Научная статья на тему 'Налог на добавленную стоимость в странах Таможенного союза'

Налог на добавленную стоимость в странах Таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / VALUE ADDED TAX / КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / INDIRECT TAXATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИМПОРТ / IMPORT / ЭКСПОРТ / EXPORT / АКЦИЗ / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / CUSTOMS DUTY / НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ БАЗА / TAX BASE / ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / TAX HARMONIZATION / EXCISE DUTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адигамова Ф.Ф., Акатьева Ю.В.

Усиление интеграционных процессов между отдельными странами СНГ в рамках Таможенного союза сопровождается сближением экономической политики государств членов альянса, в том числе в области косвенного налогообложения, во многом влияющего на объемы внешнеторговых оборотов между странами. Интеграция России в Таможенный союз и создание Евразийского экономического союза требуют адаптации российской законодательной базы к международным стандартам, а также обеспечения гармонизации налогового законодательства в целом и косвенного налогообложения в частности. В связи с этим актуальным становится вопрос изучения механизма формирования, исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в странах Таможенного союза и проблем гармонизации данного налога на современном этапе развития экономических и политических связей между странами Таможенного союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-ADDED TAX IN THE COUNTRIES OF THE CUSTOMS UNION

Strengthening of integration processes between the individual countries of the CIS in the framework of the Customs Union is accompanied by convergence of economic policies of states members of the alliance, including the area of indirect taxation, largely affecting the foreign trade turnover between the two countries. Russia’s integration into the Customs Union and the establishment of the Eurasian Economic Union requires adapting the Russian legal framework to international standards, and to ensure harmonization of tax law in general and indirect taxation, in particular. In this regard, the question becomes relevant study the formation mechanism of calculation and payment of value added tax in the countries of the Customs Union and the issues of harmonization of the tax at the current stage of development of economic and political relations between the Customs Union countries.

Текст научной работы на тему «Налог на добавленную стоимость в странах Таможенного союза»

408

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В СТРАНАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА VALUE-ADDED TAX IN THE COUNTRIES OF THE CUSTOMS UNION

Ф.Ф. АДИГАМОВА

К. э. н., доцент, Казанский федеральный университет

F.F. ADIGAMOVA

Сandidate of economic sciences, assistant professor, Kazan Federal University

Ю.В. АКАТЬЕВА

Магистрант, Казанский федеральный университет Y.V. AKATEVA

Undergraduate, Kazan Federal University

АННОТАЦИЯ

Усиление интеграционных процессов между отдельными странами СНГ в рамках Таможенного союза сопровождается сближением экономической политики государств - членов альянса, в том числе в области косвенного налогообложения, во многом влияющего на объемы внешнеторговых оборотов между странами. Интеграция России в Таможенный союз и создание Евразийского экономического союза требуют адаптации российской законодательной базы к международным стандартам, а также обеспечения гармонизации налогового законодательства в целом и косвенного налогообложения в частности. В связи с этим актуальным становится вопрос изучения механизма формирования, исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в странах Таможенного союза и проблем гармонизации данного налога на современном этапе развития экономических и политических связей между странами Таможенного союза.

ABSTRACT

Strengthening of integration processes between the individual countries of the CIS in the framework of the Customs Union is accompanied by convergence of economic policies of states - members of the alliance, including the area of indirect taxation, largely affecting the foreign trade turnover between the two countries. Russia's integration into the Customs Union and the establishment of the Eurasian Economic Union requires adapting the Russian legal framework to international standards, and to ensure harmonization of tax law in general and indirect taxation, in particular. In this regard, the question becomes relevant study the formation mechanism of calculation and payment of value added tax in the countries of the Customs Union and the issues of harmonization of the tax at the current stage of development of economic and political relations between the Customs Union countries.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Налог на добавленную стоимость, косвенное налогообложение, интеграция, импорт, экспорт, акциз, таможенная пошлина, налогооблагаемая база, гармонизация налогообложения.

KEYWORDS

Value added tax, indirect taxation, integration, import, export, excise duty, customs duty, tax base, tax harmonization.

Значительное количество экономических союзов и прочих интеграционных моделей характеризует желание государств ликвидировать существующие барьеры, препятствующие свободной торговле и движению капитала. В этом направлении был создан Таможенный союз, который характе-

ризуется естественными процессами сближения стран-участников в части проведения экономической политики в самых разных сферах деятельности.

Договор о Евразийском экономическом союзе был подписан 29 мая 2014 года в Астане президентами России, Беларуси и Казахстана. С 10 октября 2014 года участником евразийской экономической интеграции стала Армения. Взаимный экспорт товаров в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по итогам 2015 года составил 45,4 млрд долл. США (сокращение на 25,8% относительно 2014 года). Доля России составила 63,3%, или 28,7 млрд долл. США [8].

