Научная статья на тему '«Налог на огород»: суть, особенности и перспективы введения в России'

«Налог на огород»: суть, особенности и перспективы введения в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
личное подсобное хозяйство / налог на доходы физических лиц / патентная система налогообложения / предпринимательская деятельность / private subsidiary farms / personal income tax / patent taxation system / entrepreneurial activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонова Анна Витальевна

В статье рассмотрены перспективы налогообложения личных подсобных хозяйств. Автором определены существующие проблемы в данной области. На основании анализа норм налогового законодательства, а также данных сельскохозяйственной переписи 2016 года доказано, что налогообложение товарных ЛПХ – назревшая необходимость. Проанализированы ранее вносимые законопроекты в данной области, отмечены их недостатки и предложены варианты решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Kitchen Garden Tax»: Essence, Features and Prospects of Introduction in Russia

The article considers the prospects of private subsidiary farms taxation. The author identifies existing problems in this area. Based on the analysis of the statutes of tax legislation, as well as on the data of the agricultural listing of 2016, it was proved that the taxation of commercial private subsidiary farms was a long-standing need. Previously introduced draft laws in this area were analyzed, their defects were recorded, and solutions of their settlement were proposed.

Текст научной работы на тему ««Налог на огород»: суть, особенности и перспективы введения в России»

© 2019 г. А.В. Тихонова

«налог на огород»: суть, особенности и перспективы введения в россии1

DOI: 10.24411/2226-6720-2019-10001

Тихонова Анна Витальевна - канд. экон. наук, доцент, Финансовый университет, доцент кафедры статистики и эконометрики, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева

(E-mail: AVTihonova@fa.ru)

В конце апреля 2019 года Правительство Российской Федерации выступило с неоднозначной инициативой: Дмитрий Медведев поручил до 20 мая 2019 года разработать законопроекты, которые сформируют законодательную основу для обязательной уплаты налогов с доходов личных подсобных хозяйств. В экономике и обществе данная новость привела к резкой негативной реакции, особенно на фоне недавно прошедшего увеличения ставки НДС, роста ставок на подакцизную продукцию. Однако если рассмотреть предлагаемые законодательные инициативы более подробно, то становится очевидным, что они являются объективной необходимостью и никаким образом не касаются основной массы населения. Данные факты предопределяют актуальность настоящего исследования.

Анализ существующей проблемы в предпринимательстве личных подсобных хозяйств

В соответствии со статьей 2 Федерального закона №112-ФЗ2, личное подсобное хозяйство (далее - ЛПХ) - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

При этом отметим, что для признания себя в качестве ЛПХ физическому лицу необходимо зарегистрироваться в добровольном порядке, путем подачи соответствующего заявления и документа, подтверждающего вещное право на земельный участок (право собственности, пожизненного владения и т. д., кроме краткосрочной аренды).3 Статьей 4 этого же закона определено, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Он может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации не более чем в пять раз (до 2,5 га). Вместе с тем, законодательством не определена обязательность перерегистрации ЛПХ в форму предпринимательской деятельности (крестьянско-фермерского хозяйства или индивидуального предпринимателя) в случае превышения данного земельного критерия, либо ведения подсобного хозяйства в сугубо предпринимательских целях.

1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных в рамках общеуниверситетской комплексной темы Финансового университета.

2 Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (с изменениями и дополнениями).

3 Романцева Ю.Н. Развитие личных подсобных хозяйств как необходимое условие развития сельских территорий // В сборнике: Современные проблемы финансового регулирования и учета в агропромышленном комплексе Материалы II Всероссийской (национальной научно-практической конференции с международным участием). Под общей редакцией Сухановой С.Ф.. 2018. С. 82-85.

Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года показали следующие результаты (рисунок 1).4

рис. 1. Распределение ЛПХ по цели производства

Источник: Т. 1: Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года: кн. 1.: Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года по Российской Федерации. - 458 с.

Согласно данным опросов личных подсобных хозяйств, только 0,3 % из них (49,6 тыс.) ведут ЛПХ для осуществления только предпринимательской деятельности, еще 12,9 % ЛПХ (2 027 тыс.) получают от подсобного хозяйства дополнительные доходы (к основным трудовым).

Вместе с тем, обратим внимание на распределение ЛПХ по размерам занимаемых площадей и объемам реализуемой продукции (таблица 1).

