Научная статья на тему 'НАДЗОР ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ОТНОШЕНИЙ'

НАДЗОР ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ПРОКУРОР / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ НАДЗОР / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЦИФРОВАЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА / ЦИФРОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СРЕДА ДОВЕРИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Таболина К. А., Таболин В. П.

Статья посвящена цифровой трансформации органов прокуратуры России и переходу к высокотехнологичному надзору прокурора в условиях развития цифровых отношений, что приведет к повышению эффективности деятельности прокуроров по обеспечению законности производства органов предварительного следствия и дознания. Полученные авторами результаты исследования отражают современные тенденции развития цифровых отношений, подтверждают необходимость цифровой трансформации органов прокуратуры и определяют ее вектор, направленный на переход работы с бумажных носителей к единой межведомственной цифровой онлайн-платформе. Будущая оптимизация деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве связана с широким использованием цифровых технологий, что требует глубокой проработки вопросов возможности применения конкретных технологических решений и их безопасности. В целом совершенствование надзора прокурора невозможно без его интеграции с информационными технологиями. В обратном случае игнорирование технологического прогресса и неиспользование современных цифровых достижений в уголовном процессе чревато его стагнацией и архаичностью, что недопустимо для права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Таболина К. А., Таболин В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC PROSECUTOR’S SUPERVISION IN CRIMINAL PROCEEDINGS IN THE CONTEXT OF DIGITAL RELATIONS DEVELOPMENT

The paper is devoted to the digital transformation in the Russian prosecution authorities and the transition to high-tech supervision of the prosecutor amid the development of digital relations, which will lead to an increase in the prosecutors’ efficiency in ensuring the legality of the proceedings of the preliminary investigation and inquiry bodies. The results of the study reflect current trends in the development of digital relations, confirm the need for digital transformation of the prosecutor’s office and determine its vector, aimed at the transition of work from paper to a single interdepartmental digital online platform. The future optimization of the activities of the prosecutor in criminal proceedings is associated with the widespread use of digital technologies, which requires a comprehensive study of the issues of the possibility of using specific technological solutions and their security. In general, the improvement of the prosecutor’s supervision is impossible without its integration with information technologies. Otherwise, ignoring technological progress and not using modern digital achievements in the criminal process is fraught with its stagnation and archaism, which is unacceptable for law.

Текст научной работы на тему «НАДЗОР ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ОТНОШЕНИЙ»

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

001: 10.17803/1994-1471.2023.149.4.115-123

К. А. Таболина*, В. П.Таболин**

Надзор прокурора в уголовном судопроизводстве в условиях развития цифровых отношений

Аннотация. Статья посвящена цифровой трансформации органов прокуратуры России и переходу к высокотехнологичному надзору прокурора в условиях развития цифровых отношений, что приведет к повышению эффективности деятельности прокуроров по обеспечению законности производства органов предварительного следствия и дознания. Полученные авторами результаты исследования отражают современные тенденции развития цифровых отношений, подтверждают необходимость цифровой трансформации органов прокуратуры и определяют ее вектор, направленный на переход работы с бумажных носителей к единой межведомственной цифровой онлайн-платформе. Будущая оптимизация деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве связана с широким использованием цифровых технологий, что требует глубокой проработки вопросов возможности применения конкретных технологических решений и их безопасности. В целом совершенствование надзора прокурора невозможно без его интеграции с информационными технологиями. В обратном случае игнорирование технологического прогресса и неиспользование современных цифровых достижений в уголовном процессе чревато его стагнацией и архаичностью, что недопустимо для права.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство; прокурор; прокурорский надзор; цифровая трансформация прокуратуры; высокотехнологичный надзор; цифровые технологии; цифровая инфраструктура; цифровая онлайн-платформа; цифровые отношения; среда доверия.

Для цитирования: Таболина К. А., Таболин В. П. Надзор прокурора в уголовном судопроизводстве в условиях развития цифровых отношений // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — Т. 18. — № 4. — С. 115-123. — DOI: 10.17803/1994-1471.2023.149.4.115-123.