Рис. 1. Товарная структура взаимного экспорта ЕАЭС [8]

Оборот внешней торговли ЕАЭС (торговли товарами с третьими странами) по итогам 2015 года составил 579,5 млрд долл. США (снижение 33,6%), при экспорте 374,1 млрд долл. США (снижение 32,7 %), импорте — 205,4 млрд долл. США (спад 35,3%). Положительное сальдо снизилось на 29,1% и составило 168,7 млрд долл. США [8].

В структуре импорта наибольшая доля приходится на промышленную продукцию: машины, оборудование и транспортные средства (42,9%) и химическую продукцию (18,2%). На продовольственные товары приходится 14,1% импорта [8].

На современном этапе завершается адаптация налогового законодательства стран — участников Таможенного союза к нормативно-правовой базе Таможенного союза и Единого экономического пространства. Принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения заложены в ст. 71 Договора о Евразийском экономическом союзе. Так, товары, ввозимые с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, облагаются косвенными налогами, в том числе и налогом на добавленную стоимость [6, ст. 71].

В соответствии со статьей 72 Договора о Евразийском экономическом союзе взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами в ЕАЭС осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте [6, ст. 72]. При этом взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг осуществляется согласно приложению № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Кроме того, предусматривается, что обмен необходимой для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов информацией между налоговыми органами стран ЕАЭС будет осуществляться в соответствии с отдельным международным межведомственным договором. Следует отметить, что важнейшим положением Генерального соглашения по тарифам и торговле является принцип недискриминации тарифных и других мер регулирования к импортируемым и экспортируемым товарам.

В соответствии со статьей 72 Договора о ЕАЭС государства-участники предоставляют импортным товарам те же условия продвижения на рынке, что и аналогичным товарам отечественного производства. То есть любое государство не имеет права после того, как товар попал на его рынок, взимать внутренний налог (например, налог с продаж или налог на добавленную стоимость) по более высоким ставкам, чем те, которые предусматриваются для товаров отечественного или внутреннего происхождения [6, п. 5 ст. 72].

На сегодняшний день общий механизм взимания налога на добавленную стоимость идентичен в странах — участниках Таможенного союза. Плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. На схеме рисунке 2 представлены данные о ставках налога на добавленную стоимость в странах — участницах Таможенного союза [1, 4, 5].

Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения. При этом стоимость средств про-

изводства и материальных затрат исключается из облагаемого оборота. Так же, как и по многим налогам, предусмотрены льготы при расчете и уплате налога на добавленную стоимость, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны.

РоССНй станка 1(1%

- Специллмия Ьтвькн НДС <Ь°/и

Рис. 2. Ставки налога на добавленную стоимость в странах Таможенного союза

В различных странах существуют разные подходы к установлению ставок налога на добавленную стоимость. В странах Таможенного союза действует зачетная система взимания налога на добавленную стоимость с применением к экспорту нулевой ставки налога и налогообложением импорта по национальной ставке страны, в которую поставляется товар, также не оказывает искажающего влияния на условия конкуренции, поскольку:

— на территории каждого государства применяются единые национальные ставки как к отечественным, так и к импортным товарам;

— налогообложение налогом на добавленную стоимость взаимной торговли в Таможенном союзе осуществляется по принципу страны назначения, то есть с полным освобождением от налога на добавленную стоимость экспорта за счет применения нулевой ставки и обложением импорта по ставкам, действующим в стране — потребителе товара. Необходимо отметить, что более низкие ставки налога на добавленную стоимость в Казахстане — 12% и в России — 18%, а в Беларуси — 20%. Наиболее низкая ставка по данному налогу в Казахстане (12%), хотя в Российской Федерации и в Республике Беларусь кроме стандартной ставки установлена пониженная ставка 10% на определенные виды товаров [7].

По оценке международных экспертов, налоги на потребление, к которым относится налог на добавленную стоимость, оказывают наименьшее влияние на инвестиционную привлекательность и пе-

ремещение капитала. Более значительную роль здесь играют прямые налоги и в первую очередь налог на прибыль. В целях унификации налоговых законодательств можно предположить о необходимости установления ставок налога на добавленную стоимость в странах Таможенного союза на одном уровне. Вносятся предложения, чтобы в первую очередь Беларусь и Россия пошли по пути снижения ставки налога на добавленную стоимость.