Таблица 1

распределение личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан5 по доле реализованной продукции, 2015

Итого в том числе их распределение по доле реализованной продукции Доля хозяйств, реализующих более 50 % продукции

до 11 11-25 26-35 36-50 51-75 76-90 св. 90

Сахарная свекла 100,0 33,2 18,6 11,9 22,8 5,1 3,2 5,3 13,6

Картофель 100,0 16,0 20,9 17,8 31,6 9,7 3,6 0,4 13,8

4 Современные проблемы статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды : монография / А. П. Зинченко, В. М. Баутин, А. Д. Думнов и др.; М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, Рос. гос. аграр. ун-т - МСХА им. К. А. Тимирязева. - Москва : Изд-во РГАУ-МСХА, 2016. - 198 с.

5 К другим индивидуальным хозяйствам граждан относятся: граждане, имеющие земельные участки для индивидуального жилищного строительства с площадью 4 и более соток и занимающиеся сельскохозяйственным производством; граждане, имеющие земельные участки (садовые, огородные, дачные и другие), не входящие в некоммерческие объединения граждан; граждане, не имеющие земли, но имеющие сельскохозяйственных животных.

8

ШОГИИФИШШ№1/2019

Овощи 100,0 22,6 23,8 17,1 25,3 6,4 3,9 1,0 11,2

Плоды 100,0 19,4 21,0 15,7 30,2 8,4 4,7 0,5 13,7

Ягоды 100,0 21,6 20,7 15,3 30,8 7,4 3,7 0,4 11,5

Виноград 100,0 25,5 19,6 13,3 27,2 6,8 6,1 1,5 14,5

Скот и птица в живом весе 100,0 14,0 17,0 15,3 34,1 11,5 7,0 1,1 19,6

Молоко всех видов 100,0 11,0 12,3 11,0 27,5 15,2 20,1 2,9 38,2

Яйца всех видов птицы 100,0 22,3 22,1 16,0 29,6 7,1 2,9 0,1 10,1

Мед 100,0 6,9 8,1 8,5 29,0 20,7 24,4 2,4 47,5

Шерсть 100,0 6,5 5,6 4,7 13,3 8,2 11,9 49,8 69,9

Шкурки пушных зверей 100,0 24,0 5,8 4,0 10,7 5,1 8,5 41,9 55,5

Кормовые культуры 100,0 0,7 1,1 1,2 5,4 3,6 7,9 80,0 91,6

Рассада 100,0 36,5 20,6 9,5 15,2 5,6 7,7 4,8 18,1

Источник: Т. 1: Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года: кн. 1.: Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года по Российской Федерации. - 458 с.

Более глубокий анализ показал, что по отдельным видам культур доля товарных ЛПХ и иных индивидуальных хозяйств населения среди контингента хозяйств, хотя бы раз реализовавших собственную продукцию, значительно превышает 50 %. Производство же, например, кормовых культур осуществляется только в предпринимательских целях. Аналогичное распределение площадей позволило выявить, что 388,3 тыс. ЛПХ (из около 20 млн зарегистрированных) имеют площадь участка свыше 3 га в расчете на каждое хозяйство (превышая критерий, установленный ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»), а 86,4 тыс. ЛПХ - свыше 20 га. К сравнению, численность крестьянских фермерских хозяйств, официально занимающихся предпринимательской деятельностью, и имеющих площадь более 20 га - составляет 86,5 тысяч единиц. При таких объемах производится продукция не только для личного потребления, такие производители могут претендовать на выход далеко за пределы местного фермерского рынка6, при этом абсолютно не платя налогов, особенно при реализации продукции физическим лицам.

действующие особенности налогообложения лпх

Следует отметить, что пункт 4 статьи 2 Федерального закона №112-ФЗ предполагает, что реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не признается предпринимательской деятельностью. Исходя из чего Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает освобождение от налогообложения основной массы доходов физических лиц, полученных в рамках ведения личного подсобного хозяйства.

6 Зинченко А.П., Уколова А.В. Статистическое изучение малых форм хозяйствования в аграрном секторе России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2012. № 6. С. 40-44.

Харитонова А.Е. Статистический анализ состояния и использования сельскохозяйственных угодий в России // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 2. С. 62-67.

В соответствии с пунктом 13 статьи 217 НК РФ доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде), не облагаются налогом на доходы физических лиц при соблюдении определенных условий.

К ним в частности относятся следующие:

1) общая площадь земельного участка ЛПХ не должна превышать 0,5 га или иного установленного значения, если оно увеличено законом субъекта Российской Федерации;

2) ведение налогоплательщиком личного подсобного хозяйства на рассмотренных в пункте 1 земельных участках осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников;

3) при совершении операций по реализации налогоплательщик обязан представить специальный документ, выданный органом местного самоуправления, правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, который подтверждает, что реализуемая продукция произведена в личном подсобном хозяйстве, с содержанием сведений о размере общей площади земельного участка.

