НАКОПИТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ1
Николай Павлович Дементьев
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник, тел. (383)330-35-36, e-mail: [email protected]
В статье обсуждаются проблемы накопительных систем в обязательном и добровольном пенсионном страховании. Показывается, что система добровольного пенсионного страхования стагнирует в последние годы. Кратко обсуждаются предложения правительства по реформированию негосударственных пенсионных фондов.
Ключевые слова: обязательное пенсионное страхование, накопительные пенсионные системы, реформа, негосударственные пенсионные фонды.
FUNDED PENSION FUNDS IN MODERN RUSSIA
Nikolai P. Dementiev
Institute of Economics and Industrial Engineering of the Siberian Branch of RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, Ac. Lavrentieva ave. 17, Ph. D., Chief Research Scientist, tel. (383)330-35-36, e-mail: [email protected]
The paper discusses the problems in the funded systems in the mandatory and voluntary pension insurance. It is shown that the system of voluntary pension insurance stagnated in recent years. Briefly discussed the government's proposals to reform the private pension funds.
Key words: compulsory pension insurance, funded pension systems, reform, private pension
funds.
Во многих странах мира основу пенсионного страхования составляют государственные пенсионные системы, обязательные для большинства, населения. Как правило, они построены по солидарному принципу: пенсионные взносы работающего населения направляются на выплату текущих пенсий. При желании население может дополнительно участвовать в частных пенсионных фондах (программах), устроенных по накопительному принципу. Последнее означает, что пенсионные взносы участника поступают на его индивидуальный счет и затем инвестируются. Накопленные взносы участника вместе с инвестиционным доходом определяют размер его будущей дополнительной пенсии.
В последней четверти прошлого века государственные пенсионные системы развитых стран начали испытывать трудности, связанные, главным образом, со снижением рождаемости. Доля работающих в составе населения уменьшалась, и отчислений с заработной платы стало не хватать для выплаты текущих пенсий. Кроме того, норма сбережения имела выраженную тенденцию
1 Статья содержит результаты исследований, выполненных в рамках плана НИР ИЭОПП СО РАН, проект IX.84.1.1.
к понижению. Поэтому с начала 80-х гг. США, Великобритания и некоторые другие страны провели реформы, смысл которых заключается в налоговом стимулировании участия населения в частных пенсионных программах. Предпринятые меры и благоприятная экономическая конъюнктура породили бурный рост накопительных пенсионных систем, и в ряде стран они стали играть ключевую роль на финансовом рынке. В США, например, накопленные пенсионные деньги населения на 30 июня 2013 г. составляли 24 трлн. долл. [1]. На эти деньги можно было скупить все корпорации страны, нефинансовые активы которых оценивались тогда в 19,5 трлн. долл.
В нынешней России работающее население, за исключением государственных служащих, должно участвовать в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Система ОПС устроена большей частью по солидарному принципу, но она содержит и накопительную составляющую. А именно, граждане 1967 года рождения и моложе, застрахованные в системе ОПС, вплоть до настоящего года часть своих пенсионных взносов (в размере 6% заработной платы) перечисляли на свои индивидуальные накопительные счета. В результате у них формировались права как на страховую, так и на накопительную часть трудовой пенсии. Кроме того, российские граждане могут на добровольной основе участвовать в системе негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), устроенной по накопительному принципу.
Основу НПО составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ), но они обслуживают и застрахованных в системе ОПС, которым с 2004 г. было разрешено переводить свои пенсионные накопления в НПФ. Поэтому клиенты НПФ делятся на две категории: участников по НПО и застрахованных лиц по ОПС. Собственное имущество каждого НПФ состоит из трех частей: имущества для обеспечения уставной деятельности, пенсионных резервов и пенсионных накоплений. Пенсионные резервы и пенсионные накопления предназначены для обеспечения платежеспособности по обязательствам перед участниками по НПО и застрахованными лицами по ОПС соответственно.
