с бухгалтерским учетом налоговый учет. Поэтому важно снижение административных издержек путем увеличения продолжительности налоговых периодов и сокращения объема финансовой отчетности, запрета на истребование налоговыми органами вне рамок выездной проверки неограниченного количества документов.

Необходимо отметить, что для ограничения теневого сектора государственная политика должна ориентироваться на твердое и последовательное проведение в жизнь принятых законов, а не на детализацию и усложнение налоговых законов и инструкций.

Ускорение темпов экономического роста в России недостижимо без дальнейшего снижения доли ресурсов, перераспределяемых государством. Сокращение расходов государства по отношению к ВВП за счет оптимизации их структуры и повышения эффективности использования является главным резервом и необходимым условием для снижения налоговой нагрузки на экономику. Снижение налогового бремени в российской налоговой системе должно проводиться наряду с расширением налоговой базы, в том числе за счет отмены неэффективных налоговых льгот, вовлечением в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, дальнейшим укреплением налоговой и финансовой дисциплины, созданием благоприятных условий для функционирования легальной экономики и деятельности законопослушных налогоплательщиков.

Литература

1. Дискуссия продолжается. Выступление Черника Д.Г. // Налоговая политика и практика. 2005. № 5. С. 12-20.

2. Зарипов В.М. О направлениях реформирования налоговой системы. с точки зрения хозяйствующих субъектов. 2005. № 1. С. 14-16.

3. Зюльманова М.В. О показателях эффективности функционирования налоговой системы // Налоговая политика и практика. 2005. № 6. С. 32-37.

4. Никитин С., Степанова М., Глазова Е. Теневая экономика и налогообложение // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 2. С. 24-30.

5. Орлова Е.А. Влияние теневой экономики на криминогенную ситуацию в России // Законодательство и экономика. 2002. № 10. С. 12.

6. Пансков В.Г. Показатель налогового бремени: проблемы определения и роль в налоговой системе // Налоговая политика и практика. 2004. № 9. С.9-13.

7. Паскачев А.Б., Садыгов Ф.К., Мишин В.И., Саакян Р.А. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика. М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2004. 232 с.

ФЕДОРОВА ЕЛИЗАВЕТА ИГНАТЬЕВНА родилась в 1950 г. Окончила Чувашский государственный университет. Кандидат экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Чувашского университета. Область научных интересов - реформирование бухгалтерского учета и отчетности в современных условиях. Количество опубликованных работ - 54.

ВАСИЛЬЕВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА родилась в 1978 г. Окончила Чувашский государственный университет. Старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Чувашского университета. Область научных интересов - оценка и развитие налогового потенциала региона. Опубликовано 6 научных трудов по теме исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.