УДК 33.332.1.330.15
«НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
В МЕХАНИЗМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИОПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ СИСТЕМАМИ М.А. ПОНОМАРЕВА
(Ростовский государственный экономический университет),
Н.А. ПРОДАНОВА
(Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова)
Сформированы предложения по адаптации зарубежного опыта регулирования негативного воздействия на окружающую среду в российских условиях с учетом региональной специфики, включающие создание региональных центров по «наилучшим доступным технологиям», определение их функций и схемы взаимодействия с федеральными структурами.
Ключевые слова: социоприродохозяйственные системы, негативное воздействие, окружающая среда, комплексные экологические разрешения, доступные технологии.
Введение. Управление региональными социоприродохозяйственными системами направлено на разрешение противоречий между различными заинтересованными группами людей (представителей органов власти, населения, бизнеса) по поводу различных вариантов использования ограниченных ресурсов (факторов производства) региона. При этом на современном этапе развития общества область разрешения данных противоречий лежит в сфере организационнотехнологического перехода к качественно новому способу воспроизводства, обеспечивающему устойчивые траектории развития социоприродохозяйственной системы. В таком контексте механизм управления ее развитием должен быть направлен на стимулирование снижения негативного воздействия на окружающую среду посредством внедрения экологически чистых и энергоэффективных технологий. В настоящее время группой ученых в рамках реализации Программы сотрудничества ЕС-Россия рассматривается возможность внедрения зарубежной практики снижения негативного воздействия на окружающую среду, в основе которой лежат система выдачи комплексных экологических разрешений (в которых устанавливаются определенные условия деятельности предприятий, в том числе предельно допустимые значения сбросов/выбросов и захоронения твердых бытовых отходов) и использование так называемых «наилучших доступных технологий» [1]. Однако адаптация зарубежного опыта в российских условиях, по мнению авторов данной статьи, возможна только с учетом региональной специфики и должна осуществляться при непосредственном участии регионов в данном процессе, что требует создания соответствующих региональных структур.
Под «наилучшими доступными технологиями» понимаются технологии и организационные мероприятия, которые позволяют свести к минимуму воздействие на окружающую среду в целом и осуществление которых не требует чрезмерных затрат [2].
Основные понятия и сущность системы выдачи комплексных экологических разрешений на основе наилучших доступных технологий: опыт стран Европейского Союза. Использование системы выдачи разрешений для определенных категорий промышленных установок требует, чтобы операторы и органы регулирования применяли комплексный подход при определении потенциального загрязнения и потребления ресурсов, главной задачей внедрения которого является высокий уровень защиты окружающей среды в целом. В центре этого подхода лежит общий принцип, согласно которому операторы обязаны принять надлежащие меры, чтобы предупредить загрязнение, т.е. они должны соблюдать предписанные предельные значения выбросов и улучшать экологические характеристики при помощи наилучших имеющихся технологий.
В Директиве Европейского Союза по комплексному контролю и предотвращению загрязнения наилучшая доступная технология определяется как «самая эффективная и передовая стадия развития производственной деятельности и методов эксплуатации установок, которая свиде-
тельствует о практической пригодности определенных методов (методик, технических приемов) для создания принципиальной основы для обеспечения предельных величин выбросов/ сбросов, предназначенных для предотвращения и, если это нереально, общего снижения выбросов/сбросов и сокращения воздействия на окружающую среду в целом» [3].
Статья 21(11) данной Директивы раскрывает понятие наилучших доступных технологий и расшифровывает данный тезис следующим образом [3]:
- понятие «технология» - включает в себя как саму используемую технологию, так и ее разработку, строительство, введение в эксплуатацию, работу и вывод из эксплуатации;
- технологии являются «доступными», если они разработаны в масштабе, необходимом для реализации в соответствующих промышленных секторах, с экономически приемлемыми условиями, на основе выгод и затрат, наличия или применения их в странах ЕС, срока окупаемости, приемлемого для оператора (предприятия);
- технологии являются «наилучшими» если они наиболее эффективны в достижении высокого общего уровня охраны окружающей среды в целом.
