Научная статья на тему 'Нагрев и пределы частотного регулирования асинхронного двигателя, работающего с наименьшими годовыми приведенными затратами'

Нагрев и пределы частотного регулирования асинхронного двигателя, работающего с наименьшими годовыми приведенными затратами Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
404
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нагрев и пределы частотного регулирования асинхронного двигателя, работающего с наименьшими годовыми приведенными затратами»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ОКТЯБРБСКОИ РЕВОЛЮЦИИ

И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА им. С. М: КИРОВА

Том 284 1974

НАГРЕВ И ПРЕДЕЛЫ ЧАСТОТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ, РАБОТАЮЩЕГО С НАИМЕНЬШИМИ ГОДОВЫМИ ПРИВЕДЕННЫМИ ЗАТРАТАМИ

Е. В. КОНОНЕНКО, Ю. Г. МЕЩЕРЯКОВ

При регулировании частоты и напряжения на зажимах асинхронного двигателя имеется возможность обеспечить его работу в режиме, обладающем наилучшими экономическими показателями. Это осуществляется экономически обоснованным выбором рабочего режима.

В результате исследований, проводимых в Томском политехническом институте, установлено, что наиболее экономичному режиму работы асинхронного двигателя соответствует следующий закон изменения абсолютного скольжения, полученный из условия обеспечения минимума годовых приведенных затрат (см. приложение):

где

п о>1 — 2 тс /1

р —-; 0)|-~-—синхронная скорость вращения магнитит Р ного поля;

0)2 — скорость вращения ротора;

О)

а =--относительная частота тока статора;

1 н

/I - „ _ £ _ Г./кг — _____-^ — --^ ¿¿^ —-

Г-2^02 " СЕ 1и1тхГ2' ' 202 Г 2 к

£¿4= 2~~г ' = 5 кса — кг~гкв/

Хо

Г2

¿е/щ/и, тх

-У0-У2/ | (г и2-{~х1'2)хх 2 "Г" ~ г ~Г А

202 Х^Х-1

. ----5

2

Хи х2'> Х0, г0, гь —параметры Т-образной схемы замещения асинхронного двигателя;

го2==хо*+го*'> Х02 = Х0+Х2'; т\ — число фаз; к — коэффициент добавочных потерь;

кг и кв — -коэффициенты потерь в стали на гистерезис и вихревые токи;

Се — постоянная, включающая число витков и обмоточный коэффициент;

кпи кк — величины, равные годо<вым приведенным затратам на 1 кет потерь мбщности, руб/год кет и на компенсацию 1 квар реактивной мощности, руб/год квар.

5Э — удельные затраты на покрытие потерь энергии, руб/квт-нас\

I — время работы двигателя в год, час/год;

5К — удельные затраты на компенсацию реактивной энергии, руб/квар час;

Ек — годовая норма амортизации для компенсирующего устройства, 1/год;

Ен — нормативный коэффициент экономической эффективности, 1/год;

Кк — удельные капитальные вложения в компенсирующие устройства, руб/квар\

Рук —удельные активные потери на компенсацию, кет/квар.

Для осуществления возможности использования режима (1) необходимо иметь представление о тепловом состоянии двигателя, соответственно которому устанавливаются пределы регулирования и выбирается его мощность. Данная задача решается для закрытых обдуваемых двигателей серии А02.

Согласно [1], превышение температуры обмотки статора

Р

е = —, (2)

где

РГ —потери, вызывающие нагревание двигателя;

—площадь поверхности активной части;

и I — наружный диаметр и длина статора; — условный коэффициент теплоотдачи, равный плотности теплового потока через единицу поверхности 50, отнесенной к одному градусу среднего перегрева обмотки статора.

Для расчета № используется упрощенная формула, полученная на основании [1, 2] с экспериментальной проверкой в диапазоне скоростей V — =0—2: п„

^ = +квУ~. (3)

Здесь — коэффициент теплоотдачи в неподвижный воздух [3]. Величина ¿о рассчитывается из условия равенства V? и коэффициента теплоотдачи двигателя по [1] ссо в диапазоне г = 0,7-^2 для нескольких значений скорости

1 Л ап-«7п

к & V

V;

Необходимые данные по расчету принимаются из [1, 2].