На конец III квартала 2013 г. в России действовало 125 негосударственных пенсионных фондов [2]. В табл. 1 приведены некоторые данные по системе НПФ в целом и по 18 наиболее крупным из них. Согласно таблице, пенсионные резервы во всех НПФ составляли тогда 801 млрд. руб. или примерно 25 млрд. долл. по валютному курсу. Эта сумма выглядит ничтожной в сравнении с пенсионными деньгами населения США в частных пенсионных фондах (7,8 трлн. долл.). Крупнейшим негосударственным пенсионным фондом является "Газфонд", обслуживающий, в основном, пенсионные программы "Газпрома". На 30 сентября 2013 г. в "Газфонде" было сосредоточено 38,6% всех пенсионных резервов, хотя на него приходилось лишь 3,6% всех участников по НПО. На втором месте был НПФ "Благосостояние" работников РЖД - 25,4% всех пенсионных резервов. Таким образом, почти две трети системы НПО было сосредоточено в этих двух фондах. Пенсионные резервы в среднем на одного участника по НПО составляли: в НПФ «Газфонд» - 1,28 млн. руб., в НПФ «Благосостояние» - 177 тыс. руб., в НПФ «Нефтегарант» -
258 тыс. руб., в НПФ «Транснефть» - 245 тыс. руб., в остальных НПФ (где было сосредоточено три четверти участников по НПО) - 44 тыс. руб. (табл. 1).
91
Таблица 1
Основные показатели деятельности НПФ на 30 сентября 2013 г.
Собственное Пенсионные Количество Пенсионные Количество
имущество, млн. руб. резервы, млн. руб. участников НПО, человек накопления, млн. руб. застрахованных, человек
Все НПФ 1 901 219 800 906 6 666 918 986 353 21 063 329
В том числе:
НПФ “Г азфонд ” 399 807 309 102 241 181 56 761 730 346
НПФ “БЛАГОСОСТОЯНИЕ” 314 070 203 206 1 151 034 105 969 1 767 816
НО “НПФ ЛУКОИЛ-ГАРАНТ” 170 840 18 537 399 808 126 477 2 318 819
НПФ электроэнергетики 94 383 34 730 529 775 58 304 1 000 401
НПФ Сбербанка 75 504 7 469 288 751 67 293 1 043 133
НПФ “Наследие” 59 885 13 776 98 409 45 824 1 031 625
НПФ “РГС” 59 267 57 4 917 58 421 1 556 487
ВТБ Пенсионный Фонд 58 533 734 28 965 57 606 983 779
КИТ Финанс НПФ 56 560 76 3 217 56 354 1 869 828
НПФ “Транснефть” 54 803 48 409 197 412 5 648 47 994
НПФ “Промагрофонд” 50 994 656 7 936 47 682 1 628 343
НПФ “Стальфонд” 37 182 4 105 150 585 32 819 1 000 415
НПФ “Ренессанс Жизнь и Пенсии” 30 348 11 5 766 30 020 807 618
НПФ “Нефтегарант” 27 107 23 001 89 083 3 830 75 973
МН “БПФ” 26 244 1 130 27 429 24 773 476 648
Ханты-Мансийский НПФ 25 673 15 547 243 459 9 068 138 720
НОНПФ Национальный негосударственный пенсионный фонд 25 082 10 510 207 235 12 536 322 010
НПФ “Телеком-Союз” 20 937 19 003 438 629 1 631 20 955
Источник: [2].
Тот факт, что российская система НПО сводится в основном к обслуживанию пенсионных программ Газпрома и еще нескольких монополий, не случаен. Руководство большинства предприятий и их работники проявляют пока мало интереса к добровольному пенсионному страхованию. Но некоторые нефтегазовые корпорации являются исключением. Уровень зарплаты в них намного превышает средний по стране, тем более он несопоставим с низким уровнем пенсий в системе ОПС. Дополнительные пенсии от монополий призваны снизить социальное напряжение среди их работников при выходе на пенсию.
Поскольку корпораций, желавших обеспечить своих работников дополнительными пенсиями, немного, а население мало доверяет финансовым институтам, то система НПО давно уже находится в стагнации, чему поспособствовал
и наступивший кризис. К 1 октября 2013 г. количество участников по НПО выросло всего лишь на 0,6% по сравнению с 1 октября 2007 г. [2]. Пенсионные резервы за этот шестилетний период увеличились на 80%, однако в реальном выражении (с учетом инфляции) их прирост составил лишь 9%.
Значительная часть пенсионных резервов инвестируется в доходные, хотя и рискованные финансовые инструменты (корпоративные акции, паи инвестиционных фондов). И все же их доходность была очень низкой. Об этом свидетельствуют, например, данные НПФ «Газфонд» [3] и НПФ «Благосостояние» [4] (напомним, что в этих фондах сосредоточено почти две трети всех пенсионных резервов). За 2007-2012 гг. доходность пенсионных резервов в первом фонде составила в среднем 8,5% годовых, а во втором -7,4%. Такой уровень доходности не покрывал даже инфляцию (средний темп прироста потребительских цен в 2007-2012 гг. был равен 9,2%).
