Научная статья на тему 'Проблема администрирования налога на имущество физических лиц'

Проблема администрирования налога на имущество физических лиц Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
573
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ПРЕФЕРЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Липатова И.В., Мигашкина Е.С.

Целью статьи является теоретическое исследование и практическое обоснование необходимости усиления в будущем роли администрирования налогообложения имущества как неотъемлемого и важного финансового инструмента обеспечения реализации экономической политики государства. В России целесообразно развивать систему прямого налогообложения имущества физических лиц, которая бы базировалась на дифференцированной системе налогообложения, что даст возможность укрепить как фискальную, так и регулирующую роль налога на имущество физических лиц, а также позволит совершенствовать налоговое администрирование данного налога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ADMINISTRATION OF THE TAX ON PERSONAL PROPERTY

The Aim of the article is theoretical study and practical justification of the need to strengthen in the future the role of the administration of property taxation as an integral and important financial tool for ensuring the implementation of the economic policy of the state. In Russia it is expedient to develop the system of direct taxation of property of physical persons, which would be based on a differentiated system of taxation that will give the opportunity to strengthen fiscal and regulatory role of the tax on property of physical persons, and also allow to improve the tax administration of this tax.

Текст научной работы на тему «Проблема администрирования налога на имущество физических лиц»

I. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ. ЖИВАЯ ЭКОНОМИКА

1.1. ПРОБЛЕМА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Липатова И. В., кандидат экономических наук, доцент кафедры налоги и налогообложение Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

lipinna@land.ru

Мигашкина Е. С., кандидат экономических наук, доцент кафедры налоги и налогообложение

Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

emigashkina@mail.ru

Аннотация: Целью статьи является теоретическое исследование и практическое обоснование необходимости усиления в будущем роли администрирования налогообложения имущества как неотъемлемого и важного финансового инструмента обеспечения реализации экономической политики государства. В России целесообразно развивать систему прямого налогообложения имущества физических лиц, которая бы базировалась на дифференцированной системе налогообложения, что даст возможность укрепить как фискальную, так и регулирующую роль налога на имущество физических лиц, а также позволит совершенствовать налоговое администрирование данного налога. Ключевые слова: налоги, налогообложение, налог на имущество физических лиц, доходы физических лиц, налоговая политика, налоговое администрирование, государство, налоговые льготы, преференции.

THE PROBLEM OF ADMINISTRATION OF THE TAX ON PERSONAL PROPERTY

Lipatova I. V., candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of taxes and taxation Work place: the Financial University under the Government of the Russian Federation

lipinna@land.ru

Migashkina E. S. candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of taxes and taxation of Work place: the Financial University under the Government of the Russian Federation

emigashkina@mail.ru

Annotation: the Aim of the article is theoretical study and practical justification of the need to strengthen in the future the role of the administration of property taxation as an integral and important financial tool for ensuring the implementation of the economic policy of the state. In Russia it is expedient to develop the system of direct taxation of property of physical persons, which would be based on a differentiated system of taxation that will give the opportunity to strengthen fiscal and regulatory role of the tax on property of physical persons, and also allow to improve the tax administration of this tax.

Keywords: taxes, taxation, tax on property of physical persons, incomes of physical persons, tax policy, tax administration, state tax breaks and preferences.

Налог на имущество физических лиц существует с древних времен. Еще на Руси брали налог - подворную подать с каждого двора. И существует данный налог до сих пор. В октябре 2014 года вышел Федеральный закон, который внес новую главу в налоговый кодекс. До этого данный налог регулировался Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 (ред. от 02.11.2013) «О налогах на имущество физических лиц», который в настоящий момент утратил свою силу. Теперь данный налог регулируется 32 главой Налогового кодекса.

