УДК 336.22
Экономические науки
Букина А. С., студент 2 курс, Институт теоретической экономики и
международных экономических отношений, СГЭУ Рахимова А. Р., студент 2 курс, Институт теоретической экономики и международных экономических отношений, СГЭУ Черноусова Ксения Сергеевна, научный руководитель, к.э.н., доцент кафедры налогов и налогообложения, Россия, г. Самара
НАЛОГ НА САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН: ЭКСПЕРИМЕНТ В РОССИИ, АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ
Аннотация: В данной статье рассматриваются последствия введения Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Анализируются различные точки зрения на данное нововведение, исследуются результаты социологических опросов.
Ключевые слова: государственное регулирование, налоговое законодательство, самозанятость, профессиональный доход.
Annotation: This article discusses the implications of the introduction of the Federal Law of 27.11.2018 N 422-ФЗ "On the experiment to establish a special tax regime" Tax on professional income "in a federal city of Moscow, in Moscow and Kaluga regions, as well as in the Republic of Tatarstan (Tatarstan). " Different points of view on this innovation are analyzed, the results of sociological surveys are investigated.
Keywords: government regulation, tax legislation, self-employment, professional income.
В России количество граждан, которые не платят налоги, исчисляется миллионами. По данным Росстата, в настоящее время число занятых в неформальном секторе экономики варьируется от 13 до 25 миллионов трудоспособных граждан России, которые не работают по трудовому договору и не ведут легальный бизнес. Вполне естественно, что эти граждане занимаются какой-либо другой деятельностью, способствующей получению дохода. Следовательно, такая деятельность и доходы не поддаются контролю, и, соответственно, государство не получает налогов. Для легализации соответствующих категорий граждан был разработан совершенно новый налоговый режим «Налог на профессиональный доход», который вступил в силу с 1 января 2019 года до 31 декабря 2028 года. В результате пилотный проект был запущен в четырех регионах России — это Москва, Московская область, Республика Татарстан и Калужская область.1
Самозанятость представляет собой способ получения необходимого для жизни дохода в качестве вознаграждения за свой труд в отличие от наемной работы непосредственно от заказчика. К самозанятым можно отнести граждан, которые получают доход самостоятельно, не являясь индивидуальными предпринимателями, лично оказывая без привлечения работников другому физическому лицу услуги для личных, домашних или иных нужд, продают что-то, произведенное собственноручно.2 Такие услуги могут быть связаны с самой разнообразной деятельностью, оказывая которые люди имеют полное право получать оплату за свой труд. После подписания нового законопроекта в 2018 году в список сфер деятельности, относящихся к «самозанятости» были включены 63 вида: фрилансеры (web-дизайнеры, SMM-специалисты и пр.); специалисты по ремонту техники или одежды; мастера строительно-отделочных работ, которые не требуют сертификации; частные парикмахеры; частных видео операторы и фотографы и др.
1
Налоговый Кодекс Российской Федерации
2 Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pfrf.ru/strahovatelyam/samozaniatoe/kto otnos (дата обращения: 17.04.2019)
Таким образом, государство поставило перед собой цель легализовать и вывести самозанятых из тени и поставить их на учет, что в перспективе приведет к снижению уровня теневой экономики в РФ. По этой причине был запущен экспериментальный проект, предполагающий регистрацию самозанятых и их налогообложение в дальнейшем.
Так, по предложению Министерства финансов новая система налогообложения самозанятых, если их доход заключен в пределах от 2,4 до 10 млн руб. в год, будет выглядеть следующим образом:
• 3% от заработка для тех, кто оказывает услуги физическим лицам;
• 6% от заработка для тех, кто работает с компаниями и
3
юридическими лицами.
