Научная статья на тему 'НАКАЗАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ'

НАКАЗАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
493
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детско-родительские отношения / агрессивность / физическое наказание / эффективность наказания / альтернатива наказанию / сочувствие / принуждение / альтруистическая личность / дружеские отношения / удовлетворение жизнью.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Муштарий Алишер Қизи Исаева

В данное время растет стресс, напряженность и агрессия в обществе. В нашем современном мире пытаются бороться с агрессией при помощи ужесточения наказания. Считается, что наказание есть неотъемлемая часть воспитания. В статье рассматривается наказание с точки зрения его эффективности и отсроченных последствий. Рассматриваются также последствия такого вида воспитательного воздействия, как соревновательность. Приведены свидетельства различных авторов о том, что телесные и другие жестокие виды наказания ребѐнка приводят к росту его агрессивности, снижению когнитивных способностей, а более мягкие виды наказаний способствуют развитию у ребѐнка инфантильного поведения, неуверенности в себе и формированию различных психологических защит. тѐплые дружеские отношения родителей с детьми способствуют воспитанию альтруистической личности, умеющей лучше взаимодействовать с людьми, более счастливой и успешной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАКАЗАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ»

НАКАЗАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

Муштарий Алишер кизи Исаева

Международная исламская академия Узбекистана преподаватель кафедры психологии религии и педагогики

АННОТАЦИЯ

В данное время растет стресс, напряженность и агрессия в обществе. В нашем современном мире пытаются бороться с агрессией при помощи ужесточения наказания. Считается, что наказание есть неотъемлемая часть воспитания. В статье рассматривается наказание с точки зрения его эффективности и отсроченных последствий. Рассматриваются также последствия такого вида воспитательного воздействия, как соревновательность. Приведены свидетельства различных авторов о том, что телесные и другие жестокие виды наказания ребёнка приводят к росту его агрессивности, снижению когнитивных способностей, а более мягкие виды наказаний способствуют развитию у ребёнка инфантильного поведения, неуверенности в себе и формированию различных психологических защит. тёплые дружеские отношения родителей с детьми способствуют воспитанию альтруистической личности, умеющей лучше взаимодействовать с людьми, более счастливой и успешной.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, агрессивность, физическое наказание, эффективность наказания, альтернатива наказанию, сочувствие, принуждение, альтруистическая личность, дружеские отношения, удовлетворение жизнью.

ВВЕДЕНИЕ

Негативные проявления публично обсуждаются и порицаются, предложения сурово покарать встречают поддержку общества, даже если очевидна их бессмысленность и неэффективность. А между тем, важно рассмотреть наказание с точки зрения его эффективности. Эффект от наказания неоднозначен и может отличаться в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а так же иметь латентные функции. «Строгие наказания за несанкционированные уличные шествия официально направлены на поддержание общественного порядка, но одновременно служат средством борьбы с политической оппозицией и подавления нежелательных для власти социальных инициатив. Отсюда и неоднозначность их результатов. С одной стороны, эти меры укрепляют власть, а с другой - подрывают её авторитет...

Слабая, лишенная общественной поддержки власть устрожает наказания, усиливая тем самым сопротивление и способствуя политическому радикализму. Подобное происходит и с детьми. Родители считают, что главная добродетель ребёнка - это послушание, не отдавая себе отчёта, что заботятся больше о своем спокойствии, чем об интересах, а главное, чувствах ребёнка. Распространена практика, когда непослушного ребёнка наказывают. В случае, если не удалось добиться послушания, наказание ужесточают. И даже замечая, что такое воспитание приводит не к примерному поведению, а к тому, что ребенок начинает врать и хитрить, родители не видят альтернативы наказанию. Почему люди продолжают настаивать на наказании, как взрослых, так и детей? В большей степени это дань традиции, сформировавшейся веками.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

В древнем мире дети воспитывались в страхе. Жестокость со временем нарастала, за малейшие провинности их били палками, секли розгами, приковывали за ногу цепью. Послушание считалось главной добродетелью, и его добивались, не ограничивая себя в средствах. «Слепое рабское повиновение