Необходимость в изменении закона возникла уже давно, так как инвентаризационная стоимость была значительно ниже рыночной стоимости недвижимого имущества. В результате в бюджет не поступали огромные суммы налога, которые собственники имущества должны были заплатить. В большинстве зарубежных стран данный налог играет огромную роль при формировании местного бюджета, но не в России. У нас данная проблема складывается абсолютно противоположным способом. То есть налог играет очень маленькую роль в местных бюджетах, даже в Москве в 2012 году данный налог пополнил бюджет всего на 0,15%1. Что означает что бюджет города Москвы пополняется на 99,85% из других источников. Всего в 2014 году в Москве было собрано 3897,9 тысяч рублей с налога на имущество физических лиц. При этом по данным открытого бюджета уже в 2017 году уровень поступивших налогов в бюджет возрастет в 2 раза2. Что обозначает, что данная реформа уже в скором будущем принесет свои плоды.

1 Источник институт налоговой политики и налогового администрирования www.fa.ru

2 http://budget.mos.ru/income_2016_2018

Но при этом в данном законе остается ряд проблем в администрировании налога, которые необходимо устранить, чтобы общество было довольно, и чтобы налог поступал в казну вовремя и в полном размере.

Президент России Владимир Владимирович Путин одним из важнейших направлений пополнения бюджета на федеральном, региональном и местном уровне выделил улучшение налогового администрирования, а не налоговых ставок. Поэтому проблема администрирования налога на имущество физических лиц актуальна с двух направлений, так как это измененный налог и в нем есть недостатки, которые необходимо контролировать и изменять, и Президент России выделил налоговое администрирование как важнейший инструмент пополнения бюджета на 2014-2016 год и в дальнейшем.

Нововведения в законе

В результате проведенных изменений уровень посту-паемых доходов должен значительно вырасти. А связано это не только с изменением инвентаризационной стоимости на кадастровую, но и с рядом других изменений.

Самое сложное в внедрении нового налога - это то, что необходимо провести кадастровую оценку всего жилого имущества в стране. Это довольно трудная задача, которая стоит перед государством. Расчетом кадастровой стоимости занимается Федеральная служба реестра и картографии (Росреестр). По плану она должны была провести оценку всего имущества уже к 2102 год, а переход к новому налогу предполагался к 2014 году. Но сроки передвинулись, и оценка имущества затянется, по оптимистичным прогнозам, до 2108 года. Но также может продлиться до 2020 года, до полного внедрения нового налога.

При этом оценка имущества происходит по Нидерландской 3Э системе. В которой одинаковые квартиры в одном доме стоят почти одинокого. При этом отличаться они могут если находятся на разных этажах. Так как 1 этаж стоит немного дешевле, чем этажи повыше. Все особенности квартир, пластиковые окна, железные двери и другие вещи, поднимающие цену на квартиру, не рассматриваются.

При этом важную роль играют наличие магазинов, школ, дорог и других удобств. Как далеко они находятся от этого дома и как хорошо устроено уличное пространство для жилья населения. Есть ли детские площадки, парковка около дома, насколько далеко остановка или метро. Качество дорог тоже играет важную роль в оценке стоимости имущества.

Оценку проводит не сам Росреестр он только вносит данные в Государственный кадастр недвижимости и передает эти данные в налоговую службу. Оценкой занимаются специально подобранные властями оценщики, которые по разработанной системе проводят оценку стоимости недвижимости и передают в Росреестр.

Для того, чтобы узнать цену своей квартиры можно обратиться в МФЦ, или на портале Росреестра. Множество людей не согласно с проведенной оценкой и уже урегулировало свои данные без проведения суда. Так как в кадастре могут быть неправильные данные, о размерах квартиры или о благоустройстве, оценка может быть проведена неверно, при этом 70% таких споров не дошли до суда. По данным коллегии адвокатов в 2014 году было рассмотрено 14000 исков о кадастровой стоимости недвижимого имущества, это очень большое значение. При том, что 70% споров решено в досудебном порядке. То есть порядка 50000 человек невольно проведенной оценкой.

При этом еще нет разработанной базы судебных решений.

В связи с тем, что всю кадастровую стоимость рассчитают только к 2020 году, налог будет внедряться постепенно, чтобы постепенно повышать налоговую нагрузку на граждан. В регионах, в которых кадастровая стоимость оказалась намного выше инвентаризационной будет введен коэффициент дефлятор. То есть, сумма налога будет увеличиваться на 20% с каждым годом по сравнению с налогом, который налогоплательщики выплачивали по инвентаризационной стоимости. При этом полную сумму налога они получат только в 2020 году. Новое уведомление с рассчитанным налогам граждане получат уже в 2016 году и оплатить его надо до 1 октября 2016 года.

