УДК 629.123.56
Наливные суда серийного производства
для транспорта нефти и нефтепродуктов
выпуск серийных судов является эффективным, с точки зрения как техники и технологии, так и с точки зрения экономики, подходом к выпуску судов. Это достигается уменьшением затрат на разработку нового проекта для каждого судна, работу по выпуску становится отлаженной и выполняется за срок короче, чем для одинарных судов. Опыт эксплуатации первых судов серии позволяет внести корректировки в конструкции и техническое оснащение последующих судов, что повышает их эффективность.
Первая серия наливных судов была построена в 1882-1883 гг. Серия состояла из шести танкеров типа «Коран», грузоподъемностью до 870 т. К сожалению, привести иллюстрации внешнего вида данных судов не представляется возможным ввиду отсутствия каких либо снимков и чертежей.
Первыми сериями за рубежом стали серия из шести судов с головным танкером «Трокас (1)» (рис. 1), построенным в 1893 году для компании «Shell», и серия из шести судов с головным танкером «Чарльз Пратт» (рис. 2), построенным в 1916 г. для компании «Standard Oil», в дальнейшем получившая название «Пратт-класс». Из серии «Пратт-класса» пять из шести судов были практически идентичными.
Рис. 1. Головной танкер серии «Трокас (1)», выпущенный в 1893 г. (в 1918 г. был торпедирован немецкой подводной лодкой и затонул)
Рис. 2. Паровой танкер «Чарльз Пратт»
А.И. ИВАНОВ, аспирант,
Т.В. ДМИТРИЕВА, к.т.н., доцент,
Р.Н. АСЛАЕВА, преподаватель
Уфимский государственный нефтяной технический университет
E-mail: [email protected]
В работе рассмотрены суда для транспортировки нефти и нефтепродуктов наливом, сооруженные в рамках серий.
Ключевые слова: история развития, танкер, нефтеналивное судно, морской транспорт, нефть, нефтепродукты.
An analysis of vessels for transportation of petrol and refinery products is made in this work.
Keywords: the history of development, tanker, crude oil tanker vessel, sea transport, petrol, refinery products.
После выпуска успешных серийных судов продолжилось распространение данного направления.
В 1918 г. на верфях «С Коннел энд Ко.» и «Харланд энд Волф» была построена серия танкеров военного класса - военные суда типа Z для «Шелл Танкерс Великобритания». Это — танкера «Акера» (рис. 3), «Акаста», «Адна», «Анатина» и «Аномиа». Все они имели тоннаж 5200 GRT и машинное отделение в центре судна. Решение по такой конструкции судов было принято исходя из возможности дальнейшей реконструкции судов в сухогрузы.
В 1918-1919 гг. для «Шелл Транкерс Великобритания» была построена серия танкеров военного класса. Они имели тоннаж 5500 GRT. Эта серия включала танкера: «Капрелла (1)», «Капса (1)», «Кардита (1)», «Кеополис» (рис. 4), «Хитон», «Клиона (1)», «Кониа», «Конус (1)», «Корбис (1)», «Кренатула».
С 1920 до 1940 гг. было выпущено большое количество танкеров различной вместимости для компании «Стандард Ойл» и её филиалов. Некоторые из них представлены выше и, анализируя их характеристики, можно отметить, что тоннаж танкеров практически подошел к 15000 т. Аналогичная ситуация наблюдалась в компании «Шелл» и ее филиалах. Следует отметить, что танкеры для компании «Шелл» выпускались достаточно большими типовыми сериями, как и в предыдущие годы.
Большая серия танкеров, состоящая из 11 судов и имеющая тоннаж также 12000 GRT была выпущена для компании «Шелл ТанкерсЮ.К.» в 1937 г. Часть судов изготовлена на верфи «Блутсвуд Шипбилдинг Ко.», суда ходили под флагом Великобритании. В серию входили «Адула» (рис. 5), «Аурис», «Торнус», «Тарон», «Трикула (1)», «Амастра (1)», «Анадара (1)», «Арина», «Анциклус», «Акавус (1)», «Алексина».
