УДК 621.863.2
НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ
ВИДИМОСТИ
Е.Ю. Сауткина, студент, Саратовский государственный технический университет
Аннотация. Рассмотрены случаи оценки запаздывания торможения водителем, основанные на использовании теории риска Показано в виде экспертизы как определить ответственность участников дорожно-транспортного происшествия в конкретной дорожно-транспортной ситуации.
Ключевые слова: видимость, дорога, водитель, риск, пешеход, торможение.
Введение
ДТП (дорожно-транспортное происшествие) -событие, которое произошло в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждён груз, сооружения.
Экспертиза ДТП - комплексное научно-техническое исследование всех аспектов каждого происшествия в отдельности, проведённое лицами, имеющими специальные познания в науке, технике и в ремесле.
Стадии ДТП:
1. Опасная стадия, как правило, возникает на пути, предшествующему месту происшествия, а по времени - моменту происшествия. В этот период времени участники движения ещё имеют возможность предотвратить аварийную ситуацию путём принятия своевременных и правильных действий, другими словами, опасная дорожная ситуация позволяет определить вероятность возникновения ДТП, но участники движения могут предотвратить её. Вероятность возникновения ДТП устанавливают в зависимости от тех или иных дорожных условий, которые, по данным следственного осмотра и вида ДТП, могли способствовать развитию аварийной ситуации.
2. Аварийная стадия и обстановка возникают в тот момент времени, когда участники движения уже не располагают технической воз-
можностью предотвратить ДТП и последнее становится неизбежным.
3. Конечная стадия - положение транспортных средств, пострадавших, следов и вещественных доказательств, образующих конечную обстановку происшествия.
Как показывает практика экспертизы ДТП, около 40 % всех наездов на пешеходов происходят при ограниченной видимости дороги и придорожной обстановки.
Водители, как правило, применяют экстренное торможение не в момент возникновения опасной ситуации, а непосредственно после наезда. В этих условиях эксперту важно установить, своевременно или нет водитель принял необходимые меры безопасности и какой риск допустил водитель при наезде на пешехода в условиях ограниченной видимости и обзорности.
Анализ
Работа актуальна в данное время, когда становится необходимо выяснить степень вины водителя в ДТП, а также пешеходов.
Цель и постановка задачи
Установить, какой риск допустил водитель при наезде на пешехода в условиях ограниченной видимости.
Экспертиза ДТП
Рис. 1. Схема наезда на пешехода
Легковой автомобиль совершил наезд на пешехода без торможения. Автомобиль двигался со скоростью 60 км/ч (16,67 м/с). Пешеход пересекал дорогу слева направо на участке с ограниченной видимостью. Радиус выпуклой кривой составляет Я = 2500 м, а его отклонение оя = 786 м. До выхода на проезжую часть пешеход двигался вдоль границы проезжей части навстречу автомобилю, затем резко повернул и начал пересекать проезжую часть, равную 7,5 м.
Возраст пешехода 25 лет, пол - мужской, находился в трезвом состоянии. Водитель затормозил сразу же, после наезда на пешехода. Удар пешеходу был нанесён передней (лобовой) поверхностью автомобиля. Покрытие проезжей части - асфальтобетонное с поверхностной обработкой в сухом и чистом состоянии. Величина продольного уклона по направлению движения автомобиля 20% (1 = 0,02).
Последовательность исследования
1. Определяем путь, пройденный автомобилем до вершины выпуклой кривой, и его среднее квадратическое отклонение
З =72Ж,
где Я - средний радиус кривой в плане; к -высота глаза водителя, принимаем равной
1,2 м.
З =у/ 2 • 2500-1,2 = 77,46 к•оЯ
м,
1,2 • 786 1215
о, = I = 12,15 м,
,в л/2 • 2500 -1,2
2. Определяем расстояние от вершины выпуклой кривой до пешехода и его среднее квадратическое отклонение, а также скорость пешехода
=^2як,,
где кп - высота глаза пешехода, принимаем равной 1,8 м.
З =72• 2500-1,8 = 94,87 м,
=
кп ^Я
д/2 • Я • кп ’
1,8 • 786 18 22
о, = , = 18,22 м.