Новый подход к комплексному предупреждению загрязнений окружающей среды применяется к перечню установок, который включает как промышленные установки, так и установки, используемые в сельском хозяйстве. Для многих категорий установок должны быть определены производственные параметры, ниже которых не применяется этот новый комплексный подход, а предусматривается упрощенная процедура выдачи комплексных экологических разрешений. Новая система может рассматриваться в качестве рамочной конструкции для регулятивных процедур, применяемых к определенным установкам в определенных условиях. При этом показатели предельных выбросов/ сбросов, применяемые в действующем законодательстве, не меняются, они также остаются рекомендованными к использованию на практике.
Процесс принятия решения на конкретном объекте хозяйственной деятельности о выборе наилучшей доступной технологии для внедрения строится на следующих принципах: если нормативы качества окружающей среды являются более высокими по сравнению с теми, которые могут быть достигнуты с использованием данной наилучшей доступной технологии, природоохранное разрешение, выдаваемое на право хозяйственной деятельности на ее основе, должно содержать условия по осуществлению дополнительных мероприятий, направленных на обеспечение соответствия нормативам качества окружающей среды.
Опыт, накопленный в государствах-членах ЕС, показывает, что наиболее сложными задачами, связанными с введением системы выдачи комплексных природоохранных разрешений и требующими больших трудовых и временных затрат, являются следующие:
Этап 1:
- создание и функционирование институциональной структуры для разработки российских справочников по наилучшим доступным технологиям, их актуализации и распространения;
- создание и функционирование институциональной структуры для системы выдачи комплексных природоохранных разрешений, включая режим контроля условий выдачи разрешений и принудительное осуществление в судебном порядке;
- проведение исследований и идентификация установок, к которым будет применяться новая система выдачи разрешительной документации;
- создание системы отчетности и базы данных.
Этап 2:
- обоснование технических норм для наилучших доступных технологий и определение показателей предельных выбросов/ сбросов;
- внедрение процедуры выдачи комплексных экологических разрешений, включая проведение консультаций с общественностью, подготовку заявлений на выдачу разрешений и непосредственную их выдачу.
Этап 3: детальное планирование, проектирование, получение разрешений и строительство новых или модернизированных мощностей, которые будут соответствовать новым экологическим стандартам.
Возможности адаптации опыта стран Европейского Союза в Российской Федерации.
В настоящее время уже есть инициативные предложения о создании в России на федеральном уровне платформы для информационного обмена в области наилучших доступных технологий, что позволит создать реестр наилучших доступных технологий (далее - реестр НДТ), а также сформировать на их основе «Справочники по наилучшим доступным технологиям» для различных отраслей промышленности. Кроме того, предлагается создание Российского центра по наилучшим доступным технологиям, который может выполнять функции информационного обмена на международном уровне, в том числе с Европейским Бюро в Севилье.
На национальном уровне Российский центр по наилучшим доступным технологиям (далее - Российский центр НДТ) может выполнять следующие функции:
- обеспечение доступности государственного реестра НДТ и отраслевых справочников по НДТ для всех заинтересованных лиц при использовании собственных интернет-ресурсов и отраслевых средств массовой информации;
- информационное обеспечение на основе информации, предоставляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами (промышленными предприятиями) и гражданами, а также на основе анализа последних достижений науки и техники для отдельных отраслей промышленности;
- согласование сформированного государственного реестра НДТ с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, и представление его Минприроды России и Правительству Российской Федерации на утверждение;
- организация ведения мониторинга наилучших доступных технологий и разработка предложений по внесению изменений в государственный реестр НДТ;
- координация информационного обеспечения в области НДТ (совместно с Минприроды Российской Федерации), включая ведение региональных реестров НДТ, в субъектах Российской Федерации.
При создании информационных систем в области наилучших доступных технологий должны быть предусмотрены все виды деятельности, осуществляемой в сфере информационного обеспечения, для создания унифицированного государственного реестра наилучших доступных технологий с учетом особенностей малых и средних предприятий. Унифицированные машинноориентированные базы данных о наилучших доступных технологиях должны содержать информацию об организации - разработчике, дате и степени промышленного внедрения, данные по технологическому описанию и аппаратурному оснащению, технических нормативах, сбросах, выбросах, образовании отходов.