Процесс налогообложения для самозанятых начинается с момента их регистрации в налоговом органе. Главным плюсом данной реформы является отсутствие фиксированной ставки налога - он должен быть уплачен лишь с тех доходов, которые прошли через его банковский счёт или карту. В дальнейшем в качестве одного из рычагов воздействия на недобросовестных налогоплательщиков рассматривается запрет на пересечение ими границы Российской Федерации. Однако у самозанятых есть определенные основания зарегистрироваться и уплачивать данный налог: он обеспечит предпринимателям свободу рекламы своего бренда без опасений штрафов за нелегальную деятельность. Бонусом послужит предоставление налогового капитала в объеме равном десяти тысяч рублей, которые поначалу будут применяться с целью погашения налога, а также зарегистрированным лицам не придется уплачивать НДС и НДФЛ.4
Для того чтобы новый налог имел место быть, нужно сначала выявить граждан, которые до сих пор работают на себя, не оформив свой бизнес как официальный. Вследствие этого Министерством труда и социальной защиты
3 Мельникова Н. П. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие для академического бакалавриата / Н.П. Мельникова. — 2-е изд., пер. и доп.—М.: Юрайт, 2018. — 317 с.
4 На что могут рассчитывать самозанятые? // Контур. Журнал. [Электронный ресурс]. URL: https://kontur.ru/articles/4818 (дата обращения 21.04.2019)
РФ были разработаны несколько способов осуществления контроля над доходами населения.
Сбор информации о доходах россиян будет вестись налоговой службой через кассовые аппараты, а также электронные платежные средства. Также ведомство планирует сотрудничать с коммунальными службами, которые будут отчитываться о трудоспособном населении, которое не платит страховые взносы и подоходный налог.
Еще один способ контроля - через платформы по поиску различных профессионалов и служб такси.
Кроме того, доходы самозанятых будут отслеживаться через социальные сети, электронные переводы, объявления в газетах и на различных интернет-площадках.
Чтобы упростить регистрацию новой категории налогоплательщиков, законодатели предложили разработать специальное мобильное приложение. Биометрическая идентификация будет осуществляться путем сканирования паспорта индивидуального предпринимателя. Кроме того, с помощью данного приложения возможна регистрация продаж (наличных или безналичных), и по фиксированной налоговой ставке уплата налога на полученный доход. Электронный чек, выданный приложением, будет интегрирован в единый фискальный чек, собранный ФНС по всей стране. Процедура регистрации и удержания налогов сведена к минимуму: достаточно будет скачать мобильное приложение Федеральной налоговой службы «Мой налог», где налогоплательщик формирует чек на свой доход.5
В качестве стимула для того, чтобы выйти из тени самозанятости, Министерство финансов предлагает своего рода кешбэк для потребителей услуг. Лица, которые заплатили за услугу, например, репетитора, смогут получать определенное количество баллов посредством электронного чека на свой личный счет налогоплательщика, а затем использовать их для уплаты
5 Налоги для самозанятых: кого коснется и как будет работать закон // ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/news/28794 (дата обращения 23.04.2019)
налогов - например, транспорта или налога на имущество. Таким образом, покупатели будут мотивировать продавцов показывать свои доходы налоговым органам6.
Для убедительности серьезных намерений депутаты предложили штрафовать незарегистрированных самозанятых на всю сумму дохода. На первый раз — 20%, а вот при повторной провинности — 100% дохода.
Если говорить про пенсионный фонд, то для самозанятых граждан с этого налога ничего не идет, то есть стаж не засчитывается и пенсионные накопления не растут. В данном случае пенсия может быть только социальной.
Социологи Фонда «Общественное мнение» провели опрос среди граждан
о
РФ об их отношении к новому закону о налоге для самозанятых.
Данная диаграмма (рис. 1) отражает, какой процент респондентов является самозанятым, и есть ли такие люди среди знакомых опрошенных людей.
^ такие люди есть, и я сам самозанятый
- такие люди есть, но я сам не самозанятый
и таких людей нет, но я сам самозанятый
^ таких людей нет, и я сам не самозанятый
и затрудняюсь ответить
рис. 1
6 Черноусова К.С., Васильева В. С., Зайцева М. В., ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ОТТОК КАПИТАЛА ИЗ РОССИИ И НАЛОГОВУЮ СИСТЕМУ СТРАНЫ - РОССИЙСКАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ - Сборник научных статей I Всероссийской заочной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Самарского государственного экономического университета. СГЭУ, 2016. - С. 238242.