© Таболина К. А., Таболин В. П., 2023

* Таболина Ксения Андреевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 kysi-kyss@yandex.ru

** Таболин Владислав Петрович, заместитель руководителя департамента по безопасности данных ООО «Яндекс.Технологии»

ул. Льва Толстого, д. 16, г. Москва, Россия, 119021 tabolin@yandex.ru

Public Prosecutor's Supervision in Criminal Proceedings in the context of Digital Relations Development

Kseniya A. Tabolina, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Criminal Procedure Law,

Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993

kysi-kyss@yandex.ru

Vladislav P. Tabolin, Deputy Head of Data Security Department, Yandex.Technologies LLC

ul. Lva Tolstogo, d. 16, Moscow, Russia, 119021

tabolin@yandex.ru

Abstract. The paper is devoted to the digital transformation in the Russian prosecution authorities and the transition to high-tech supervision of the prosecutor amid the development of digital relations, which will lead to an increase in the prosecutors' efficiency in ensuring the legality of the proceedings of the preliminary investigation and inquiry bodies. The results of the study reflect current trends in the development of digital relations, confirm the need for digital transformation of the prosecutor's office and determine its vector, aimed at the transition of work from paper to a single interdepartmental digital online platform. The future optimization of the activities of the prosecutor in criminal proceedings is associated with the widespread use of digital technologies, which requires a comprehensive study of the issues of the possibility of using specific technological solutions and their security. In general, the improvement of the prosecutor's supervision is impossible without its integration with information technologies. Otherwise, ignoring technological progress and not using modern digital achievements in the criminal process is fraught with its stagnation and archaism, which is unacceptable for law. Keywords: criminal proceedings; prosecutor; prosecutor supervision; digital transformation of the prosecutor's office; high-tech supervision; digital technologies; digital infrastructure; digital online platform; digital relationships; environment of trust.

Cite as: Tabolina KA, Tabolin VP. Nadzor prokurora v ugolovnom sudoproizvodstve v usloviyakh razvitiya tsifrovykh otnosheniy [Public Prosecutor's Supervision in Criminal Proceedings in the context of Digital Relations Development]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2023;18(4):115-123. DOI: 10.17803/1994-1471.2023.149.4.115-123. (In Russ., abstract in Eng.).

Развитие цифровых отношений является неотъемлемым атрибутом современного государства и затрагивает большинство сфер деятельности. В России цифровые технологии всё глубже проникают в право, уголовное судопроизводство не является исключением. За последние годы в УПК РФ были внесены различные нормы, регулирующие вопросы, связанные с цифровизацией. Это особенности изъятия электронных носителей информации и копирования с них информации при производстве следственных действий, участие в судебном заседании посредством систем видео-конференц-связи, протоколирование с использованием средств аудиозаписи, использование в уголовном судопроизводстве электронных документов и блан-

ков процессуальных документов. Развитие цифровых отношений предполагает также цифровую трансформацию государственных органов, среди которых и прокуратура. Цифровая трансформация органов прокуратуры России должна привести к повышению эффективности деятельности прокуроров по обеспечению законности производства органов следствия и дознания.

Вместе с тем влияние цифровых технологий на право является актуальной проблемой юридической науки, которая исследуется широким кругом ученых. Использование цифровых технологий в уголовном судопроизводстве рассматривается с разных позиций. В одних работах применение цифровых технологий исследуется с точки зрения их эффективности при обеспе-

чении доступа к правосудию1. Другие исследования посвящены трансформации уголовного судопроизводства в условиях цифровизации2. Особый научный интерес вызывают исследования, связанные с вопросами применения цифровых технологий на отдельных этапах уголовного процесса3, возможности перехода к работе с единым электронным делом4. Однако пути оптимизации надзора прокурора в свете цифровых технологий до сих пор остаются дискуссионными и требуют исследования.

Современные технологии предоставляют возможность интерактивного общения в режиме онлайн, позволяют анализировать большой объем информации в рекордно короткие сроки. Следует отметить, что научное исследование вопросов применения цифровых технологий в праве, в том числе в уголовном процессе, вопросов цифровой трансформации деятельности участников уголовного судопроизводства требует междисциплинарного подхода. Именно междисциплинарное исследование может позволить понять право в условиях развития цифровых отношений, в данном случае междисциплинарное исследование на стыке наук: уголовно-процессуальной и информационной. Вместе с тем для сохранения пределов научной специальности результаты, полученные в ходе настоящего исследования, будут приниматься с позиции уголовно-процессуальной науки.

