Пырков О.А. Соотношение религии и правового сознания
кодекса. Основные начала уголовного кодекса. — СПб., 1867 — Т. I. — С. 328.
10. См.: Ильин И.А. О сущности правосознания: В 2 т. / И.А. Ильин. — М., 1993. — Т. I. — С. 34.
11. См.: Нерсесянц B.C. Философия права. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2008. — С. 44.
12. См.: Иванюк О.А. Практика рассмотрения религиозно-правовых споров // Административное право. — 2011. — № 2. — С. 73—78.
13. Глава 54 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2011, с изм. от 15.12.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 1. — Ч. 1. — Ст. 3.
14. Ст. 117 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
15. Ст. 5.26. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 31.01.2012) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1. — Ч. 1. — Ст. 1.
16. Преамбула Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 01.07.2011) // СЗ РФ. — 1997. — № 39. — Ст. 4465.
17. Гарваген Л.Л. Обязанности как основание права. — СПб., 1908. — С. 200.
18. См.: Капустин H.C. Особенности эволюции, религии (на материалах древних верований и христианства). — М., 1984. — С. 126.
19. См.: Васильев Л.С. История религий Востока: Учебник для студентов вузов. — М., 2001. — С. 59.
20. См.: Кальной И.И. Философия для аспирантов: Учебник / И.И. Кальной, Ю.А. Сандулов; Под ред. И.И. Кального. — 3-е изд., стер. — СПб., 2003. — С. 16.
21. См.: Кислюк К.В. Религиоведение / К.В. Кислюк,
О.Н. Кучер. — Ростов-на-Дону, 2004. — С. 76.
22. См.: История религии: В 2 т. / Под общ. ред. И.Н. Яблокова. — М., 2003. — С. 104.
23. James W. The Varieties of Religious Experience: A Study in Human Nature Being the Gifford Lictures on Natural Religion Delivered at Edinburgh in 1901—1902. — P. 210.
24. Компенсация от латинского compensatio — возмещение. См.: Подосинов А.В. Русско-латинский словарь / А.В. Подосинов, А.М. Белов. — М., 2002. — С. 78.
25. См.: Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. — М., 2006. — С. 353.
26. См.: Религиоведение / Под. ред. М.Я. Ленсу, Я.С. Яскевич, В.В. Кудрявцева. — Минск, 2003. — С. 366.
E.O. Шкарин
Шкарин Евгений Олегович — главный специалист-эксперт правового отдела ИФНС России по Ленинскому району
г. Нижнего Новгорода
E-mail: Shkarin [email protected]
Налог на землю в России конца XIX — начала XX века и в современной Российской Федерации
В статье описаны основные этапы развития поземельного налогообложения в Российской империи конца XIX — начала XX века и современной Российской Федерации. Выявлены основные закономерности
развития налогообложения земли в рассматриваемый период. Предложены рекомендации по дальнейшему совершенствованию земельного налога.
The article describes main phases of land taxation development in Russian Empire at the end of XIX century— at the beginning of XX century and in modern times. The fundamental mechanism of development
of land tax in concerned period is revealed. Improvement of land tax is proposed.
Обложение налогом такого недвижимого имущества, как земельный участок, является одной из древнейших форм налогообложения и играет значительную роль в налоговых системах различных государств. Подобное положение вещей обусловлено несколькими факторами. В первую очередь, тот факт, что налогоплательщик имеет в собственности либо владеет и пользуется земельным участком на ином праве, указывает на его платежеспособность и состоятельность. Кроме того, оценить доход от земельной собственности гораздо легче, чем какой-либо другой вид дохода. И, наконец, зна-
чительно облегчает налоговое администрирование то обстоятельство, что вести учет земельных участков достаточно просто, поскольку собственнику затруднительно скрыть подобный объект налогообложения.
