Научная статья на тему 'НАКОПЛЕНИЕ МЕТГЕМОГЛОБИНА В КРОВИ БЕЛЫХ КРЫС ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ ИНГАЛЯЦИИ АНИЛИНА'

НАКОПЛЕНИЕ МЕТГЕМОГЛОБИНА В КРОВИ БЕЛЫХ КРЫС ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ ИНГАЛЯЦИИ АНИЛИНА Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCUMULATION OF METHAEMOGLOB1N IN THE BLOOD OF ALBINO RATS IN CASE OF DIFFERENT REGIMES OF ANILINE INHALATION

The accumulation of methaemoglobin in the blood was found to depend on the concentration level of aniline in the air and the period of continuous and the regime of repeated inhalation of aniline. The time of mehaemoglobinemia development depended on the concentration of the substance in the air during its continuous inhalation. The effects of continuous and interrupted action of aniline are assessed comparatively.

Текст научной работы на тему «НАКОПЛЕНИЕ МЕТГЕМОГЛОБИНА В КРОВИ БЕЛЫХ КРЫС ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ ИНГАЛЯЦИИ АНИЛИНА»

нических исследований можно сделать вывод об основных требованиях к железнодорожному туризму.

Вагон для туристов должен иметь установки кондиционирования воздуха. Для бесперерывной работы вентиляции, оборудования вагонов-рестора-нов и внутреннего освещения состава необходимо на стоянках подключать его к стационарному электроснабжению.

Благоустройство стоянок невозможно без строительства санитарно-бытового комплекса. В него, на наш взгляд, следует включить душевые с горячей водой, туалетные с кабинами для переодевания, постирочные с гладильными, комнату отдыха, комнату гигиены женщины, канализационные приемники от вагонов-ресторанов и т. п.

В большинстве городов железнодорожные станции расположены в жилых и промышленных районах. Найти подходящее место для строительства •благоустроенной стоянки зачастую трудно. Заслуживает внимания возможность сооружения ее на разъездах и станциях, примыкающих к населенным пунктам, расположенным в живописной местности. Думается, что это важно и в оздоровительных целях.

Для повышения оздоровительной роли железнодорожного туризма необходимо решить санитарно-гигиенические вопросы его.

ЛИТЕРАТУРА. Горомосов М. С. Микроклимат жилищ и его гигиеническое нормирование. Гигиенические обоснования к нормированию микроклимата жилищ в разных климатических районах СССР. Дисс. докт. М., 1958. — Ш а ф и р А. И. Гиг. и сан., 1967, № 10, с. 70.

Поступила 3/III 1972 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF RAILWAY TOURISM A. A. Prokhorov, A. B. Krinshpun

The railway tourism is a new progressive form of mass recreation for the population. It is highly educative and, in case of fulfilment of certain sanitary hygienic measures, it •may be good for health. However, for this purpose it is necessary to shorten the route length down to 10 to 15 days, equip the railway carriages with air-conditioning systems and provide -comfortable stations with all amenities.

УДК 615.917:547.551.11.015.45:612.111.16

X. С. Маркарян

НАКОПЛЕНИЕ МЕТГЕМОГЛОБИНА В КРОВИ БЕЛЫХ КРЫС ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ ИНГАЛЯЦИИ АНИЛИНА

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Обычно используемые схемы санитарно-токсикологических исследований не уделяют достаточного внимания выявлению закономерности развития токсического эффекта при различных режимах воздействия изучаемого вещества на организм. Нами была предпринята попытка выяснить зависимость характера изменения некоторых показателей (веса и поведения животных, содержания гемоглобина, оксигемоглобина, метгемоглобина, эритроцитов, ретикулоцитов, телец Гейнца, активности холинэстеразы цельной крови, соотношения хронаксии мышц-антагонистов) у белых крыс при ингаляции анилина в различных режимах.

