Научная статья на тему 'НАЛИЧИЕ БАРЬЕРОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО РЫБОЛОВСТВА'

НАЛИЧИЕ БАРЬЕРОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО РЫБОЛОВСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агропродовольственная система / предпринимательская деятельность / любительское рыболовство / самозанятость / прибыль / agrifood system / business activity / recreational fishing / self-employment / profit

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е.В. Балашов, Д.А. Кулишов

Статья рассматривает организацию любительского рыболовства с точки зрения рыболовства в границах рыболовных участков, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для осуществления иных видов рыболовства, как вида предпринимательской деятельности и возможного получения прибыли при дальнейшей ее легализации, возможности исключения правового нигилизма, что позволит проявить политику ориентированности государства на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENCE OF BARRIERS TO RECREATIONAL FISHING

The article considers the organization of recreational fishing from the point of view of fishing within the boundaries of fishing grounds provided to legal entities and individual entrepreneurs for other types of fishing, as a type of entrepreneurial activity and possible profit making with its further legalization, the possibility of excluding legal nihilism, which will show the policy of orientation of the state to the activities of small and medium-sized businesses.

Текст научной работы на тему «НАЛИЧИЕ БАРЬЕРОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО РЫБОЛОВСТВА»

НАЛИЧИЕ БАРЬЕРОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО

РЫБОЛОВСТВА

Е.В. Балашов, доцент Д.А. Кулишов, магистрант

Российский государственный гуманитарный университет (Россия, г. Москва)

Б01:10.24412/2500-1000-2024-1-3-127-129

Аннотация. Статья рассматривает организацию любительского рыболовства с точки зрения рыболовства в границах рыболовных участков, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для осуществления иных видов рыболовства, как вида предпринимательской деятельности и возможного получения прибыли при дальнейшей ее легализации, возможности исключения правового нигилизма, что позволит проявить политику ориентированности государства на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: агропродовольственная система, предпринимательская деятельность, любительское рыболовство, самозанятость, прибыль.

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о любительском рыболовстве) граждане наделены правом на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно осуществлять любительское рыболовство [2].

Однако в соответствии с законодательством предусмотрены ограничения на осуществление любительского рыболовства, связанные с запретными районами, сроками и орудиями добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Также законодательством установлена суточная норма добычи (вылова) водных биологических ресурсов на одного рыбака любителя.

По общепринятым правилам, осуществление любительского рыболовства направлено на удовлетворение личных потребностей, осуществление спортивных мероприятий. В термин любительского рыболовства не входит деятельность по обработке, приемке, хранению, транспортировке, производству из уловов добытых (выловленных) водных биоресурсов, тем не менее, право на осуществление любительского рыболовства ограничено в отношении свободы доступа и условий взи-

мания платы за осуществление такой деятельности.

При нахождении водного объекта у юридических или физических лиц в частной собственности осуществление любительского рыболовства на таком водном объекте возможно с согласия его собственника, такой принцип прямо заложен в ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» [1].

Также Закон о любительском рыболовстве сохранил возможность осуществления любительского рыболовства на рыболовных участках, предоставленных в пользование для организации любительского рыболовства. На указанных рыболовных участках граждане имеют право осуществления любительского рыболовства только при условии наличия документа, закрепляющего право на осуществление любительского рыболовства в границах участка на возмездной основе (путевки), при этом пользователям таких рыболовных участков необходимо создавать условия для должной организации любительского рыболовства.

Следует отметить, что в границах большей части «продуктивных» водных объектов рыбохозяйственного значения уже сформированы рыболовные участки

для осуществления иных видов рыболовства.

Законом о любительском рыболовстве сохранена система, в которой бесплатность и доступность осуществления деятельности по осуществлению любительского рыболовства зависит от способа приобретения права на осуществление такой деятельности. Таким образом:

1. Физические лица, осуществляющие любительское рыболовство на водных объектах общего пользования, в границах которых не сформированы рыболовные участки, могут свободно реализовать право на осуществление любительского рыболовства без получения дополнительного согласования;

2. Физические лица, осуществляющие свою деятельность в пределах рыболовных участков, предоставленных в пользование для организации любительского рыболовства, на основании договора об оказании возмездных услуг, то есть с получением разрешения (путевка);

3. Физические и юридические лица, осуществляющие любительское рыболовство на водных объектах, находящихся в частной собственности на основании соглашения, например, собственник земельного участка, в пределах которого находится водный участок, получает установленный решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления административный акт об установлении публичного или частного сервитута на указанный водный объект;

4. Физические лица, осуществляющие любительское рыболовство в границах рыболовных участков, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для осуществления иных видов рыболовства.

