Научная статья на тему 'Наглядное пособие как средство обучения русскому языку в современной школе'

Наглядное пособие как средство обучения русскому языку в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1128
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / НАГЛЯДНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ / СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ / MODERN SCHOOL / METHODS OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE / VISIBILITY / INDIVIDUAL AID / TEACHING MEAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губина А. С.

В статье рассмотрены теоретические основы принципа наглядности, представлены классификации наглядных пособий, определено их место в процессе обучения русскому языку в современной школе, а также предложен алгоритм создания и использования индивидуального наглядного пособия. В ходе исследования традиционная форма одного из средств обучения представлена в новом аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губина А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL AID AS A MEANS OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE IN A MODERN SCHOOL

The article discusses the theoretical foundations of the principle of visibility, presents the classification of visual aids, defines their place in the process of teaching the Russian language in a modern school, and also proposes an algorithm for creating and using an individual visual aid. In the course of the study, the traditional form of one of the teaching means is presented in a new aspect.

Текст научной работы на тему «Наглядное пособие как средство обучения русскому языку в современной школе»

НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В

СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

А.С. Губина, студент

Научный руководитель: С.А. Смирнова, канд. филол. наук, доцент

Гуманитарный институт Северного Арктического федерального университета имени М.В. Ломоносова (Россия, г. Северодвинск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10845

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы принципа наглядности, представлены классификации наглядных пособий, определено их место в процессе обучения русскому языку в современной школе, а также предложен алгоритм создания и использования индивидуального наглядного пособия. В ходе исследования традиционная форма одного из средств обучения представлена в новом аспекте.

Ключевые слова: современная школа, методика преподавания русского языка, наглядность, индивидуальное пособие, средство обучения.

На сегодняшний день одной из значимых педагогических наук является методика обучения русскому языку. М.Т. Баранов и А.В. Текучев писали, что это «наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний, умений и навыков по русскому языку (речевых, орфографических, пунктуационных) в современной школе» [1]. Одним из важных принципов, который применяется в процессе обучения, в том числе русскому языку, является принцип наглядности. Наглядностью называется свойство, которое выражает степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта. Наиболее эффективной формой наглядности, на наш взгляд, можно считать пособия, потому что они, с одной стороны, стимулируют активизацию мыслительной деятельности школьников, с другой - помогают лучше овладеть знаниями и умениями, так как у обучающихся вырабатывается эмоционально-оценочное отношение к сообщаемым знаниям на основе чувственных образов и понятий. Кроме того, они имеют большое воспитательное и образовательное значение, а также обеспечивают связь теории с практикой.

Наглядные учебные пособия характеризуются рядом принципов: должны (1) со-

ответствовать содержанию программ и учебников, методам и приемам обучения, которые используются в учебном процессе; (2) учитывать возрастные особенности учащихся; (3) отвечать научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим и техническим требованиям.

Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своей цели, содержанию, по способам изготовления, по методике использования. В связи с этим в настоящее время существуют различные их классификации. В. Скакун выделяет изобразительные, натуральные и комбинированные наглядные пособия: к первым относит плакаты, схемы, иллюстрации из книг, модели, макеты и муляжи; среди натуральных выделяет механизмы и узлы оборудования, инструменты, образцы материалов, деталей, изделий, приспособлений и др.; к комбинированным причисляет электрифицированные схемы, динамические плакаты, коллекции, тематические щиты и под. [2]. В статье А.А. Белякова и Л.А. Буровкиной выделяется два типа наглядных пособий: изобразительные и натуральные. Данные авторы в число изобразительных наглядных пособий включают картины, рисунки, портреты, фотографии, условные схемы, таблицы и чертежи, в число натуральных - все предметы окружающего мира, изделия, находящиеся в пользовании человека [3]. Можно заме-

тить, что эти классификации схожи, но при этом имеют ряд различий.

В российских школах при изучении русского языка используются разные программы. Далее проанализируем некоторые из них и определим, какое место в них отводится такому средству обучения, как наглядное пособие.

В программе С.И. Львовой предлагается работа с таблицами, схемами, текстами, с иллюстрированным материалом. Дети овладевают такими полезными универсальными учебными действиями, которые помогают создавать и правильно использовать наглядный материал: (1) вычитывать разные виды текстовой информации, (2) преобразовывать её в таблицу, схему, план, сжатый текст; (3) перестраивать информацию из одной формы в другую (например, схему в план); (4) извлекать информацию из разных источников (из текста, схемы, таблицы); (5) составлять схемы предложений и моделировать предложения по схемам и т.д. [4].

В программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. предлагается работа с текстом, а также используются технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В рамках данной программы предусмотрена рабочая тетрадь и другие пособия, дополняющие учебник, однако нет разработанного наглядного пособия. В учебниках под редакцией Н.М. Шанского приводятся в основном только правила, выделенные в рамочку или чертой сбоку, которые представляют собой текст, подкрепленный некоторыми иллюстрациями [5]. Это позволяет учащимся систематизировать знания и способствует лучшему запоминанию. Важно, что в ходе изучения русского языка по этой программе ребята формируют навыки работы с учебной книгой (здесь возможно составление схем, таблиц и т.д.) и другими информационными источниками, включая СМИ, Интернет-ресурсы.