В настоящей статье основное внимание уделено результатам изучения содержания метгемоглобина. Возможность количественного определения этого пигмента крови как специфического проявления действия анилина даже в малых концентрациях (П. Г. Ткачев) позволяла получить информацию о зависимости накопления метгемоглобина от концентрации анилина в воздухе («концентрация — эффект»); зависимости накопления метгемоглобина от длительности непрерывной ингаляции анилина («время — эф-

фект»); зависимости времени наступления метгемоглобинемии от концентрации при непрерывной ингаляции анилина («концентрация — время»); зависимости накопления метгемоглобина от режима прерывистой ингаляции анилина.

В литературе нам не удалось найти характеристики метгемоглобино-образующей способности анилина в указанных аспектах как результат специального изучения. Между тем необходимость такого изучения очевидна в связи с актуальностью оценки интермиттирующего действия химических

юо 200 зоо

Монцентрация

Рис. 1. Зависимость накопления метгемоглобина от концентрации анилина в воздухе.

/ — экспозиция 1 час; 2 — экспозиция 3 часа; 3 — экспозиция 6 часов.

30 50 30

Экспозиция (в часах)

Рис. 2. Время наступления метгемоглобинемии у белых крыс при непрерывной ингаляции анилина в различных концентрациях.

веществ и обоснования подходов к одновременному установлению среднесуточной ПДК атмосферных загрязнений и ПДК тех же веществ в воздухе производственных помещений (Г. И. Сидоренко и М. А. Пинигин).

Количество метгемоглобина в крови лабораторных животных мы определяли на спектрофотометре СФ-4 цианидовым методом в модификации Н. Г. Андреещевой.

ю /о /о >0 Экспозиция (6 часах)

Рис. 3. Время наступления метгемоглобинемии у белых крыс при непрерывной ингаляции анилина в различных концентрациях.

Исследования позволили установить, что накопление метгемоглобина происходит прямо пропорционально концентрации анилина в воздухе (рис. 1). На рис. 1 представлено накопление метгемоглобина в зависимости от концентрации анилина («концентрация — эффект») при различной продолжительности его ингаляции. Однако накопление метгемоглобина в крови подопытных животных при ингаляции анилина в постоянной концентрации («время — эффект») вначале происходит быстро, а затем замед-

ляется, так что через определенное время устанавливается равновесное состояние. Следует отметить, что равновесие нельзя считать полным, так как накопление метгемоглобина в крови продолжается, хотя и медленно. Именно по этой причине увеличивается содержание метгемоглобина в относительно отдаленные сроки при воздействии анилина в меньших концентрациях. Так, статистически достоверная метгемоглобинемия (3,8—6%) у животных при непрерывной ингаляции анилина в концентрации 5 мг/м3 наступила к 456-му часу, при концентрации 0,5 мг/м3—к 1392-му часу. Концентрация 0,1 мг/м3 не вызвала увеличения содержания метгемоглобина в крови подопытных животных, несмотря на значительную длительность непрерывной ингаляции (2860 часов). Для токсикологической оценки химических соединений важное значение имеет установление зависимости «концентрация — время» (М. А. Толоконцев; Г. И. Сидоренко и М. А. Пинигин; М. А. Пи-нигин). Поэтому мы проанализировали данные, касающиеся развития определенной степени метгемоглобинемии у лабораторных животных в зависимости от концентрации парой анилина и продолжительности их ингаляции. Поскольку при малых концентрациях этого вещества в воздухе накопление метгемоглобина не может быть большим вследствие развивающегося равновесия, мы в качестве уровня метгемоглобинемии взяли содержание метгемоглобина в пределах 3,8—4,6%. На рис. 2 зависимость «концентрация — время» представлена в виде кривой, ветви которой асимптотически приближаются к осям координат. Ввиду того что на графике с нормальным масштабом нельзя представить весь диапазон испытанных нами экспозиций непрерывной ингаляции, был построен график в логарифмическом масштабе (рис. 3). Как видно из графика, зависимость «концентрация — время» на логарифмической сетке приобрела в первом приближении вид прямой, что совпадает с данными М. А. Пинигина (1969, 1970, 1972).