Следует отметить, что во всех западноевропейских странах налог на землю был преобладающей формой реального налогообложения. На первых этапах развития поземельного налогообложения такой налог уплачивал владелец земельного участка, получавший доход от земли. Наиболее распространен был способ налогообложения земли
по величине земельных участков. При этом единицей меры налога были плуг, соха или рало (в зависимости от орудий обработки земли). Как правило, за единицу меры принимался земельный участок, который в состоянии обработать человек одним плугом. Объектом налогообложения налога на землю служили земельные участки, а субъектом — ее собственник. Источником налога в большинстве случаев являлся доход от земли (поземельная рента). Так, к примеру, в Англии налог взимался в размере четырех шиллингов с каждого фунта стерлингов арендной платы, поступившей в пользу собственника.
Российская система налогообложения конца XIX— начала XX века также включала в себя налог на земельные участки, который являлся основным элементом прямой системы налогообложения. Как справедливо отметил в тот исторический период И.М. Кулишер, «в системе реального обложения поземельный налог — глава и основа, наиболее яркий выразитель системы»1.
Изначально отечественный налог на землю в рассматриваемый период назывался государственным поземельным налогом. Он был введен в 1875 году Положением от 10 декабря 1874 года «О прекращении отдельного существования государственного земского сбора и присоединения его, с 1875 года, к общим государственным доходам»2. Предшественником данного налога был государственный земской сбор, взимавшийся с 1 января 1853 года.
Объектом обложения государственного поземельного налога являлись все земли, облагаемые на основании Устава «О земских повинностях» местными сборами. Таковыми были «удобные» (имеющие сельскохозяйственное назначение) земельные участки и лес. Не являлись объектом налогообложения земли, временно освобожденные от налога в льготном порядке; территории под церкви, кладбища, школы, здания благотворительных и общественных организаций, а также бесхозные местности.
Ставка государственного поземельного налога зависела от величины, качества и месторасположения земельного участка.
По величине земли различались на большие наделы (10 и более десятин), средние (от 2 до 10 десятин) и малые (до 2 десятин). С больших наделов взыскивался сбор в размере 4 рублей, со средних— 2 рублей, с малых — 1 рубля.
В зависимости от качества земли подразделялись:
1) на усадебные земли, сады и пр., а также лучшие земли, засеиваемые пшеницей;
2) земли среднего качества для выращивания ржи;
3) земли, предназначенные для заготовки сена;
4) леса, пастбища и земли низшего качества, засеиваемые раз в 3—6 лет.
При рассмотрении качества земли учитывалось положение земельных участков на территории Рос-
сийской империи. Наивысший размер налога составлял 1 рубль 4 копейки с десятины, а наименьший — 6 копеек3.
Общая сумма налога с каждой губернии и области определялась (с утверждения министра финансов) умножением общего числа десятин подлежащей обложению земли на средний по губернии или области оклад налога с десятины «удобной» земли и леса, утверждаемый в законодательном порядке. Размеры этих окладов колебались от четверти копейки (для не хлебородной Архангельской губернии) до 17 копеек (в черноземной Курской губернии)с десятины.
Государственный поземельный налог, назначенный на земскую губернию, распределялся губернским земским собранием между уездами исходя из ценности и вмененной доходности земель. Впоследствии сумма налога распределялась земской уездной управой по отдельным владельцам земель. В неземских губерниях распределением налога занималось соединенное присутствие губернского распорядительного комитета и губернского по крестьянским делам присутствия. Таким образом, на установленный законом размер обложения для каждой губернии накладывался установленный местными органами власти принцип определения вмененной доходности земель. В результате каждый отдельный налогоплательщик мог платить поземельный налог как выше, так и ниже ставки, устанавливаемой законом для губернии в целом, в зависимости от вмененной доходности принадлежащих ему земель.
Забегая вперед, необходимо отметить, что идея учета вмененных доходов плательщика при налогообложении земли актуальна и в настоящее время. Не секрет, что доходность от использования земельных участков может значительно отличаться у различных налогоплательщиков. В целях справедливости налогообложения следует учитывать этот фактор.
Налоговый период у поземельного налога составлял один год и был поделен на два отчетных периода, во время которых уплачивались налоговые платежи: весной и осенью в течение одного месяца.