До введения общеобязательных ставок в 2020 году каждый регион может устанавливать свою собственную ставку.

Полностью проведена оценка имущества уже в 28 регионах нашей страны из 85 регионов всего. Правительство уже ввело новый налог на данных территориях. На настоящий момент проведена оценка всех объектов в Российской Федерации, но в данные еще будут внесены изменения профильными саморегулируемыми организациями. И 4 региона еще не утвердили результаты кадастровой оценки - Татарстан, Дагестан, Кабардино-Балкария и Ленинградская область.

Кроме того, введена обязательная подача информации об имуществе, если человек подаст информацию о имуществе в 2015 году, то за незарегистрированное имущество, за которое он не платил налоги налогоплательщик будет амнистирован. В таком случае закроются дыры среди баз данных налоговых органов, которые были собраны из различных источников, если информация не будет подана вовремя, то с 1 января 2017 года будут введены штрафы, 20% от суммы неуплаченного налога и с каждым годом они будут расти. К тому времени как человек решит встать на учет в налоговом органе ему начислят огромную сумму налогов, штрафов и пени. Поэтому для физических лиц желательно все сделать в скором времени.

Данное действие позволит закрыть дыры в базах данных налоговых органов и при этом люди будут штрафоваться за то, что не уплачивали налог на недвижимое имущество.

Благодаря учету всего имущества ожидается повышение процента налоговых поступлений на 6-10%. Кроме того, такие немаленькие штрафы простимулируют не только налогоплательщиков для сообщения данных о личном имуществе, но и налоговые органы, на поиск незарегистрированных налогоплательщиков.

Теперь уведомления о штрафах и пени за неуплату будут приходить только либо по истечении 3-х лет их неуплаты, либо в случае сбора штрафов до 1500 рублей. До этого приходили письма при получении штрафов в размере 3-50 копеек. При этом затрачивались деньги на отправку писем, около 30 рублей. Следовательно, на отправку данных о штрафах затрачивалась значительная сумма, а возвращались в бюджет 20-30 копеек.

Налогоплательщиками данного налога все также остаются физические лица, при этом увеличиваются налоговые вычеты для всех групп лиц. Предусмотрены налоговые вычеты - 20 кв. м. для квартиры, 10 кв. м. для комнаты и 50 кв. м. для дома. При этом данная льгота не распространяется на дома стоимостью дороже 300 млн. рублей. Данный вычет обозначает, что из общего метража квартиры для целей налогообложения учитывается общий метраж, уменьшенный на размер вычета. При чем данный вычет применяется только к 1 имуществу налогоплательщика, и он сам вправе выбрать к какому имуществу будет применен вычет. При это муниципальные органы вправе сами увеличивать льготу по своему усмотрению, но данной возможностью воспользовался только Ямало-Ненецкий автономный округ, там увеличили вычет для своих домов до 75 кв. м.

Переоценка имущества должна проводиться не реже, чем раз в три года. В городах федерального значения не реже, чем раз в 2 года. Следовательно, налоговый орган намерен часто проводить переоценку имущества. В то время как инвентаризационная стоимость имущества считалась только при его постройке.

Появились новые объекты налогообложения - машино-место, объект незавершенного строительства и единый недвижимый комплекс. При этом новым федеральным законом не вносится объяснений, что такое машино-место и объект незавершенного строительства. Определение единого недвижимого комплекса мы можем найти в Гражданском кодексе. Определение машино-места можно найти в постановлении Правительства Москвы от 17.03.2009 № 206-ПП, как часть земельного участка, предназначенная для размещения 1 автомобиля без прицепа, в пределах отведённого участка. При этом данное постановление не может учитываться на всей территории страны. Новой главой не регулируются правила изъятия имущества.