В целях совершенствования информационного обеспечения органов прокуратуры России

Генеральным прокурором Российской Федерации была утверждена Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года (далее — Концепция)5. Концепция предполагает разработку новых автоматизированных информационных систем и баз данных, обновление имеющихся, а также их интеграцию.

Цифровая трансформация прокуратуры осуществляется в рамках политики государства по развитию цифровой экономики. Реализация Концепции направлена на оптимизацию деятельности прокуроров и преимущественное использование цифровых данных, развитие цифровой инфраструктуры и формирование среды электронного взаимодействия.

Концепция предусматривает развитие цифровой экосистемы органов прокуратуры, которая позволит населению получать качественные и достоверные сведения о работе государственных органов, а также необходимые государственные услуги.

Цифровая трансформация органов прокуратуры нацелена на повышение эффективности деятельности прокуроров, в том числе на создание условий для оперативного осуществления надзорных функций с учетом перехода к цифровой экономике и необходимости совершенствования взаимодействия прокуратуры с иными субъектами.

Достижение указанной цели возможно путем решения задач в сферах высокотехнологичного

1 Концепция построения уголовного судопроизводства, обеспечивающего доступ к правосудию в условиях развития цифровых технологий (ГАС «Доступ к правосудию») : монография / отв. ред. Л. Н. Масленникова. М. : Норма, Инфра-М, 2022.

2 Уголовное судопроизводство: трансформация теоретических представлений и регулирования в условиях цифровизации : монография / отв. ред. Л. А. Воскобитова, В. И. Пржиленский. М. : Норма, Инфра-М, 2022.

3 Собенин А. А. Актуальные вопросы регистрации заявлений и сообщений о преступлениях в условиях развития цифровых технологий // Вестник Воронежского государственного университета. 2019. № 4 (39). С. 266-273.

4 Вилкова Т. Ю., Масленникова Л. Н. Законность и унификация в уголовном судопроизводстве: от бланков процессуальных документов — к электронному уголовному делу // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. Вып. 46. С. 728-751 ; Шереметьев И. И. Электронное уголовное дело: что это такое и пути его создания // Lex russica. 2020. Т. 73. № 10 (167). С. 81-90.

5 Приказ Генерального прокурора РФ от 14.09.2017 № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» (вместе с «Концепцией цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года») // Законность. 2017. № 12.

надзора, цифровой инфраструктуры и среды доверия.

Цифровая трансформация органов прокуратуры преследует цель повышения эффективности деятельности прокуроров. В уголовном процессе России прокурор осуществляет от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. На современном этапе деятельность прокуроров по осуществлению надзора в уголовном судопроизводстве можно считать в определенной степени эффективной.

Согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры РФ6, в 2021 г. прокурорами было выявлено 5 172 609 нарушений законов в досудебном производстве, из них 3 464 543 нарушения — при возбуждении уголовных дел, а 1 708 066 нарушений — при расследовании уголовных дел. При этом постепенно возрастает количество выявляемых прокурорами нарушений законов, допущенных органами следствия и дознания. Так, за предыдущие 11 лет (с 2011 г.) количество выявленных прокурорами нарушений возросло с 4 148 277 на 1 024 332 (+ 24,7 %), то есть на четверть.

При этом прокурорам не всегда достаточно полномочий, чтобы устранить выявленное нарушение закона.

В настоящее время прокурору недостаточно полномочий для осуществления надзора в стадии возбуждения уголовного дела. В случае выявления незаконного или необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела прокурор уполномочен отменить такое решение, но даже при наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела в данной ситуации он не вправе возбудить уголовное дело, то есть не вправе устранить выявленное нарушение. Прокурор уполномочен только направить материал проверки в орган следствия для произ-

водства дополнительной проверки или в орган дознания со своими указаниями.

