М. В. Скржинская
НАГРАДЫ ОЛЬВИОПОЛИТОВ
Статья основана на большом числе ольвийских надписей классического, эллинистического и римского времени, в которых упоминаются награды гражданам, оказавшим те или иные важные услуги государству: решение поставить ему статую, увенчать его золотым венком, постановление написать почетный декрет на каменной стеле и установить ее на видном месте в городе. Граждане других греческих городов получали в Ольвии такие же награды, а кроме того им могли даровать проксению, дававшую им торговые льготы, а в ряде случаев и оль-вийское гражданство. Из спортивных наград сохранилось сообщение о статуе в гимнасии, изображавшей победителя в беге, и две наградные расписные амфоры, полученные за победу в конных состязаниях.
Ключевые слова: античное Северное Причерноморье, статуя, золотой венок, декрет на каменной стеле, спортивные призы.
В Ольвии, как и в других демократических греческих государствах, существовала система наград, которые от имени Совета и Народа получали соотечественники и иностранцы, оказавшие важные услуги государству. Одной из распространенных форм награды было распоряжение начертать текст почетного декрета на каменной стеле и выставить ее на всеобщее обозрение на видном месте в городе, где все могли прочесть, за какие заслуги наградили того или иного гражданина. Благодаря этому сохранилось множество сведений о характере наград в разных городах Эллады и ее колониях. Эпиграфические памятники из раскопок Ольвии содержат богатый материал о разнообразных наградах.
Награды соотечественникам. Решение властей о постановке статуи, которую делали за счет государства, было наивысшим отличием. Самым редким и почетным был конный памятник, далее шла скульптура во весь рост и, наконец, то, что обозначается словом е1к^ (изображение), по-видимому, каменный или бронзовый погрудный рельеф или бюст. Сейчас известен лишь один ольвиополит Никерат, который во II в. до н. э. удостоился всех трех подобных наград. Это явствует из уцелевшей части текста декрета; там написано, что за заслуги перед отечеством ольвиополиты поставили конную статую герою, погибшему за родину в столкновении с варварами, а при жизни
херсонеситы в своем городе почтили Никерата постановкой статуи (dvSpiavxo^ avaGtaGi^) и посвящением изображения (eiKovo^ dvaöeGi^), так как он сумел уладить приведший к военному столкновению конфликт между гражданами (IOSPE I2: 34).
Следы ног лошади сохранились на постаменте конной статуи ольвиополита (его имя не сохранилось), который в конце IV в. до н. э. удостоился этой награды за освобождение от пиратов священного острова Левки с его знаменитым храмом Ахилла (IOSPE I2: 325). Кроме того, о награждении статуей в Ольвии известно по обломкам двух пьедесталов. На меньшем из них уцелело изображение венка, несколько букв и след крепления статуи; по шрифту надпись датируется позднеэллинисти-ческим временем (IOSPE I2: 198).
Второй пьедестал состоит из трех фрагментов, на которых почти полностью сохранился текст почетного декрета в честь Каллиника (Виноградов, Карышковский 1982: 26-46). Там отмечено, что этот гражданин способствовал гражданскому примирению, реорганизовал городские финансы и урегулировал вопрос о налогах и долгах граждан. В датировке и чтении надписи и понимании слов о награде существуют разногласия. Одни исследователи относят декрет к последней трети IV в. до н. э. и считают, что Каллиник наряду со статуей получил в награду необычно крупную денежную сумму в тысячу ольвийских золотых, что в то время равнялось 20 000 аттических драхм. Другие ученые датируют документ началом III в. до н. э. и полагают, что речь идет не и о денежном вознаграждении, а о венчании венком ценой в 1000 золотых ольвийских полудрахм; при такой датировке надписи это соответствовало средней стоимости наградного венка в Афинах (Яйленко 1990: 268-272). На мой взгляд, последнее более убедительно, чему я уже приводила дополнительные аргументы (Скржинская 2010: 289).