Целесообразна публикация отраслевых справочников по НДТ для различных отраслей промышленности один раз в три года. Для их создания должны формироваться рабочие группы, включающие представителей промышленности, природоохранных организаций и общественности.
Безусловно, что внедрение новой системы выдачи комплексных экологических разрешений (далее - КЭР) на основе НДТ потребует решения ряда экономических и финансовых проблем, при этом учет затрат - основной предмет рассмотрения.
Перечень видов затрат, которые могут быть при внедрении новой схемы выдачи КЭР, выглядит следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Перечень видов затрат, которые будут иметь место при внедрении новой схемы выдачи комплексных экологических разрешений на основе наилучших доступных технологий
Группа затрат Виды затрат
1. Начальные административные затраты - реорганизация институтов выдачи разрешительной документации; - установление НДТ и показателей предельных выбросов/ сбросов; - системы и процедуры планирования; - обучение кадров; - разработка технических руководств (методических указаний и рекомендаций)
2. Капитальные затраты - конструирование и строительство предприятий на основе НДТ, включая аппаратуру и средства для предотвращения и снижения уровня загрязнений окружающей среды; - изменения на действующих предприятиях, заводах, позволяющие внедрить НДТ, установить аппаратуру и средства для предотвращения и снижения уровня загрязнений окружающей среды
3. Текущие эксплуатационные затраты - эксплуатационные затраты на аппаратуру и средства для предотвращения и снижения уровня загрязнений окружающей среды; - инспекционные проверки установок, на которые были выданы разрешения; - сбор данных для составления отчетности
Имеются три основные категории затрат: на создание административной системы для выдачи новой разрешительной документации; на использование НДТ на новых предприятиях и установках; затраты на внедрение НДТ на существующих предприятиях (в пределах обоснованного согласованного периода времени). Также необходимо принять во внимание затраты, связанные с ведением самого процесса регулирования.
Эти затраты могут быть возмещены с помощью схемы взыскания, реализуемой на основе применения принципа «загрязнитель платит», в соответствии с которой (через платежи в рамках регулятивного режима) правительство возмещает свои затраты за счет хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих производственные установки. При этом возможно покрытие всех расходов, связанных с выдачей КЭР.
Очевидно, что затраты промышленности будут намного больше прямых затрат, направленных на создание законодательной базы. Примерную оценку затрат, связанных с внедрением в России новой системы выдачи КЭР, можно сделать, основываясь на анализе затрат, произошедших в европейских странах. Данные, полученные в 2001 году в результате проведенных анкетных опросов, показали, что в Эстонии общие капитальные затраты, необходимые для 141 заинтересованных видов экономической деятельности, составят примерно 1,4 миллиарда евро (21,4 миллиарда эстонских крон). В Латвии в период проведения анкетных опросов функционировало 59 предприятий, которые были определены как промышленная категория «А». Эти предприятия обязаны выполнять требования 1РРС-Директивы. Общие планируемые затраты оценивались приблизительно в 714 миллионов евро, включая энергетические установки, требующие значительную долю общих капитальных затрат. В Польше, по различным оценкам, в период с 2000 по 2006 год затраты на выполнение требований 1РРС-Директивы потребовали капитальных вложений на сумму примерно 19 452,3 миллионов евро, а сумма общих затрат достигнет 25 960,1 миллионов евро [4]. Следует в связи с этим предположить, что для РФ эта сумма может составлять на порядок-два большую сумму, а период внедрения системы выдачи КЭР на основе НДТ - порядка 10 лет. Целесообразно, таким образом, разбить реализацию стратегии по переходу к системе выдачи КЭР на три периода (по три года).
