Шюкюров Мехман Фахраддин оглы
Директор, Центр Азербайджано-Русской культуры и солидарности.
Нагорно-Карабахский вопрос в призме современных реалий: состояние и перспективы урегулирования
После прихода к власти в 2003 г. Ильхама Алиева переговорный процесс по Нагорному Карабаху приобрел новый характер. Новый глава государства решительно отверг достигнутые ранее договоренности, объявив о невозможности диалога с армянской стороной до полного вывода ее войск с территории Азербайджана. Молодой президент заявил о необходимости с нуля выстроить диалог с Арменией, при этом обеспечив себе преимущество в военном отношении, заранее подготовившись к возможной неудаче при разрешении конфликта мирным путем [2].
Азербайджан настаивал на мирном разрешении ситуации. При этом азербайджанская сторона была непреклонна в вопросе территориальной целостности и отвергала предлагаемый армянами путь решения конфликта на основе fait accompli.
Однако в августе 2019 г., выступая на митинге в Степанакерте (Хан-кенди-прим. Ш.М), приуроченному к открытию VII Всеармянских летних игр, Н. Пашинян заявил, что: «Арцах (Карабах - прим. Ш.М) - это Армения, и все»,[1] подставив под сомнение надежды на урегулирование и внутриполитический консенсус по Нагорному Карабаху.
На Мюнхенской конференции 15 февраля 2020 г. по безопасности прошли публичные дебаты между президентом Азербайджана И. Алиевым и премьер-министром Армении Н. Пашиняном. После переговоров Пашинян опубликовал шесть пунктов касательно урегулирования Нагор-но-Карабахского конфликта и назвал их «Мюнхенскими принципами». Эти пункты выглядят следующим образом:
1. Нагорный Карабах обрел независимость так же, как и Азербайджан.
2. Нагорный Карабах является стороной конфликта и переговоров, без переговоров с ним невозможно решить конфликт.
3. Нет территорий, есть безопасность: Нагорный Карабах не может уступить свою безопасность.
4. Невозможно решить конфликт одним или двумя действиями: в переговорном процессе нужны «микрореволюции», затем «минирево-люции», затем прорывы.
5. Любое решение проблемы должно быть приемлемым для народа Армении, народа Карабаха и народа Азербайджана, и Армения и Карабах готовы приложить серьезные усилия для поиска такого решения. Азербайджан также должен продемонстрировать такую готовность.
6. Нагорно-Карабахский вопрос не имеет военного решения. Если кто-то скажет, что вопрос имеет военное решение, то народ Карабаха скажет, что он давно был решен.
В ходе встречи в формате онлайн-конференции 21 апреля 2020 г. министр иностранных дел России Сергей Лавров, отвечая на вопросы членов Клуба Горчакова, отметил, что в настоящее время на столе переговоров по урегулированию карабахского конфликта находится документ, предполагающий поэтапное решение затяжного противостояния в Закавказье. Предусматривая на первом этапе решение наиболее актуальных проблем - освобождение ряда районов вокруг Нагорного Карабаха и разблокирование транспортных, экономических и прочих коммуникаций [5].
Министр иностранных дел Армении З. Мнацаканян заявил, что поэтапном решении карабахского конфликта сделаны ссылки на старые предложения, неприемлемые для армянской стороны. Также первоочередным является вопрос самоопределения народа Карабаха, что означает волеизъявление без ограничений. Вопрос решится только взаимными уступками, односторонних уступок с армянской стороны не будет [4].
27 сентября 2020 г. в целях пресечения боевой активности вооруженных сил Армении и обеспечения безопасности мирного населения президент Азербайджана, Ильхам Алиев принял решение о начале контрнаступательной операции под названием «Железный кулак» по всему фронту. Боевые действия стали крупнейшими в зоне нагорно-карабах-ского конфликта с начала 1990 года.
В отличие от первой войны, закончившейся поражением Азербайджана, на этот раз победа была на стороне Баку, конвертировавшего военные успехи в договоренности о возвращении под свой контроль значительной части территорий, прилегающих к Нагорному Карабаху, а также части самого Нагорного Карабаха - Шуши и Гадрута.
В числе факторов, способствовавших победе Азербайджана, стало
его превосходство в вооружении, в первую очередь, полное господство в воздухе, которое было достигнуто благодаря закупленным у Израиля и Турции беспилотным летательным аппаратам. Победа Азербайджана резко девальвировала звучавшие на протяжении года в Ереване призывы Н. Пашиняна предоставить Нагорному Карабаху особый статус. В трехстороннем заявлении лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября о необходимости особого статуса Карабаха нет ни слова [3].