В 1939 г. для компании «Шелл Танкерс Ю.К.» выпускается серия, состоящая из 20 танкеров, имеющих тоннаж 12000 GRT. Часть судов была выпушена на верфи «Хавхорн Лесли энд Ко.» В серию входили «Дарониа» (рис. 6), «Долабелла
(1)», «Донованиа (1)», «Диплодон», «Дромус (1)», «Донакс (2)», «Давила», «Доркасиа (1)», «Досина
(2)», «Делфинула (2)», «Десмоулеа», «Диала (1)», «Друпа (1)», «Дисиниа», «Дорсанум», «Дарина (1)», «Донасилла (1)», «Дилома (1)», Дафнелла (1)», «Дорусса».
В японской судостроительной промышленности также велось строительство серий судов. Такими кораблями являлась построенная по знаменитой программе «Флот 8-8» крупная серия танкеров типа «Ноторо» — десять кораблей, несколько отличающихся типом котлов и вариантами устанавливаемого в случае необходимости вооружения. Первоначально они предназначались для доставки нефти из Северной Америки в метрополию, однако уже во второй половине 20-х годов прошлого века эта задача была решена гражданскими судоходны-
Рис. 3. Танкер «Акера». (Затонул в 1945 г.
Рис. 4. Танкер «Кеполис». (В 1926 г. продан в «Хадлей Шиппинг». В 1937 г. был разобран).
Рис. 5. Танкер «Адула»
Рис. 6. Танкер «Дарониа»
Рис. 7. Танкер «Амтанк», построенный в 1945 году, копия танкера «Феникс»
ми компаниями, и главной обязанностью флотских танкеров стало снабжение кораблей топливом в океане. Кроме того, при проектировании танкеров типа «Ноторо» учитывалось требование исполнения ими функций базы снабжения, и в 1925 г. головной танкер «Ноторо» был перестроен в гидроавиатранспорт. Второй корабль серии, «Сиретоко», сразу после ввода в строй был переоборудован и мог перевозить не только нефть, но и уголь.
Наиболее широкое распространение получило серийное сооружение в годы Второй мировой войны с разработкой блочного сооружения судов. По блочному методу были выполнены одни из наиболее больший серий судов — танкеры типа Т1, Т2, Т3. Всего за 1940-1945 гг. было выпущено свыше 500 судов типа Т.
Огромной серией танкеров стала серия танкеров типа Т, сооружаемая в годы Второй мировой войны.
Еще одним танкером-родоначальником серии был танкер «Феникс», построенный в 1944 г. для Морской Комиссии (рис. 7). Всего серия насчитывала 4 судна. Все суда серии имели тип Т3-S-BZ1. Танкер «Феникс» имел дедвейт 23900 т, длину 169,5 м и ширину 24,4 м. 6 июня 1953 г. танкер столкнулся с судном «Пан Масс» и затонул.
Сооружение серийных судов происходило и на верфях Франции. В 1955 г. на французской верфи «Шантье де Л'Атлантик» была выпущена серия танкеров, имеющих тоннаж 59000-62206 GRT. Все суда серии были выпущены для компании «Сосити Мартин Шелл Франс» и ходили под флагом Франции. В серию входили «Исанда», «Иридина», «Исидора» (рис. 8), «Исокардиа (1)», «Исометрия (1)», «Исселия», «Исара», «Ипхигения». Танкер «Исидора» был разобран в 1973 г.
Отечественные судостроители также использовали опыт серийной постройки. Одним из таких предприятий было ЦКБ «Балтсудопроект», активно занимавшееся проектированием серийных судов с 1949 г. Ключевой фигурой в ЦКБ «Балтсудопроект» был Петр Иосифович Халимович.
В сентябре 1950 г. на Николаевском судостроительном заводе им. И.И. Носенко был заложен головной танкер серии «Казбек». Танкер был первым в стране морским судном с цельносварным корпусом. Именно с него в СССР началось создание отечественного судового комплектующего оборудования.