Непосредственное использование методик [1, 2] для расчета перегрева дает точные результаты в области у = 0,7-^2, но заметное сниже-

но

ние точности расчета для малых скоростей вращения и сложность математической записи 0 приводят к необходимости получения упрощенной и действительной во всем диапазоне у = 0ч-2 формулы. Использование формулы (3) позволяет с удовлетворительным приближением определить перегрев и вычислить пределы регулирования скорости без применения специальных вычислительных средств. Потери Рг принимаются равными

где

-РЭ1н> Рэ2п — номинальные потери в обмотках статора и ротора; ^гн и — номинальные потери в стали на гистерезис и вихревые-токи;

Рдн и Рмн — номинальные добавочные и механические потери;

Л ■ / !2 Ф

1Х — ——; ф =- —кратности токов в обмотках стато-

Лн /2н Фн

ра и ротора и магнитного потока.

т . М

1о.ки и магнитныи поток записываются через момент на валу [х

М

абсолютное скольжение р -и параметры схемы замещения

№ •*о ) I Р

Г^П^+^Р I; (5)

1

г"1

о—Н-^он+^г')"^

он Нн

•12 ^ /сч

г2=Х; (6)

(7)

* 1

си '2

рн—номинальное скольжение;

^он —номинальное сопротивление взаимной индукции.

Формула перегрева (2) с учетом (3) ~ (7) записывается в вид«

Хан V, _ ~ ,1 Го2 , 9 _ . Iх?.

Ц к1н (РЭиГгРт){\ + ^) + Р:

-Ур 7 ' "" Р 1 Э2П 'Рн ^

50(Ц70+АгеК V )

По формуле (8) может'быть рассчитан перегрев для любого режима работы двигателя. Для этого достаточно подставить вместо р значение, соответствующее принятому закону управления. Подстановка функции (1) в (8) даст формулу перегрева в режиме с минимальными затратами.

Расчет с помощью формул (1) и (8) для малых скоростей вращения сопровождается погрешностью, возрастающей с уменьшением скорости. Для,допустимого по нагреву диапазона скоростей проанализировано состояние параметров двигателей серии А02 третьего и четвертого габаритов, работающих в режиме с минимальными затратами. Основной причиной, влияющей на точность расчета, является насыщение магнитной цепи двигателя по пути потока взаимной индукции, возрастающее по мере уменьшения скорости.

Насыщение учитывается нелинейной зависимостью намагничиваю-

/ Ф

щего тока£0—-^-от магнитного потока ф==-^—в соответствии с кривои

'он н

намагничивания асинхронной машины

ПК _ |

Коэффициенты gк и /гк составляют 1,68 и 2,51 для указанных выше двигателей.

С учетом (9) получено следующее выражение закона изменения скольжения, удовлетворяющее условию работы двигателя с минимальными годовыми приведенными затратами:

Ъ = ; (10)

е = / ёккСуГ22 /он

У Рэ2,./1н

Г -й-|у2"+-р I р 1 э1и I 1 дн

'э1— ^ кг—кт~\-2 кв/гн)

ПК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V

кп(а,+2 а4 к')+кК[2 с2 (а3 +2 а,к')tg уя] , Aп(l+a1+2a2Л,) + ftкl2í:1-(a1 + 2a2Л')tgфд]

Оптимальная величина абсолютного скольжения насыщенного двигателя (10) зависит от момента на валу скорости вращения ротора, конструктивных параметров двигателя и экономических факторов (затрат на компенсацию реактивной энергии и на потери энергии, времени работы в году, оптимального tg срд и др.).

Перегрев обмотки статора в режиме с минимальными затратами рассчитывается при подстановке формулы (10) в (8). В формуле (8) учитывается изменение х0 при помощи вытекающей из (9) формулы

х,

се] 1НФК Г к

Ли. V ёк

График зависимости перегрева обмотки статора от скорости вращения ротора для двигателя А02-42-4 с номинальным моментом на валу, рассчитанный по формулам (8) и (10), дан на рис. 1.

Учет изменения Хо чрезмерно усложняет формулу для расчета пределов регулирования скорости в режиме с минимальными затратами. При величинах скольжения, соответствующих (10), можно допустить

б (8) x0=const. На основании этого получена из (8) с учетом (10) приближенная формула для вычисления предельных значений скорости для заданного 0 и ц = const при регулировании с минимальными затратами:

dv

оэ) """P с0ъс\ъа

Ixci9a'+p Г22РСиксн+Рын(соэ+с1э) —6 SMc

H с1эа'—В S0W0c0s

Км

/2

(Л)

э2н

Рн

160

120

80

40

Нижний предел регулирования соответствует меньшему значению vп в (И). Верхнее предельное значение скорости получается больше синхронной скорости двухполюсной машины, поэтому можно обходиться без его вычисления.