Согласно подписанному договору, вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора развертывается миротворческий контингент Российской Федерации в количестве 1960 военнослужащих со стрелковым оружием, 90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники. Миротворческий контингент РФ развертывается параллельно с выводом с территории Азербайджана всех армянских вооруженных формирований. Срок пребывания миротворческого контингента - 5 лет с автоматическим продлением, если ни одна из сторон не заявит о намерении прекратить применение данного положения.
Полтора месяца боев в Нагорном Карабахе существенно изменили положение дел в Кавказском регионе. Статус-кво в зоне армяно-азербайджанского конфликта, продержавшийся двадцать шесть лет, рухнул. Россия подтвердила свою особую роль как посредник в деле мирного урегулирования, а Турция сделала серьезную заявку на присутствие в регионе. И не просто как союзник Азербайджана, но и как государство, готовое участвовать в выстраивании будущих траекторий региональной безопасности.
Окончание Второй Карабахской войны открыло новые возможности для инфраструктуры района Каспий - Кавказ. Согласно трехстороннему соглашению о прекращении огня, все экономические и транспортные связи между Азербайджаном и Арменией и в регионе должны быть разблокированы. После завершения боевых действий были предложены варианты развития района Каспий - Кавказ. Армению пригласили присоединиться к региональным проектам, от которых страна была изолирована на протяжении десятилетий. Таким образом это ситуация потребует пересмотра Армении своего позиционирования по карабахскому вопросу. Ведь пассивная реакция международного сообщества на войну в Карабахе отчасти была обусловлена и тем, что, несмотря на то, что Армения сохраняла контроль над Нагорным Карабахом, для международного сообщества, включая
Россию, с международно-правовой точки зрения данный регион оставался территорией Азербайджана.
Открытие коммуникаций между Азербайджаном и Арменией может стать исходной точкой для того, чтобы полностью оставить в истории конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Речь идет о нескольких транспортных путях, закрытых с начала 1990-х, из-за чего Армения и азербайджанский эксклав Нахичевань все это время были в большой степени отрезаны от мира. Если, как предусмотрено соглашением, эти пути будут разблокированы, главным результатом станет возобновление работы маршрута «Север — Юг», который связывает Россию с Арменией и Ираном через Азербайджан.
Возобновление железнодорожного сообщения положительно скажется и на окружающей среде, поскольку разгрузит автодороги Южного Кавказа. Восстановление относительно небольших участков железной дороги в Армении и Азербайджане сделало бы куда более жизнеспособным 7200-километровый международный транспортный коридор «Север — Юг» — планируемую железнодорожную магистраль из Финляндии до Индии через Россию и Персидский залив [7].
Современная железнодорожная сеть с минимальным пограничным контролем также сможет способствовать росту торговли между Востоком и Западом, особенно если откроется закрытая с 1993 года армяно-турецкая граница.
После войны 2020 года одна из основных целей Азербайджана — покончить с изоляцией Нахичевани и восстановить наземное сообщение с республикой через Армению. Для этого, вероятнее всего, потребуется построить новый транспортный маршрут через 43-километровый участок региона Мегри на юге Армении, близ границы с Ираном. Азербайджанское руководство окрестило маршрут в Нахичевань Зангезурским коридором. (Армяне также используют это название, но чаще употребляют официальный топоним Сюникская область.)
В качестве альтернативы железной дороге через Мегри Армения предложила восстановить железную дорогу на севере Армении — тоже закрытую последние тридцать лет. Она соединяет город Иджеван с азербайджанским Газахом. Однако тогда Азербайджану придется отказаться от предпочтительного для него маршрута через Мегри, а это весьма маловероятно. Кроме того, дорога Иджеван — Газах пролегает через гористую местность с многочисленными тоннелями, и реконструкция требует времени и финансовых вложений.
Официальные лица и предприниматели Армении также видят плюсы проекта, особенно в новой надежной альтернативной связи с Россией, своим партнером по Евразийскому экономическому союзу. В январе 2021 года председатель Союза экспортеров Армении Раффи Мхчян отметил, что восстановление сообщения между Арменией и Азербайджаном сделает страну «воротами на Кавказ».
