Научная статья на тему 'Роль региональных инновационно-экологических рынков в совершенствовании механизма снижения негативного воздействия на окружающую среду'

Роль региональных инновационно-экологических рынков в совершенствовании механизма снижения негативного воздействия на окружающую среду Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЛЕКСНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗРЕШЕНИЯ / ИННОВАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РЫНОК / РЕГИОН / POLLUTION / BEST AVAILABLE TECHNOLOGY / INTEGRATED ENVIRONMENTAL PERMITS / INNOVATIVE-ECOLOGICAL MARKET REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарева М. А.

В статье анализируются возможности внедрения зарубежной практики выдачи комплексных экологических разрешений на основе наилучших доступных технологий в российский механизм снижения негативного воздействия на окружающую среду, показана роль региональных инновационно-экологических рынков в формировании основы для разработки российских аналогов справочников по наилучшим доступным технологиям и даны рекомендации по формированию комплекса мер государственной поддержки инновационно-экологических видов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пономарева М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of regional innovation and environmental markets to improve the mechanism for reducing negative environmental impacts

This article analyzes the possibility of introducing a foreign practice integrated environmental permits on the basis of best available technologies in a mechanism to reduce the negative impact on the environment, the role of regional innovation and environmental markets in forming the basis for developing such guides unrivalled and offers advice on a range of measures of State support for innovation and environmental activities.

Текст научной работы на тему «Роль региональных инновационно-экологических рынков в совершенствовании механизма снижения негативного воздействия на окружающую среду»

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РЫНКОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМА СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

ПОНОМАРЕВА М.А.,

кандидат экономических наук, доцент, докторант, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69

В статье анализируются возможности внедрения зарубежной практики выдачи комплексных экологических разрешений на основе наилучших доступных технологий в российский механизм снижения негативного воздействия на окружающую среду, показана роль региональных инновационно-экологических рынков в формировании основы для разработки российских аналогов справочников по наилучшим доступным технологиям и даны рекомендации по формированию комплекса мер государственной поддержки инновационно-экологических видов деятельности.

Ключевые слова: загрязнение окружающей среды; наилучшие доступные технологии; комплексные экологические разрешения; инновационно-экологический рынок; регион.

This article analyzes the possibility of introducing a foreign practice integrated environmental permits on the basis of best available technologies in a mechanism to reduce the negative impact on the environment, the role of regional innovation and environmental markets in forming the basis for developing such guides unrivalled and offers advice on a range of measures of State support for innovation and environmental activities.

Keywords: pollution; best available technology; integrated environmental permits; innovative-ecological market region.

Коды классификатора JEL: Q52, Q56.

Достижение устойчивого развития страны и, соответственно, ее экономического роста неразрывно связано с необходимостью поддержания адекватного качества природной среды и обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека. В настоящее время в Российской Федерации рассматривается возможность внедрения зарубежного опыта в области снижения негативного воздействия на окружающую среду, основанного на создании системы выдачи комплексных экологических разрешений на принципах так называемых «наилучших доступных технологий», которые могли бы заменить существующие сегодня громоздкие и неэффективные многочисленные разрешения и лицензии на выбросы в атмосферу, водопользование, сброс загрязняющих веществ в воду, образование и размещение отходов.

Следует отметить, что механизм регулирования негативного воздействия на окружающую среду, основанный на выдаче комплексных экологических разрешений и наилучших доступных технологиях, в некоторых принципиальных моментах кардинально отличается от действующего в настоящее время в России. В то же время осуществляемые в стране реформы в данной области частично были ориентированы на его использование, в связи с чем существуют достаточно надежные предпосылки для его окончательного и эффективного внедрения в российских условиях.

В целом предлагаемый к внедрению механизм основывается на необходимости создания комплексной системы выдачи разрешений, в которых устанавливаются определенные условия, в том числе предельно допустимые значения выбросов и использование наилучших доступных технологий (НДТ).

Под НДТ понимаются технологии и организационные мероприятия, которые позволяют свести к минимуму воздействие на окружающую среду в целом и осуществление которых не требует чрезмерных затрат [3]. Понятие «наилучшие доступные технологии» (НДТ) определено в Директиве ЕС по комплексному контролю и предотвращению загрязнения [1] (КПКЗ) как «самая эффективная и передовая стадия развития производственной деятельности и методов эксплуатации установок, которая свидетельствует о практической пригодности определенных методов (методик, технических приемов) для создания прин-

© В.А. Пономарева, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ципиальной основы для обеспечения предельных величин выбросов/ сбросов, предназначенных для предотвращения и, если это нереально, общего снижения выбросов/сбросов и сокращения воздействия на окружающую среду в целом».

