Научная статья на тему 'Накануне ликвидации (из истории Тамбовской партийной организации)'

Накануне ликвидации (из истории Тамбовской партийной организации) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
125
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПАРТИЗАЦИЯ / КПСС / ПАРТОРГАНИЗАЦИЯ / ЧИСЛЕННОСТЬ / DЕPАRTISАTION / CPSU / COMMUNIST PARTY ORGANIZATION / NUMBER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нащекин Евгений Олегович

В статье автор коснется роли департизации государственных органов и учреждений в истории областной партийной организации. Важнейший фактор жизнеспособности любой партии пополнение ее рядов. Фактически областная партийная организация была обескровлена и подошла к Указу о ликвидации партийных структур обессиленной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the eve of liquidation (from history of the Tambov party organization)

In the article the author will concern a role of dеpаrtisаtion of state structures and establishments in the history of the regional party organisation. The major factor of viability of any party replenishment of its numbers. Actually regional party organization has been exsanguinated and has approached to the Decree on liquidation of party structures being weakened.

Текст научной работы на тему «Накануне ликвидации (из истории Тамбовской партийной организации)»

УДК 93/99

НАКАНУНЕ ЛИКВИДАЦИИ (ИЗ ИСТОРИИ ТАМБОВСКОЙ ПАРТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ)

© Е.О. Нащекин

В статье автор коснется роли департизации государственных органов и учреждений в истории областной партийной организации. Важнейший фактор жизнеспособности любой партии - пополнение ее рядов. Фактически областная партийная организация была обескровлена и подошла к Указу о ликвидации партийных структур обессиленной.

Ключевые слова: департизация; КПСС; парторганизация; численность.

Тема партийного строительства сегодня весьма актуальна. Бурный рост партий различного толка (до 700) в 1990-е гг., затем их стремительный распад показывают, что в обществе существует тенденция к образованию общественно-политических объединений. В настоящее время партии-пустышки сами собой исчезли, и появились возможности для создания серьезных политических сил в виде 2-3 партий. В этой связи представляет интерес изучение опыта первой политической партии власти - КПСС, взлеты и падения которой могут служить уроком для современных партийных лидеров. В данной статье автор коснется роли департизации государственных органов и учреждений в истории областной партийной организации.

Первым ударом в отношении КПСС было издание 20 июля 1991 г. Указа «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР». В соответствии с Указом упразднялись все первичные парторганизации, имеющиеся в правоохранительных, военных, научных, учебных, промышленных, сельскохозяйственных органах, учреждениях и организациях, в учреждениях культуры, здравоохранения и др., т. е. существовавшая обширная сеть партийных организаций, созданных по производственному принципу, и дававшая большие возможности для воздействия на широкие массы трудящихся, была ликвидирована. Указ разрешал образовывать первичные парторганизации только по месту жительства. Это, во-первых, значительно сократило их количество; во-вторых, осуществило их раздробленность; в-третьих, значительно уменьшило влияние партийных структур на производственную

сферу. Практически это был удар по КПСС, от которого она так и не смогла оправиться.

Еще в начале 1991 г. ЦК КПСС призывал местные партийные органы активизировать работу в первичных парторганизациях с целью усиления их воздействия на беспартийные массы. Был разработан «Типовой договор между администрацией предприятия и первичной партийной организацией» и в мае разослан на места «для возможного использования в работе», горкомам и райкомам КПСС рекомендовалось «направить по одному экземпляру договора секретарям партийных комитетов (бюро) предприятий» [1].

К вопросам делового сотрудничества договор относил «совместное участие во всех мероприятиях предприятия и парткома руководителей предприятия и партийной организации, определение конкретных мероприятий, источников их материального обеспечения и ответственных лиц. По завершению хозяйственного года администрация и партком подводят общие итоги работы предприятия, отмечают положительное и недостатки в работе, разрабатывают конкретные меры по выполнению задач на следующий хозяйственный год» [1, л. 35]. Практически, договор предусматривал совместное руководство предприятием.

