Научная статья на тему 'Налог на добавленную стоимость как элемент косвенного налогообложения'

Налог на добавленную стоимость как элемент косвенного налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1778
602
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ / ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ / ПРОСТРАНСТВО ПАРАМЕТРОВ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Почтарева О. Н.

В статье рассмотрены вопросы о формировании в Российской Федерации преимущественно косвенной системы налогообложения, описан исторический путь становления НДС и факторы внедрения его в практику налогообложения, порядок исчисления налога и процедура применения налоговых вычетов, позволяющая говорить о том, что объектом налогообложения будет являться добавленная стоимость, проблемы связанные с возмещением НДС по экспортным операциям, вызванные в первую очередь злоупотреблением в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налог на добавленную стоимость как элемент косвенного налогообложения»

3. Клейнер Г.Б. Актуальные проблемы экономической теории: Сборник научных трудов / Под. Ред. Г.Б. Клей-нера-М.: РосНОУ, 2006. С. 5-61.

4. Колбачев Е.Б. Управление производственными системами на основе совершенствования и развития информационно-экономических ресурсов. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2003. 496 с.

5. Колобов А.А., Омельченко И.Н. Основы промышленной логистики. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. 324 с.

6. Маевский В.И. Эволюционная теория и технологический прогресс//Вопросы экономики. 2001. № 11.

7. Малинецкий Г.Г., Осипов В.И., Львов Д.С., Митин Н.А., Гусев А.В.и др. Кризисы современной России: Научный мониторинг// Вестник РАН. 2003. № 7, С. 579-593.

8. Материалы официального сайта Росстата www.gks.ru

9. Наукоемкие технологии и их роль в современной экономике (грант РФФИ, проект № 02-06-80004) А.Н. Авдулов, А.Н. Кулькин. ИНИОН РАН.- http://www.rfbr.ru/default.asp?doc_id=5767

10. Олве Н.-Г., Петри К.-Й., Рой Ж., Рой С. Баланс между стратегией и контролем. СПб.: Питер, 2005. 320 с.

11. Переяслова И.Г. Роль социально-экономического мониторинга в управлении городом / Южно-Российский государственный технический университет(НПИ) - Новочеркасск: "Набла", 1999. 44 с.

12. Переяслова И.Г., Трушкин Е.В. Экономические аспекты преобразования организационной культуры в рамках мониторинга развития производственных систем// Труды III Всероссийского симпозиума по экономической теории. Том 1. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. С. 205-207.

13. Сычева Г.И., Сычев В.А. Комплексная оценка стоимости промышленного предприятия//Научная мысль Кавказа. 2002. №3(спецвыпуск). С. 22-30.

14. Шевяков Ю.А., Клейнер Г.Б. Социально-экономический мониторинг: концепция, проблемы, перспекти-вы//Экономика и математические методы. 1993. Т. 29. Вып. 1. С. 5.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ПОЧТАРЕВА О.Н.

Институт экономики, права и гуманитарных специальностей, аспирантка, г.Краснодар, ул. Сормовская,12/6.

В статье рассмотрены вопросы о формировании в Российской Федерации преимущественно косвенной системы налогообложения, описан исторический путь становления НДС и факторы внедрения его в практику налогообложения, порядок исчисления налога и процедура применения налоговых вычетов, позволяющая говорить о том, что объектом налогообложения будет являться добавленная стоимость, проблемы связанные с возмещением НДС по экспортным операциям, вызванные в первую очередь злоупотреблением в этой области.

Ключевые слова: промышленное производство; производственные системы; эволюционная экономика; мониторинг развития; пространство параметров; интегральный показатель развития

Коды классификатора JEL: 0 11, 0 21

Классификация налогов служит отправной точкой для решения целого ряда проблем различного уровня. Совершенствование системы налогообложения в области косвенных налогов является чрезвычайно актуальным [3].

Система налогообложения - главный инструмент перераспределения финансовых средств. Для ее эффективного формирования необходимы определенные условия, прежде всего, стабильность общей экономической политики. Налоговая система, как часть финансовой системы, может действовать целенаправленно только при наличии государственных программ, четко определяющих приоритеты промышленной и научно-технической политики, в соответствии с которыми предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии.

Налоговая система включает различные виды налогов. Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т.д. представляет собой классификацию налогов, позволяющую устанавливать их сходства и различия. Отдельные группы налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер. По мере развития систем налогообложения изменялся принцип классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему [7]. Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог - это прямой налог, остальные - косвенные). Впоследствии А.Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами - на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А.Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются, таким образом, на потребителя.

Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.

Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество как юридических, так и физических лиц. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают между конкретным налогоплательщиком и государством.