При изучении зависимости накопления метгемоглобина от режима прерывистой ингаляции анилина мы провели затравку 7 групп животных: одна из них была контрольной, вторая подвергалась непрерывной затравке, а остальные — прерывистой. Каждое воздействие при прерывистой затравке продолжалось 24 часа, а перерывы между отдельными воздействиями в разных группах равнялись 2, 6, 12, 18 и 24 часам.

Животных затравляли динамическим способом при конценрации анилина 5 мг/м3. Общая продолжительность затравки в каждой группе составляла 21 день. Этот срок был достаточным для наступления у животных статистически достоверной метгемоглобинемии при непрерывной ингаляции анилина в названной концентрации.

Исследования показали, что у животных, подвергавшихся прерывистому действию вещества, увеличение содержания метгемоглобина в крови было тем меньше, чем более длительными были перерывы между затравками. Подобная зависимость хорошо демонстрируется результатами определения метгемоглобина в последний день затравки (рис. 4). Меньшее накопление его при затравке с большими перерывами обусловлено, с одной стороны, меньшей суммарной дозой анилина, поступившей в организм за время эксперимента, а с другой, процессом диметгемоглобинизации, полупериод которой, по нашим данным, вначале составлял 24 часа, а в дальнейшем около 56 часов.

Можно было предполагать, что на уровень метгемоглобинемии при различных режимах ингаляции анилина влияло развивающееся при этом неодинаковое состояние адаптивных процессов у подопытных животных. Известно, что при воздействии анилина может развиваться адаптация, приводящая к уменьшению содержания метгемоглобина в крови (П. Г. Ткачев).

Для оценки возможного влияния адаптационных процессов на уровень развития метгемоглобинемии у животных, подвергавшихся воздействию анилина в различных режимах, мы применили специфическую нагрузку, которая позволяет судить не только о наличии, но и об интенсивности адаптационных процессов (Е. И. Люблина и соавт., 1971; Г. Н. Красовский и

соавт., 1971, и др.). По окончании восстановительного периода животные всех групп, в том числе и контрольной, были подвергнуты ингаляционному воздейсвию анилина в концентрации 262 мг/м3 в течение 3 часов.

Установлено, что после специфической нагрузки (рис. 5) наибольшее содержание метгемоглобина в крови (45,92± 1,59%) было у животных, подвергавшихся до нее непрерывной затравке. Несколько иной уровень мет-гемоглобинемии был у интактных (контрольных) животных (38,3±2,73%), еще меньше — у животных, подвергавшихся ранее прерывистому действию анилина (от35,0± 1,22до 18,3±1,80%). Чем длительнее были перерывы во время затравки, тем меньше содержалось метгемоглобина в крови животных. Это свидетельствует о том, что длительные перерывы в процессе зат-

6/2/6 24 Длительность перерыбоб (в часах)

Рис. 4. Содержание метгемоглобина в крови лабораторных животных в последний день затравки с фоном (Л) и без фона (Б).

40

1

1 «V»

I

30

20

л.

л

6 /г /8 24 Длительност пер еры8о5(б часах)

Рис. 5. Содержание метгемоглобина после специфической нагрузки у животных, затравлявшихся до нее анилином в различных режимах.

равки могут приводить к мобилизации адаптивных механизмов организма и способствовать снижению токсического действия, в частности метгемогло-бинообразования.

Полученные нами данные указывают на целесообразность изучения действия веществ в различных режимах. Это открывает возможность сравнительного исследования постоянного и прерывистого действия веществ, а следовательно, более глубокой гигиенической оценки химических факторов внешней среды.

Анализ результатов исследования других показателей свидетельствует о том, что при непрерывной ингаляции анилина в концентрации 5 мг/м3 у животных возникают более выраженные сдвиги, чем при прерывистом действии его. Это согласуется с характером изменения содержания метгемоглобина в крови тех же групп животных.

Выводы

1. Накопление метгемоглобина при непрерывной ингаляции анилина происходит прямо пропорционально концентрации веществ в воздухе.

