Научная статья на тему 'Наезд на пешехода в условиях ограниченной видимости'

Наезд на пешехода в условиях ограниченной видимости Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
947
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
видимость / дорога / водитель / риск / пешеход / торможение
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Сауткина Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Instances of assessment of driver"s retarted braking using the theory of risk have been presented. On the basis of expert examination, it has been shown the ways these techniques allow determining the responsibility of the participants of a traffic accident.

Текст научной работы на тему «Наезд на пешехода в условиях ограниченной видимости»

УДК 621.863.2

НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ

ВИДИМОСТИ

Е.Ю. Сауткина, студент, Саратовский государственный технический университет

Аннотация. Рассмотрены случаи оценки запаздывания торможения водителем, основанные на использовании теории риска Показано в виде экспертизы как определить ответственность участников дорожно-транспортного происшествия в конкретной дорожно-транспортной ситуации.

Ключевые слова: видимость, дорога, водитель, риск, пешеход, торможение.

Введение

ДТП (дорожно-транспортное происшествие) -событие, которое произошло в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждён груз, сооружения.

Экспертиза ДТП - комплексное научно-техническое исследование всех аспектов каждого происшествия в отдельности, проведённое лицами, имеющими специальные познания в науке, технике и в ремесле.

Стадии ДТП:

1. Опасная стадия, как правило, возникает на пути, предшествующему месту происшествия, а по времени - моменту происшествия. В этот период времени участники движения ещё имеют возможность предотвратить аварийную ситуацию путём принятия своевременных и правильных действий, другими словами, опасная дорожная ситуация позволяет определить вероятность возникновения ДТП, но участники движения могут предотвратить её. Вероятность возникновения ДТП устанавливают в зависимости от тех или иных дорожных условий, которые, по данным следственного осмотра и вида ДТП, могли способствовать развитию аварийной ситуации.

2. Аварийная стадия и обстановка возникают в тот момент времени, когда участники движения уже не располагают технической воз-

можностью предотвратить ДТП и последнее становится неизбежным.

3. Конечная стадия - положение транспортных средств, пострадавших, следов и вещественных доказательств, образующих конечную обстановку происшествия.

Как показывает практика экспертизы ДТП, около 40 % всех наездов на пешеходов происходят при ограниченной видимости дороги и придорожной обстановки.

Водители, как правило, применяют экстренное торможение не в момент возникновения опасной ситуации, а непосредственно после наезда. В этих условиях эксперту важно установить, своевременно или нет водитель принял необходимые меры безопасности и какой риск допустил водитель при наезде на пешехода в условиях ограниченной видимости и обзорности.

Анализ

Работа актуальна в данное время, когда становится необходимо выяснить степень вины водителя в ДТП, а также пешеходов.

Цель и постановка задачи

Установить, какой риск допустил водитель при наезде на пешехода в условиях ограниченной видимости.

Экспертиза ДТП

Рис. 1. Схема наезда на пешехода

Легковой автомобиль совершил наезд на пешехода без торможения. Автомобиль двигался со скоростью 60 км/ч (16,67 м/с). Пешеход пересекал дорогу слева направо на участке с ограниченной видимостью. Радиус выпуклой кривой составляет Я = 2500 м, а его отклонение оя = 786 м. До выхода на проезжую часть пешеход двигался вдоль границы проезжей части навстречу автомобилю, затем резко повернул и начал пересекать проезжую часть, равную 7,5 м.

Возраст пешехода 25 лет, пол - мужской, находился в трезвом состоянии. Водитель затормозил сразу же, после наезда на пешехода. Удар пешеходу был нанесён передней (лобовой) поверхностью автомобиля. Покрытие проезжей части - асфальтобетонное с поверхностной обработкой в сухом и чистом состоянии. Величина продольного уклона по направлению движения автомобиля 20% (1 = 0,02).

Последовательность исследования

1. Определяем путь, пройденный автомобилем до вершины выпуклой кривой, и его среднее квадратическое отклонение

З =72Ж,

где Я - средний радиус кривой в плане; к -высота глаза водителя, принимаем равной

1,2 м.

З =у/ 2 • 2500-1,2 = 77,46 к•оЯ

м,

1,2 • 786 1215

о, = I = 12,15 м,

,в л/2 • 2500 -1,2

2. Определяем расстояние от вершины выпуклой кривой до пешехода и его среднее квадратическое отклонение, а также скорость пешехода

=^2як,,

где кп - высота глаза пешехода, принимаем равной 1,8 м.