Президент Азербайджана Ильхам Алиев в начале июля 2021 г. подписал указ о новом делении экономических районов страны.[6] Число экономических районов увеличилось с 11 до 14. Баку стал отдельным экономическим районом, также были созданы Карабахский и Восточно-Зангезур-ский районы.
Карабахский экономический район охватывает город Ханкенди, а также Агджабединский, Агдамский, Бардинский, Физулинский, Ходжалин-ский, Ходжавендский, Шушинский и Тертерский районы. Создание этого региона важно для обеспечения восстановления и развития древнего Карабахского региона, обладающего особым богатым историко-культурным наследием и живописной природой. В другой недавно созданный регион, Восточный Зангезурский, входят Джебраильский, Кельбаджарский, Губадлинский, Лачинский и Зангиланский районы. Они расположены в восточной части Зангезурского плоскогорья, окруженного Зангезурской горной грядой и занимающего обширную территорию от Лачина и Кель-баджара до Нахичевана, на границе с Арменией.
Предполагается, что новое деление экономических районов в Азербайджане обеспечит экономическую специализацию, реализацию эффективной инвестиционной политики и повысит гибкость в управлении. Создание новых экономических зон даст импульс для восстановления и развития освобожденных территорий после 44-дневной войны. Поэтому утверждение нового деления экономических районов можно рассматривать как важный шаг в создании единого плана развития освобожденных территорий. Это также важно с точки зрения реинтеграции освобожденных территорий в экономику Азербайджана, что требует повышения эффективности работы по планированию развития экономических районов, обеспечения эффективности управления экономикой и пересмотра структуры этих экономических районов.
Освобожденные территории также обладают значительным потенциалом для развития возобновляемых источников энергии, особенно гидроэнергетики. На территории Карабаха формируется 25% местных водных ресурсов Азербайджана, то есть около 2,56 млрд кубометров во-
дных ресурсов в год, что создает возможности для строительства гидроэлектростанций (ГЭС). Во время 44-дневной войны Азербайджан вернул себе контроль над 30 ГЭС, которые эксплуатировались армянскими войсками. Многие из этих электростанций были восстановлены, на других продолжаются восстановительные работы.
Карабах также обладает значительным потенциалом солнечной и ветровой энергии. По предварительным оценкам Международного агентства по возобновляемым источникам энергии, потенциал региона составляет 4000 мегаватт солнечной энергии и до 500 мегаватт в ветроэнергетике. Кельбаджарский и Лачинский районы обладают большим потенциалом ветровой энергии, тогда как Зангиланский, Джебраильский и Физулинский районы - солнечной энергии.
Азербайджан подписал с тремя крупными международными энергетическими компаниями контракты о строительстве в предстоящие три-четыре года трех ветряных и солнечных электростанций общей мощностью 700 МВт. Одна из них - мощностью 240 МВт - будет построена в Восточном Зангезуре. Азербайджан поставил целью довести к 2030 году долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем производстве энергии в стране с нынешних 17 до 30 процентов.
Ряд профильных компаний Турции, Катара, Саудовской Аравии, Республики Корея, Великобритании и несколько стран Европы уже проявили свой интерес к участию в проектах «зеленой» энергетики, внедрению высоких технологий в производство и переработку, строительство «умных» городов и сел и т.д. В Азербайджане рассчитывают, что вскоре список зарубежных компаний-подрядчиков, инвесторов, интеграторов 1Т-инфраструктуры, планирующих участвовать в большой карабахской стройке, пополнят и российские бизнес-партнеры.
Модель экономического развития, которую планируется применять для восстановления освобожденных территорий, включает в том числе налоговые льготы, механизмы стимулирования, а также создание специальных зон для привлечения иностранных инвестиций. С одной стороны, новая экономическая модель будет включать формирование современной инфраструктуры на освобожденных землях, и этот процесс уже начался. Свидетельством тому служит деятельность, связанная с созданием международного аэропорта в Физули, строительством дороги Физули-Шуша, обеспечением коммунальных сетей в соответствии с международными стандартами и расширением другой инфраструктуры.