Косвенные налоги (англ. indirect taxes) - налоги, связанные с процессом использования прибыли (дохода) налогоплательщиков. Их связь с экономическим потенциалом (способностью приносить доход) налогоплательщика лишь опосредованная, через его расходы.

Косвенные налоги не случайно стали занимать значительное место в налоговой системе России в начале 90-х гг. XX в. "Косвенные налоги, применяемые в условиях галопирующей инфляции, являются более надежным источником, нежели прямые, так как они более абстрагированы от формирования элементов цены и начисляются на цену в целом, что дает стабильное скоррегированное поступление доходов в бюджетную систему" [2]. Очевидно, имеется в виду тот факт, что при постоянно растущих ценах не происходит обратного переложения косвенного налога на производителя. В то же время, как мы могли видеть ранее, косвенные налоги в ряде случаев "подстегивают" инфляцию [3].

Данные налоги связывают с потреблением. Налогообложение в данном случае ориентируется на действительную платежеспособность лица, при этом размер налога прямо пропорционален качеству и стоимости потребляемой продукции. В свою очередь, не вызывает сомнений то, что налогообложение не может являться произвольным и должно максимально учитывать налоговую способность того или иного лица. Так, прямое налогообложение основывается на данных о размере доходов и имущества налогоплательщика, которые преимущественно и составляют объект соответствующих налогов. При косвенном же налогообложении эти показатели для целей взимания налога существенного значения не имеют и непосредственно во внимание не принимаются, так как предполагается, что налогоплательщик, в конечном счете, возместит расходы по уплате налогов посредством реализации обложенных налогом товаров (работ, услуг) потребителям. При этом взимание косвенных налогов должно учитывать имущественную состоятельность последних с тем, чтобы излишне не ограничить их потребление. Представляется, что этот момент также является определяющим в деле разграничения двух основных форм (способов) взимания налогов [8].

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замышлялась исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц [5]. Примером косвенного налогообложения является налог на добавленную стоимость (далее - НДС).

Налогу на добавленную стоимость традиционно уделяется особое внимание при формулировании мер в области налоговой политики, так как данный налог является основным источником доходов федерального бюджета, и в силу этого обстоятельства любые проблемы с его администрированием чрезвычайно чувствительны как для государства, так и для налогоплательщиков [4]. В настоящее время на первый план вышли сложности иного порядка. Складывается плачевная ситуация с администрированием НДС и замена НДС налогом с продаж как решение проблем с администрированием НДС вполне возможна.

Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году. В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века.

Необходимо отметить, что для косвенных налогов характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с увеличением потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противовес им НДС представляет собой универсальный акциз, поскольку обложению этим налогом подлежат все товары.

Первоначально российское законодательство содержало определение НДС, из которого следовало, что НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. В принятой 21 главе Налогового кодекса Российской Федерации данное определение отсутствует, полагаем, одной из причин, способствующих этому, явилось то, что Налоговому законодательству РФ вообще несвойственно определение понятий налогов.

Как пишет С.Д. Шаталов, НДС изобретен в 1919 г. в Германии Вильгельмом фон Сименсом в качестве «облагороженного налога с оборота», т.е. в товаре НДС всегда занимает строго определенную процентную долю. Классический налог с оборота в длинной цепочке переделов или перепродаж в полном объеме взимается на каждом этапе, порождая каскадный эффект и приводя к тому, что на каждом следующем этапе налог берется и с суммы налогов, уплаченных на всех предыдущих этапах.

В связи с возросшей инфляцией налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом с продаж был заменен налогом на добавленную стоимость. Впервые НДС как замена налога с оборота был введен во Франции, а затем он получил распространение странах - членах ЕС [1]. Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.

Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны, его подписавшие, должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 - в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.

В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж.

Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Необходимо отметить, что прочному внедрению его в практику налогообложения в немалой степени способствовали следующие факторы.

Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную тяжесть налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.

Во-вторых, постоянный дефицит бюджета, и как следствие постоянная потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.

В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.

Можно отметить, что объективная необходимость введения НДС в Российской Федерации была обоснована рядом факторов:

- пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях;

- создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики;

- присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.

В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен во многих странах. Как известно, плательщиками этого налога являются юридические и индивидуальные предприниматели. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения. Так же, как и по многим налогам, предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны. Однако, общей для всех налоговой льготой является необлагаемый минимум оборота реализуемой продукции. Прежде всего, это освобождение направлено на поощрение мелкого бизнеса, который, не располагая, как правило, квалифицированным бухгалтерским аппаратом, испытывает определенные трудности при исчислении налогооблагаемой базы. Кроме того, государство, освобождая от обложения мелкие предприятия, сокращает, тем самым, свои расходы, связанные со сбором и обработкой информации, а также с осуществлением оперативного управления и контроля за деятельностью налогоплательщиков.