Золотой венок не только сопровождал другие награды, но и один мог служить выдающимся отличием. В том же III в. до н. э. ольвиополиты неоднократно награждали золотыми венками Протогена за финансовые услуги государству (IOSPE I2: 32) и Антестерия за то, что он успешно исполнял государственные должности, на собственные средства построил для родины военный корабль, отремонтировал старые государственные суда, во время голода входил в коллегию ситонов, раздававшую гражданам хлебные пайки. За эти деяния ольвиополиты постановили ежегодно увенчивать Антестерия золотым венком во
время празднования Дионисий в театре. (Виноградов 1984: 57). Здесь важно отметить постановление читать почетный декрет ежегодно; такое распоряжение можно прочесть и в некоторых других ольвийских документах, например в декрете Никерата (IOSPE I2: 34). В римское время распространился обычай награждать золотым венком граждан за образцовое исполнение государственных должностей. Подобную награду неоднократно получали ольвийские стратеги (IOSPE I2: 94, 107; НО: 80, 81).
Золотой венок как посмертная награда выдающемуся гражданину известен в Ольвии с конца III в. до н. э. При выносе тела на торжественных похоронах покойного венчали золотым веком, и глашатай читал текст почетного декрета, где перечислялись заслуги гражданина. В качестве особой благодарности умершему ольвиополиты постановляли читать ежегодно этот декрет во время государственных праздников или народных собраний. Так было на рубеже III-II в. до н. э., когда хоронили неизвестного теперь по имени гражданина, отдавшего жизнь за родину (НО: 34), и в первой половине II в. до н. э., когда погиб Никерат в сражениями с варварами, напавшими на греков, возвращавшихся с праздника на Ахилловом Дроме (IOSPE I2: 34). Подробное перечисление в надписи разнообразных заслуг Никерата перекликается с еще более обстоятельным рассказом в декрете о деятельности Протогена на благо Ольвии во второй половине III в. до н. э. (IOSPE I2: 32); это позволяет предположить с достаточной уверенностью, что в несохранившейся нижней части стелы были слова о посмертном венчании венком. Декреты в честь покойных ольвиополитов Дада, Карзоаза и Посидея свидетельствуют о существовании подобного ритуала и римское время (IOSPE I2: 39, 51, 52).
Награды, полученные ольвиополитами в других греческих государствах. Наиболее частой была награда золотым венком. Во II в. н. э. восемнадцать городов вручили венки ольвио-политу Феоклу (IOSPE I2: 40); в их числе были Милет, метрополия Ольвии, ее ближние и дальние соседи по Причерноморью (Тира, Херсонес, Боспор, Истрия, Томы, Каллатис, Одесс, Сино-па, Гераклея, Амастрия, Тиеон), Византий и несколько мало-азийских городов (Апамея, Кизик, Никомедия, Прусы, Никея). Другой ольвиополит, имя которого утрачено, также удостоился такой чести во многих городах (IOSPE I2: 41). Часто венок служил благодарностью гражданам Ольвии за то, что они у себя
на родине оказывали гостеприимство и содействие в разных делах приезжим из этих государств.
В эллинистическое и римское время скульптуры ольвио-политов, оказывавших услуги иностранцам, стояли в Херсонесе и на острове Тенедосе, а в Византии изображение было даже позолоченным. Об этом мы узнаем из надписей с копиями почетных постановлений, в которых упоминались заслуги оль-виополитов за пределами своего государства; такие стелы устанавливали на почетном месте в городе, чтобы на родине было известно о заслугах соотечественников (IOSPE I2: 78, 79). Стелы с почетными декретами в честь граждан Ольвии находились в Херсонесе (IOSPE I2: 345), в Дельфах и на Делосе, там же они пользовались почетным правом занимать первые места в театре и на стадионе (МИС: 12, 21, 23, 24).
Награды иностранцам были такими же, как и соотечественникам. За крупные финансовые услуги государству в III в. до н. э. ольвиополиты поставили в своем городе статую херсоне-сита Аполлония и изображения его сыновей, достойно продолжавших дело отца; кроме того их венчали золотыми венками (Виноградов 1989: 216). В эллинистический период многие милетяне и Феодот из Истрии пользовались в Ольвии правом проэдрии (Жебелев 1953: 38; НО: № 7). Особо почетной наградой было предоставление иностранцу прав гражданства. Известия об этом сохранились в ряде ольвийских проксений.