Региональные аспекты внедрения системы выдачи комплексных экологических разрешений в российских условиях. На наш взгляд, процесс принятия решения о выдаче комплексных экологических разрешений на основе НДТ должен осуществляться на региональном уровне при непосредственном содействии местных органов власти. Как показывает зарубежная практика, контроль условий выдачи КЭР часто (но не всегда) выполняется силами той же организации, которая выдает КЭР. В этом случае представляется целесообразным провести четкое рас-
пределение ролей между подразделениями, которые выдают КЭР, и подразделениями, осуществляющими контроль условий выдачи КЭР. Органы власти, выдающие КЭР, могут вовлекать в процесс более одной организации, что зависит от того, какая система будет применяться в процессе реализации комплексной концепции предотвращения загрязнения [4].
В этой связи в российских условиях, по нашему мнению, необходимо создание специальных структур на региональном уровне (региональных экологических кластеров по НДТ), в рамках которых также должны быть сформированы региональные центры по НДТ, подчиняющиеся и являющиеся региональными подструктурами общефедерального Центра по НДТ - учреждения, отвечающего за координацию развития в этой сфере и распространение официально изданной документации. Это позволит не только внедрить принципы комплексного предотвращения загрязнения, но и совершенствовать весь процесс управления региональными социоприродохозяйствен-ными системами с позиции перехода складывающихся в ее подсистемах противоречий в область разрешимых.
Как было показано в предыдущем разделе, для реализации идей комплексного предотвращения загрязнения предлагается создание Российского центра НДТ. Однако, на наш взгляд, без региональных подструктур работать эффективно данный центр не сможет. В связи с этим нами предлагается следующее распределение функций между федеральным и региональными центрами по НДТ (табл.2).
Таблица 2
Распределение функций между федеральным и региональными центрами по наилучшим доступным технологиям
ФЦ по НДТ РЦ по НДТ
- отслеживание динамики развития НДТ, осваиваемых в результате научно-технического прогресса; - ведение государственного реестра НДТ; - разработка и публикация отраслевых и горизонтальных национальных справочников по НДТ (1 раз в три-пять лет); - координация информационного обеспечения в области НДТ (совместно с Минприроды России), включая ведение региональных реестров НДТ, в субъектах Российской Федерации; - согласование сформированного государственного реестра НДТ с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и представление в Минприроды России и в Правительство Российской Федерации на утверждение; - доведение до сведения региональных органов власти и других заинтересованных сторон; - оказание информационного содействия внедрению НДТ; - публикация национальных и региональных реестров НДТ; - осуществление международной деятельности в области информационного обмена о НДТ (в том числе с Европейским Бюро в Севилье) - отслеживание динамики развития НДТ на уровне региона и предоставление информации в ФЦ; - сбор, обработка и предоставление информации в регионе для ведения государственного реестра НДТ (ведение региональных реестров НДТ); - участие в согласовании государственного реестра НДТ; - доведение до сведения заинтересованных организаций, включая хозяйствующих субъектов, занятых в различных отраслях промышленности региона; - формирование унифицированных машинноориентированных баз данных, принятых для формирования государственного реестра НДТ и содержащих информацию об организации-разработчике наилучшей доступной технологии, дате и степени промышленного внедрения, технологическом описании и аппаратурном оснащении, технических нормативах, сбросах, выбросах, образовании отходов; - формирование рабочих групп для разработки и обновления региональных реестров НДТ; - осуществление взаимодействия с Федеральным центром по НДТ
Региональные реестры НДТ могут также формироваться на основе унифицированных машинно-ориентированных баз данных, принятых для формирования государственного реестра НДТ и содержащих информацию об организации-разработчике наилучшей доступной технологии, дате и степени промышленного внедрения, технологическом описании и аппаратурном оснащении, технических нормативах, сбросах, выбросах, образовании отходов.
Процедура непосредственной выдачи КЭР, на наш взгляд, также должна осуществляться на региональном уровне.
Перед выдачей КЭР компетентный орган должен удостовериться, что установка сконструирована и эксплуатируется таким образом, что хозяйствующий субъект выполняет все обязательства (установленные законодательством и нормативами) в области предотвращения загрязнений окружающей среды, минимизации отходов и т.д., используя НДТ, применимые для его установки. Поэтому хозяйствующие субъекты, подающие заявление на выдачу КЭР, должны одновременно представить полную информацию обо всем производственном процессе.