Государственные доходы от налога были относительно невысоки. Так, в 1893 году доходы от поземельного налога составили 17,29 млн рублей4. При этом доля налога на землю в российском бюджете была незначительной и не достигала 1,5% от общих поступлений налоговых платежей.
На основании манифеста 1896 года ставки поземельного налога были снижены на 50% сроком на 10 лет. В связи с этим существенно упали и сборы налога. В 1901 году доходы от него составили 9,87 млн рублей5.
Основным источником для уплаты налогоплательщиками поземельного налога в Российской империи служил доход от использования земли. Этим и объясняется то обстоятельство, что успешность поступления поземельного налога напрямую
Шкарин Е.О. Налог на землю в России конца XIX — начала XX века и в современной Российской Федерации
Шкарин Е.О. Налог на землю в России конца XIX — начала XX века и в современной Российской Федерации
зависела от урожайности, так как на основные доходы крестьянского двора влияло количество и качество агропродукции, а также цена на нее6.
После Октябрьской революции 1917 года советская власть пыталась использовать старую налоговую систему. Предпринимались попытки учитывать уцелевшие объекты налогообложения. Однако подобные усилия, в том числе попытка взимать поземельный налог, потерпели неудачу. Это произошло вследствие того, что в стране шел быстрый процесс разрушения налогового аппарата — казенных палат, податной инспекции, акцизных управлений. Кроме того, поземельный налог оказалось невозможным взимать, поскольку произошла конфискация помещичьих земель и распределение их среди крестьян, что означало ликвидацию объектов налогообложения. Этим обусловлено то обстоятельство, что на первых этапах развития советского государства место налогов, в том числе и налога на землю, заменили конфискации и ревизии с имущих классов.
1 июля 1981 года в СССР был введен земельный налог. Данный прямой местный налог взимался с кооперативных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан СССР, иностранных физических и юридических лиц и лиц без гражданства, которым в установленном законом порядке были выделены земельные участки. От уплаты налога освобождался достаточно широкий круг юридических и физических лиц, в том числе колхозы, пенсионеры и т. д.7
Однако полноценное возрождение налогообложения земли в России связано с принятием Закона РСФСР от 11 октября 1991 года № 1738-1 «О плате за землю» (далее — Закон о плате за землю)8. Данный закон устанавливал, что использование земли в РСФСР (РФ) является платным, а формой платы за землю, наряду с арендной платой и нормативной ценой земли, является земельный налог. Таким образом, история развития института земельного налога в России оказалась дискретной. Это создает предпосылки для использования в исследовании налога на землю в России конца XIX — начала XX века и в Российской Федерации методологии хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения9.
На первом этапе возрождения земельного налога его плательщиками являлись собственники земельных участков, а также землевладельцы и землепользователи. Согласно первоначальному варианту Закона о плате за землю средние ставки земельного налога по экономическим районам РСФСР устанавливались Верховным Советом РСФСР. После распада СССР в Закон о плате за землю были внесены изменения, согласно которым ставки налога определялись на основании приложений к вышеназванному закону.
Закон о плате за землю предусматривал освобождение от налогообложения определенных категорий налогоплательщиков. Так, не являлись налогоплательщиками заповедники, национальные
парки, ботанические сады, учреждения здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения. Существовали и иные изъятия из налогообложения.
Необходимо отметить, что размер земельного налога не зависел от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей. Налог устанавливался в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год10.
Земельные участки, находившиеся в собственности, владении, пользовании и облагаемые земельным налогом, в соответствии с Законом о плате за землю подразделялись на два вида: земли сельскохозяйственного назначения и земли несельскохозяйственного назначения. Кроме того, при налогообложении земель сельскохозяйственного назначения выделялись две группы налогоплательщиков.
В первую группу входили колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяй-ственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия. Они уплачивали только земельный налог, все остальные виды налогов по отношению к ним не применялись.
Ко второй группе относились сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. Такие предприятия, кроме земельного налога, уплачивали и другие налоги в установленном порядке.
Учет налогоплательщиков земельного налога производился на основании списков, которые велись районными, городскими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству в границах земель, переданных в ведение соответствующего органа местного самоуправления. Первичные списки составлялись по состоянию на 1 января соответствующего года и передавались в налоговые органы.