Порядок расчета суммы НДС, подлежащего уплате в бюджет, предполагает применение так называемых налоговых вычетов, уменьшающих сумму налога, полученную от покупателя, до величины, которую следует уплатить в бюджет. Вычетом для продавца (производителя) являются суммы НДС, которые были оплачены этим продавцом своим поставщикам в составе отпускной цены приобретенных для ведения деятельности материалов, основных средств, товаров, услуг, работ и т.д.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Именно процедура применения налоговых вычетов и позволяет говорить, что объектом налогообложения будет являться добавленная стоимость, величина которой соответствует сумме фактически уплаченного в бюджет налога. Налоговые вычеты не рассматриваются налоговым законодательством как самостоятельный обязательный элемент налогообложения, перечень которых установлен ст. 171 НК РФ, но участвуют при исчислении НДС. Общий порядок применения налоговых вычетов предусмотрен ст. 172 НК РФ, который устанавливает условия и документальное основание для их производства.

Налог на добавленную стоимость создан таким образом, что его платит в бюджет не непосредственный продавец, который продает товар покупателю, а поставщик, продающий указанному продавцу товары, используемые им либо при изготовлении своих товаров, либо для перепродажи. Учитывая, что цепочка перепродаж между участниками рынка обычно довольно длинная, на каждом ее этапе поставщик уплачивает НДС с увеличенной стоимости товара в бюджет. Таким образом, НДС приобретает характер "оборотного налога".

Природа налоговых вычетов состоит в том, что они являются одновременно и методом исчисления НДС, и инструментом, используемым при исчислении налога. Налоговые вычеты являются содержанием метода исчисления НДС и указывают, каким образом, с помощью каких приемов исчисления определяется размер налога (суммы налога, подлежащей уплате в бюджет). Метод исчисления налога через налоговые вычеты обосновывает общие принципы установления НДС и его направленность на обложение именно экономической деятельности, которая должна приносить определенный доход.

Налоговые вычеты являются своеобразным налоговым регулятором, позволяющим избежать обложения с той части добавленной стоимости товаров (работ, услуг), которая уже была обложена НДС, и тем самым исключают возможность двойного обложения одних и тех же товаров (работ, услуг). При этом любой налоговый вычет должен быть подтвержден документами, свидетельствующими о том, что сумма НДС, обязанность по уплате которой лежит на поставщике, достоверно учтена [6].

Внешнеэкономические сделки облагаются НДС в особом порядке. В российском налоговом законодательстве понятие "нулевая ставка" НДС введено главой 21 НК РФ. Согласно данному понятию товары, помещенные под таможенный режим экспорта, облагаются НДС по ставке 0%. При использовании ставки НДС 0% у налогоплательщика возникает право на возмещение излишне уплаченного налога, поскольку НДС, уплаченный поставщикам материальных ресурсов, принимается к вычету. Налогоплательщик, применяющий нулевую ставку НДС, обязан представить в налоговый орган одновременно с декларацией документы, обосновывающие право применения нулевой ставки. Порядок подтверждения права применения нулевой ставки детально регламентирован статьей 165 НК РФ.

Анализ конкретных ситуаций, возникающих в хозяйственной деятельности организаций при налогообложении товаров, вывозимых в таможенном режиме экспорта, позволяет сделать вывод, что, несмотря на наличие хорошо отработанного механизма применения ставки НДС в размере 0% и налоговых вычетов, не все проблемы налогоплательщиков-экспортеров решены. В последнее время широкую известность приобрела так называемая проблема возмещения экспортного НДС. Вызвана она в первую очередь злоупотреблением в этой области.

Споры, связанные с возвратом НДС, составляют основную часть налоговых споров, инициируемых в судах по заявлениям налогоплательщиков. Чаще всего в суде оспаривается не факт экспорта, а обстоятельства взаимоотношений с поставщиками, такие как наличие реальной оплаты и юридический статус поставщиков. Как правило, это сопряжено с подозрениями в злоупотреблениях со стороны налогоплательщиков и наличием фирм-однодневок.

Анализ рассмотренных дел по возврату НДС показывает, что в настоящее время судебные органы стали эффективным барьером от злоупотреблений при возмещении НДС. Арбитражные суды наработали подходы, основанные на понимании категории недобросовестности налогоплательщика как совокупности подозрительных признаков. С точки зрения доказательственного права можно говорить о вынесении судебного решения по делам о возврате НДС на основании косвенных доказательств в их системной взаимосвязи.