Статья 21(11) Директивы КПКЗ раскрывает понятие НДТ, как следующее:

1. Понятие «Технология» — включает в себя как саму используемую технологию, так и ее разработку, строительство, введение в эксплуатацию, работу и вывод из эксплуатации.

2. Технологии являются «Доступными», если они разработаны в масштабе, необходимом для реализации в соответствующих промышленных секторах, с экономически приемлемыми условиями, на основе выгод и затрат, наличия или применения их в странах ЕС, срока окупаемости, приемлемого для оператора (предприятия).

3. Технологии являются «Наилучшими», если они наиболее эффективны в достижении высокого общего уровня охраны окружающей среды в целом.

По мнению ряда субъектов Российской Федерации, создание соответствующего организационноправового механизма позволит осуществить переход от действующего механизма ведомственного, индивидуального нормирования к комплексному технологическому нормированию и контролю воздействий на окружающую среду на основе НДТ.

Формирование такого механизма, основанного на внедрении наилучших доступных технологий посредством системы комплексных экологических разрешений, предполагает не только установление ограничительных, запретительных и штрафных мер, но и формирование условий для обеспечения их выполнения, в первую очередь, технико-технологических и организационно-экономических.

В частности, одним из основных документов при принятии решения о выдаче комплексных экологических разрешений на деятельность предприятия для регулирующего органа являются справочники по наилучшим доступным технологиям (СНДТ), включающие в себя все существующие на данный период технико-технологические достижения и сформированные по отраслевому принципу.

Разработка и корректировка таких справочников должна осуществляться регулярно, особенно важно их регулярное обновление, которое возможно лишь на базе развитого инновационно-экологического сектора. Хотя сами инновационные технологии не могут быть включены в СНДТ (в силу высоких рисков), они являются той базой, на основе которой может формироваться банк данных наилучших доступных технологий.

Недостаточно развитый инновационно-экологический рынок является серьезным препятствием для разработки справочников по НДТ (СНДТ), в связи с чем необходима выработка ряда мер по активизации его развития в российских регионах.

В целом инновационно-экологический рынок представляет собой совокупность (систему) экономических связей между разработчиками инновационной эколого— и энергоэффективных продукции в и ее потребителями.

Инновационно-экологический рынок не является идентичным инновационному рынку, или рынку экологических товаров и услуг. С одной стороны, он является частью инновационного рынка, так как включает в себя все взаимоотношения, связанные с производством и применением инновационного продукта, однако он представлен только той его частью, которая направлена на разработку именно инновационного экологически значимого продукта. С другой стороны, инновационно-экологический рынок не идентичен экологическому рынку, так как включает только инновационные экологические разработки, а новые, например, те, что относятся к «наилучшим доступным технологиям» [2], не относятся к данному рынку.

Таким образом, инновационно-экологический рынок представляется пересечением множеств отношений, возникающих на инновационном рынке и рынке экологически чистой продукции.

В этой связи инновационно-экологический рынок становится обладателем всех качеств, свойственных этим рынкам: чрезвычайно высокими экономическими рисками; часто с необходимостью масштабных инвестиционных вливаний; ограничениями, связанными с экологическим нормированием и стандартизацией, а, в российских условиях, и с несовершенством системы регулирования негативного воздействия на окружающую среду, и как следствие, отсутствием реального платежеспособного спроса на инновационноэкологический продукт.

Основными участниками регионального инновационно-экологического рынка являются:

♦ производители инновационно-экологического продукта (НИИ, вузы, технопарки, специализированные частные компании, физические лица и т.п.);

♦ потребители инновационно-экологического продукта (предприятия и отрасли производственного сектора, население, жизнеобеспечивающие системы (ЖКХ, строительство, дорожнотранспортный комплекс, другие отрасли инфраструктуры), органы власти;

♦ регулирующие органы;

♦ некоммерческий сектор;

♦ инвесторы.

Как любой рынок, он должен выполнять основные функции:

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РЫНКОВ.

101

• обеспечение взаимосвязи между производителями и потребителями инновационно-экологической продуктов;

• обеспечивать конкуренцию среди производителей инновационно-экологических продуктов, и как следствие, интенсификацию разработок в областях, пользующихся наибольшим спросом;

• снижение затрат в самом инновационно-экологическом секторе, за счет инновационных технологий управления и организации процессов и процедур производства конечного инновационноэкологического продукта;

• дифференциация производителей инновационно-экологического продукта (крупный, средний, малый бизнес; по отраслям и видам деятельности, для которых осуществляются разработки и т.п.);

• повышение качества и диверсификация инновационно-экологического продукта в регионе.