Характеризуя в целом правовую основу расчета и взимания земельного налога в период с 1991 по 2005 годы, следует отметить отсутствие систематизации нормативно-правового материала. Так, соответствующие нормы были сосредоточены в многочисленных «непрофильных» правовых актах. Также отсутствовала четкая программа реформирования налогового законодательства, на региональном уровне проходили многочисленные «налоговые эксперименты»11.
1 января 2005 года Федеральным законом от 29 ноября 2004 года № 141-ФЗ был признан утратившим силу Закон о плате за землю в той части, в которой он регулировал уплату земельного налога. Одновременно в Налоговый кодекс РФ была введена 31 глава, регламентирующая порядок взимания земельного налога и действующая в настоящее время.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ современный отечественный земельный налог относится к категории местных налогов. Земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать на основании Налогового кодекса РФ и нормативных правовых актов о налогах представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов.
Согласно новому правовому регулированию местные органы власти наделяются, в соответствии с пунктом 2 статьи 387 НК РФ, правом определять ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, а также порядок и сроки его уплаты. Также органы местного самоуправления вправе устанавливать налоговые льготы, дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории земель и не устанавливать отчетные периоды в рамках налогового периода. Иные элементы налога органами местного самоуправления изменяться не могут.
В соответствии со статьей 338 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками современного земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Следует отметить, что указанный перечень прав является исчерпывающим, что не позволяет облагать налогом лиц, у которых земля находится на ином праве, таком, например, как безвозмездное срочное пользование (ст. 24 Земельного кодекса РФ)12.
Статья 395 Налогового кодекса РФ устанавливает категории налогоплательщиков, освобожденных от уплаты земельного налога. Так, не уплачивают налог организации и учреждения уголовноисполнительной системы Минюста России (по землям, используемым непосредственно для возложенных на них задач), религиозные организации (по земельным участкам, на которых находятся сооружения религиозного назначения), общероссийские общественные организации инвалидов (по землям, используемым данными организациями для осуществления их уставной деятельности) и т. д.
В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. При этом земельным участком признается часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами. Для того чтобы установить границы земельного участка, как правило, используются землеустроительная документация, материалы межевания объектов
землеустройства, карты, планы объектов землеустройства, утвержденный внутрихозяйственный землеустроительный проект13.
Налоговой базой современного российского земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель»14. Результаты данной оценки утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального кадастрового агентства.
В соответствии с правилами проведения государственной кадастровой оценки земель данная оценка основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. При этом учитываются статистические данные о рыночных ценах на землю, размер расходов, необходимых для сохранения и поддержания ценности земельных участков, и иные методы оценки стоимости недвижимости.
Представляется, что определенным недостатком современного земельного налога является отсутствие учета доходности земли при налогообложении. Учет доходов налогоплательщика при определении итоговой суммы налога позволил бы сделать земельное налогообложение более справедливым и повысить доходы бюджета от земельного налога за счет налогоплательщиков, получающих значительные доходы от землепользования (владельцев торговых центров и т. п.).
В соответствии с действующим налоговым законодательством налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговым органом.
В настоящее время для отдельных категорий налогоплательщиков — физических лиц — предусмотрен налоговый вычет в размере 10 тысяч рублей, который уменьшает налоговую базу земельного налога. К таким налогоплательщикам, в частности, относятся герои Советского Союза и России, инвалиды I и II группы, ветераны Великой Отечественной войны и т. п.
Ставка налога устанавливается законами представительных органов муниципальных образований и не может превышать 0,3%, а для некоторых категорий земель — 1,5%.
Шкарин Е.О. Налог на землю в России конца XIX — начала XX века и в современной Российской Федерации
Шкарин Е.О. Налог на землю в России конца XIX — начала XX века и в современной Российской Федерации
Современный земельный налог приносит государству относительно невысокий доход. Так, за период с января по апрель 2010 года было собрано 39 млрд рублей от поступлений по данному налогу, что составило около 1,5% совокупных доходов бюджета от налогов. За аналогичный период 2011 года прибыль от земельного налога составила 45,2 млрд рублей или 1,4% доходов бюджетов всех уровней от налогообложения15.
