Научная статья на тему 'Досуг ольвиополитов'

Досуг ольвиополитов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
213
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ / АНТИЧНЫЙ ТЕАТР / ГИМНАСИЙ / СТАДИОН / АГОРА / ПИР / ОХОТА / РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ И АЗАРТНЫЕ ИГРЫ / THE NORTHERN COAST OF THE BLACK SEA / ANCIENT THEATRE / GYMNASIUM / STADION / AGORA / FEAST / HUNTING / ENTERTAINING GAMES / GAMBLING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скржинская Марина Владимировна

Греки высоко ценили наличие времени, не занятого работой и общественной деятельностью, и считали его отличительным качеством свободного человека. Археологические находки на руинах античного города Ольвия и некоторые сведения древних писателей дают возможность узнать о формах общественного и частного досуга граждан. Днем они встречались в стое на агоре, могли посещать гимнасий, театр, стадион, а в римское время к этому присоединились термы. К частным формам досуга ольвиополитов относятся вечерние застолья с друзьями, охота, развлекательные и азартные игры. Хорошо образованные граждане тратили свой досуг на чтение, а некоторые писали собственные сочинения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The leisure of Olbian citizens

The Greeks highly appreciated spare time and regarded it the distinctive quality of a free man. Archeological discoveries on the ruins of the ancient city of Olbia give us opportunity to learn about types of collective and personal leisure. Durind the daytime citizens met in stoa on agora; they could visit the theatre, the gymnasium, the stadion, and in Roman times the termes. Personal types of leisure included evening meals in the circle of friends, hunting, entertaining games and gambling. Well-educated citizens spent their time on reading and some of them wrote their own works.

Текст научной работы на тему «Досуг ольвиополитов»

ДОСУГ ОЛЬВИОПОЛИТОВ

Резюме. Греки высоко ценили наличие времени, не занятого работой и общественной деятельностью, и считали его отличительным качеством свободного человека. Археологические находки на руинах античного города Ольвия и некоторые сведения древних писателей дают возможность узнать о формах общественного и частного досуга граждан. Днем они встречались в стое на агоре, могли посещать гим-насий, театр, стадион, а в римское время к этому присоединились термы. К частным формам досуга ольвиополитов относятся вечерние застолья с друзьями, охота, развлекательные и азартные игры. Хорошо образованные граждане тратили свой досуг на чтение, а некоторые писали собственные сочинения.

Ключевые слова. Северное Причерноморье, античный театр, гим-насий, стадион, агора, пир, охота, развлекательные и азартные игры.

Древние греки считали наличие досуга (с%о^) отличительным качеством свободного человека. Несколько упоминаний античных авторов, надписи и материальные находки свидетельствуют, что граждане Ольвии, лежавшей близ слияния Южного Буга с Днепром, проводили свой досуг столь же разнообразно, как и эллины в других античных государствах. Формы организации досуга можно разделить на общественные и частные. К последним относятся вечерние застолья с друзьями, игры в кости, шашки и охота, а также занятия образованных людей философией, историей и другими науками. О коллективном досуге заботились власти государства, а его организацией занимались выборные гимнасиархи и агонотеты. О первых есть упоминания в ольвийских надписях (ЮБРЕ I2. 40, 186).

Посещение гимнасия входило в жизнь полноправного эллина с отроческих лет, так как занятия атлетикой включалось в обязательную программу средней школы. После ее окончания одни граждане продолжали тренироваться и участвовать в состязаниях, другие приходили в качестве зрителей. Здания гимна-сиев также играли роль культурных центров, где собирались для бесед на философские темы, слушали выступления поэтов, читали книги в существовавших при гимнасиях библиотеках (Блаватская 1983: 67, 108).

Гимнасий реализовал в нужном направлении энергию подростков и взрослых. Эллины справедливо считали, что спортивные тренировки служат не только для укрепления здоровья и поддержания физической формы, способствующей успеху во время военных действий, но и, как писал Лукиан (ЛпаеЬ.13), «чтобы не становиться от праздности насильниками» и заполнить с пользой свой досуг.