К причинам низкой популярности добровольного пенсионного страхования в России можно отнести: бедность основной массы населения, невысокую доходность пенсионных сбережений, недостаточную прозрачность деятельности НПФ. Все же главной из них, как представляется, является глубокое недоверие населения к долгосрочным сбережениям (к которым относятся и пенсионные сбережения) из-за шаткости финансовой системы в России, пережившей с 1990 г. целый ряд потрясений. О степени такого недоверия свидетельствует фактический провал Программы государственного софинансирования пенсии. Хотя за пять лет действия программы (октябрь 2008 г. - сентябрь 2013 г.) ее участниками стали 15,8 млн. граждан [5], внесли они лишь около 30 млрд. руб. или менее 2 тыс. руб. в среднем на одного участника. Очевидно, участие большинства граждан в программе можно считать лишь символическим.
Стагнация системы НПО побуждает негосударственные пенсионные фонды активно и небезуспешно бороться за привлечение пенсионных накоплений из системы ОПС. Только за три квартала 2013 г. количество
застрахованных лиц по ОПС, доверивших пенсионные накопления негосударственным фондам, возросло с 16,6 до 21,1 млн. чел., а объем пенсионных накоплений в НПФ - с 669 до 986 млрд. руб. [2]. Как видно, работа с пенсионными накоплениями постепенно становится основной функцией российских НПФ. Впрочем, после нынешней реформы системы ОПС картина может резко измениться.
Реформа позволяет гражданам, застрахованным в системе ОПС, вообще отказаться от взносов на накопительную часть трудовой пенсии и перечислять их на формирование пенсионных прав в страховой части. Предсказать, как поведут себя граждане в новых условиях, затруднительно. До нынешнего времени размер индексации расчетного пенсионного капитала (в прямом соответствии с которым и определяется страховая часть пенсии) был намного выше доходности пенсионных накоплений. Кроме того, государство гарантирует увеличение страховой части пенсии путем ежегодной индексации с уровнем не ниже инфляции. Во всяком случае, негосударственным пенсионным фондам будет труднее привлекать пенсионные накопления лиц, застрахованных в системе ОПС.
Повысить доходность пенсионных накоплений может помочь планируемая система их страхования под эгидой Агентства по страхованию вкладов. Все НПФ, работающие с пенсионными накоплениями, должны будут пройти проверку на соответствие требованиям будущей системы страхования. Выдержавшие экзамен НПФ будут акционированы (до сих пор у них был статус некоммерческих организаций), войдут в систему страхования и получат новые лицензии на работу с пенсионными накоплениями населения. Страхование пенсионных накоплений позволит инвестировать их в более прибыльные (но и более рискованные) финансовые инструменты и тем самым увеличить доходность накоплений.
С 2013 г. были введены немалые дополнительные тарифы страховых взносов для формирования досрочных пенсий на производствах с вредными и тяжелыми условиями труда. Например, для лиц на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, дополнительный тариф должен составить 6% в 2014 году и 9% в 2015 году. В дальнейшем предполагается разработать систему социальных гарантий (корпоративные пенсии, компенсационные надбавки к заработной плате, страхование от несчастных случаев), которые включались бы в коллективные либо трудовые договоры на производствах с вредными и тяжелыми условиями труда. При реализации такого подхода дополнительный тариф взносов будет отменен. Создание обязательных социальных гарантий повлекло бы рост корпоративного пенсионного страхования в системе НПО, однако пока неясно, когда эти гарантии будут разработаны и введены.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Board of Governors of the Federal Reserve System, "Federal Reserve Statistical Release, Z.1, Flow of Funds Accounts of the United States". [Electronic resource] - Англ. -Режим доступа: http://www.federalreserve.gov/release/z1/.
2. Основные показатели деятельности НПФ. Служба Банка России по финансовым рынкам. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fcsm.ru/ru/contributors/polled investment/npf/reports/.
3. НПФ «Газфонд». Доходность. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gazfond.ru/about/official_information/indicators/dokhodnost/.
4. НПФ «Благосостояние». Инвестиционная политика. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://npfb.ru/ru/about/investpolicy/page1.wbp.
5. Пенсионный фонд РФ. Программа государственного софинансирования пенсии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/financed public pension/.
© Н. П. Дементьев, 2014