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что история налогообложения земли в России с конца XIX века и до настоящего времени носит дискретный характер и ее можно условно поделить на три периода:
1) дореволюционный период;
2) советский период, в котором земельный налог, по сути, прекращает свое существование;
3) период возрождения полноценного налогообложения земли (с 90-х годов XX века по настоящее время).
Можно установить следующие закономерности развития налогообложения земли в России во второй половине XIX — начале XX века и современной Российской Федерации.
1. В России во второй половине XIX века налог на землю был одним из основных элементов прямой системы налогообложения. В современной Российской Федерации земельный налог такой роли не играет, относится к местным налогам и его введение на территории определенного муниципального образования зависит от волеизъявления местных органов власти.
2. В дореволюционный период развития налогообложения земли в России источником поземельного налога в подавляющем большинстве случаев служил доход налогоплательщика от земли, а размер налога определялся не только на основании ставок, но и согласно принципу вмененной доходности земельных участков. Современный российский земельный налог не зависит от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика.
3. Во второй половине XIX — начале XX века размер налога зависел от величины и качества земельных участков, а также их местонахождения. Современный земельный налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земли. Впрочем, местоположение земельного участка сейчас также имеет значение, поскольку ставки налога в различных муниципальных образованиях могут отличаться.
4. Налогообложение земли, как в дореволюционной, так и современной России приносило и приносит государству относительно небольшой доход, вклад которого в бюджет был и остается незначительным.
С учетом исторического опыта взимания земельного налога можно дать следующие рекомендации по его дальнейшему совершенствованию.
Представляется возможным увеличить собираемость земельного налога за счет налогоплательщиков, получающих значительные доходы от земельных участков (владельцев торговых центров и т. п.). Для достижения этой цели предлагается учитывать при расчете налога для данных налогоплательщиков вмененный доход от использования земель, размер которого устанавливается органами местного самоуправления. При этом законодательно следует закрепить положение о том, что налоговая база по данной категории налогоплательщиков должна составлять кадастровую стоимость земельного участка, но сумма налога не может быть менее определенного процента от вмененного дохода налогоплательщика от землепользования.
Примечания
1. Кулишер И.М. Очерки финансовой науки. — Вып. 2. — Петроград, 1920. — С. 36.
2. ПСЗ РИ 2. — Т. XUX. — № 54144.
3. См.: Рязанцев Д.Б. Налоговая система России во второй половине XIX — начале XX века (историко-правовой аспект): Дис... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2004. — С. 71.
4. См.: Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. — М., 2002. — С. 304.
5. См.: Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. — М., 2008. — С. 201.
6. См.: Кравцова Е.С. Модернизация налоговой системы России: 1885—1917 гг.: Автореф. дис... д-ра ист. наук. — Курск, 2010. — С. 31.
7. См.: Мешалкин В.И. Земельный налог в России. — М., 2009. — С. 102.
8. Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1991. — № 44. — Ст. 1424.
9. Подробнее см.: Демичев А.А. Хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение как направление современной юридической науки // История государства и права. — 2010. — № 16. — С. 2—7.
10. См.: Скрябина О.Л. Землепользование и земельные платежи // Финансовая газета. Региональный выпуск. — 1999. — № 19. — С. 8.
11. Зырянова Т.В. Отечественный и зарубежный опыт порядка исчисления земельного налога / Т.В. Зырянова, Е.М. Кот // Международный бухгалтерский учет. — 2010. — № 16. — С. 29.
12. См.: Тютин Д.В. Налоговое право: Курс лекций. — М., 2009. — С. 378.
13. См.: Сорокин А.В. Комментарий к главе 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ. — М., 2009. — С. 122.
14. СЗ РФ. — 2000. — № 16. — Ст. 1709.
15. Поступление администрируемых доходов в консолидированный бюджет РФ, в том числе в федеральный бюджет // www.nalog.ru/nal_statistik/analitika/budjet