Формула (И) дает уменьшенные на 15~ь25% значения скорости при вычислении нижнего предела регулирования. Более точно \п может быть определено расчетом перегрева для скоростей, близких к вычисленным по (11).

Для сравнения закона (10) с наиболее распространенными на практике законами частотного управления сделан расчет перегрева и предельных значений скорости для режима р^сопэ!, совпадающего при (Лусоне! с режимом ф = сопз1. Перегрев рассчитан по формуле (8) при Р=|3Н, (1—1, и график 8(л>) ДЛЯ Рис. 1. Перегрев в функции скорости

Г

1 *

N г

А02-42-4 приведен на

двигателя рис. 1.

Величина vn для p=const, — const рассчитывается по формуле

—es0ke

bx

вращения в режимах с номинальным скольжением (кривая 1) и с минимальными затратами (кривая 2)

I» г'ъРак,

1

СН'ЧГН

р.

ь.

V- г?кы (Рэ1н + PM)-J а'- 9 S0W0

8 Заказ 2146

113

Согласно рис. 1 режим с минимальными затратами характеризуется меньшим перегревом, чем режим Р = (3„, и более широкими пределами регулирования скорости. Для двигателя А02-42-4 при ц=1 предельные значения для максимально допустимого перегрева 0 = 80° составляют 0,24 в режиме р = рн и 0,11 в режиме с минимальными затратами. Разница между указанными значениями vп возникает за счет меньшей величины потерь в режиме (10). Верхний предел скорости в обоих режимах практически не ограничивается.

Данное сравнение подтверждает технико-экономические преимущества режима (10), особенно для случая глубокого регулирования скорости вниз от номинальной, когда применение режима (10) не только сокращает общие затраты, по и дает возможность уменьшить установленную мощность двигателя.

Вывод

Проведенные исследования свидетельствуют о целесообразности использования режима (10) для асинхронного двигателя с регулируемой частотой. Применение указанного режима позволит улучшить экономические показатели работы двигателя при одновременном расширении пределов регулирования скорости.

Приложение

Экономичность двигателя определяется величиной годовых приведенных затрат [4, 5]

3 = С+ЕпК, (12)

где

3 — годовые приведенные затраты, руб/год;

С —годовые эксплуатационные расходы;

К—единовременные капитальные вложения;

Еи — нормативный коэффициент экономической эффективности.

Для асинхронного двигателя формула годовых приведенных затрат ч (12) принимает вид:

3 ^ЗД^Р+ру^к)+(Ек+Еп)Кк, (13)

где

К к—Кук Qк—капитальные затраты на компенсирующее устройство;

QK = Q1—Я1tg <рд—мощность компенсирующего устройства;

и Р1 — потребляемые двигателем реактивная и активная мощности;

— потери мощности в двигателе; остальные обозначения соответствуют данным к формуле (1).

Исследование на минимум функции (12), выраженной через скольжение р, момент |х и частоту а, приводит к получению формулы (1).

При управлении двигателем в соответствии с (1), затраты (13) уменьшаются за счет сохранения во всем диапазоне регулирования оптимального соотношения между значениями потерь и потребляемой двигателем реактивной мощности. Благодаря этому достигается заметное

снижение затрат по сравнению с известными законами частотного управления, такими как т = аУ ц ; $ = Ф^ФН; 2 Р=£ РтЫ- 1х=1т{а и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Д. И. Санников, В. А. Ж а д а н. Расчет перегрева обмотки статора при проектировании оптимального асинхронного двигателя. Известия ТПИ, т. 212, 1971.

2. В. А. Ж а д а н, Ю. В. Копылов, Д. И. С а и н и к о в. Методика теплового расчета закрытых асинхронных двигателей малой мощности. Известия ТПИ, т. 212, 1971.

3. А. Е. А л е к с е е в. Конструкция электрических машин. ГЭИ, 1958.

4. Основные методические положения технико-экономических расчетов в энергетике. «Электричество», 1959, № 10.

5. А. Я- Бергер. Вопросы экономики при проектировании электрических машин. М., «Высшая школа», 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.