7 Налог для самозанятых: сложные вопросы // Т-Ж. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.tinkoff.ru/news/samozanyatye-slozhno-.. (дата обращения 23.04.2019)
8 Налог для самозанятых: сайт Фонда «Общественное мнение». [Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru/posts/14141 (дата обращения: 21.04.2019)
Исходя из данных представленной (рис.1) можно сделать вывод о том, что наибольшая часть опрошенных - это люди, которые не являются самозанятыми и которые уверены в том, что среди их знакомых таких людей тоже нет.
рис. 2
Помимо этого, важным примечанием является то, что многие опрошенные вообще не знали до участия в опросе о таком нововведении в налоговой системе. По данным опроса (рис. 2) о введении налога на самозанятых знают только 15% респондентов. Половина опрошенных слышит о таком налоге впервые.
Уза против
рис. 3
Мнения о том, стоило ли вводить налог на самозанятых, среди опрошенных разделились, причем практически пополам (рис.3). Аргументов достаточно у каждой стороны проголосовавших. Проголосовавшие «за» аргументируют свою точку зрения так:
• все граждане без исключения обязаны уплачивать налоги;
• с принятием этого закона у государства появится источник дополнительного дохода;
• любая работа должна быть официальной и легальной, а введение нового закона сможет это обеспечить;
• сумма налога небольшая;
• этот налог обеспечит пенсией всех граждан, так как с принятием закона денег у государства станет больше.
Тем не менее, высказавшиеся «против» введения налога уверены в том,
что:
• люди подрабатывают от нужды, чтобы выжить, а государство хочет забрать у них жизненно необходимые деньги;
• 4% - это большая сумма для самозанятых;
• это не поможет бюджету;
• государство не способствует созданию благоприятных условий работы для самозанятых;
• у самозанятых маленькие заработки, им сложно платить налог;
• самозанятые начнут скрывать свой доход;
• это приведет к повышению цен на услуги самозанятых;
• самозанятые перестанут оказывать свои услуги, им станет это не выгодно;
• непонятно, почему самозанятые за свой труд должны платить, ведь
9
государство ничего для них не делает.
Тем не менее, по итогам опроса населения России, согласны на введение закона лишь 42% граждан, однако большая же часть всё же против такой реформы.
9
Смирнов С. В. Понятие самозанятости. Введение налога на профессиональный доход как налоговый эксперимент // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 291-293. — URL https://moluch.ru/archive/233/54166/ (дата обращения: 25.04.2019)
Следующая диаграмма (рис. 4) показывает мнение людей о том, многие или немногие самозанятые воспользуются возможностью официально зарегистрировать свои услуги.
Многие или немногие самозанятые воспользуются возможностью официально зарегистрировать свои услуги?
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%
н многие в немногие затрудняюсь ответить
рис. 4
Как можно заметить, даже несмотря на вступление в силу законопроекта о налогообложении самозанятых, граждане уверены, что большинство занятых в неформальном секторе экономики не станут регистрировать свою деятельность официально. Это связано с тем, что, несмотря на все преимущества и привилегии, которые обеспечит введение этого налога, на данный момент он имеет больше отрицательных сторон.
Однако, на вопрос о том, должно ли государство стремиться к тому, чтобы все самозанятые платили налоги со своего дохода, статистика отражает обратный эффект: большинство опрошенных людей убеждено в том, что должно (рис. 5).
Должно ли государство стремиться к тому, чтобы все самозанятые платили налоги со своего дохода?
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%
-I должно И не должно затрудняюст ответить
рис. 5
Такие результаты статистики говорят о том, что граждане считают налог на профессиональный доход по своей сути разумным, однако в силу недоверия к государству или его бездействия в плане развития благоприятных условий по отношению к самозанятым, в данных условиях на современном этапе они считают введение этого налога нецелесообразным10.