Постановление Секретариата ЦК КПСС от 10 апреля 1991 г. «Об основных направлениях кадровой политики КПСС в современных условиях и методах ее реализации» было направлено также на усиление работы по повышению роли первичных парторганизаций на предприятиях. «В условиях, когда партия отказалась от властных форм перемещения и расстановки кадров, дала простор действию демократических процедур как в своей среде, так и в обществе, нужны активные и скоординированные действия в центре и на местах,

позволяющие сохранить партийное влияние на кадры. Допущенная неразворотливость в этом вопросе обернулась утратой позиции ряда парторганизаций в важных сферах общественной деятельности. Борьба за кадры есть сегодня борьба за власть, за авангардную роль партии в обществе» [1, л. 19]. В постановлении отмечалось, что членами КПСС являются более 406 тыс. руководителей учреждений и организаций, свыше 1,5 млн работников административно-управленческого

аппарата. Эта часть партийцев играет заметную роль в осуществлении политики партии и ее укреплении. Постоянная работа с ними, особенно с хозяйственными руководителями, должна стать первостепенной для первичных парторганизаций, райкомов, горкомов партии, все более приобретать характер взаимодействия. Партийные организации призваны активно участвовать в решении вопросов утверждения и перемещения кадров, выходить с инициативой отстранения тех руководите -лей, которые проявляют недостаточный профессионализм, неспособность работать в новых условиях, ущемляют социальные и политические права трудящихся» [1, л. 22об.].

Тамбовский обком КП РСФСР (переименован постановлением пленума Тамбовского обкома КПСС от 29 июня 1991 г. в соответствии с решением бюро обкома КПСС от 4 января 1991 г. [2, л. 4]) также пытался перенести акцент работы в первичные парторганизации. В этих целях постановлением бюро обкома партии от 25 июня 1991 г. был создан совет секретарей первичных партийных организаций при Тамбовском обкоме партии, разработано и утверждено Положение о совете [2, л. 31]. Положение определяло цель создания совета: «более полная реализация прав первичных партийных организаций и каждого коммуниста на участие в выработке партийной политики. Совет является методологическим органом и подотчетен бюро обкома КПСС» [2, л. 32]. Положение определяло основные направления работы совета, его полномочия, порядок его формирования, устанавливало регламент работы, в его состав входил 31 секретарь первичных парторганизаций [2, л. 37]. Архивные документы сохранили атмосферу обсуждения вопроса о создании совета на бюро Тамбовского обкома партии [2, д. 81, л. 19]. Уже по ходу этой дискуссии можно предположить, что совету секрета-

рей первичек была уготована судьба формального, ничего не решающего органа.

Секретариат обкома КПСС осознавал, что надо принимать кардинальные меры по спасению партии от развала, но понимать это одно, а для действий нужны силы, которых не было. Новый Устав КПСС, принятый в 1990 г., возводил во главу угла власть партийных масс. Однако фактически через год, анализируя работу первичных парторганизаций области, можно сделать вывод о том, что их активность снизилась. Прием в партию сократился до минимума, и большинство первичек этим вопросом перестали заниматься. Резко возросло количество неплательщиков партийных взносов. Самостоятельность первичных парторганизаций, заявленная в новом Уставе КПСС, на деле приобрела характер полного невмешательства со стороны вышестоящего партийного органа, в таких условиях каждая первичная организация партии проявляла минимум активности во всем.

Важнейший фактор жизнеспособности любой партии - пополнение ее рядов. Однако в этот период притока новых сил в партию не было. В июне 1991 г. в члены партии было принято 14 человек, а за шесть месяцев - 164. Это самый низкий показатель за все годы существования областной партийной организации. Одновременно выросло число коммунистов, не уплачивающих членские партийные взносы. В середине 1991 г. задолженность по взносам допустили 6500 коммунистов, или 7,5 % от состоящих на учете. Некоторые из них фактически утратили связь с КПСС. Особенно неудовлетворительное положение создалось в Тамбовской, Мичуринской, Рассказовской, Уваровской городских, Мучкапской, Первомайской, Никифоровской районных партийных организациях. Здесь не уплачивали членские взносы от 9 до 16 %, а в некоторых первичных парторганизациях от 25 до 60 % коммунистов. Дефицит бюджета областной парторганизации в этот период составлял 7 млн руб. Таким образом, самостоятельность, данная новым Уставом первичным парторганизациям, принесла лишь негативные результаты для состояния областной парторганизации. Многие горкомы и райкомы партии использовали свое право на самостоятельность - в некоторых из них перестали проводиться пленумы.

На 1 января 1991 г. Тамбовская парторганизация в цифрах представляла следующее.

1. Численность парторганизации: всего коммунистов - 88067, в т. ч. женщин - 30270 (43,4 %). За 1990 г. принято 1087 человек.

2. Состав коммунистов по роду занятий: рабочих - 21823 (24,8 %); колхозников -14149 (16,1 %); служащих - 30925 (35,1 %); учащихся - 111 (0,1 %); пенсионеров, неработающих - 21059 (23,9 %).