О том, что не только юноши, но и взрослые мужчины посвящали свой досуг тренировкам в ольвийском гимнасии, свидетельствуют записи о достижениях местных архонтов и стратегов. Г раждане занимали подобные должности, лишь пройдя определенные ступени политической карьеры. Таковыми были архонты Пурфей, одержавший победу в метании копья и диска, Еврисивий, победивший в беге и прыжках, Адой, ставший лучшим борцом и прыгуном, Салий, опередивший всех в беге, и не известный по имени архонт, который дальше всех бросил копье и диск, а также стратег метатель копья Леонид (ЮБРЕ I2: 130, 138, 155, 156, 157). Благодаря этим надписям, мы узнаем, что атлеты посвящали свой досуг тренировкам и состязаниям не в одном виде спорта, как это было и в других греческих полисах (Раш. VI, 3, 3; 4, 2).

Ольвийский гимнасий находился в районе агоры уже в V в. до н. э.; затем его неоднократно перестраивали, о чем можно судить по архитектурным остаткам (Леви 1985: 99-108). Письменные свидетельства об ольвийском гимнасии эллинистического и римского времени сохранились в двух лапидарных надписях III в. до н. э. и II в. н. э. (ЮБРЕ I2: 40, 186). Ольвиополиты собирались в своем гимнасии посмотреть на состязания атлетов на празднике в честь Гермеса. Такие празднества проводили во многих греческих городах (Берзин 1961: 127). На одном из таких соревнований победу одержал бегун Дионисий, и его отец гимнасиарх Никодром поставил в память об этом статую сына. Обычай украшать гимнасий статуями рекордсменов известен во многих греческих городах, так что упомянутая скульптура, наверное, в Ольвии была не единственной. От статуи Дионисия уцелел лишь постамент с сильно поврежденным стихотворным посвящением Гераклу и Гермесу (ЮБРЕ I2: 186). Покровителями гимнасиев были Гермес (ср. агонистические празднества Гермеи), который олицетворял образцового спортивного юношу, и Геракл.

Во второй из упомянутых надписей сообщается о постройке нового гимнасия; его местоположение во II в. н. э. сейчас не известно, но ясно, что он находился не на старом месте, так как прежняя центральная площадь оказалась вне стен города, и в слоях римского времени там найдены лишь хозяйственные ямы.

Большинство эллинов выделяли свое свободное время для посещения стадиона, где наряду с традиционными видами атлетики проходили состязания в стрельбе из лука и разнообразные конские ристания. Стадион, построенный ольвиополитами на Ахилловом Дроме (совр. Тендровская коса) существовал уже в V в. до н. э. Это можно заключить по словам песни хора из «Ифигении в Тавриде» Еврипида (ст. 435-436), упомянувшего, что корабль Ореста проходил мимо Ахиллова Дрома «с прекрасно размеченными стадиями», то есть дистанциями для бега. Из почетного декрета в честь Никерата (ЮБРЕ I2: 34) известно, что на этом стадионе проходили конные ристания. Кроме того, там соревновались в стрельбе из лука. Соседство с кочевыми племенами, использовавшими лук в качестве важнейшего боевого оружия, заставило греков и самих постоянно прибегать к такому оружию, о чем свидетельствуют множество бронзовых наконечников стрел во всех слоях античных городов Северного Причерноморья. Поэтому здесь уделяли серьезное внимание владению луком и включали стрельбу в состязания на местных праздниках. Ольвийский лучник Анаксагор установил в IV в. до н. э. удивительный рекорд, пустив стрелу на расстояние 282 оргии, то есть примерно на 540 м (ЮБРЕ I2: 195). Это значительно превышает современные достижения, достигающие 440 м. Наверное, конструкция ольвийского лука позволяла добиваться большей дальности, чем у теперешних спортивных снарядов (Черненко 1981: 139). Ольвиополиты, по-видимому, изготовляли луки по образцу скифских; их специфическую форму с выступом посередине сейчас можно представить по археологическим находкам и многочисленным изображениям.

Греческий театр был одним из любимых мест проведения общественного досуга. Поэтому его строили так, чтобы в нем помещались все желающие граждане. У нас нет никаких сведений о том, могли ли в Северном Причерноморье присутствовать в театре женщины и представители свободного неполноправного населения. Об ольвийском театре сейчас известно только по надписям IV—III вв. до н. э. В них говорится о чтении глашатаем почетных декретов и о награждении граждан

золотым веком в театре во время празднования Дионисий (Виноградов 1989: 153—157, 193—194, 216). Этот праздник у греков сопровождался выступлениями хоров и постановками пьес. Многочисленные находки терракотовых статуэток с изображением трагических и комических актеров косвенно свидетельствуют о драматических представлениях в местном театре (Скржинская 2010: 203—207).