Ставки на налог в данной главе значительно снижены. И снижены ставки почти в 300 раз. Но на дорогостоящее имущество ценой выше 300 млн. рублей установлена налоговая ставка в размере 2% от стоимости имущества, то есть, вводится налог на дорогостоящее или элитное имущество.

Количество людей, попадающих под льготу в новой версии закона выросло. Если в предыдущей версии закона из-за большого количества групп для льгот, множество налогоплательщиков не платили налог, что приводило к маленькой собираемости налога. Люди находили схемы ухода от уплаты налогов, оформляли жилье на пенсионеров, инвалидов или участников Великой Отечественной войны. В новой версии закона кроме увеличения количества людей, попадающих под льготу, ввели и правило, что под льготу попадает всего 1 вид имущества, за все остальное придется платить в полной мере. Данное решение конечно увеличит уровень поступлений налогов, но незначительно.

Например, если инвалид имеет в собственности 2 квартиры, то льготу он будет получать на одну, а за вторую квартиру ему придется платить полную сумму.

Даже в Москве ожидается увеличение уровня налога в 2 раза. Хотя наибольшее увеличение налога должно произойти в малых и средних городах. Следовательно, там поступления от данного налога через 5 лет увеличатся в разы. В городах с большим количеством собственных домов, поступления налога наоборот снизятся, так как налоговый орган предусмотрел высокие льготы для частных домов - 50 кв. м.

Нововведением является и то, что налог за все недвижимое имущество будет поступать на одной платежной квитанции. То есть налоговый орган должен найти все имущество, которое может находиться в нескольких регионах, посчитать налог и принести квитанцию по одному адресу. Чтобы налогоплательщик получил ее и оплатил.

Опыт зарубежных стран

Данный налог введен в 130 странах мира. При этом в разных странах он играет различную роль.

По данным статистики в экономически развитых странах величина имущественного налога составляет около 70% бюджета муниципальных сборов. Например, в Японии и Англии данный налог составляет 30% от всего собираемого бюджета. Во Франции данный налог собирает в размере 52% бюджета, а в Канаде - 81% бюджета муниципалитета. В Нидерландах, откуда мы взяли систему кадастровой оценки имущества, данный налог собирает 95% поступлений в бюджет. В бюджете всей стране данный налог тоже играет большую роль.

Таблица 1.

Доля поступления налогов на имущество в разрезе налоговых доходов стран Евросоюза, %

СгрШ1ТОД 2007 2008 2009 2010

Великобритания 12.4 15.1 12.5 11.9

Германия 2.3 2.2 2.2 2,2

Франния 7,7 7.5 7.9 8,1

Шб ения 2.4 2.2 2.2 2.3

Испания 8.3 7.3 7 6.7

Австрия 1.3 1.2 1.2 1,2

Дания 3.5 4.1 4.1 4

Италия 4.7 4.1 5.2 4,4

Чехия 1.2 1.2 1.2 1.3

Бельгия 7.1 7 6,9 7,1

Как можно увидеть из таблицы больше всего поступлений в консолидированный бюджет происходит в Великобритании. Там данный налог собирает около 12% всего бюджета. Наименьшее количество поступлений в Австрии и Чехии.

При анализе иностранных систем налогообложения можно выделить несколько принципов, которые их характеризуют:

1. Земля, здания и сооружения являются объектом налогообложения, так как их легко выявить по сравнению с движимым имуществом. Оплачивают налог либо владелец, либо арендатор имущества.

2. Для оценки имущества используется рыночная стоимость данного имущества. В одних странах берется арендная стоимость имущества, в других капитальная, которая является аккумулированной стоимостью объекта на определенную дату. Рыночная стоимость определяется из капитализации дохода самого выгодного использования имущества, либо при изучении продаж и рыночных сделок, последний способ расчет расходов, которые потребовались бы для восстановления имущества. Либо сочетание всех трех методов. Рыночная стоимость определяется по высшей стоимости по которой может быть продано имущество. Данный подход имеет ряд проблем, если имущество используется для целей, которые не могут привести к наивысшей стоимости. В таких случаях налогоплательщик может в судебном порядке оспаривать стоимость.