,п ^2 • 2500 •!,
Принимаем скорость пешехода по справочнику, ориентируясь на его пол и возрастную группу от 20 - 25 лет, равной \п = 1,2 м/с.
3. Определяем общее среднее квадратическое отклонение:
т.к. общее расстояние определяется как сумма За = £ + Зп = 122,49 м, тогда
к •оЯ
=
78 •Я•к ’
о =
л/2 • Я • ]
3 • 786 19 25
о, = . ----= 19,25 м.
л/8 • 2500 • 3
4. Определяем среднее квадратическое отклонение скорости автомобиля
°у а = 0,05 • V + °А
оу а = 0,05 16,67 + 0,5 = 1,33.
5. Определяем среднее квадратическое отклонение скорости пешехода
°п = 0,2 • V,
где оя - среднее квадратическое отклонение радиуса вертикальной кривой.
оп = 0,2 4,2 = 0,24
6. Определяем коэффициент сцепления
Ф = Ф20-РФ'(г;-20),
где
Ф20 = 0,8,
РФ = 0,0035.
Ф = 0,8 - 0,0035 • (60 - 20) = 0,66.
7. Рассчитываем коэффициент сопротивления качению
/ = /20 + Кг (V- 20),
К = 0,00035;
/20 = 0,02.
/ = 0,02 + 0,00035(60 - 20) = 0,81.
8. Определяем среднее квадратическое отклонение коэффициент сцепления
°ф =
10 ф (1 -Ф2)•
оФ =
10 • 0,66 •( - 0,662 )•
V + 5
60 + 5
602
= 0,067.
9. Определяем длину остановочного пути
2
К • V
Бост = va • tv +-^.
ост ар
2 • а
(
Г
1,6 +
V
х1,332 + Г
1,2 • 16,67
2
9,81 • (0,66 - 0,02 + 0,81)
1,2 46,67"
2 • 9,81 • (0,66 - 0,02 + 0,81)2
х0,0672 +16,672 • 0,172
= 3,52 м.
11. Определяем среднее квадратическое отклонение расстояния от места наезда до автомобиля
2
•о2 +
va . vn ,
V
V п у
о Б =
94,87 ^1,332 +Г 16.67Т^19,252 1,2
Г 16,67 • 94,87 ^
1,22
1,2 •0,242
=125,26 м.
где а - замедление, принимаем равным 5,9 м/с; tp = 1,6 с; Кэ - коэффициент состояния тормозов, для легкового автомобиля принимаем равным 1,2.
= 16,67 • 1,6 + -!
1,2 • 16,672
ост ’ ’
2 • 5,9
= 49,39 м.
12. Устанавливаем риск, допущенный водителем
(
гв = 0,5 + Ф
Л
Ба - Бост
л/°
оБ + оБ
V V Ба Бост у
10. Определяем среднее квадратическое отклонение остановочного пути
гв = 0,5 + Ф
Г 122,47 - 49,39 ^ д/389,922 + 3,522
= 0,5753454.
13. Устанавливаем риск, допущенный пешеходом
Гп = 1 - Гв,
гп = 1 - 0,5753454 = 0,4246546.
Вывод
В ходе проведённых расчетов было установлено, что в случившемся ДТП вина водителя
о =
ост
в 1,4 раза превышает вину пешехода. Опасность возникновения ДТП, допущенная водителем, значительно превышает область допустимого риска. Водитель обязан приступить к экстренному торможению в начальный момент опасной ситуации, а не после того, как проехал дистанцию. Даже в этом случае опасность наезда на пешехода имела место в связи с тем, что пешеход допустил большую величину риска. Водитель осуществлял движение с предельно-допустимой скоростью в городских условиях. По соотношению рисков пешеход тоже является ответственным за возникновение ДТП.
Литература
1. Столяров В.В. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий на основе теории риска: Учебное пособие. - Саратов, 1996. - 176 с.
Рецензент: В.К. Жданюк, профессор, д.т.н., ХНАДУ.
Статья поступила в редакцию 24 апреля 2009 г.