Под влиянием римлян в первые века нашей эры новым видом коллективного досуга стало посещение общественных бань (терм). В них получали удовольствие от разных видов купания в горячей и холодной воде и массажа, кроме того посетители общались, сидя на подогретых скамьях, и обсуждали всевозможные новости. Об ольвийских термах известно по надписи об их строительстве в конце II в. н. э.; для этого был приглашен опытный архитектор (ЮБРЕ I2. 174).

Симпосион, то есть совместное питье вина, сопровождавшееся застольными беседами, был излюбленным времяпрепровождением греков в вечернее время. Симпосии устраивались в частных и в общественных зданиях. Пиры в богатых домах проходили в андронах, больших комнатах для приема гостей. В руинах нескольких ольвийских домов археологи открыли остатки андронов эллинистического времени с мозаичными полами и местами для лож, на которых возлежали пирующие хозяин и гости (Леви 1985. 40). Совместные трапезы в специально построенном или нанятом помещении широко практиковались среди членов всевозможных союзов. Древнейший известный нам в Ольвии был союз мольпов, поклонников Аполлона Дель-финия, которые собирались на совместные трапезы в V в. до н. э. (Карышковский 1984: 44).

На симпосионах вино подавали в разнообразных металлических и керамических сосудах. Обломки дорогих чернолаковых и расписных амфор, кратеров, ойнохой, киликов и других видов винных кубков найдены при раскопках Ольвии, а в римское время парадный сервиз дополнили стеклянные сосуды. На некоторых ольвийских чашах имеются застольные надписи, нанесенные острым предметом: «Выпив меня, Поликрат будет радоваться», «Наливай пить в меру сил» и др. (Толстой 1953: 19).

Образованные эллины посвящали свой досуг занятиям философией, историей и литературой, реже они обращались к естественным и точным наукам. Аристотель в «Политике» и «Никомаховой этике» посвятил немало рассуждений тому, как

свободный человек должен проводить досуг, посвящая его интеллектуальным занятиям. Сохранились лишь косвенные свидетельства о таком досуге ольвиополитов. Какие-то сочинения писал ритор, ольвийский учитель философа Биона Борисфенита (Diog. Laert. IV, 22); молодой ольвийский воин Каллистрат интересовался ораторским искусством и философией, а его старший соотечественник Гиеросонт читал произведения Платона (Dio Chrys. XXXVI, 8, 24).

Подобно другим эллинам, ольвиополиты любили охотиться, о чем свидетельствуют находки костей диких зверей, главным образом зайцев, оленей и кабанов (Цалкин 1960: 7-109). Их малое количество по сравнению с костями домашних животных показывает, что дичь не играла существенной роли в питании местных жителей. Значит, они, как и все греки, охотились для развлечения и упражнений в ловкости (Webster 1969: 32.). Многочисленные находки костей лошадей и собак указывают на то, что ольвиополиты могли устраивать псовую и конную охоту.

Эллины нередко развлекались всевозможными играми; наиболее распространенными были игры в кости, а также бои петухов и перепелов, во время которых делали ставки на ту или иную птицу. Находки костей и изображений боевых петухов дают основание думать, что ольвиополиты устраивали петушиные бои (Скржинская 2010а: 111). Игры в кости, которыми занимались и взрослые мужчины, и женщины, и дети, бывали просто развлечением и азартным увлечением со ставками на деньги. Из произведений древних авторов известно несколько разновидностей подобных игр. Обнаруженные при раскопках разнообразные костяные игральные кубики, шашки и астрагалы показывают, что ольвиополиты посвящали свой досуг этим играм на протяжении всей античной эпохи (Петерс 1986: 77-90).

Судя по находкам, наиболее распространенными были игры в бабки, называвшиеся у греков астрагалами. На многих имеются прочерченные отдельные буквы, на одном ольвийском сохранилась надпись «бей», многие имеют высверленные отверстия, следы специальных спилов или вставки из металла (Петерс 1986: 81-83). Это указывает на их использование в разных играх. Нередко бабки клали в могилы детей и юношей, и количество костей соответствовало требованию для определенных игр. Например, одном ольвийском погребении лежало 16 астрагалов, в другом - 5, в третьем - один. (Петерс 1986: 79-80).