3. Для оценки имущества для целей налогообложения используется массовая оценка имущества. Оценка происходит по стандартным процедурам расчета. Во всех странах есть системы кадастра, которые учитывают имущество на территории страны. При этом в стране может быть несколько реестров, которые ведутся на различных уровнях, или один общегосударственный реестр. В большинстве стран для хранения и пополнения реестра используются компьютерные технологии. В различных странах доступ налогоплательщиков к базе данных разный. В некоторых странах налогоплательщик не может получить никаких данных из базы. В других же странах налогоплательщику направляется информация в случае изменения данных в базе.

4. Налог в большинстве стран местный, и поступает в местные бюджеты. Но он может быть и федеральным, но при этом распределяется в бюджеты всех уровней.

В Великобритании два налога, налог на имущество физических лиц и налог на коммерческую собственность. Налог рассчитывается по рыночной стоимости недвижимости. Данный налог взимают органы местного самоуправления. Налоговой базой в Великобритании является сумма арендной платы за год.

Во Франции - три различных налога: налог на застроенные участки, налог на незастроенные участки и налог на жилье. При этом налог на жилье и налог на имущество - это абсолютно разные виды налогов, платиться они могут одновременно. То есть, налогоплательщик с одного имущества может платить два вида налога. Налог на застроенные участки исчисляется при помощи коэффициентов, установленных органами местного самоуправления, к половине стоимости арендной платы за год. От данного налога освобождаются физические лица старше 75 лет и лица, получающие пособия от государства.

Налог на незастроенные участки устанавливается в следующем порядке: берется 80% условной арендной платы и умножается на коэффициент, установленный органами местного самоуправления. От уплаты данного налога освобождены государственные участки и участки, предназначенные для сельхоз производства.

Местные органы устанавливают ставки исходя из предполагаемых бюджетных расходов и имеющейся налоговой базы.

В Германии не имеет значения для чего используется жилье, для личного проживания или для производства. Установлена единая ставка для всего имущества в размере 0,35%. Полученный результат уже умножается на местный коэффициент, который может отличаться от 280% до 600% в различных городах. Следовательно, ставка различается от 0,98% до 2,1% в различных городах страны. Средняя ставка для Германии примерно 1,5%. Для физических лиц налог может служить вычетом для подоходного налога, если имущество используется в коммерческих целях или сдается в аренду.

В США нет единого налога, установленного на федеральном уровне. Штаты или города могут сами устанавливать его. Ставка при этом устанавливается из величины расходов бюджета и величины налогооблагаемой базы. То есть местные налоговые органы вправе сами устанавливать этот налог и выбирать налоговые ставки. В среднем по штатам в США ставка 1,4%. Налога поступает в местный бюджет. В некоторых штатах новостройки освобождены от уплаты налога на несколько лет.

Проблемы и пути решения в администрировании данного налога

1. Проблемы в оценке стоимости начинаются с того, что данные, которые есть в Государственном реестре картографии, уже давно устарели. Поэтому деятель-

ность оценщиков часто бывает неправильной, и в результате кадастровая стоимость отличается в несколько десятков раз. В 2001 году в России было введено государственное лицензирование оценочной деятельности. А в октябре 2003 года было принято решение на переход к саморегулированию оценочной деятельности. С тех пор деятельность оценщиков регулируется только законом: Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). При этом множество оценщиков может быть недостаточно квалифицированно для проведения оценки. При этом возвращаться к государственному лицензированию не стоит, в рыночных условиях саморегулирование желательно сохранить.

2. Из-за не отправления уведомления вовремя, сумма в размере 1500 рублей может накопиться очень быстро. Так как есть штрафы в размере 20% за неуплату налога. Теперь данная сумма может набраться за год. При том, что сумма налога первоначальная была 100-200 рублей.