- вот высшая цель средневековой школы и ее главного воспитательного орудия

- телесных наказаний». При этом, «в авторитарной системе воспитания ценен не столько конкретный результат, сколько само по себе послушание». Как мы знаем, на Ближнем Востоке пошли ещё дальше. Там было вполне естественным переходить от словесных увещеваний к телесным наказаниям. Но если и это не помогало, то прибегали к крайним мерам. За суровость воспитания выступали даже такие величайшие мыслители, как Платон (427-347 гг. до н. э.), который считал отсутствие наказания баловством, и Аристотель (384-322 гг. до н.э.), полагавший, что если человек не соответствует достоинству, то надо его исправлять при помощи любых методов, даже розг, и чем раньше, тем лучше . Но даже в средние века, в разгар жестокости в семье и обществе, уже находились философы, которые не одобряли телесные наказания и выступали за гуманность воспитания. Так, например, Ибн Хальдун, выдающийся арабский мыслитель XIV в.,считал, что «страх наказания притупляет способности детей, делает их ленивыми и лживыми, развивает у них хитрость, но не ум. По его мнению, родителю и воспитателю следует избегать не только подобного рода наказаний, но и вообще излишней резкости и грубости по отношению к детям, так как это разрушает в них человечность.» Как видим, ещё в XIV прозвучала мысль о вреде наказания. Но она не оказала значительного влияния общепринятые нормы воспитания. Видимо, потому, что не была предложена альтернатива.

Другим методом воспитания была соревновательность, которая активно культивируется и в наши дни. Соревновательность только с первого взгляда кажется безобидным и действенным методом воспитания «Дух соперничест ва, стремление любой ценой превзойти товарища по учебе, поощрялся в школе. Следует отметить, что оправданная с педагогической точки зрения соревновательность часто выходила из-под контроля учителей и перерастала не только в жаркие словесные баталии» Порой дело доходило до драки, после чего следовало суровое наказание подравшихся. Отсюда можно сделать вывод, что соперничество приводит не к стремлению к знаниям и саморазвитию, а к попытке обойти соперников, не считаясь ни с чем. В средневековье при воспитании и обучении стало использоваться и поощрение, а к наказанию стали подходить более дифференцированно.

МЕТОДОЛОГИЯ

Сегодняшняя педагогика уверена в том, что телесные наказания отрицательно влияют на самосознание и чувство собственного достоинства ребёнка, хотя на практике они продолжают широко применяться. Однако, именно физические наказания представляют серьезную угрозу не только физическому, а и психическому здоровью ребенка, его развитию и безопасности, нарушая право на защиту и заботу. Когда мать шлёпает расшалившегося ребёнка, что бы она при этом ни говорила, она показывает ребёнку пример, как надо реагировать на чужую неправильность, и ребёнок в точности воспроизводит родительский урок на сверстниках или тех, кто слабее, чьё поведение ребёнку не нравится. Применяя физическое наказание, родители учат ребёнка решать конфликтные ситуации с помощью силы, тем самым воспитывая в ребёнке агрессию.Общество развивается, задачи, стоящие перед людьми, постоянно усложняются и требуют большей самостоятельнос ти и творчества. «Однако, более сложная деятельность требует также от ребенка большей самостоятельности. С помощью палки или ремня можно заставить ребенка выучить наизусть молитву, но научить его таким путем самостоятельно и творчески мыслить невозможно.»

В большинстве развитых стран отношение общества к физическому наказанию однозначно негативное, тем не менее, само наказание в более мягких формах и в наши дни осталось, наряду с поощрением, одной из главных воспитательных мер. Хотя многие считают, что «реальная система наказания весьма часто представляет собой снятие эмоционального напряжения взрослым за счет ребенка». Не надо забывать, чем старше становится ребёнок, тем

больше его ранят наказания, препятствуя эмоциональному контакту с родителями.

К.псх.н. А.А.Моисеева, в своём исследовании, посвященном формированию альтруистической направленности личности, пришла к выводу, что «наказания, особенно это относится к унижениям и угрозам, блокируют развитие помогающего поведения. Родители склонных к альтруизму детей предпочитают отказаться от крайних форм наказания, а из поощрений выбирают методы похвалы и поддержки. Родители низко альтруистичных личностей напротив отдают предпочтение материальным поощрениям и чрезмерно сильным наказаниям». Оказалось, что не наказание приводит к снижению уровня жестокости и агрессии, а распространение бескорыстного помогающего поведения, которое, по мнению автора, станет одним из самых эффективных способов избавления человека от нежелательных форм антисоциального поведения, поможет наладить более эффективное взаимодействие, взаимопонимание и сотрудничество, будет способствовать выживанию общества в целом.