В игре кибея использовали найденные при раскопках костяные, металлические или глиняные кубики. На их шести сторонах стояли либо цифры от 1 до 6, либо кружочки с тем же значением, обозначавшие очки. Игроки помещали кубики в специальный стакан, встряхивали его для перемешивания содержимого, затем высыпали на ровную поверхность и считали выпавшие очки на сторонах кубика.

Шашками принято называть небольшие округлые фишки, которые греки употребляли с глубокой древности для разных игр. Античные костяные и стеклянные шашки были гладкими с обеих сторон или с рельефным изображением с одной стороны. Для игры брали специально расчерченную на квадраты деревянную или каменную доску. Такая каменная доска римского времени и несколько шашек найдены в Ольвии (Стрельник, Сорокіна, Хомчик 2010: 50).

В дневное время многие жители любого античного города, имея свободное время, отправлялись на центральную площадь, агору, или в порт. Они шли туда не только по делам в находившиеся там общественные здания и лавки, но также для общения и узнавания последних новостей, которыми делились в цирюльнях, всевозможных мастерских и магазинах. Здесь встречались представители всех слоев общества: граждане и метеки, рабы, сопровождавшие хозяев или посланные за покупками, и чужестранцы-матросы с кораблей и купцы, привозившие свои товары. Неделовая жизнь агоры хорошо отражена в одной из речей Лисия (XXIV, 20): «Каждый из нас привык заходить то в парфюмерную лавку, то в цирюльню, то в сапожную,... Более всего к тем, кто устроился поблизости агоры, ... ведь все вы привыкли заходить и болтать, где придется».

Благодаря раскопкам можно представить деловую жизнь на центральной площади Ольвии, находившейся в верхней части города, а также узнать, как ольвиополиты проводили там свой досуг в большом кругу соотечественников. Площадь эллинистического времени, имевшая не совсем правильную прямоугольную форму, в период наивысшего расцвета государства занимала около 3500 кв. м. Первоначально она была примерно на треть меньше, а в IV - начале III в. до н. э. агору расширили за счет прилегавшего к ней священного участка и перестроили все находившиеся там здания. С восточной и западной стороны агору обрамляли торговые ряды, украшенные по фасаду колоннадой. На западной стороне, кроме торговых рядов,

помещался также суд, жилой дом и здание общественного назначения. Наряду со зданием коллегий, на южную сторону агоры выходил своей узкой стороной гимнасий (Леви 1985: 88— 113).

Всю северную сторону занимала стоя — крытая галерея с колоннадой. Она составляла архитектурную доминанту ольвий-ской агоры. Такие здания впервые появились в Элладе и стали необходимой принадлежностью любого города. Посещение стои вошло в число обязательных элементов греческого образа жизни (Соикоп 1976: 1). Стои строились на площадях и теменосах; в крупных городах, таких, как Милет и Афины, имелось несколько подобных сооружений. Римляне переняли у греков этот тип постройки и назвали его портиком. В стое, где можно было укрыться от дождя, палящего солнца и ветра, назначались всевозможные деловые и частные встречи, обсуждались городские и другие животрепещущие новости. В стоях поэты читали стихи, а философы излагали ученикам свои учения. Наименование одного философского течения получило название стоицизм, ибо его основатель Зенон в конце IV в. до н. э. встречался со своими учениками в афинской Пестрой стое, расписанной картинами Полигнота и Микона.

Большая ольвийская стоя, несомненно, играла заметную роль в жизни горожан. Открытая в сторону агоры, она имела двухрядную колоннаду длиной 45 м. Ее два нефа разделялись колоннами ионического ордера, а наружные колонны дорического ордера стояли вдвое чаще, чем внутренние. Подобные двухнефные стои открыты при раскопках в Афинах, Коринфе, Фасосе, Самофракии и других греческих городах (Соикоп 1976: 58—59, 194—195). Витрувий в сочинении «Об архитектуре» (V, 9, 11), описывая двойные портики в палестрах, заметил, что их так строили, «чтобы во время непогоды ливень не мог проникнуть внутрь». Это вполне оправдывало себя в Ольвии, где весной и осенью часто льют сильные дожди и дуют пронизывающие ветры. В эллинистический период в ольвийской стое собиралось столь много народа, что пришлось увеличить ее ширину, так что площадь здания составила 743 кв. метра (Леви 1985: 90).