Особенностью надзора прокурора за расследованием уголовных дел органами дознания и органами предварительного следствия является дифференциация надзора в зависимости от субъекта производства. По надзору за производством предварительного следствия объем полномочий прокурора существенно меньше, чем за производством дознания, хотя для дознания характерна менее сложная категория дел. Прокурор не вправе отменять все незаконные или необоснованные решения следователя, не уполномочен давать следователю указания о направлении расследования, не вправе отстранять следователя от дальнейшего расследования, если им допущено нарушение закона, и др. Однако прокурор уполномочен на всё это при производстве дознания. В результате прокурорам недостаточно полномочий для осуществления надзора за исполнением законов следственными органами. Оснований для различения полномочий прокурора в зависимости от формы расследования нет: надзор за исполнением законов должен быть един и для следователей, и для дознавателей.

Таким образом, оптимизация деятельности прокуроров во многом зависит от наделения их полномочиями, которые позволяли бы не только выявлять, но и эффективно устранять нарушения закона. Но даже при имеющемся объеме полномочий цифровая трансформация органов прокуратуры предоставит прокурорам новые возможности при осуществлении надзора в уголовном судопроизводстве и повысит эффективность их деятельности.

Реализация Концепции цифровой трансформации прокуратуры приведет к высокотехнологичному надзору прокурора. Высокотехнологичный надзор предусматривает формирование единой безопасной цифровой платформы для электронного взаимодействия органов прокура-

6 Основные результаты работы по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина за январь — декабрь 2011-2012 гг. ; Основные результаты прокурорской деятельности за январь — декабрь 2013 г., 2014 г., 2015 г., 2016 г., 2017 г., 2018 г., 2019 г., 2020 г., 2021 г. // Единый портал Генеральной прокуратуры РФ. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result (дата обращения: 16.10.2022).

туры между собой и с внешними субъектами, а также внедрение в работу современных технологий.

Высокотехнологичный надзор тесно связан с развитием цифровой инфраструктуры, которая должна обеспечить новое качество электронного взаимодействия прокуратуры с государственными органами и населением путем создания безопасной высокотехнологичной цифровой среды.

Основной задачей развития цифровой инфраструктуры должна стать комплексная оптимизация внутренней и межведомственной деятельности прокуратуры. Предполагается создание единой межведомственной цифровой онлайн-платформы взаимодействия прокуроров, руководителей государственных органов, следователей, дознавателей для работы с единым электронным делом.

Работа с единой межведомственной цифровой онлайн-платформой имеет множество преимуществ. Ее внедрение позволит использовать в уголовном процессе недоступные ранее средства анализа материалов, хорошо зарекомендовавшие себя в других отраслях.

Создание единой межведомственной цифровой онлайн-платформы предоставит прокурорам возможность в режиме реального времени осуществлять надзор в уголовном судопроизводстве.

В ходе разработки платформы необходимо предусмотреть возможность проверки прокурорами законности и обоснованности процессуальных решений в онлайн-режиме. Тогда прокуроры будут получать процессуальные решения незамедлительно после их вынесения, больше не потребуется запрашивать для ознакомления обосновывающие решение материалы в органах расследования. Это решит практическую проблему длительных переписок прокуроров и должностных лиц органов расследования, когда материалы параллельно проверяются в порядке процессуального (ведомственного) контроля. Эксплуатация единого электронного дела не допустит подобных трудностей и обеспечит непрерывный прокурорский надзор.

Единое электронное дело не позволит утратить уголовное дело или его материалы, в связи

с чем отпадет необходимость в институте восстановления уголовных дел.

Интерес представляет перспектива передачи в электронном виде материалов уголовных дел (материалов проверки). Прокуроры смогут путем нажатия кнопки передавать уголовные дела или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Это сэкономит человеческие ресурсы и сократит бумажную работу.

По завершении расследования дело с обвинительным заключением (обвинительным актом или обвинительным постановлением) будет поступать прокурору в режиме онлайн, что исключит необходимость физически доставлять многотомные и объемные материалы. При возвращении прокурором уголовного дела следователю (дознавателю) для пересоставления обвинительного заключения (обвинительного акта, обвинительного постановления) не потребуется перепечатывать его на бумаге, все изменения будут внесены в электронной форме.