Заключение
Таким образом Азербайджан урегулировал конфликт, продолжавшийся около 30 лет, добился этого силовым путем и политическими средствами. Армения была принуждена к подписанию акта о капитуляции. Азербайджан неоднократно сообщал о готовности при работе над всеобъемлющим мирным договором основываться на предложенных Минской группой 6 принципах (Мадридские принципы): возвращение оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана; наделение Нагорного Карабаха промежуточным статусом и обеспечение гарантий безопасности и самоуправления; обеспечение права всех внутренне перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места их прежнего проживания; открытие коридора между Арменией и Нагорным Карабахом; определение в будущем правового статуса Нагорного Карабаха на основе юридически обязательного волеизъявления; международные гарантии безопасности, в том числе и операции по поддержанию мира. Армения отвечала своими требованиями, такими, как признание права региона на самоопределение и осуществление сухопутной связи с Арменией.
Окончание Второй Карабахской войны открыло новые возможности для инфраструктуры района Каспий - Кавказ. Согласно трехстороннему соглашению о прекращении огня, все экономические и транспортные связи между Азербайджаном и Арменией и в регионе должны быть разблокированы. Изменение ситуации вокруг Нагорного Карабаха в лучшую сторону связано также с пониманием задействованных сторон того, что над районом Каспий - Кавказ может нависать еще более тяжелая проблема, на фоне которой армяно-азербайджанский конфликт становится менее значимым, - это ситуация в Украине, дестабилизация, идущая с Ближнего Востока и конфликт между США и Ираном. Если дестабилизация поднимется на линию Иран - Турция, это неизбежно приведет к тому, что Азербайджан, Армения, Грузия и Россия будут включены в эти процессы. Такая дестабилизация противоречит интересам Азербайджана, что вынуждает его тщательно взвешивать все плюсы и минусы складывающейся ситуации.
Список литературы:
1. «Арцах - это Армения, и все». Пашинян выступил в Степанакерте // URL: https://ru.armeniasputnik.am/poli-tics/20190805/19946257/Artsakh--eto-Armeniya-i-vse---Pashinyan-vystupil-v-Stepanakerte.html
2. Выступление Президента Азербайджана И. Алиева // Официальный сайт Президента Азербайджана. // URL: http:// ru.president.az/azerbaijan/karabakh
3. Заявление Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской
Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64384
4. Мнацаканян о Карабахе: Односторонних уступок нет и не будет // URL: https://www.panarmenian.net/rus/news/280365/?utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.kz%2Fnews%2Finstory%2FGlava_MID_Armenii_pro-kommentiroval_slova_Lavrova_o_Karabakhe--70c8bd2f8c8452aa137220826a9290bb
5. Ответы Сергея Лаврова на вопросы членов клуба Горчакова // URL: https://gorchakovfund.ru/news/view/otvety-sergeya-lavrova-na-voprosy-chlenov-kluba-gorchakova/
6. Указ Президента Азербайджанской Республики о новом делении экономических районов в Азербайджанской Республике 07 июня 2021 г. // URL: https://president.az/ru/articles/view/52389
7. Thomas de Waal Помогут ли новые торговые пути преодолеть конфликты на Южном Кавказе. // URL: https://carnegie. ru/2021/12/13/ru-pub-85943
Bibliography
1. "Artsakh is Armenia, and that's it." Pashinyan grew up in Stepanakert // URL: https://ru.armeniasputnik.am/poli-tics/20190805/19946257/Artsakh--eto-Armeniya-i-vse---Pashinyan-vystupil-v-Stepanakerte.html
2. Speech by the President of Azerbaijan I. Aliyev // Official site of the President of Azerbaijan. // URL: http://ru.president.az/azerbai-jan/karabakh
3. Statement of the President of the Republic of Azerbaijan, the Prime Minister of the Republic of Armenia and the President of the Russian Federation // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64384
4. Mnatsakanyan on Karabakh: There are no and will not be unilateral concessions // URL: https://www.panarmenian.net/rus/ news/280365/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.kz%2Fnews%2Finstory%2FGlava_ MID_Armenii_prokommentiroval_slova_Lavrova_o_Karabakhe--70c8bd2f8c8452aa137220826a9290bb
5. Sergey Lavrov's answers to questions from members of the Gorchakov club // URL: https://gorchakovfund.ru/news/view/an-swer-sergeya-lavrova-na-voprosy-chlenov-kluba-gorchakova/
6. Decree of the President of the Republic of Azerbaijan on the new threat situation in Azerbaijan on June 07, 2021 // URL: https:// president.az/ru/articles/view/52389
7. Thomas de Waal Will new trade routes help overcome conflicts in the South Caucasus. // URL: https://carnegie.ru/2021/12/13/ ru-pub-85943