3. Неполная база данных о владельцах квартир и о размере квартир. Предыдущая база данных была собрана из различных источников и набивалась людьми вручную, что привело к ошибкам и путаницам среди налогоплательщиков и объектов налогообложения. Проблема заключается и в том, что люди часто меняют место жительства или переезжают в другое место. В результате квитанции идут в квартиры, где человек уже не проживает и человек не оплачивает налог вовремя. В результате пени и штрафы растут, а человек не знает о поступивших квитанциях. Налоговый орган в дальнейшем должен затратить деньги на поиск налогоплательщика и обратиться в паспортно-визовую службу. Кроме значительных затрат из бюджета, налоги в связи с долгим временем поиска налогоплательщика уплачиваются поздно и не приносят положительного экономического эффекта в нужное время. По состоянию на 2014 год примерная стоимость недоимки составляет 14% от начисленных платежей, для местного бюджета это значительная сумма, которая могла быть направлена на реализацию проектов. Всего в региональные бюджеты не поступило около 75 миллионов рублей. Должникам были направлены уведомления об уплате налога и в случае несвоевременной уплаты данные будут направлены в суд. В таком случае придется нести и судебные издержки.

4. Принцип налогообложения - принцип экономии, по Адаму Смиту. Данный принцип обозначает, что на взимание налога должно быть затрачено меньше денег, чем сама сумма налога. В новой главе налогового кодекса выделена огромная часть налогоплательщиков, которые получают льготы, причем в новой главе их количество увеличено. Но введено условие, при котором человек может применить льготу только к одному недвижимому имуществу. Так налоговый орган затрачива-

ет деньги на регистрацию налогоплательщика, но при этом от этого налогоплательщика деньги не поступают.

5. Введены новые понятия, но при этом по ним не даны определения и разъяснения. Не понятно, что такое машино-место и как с него брать оплату. Не разъяснены понятия единый комплекс или недостроенное имущество. Без разъяснения данных понятий невозможно успешно взимать налог и взаимодействовать с налогоплательщиками. Могут возникнуть разногласия с налогоплательщиками о взимаемых налогах.

6. Могут возникнуть разногласия по недостроенному имуществу. Так как одно здание может быть недостроенным так как там ручку не прикрутили к двери, а в другом здании могут быть не залиты полы и половина строительно-ремонтных работ не закончены. Поэтому надо ввести разграничения по недостроенному имуществу, и налогоплательщики должны сообщать информацию о состоянии строительства здания. В результате неопределенности могут возникать разногласия с налогоплательщиком о размере налога.

7. Возникнут серьезные проблемы с земельными участками, так как границ не имеют 29 миллионов участков. При этом высокая стоимость на межевание имущества. Всего в базе 25,4 тысячи кадастровых инженеров, и данные выложены на сайте Росреестра. Но необходимо определить границы имущества для определения налога.

8. Проблемы налогообложения паевых земель. При регистрации прав на паевые земли не была сохранена информация о владельцах данных земель. Происходила приватизация в 90-е годы. Единственным решением данной проблемы является изъятие земель после прекращения нормативного срока. Кроме того, существует проблема, что паевые земли при приватизации учитывались в баллогектарах. В современных системах учета нет такой единицы измерения. Необходимо провести органами Росреестра переучет данной собственности и сделать перевод из баллогектар в современные системы исчисления.

9. Нет положений, определяющих порядок и правила изъятия земли и недвижимости у собственников. Данная система регулируется другими законодательными актами.

10. Подмена понятий предмет налога и объект налога, в результате подмены выводятся из налогообложения муниципальное жилье, ведомственное жилье, арендаторы участков и самозахваченные участки.

11. Недостаточная квалификация работников в налоговых органах. В связи с низкими заработными платами и плохим отношениям граждан к данным сотрудникам, большинство населения не идет на должности в этом органе. Поэтому они нанимают всех, кто подаст заявки на конкурсной основе. Следовательно, необходимо повысить престиж данной профессии и увеличить уровень заработной платы.

Пути решения проблем:

1. Перейти от неконтролируемых аукционов на проведение кадастровой оценки к государственному конкурсу, в результате которого будут отсеяны компании с недостаточной квалификацией оценщиков. Или все же вернуться к государственному лицензированию оценщиков.

2. При уплате налогов в налоговом органе или при подаче деклараций информировать налогоплательщика о логине и пароле от личного кабинета, где он может лично узнавать о штрафах и начисленных налогах.