В первые века нашей эры размеры Ольвии намного сократились, агора оказалась вне границ города, а ее постройки стали руинами. Но ольвиополиты сохранили традицию общаться в общественных зданиях. Об этом мы узнаем из надписей Ш вв. н. э. о постройке портика и экседры, крытой галереи с сиде-

ниями (ЮБРЕ I2: 181, 182). Вероятно, они стояли близ агоры, которая переместилась в прибрежную часть Ольвии. Теперь эта территория затоплена и разрушена водами Днепро-Бугского лимана, поэтому вряд ли удастся найти остатки упомянутых строений.

В гавань Ольвии входили суда из большинства государств Причерноморья и восточного Средиземноморья, о чем свидетельствуют многочисленные проксении иностранным купцам, упоминания античных авторов и огромное количество археологических находок разнообразных импортных предметов. Прибытие иностранного судна становилось заметным событием в жизни горожан. Порт служил ольвиополитам оживленным местом встреч лишь в сезон судоходства от поздней весны до ранней осени, агора же в дневное время всегда была многолюдной.

Характер проведения досуга во многом зависел от уровня образования человека и его материальных возможностей. Только состоятельные люди могли организовать псовую охоту, участвовать в гонках колесниц, устраивать пиры с богатым угощением и приглашать на них музыкантов и актеров. Образованная элита общества во всех государствах Северного Причерноморья тратила свой досуг на чтение книг, занятия философией и историей, а некоторые писали собственные сочинения.

Литература

Берзин 1961 - Берзин Э. О. Горгиппийский агонистический каталог // Советская археология. 1961. № 1.

Блаватская 1983 - Блаватская Т. В. Из истории интеллигенции эллинистического времени. М., 1983.

Виноградов 1989 - Виноградов Ю. Г. Политическая история Ольвийс-кого полиса. М., 1989.

Леви 1985 - Леви Е. И. Ольвия. Город эпохи эллинизма. Л., 1985. Петерс 1986 - Петерс Б. Г. Косторезное дело в античных государствах Северного Причерноморья. М., 1986.

Скржинская 2010 - Скржинская М. В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. СПб., 2010.

Скржинская 2010а - Скржинская М. В. Культурные традиции Эллады в античных государствах Северного Причерноморья. Киев, 2010. Стрельник, Сорокіна, Хомчик 2010 - Стрельник М. О., Сорокіна С. А., Хомчик М. А. Ігри давнього населення України // Наукові записки Нац. Університету «Киево-Могилянська академія». Теорія та історія культури. Т. 101. 2010.

Толстой 1953 - Толстой И. И. Греческие граффити древних городов Северного Причерноморья. М., Л., 1953.

Цалкин 19б0 - Цалкин В. И. Домашние и дикие животные Северного Причерноморья //Материалы и исследования по архелогии СССР. 19б0. № 53.

Черненко 1981 - Черненко Е. В. Скифские лучники. Киев, 1981.

Coulton 197б - Coulton J. J. The Architectural Devo^rn^t of the Greek Stoa. Oxford, 197б.

IOSPE - Latyschev B. Inscriptiones orae septentrionalis Ponti Euxini. Petropoli, 191б.

Webster 19б9 - Webster T. B. L. Everyday Life in Classical Athens. L., 19б9.

Marina Skrzhinskaja. The leisure of Olbian citizens

The Greeks highly appreciated spare time and regarded it the distinctive quality of a free man. Archeological discoveries on the ruins of the ancient city of Olbia give us opportunity to learn about types of collective and personal leisure. Durind the daytime citizens met in stoa on agora; they could visit the theatre, the gymnasium, the stadion, and in Roman times -the termes. Personal types of leisure included evening meals in the circle of friends, hunting, entertaining games and gambling. Well-educated citizens spent their time on reading and some of them wrote their own works.

Keywords: The Northern Coast of the Black Sea, ancient theatre, gymnasium, stadion, agora, feast, hunting, entertaining games, gambling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.