Для граждан других греческих государств в античных полисах, начиная с классического периода, существовала особая награда, называвшаяся проксенией. Наиболее почетная проксе-ния предоставляла иностранцам права местного гражданства наряду с разными торговыми льготами. Проксении получали за выдающиеся финансовые, дипломатические, торговые и некоторые другие услуги государству. В античности почти всегда дипломатическая и финансовая деятельность гражданина совмещалась с торговлей, поэтому понятно, почему любые услуги государству сопровождались торговыми льготами. Проксены в дружественном городе пользовались определенными правами, а у себя на родине оказывали поддержку и помощь приезжим из этого города, так что их функции можно сравнить с деятельностью консулов нового времени.
Обычно льготы, предоставлявшиеся проксениями, включали освобождение от налогов на ввозимые и вывозимые товары, а также освобождение от уплаты гаванных сборов. Особо ценной
наградой проксену служило дарование гражданства, уравнивавшего его во всех правах с полноправными жителями дружественного города. Иногда льготы распространялись на братьев и сыновей проксена, а торговыми преимуществами могли по его поручению пользоваться слуги.
Большинство известных сейчас ольвийских проксений были даны купцам, особо успешно проводившим торговые операции, служившие на благо городу. Древнейшая проксения в Северном Причерноморье найдена в Ольвии; это декрет в честь Иатрокла, гражданина Синопы, изданный во второй половине V в. до н. э. (НО: 1). В этой частично сохранившейся надписи, как и в прочих ольвийских проксениях, использованы традиционные формулы, которые известны из надписей многих греческих городов (Guarducci 1969: 28-33). Вот один из примеров типичной ольвийской проксении второй половины IV в. до н. э. «В добрый час! Ольвиополиты дали сыновьям Феопропа, Феофану и Арис-те, гераклейцам, им самим и их потомкам проксению, право гражданства, освобождение от пошлин на все товары, какие бы не ввезли или не вывезли они сами или их слуги, и (дали право) входа (в гавань) и выхода (из гавани) и в военное, и в мирное время, без конфискации и без заключения договора» (НО: 6). Проксении продолжали давать вплоть до первых веков нашей эры. От имени Народа и Совета ольвиополиты предоставляли проксении купцам и лицам, исполнявшим различные дипломатические поручения, причем обе деятельности в античности зачастую совмещали одни и те же люди. Они приезжали в Северное Причерноморье с берегов Понта, из Эллады и Малой Азии (IOSPE I2: 26-28, 30, 33, 35, 227; НО: 1-27, 45). В ряде проксений особо отмечена заслуга в том, что у себя на родине проксен оказывает содействие приезжающим из Ольвии (IOSPE I2: 20, 21, 23, 26-28, 30; НО: 19, 24-26).
Особый интерес представляет редкая проксения, данная оль-виополитами не рядовому гражданину, а правителю, имя которого Сатир. Немногочисленные примеры проксений правителям известны из античной литературы (Her. VIII, 136) и из надписей (SIG: 221, 439, 430). Ю. Г. Виноградов и В. В. Крапивина, издавая эту недавно найденную надпись, датировали ее по шрифту IV в. до н. э., а чествуемое лицо назвали боспорским царем Сатиром I, правившим в 433-389 гг. до н. э. (Виноградов, Крапивина 1995: 69-78) До находки рассматриваемой проксении не было никаких известий о контактах Ольвии и Боспора в дорим-
ское время, поэтому издатели оценили декрет как важное свидетельство о связях двух государств. Более убедительным представляется мнение В. П. Яйленко, показавшего, что речь идет о гераклейском тиране Сатире, который правил в 352-345 гг. до н. э. (Яйленко 2010: 84-92); в пользу этого говорят многочисленные археологические находки, указывающие на оживленные связи Гераклеи Понтийской и Ольвии в IV в. до н. э. По-видимому, проксения была дана за успешное политическое соглашение между государствами. Так, по крайней мере, можно понять по уцелевшей части текста с дополненными утратами, предложенными В. П. Яйленко: «Ольвиополиты делают Сатира проксеном и гражданином, его самого и детей, а также благодетелем, и даруют ему самому и детям беспошлинность всего достояния и право вплывать и выплывать в военное и мирное время без ущерба и заключения договора. В добрый час, заключает договор с ольвиополитами по благосклонности Сатир; быть друзьями...».