При направлении прокурором уголовного дела в суд копия утвержденного обвинительного заключения, обвинительного акта, обвинительного постановления будет вручаться обвиняемому, защитнику и потерпевшему в цифровом виде.

В целом эксплуатация единого электронного дела должна позволить отойти от бумажного производства и перейти к юридически значимому электронному документообороту.

Единая цифровая онлайн-платформа должна выступить пространством для оперативного взаимодействия прокуратуры, органов расследования и суда в процедурах судебного контроля.

Работа с такой онлайн-платформой должна обеспечивать возможность отслеживания всех решений с момента регистрации сообщения о преступлении в стадии возбуждения уголовного дела до постановления приговора в суде первой инстанции, что позволит отслеживать движение дела при переходе из одной стадии в другую. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность мониторинга движения дела и принятия решений в случае обжалования приговора в вышестоящих судах.

Эксплуатация единой межведомственной онлайн-платформы должна привести к функционированию системы учета информации, исключающей повторные учеты между ведомствами.

Посредством указанной цифровой онлайн-платформы граждане смогут направлять в правоохранительные органы сообщения о преступлении. Такой способ обращения искоренит практику незаконных отказов в приеме и регистрации заявлений о преступлении.

Кроме того, участвующие в уголовном судопроизводстве лица должны иметь возможность направить жалобу в порядке ст. 124 УПК РФ с использованием цифровой онлайн-платформы.

Результаты рассмотрения обращений будут незамедлительно сообщаться заявителям в автоматическом режиме.

Эксплуатация единой межведомственной цифровой онлайн-платформы сократит время технической обработки и прохождения до исполнителя обращений, что особо ценно при небольшом сроке разрешения обращения, например: трое суток в случае рассмотрения жалоб на действия и решения органов расследования.

В целом внедрение такой онлайн-платфор-мы повысит доверие населения к деятельности государственных органов и сформирует среду доверия. Особую роль сыграет возможность поддержания связи с гражданами в режиме реального времени вне зависимости от их местонахождения.

Необходимо отметить, что в настоящее время стала доступной подача обращений в органы прокуратуры Российской Федерации через портал «Госуслуги»7, однако предоставление такой услуги не может компенсировать предполагаемые возможности единой межведомственной цифровой онлайн-платформы, а использование данной услуги гражданами подтверждает необходимость дальнейшего совершенствования электронного взаимодействия.

Как и у любой системы, при разработке единой межведомственной цифровой онлайн-платформы необходимо будет предусмотреть

особенности, связанные с работой онлайн-платформ.

Важнейшей задачей станет создание надежной схемы аутентификации пользователей. Она необходима для исключения фактов махинаций, подлогов при эксплуатации онлайн-платформы.

Одним из направлений работы может быть использование двухфакторной аутентификации. В таком случае ввод логина и пароля при входе в систему, а также при совершении существенных действий (в частности, загрузка, верификация документов) должен подтверждаться дополнительным способом, например посредством СМС, пуш-уведомления, при помощи специального приложения на мобильном телефоне или сертификата на переносном устройстве (флеш-накопителе). Однако нужно дополнительно исследовать данный вопрос, поскольку каждый из названных способов имеет разную степень надежности в зависимости от ситуации. Так, использование сертификата на переносном устройстве (флеш-накопителе) позволяет практически полностью исключить мошенничество удаленными способами, но подвержено локальным правонарушениям, когда случайно оставленный в компьютере ключ предоставляет возможность для противоправных действий постороннего лица в момент отсутствия его владельца. При этом современный человек старается носить при себе свой мобильный телефон, соответственно, аутентификация посредством его использования удобна и защищает от локальных правонарушений. Однако СМС может быть удаленно перехвачено, что также не гарантирует абсолютную безопасность при аутентификации. Необходимо также исследовать вопрос использования биометрических данных в качестве дополнительных факторов аутентификации.

Другой важной задачей станет защита от спа-ма и фрода в различных компонентах онлайн-платформы (загрузка недостоверной информации, спам-атаки и действия, направленные на выведение системы из строя).