Стоит отметить четвертый вариант установления отношений в сфере любительского рыболовства, поскольку он является наиболее перспективным и востребованным. Данный вариант позволяет получать выгоду не только со стороны индивидуального предпринимателя, но и со стороны «любителя» [3]. Вместе с тем законодательством не закреплена возмож-

ность осуществления любительского рыболовства на рыболовных участках, предоставленных в пользование для осуществления иных видов рыболовства. В настоящее время видится целесообразным проработать вопрос о внесении изменений в законодательство, предусматривающих возможность осуществления любительского рыболовства на рыболовных участках, предоставленных в пользование для осуществления иных видов рыболовства. В том числе промышленного рыболовства.

Также предлагается предусмотреть законодательно единый реестр рыболовных участков, которые будут использоваться для осуществления любительского рыболовства дополнительно его разработав, в котором будет возможно вести учет таких договоров и водных объектов, что позволит:

1. Понимать количество законных рыбаков «любителей»;

2. Получать прибыль как в интересах государства (налоги), в интересах индивидуального предпринимателя/юридического лица (дополнительные доходы), так и возможности реализовывать свои возможности обычным граждан (например, через систему «самозанятых», что позволит развивать указанную систему);

3. Вывод незаконно добытых уловов водных биоресурсов на легальный рынок, позволит создать заинтересованность общих масс.

При введении, вышеуказанного способа регулирования не только юридические лица/индивидуальные предприниматели почувствуют дополнительное стимулирование, но и граждане смогут реализовывать, посредством, например, того же индивидуального предпринимателя продукцию, а связав всю процедуру с системой «самозанятых» людей появится возможность стимулировать свою прибыль, создавать кооперативы и дополнительно осуществлять просветительскую деятельность, данные векторы развития для внутреннего рынка приведут к появлению спроса на рыбную продукцию, увеличению внутреннего потребления рыбной продукции, соответственно и к росту индивидуальных предпринимателей в данной области, популя-

ризация такой системы позволит вывести рыболовство на новый этап развития.

Также стоит обратить внимание на еще один социально-значимый вопрос, связанный с реализацией уловов добытых (выловленных) водных биоресурсов, так, 10 октября 2023 г. комитетом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию была поддержана инициатива властей Мурманской области в рамках проведения эксперимента по предоставлению права гражданам реализации рыбной продукции, произведенной из уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении любительского рыболовства, планируется насытить прилавки региона рыбной продукцией [4].

Указанный механизм предусматривает обеспечение прослеживаемости рыбной продукции, защитив при этом прилавки от добытых (выловленных) водных биоре-

Эксперимент предлагается провести на территории Мурманской области в течение пяти лет для жителей нескольких поселков региона.

Ориентиры на поддержку прибрежных регионов позволяют реализовывать потенциал населения таких прибрежных районов, как с точки зрения исторического принципа, так и со стороны любительского рыболовства, такой подход ориентирован на поддержку малого, если можно так сказать «семейного» бизнеса.

Таким образом, можно сделать вывод, что рассматриваемая проблематика остается актуальной и по сей день, напрямую об этом нам говорит и управленческий аппарат, который, что не маловажно, не только ориентирует политику государства на поддержку предпринимательства, но и проводит необходимые процедуры, в целях дальнейшего их внедрения в государственные диспозитивные методы поддержки.

сурсов преступным путем.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

2. Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2018 г. N 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный) / Д.Б. Горохов, Н.В. Кичигин, Е Л. Минина и др.; отв. ред. Д.О. Сиваков. - М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2021. - 140 с.

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vmeste-rf.tv/news/rybakam-lyubitelyam-razreshat-ofitsialno-prodavat-chast-ulova-ne-oformlyaya-ip/.

EXISTENCE OF BARRIERS TO RECREATIONAL FISHING

E.V. Balashov, Associate Professor D.A. Kulishov, Graduate Student Russian State University for the Humanities (Russia, Moscow)

Abstract. The article considers the organization of recreational fishing from the point of view of fishing within the boundaries of fishing grounds provided to legal entities and individual entrepreneurs for other types of fishing, as a type of entrepreneurial activity and possible profit making with its further legalization, the possibility of excluding legal nihilism, which will show the policy of orientation of the state to the activities of small and medium-sized businesses. Keywords: agrifood system, business activity, recreational fishing, self-employment, profit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.