3. Национальный состав парторганизаций представлял 65 национальностей.

4. Состав коммунистов по образованию; высшее - 22504 (25,6 %); незаконченное высшее - 1371 (1,6 %); среднее - 39264 (44,6 %); неполное среднее - 14997 (17 %); начальное -9600 (10,9 %); не имеющих начальное образование - 331 (0,3 %).

5. Возрастной состав коммунистов: до 20 лет - 34 (0,04 %); 21-25 лет - 1752 (2 %); 26-30 лет - 7199 (8,2 %); 31-40 лет - 18561 человек (21,1 %); 41-45 лет - 15529 человек (17,6 %); 51-60 лет - 18578 человек (21,1 %); старше 60 лет - 26414 человек (30 %).

6. Сеть партийных организаций: горкомов - 7; райкомов - 20; парткомов с правами райкомов - 1; первичных партийных организаций - 2187, цеховых парторганизаций, в т. ч. имеющих права первичной парторганизации, - 1461; партгрупп - 2165.

7. Состав секретарей первичных парторганизаций: всего - 2187, из них женщин -859 (39,3 %).

В областной парторганизации наблюдалась тенденция ее сокращения. Так, численность коммунистов на 1 января 1989 г. составляла 99308; на 1 января 1990 г. - 97761; на 1января 1991 г. - 88067, также заметным был процесс старения областной парторганизации. Удельный вес коммунистов-пенсионе-ров в ее составе в возрасте более 60 лет выглядел следующим образом: на 1 января 1989 г. -25,8 %; на 1 января 1990 г. - 28,3 %; на 1 января 1991 г. - 29,9 %. Продолжалась тенденция сокращения приема в ряды КПСС: принято в члены КПСС в 1988 г. 2151 человек, в

1989 г. - 1626, в 1990 г. - 1087. Одновременно увеличивалось количество коммунистов, добровольно выходящих из рядов КПСС: в 1988 г. 79 коммунистов добровольно сдали свои партийные документы, в 1989 г. - 211, в

1990 г. - 5012. Среди лиц, сдавших партийные документы, 1,2 % - кандидаты в члены партии; 10,8 % - молодые коммунисты с партийным стажем до 5 лет; 46,9 % - комму-

нисты с партийным стажем более 20 лет; 56,4 % - рабочие и крестьяне.

Каковы же были основные причины выхода коммунистов из областной партийной организации? Анализ показал, что почти две трети подали заявления о выходе из партии из-за нарастающего чувства бесполезности, кто-то тяготился выполнением партийных поручений, не желал уплачивать членские партийные взносы. Многие вступали в КПСС не по убеждению, а руководствовались сугубо личными, порой карьеристскими интересами. Были заявления о выходе из рядов КПСС по идеологическим мотивам, люди считали, что КПСС политически обанкротилась, «изжила» себя и не может уже быть авангардом политической мысли, не в состоянии идти вперед и вести за собой общество.

В июле-августе 1991 г. шел массовый выход из КПСС и руководителей партийных организаций. 2 августа 1991 г. подал заявление об освобождении от обязанностей (с мотивировкой «по состоянию здоровья») первый секретарь Тамбовского обкома партии. [2, д. 83, л. 51]. Следом за первым секретарем обкома в отставку ушли первые секретари многих городских и районных комитетов партии. Фактически, областная партийная организация была обескровлена и подошла к Указу о ликвидации партийных структур обессиленной. Несмотря на многочисленные записки из ЦК, областная партийная организация была уже не способна вести борьбу с все возраставшими в области, особенно в г. Тамбове, тенденциями демократизации общественнополитической жизни и многопартийности, которые приобретали все больший размах.

1. ЦДНИТО (Центр документации новейшей

истории Тамбовской области). Ф. 257. Оп. 42.

Д. 12. Л. 32.

2. ЦДНИТО. Ф. 1045. Оп. 58. Д. 95.

Поступила в редакцию 21.09.2009 г.

Naschekin E.O. On the eve of liquidation (from history of the Tambov party organization). In the article the author will concern a role of dеpаrtisаtion of state structures and establishments in the history of the regional party organisation. The major factor of viability of any party - replenishment of its numbers. Actually regional party organization has been exsanguinated and has approached to the Decree on liquidation of party structures being weakened.

Key words: dеpаrtisаtion; CPSU; Communist Party organization; number.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.