Указанный документ выдается, как правило, в форме справки отделами сельского хозяйства местных органов власти, правлением садоводства или огороднического хозяйства. При этом отметим, что форма справки не определена и делается в свободной форме.7

Выше было отмечено, что значительная часть ЛПХ занимается незаконной предпринимательской деятельностью, и даже при превышении установленных земельных нормативов не регистрируется в форме крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ) в силу ряда причин.

Во-первых, это влечет за собой обязанность уплаты помимо налога с получаемого дохода сумм обязательных страховых взносов, которые в 2019 году минимально составляют 36 238 руб.

Во-вторых, оформление в качестве фермерского хозяйства или индивидуального предпринимателя ведет к дополнительной административной нагрузке в виде обязательного заполнения и подачи налоговых деклараций и иных видов отчетностей.

Все это создает почву для сокрытия доходов ЛПХ, а следовательно, ведет к недопоступлению доходов, в первую очередь, в местные бюджеты. В данном аспекте важно отметить, что даже наличие ряда фискальных преференций для КФХ не является действенным стимулом к постановке на учет ЛПХ в качестве реальных плательщиков налогов с доходов. Так, в соответствии с п.14 статьи 217 НК РФ, доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, продукции ее переработки, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного КФХ. Фактически законодатель начиная с 2015 года, предусмотрел налоговые каникулы на 5 лет для данной формы бизнеса с оговоркой, что указанная преференция не предоставлялась налогоплательщику ранее.

Более того, так как регистрация в качестве КФХ является добровольной, доказать факт осуществления реальной предпринимательской деятельности подсобным хозяйством и обязать его заплатить налог во многих случаях бывает достаточно сложно (особенно при реалиа-ции продукции физическим лицам, которые не декларируют понесенные расходы). Доказать это можно только по совокупности фактов:

7 Шахбанова С.Р. Механизм налогообложения личных подсобных хозяйств (ЛПХ) населения как субъектов индивидуального предпринимательства // Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики. 2016. № 2. С. 640-643.

• изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации;

• учет хозяйственных операций, связанных с осуществлением сделок;

• взаимосвязанность всех совершенных гражданином в определенный период времени сделок;

• устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.8

законодательные инициативы в области налогообложения лпх

Наличие отмеченных выше обстоятельств предопределило необходимость разработки закона, который бы способствовал решению проблем в области налогообложения товарных ЛПХ.

В данном аспекте хотелось бы более подробно остановиться на одном из наиболее перспективных вариантов законопроекта о налогообложении ЛПХ, который, вероятнее всего, будет положен в основу разрабатываемой в настоящий момент инициативы.

Законопроект № 483530-7 «О внесении изменений в статьи 346-43 и 346-45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» был принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации еще 11 октября 2018 года, однако в силу ряда объективных причин так и не был утвержден.

Суть предлагаемых изменений сводилась к трансформации патентной системы налогообложения (далее - ПСН). В частности, предлагалось дополнить перечень видов деятельности, для которых может использоваться патентная система еще двумя - растениеводство и животноводство, а также услугами, оказываемыми в данных областях. Стоит отметить, что для отдельных видов деятельности, связанных с сельскохозяйственным производством, применение ПСН предусмотрено в настоящий момент. Например, для услуг по переработке сельскохозяйственных продуктов; услуг, связанных со сбытом сельскохозяйственной продукции; услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота; услуг, связанных с обслуживанием сельскохозяйственного производства.

Кроме того, законопроект предусматривал возможность получения единого патента с установлением единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода для ЛПХ, которые занимаются одновременно и производством продукции растениеводства, и производством продукции животноводства. При этом на уровне субъекта федерации такое право должно быть предоставлено региональными законодательными властями. Кроме того, законопроект не касается физических лиц, осуществляющих посадку плодоовощных культур или разведения скота в личных целях и продающих излишки урожая.

По нашему мнению, предоставление права на использование ПСН является одним из наиболее эффективных вариантов налогообложения ЛПХ. Во-первых, законодательством предусмотрена возможность приобретения патента не на целый год, а на несколько месяцев, что соотносится с сезонным характером сельскохозяйственного производства. Например, при получении основной части доходов в растениеводстве в августе-октябре календарного года у налогоплательщика не будет необходимости уплачивать налог за весь период производства. По озвученным в октябре данным, примерная стоимость патента для растениеводства невысокая, она предполагалась к утверждению в сумме около 4 000 рублей в месяц. Во-вторых, применение ПСН не влечет обязанности по составлению налоговой отчетности, что является еще одним преимуществом его использования.

