Научная статья на тему 'Налоги и налогообложение предприятий в России. Сущность налоговой системы, принципы и функции налогов'

Налоги и налогообложение предприятий в России. Сущность налоговой системы, принципы и функции налогов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1309
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кусикеева Алсу Шайдулловна

Структура налоговых органов, как и налоговая система, определена историческим развитием, собственными традициями, а также приоритетами налогового администрирования, которые каждая страна выбирает самостоятельно. В этом прослеживается прямая взаимосвязь между налоговой системой и налоговым администрированием. В современной России реформирование налоговой системы направлено на способствование росту эффективности налогового администрирования. В связи с достижением указанных целей, с необходимостью оптимизации работы налоговой системы представляется интересным изучить опыт налогового администрирования стран, в которых работа налогового органа является наиболее эффективной. Одной из таких стран является США. Основываясь на опыте США и других развитых стран, для повышения уровня жизни и выведения экономики на более конкурентоспособный уровень, в Российской Федерации следовало бы принять меры по пересмотру и совершенствованию системы налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоги и налогообложение предприятий в России. Сущность налоговой системы, принципы и функции налогов»

Налоги и налогообложение предприятий в России. Сущность налоговой системы,

принципы и функции налогов

Taxes and taxation of enterprises in Russia. The essence of the tax system, principles and

functions of taxes

Кусикеева Алсу Шайдулловна

Студент,

Сибирский институт управления - филиал ФГБОУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской

Федерации», Россия, Новосибирск. askar. kusikeev@mail. ru

Kusikeeva Alsu Schaidullovna.

Student, Siberian Institute of Management - Branch "Russian Academy of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation",

Russia, Novosibirsk. askar. kusikeev@mail.ru

Аннотация.

Структура налоговых органов, как и налоговая система, определена историческим развитием, собственными традициями, а также приоритетами налогового администрирования, которые каждая страна выбирает самостоятельно. В этом прослеживается прямая взаимосвязь между налоговой системой и налоговым администрированием. В современной России реформирование налоговой системы направлено на способствование росту эффективности налогового администрирования. В связи с достижением указанных целей, с необходимостью оптимизации работы налоговой системы представляется интересным изучить опыт налогового администрирования стран, в которых работа налогового органа является наиболее эффективной. Одной из таких стран является США. Основываясь на опыте США и других развитых стран, для повышения уровня жизни и выведения экономики на более конкурентоспособный уровень, в Российской Федерации следовало бы принять меры по пересмотру и совершенствованию системы налогообложения.

Annotation.

The structure of the tax authorities, as well as the tax system, is determined by the historical development, its own traditions, as well as the priorities of tax administration, which each country chooses independently. This shows a direct relationship between the tax system and tax administration. In modern Russia, the reform of the tax system is aimed at promoting the efficiency of tax administration. In connection with the achievement of these goals, the need to optimize the work of the tax system is interesting to study the experience of tax administration of countries in which the work of the tax authority is the most effective. One such country is the United States. Based on the experience of the United States and other developed countries, in order to raise the standard of living and bring the economy to a more competitive level, the Russian Federation should take measures to revise and improve the tax system.

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговое администрирование, принципы налогообложения, налоговые органы.

Key words: taxes, tax system, tax administration, principles of taxation, tax authorities.

На современном этапе развития экономики, как и много лет назад, налогообложение является основным источником доходов государства. Налоговая система и политика в сфере налогообложения занимают важное место среди множества государственных рычагов воздействия на экономику страны. Прогрессивное развитие экономики на сегодняшний день требует благоприятных условий для положительных тенденций изменения социально-экономической ситуации, что подразумевает постоянные корректировки и изменения в налоговой политике нашей страны, тем самым подтверждая актуальность исследуемой проблемы.

Актуальность данной темы обусловлена важностью налоговой системы и налогообложения, в частности:

- особым вниманием на сегодняшний день, уделяемым вопросам налогообложения и налоговой системы, их проблем и путей совершенствования;

- спецификой и важностью налогового администрирования в сфере государственной власти и управления;

- многообразием подходов и позиций различных ученых к понятию самой налоговой системы и процедур налогового администрирования.

Налоговая система, как и система организации налогового администрирования, в большинстве стран мира обуславливается системой элементов, в том числе, бюджетным устройством; действующей системой права; ролью государства в экономике; степенью вовлеченности в мировую экономику; уровнем социально-экономического развития страны, а также сложившимися традициями.

Налоговая система формируется в каждой стране, отталкиваясь от схемы бюджетного устройства и определяется степенью независимости региональных и местных органов власти, что напрямую влияет на автономность налоговых органов. Мировая практика рассматривает три варианта, по которым организуется

деятельность налоговых органов (рис.1).