Всего было построено 70 танкеров, создавших ядро отечественного нефтеналивного флота. Танкеры этой серии строили 3 судостроительных завода.
В течение 1950-1961 гг. морскому транспортному флоту было сдано 70 нефтеналивных судов типа «Казбек» (рис. 9). В ходе постройки проект неоднократно корректировался с целью устранения выявленных в процессе эксплуатации недостатков. Поэтому у разных судов имеются различия в общем расположении, в деталях оборудования и отделке помещений, а также в составе и компоновке механической установки.
Рис. 8. Танкер «Исидора»
Рис. 9. Танкер «Казбек» на рейде порта Венстпилс перед буксировкой в Испанию в 1984 г.
Рис. 10. Танкер «Пекин»
Рис. 11. Танкер «Пьер Гуилаумат»
Рис. 12. Танкер «Хелеспонт Фаирфакс»
Рис. 13. Танкер «НС Лидер»
Рис. 14. Танкер «Краснодар»
Рис. 15. Танкер «Кубань»
При создании танкеров типа «Казбек» впервые был применен крупноблочный метод постройки, позволявший сократить сроки пребывания судна на стапеле и повысить производительность труда. В качестве энергетической установки был использован отечественный дизель «8ДР 43/61» завода «Русский дизель».
Наряду со строительством наливных судов на отечественных верфях значительное количество было заказано на зарубежных судостроительных заводах.
Серия танкеров типа «Инженер Пустошкин», выпускаемая с 1957 по 1968 гг., включала в себя более 30 судов. Танкеры выпускались в СССР и Болгарии.
В 1959 г. были созданы первые скоростные танкеры типа «Пекин». Главным конструктором этих судов были П.И. Халимович, а затем Н.Ф. Щукин. Эти танкеры строились на Балтийском заводе до 1963 г. Было построено семь таких судов. Основатель класса «Пекин» представлен на рис. 10. Подавляющая часть механизмов и комплектующего оборудования была создана отечественной промышленностью по заказам ЦКБ. Проект отличался новизной технических решений и не уступал зарубежным аналогам того времени.
Все танкеры этой серии были построены на Балтийском судостроительном заводе с 1959 по 1963 гг. Главная энергетическая установка, применяемая на судах серии - паротурбинная, мощностью 19000 л.с. Длина танкера (наибольшая) 202,8 м, ширина (наибольшая) 25,8 м, высота борта 13,7 м, осадка 10,65 м, водоизмещение 39770 т, скорость хода 18 узлов. В корпусе судна имелись тридцать грузовых танков, вмещающих более 27000 т жидкого горючего. Дедвейт — 30900 т.
В 1976 г., на верфи Сен-Назер, Франция, было спущено на воду первое судно серии из четырех судов — танкер «Батиллус», дедвейтом 553 тыс.т. Максимальная длина судна — 414,22 м, максимальная ширина — 63,01 м, осадка — 28,5 м, дедвейт — 553662 т, водоизмещение — 275276 т. Силовая установка судна представлена четырьмя паровыми турбинами «Stal Laval», передающими вращение на два пятилопастных гребных винта диаметром 8,5 м. Судно развивало скорость 16 узлов, при суточном расходе топлива 335,5 т, при этом автономность плавания составляла 42 сут. Одном из судов серии был танкер «Пьер Гуилаумат» — самое большое построенное судно за всю историю (рис. 11).
Дедвейт судна составлял 555051 т. Танкер находился в эксплуатации до 1983 г.
В конце девяностых годов прошлого столетия у многих экспертов в области эксплуатации танкеров сложилось мнение, что в ближайшие 10 лет будут закладываться главным образом крупные танкеры, обладающие высокой степенью надежности доставки нефти при длительных рейсах. Это мнение было подтверждено уже в начале XXI века. Так, в 2002 г.