7 URL: https://www.gosuslugi.ru/352356/1 (дата обращения: 16.10.2022).

8 Tabolina K., Tabolin V. Prosecutor's Supervision in Criminal Proceedings in the Context of the Leading Development of Digital Relations // Proceedings from ICSEAL-6-2019: The 6th International Conference of

Возможно использование технологии блок-чейн для предотвращения недобросовестных действий со стороны лиц, допущенных к этой системе.

Разработка единой межведомственной цифровой онлайн-платформы станет высокотехнологичным решением не только с точки зрения безопасности информации, но и с позиции функциональных возможностей.

В настоящее время широко применяется во многих отраслях машинное обучение. Например, семантические нейронные сети используются для проверки текстов на плагиат, смысловой оценки и оценки эмоциональной окраски текста, поиска похожих текстов; компьютерное зрение применяется для распознавания объектов и текстов на изображениях, поиска изображений с похожими объектами или заданными характеристиками.

Эти технологии уже сейчас локально могут использоваться в работе отдельными ведомствами, но их поддержка в рамках единой системы позволит существенно расширить сферу их применения, предоставит ряд преимуществ, как экономических (более выгодно использовать единую систему всеми ведомствами, нежели каждому ведомству реализовывать свою собственную), так и технологических.

Среди технологических преимуществ — возможность сочетания большего количества технологий. В рамках единой системы значительно увеличивается полнота покрытия материалов, доступных для использования данными технологиями. В частности, можно отслеживать изображение одного человека на территории всего государства в материалах дел разных субъектов.

Увеличивается простота использования данных технологий, когда сложные алгоритмически и машинно-обучаемые решения могут быть использованы всего лишь нажатием нескольких кнопок.

В рамках деятельности прокуроров система сможет предоставить следующие функциональные возможности:

— во-первых, упрощенное использование возможностей глобального поиска похожих

материалов (как текстовой информации, так и графических и видеоизображений). Прокуроры смогут подбирать аналогичные решения по заданным параметрам, сходные материалы проверок сообщений о преступлении и материалы уголовных дел;

— во-вторых, система в автоматическом режиме может анализировать поступающие материалы в рамках одного уголовного дела и акцентировать внимание прокурора на каких-либо отклонениях от нормы.

Это позволит значительно сократить время реакции прокурора, повысит качество его надзорной деятельности.

На глобальном уровне использование методов кластерного анализа даст возможность оптимизировать работу конкретного ведомства и правоохранительных органов в целом, обеспечив поиск однотипных материалов и обобщение, выявление тенденций на территории государства или его субъектов, поиск отклонений от нормы, обобщение статистики. Кластеризация может также использоваться для мониторинга эффективности деятельности следователей, дознавателей и самих прокуроров, выявляя узкие места и неочевидные особенности.

Вместе с тем при эксплуатации единой межведомственной цифровой онлайн-платформы остро встанет вопрос разграничения компетенции, а именно конфликт общего доступа. Необходимо будет продумать проблему разграничения как внутриведомственного, так и межведомственного доступа в случае работы с одними и теми же материалами разными должностными лицами.

Вышеописанные идеи позволят перейти к высокотехнологичному надзору прокурора в уголовном судопроизводстве.

Итак, стремительное развитие цифровых отношений неизбежно влечет за собой цифровую трансформацию государственных органов, в том числе органов прокуратуры. Это предполагает переход к высокотехнологичному надзору прокурора, который будет осуществляться посредством работы с единой межведомственной ци-

Social, economic, and academic leaders. Part of series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Atlantis Press, 2020. P. 376-381. URL: https://doi.org/10.2991/assehnk.200526.055.

фровой онлайн-платформой. Такое цифровое взаимодействие прокуратуры, государственных органов, организаций, граждан через единую безопасную цифровую онлайн-платформу позволит достигнуть более высокого качества производства по уголовным делам.

Единая межведомственная цифровая он-лайн-платформа необходима для работы с единым электронным делом. В условиях, обеспечивающих безопасность эксплуатации данной онлайн-платформы, единое электронное дело создаст возможность оперативного выполнения прокурорами надзорной функции, а также мгновенное взаимодействие прокуроров, следователей, дознавателей, судей, государственных органов и граждан. Практически невозможной станет утрата уголовного дела или его материалов, будет введена единая система межведомственных учетов. Важнейшим достоинством работы данной онлайн-платформы станет воз-

можность поддержания связи с гражданами в режиме реального времени вне зависимости от их местонахождения.