единый полуавтономный орган (unifiedsemi-autonomous body with board), отчитывающийся непосредственно перед председателем правительства и/или советом управляющих/экспертов из числа официальных представителей прочих государственных органов

Рисунок 1. Основные типы организации налоговых органов в мировой практике

Анализ ряда источников позволяет сделать вывод об отсутствии единого подхода в организации работы налоговых органов. В основном структура налоговых органов, как и налоговая система, определена историческим развитием, собственными традициями, а также приоритетами налогового администрирования, которые каждая страна выбирает самостоятельно.

В этом прослеживается прямая взаимосвязь между налоговой системой и налоговым администрированием. В современной России реформирование налоговой системы направлено на способствование росту эффективности налогового администрирования.

В качестве целей налогового администрирования в РФ формулируются следующие:

- достижение и развитие качества и доступности при оказании государственных услуг в сфере налогового администрирования;

- минимизация административных барьеров в отношениях между налоговыми службами и субъектами предпринимательства, включая отход практики формирования планов по собираемости налогов;

- увеличение эффективности налоговых отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками

В связи с достижением указанных целей, с необходимостью оптимизации работы налоговой системы представляется интересным изучить опыт налогового администрирования стран, в которых работа налогового органа является наиболее эффективной. Одной из таких стран является США.

По причине своего федеративного устройства, налоговые службы США осуществляют взимание налогов на федеральном и региональном уровнях (рис.2).

Федеральные налоги Налоги штатов Местные налоги

Подоходный налог с физических лиц Подоходный налог с физических лиц Подоходный налог с физических лиц

Налог на прибыль корпораций Налог на прибыль корпораций Налог на прибыль корпораций

Отчисления в фонды социального страхования Налог с продаж Поимущественный налог

Акцизы Акцизы Акцизы

Таможенные пошлины Налог с владельцев автотранспорта Экологический налог

Налоги на наследство и дарения Поимущественный налог Налоги на наследство и дарения

Рисунок 2. Состав и структура налоговой системы США

Особый интерес представляет проведение сравнительной характеристики особенностей налогообложения в США и РФ.

В США каждый штат и каждое местное образование может устанавливать свой индивидуальный подоходный налог, который может отличаться от федерального уровня ставки, составом облагаемых доходов, механизмом формирования налогооблагаемой базы и т.п.

В Российской Федерации введение налогов происходит централизовано и у регионов ограничены возможности пополнять доходную часть собственных бюджетов.

Структура поступлений налогов в США складывается в следующем соотношении: 90% в государственный бюджет, при этом доля налогового бремени составляет 30%. Налоги, собираемость по которым отличаются стабильности и высокими суммами сбора поступают в федеральный бюджет. Налоговая нагрузка в России чуть ниже и составляет примерно 27 %.

В России и в США разные понятия заработной платы.

Выплата налогов с зарплаты в США осуществляется с указанием оклада до вычета налогов. В России же происходит вычет из заработной платы только подоходный налог.

Другим критерием сравнения деятельности налоговых органов США и России является степень автоматизации их рабочего процесса. Несмотря на внедрение автоматизированных информационных систем в последнее время в России, по данным исследований, обработка информации до сих происходит вручную, что отнимает более 30 % рабочего времени у сотрудников налоговых органов. При доле налоговых выездных проверок около 50 %, затраты на их проведение составляют более 45 % трудовых ресурсов налоговых органов. Становится очевидным отсутствие возможности охвата всего объема налогоплательщиков. Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность налоговых органов России обладает низкой эффективностью и низким потенциалом.

В процессе реформирования в США происходит тенденция ужесточения правил регистрации налогоплательщиков, а также в предоставлении налогоплательщиками информации о собственных доходах.

Происходит постоянное развитие системы налоговых органов США. Автоматически происходит уведомление о несоответствии указанных налогоплательщиком данных. Такая практика приводит к проблеме снижения точности налоговых решений, даже при отсутствии ранее проводимого аудита. Осуществление налоговых проверок на сегодняшний день имеет тенденцию к увеличению количества. Однако страдает качество, о чем свидетельствуют следующие данные:

- проведение аудита по корреспонденции - 86 %;

- проверки без вызова налогоплательщика - 42 %;

Вопросы студенческой науки

Выпуск №11 (27), ноябрь 2018

- не информированность налогоплательщиков о проведении налоговой службы проверки их доходов - 25

Однако, несмотря на подобные проблемы, в США, в отличие от российской практики, для того, чтобы доказать доходы используют следующие методы доказывания: прямые и косвенные (см. рисунок 3).

Рисунок 3. Методы доказывания доходов налогоплательщиков

Следующим преимуществом, который усиливает налоговой контроль как фактор эффективности налоговой системы в США, являются широкие полномочия в вопросах проведения расследований фактов по уклонению от уплаты налогов и сокрытию доходов.