Можно определить следующие виды инновационно-экологического продукта, являющегося предметом спроса и предложения на инновационно-экологическом рынке: эколого— и энергоэффективные технологии (для производственного сектора); эколого— и энергоэффективная продукция для потребительского сектора; разработка эколого— и энергоэффективных стратегий развития предприятий, отраслей и региона в целом; разработка программ экологизации производств на различных уровнях управления (микро-, мезо-, макроуровнях); разработка программ восстановления (очистки) экосистем и антропоэкосистем различного уровня и масштаба.

В настоящее время можно сказать, что в Ростовской области, и в РФ в целом, наибольшее развитие имеют первые два вида из перечисленных выше инновационно-экологических продуктов. Что касается остальных, то они представлены значительно меньше, их практически нет, что связано с рядом причин:

• в целом недостаточным развитием инновационного сектора (несмотря на все предпринимаемые попытки);

• несовершенством общей системы регулирования рационального природопользования и снижения негативного воздействия на окружающую среду, что приводит к низкой заинтересованности хозяйствующих субъектов в экологизации производственной деятельности и, фактически, к отсутствию спроса на инновационно-экологические разработки;

• отсутствием эффективных схем взаимодействия различных участников данного рынка, и в первую очередь, при распределении финансирования процессов инновационно-экологических разработок и их внедрения, которые характеризуются высокими экономическими рисками, масштабностью и длительным сроком окупаемости инвестиций и другими характерными чертами, присущими инновационной сфере, и др.

Это требует выработки дополнительных мер комплексной государственной поддержки предприятий, осуществляющих разработку и внедрение инновационно-экологических видов продукции. Для этого необходим прорыв в данном виде деятельности, в связи с чем целесообразно использовать максимально возможный арсенал инструментов, находящихся в руках государства: от льготного налогообложения инновационноэкологических видов деятельности до субсидирования, льготного кредитования и размещения государственных заказов. Важным также является развитие системы государственного страхования рисков научных исследований в данной сфере, а также организация информационной и консультационной помощи, компенсации части расходов, связанных с повышением квалификации и обучением персонала предприятий, осуществляющих свою деятельность в области инновационно-экологических разработок.

Ряд мер должен быть направлен на более активное привлечение научного потенциала вузов к решению экологических проблем региона. С этой целью, на наш взгляд, целесообразно пересмотреть политику налогообложения хоздоговорных работ, выполняемых вузами в рамках конкретных заказов хозяйствующих субъектов. В настоящее время вузы теряют более 45% сумм, получаемых в рамках таких хоздоговорных работ, что в целом не способствует активизации вузовской научно-прикладной деятельности.

Перспективным также является развитие государственно-частного партнерства на региональных инновационно-экологических рынках, что может быть полезным при реализации масштабных инновационно-экологических проектов. Например, в настоящее время практически не реализуются комплексные проекты по оздоровлению и восстановлению региональных антропоэкологических систем. Мероприятия, связанные с очисткой окружающей среды и с предотвращением ее загрязнения, со строительством очистных сооружений и т.п., не сведены в комплексные программы, а усилия по их реализации возлагаются в основном на органы власти и частично на производственный сектор, с привлечением дополнительных инвестиционных ресурсов. Потенциал науки, некоммерческого сектора, международных фондов, инновационного сектора при этом задействован точечно, без полноценного его анализа и распределения обязательств и функций. Активная организационно-правовая работа региональных органов власти в данном направлении может быть осуществлена как раз в форме государственно-частно-общественных партнерств, что позволит существенно повысить эффективность мер по развитию инновационно-экологического рынка в регионе.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ЛИТЕРАТУРА

1. Директива ЕС по комплексному контролю и предотвращению загрязнения (№ 96/61/ЕЭК с внесенными поправками Директивой 2003/35/ЕС и 2003/87EC) // Гармонизация экологических стандартов. ЕС-Россия. Программа сотрудничества // http://www.ippc-russia.org.

2. Пономарева М.А., Богданова Р.М. Совершенствование системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду как инструмент механизма управления устойчивым развитием региона // Технологии управления. Научно-практический журнал. Ростов н/Д.: РГЭУ «РИНХ», 2009. № 2(14).

3. Правовые и регулятивные инструменты выполнения принципов Директивы о комплексном контроле и предотвращении загрязнения — анализ подхода ЕС. Национальная стратегия гармонизации. Анализ пробелов законодательства // Гармонизация экологических стандартов. ЕС-Россия. Программа сотрудничества // http://www.ippc-russia.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.