3. Положительным явлением может сказаться то, что обязали всех физических лиц предоставить информацию об объектах налогообложения. Положительным явлением является и то, что объявили амнистию в случае сообщения информации налогоплательщиком лично. Введённые штрафы в размере 20% тоже будут стимулировать налогоплательщиков к информированию налоговых органов. Кроме того, можно ввести обязательную подпись при получении письма, это позволит налоговым органам понять проживает ли по данному адресу человек или нет.

4. Ввести минимальный платеж по налогу, чтобы покрывать затраты на регистрацию имущества и налогоплательщиков.

5. Создать единую современную систему для налоговых органов, чтобы защита в данной системе была хорошей. Чтобы никто не смог взломать данную систему и получить доступ к данным всех налогоплательщиков. Предыдущая система уже значительно устарела и не может обеспечить нормальное функционирование и общение всех налоговых органов. Так как внедрение налога будет происходить постепенно до 2020 года и каждый регион вправе устанавливать свои ставки и льготы, то налоговым органам необходимо взаимодействовать, чтобы сообщать информацию о налогоплательщиках, ставках и льготах. Так как вся сумма должна поступать на одной платежке, по одному адресу налогоплательщика.

6. Внести разъяснения в определения машино-место, единый недвижимый комплекс и объект незавершенного строительства. Ввести определенные понятия и ограничения в объект незавершенного строительства.

7. Провести разметку имущества не имеющего определенных границ. Прикрепить имеющийся реестр кадастровых инженеров к кадастровой карте, чтобы точно знать сколько кадастровых инженеров работает в регионе. В данных указать стоимость услуг данного человека. Можно также установить типовые договора подряда на выполнение кадастровых работ и установить сроки выполнения кадастровых работ. Заниматься этим должно министерство экономического развития. При этом кадастровые инженеры должны работать во взаимодействии с кадастровыми палатами. Повысить ответственность за некачественную деятельность кадастро-

вых инженеров, сейчас стоит административный штраф в размере 5000 рублей и наказание в виде дисквалификации, но оно практически не применяется.

8. Разработка требований и вузовская подготовка специалистов в области массовой оценки недвижимости физических лиц.

9. Следующей задачей должно стать расширение прав муниципалитетов в отношении земель и недвижимости.

В работе рассмотрены основные проблемы налогового администрирования налога на имущество физических лиц. И предложены пути преодоления данных проблем. Поставленная гипотеза была подтверждена, область налогового администрирования практически не усовершенствована законодателем и требует своего развития.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Налоговый кодекс

3. Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»

4. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 13.06.2013 г. «О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах»;

5. Истомина Н. А. Налоговое регулирование финансовой базы местных бюджетов как элемент межбюджетных отношений и бюджетного планирования в регионе // Финансы и кредит. 2011. № 44. С. 66.

6. Краснобельмова А.В. Проблемы администрирования местных налогов // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 5. С. 116-120.

7. Мигашкина Е.С. Реформирование налога на имущество физических лиц и его влияние на доходы бюджета.// Экономика, Налоги. Право. - 2016, № 1, с. 135.

8. Налогообложение физических лиц: Учебное пособие для подготовки бакалавров (рекомендовано УМО в качестве учебного пособия) - М.: Финуниверситет, 2012. 212 с.

9. Источник институт налоговой политики и налогового администрирования www.fa.ru

10. http://gradoteka.ru/

11. http://www.nalog.ru/rn77/news/smi/5282884/

12. http://allrefs.net/c7/1u2r8/p5/

13. http://xn--50-6kcm3bkj.xn--p1ai/news/388-220120151

14. http://taxpravo.ru/novosti/statya-47692-o_nalogah_na_

imusch estvo_fiz

15. http://www.irn.ru/gd/?class=all&type=1&period= 3&step=week&grnum=1&currency=0

16. Куликов В. По ценам небоскребов // Российская газета. №6603 (32).

17. http://studme.org/1317020420957/ekonomika /nalogooblozhenie_imuschestva_zarubezhnyh_stranah

18. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

19. http://ksob.spb.ru/media/uploads/docs/ nalo-gi_09_12_14.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.