Рассмотрим ставки подоходного налога в США, которые более высоки, по сравнению с Россией:

- 1992 г. - от 15 до 31 %;

- 1993-2000 гг. - от 15 до 39,6 %;

- 2001 г. - от 15 до 39,1 %;

- 2002 г.: от 10 до 38,6 %;

- 2003-2012 - 10 до 35 %;

- 2013-2017 - от 10 до 39,6 % .

В последнюю четверть века в США складывается ситуация по увеличению налоговой нагрузки за счет роста налоговых ставок по подоходному налогу с населения. Причем с 2013 года растет степень дифференциации ставок налогов, по различным группам доходов, которые подлежат налогообложению (на сегодня их 7)

Рассмотрим принципы налогообложения в США и РФ на примере, приведенном на рис.4.

США РФ

Со стороны работодателя оплачиваются: - Social Security (6.2% от оклада) - Medicare (1.45% от оклада) - State Unemployment Tax (2.7% от оклада) «Сверх оклада» получается налогов в сумме 10.35%. От имевшихся 100 долл. на налоги уйдут 9.38 долл. и на фонд зарплаты останется 90.62 долл. Со стороны работодателя оплачиваются: - ПФР, страховая часть (26% от оклада) - ФОМС (5.1% от оклада) - ФСС (2.9% от оклада) В сумме, «сверх оклада» работодатель в Росси доплачивает налогов ещё около 34% от зарплаты. Из изначальных 100 рублей налоги приходится 25.38 рублей, и на зарплату остается 74.62 рубля.

Размер оклада: 90.62 долл. Размер оклада: 74.62 рубля

При выплате зарплаты, удерживаются также налоги с работника: - Social Security (6.2% от оклада) - Medicare (1.45% от оклада) - Federal Income Tax (18% от оклада) Перед выплатой зарплаты от 90.62 долл. отнимаются ещё эти 25.65% (23.24 долл.), остаются 67.38 долл. При выплате зарплаты, с размера оклада удерживаются налоги, причитающиеся с работника: - Федеральный подоходный налог (13% от оклада) Вычитаем из размера оклада подоходный налог в размере 9.70 рублей, остаются 64.92 рубля

Выплачено работнику: 67.38 долл Выплачено работнику: 64.92 рубля

Рисунок 4. Принцип администрирования при налогообложении физических лиц в США и РФ

Допустим, у работодателя есть бюджет на зарплату и равен он 100 долл. в США и 100 рублям в России соответственно. Рассчитаем сумму, которая объявляется как размер оклада и определим какие налоги из неё вычитаются.

Из приведённой выше таблицы видим, что имеются различия между видами и ставками налогов и способами их начисления. Рассмотрим также принцип налогообложения не отдельного работника, а компании в целом. Пример расчета приводится на рис.5.

Таким образом, делаем вывод, что в США компания обладает правом выплаты своим сотрудникам до 67,38% от суммы, находящихся в кассе, а в России - лишь 53,23% от той же самой суммы, которая находится в кассе.

ГГ-компания в США ГГ-компания в РФ

Американские программисты получают проект на 100 долл. Клиент платит им 100 долл. Так как они оказывают услуги, физических продуктов не продают — то Sales Tax не применяется. Как было рассчитано в таблице 2, в фонд заработной платы выплачивается 90.62 долл. Русские программисты получают проект на 100 рублей. Клиент платит им 100 рублей. От этих 100 рублей 18% должны быть уплачены в виде НДС, то есть на фонд заработной платы остаются лишь 82 рубля.

Вычитаем налоги с работника - SS=6.2%, - Medicares.45%, - Федеральный подоходный налог=18% Получаем 67.38 долл. С работника вычитаются налоги (ПФР, ФОМС и ФСС) в размере 34% от зарплаты (82 рубля). Остаются 61.19 рубль. Из них ещё вычитаются 13% подоходного налога, и остаются 53.23 рубля

Выплачивается работнику: 67.38 долл. Выплачивается работнику: 53.23 рубля

Рисунок 5. Принцип администрирования при налогообложении юридических лиц в США и РФ Видим, что размер всех уплачиваемых налогов в США составит 32,62%, тогда как в России - 46,77%, что превышает суммарный объем выплачиваемых американских налогов на 14,15%. Проведенный выше сравнительный анализ систем налогообложения, применяемых в США и Российской Федерации, позволил выявить существующие различия и прийти к выводу, что общая сумма налогов, уплачиваемая как отдельным гражданином, так и компанией в целом, значительно выше, чем в США. Следовательно, основываясь на опыте США и других развитых стран, для повышения уровня жизни и выведения экономики на более конкурентоспособный уровень, в Российской Федерации следовало бы принять меры по пересмотру и совершенствованию системы налогообложения.

Говоря о проблемах и перспективах совершенствования нормативной правовой базы и методических особенностей налогообложения в Российской Федерации, отметим следующее.