Факт появления реестра самозанятых граждан непосредственно связан с тем, что получаемые ими средства не облагаются налогом. Следовательно, ни государственный бюджет, ни Пенсионный фонд, ни Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не пополняются. Что касается перспектив самих самозанятых, их деятельность может привести к тому, что они в будущем вовсе останутся без пенсии11.
Таким образом, идея с налогом на самозанятость требует определенного позиционирования и разъяснений. Для того чтобы привлечь самозанятых к уплате налога, государству необходимо разработать четкую систему мотиваций. Потребуется приложить немало усилий, чтобы доказать населению, почему необходимо, чтобы частные парикмахеры, репетиторы, няни и, наконец, мастера ногтевого сервиса вышли из тени, потому что, как показывает статистика, для многих это пока ещё остается непонятным.
10 Малис Н. И. Налоговая политика государства. — М.: Юрайт, 2015. — 388 с.
11 Черноусова К.С., Булгакова Т. Ю. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ//РОССИЙСКАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ - Сборник научных статей I Всероссийской заочной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Самарского государственного экономического университета. СГЭУ, 2016. - С. 232-238
В заключение хотелось бы отметить, что обсуждаемый ФЗ влечёт для населения скорее негативные последствия, чем положительные, в силу того, что его появление не будет способствовать переходу граждан из «теневого» бизнеса в легальный, т.к. подобный переход не приносит последним ощутимых льгот. Наряду с этим у самозанятых граждан появляется ещё одна причина конспирировать свою деятельность - ведь теперь она будет преследоваться по закону, правда, на данный момент не совсем ясно, нормами какого права будут регулироваться подобные правоотношения: уголовного или административного. Таким образом, введением налога на профессиональный доход государство стремится привлечь дополнительные денежные средства в бюджет, путём обложения налогом самозанятых граждан, что, по мнению авторов статьи, является негативным фактором для развития профессиональной деятельности граждан, а также всей модели рыночной экономики в целом.
Библиографический список:
1. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pfrf.ru/strahovatelyam/ samozaniatoe/kto_otnos (дата обращения: 17.04.2019).
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации.
3. Мельникова Н. П. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие для академического бакалавриата / Н. П. Мельникова. — 2-е изд., пер. и доп.—М.: Юрайт, 2018. — 317 с.
4. Малис Н. И. Налоговая политика государства. — М.: Юрайт, 2015. — 388 с.
5. Налоги для самозанятых: кого коснется и как будет работать закон // ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. [Электронный ресурс]. URL: http://duma. gov.ru/news/28794 (дата обращения 23.04.2019).
6. На что могут рассчитывать самозанятые? // Контур. Журнал. [Электронный ресурс]. URL: https://kontur.ru/articles/4818 (дата обращения 21.04.2019).
7. Налог для самозанятых: сложные вопросы // Т-Ж. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.tinkoff.ru/news/samozanyatye-slozhno-.. (дата обращения 23.04.2019).
8. Налог для самозанятых: сайт Фонда «Общественное мнение». [Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru/posts/14141 (дата обращения: 21.04.2019).
9. Смирнов С. В. Понятие самозанятости. Введение налога на профессиональный доход как налоговый эксперимент // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 291-293. — URL https://moluch.ru/archive/233/54166/ (дата обращения: 25.04.2019) .
10. Черноусова К. С., Булгакова Т. Ю. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ//РОССИЙСКАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ - Сборник научных статей I Всероссийской заочной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Самарского государственного экономического университета. СГЭУ, 2016. - С. 232-238.
11. Черноусова К. С., Васильева В. С., Зайцева М. В., ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ОТТОК КАПИТАЛА ИЗ РОССИИ И НАЛОГОВУЮ СИСТЕМУ СТРАНЫ -РОССИЙСКАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ - Сборник научных статей I Всероссийской заочной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Самарского государственного экономического университета. СГЭУ, 2016. - С. 238-242.