Подозрительными признаками признаются, в частности:

- совершение в один день противоположных по цели, но взаимосвязанных операций, счета в одном банке, общие учредители, общий адрес и другие признаки зависимости;

- использование при расчетах векселей, зачетов, счетов третьих лиц, бартера и других неденежных форм расчетов;

- отсутствие экономической выгоды в заключенной сделке, "юный возраст" поставщиков, беспроцентные займы и другие нетипичные условия;

- несоответствие количества и объемов, отсутствие юридического лица по указанному адресу и иные фактические неточности и несоответствия.

Согласно позиции судов при рассмотрении дел о возврате НДС одного подозрительного признака для признания налогоплательщика недобросовестным недостаточно - необходима именно совокупность подозрительных признаков.

В последнее время арбитражные суды все чаще приходят к выводу, что налогоплательщик, не проявивший необходимой осмотрительности при выборе поставщиков, не может считаться добросовестным, и отказывают такому налогоплательщику в праве на возмещение, возврат НДС.

Разграничение прямого и косвенного налогообложения может быть использовано для совершенствования деятельности национальной системы налогового администрирования. В России при сохранении единой структуры и системы подчинения налоговых органов целесообразна реализация модели структурного

внутриведомственного разделения в части администрирования и проведения тематического контроля прямых и косвенных налогов.

Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. Предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов и законодательства в целом и др. [7]

В заключение отметим, применение налога на добавленную стоимость позволяет Российской Федерации получать гарантированные бюджетные доходы и поэтому в настоящее время данный налог является одним из основных источников формирования доходной части федерального бюджета. Кроме того, косвенные налоги тесным образом связаны с международной торговлей, регулирование которой на современном этапе во многом определяется нормами документов Всемирной торговой организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астапов К.Л. О реформе налоговой политики //Финансы. 2000. № 10.

2. Гуревич С.В. Косвенное налогообложение в реформируемой налоговой системе//Финансы. 2004. N 3.

3. Кудряшова Е.В. Правовые аспекты косвенного налогообложения: теория и практика // М.: Волтерс Клу-вер. 2007.

4. Лермонтов Ю.М. О результатах и перспективах реформирования НДС // Налоговед. 2007. N 5.

5. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации // Книги Издательского Дома МЦФЭР. 2002.

6. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. (Сер. "Учебники, учебные пособия").

7. Чиненов М.В. О Российской налоговой системе// Все о налогах. 2007. N 1.

8. Чуркин А.В. Объект налогообложения: правовые характеристики // Учебное пособие. М. 2003.

БАНКОВСКИЙ ЛИЗИНГ - ТЕОРИЯ ВОПРОСА

СИТНИКОВА Е.В.

ОАО КБ «московский банк реконструкции и развития» филиал в г. Ставрополе, старший экономист,

e-mail: Sitnikova_EV@stv.mbrd.ru.

В статье отражены основные проблемы организации лизинговой деятельности в России. Выделены основные участники лизинговых правоотношений, особенности лизинговой сделки, ванны основные проблемы.

Ключевые слова: лизинг; лизинговая деятельность; лизинговая сделка; финансовый лизинг; банковская услуга; банковский кредит; банковский лизинг

Коды классификатора JEL: G 21

В процессе интеграции России во всемирное хозяйство на фоне глобализации хозяйственной деятельности и повышения объемов продажи услуг в развитых странах особую актуальность приобрело исследование мирового опыта банковских услуг с целью его применения в нашей стране.

В условиях административно-командной экономики эта тема практически не рассматривалась, так как директивный метод управления банковской системой страны зачастую не учитывал интересы клиентов и банков. С переходом к рыночной экономике принципиально меняется содержание деятельности банков как предприятий особого рода, актуальной становится проблема банковских услуг, повышение их конкурентоспособности, создание рынка банковских услуг, первостепенную значимость приобретает качество банковского обслуживания, набор предоставляемых банковских услуг, получила развитие концепция комплексного подхода к продаже банковских услуг корпоративным и частным клиентам.

Важное место в ряду банковских услуг занимает лизинг.

Банковский лизинг обособляется из состава лизинга по типу лизингодателя.

В российских нормативных и литературных источниках лизинг характеризуют в двух аспектах -правовом и экономическом. Иногда выделяют дополнительно технический или организационный аспекты.

Гражданский Кодекс РФ [1] относит лизинг к институту аренды, трактуя его как финансовую аренду, и предусматривает обязательную трехстороннюю конструкцию лизинговой сделки: лизингодатель - прода-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.