8 Письмо ФНС России от 25 февраля 2013 года № ЕД-2-3/125@. НАЛОГИ И ФИНАНСЫ № 1/2019

Вместе с тем, законопроект в представленной редакции так и не был утвержден в силу следующих обстоятельств.

1. Плательщиками ПСН могут быть признаны только индивидуальные предприниматели (далее - ИП), что предполагает обязательную регистрацию подсобного хозяйства в качестве ИП и последующую уплату страховых взносов. Действующая редакция ПСН предполагает, что изменения не коснутся КФХ, которые фактически продолжат свою деятельность в привычном режиме.

2. Сама конструкция патентного налога предполагает уплату его на основании вмененного (потенциального) дохода. Однако сельское хозяйство традиционно относится к высокорисковым видам деятельности, характеризующимся сезонностью примерно в 5-7 лет.9 Вполне возможна ситуация, когда ЛПХ по итогам года может сработать с убытком (в неурожайные и засушливые годы), при этом налог заплатить все равно придется.

Учитывая положения ранее прошедшего 1 чтения в Государственной Думе законопроекта о внесении изменений в патентную систему налогообложения, отметим, что цель правительственных инициатив - создать комфортные условия для того, чтобы товарные ЛПХ, в настоящее время занимающиеся нелегальной предпринимательской деятельностью, в добровольном порядке вставали на налоговый учет и платили минимальные налоги, не неся рисков возникновения налоговых проверок и сопутствующих тому последствий.

Современные тенденции налоговой политики нацелены на формирование благоприятного налогового климата и установление партнерских отношений между государством (в лице налоговых органов) и бизнесом. Принимая во внимание тот факт, что осуществить тотальный налоговый контроль за исполнением ЛПХ обязанностей по уплате налогов в настоящий момент невозможно10, государство выбрало наиболее верный вариант - обеспечить такую налоговую атмосферу, которая способствовала бы вовлечению ЛПХ в правовое налоговое поле. В данном аспекте можно провести аналогию с так называемым «налогом на Google», который успешно себя зарекомендовал в России.

Однако для достижения указанных целей полагаем ввести для ПСН самостоятельную категорию плательщиков - личные подсобные хозяйства, с установлением уплаты страховых взносов в добровольном порядке (по аналогии с налогообложением самозанятых лиц). Это не приведет к необходимости обязательной регистрации индивидуального предпринимателя. Кроме того, целесообразно предусмотреть перерасчет налога в зависимости от фактических результатов предпринимательской деятельности. С учетом предлагаемых изменений новый «налог на огород» будет способствовать росту доходов местных бюджетов, не затрагивая при этом интересы основной массы населения.

9 Зинченко А.П., Уколова А.В., Демичев В.В. Сравнительная оценка регионов России с неблагоприятными условиями ведения сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. 2013. № 2. С. 020-026.

10 Полякова В.М., Тихонова А.В. Налогообложение ЛПХ: к вопросу о направлениях развития налогового администрирования // Бухучет в сельском хозяйстве. 2016. № 5. С. 20-28.

Библиографический список

1. Зинченко А.П., Уколова А.В. Статистическое изучение малых форм хозяйствования в аграрном секторе России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2012. № 6. С. 40-44.

2. Зинченко А.П., Уколова А.В., Демичев В.В. Сравнительная оценка регионов России с неблагоприятными условиями ведения сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. 2013. № 2. С. 020-026.

3. Полякова В.М., Тихонова А.В. Налогообложение ЛПХ: к вопросу о направлениях развития налогового администрирования // Бухучет в сельском хозяйстве. 2016. № 5. С. 20-28.

4. Романцева Ю.Н. Развитие личных подсобных хозяйств как необходимое условие развития сельских территорий // В сборнике: Современные проблемы финансового регулирования и учета в агропромышленном комплексе Материалы II Всероссийской (национальной научно-практической конференции с международным участием). Под общей редакцией Сухановой С.Ф. 2018. С. 82-85.

5. Современные проблемы статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды : монография / А. П. Зинченко, В. М. Баутин, А. Д. Думнов и др.; М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, Рос. гос. аграр. ун-т - МСХА им. К. А. Тимирязева. - Москва : Изд-во РГАУ-МСХА, 2016. - 198 с.

6. Харитонова А.Е. Статистический анализ состояния и использования сельскохозяйственный угодий в России // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 2. С. 62-67.

7. Шахбанова С.Р. Механизм налогообложения личных подсобных хозяйств (ЛПХ) населения как субъектов индивидуального предпринимательства // Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики. 2016. № 2. С. 640-643.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.