Условия выдачи КЭР должны быть сформулированы таким образом, чтобы в них были объединены требования для различных природных сред (экосистем), даже если в процесс выработки условий выдачи КЭР вовлечены различные органы власти. Это условие легко выполнимо в том случае, если в регионе имеется один исполнительный орган по охране окружающей среды, куда можно обратиться со всеми вопросами, касающимися новой системы выдачи разрешительной документации. В том случае, если в процесс реализации новой системы выдачи КЭР вовлечено более одного органа исполнительной власти, то должны быть установлены четкие руководящие принципы для координации действий всех заинтересованных сторон. Если хозяйствующий субъект обращается с просьбой о временных поблажках, то он должен предоставить подробную информацию о планируемом снижении загрязнений окружающей среды.
В целях упорядочения процесса выдачи КЭР компетентный орган может сформулировать и опубликовать стандартизированные бланки заявлений на выдачу КЭР, а также разработать и издать руководство (методические рекомендации) по процедуре выдачи КЭР; в этом руководстве следует обрисовать в общих чертах информационный пакет, который должен быть приложен к заявлению о выдаче КЭР (в соответствии с новой системой выдачи разрешительной документации).
Выдача КЭР хозяйствующим субъектам, эксплуатирующим действующие установки (в рамках новой системы выдачи разрешительной документации), потребует разработки и реализации обновляемой программы. Вначале составляется график включения действующих установок в программу, возможно, базирующийся на единовременном включении предприятий одной отрасли промышленности.
В новой системе выдачи КЭР инспекционные процедуры носят фундаментальный характер. Регулятивные нормы должны требовать от хозяйствующего субъекта обеспечения свободного доступа представителей компетентного органа для проведения инспекционных проверок, а также осуществления сотрудничества с компетентным органом. При этом желательно, чтобы компетентные органы заранее уведомили хозяйствующего субъекта о потенциальных преимуществах и последствиях подобного сотрудничества.
Имеется важнейшее условие - обеспечение высокого уровня защиты окружающей среды в целом и соблюдение стандартов качества окружающей среды, даже если это потребует дополнительных мер, кроме использования НДТ. На практике это будет означать, что некоторые установки (для которых подается заявление о выдаче КЭР), вероятно, придется переместить на другие территории, где отмечается низкий уровень загрязнения окружающей среды, что, в конечном итоге, позволит достичь соответствия стандартам качества окружающей среды.
Выданные КЭР должны периодически пересматриваться и актуализироваться, чтобы учесть произошедшие изменения в области НДТ, требований к эксплуатационной безопасности, законодательстве либо тогда, когда требуют актуализации показатели, связанные с загрязнением окружающей среды. Компетентный орган должен принять на себя правовое обязательство осуществлять пересмотр и актуализацию выданных КЭР после определенного периода времени; при этом период времени, после которого будет осуществляться актуализация условий выдачи КЭР, должен быть указан в КЭР (для действующих установок) в качестве «согласованного периода».
Также необходимо установить процедуру актуализации условий выдачи КЭР, если предусматриваются существенные изменения режима эксплуатации установки. Компетентный орган должен разработать и издать руководство (методические рекомендации) о том, какие изменения
режима эксплуатации установки рассматриваются в качестве «существенных изменений», что позволит в дальнейшем избежать затяжных судебных разбирательств.
В качестве «существенного изменения» может рассматриваться использование других сырьевых материалов, изменение технологического процесса или метода его управления, или производство других конечных или промежуточных продуктов, любой из которых может привести к такому воздействию на окружающую среду, которое компетентный орган считает существенным. Вероятно, в практических условиях компетентному органу придется проводить оценку влияния предложенных изменений на окружающую среду применительно к конкретной установке.
Компетентный орган должен гарантировать осуществление производственного контроля в соответствии с условиями выдачи КЭР. Условия выдачи КЭР должны включать проведение производственного контроля, который будет осуществляться хозяйствующим субъектом самостоятельно; при этом, в частности, должны быть установлены параметры, подлежащие контролю, используемые аналитические методы, частота контрольных замеров и формат записей. Компетентный орган должен проводить периодические инспекционные проверки, чтобы гарантировать, что условия выдачи КЭР выполняются и производственный контроль проводится в соответствии с предписаниями. Инспекционные проверки должны проводиться без предварительного объявления.