В последние годы в нашей стране идет активный процесс модернизации налоговой системы. С учетом фактического моратория на увеличение налоговой нагрузки и необходимостью повышения доходной части бюджета, одним из условий получения стабильных налоговых доходов является постоянное совершенствование налогового администрирования. Налоговое администрирование можно рассматривать как управление налоговой системой, осуществляемой государством в лице налоговых органов, которое направлено на соблюдение баланса интересов государства и налогоплательщиков. Основными функциями налогового администрирования являются контроль за соблюдением налогового законодательства и разработка механизмов совершенствования исчисления и уплаты налогов, а также государственная регистрация налогоплательщиков и инициирование процедуры банкротства организаций. Среди основных принципов развития налоговой системы можно выделить направленность на выстраивание партнерских отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Так, очень многое было сделано для создания условий и стимулов для разрешения налоговых споров во внесудебном порядке. Это и внедрение принципа обязательности досудебного урегулирования для всех споров в налоговой сфере, увеличение сроков вступления в силу решения о привлечении к ответственности, срока подачи жалобы и срока для представления возражений на акт проверки, а также установление срока для ознакомления с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. По причине формирования за последние годы единой правовой базы по системе досудебного обжалования произошло снижение в 1,5 раза количества поданных жалоб в налоговые органы, а также сокращение в 2,6 раза судебных разбирательств с налоговыми органами, это также связывается с ростом качества налогового администрирования.

Подобная практика предварительного административного обжалования является широко распространенной у передовых участников ОЭСР. Кроме того, во многих странах - участницах функционируют независимые апелляционные органы по рассмотрению жалоб налогоплательщиков и специализированные налоговые суды. Например, институт налоговых судов существует в США, Канаде и Японии. Так как, показатели эффективности работы налоговых органов США являются самыми высокими в мире, особенно интересным представляется опыт США в построении системы разрешения налоговых споров. В США иски налогоплательщиков к Службе внутренних доходов рассматриваются в зависимости от того, был ли уплачен налог. Налоговый суд рассматривает иски, возникшие до уплаты налогов, при этом процедура рассмотрения является упрощенной. Однако основное бремя доказывания лежит на налогоплательщике, т.к. действует презумпция правильности заключения налогового органа. После уплаты налогов, возникшие споры разрешаются в судах общей юрисдикции.

Таким образом, на основании краткого анализа системы налогов в США можно сделать вывод о том, что налоговая система США носит комплексный и многоуровневый характер.

Что касается России, то за последние 25 лет произошли серьезные изменения в ее экономике. Однако, методы, которые применяемые в налоговом администрировании на сегодняшний день не позволяют в полной мере получить достоверную информацию об экономической ситуации в целом. Сравнивая системы налогового администрирования России и США, необходимо отметить большую эффективность американской системы по причинам: более длительный срок развития налоговой системы, аккумулирование огромного объема практического опыта, высокий уровень автоматизации налоговой системы.

В 2018 году продолжается деятельность по следующим направлениям:

- принятие законодательных норм, имеющих целью информирование обо всех продажах розничного характера, с возможностью примой онлайн-передачи данных на сервер налоговой службы;

- освобождение от НДФЛ ряда категорий граждан для целей привлечения их в официальную экономику;

- в целях снижения налоговой нагрузки на малый бизнес были упрощены правила бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;

- для усиления межгосударственного налогового взаимодействия с 2018 года введен автоматический обмен отчетами и финансовой информацией по налоговым делам между странами;

- введение института для контроля над иностранными компаниями.

Список используемой литературы:

1. Брусянин В. Е., Махмутов Я. И., Сковронская Я. В., Цыбульский А. В. Особенности налоговой системы США // Молодой ученый. - 2017. - №49. - С. 163-166. [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/183/47093/ (дата обращения: 10.11.2018).

2. Какой подоходный налог в США и других странах мира? [Электронный ресурс]. - URL: http://nalog-nalog.m/ndШstavka_ndíl/kakoj_podohodnyj_mlog_v_ssha_i_dmgih_stramh_mira/(дата обращения: 10.11.2018).

3. Красницкий В.А. Теория и практика современного налогового администрирования (2-е изд.). Одинцово: Одинцовский гуманитарный институт. 2017.

4. Налоги в США и России [Электронный ресурс]. - URL: http://blog.olegdubas.eom/2015/09/11/taxes-usa-russia/ (дата обращения: 10.11.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Отличительные особенности налоговой системы США [Электронный ресурс]. - URL: http://www.konspekt.biz/index.php?text=3091 (дата обращения: 10.11.2018).

6. Пономарев А.И. Налоговое администрирование в Российской Федерации: учеб. пособие. М. : Финансы и статистика. 2016.

7. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 10.11.2018).

8. Tax Administration in OECD and Selected non-OECD

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.