З =72• 2500-1,8 = 94,87 м,

=

кп ^Я

д/2 • Я • кп ’

1,8 • 786 18 22

о, = , = 18,22 м.

,п ^2 • 2500 •!,

Принимаем скорость пешехода по справочнику, ориентируясь на его пол и возрастную группу от 20 - 25 лет, равной \п = 1,2 м/с.

3. Определяем общее среднее квадратическое отклонение:

т.к. общее расстояние определяется как сумма За = £ + Зп = 122,49 м, тогда

к •оЯ

=

78 •Я•к ’

о =

л/2 • Я • ]

3 • 786 19 25

о, = . ----= 19,25 м.

л/8 • 2500 • 3

4. Определяем среднее квадратическое отклонение скорости автомобиля

°у а = 0,05 • V + °А

оу а = 0,05 16,67 + 0,5 = 1,33.

5. Определяем среднее квадратическое отклонение скорости пешехода

°п = 0,2 • V,

где оя - среднее квадратическое отклонение радиуса вертикальной кривой.

оп = 0,2 4,2 = 0,24

6. Определяем коэффициент сцепления

Ф = Ф20-РФ'(г;-20),

где

Ф20 = 0,8,

РФ = 0,0035.

Ф = 0,8 - 0,0035 • (60 - 20) = 0,66.

7. Рассчитываем коэффициент сопротивления качению

/ = /20 + Кг (V- 20),

К = 0,00035;

/20 = 0,02.

/ = 0,02 + 0,00035(60 - 20) = 0,81.

8. Определяем среднее квадратическое отклонение коэффициент сцепления

°ф =

10 ф (1 -Ф2)•

оФ =

10 • 0,66 •( - 0,662 )•

V + 5

60 + 5

602

= 0,067.

9. Определяем длину остановочного пути

2

К • V

Бост = va • tv +-^.

ост ар

2 • а

(

Г

1,6 +

V

х1,332 + Г

1,2 • 16,67

2

9,81 • (0,66 - 0,02 + 0,81)

1,2 46,67"

2 • 9,81 • (0,66 - 0,02 + 0,81)2

х0,0672 +16,672 • 0,172

= 3,52 м.

11. Определяем среднее квадратическое отклонение расстояния от места наезда до автомобиля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

•о2 +

va . vn ,

V

V п у

о Б =

94,87 ^1,332 +Г 16.67Т^19,252 1,2

Г 16,67 • 94,87 ^

1,22

1,2 •0,242

=125,26 м.

где а - замедление, принимаем равным 5,9 м/с; tp = 1,6 с; Кэ - коэффициент состояния тормозов, для легкового автомобиля принимаем равным 1,2.

= 16,67 • 1,6 + -!

1,2 • 16,672

ост ’ ’

2 • 5,9

= 49,39 м.

12. Устанавливаем риск, допущенный водителем

(

гв = 0,5 + Ф

Л

Ба - Бост

л/°

оБ + оБ

V V Ба Бост у

10. Определяем среднее квадратическое отклонение остановочного пути

гв = 0,5 + Ф

Г 122,47 - 49,39 ^ д/389,922 + 3,522

= 0,5753454.

13. Устанавливаем риск, допущенный пешеходом

Гп = 1 - Гв,

гп = 1 - 0,5753454 = 0,4246546.

Вывод

В ходе проведённых расчетов было установлено, что в случившемся ДТП вина водителя

о =

ост

в 1,4 раза превышает вину пешехода. Опасность возникновения ДТП, допущенная водителем, значительно превышает область допустимого риска. Водитель обязан приступить к экстренному торможению в начальный момент опасной ситуации, а не после того, как проехал дистанцию. Даже в этом случае опасность наезда на пешехода имела место в связи с тем, что пешеход допустил большую величину риска. Водитель осуществлял движение с предельно-допустимой скоростью в городских условиях. По соотношению рисков пешеход тоже является ответственным за возникновение ДТП.

Литература

1. Столяров В.В. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий на основе теории риска: Учебное пособие. - Саратов, 1996. - 176 с.

Рецензент: В.К. Жданюк, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 24 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.