2. При непрерывном воздействии постоянной концентрации анилина накопление метгемоглобина в крови является функцией времени ингаляции вещества с выраженной тенденцией к установлению равновесного состояния.

3. Концентрация анилина в воздухе, вызывающая метгемоглобине-мию определенной степени у животных, зависит от длительности непрерывной ингаляции. Эта зависимость выражается на сетке с логарифмическим масштабом в виде прямой линии.

4. Накопление метгемоглобина при прерывистом действии одной и той же концентрации анилина происходит обратно пропорционально длительности перерывов.

5. Снижение эффекта метгемоглобинообразования при прерывистой ингаляции анилина, по-видимому, обусловливается уменьшением суммарной дозы его, процессом диметгемоглобинизацин и процессом адаптации.

6. Выявленные закономЬрности могут быть использованы при сравнительной оценке постоянного и прерывистого действия анилина с целью обоснования подходов к одновременному установлению ПДК его в воздухе цехов и среднесуточных ПДК вещества в атмосферном воздухе, а также при гигиеническом изучении интермиттирующего действия анилина.

ЛИТЕРАТУРА. Пинигин М. А. Вестн. АМН СССР, 1972, № 1, с. 82. — Сидоренко Г. И., Пинигин М. А. Гиг. и сан., 1969, № 10, с. 94. — Ткачев П. Г. Биологическое действие малых концентраций анилина и гигиеническое значе-лие анилина как загрязнителя атмосферного воздуха. Дисс. канд. М., 1963. — Толоконцев М. А. В кн.: Общие вопросы промышленной токсикологии. М., 1967, с. 96.— Андреещева Н. Г. В кн.: Материалы научных исследований по гигиене атмосферного воздуха, гигиены воды и санитарной охране водоемов. Ин-т общей и коммунальной гигиены. М., 1972. — Пинигин М. А. В кн.: Материалы конференции по итогам научных исследований в Институте общей и коммунальной гигиены в 1969 г. М., 1970, с. 27. — О п ж е. В кн.: Материалы юбилейной научной конференции мед. факультета Ун-та Дружбы народов им. П. Лумумбы. М., 1970, с. 133.

Поступила 21/XII 1971 г.

ACCUMULATION OF METHAEMOGLOBIN IN THE BLOOD OF ALBINO RATS IN CASE OF DIFFERENT REGIMES OF ANILINE INHALATION

Kh. S. Markaryan

The accumulation of methaemoglobin in the blood was found to depend on the concentration level of aniline in the air and the period of continuous and the regime of repeated inhalation of aniline. The time of mehaemoglobinemia development depended on the concentration of the substance in the air during its continuous inhalation. The effects of continuous and interrupted action of aniline are assessed comparatively.

УДК 616.5-084.876:546.799.5

М. А. Ходырева, Р. Я- Ситько, проф. Г. М. Пархоменко, В. А. Сарычев

ДЕЗАКТИВАЦИЯ КОЖНЫХ ПОКРОВОВ ОТ ТРАНСУРАНОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Институт биофизики Министерства здравоохранения СССР, Москва

Расширение фронта работ, связанных с получением и применением трансурановых элементов, диктует необходимость проведения исследований по подбору и сравнительной оценке средств очистки кожи от этой группы веществ. Наиболее радиационно опасными из них являются Ри238 и Ат241. В ранее выполненных работах (Н. Ю.Тарасенко и М. А. Ходырева; А. М. Воробьев) было показано, что при загрязнении кожи Ри239 наиболее эффективными средствами очистки являются паста 11Б и препарат «Защита». В доступной нам литературе мы не нашли сведений о степени удаления с кожи других трансурановых соединений и в первую очередь Ат241, хотя последний в настоящее время применяется довольно широко (ВауЬагг). Отсутствует также информация, касающаяся оценки средств очистки при комбинированном загрязнении кожи радиоактивными веществами и органическими растворителями.

В настоящем сообщении приводятся результаты сравнительной оценки эффективности средств и методов очистки кожи при различных видах загрязнения Ат241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.