И если физические и другие грубые и жестокие виды наказания приводят к воспитанию у ребёнка агрессии, то более мягкие его виды приводят к формированию у ребёнка инфантильного поведения. Человек, с детства привыкший, что за виной следует наказание, боится оказаться виноватым, у него вырабатываются психологические защиты. Если один ребёнок будет избегать того вида деятельности, в котором он однажды не преуспел и получил назидательный комментарий от родителя, другой постарается компенсировать отрицательные переживания положительными: компьютерными играми, дворовой компанией, настаиванием на различных покупках, третий будет демонстрировать личное благополучие, подчеркивая свои достижения и принижая достоинства других. Привычка винить в собственных неудачах обстоятельства или искать виноватого среди других людей остается на уровне подсознания на всю жизнь. В целом, любые виды наказания имеют исключительно негативный эффект. И даже в тех случаях, когда наказание приводило к желаемому результату, этот результат не был единственным. Другой не столь очевидный, но более фундаментальный результат - понижение детского самопринятия, появление у него ощущения "я плохой", которое и приводит к появлению психологических защит. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для психического здоровья детей следует полностью исключить все виды наказаний. В обществе бытует мнение, что отсутствие наказания приводит к вседозволенности и неуправляемости. Почему-то

считается, что жестокость и агрессия в обществе происходят от безнаказанности. Последнее время даже появилось такое выражение «обезумел от безнаказанности», которое, если вдуматься, означает, что человек сошел с ума потому, что с ним недостаточно жестоко обращались. Очевидно, что если люди и сходят с ума, то по какой-то другой причине. В общественном мнении принято ставить знак равенства между безнаказанностью и вседозволенностью. А это не одно и то же. И. Кон дает такое определение наказанию. "В самом общем значении слова, наказание - это применение к человеку или животному каких-то неприятных или нежелательных для него мер воздействия, причинение ему страдания в ответ на неповиновение или нежелательное, антинормативное поведение". Попробуем разобраться на примере родительско-детских отношений, чем отличается наказание от принуждения или запрета, и есть ли альтернатива наказанию. Конечно, детям необходимо прививать правильные привычки, а также запрещать действия, которые угрожают их здоровью или доставляют беспокойство другим людям. Лучше всего действовать личным примером. Но иногда примера бывает недостаточно. Тогда необходимо использовать такие меры, как принуждение и запрет. Принуждение и запрет направлены на изменение ситуации по существу, в отличие от наказания, которое не связано с существом дела и является всего лишь способом уколоть детское самолюбие, ущемить его интересы. Если ребёнок получает двойку в школе, родители запрещают ему смотреть телевизор, гулять с друзьями или есть сладкое, однако с точки зрения ребенка, «сегодняшняя двойка никак не связана с завтрашним телевизором. «Принуждение может обидеть ребёнка, но это происходит не целенаправленно, в отличие от случаев наказания . Родитель, который принуждает, но не имеет в виду наказывать, старается всячески успокоить ребенка, выразить свое сочувствие.» Как же должен себя вести родитель, чтоб ребёнок почувствовал, что ему сопереживают? Для этого необходимо "присоединиться" к ребёнку. Не кричать из другой комнаты, что пора обедать или делать уроки, а подойти к ребёнку, сесть рядом и попытаться вникнуть в то, чем он занимается. Тем самым родитель показывает ребёнку, что ему небезразлична его жизнь. И через несколько минут можно сказать, что пора уже оторваться от игры. Также распростра нена практика, когда родители много раз повторяют какое-то требование, не добиваясь его выполнения.

Рассмотрим конкретный пример: две мамы беседуют на улице, пока их дети играют на ступеньках. Один из них руками в варежках вытирает ступеньки. Увидев это, мама кричит: «Дима, не пачкай варежки! Сколько тебе