был построен первый из серии танкеров в классификации ^СС «Хелеспонт Фаирфакс» (рис. 12). Танкер был построен на верфи «Дау Хеви Индастри ЛТД» в Южной Корее для канадской судоходной компании «Хелеспонт Групп». Создание этого танкера обошлось владельцам в 100 млн долл. На танкере был усиленный двойной корпус.
Всего было построено четыре идентичных супертанкера «Хелеспонт», но у них уже разные названия и хозяева. В 2004 г. два судна «Хелеспонт Фаирфакс» и «Хелеспонт Тапа» были приобретены фирмой «Шипхолдинг Групп» и вскоре были переименованы на «ТиАй Океания» и «ТиАй Африка» соответственно. В это время Бельгийская компания «Евронев» приобрела два других танкера «Хелеспонт Алхамбара» и «Хелеспонт Метрополис», впоследствии переименовав в «ТиАй Азия» и «ТиАй Европа».
Технические данные танкера «Хелеспонт Фаирфакс»: длина — 380 м; ширина — 68 м; осадка — 24,5 м; дедвейт — 441585 т, водоизмещение — 234000 т; судовая силовая установка — дизельный двигатель типа «Зульцер 9RTA84T»; мощность — 50220 л.с.; скорость —17,2 узла; экипаж — 37 человек;
Современные серийные суда отечественной постройки широко представлены компанией ОАО «Новошип».
Флот компании насчитывает 48 современных судов, суммарным дедвейтом более 4,5 млн т. Средний возраст танкерного флота компании — 7,6 года.
Одним из судов флота группы компаний ОАО «Совкомфлот», частью которой является ОАО «Новошип» является танкер «НС Лидер» (рис. 13). Технические данные танкера: длина — 249 м; ширина — 44 м; осадка — 21 м; дедвейт — 115857 т. Суда того же класса, принадлежащие ОАО «Новошип»: «НС Лион», «НС Лагуна», «НС Лотус». Построены в Корее.
Некоторые другие из танкеров, принадлежащих ОАО «Новошип» представлены на рис. 14 и 15. Суда типа танкера «Краснодар» - «Крымск», «Калуга»,
«Казань» построены в Корее. Суда типа «Кубань» -«Москоу», «Москоу Ривер», «Москоу Университи», «Москоу Кремлин», «Москоу Старс» построены в Японии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Арнаутов Л.И., Карпов Я.К. Повесть о великом инженере. — М.: Московский рабочий, 1981. — 304 с.
Иголкин А., Горжалцан Ю. Русская нефть о которой мы так мало знаем — М.: Олимп-бизнесс, 2003.
— 184 с.
Ковельман Г.М. Творчество инженера В.Г.Шухова. — М.: Госстройиздат, 1961.
Конфедератов И. Владимир Григорьевич Шухов.
— М.: Госэнергоиздат, 1950.
Кучкин С.А. Водный транспорт нефти. — Куйбышев: Кн. изд-во, 1972.
Лисичкин С.М. Выдающиеся деятели отечественной нефтяной науки и техники. — М.: Недра, 1967.
— 284 с.
Матвейчук АА., Фукс И.Г. Истоки Российской нефти. Исторические очерки. — М.: Древлехранилище, 2008. — 416 с.
Менделеев Д.И. Железное судостроение в России. Северный вестник, 1888.
Монтегрю Г.Х. The Rise And Progress of the Standard Oil Company. New York: Kessinger Publishing, [1902] Reprint, 2005.
Морские перевозки нефти и нефтепродуктов во Франции // Транспорт и хранение нефтепродуктов.
— 1977. — Вып. 6.
Морской флот СССР // http://mmflot.com/. Bringherst B. Antitrust and the Oil Monopoly: The Standard Oil Cases, 1890-1911. New York: «Greenwood Press», 1979.
British Petroleum Co. BP Statistical Review of the world oil industry, 1973.
Strachen H. The First World War. Simon and Schuster, London, 1975.
Auke Visser's Historical Tankers Site // http:// www.aukevisser.nl/.