Хозяйствующие субъекты, подающие заявку на выдачу КЭР, должны иметь в своем распоряжении руководство (инструктивный документ) по проведению процедуры, включая руководство (инструктивный документ) по составу информации, сопровождающей подачу заявления на выдачу разрешения и позволяющей определить НДТ для промышленного сектора или конкретной установки (которые предоставляются им компетентным органом).
Хозяйствующие субъекты, подающие заявку на выдачу КЭР, должны действовать в соответствии с установленной компетентным органом процедурой, согласно которой приложения, прилагаемые к заявлению на выдачу КЭР, могут быть проверены: на их применимость для предотвращения загрязнений окружающей среды с помощью НДТ; на исключение возникновения существенных загрязнений; на минимизацию образования отходов или такую их утилизацию и размещение, которые не приведут к загрязнению окружающей среды; на эффективное использование энергии; на проведение превентивных мероприятий в области аварийных и чрезвычайных ситуаций; на проведение мероприятий по возвращению производственного участка в удовлетворительное состояние после вывода установки из эксплуатации.
После проведения экспертизы заявления на выдачу разрешения (включая прилагаемую информацию) компетентный орган власти должен предложить хозяйствующим субъектам, подающим заявку на выдачу КЭР, предельные показатели выбросов/ сбросов в окружающую среду (все экосистемы), возникающих при эксплуатации установки. Предложения также могут быть представлены другими компетентными органами власти, если они вовлечены в процесс выдачи разрешений. Представленные предложения должны быть доступными для общественности в течение определенного периода времени, который позволит им сделать комментарии для компетентного органа. Окончательное решение компетентного органа относительно выдачи разрешения или мотивированного отказа в выдаче разрешения также должно быть доступно для общественности.
Для хозяйствующих субъектов должна быть установлена процедура производственного контроля для того, чтобы гарантировать соответствие условиям выдачи КЭР. В процедуру производственного контроля могут быть вовлечены представители компетентных органов в процессе инспектирования объекта хозяйственной деятельности, взятия контрольных образцов и установления уровня производственного контроля, осуществляемого хозяйствующим субъектом. Компетентный орган должен согласовать уровень и процедуру производственного контроля, который хозяйствующий субъект будет проводить в процессе эксплуатации установки. К результатам производственного контроля должна быть применима процедура экологического аудита.
Хозяйствующий субъект должен регулярно информировать компетентный орган о результатах производственного контроля или любых инцидентах, оказывающих воздействие на окру-
жающую среду. На хозяйствующих субъектов должна быть возложена правовая обязанность обеспечивать информирование компетентных органов о любых изменениях, запланированных в эксплуатационном режиме установки, чтобы компетентный орган власти мог сравнить их с условиями выдачи КЭР.
Компетентный орган власти должен установить режим принудительных взысканий для хозяйствующих субъектов, которые не в состоянии использовать НДТ или которые нарушают установленные для них предельные показатели выбросов/ сбросов, или осуществляют изменения эксплуатационного режима, не информируя об этом компетентный орган. Такой режим должен включать возможность аннулирования выданного КЭР и применения штрафных санкций к хозяйствующим субъектам.
Заключение. Разрешение противоречий, складывающихся в региональных социоприродохозяй-ственных системах, предполагает на современном этапе организационно-технологический переход к качественно новому способу воспроизводства посредством внедрения экологически чистых и энергоэффективных технологий. Это требует включения в механизм управления развитием региональных социоприродохозяйственных систем системы выдачи комплексных экологических разрешений на основе наилучших доступных технологий, обеспечивающих снижение негативного воздействия на окружающую среду для производственных, промышленных установок. Создание для этого Российского и региональных центров по наилучшим доступным технологиям, координирующих процессы разработки справочников НДТ и процедуры выдачи КЭР, позволит обеспечить внедрение принципов комплексного предотвращения загрязнения окружающей среды и снизить возникающие социально-эколого-экономические противоречия.