говорить?! Я их только постирала!», затем поворачивается к собеседнице и продолжает разговор, тогда как сын продолжает игру, не обращая внимания на слова матери. Можно предположить, что мама ещё пару раз крикнет на ребёнка, с каждым разом повышая голос (ведь он не слушается!), а в конце прогулки отругает или даже отшлепает его за испачканные варежки. Однако, эффект такого воспитания - расстроенный ребёнок, а не привычка к чистоте. А как можно было бы поступить маме? Если чистые варежки действительно очень важны, нужно физически не позволять ребёнку их пачкать, например, взяв его на руки или за руку. А если дома есть стиральная машина, и нет ничего страшного в том, что ребёнок, играя, пачкает одежду, то можно ничего не говорить по этому поводу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Достаточно один раз сказать «надень тапки» или «не ползай на коленках, испачкаешься», после этого необходимо либо добиться выполнения, либо смириться с тем, что ребёнок будет ходить босиком или протирать коленки. Так или иначе, с возрастом он и сам поймет, что и то, и другое не всегда уместно. Для ребёнка важнее, как поступает родитель, а не что он говорит. Нормы поведения в обществе ребёнок усваивает, глядя на поведение своих родителей. И. Кон в книге "Бить или не бить?" ставит вопрос об эффективности наказания, считая этот вопрос наиболее важным для оценки принятой в обществе системы наказаний. "Во-первых, эффект наказания может быть неодинаковым в краткосрочной и в долгосрочной перспективе. Во-вторых, наказания, как и все прочие социальные институты, имеют не только явные, но и скрытые, латентные, функции". "Сколько-нибудь строго научно разграничить физическое, телесное воздействие на человека и психическое обращенное к его сознанию, ни философски, ни психологически невозможно. Физическое наказание - это наказание путем причинения боли, но переживание боли неразрывно связано с общим психическим состоянием индивида, а душевные страдания зачастую бывают мучительнее телесной боли." И. Кон отмечает, что телесные наказания детей это частный случай принятого культурой отношения и уважения к человеку вообще. Распространенные меры наказания: поставить в угол, не пустить гулять, лишить телевизора или компьютера, накричать.Но не только.Такие наказа ния,как игнорирование или игра в молчанку",не менее травматичны.«Лучше пострадать от превратностей игры, чем вообще не иметь никаких взаимоотношений. "Ребенок скорее выживет в огне скандалов и побоев, чем в холоде безразличия"» Многие родители считают, что нет ничего

страшного в иронии или насмешке. «Получил двойку, ну что ж, поздравляю!» Упал - «Не надо ворон считать!» Забыл купить хлеб - «Ну конечно, у тебя один компьютер в голове, зачем тебе хлеб?!». Казалось бы, это не наказание, на ребёнка не кричат, его ничего не лишают. Но, ирония унижает ребёнка, она показывает ему, что родители в этот момент его не любят.

Таким образом, всё, что обижает и травмирует ребёнка, заставляет его чувствовать себя виноватым, может считаться наказанием. Тёплые отношения с родителями в детстве помогают получать больше удовлетворения от жизни во взрослом возрасте и способствует успешности в профессиональной деятельности.

REFERENCES

1. Зиновьева Т. Г. Компромисс в семейном воспитании. // Альманах современной науки и образования.-2012. № 11 (66).-С. 72-74.

2. Кон И.С. Бить или не бить? М.: Время, 2012.-448 с.-("Диалог")-ISBN 978-59691-0721-2.

3. Исаева, М. (2020). ОИЛАВИЙ МУНОСАБАТЛАР ПСИХОДИАГНОСТИКАСИ. Интернаука, (23-3), 63-66.

4. Исаева, М. А., & Эшонхужаева, В. Ж. (2021). ОИЛАВИЙ МУНОСАБАТЛАРНИ УРГАНУВЧИ ПСИХОЛОГИК МЕТОДИКАЛАР ТАХДИЛИ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(Special Issue 2), 109-115.

5. Isayeva, M. A. (2014). RELIGIOUS AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF FAMILY FUNCTIONS. The Way of Science, 90.

6. Mamasakhatovna, Y. S., & Bakhtiyorqizi, A. M. (2021). The Role of Our Religious and Spiritual Heritage in The Formation of a Sense of Proud in Young People. International Journal on Integrated Education, 4(1), 36-38.

7. Mamasakhatovna, Y. S. (2021). The Education-Science System Is a Factor That Accelerates the Development of Society and Increases Its Efficiency. Journal of Pedagogical Inventions and Practices, 2(2), 97-98.

8. Mamasakhatovna, Y. S. (2021). The role of teachers in building the foundation of a new development period of Uzbekistan. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 11(10), 941-943.

9. Mamasakhatovna, Y. S., & Bekbutaevna, B. M. (2021). PSYCHOLOGICAL FUNDAMENTALS OF CHILD RAISING IN THE FAMILY.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.