В программе М.М. Разумовской предусматривается работа с электронным учебником и приложениями, с иллюстративным материалом, уделяется внимание проектной деятельности, в ходе которой также

может создаваться наглядное пособие [6]. Изучив учебный комплекс данного автора, можно заключить, что при изучении той или иной темы в основном даются правила в виде текста, но нет никакого наглядного подкрепления. В ходе изучения русского языка по данной программе школьники приобретают важные умения: работа с текстом, осуществление информационного поиска, извлечение и преобразование необходимой информации, формирование навыков научно-исследовательской деятельности, владение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему (возможно, с помощью таблиц, схем и т.д.). Полагаем, что создание и использование наглядного пособия сделает учебный процесс гораздо эффективнее.

Итак, анализ программ показал, что авторы и составители считают дидактический принцип наглядности важным, однако в практической деятельности используется традиционная работа с текстами, с учебниками, большое значение придается наглядной записи на доске и в тетрадях (запись в столбик, распределение материала по колонкам, использование разных обозначений, подчеркиваний). Можно заметить, что наглядные пособия становятся эффективнее и удобнее для выполнения поставленных педагогом целей и задач, но на сегодняшний день их создано мало, также нет специального наглядного пособия для конкретных программ, изучаемых в современной школе и адаптированных индивидуально под ученика с учетом его особенностей. Далее предложим алгоритм создания и использования индивидуального наглядного пособия на уроках русского языка в современной школе.

При создании индивидуального наглядного пособия ученикам предлагается выполнить следующие этапы работы:

1) прочитать внимательно правило;

2) выяснить значение непонятных слов (могут привлекаться словари, оказываться помощь учителем);

3) составить план и выделить ключевые слова;

4) проиллюстрировать примерами правило;

5) выбрать вид изобразительного наглядного пособия, который поможет систематизировать и лучше усвоить информацию (схемы, таблицы, кластеры, картинки, ИКТ и т.д.);

6) оформить индивидуальное пособие, продумать расположение материала;

7) проверить готовое пособие и дополнить его, если это требуется (при необходимости можно использовать другие источники, кроме учебника);

8) рассказать материал по своему индивидуальному пособию соседу по парте, самому себе.

Для наиболее эффективного использования индивидуального наглядного пособия обучающимся необходимо:

1) найти материал в своем наглядном пособии по нужной им теме;

2) ответить на вопрос, выполнить задание или рассказать правило у доски, используя материал своего наглядного пособия, иллюстрируя примерами, подобранными самостоятельно;

3) в ходе обсуждения темы дополнить памятку и исправить неточности.

Создание и использование индивидуального наглядного пособия формирует у учащихся необходимые компетенции:

1. лингвистическую - школьник глубже осмысляет устную и письменную речь, её законы, правила, структуры;

Библиографический список

1. Методика обучения русскому языку как прикладная наука - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://koi.tspu.ru/koi_books/artemenko/lec1.htm. (дата обращения: 17.05.2020).

2 Скакун В. Средства обучения. Наглядные пособия - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oso.rcsz.ru/inf/sredstvao.htm. (дата обращения: 21.05.2020).

3. Беляков А.А., Буровкина Л.А. Философско-педагогическая рефлексия принципа наглядности // Вестник ТГТУ. - 2010. - Т. 16. №1. - С. 212-218.

4 Львова С.И. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 511 классы: основной курс, элективные курсы. - М.: Мнемозина, 2009. - 215 с.

5. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А и др. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2016. - 111 с.

6. Разумовская М.М., Капинос В.В., Львова С.И., Богданова Г.А., Львов В.В. Программа по русскому языку: 5-9 классы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://khbs80.rusedu.net/gallery/805/Programma_po_russkomu_yazyku_5-9_kl._red._Razumovskoi_M.M..pdf. (дата обращения: 20.05.2020).

2. языковую - ученик усваивает морфологические нормы, у него постепенно складывается целостное представление о слове, формируется навыки и умения употребления слова в речи;

3. коммуникативную - обучающийся получает представление об употреблении тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения;

4. информационную - ученик работает с учебником, в котором содержится основная информация, находит и отбирает нужный материал;

5. социокультурную - в ходе работы над проектом у обучающегося складывается представление о русской языковой картине мира.

Наглядные пособия могут применяться педагогами при объяснении нового материала, на уроке закрепления изученного, во время повторения материала, а также во внеклассной работе. Особенно важно, что данная форма работы может быть организована как проектная деятельность учащихся.

Таким образом, индивидуальные наглядные пособия - это одно из наиболее эффективных средств обучения русскому языку в современной школе.

VISUAL AID AS A MEANS OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE

IN A MODERN SCHOOL

A.S. Gubina, Student

Supervisor: S.A. Smirnova, Candidate of Philology Sciences, Associate Professor Humanitarian Institute Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Russia, Severodvinsk)

Abstract. The article discusses the theoretical foundations of the principle of visibility, presents the classification of visual aids, defines their place in the process of teaching the Russian language in a modern school, and also proposes an algorithm for creating and using an individual visual aid. In the course of the study, the traditional form of one of the teaching means is presented in a new aspect.

Keywords: modern school, methods of teaching the Russian language, visibility, individual aid, teaching mean.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.