Библиографический список
1. Бегак М. Программа сотрудничества ЕС - Россия. Гармонизация Экологических Стандартов II (ГЭС II). Заключительный отчет - Блок 3.ОВОС. / М. Бегак [и др.]; по рук. Д. Хана. Москва, апрель 2008 года. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: www.ippc-russia.org (дата обращения
5.11.2011).
2. Скайнер Л. Правовые и регулятивные инструменты выполнения принципов Директивы о комплексном контроле и предотвращении загрязнения - анализ подхода ЕС. Национальная стратегия гармонизации. Анализ пробелов законодательства / Л. Скайнер [и др.] // Гармонизация экологических стандартов. ЕС-Россия. Программа сотрудничества. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: www.ippc-russia.org (дата обращения 5.11.2011).
3. Директива ЕС по комплексному контролю и предотвращению загрязнения (№96/61/ЕЭК с внесенными поправками Директивой 2003/35/ЕС и 2003/87ЕС). [Электрон. ресурс].
- Режим доступа: www.ippc-russia.org (дата обращения 5.11.2011).
4. Перелет Р. Институциональная концепция внедрения в РФ новой системы выдачи комплексных экологических разрешений на основе НДТ / Р. Перелет, Т. Боравская, Д. Хан // Программа Сотрудничества ЕС - Россия. Гармонизация экологических стандартов II (ГЭС II). [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: www.ippc-russia.org (дата обращения 5.11.2011).
Материал поступил в редакцию 08.11.2011.
References
1. Begak M. Programma sotrudnichestva ES - Rossiya. Garmonizaciya E'kologicheskix Standar-tov II (GE'S II). Zaklyuchitel'ny'j otchyot - Blok 3.OVOS. / M. Begak [i dr.]; po ruk. D. Xana. Moskva, aprel' 2008 goda. [E'lektron. resurs]. - Rezhim dostupa: www.ippc-russia.org (data obrashheniya
5.11.2011). - In Russian.
2. Skajner L. Pravovy'e i regulyativny'e instrumenty' vy'polneniya principov Direktivy' o kompleksnom kontrole i predotvrashhenii zagryazneniya - analiz podxoda ES. Nacional'naya strategiya garmonizacii. Analiz probelov zakonodatel'stva / L. Skajner [i dr.] // Garmonizaciya e'kologicheskix
standartov. ES-Rossiya. Programma sotrudnichestva. [E'lektron. resurs]. - Rezhim dostupa: www.ippc-russia.org (data obrashheniya 5.11.2011). - In Russian.
3. Direktiva ES po kompleksnomu kontrolyu i predotvrashheniyu zagryazneniya (#96/61/EE' K s vnesyonny'mi popravkami Direktivoj 2003/35/ES i 2003/87EC). [E'lektron. resurs]. - Rezhim dostupa: www.ippc-russia.org (data obrashheniya 5.11.2011). - In Russian.
4. Perelet R. Institucional'naya koncepciya vnedreniya v RF novoj sistemy' vy'dachi komp-leksny'x e'kologicheskix razreshenij na osnove NDT / R. Perelet, T. Boravskaya, D. Xan // Programma Sotrudnichestva ES - Rossiya. Garmonizaciya e'kologicheskix standartov II (GE'S II). [E'lektron. resurs]. - Rezhim dostupa: www.ippc-russia.org (data obrashheniya 5.11.2011). - In Russian.
«BEST AVAILABLE TECHNOLOGIES»
IN MANAGEMENT OF SOCIO-NATURAL MANAGEMENT SYSTEMS
M.A. PONOMAREVA
(Rostov State University of Economics),
N.A. PRODANOVA
(Plekhanov Russian University of Economics)
A set of proposals on the adaptation of foreign experience in management of the environmental impact under the Russian conditions, taking into account the regional specificity, including the creation of the regional centres on the best available technologies, the specification of their functions and interaction patterns with the federal institutions, is offered.
Keywords: socio-natural management systems, environmental impact, ambiance, integrated environmental permits, available technologies.