Унификация налогового законодательства трех стран имеет большое значение с точки зрения обеспечения равных условий хозяйствования и развития взаимной торговли. Однако необходимо понимать, что этот процесс в среднесрочном и долгосрочном периоде не предполагает одинаковые ставки налогов в странах — членах Таможенного союза, что объективно не может быть обеспечено с учетом имеющихся экономических различий. Прежде всего, это касается унификации перечня применяемых налогов, механизмов их взимания, а также принципов налогообложения взаимной торговли, которые в настоящее время максимально сближены.

Таким образом, создание и функционирование Таможенного союза и ЕЭП не предполагают жесткой унификации налоговых законодательств трех стран. Это обусловлено различием в структурах экономик Беларуси, России и Казахстана, уровнях социальных обязательств, а также имеющимися возможностями финансирования государственных расходов за счет различных доходных источников.

В целях совершенствования налогового законодательства, способствующего развитию экономик и предприятий стран — членов Таможенного союза можно предложить:

— по возможности установление единой ставки налога на добавленную стоимость (на уровне 16-18%). При этом в Таможенном союзе для унификации налогов может быть применим опыт Европейского союза, где, в соответствии с проектом директивы об общеевропейской системе налога на добавленную стоимость, предполагается установление минимально допустимой налоговой ставки на пять последующих лет;

— принятие нормативно-правового документа, регламентирующего акцизную политику в рамках Таможенного союза по всем подакцизным товарам, включая вопросы по производству, обороту и перемещению подакцизных (маркируемых) товаров (в условиях отсутствия таможенного оформления и контроля) (с учетом опыта стран Европейского союза);

— установление одинаковых ставок акцизов для снятия барьеров при осуществлении внешней торговли между странами — членами Таможенного союза;

— значительное повышение ставок акцизов с целью увеличения доходов бюджетов (с учетом опыта стран Европейского союза).

Разумное сочетание прямых и косвенных налогов, установление оптимальных ставок, применение льгот позволят создавать действенные налоговые системы в странах — членах Таможенного союза с благоприятными условиями для ведения бизнеса и в конечном итоге будет содействовать экономической интеграции государств — членов Таможенного союза и привлечения инвестиций.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс (I часть) РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998, № 31, ст. 3824.

2. Налоговый кодекс (часть II) от 5 августа № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000, № 32, ст. 3340.

3. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Российская газета. — № 56. — 10.03.1992.

4. Кодекс Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) от 10 дек. 2008 г. № 99-IV: в ред. Закона Респ. Казахстан от 26.12.2016, № 61-V // Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан [Электронный ресурс] / Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан. — Астана, 2017.

5. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 19 дек. 2002 г., № 166-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 26.10.2014, № 431-3 // Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный правовой интернет-портал. — Минск, 2015.

6. Договор о Евразийском экономическом союзе: ратифицирован Федеральным законом от 3 окт. 2014 г. № 279-ФЗ. URL: http:// www.eurasiancommission.org (дата опубликования: 05.06.2014).

7. Исследование Всемирного банка: Ведение бизнеса в 2015 году // Центр гуманитарных технологий. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2016/10/23/5116.

8. Россия в цифрах. 2015 // Федеральная служба государственной статистики / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.gks. ru/bgd/regl/b15_11/Main.htm (дата обращения: 12.01.2016).

9. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.customs.ru/

Bibliographical list

1. Tax Code (I part) of the Russian Federation dated/31.06.1998 №146-Fed.L //Russian Federation Code - 1998, N31, sec. 3340

2. Tax Code (II part) dated/05.08. №117-Fed.L//Russian Federation Code -2000, N32, sec. 3340

3. Law of the Russian Federation dated/27.12.1991 №2118-1 "Ob osno-vakh nalogovoy sistemy Rossiiskoy Federacii"// Rossiyskaya gazeta. — №56. — 10.03.1992.

4. Tax Code of the Republic of Kazakhstan dated/10.12.2008 № 99-IV: in pub. L. Of the Republic of Kazakhstan dated/26.12.2016 № 61-V //Tax Committee of the Ministry of Finance of the Republic of Kazakhstan <<url>>// Tax Committee of the Ministry of Finance of the Republic of Kazakhstan. Astana, 2017

5. Tax Code of the Republic of Belarus dated 19.12.2002, № 166-3: pub. L.of the Republic of Belarus dated/26.10.2014, №431-3//

6. Contract about Eurasian Economic Union: ratified by Federal Law dated/03.10.2014 № 279-Ф3 <<http:// www.eurasiancommission.org>>

7. Issledovaniya vsemirnogo banka : Vedeniye biznesa v 2015 godu // Centr gumanitarnikh tekhnologii <<http://gtmarket.ru/news/2016/10/23/5116>>

8. Rossiya v tsifrakh. 2015 // Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki <<http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/Main.htm>>

9. Federal customs Service <<http://www.customs.ru/>>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.