Спортивные награды в древности представляли для гражданина не меньшую гордость, чем заслуженные на ином поприще. Эллины получали их за победы в атлетических и конных состязаниях. Недаром ольвийские архонты и стратеги в надписях с посвящением Аполлону и Ахиллу, упоминали о своих победах в беге, прыжках, метании копья и диска (IOSPE I2: 130, 138, 155, 156, 157). Вероятно, это указывает, что победы были одержаны во время агонов в честь этих божеств, а первенство всегда отмечалось какой-либо наградой.
В ольвийском гимнасии, как и в других греческих городах, постоянно устраивались состязания в честь Геракла и Гермеса. Высшей наградой победителю была установка его статуи в гимнасии, где постоянно собиралась не только молодежь, но и все граждане. Уцелела надпись на одном постаменте такой статуи. Она изображала Дионисия, победившего на состязаниях в беге в III в. до н. э. (IOSPE I2: 186).
К спортивным наградам следует отнести две чернофигурные вазы из ольвийского некрополя. Обе они относятся к эллинистическому времени, когда чернофигурный стиль росписи керамики давно вышел из моды и сохранялся по традиции только на аттических призовых амфорах; их наполняли оливковым маслом и вручали победителю в соревновании, нарисованном на вазе. Такие амфоры помещали в могилу как значимые для покойного предметы. Одна из них - панафинейская награда с изображени-
ем Афины и мчащейся квадриги; по-видимому, ее получил оль-виополит за победу в состязаниях на колесницах во время праздника Панафиней в Афинах. Вторая ваза, вероятно, сделанная по ольвийскому заказу в Афинах, может служить образцом приза на двух видах конных состязаний, которые ольвиополиты устраивали на Ахилловом Дроме. На одной стороне сосуда изображен возница, погоняющий четверку лошадей, а на другой скачущий всадник; горло амфоры украшено лавровыми ветвями, символизирующими победный венок (Скржинская 2010: 230, 301). О периодически проводившихся состязаниях колесниц на Ахилловом Дроме известно из упомянутого выше декрета Никерата.
Литература
Виноградов 1984 - Виноградов Ю. Г. Декрет в честь Антестерия и кризис Ольвийского полиса // Вестник древней истории. 1984, № 1. Виноградов, Карышковский 1982 - Виноградов Ю. Г., Карышков-
ский П. О. Каллиник, сын Евксена // ВДИ. 1982, № 4. Виноградов, Крапивина 1995 - Виноградов Ю. Г., Крапивина В. В. Ольвия и Боспор в раннем IV в. до н. э. // Античные полисы и местные поселения Причерноморья. Севастополь, 1995. Жебелев 1953 - Жебелев С. А. Северное Причерноморье. М.; Л., 1953. МИС - Граков Б. Н. Материалы по истории Скифии в греческих надписях Балканского полуострова и Малой Азии // ВДИ. 1939, № 3. НО - Надписи Ольвии. 1917-1965 / Под ред. Т. Н. Книпович и
Е. И. Леви. Л.: «Наука», 1968. Скржинская 2010 - Скржинская М. В. Древнегреческие праздники в
Элладе и Северном Причерноморье. СПб., 2010. Яйленко 1990 - Яйленко В. П. Ольвия и Боспор в эллинистическую
эпоху // Эллинизм. Экономика, политика, культура. М., 1990. Яйленко 2010 - Яйленко В. П. Тысячелетний Боспорских рейх. М. Guarducci 1969 - Guarducci М. Epigrafia Greca. Т. 2. Roma, 1969. IOSPE I2.- Latyschev B. Inscriptiones orae septentrionalis Ponti Euxini. Petropoli, 1916.
Marina Skrzhinskaja. Awards in Olbia
The article deals with the analysis of Olbian inscriptions dating back to the period between the 5th cent. BC to the 3rd cent. AD in which awards to compatriots and foreigners are mentioned. The Greeks gave awards for important political, military and economic services to their state. Olbian inscriptions mention crowning with a golden wreath, erection of a statue of a person, placement of a marble stele with an honorable decree in a conspicuous place of the city, and also granting citizenship and trade concessions to foreigners. Among the sport prizes that survived to modern times there are two prize amphoras for horse racing championship and a postament of a statue of run race winner.
Keywords: The ancient Northern Coast of the Black Sea, statue, golden wreath, honorable inscription on stone, proxenia, sports awards.