Цифровизация позволит использовать в уголовном процессе достижения информационной науки, которые хорошо себя зарекомендовали и могут использоваться для анализа материалов. Например, применение машинного обучения, такого как семантические нейронные сети, компьютерное зрение, кластеризация данных, может использоваться в рамках одного производства для мониторинга нарушений закона, а глобально — для поиска похожих материалов и обобщения, выявления тенденций на территории государства или его субъектов, поиска отклонений от нормы, обобщения статистики8. В обратном случае игнорирование технологического прогресса и неиспользование современных цифровых достижений в уголовном процессе чревато его стагнацией и архаичностью, что недопустимо для права.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Вилкова Т. Ю., Масленникова Л. Н. Законность и унификация в уголовном судопроизводстве: от бланков процессуальных документов — к электронному уголовному делу // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. — Вып. 46. — С. 728-751.

2. Концепция построения уголовного судопроизводства, обеспечивающего доступ к правосудию в условиях развития цифровых технологий (ГАС «Доступ к правосудию») : монография / отв. ред. Л. Н. Масленникова. — М. : Норма, Инфра-М, 2022. — 664 с.

3. Собенин А. А. Актуальные вопросы регистрации заявлений и сообщений о преступлениях в условиях развития цифровых технологий // Вестник Воронежского государственного университета. — 2019. — № 4 (39). — С. 266-273.

4. Уголовное судопроизводство: трансформация теоретических представлений и регулирования в условиях цифровизации : монография / отв. ред. Л. А. Воскобитова, В. И. Пржиленский. — М. : Норма, Инфра-М, 2022. — 288 с.

5. Шереметьев И. И. Электронное уголовное дело: что это такое и пути его создания // Lex russica. — 2020. — Т. 73. — № 10 (167). — С. 81-90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Tabolina K., Tabolin V. Prosecutor's Supervision in Criminal Proceedings in the Context of the Leading Development of Digital Relations // Proceedings from ICSEAL-6-2019: The 6th International Conference of Social, economic, and academic leaders. Part of series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Atlantis Press, 2020. — P. 376-381. — URL: https://doi.org/10.2991/assehnk.200526.055.

Материал поступил в редакцию 18 октября 2022 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Vilkova T. Yu., Maslennikova L. N. Zakonnost i unifikatsiya v ugolovnom sudoproizvodstve: ot blankov protsessualnykh dokumentov — k elektronnomu ugolovnomu delu // Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki. 2019. — Vyp. 46. — S. 728-751.

2. Kontseptsiya postroeniya ugolovnogo sudoproizvodstva, obespechivayushchego dostup k pravosudiyu v usloviyakh razvitiya tsifrovykh tekhnologiy (GAS «Dostup k pravosudiyu»): monografiya / otv. red. L. N. Maslennikova. — M.: Norma, Infra-M, 2022. — 664 s.

3. Sobenin A. A. Aktualnye voprosy registratsii zayavleniy i soobshcheniy o prestupleniyakh v usloviyakh razvitiya tsifrovykh tekhnologiy // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2019. — № 4 (39). — S. 266-273.

4. Ugolovnoe sudoproizvodstvo: transformatsiya teoreticheskikh predstavleniy i regulirovaniya v usloviyakh tsifrovizatsii: monografiya / otv. red. L. A. Voskobitova, V. I. Przhilenskiy. — M.: Norma, Infra-M, 2022. — 288 s.

5. Sheremetev I. I. Elektronnoe ugolovnoe delo: chto eto takoe i puti ego sozdaniya // Lex russica. — 2020. — T. 73. — № 10 (167). — S. 81-90.

6. Tabolina K., Tabolin V. Prosecutor's Supervision in Criminal Proceedings in the Context of the Leading Development of Digital Relations // Proceedings from ICSEAL-6-2019: The 6th International Conference of Social, economic, and academic leaders. Part of series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Atlantis Press, 2020. — P. 376-381. — URL: https://doi.org/10.2991/assehnk.200526.055.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.