Научная статья на тему 'Надзор и принуждение: аманатские избы в Сибири xvii в'

Надзор и принуждение: аманатские избы в Сибири xvii в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
579
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСТРОГ / АМАНАТ / СИБИРЬ / XVII ВЕК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Березиков Николай Александрович

Проанализированы сведения из письменных источников об аманатских избах в сибирских острогах XVII в. Показана их роль в качестве построек, при помощи которых осуществлялся надзор за пленниками (аманатами) и принуждение к ограничению их передвижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Surveillance and Duress: Prisons in Siberia in the XVIIth Century

The article deals with the data from written sources about prisons in Siberian stockaded towns of the XVIIth century. The author shows their role as buildings for surveillance over prisoners (so called amanat)s and their movement restriction.

Текст научной работы на тему «Надзор и принуждение: аманатские избы в Сибири xvii в»

ным населением Сибири. XVII — начало XVIII века. К постановке вопроса // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. — Том XIV. — Новосибирск: Изд-во ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2008. — С. 416.

4. Полевые материалы автора 2013-2015 гг. Материалы Сибирского этнографического отряда (начальник отряда док-р истор. наук А.Ю. Майничева). Собиратель Л.О. Понедельченко.

УДК: 398.1+398.223+398.224+398.87+394.912.

ББК: 63.5

Н.А. Березиков, г. Новосибирск Надзор и принуждение: аманатские избы в Сибири XVII в.

Аннотация

Проанализированы сведения из письменных источников об аманатских избах в сибирских острогах XVII в. Показана их роль в качестве построек, при помощи которых осуществлялся надзор за пленниками (аманатами) и принуждение к ограничению их передвижения.

Ключевые слова: острог, аманат, Сибирь, XVII век.

Аманатские избы (дворы) — часть построек острога в Сибири конца XVI — начала XVIII в. Они находились внутри острожного пространства. Аманатские избы известны с самого начала освоения русскими Сибири. Уже первые остроги конца XVI — начала XVII в. включали в себя помещения для размещения аманатов из числа ясачного населения Сибири.

Аманатские дворы, если их рассматривать вместе с острогом, имеют матрешечную структуру. Это ограждения в ограждениях. Если это была не отдельная изба, а целый аманатский двор, то дополнительно к острожным он имел собственные стены, делавшиеся в заплот или частоколом. Вход во двор был через ворота, запиравшиеся на замок. В небольших или в только что построенных острогах аманатская изба располагалась внутри острожной стены. Как, например, было в Теленбинском остроге в 1670-е гг. [12, с. 18]; Козельчатом острожке на Колыме в 1678 г. [5, с. 29].

Сама изба также продолжала матрешечную структуру. Помимо того, что на ее дверях также висели замки, внутри располагалась так называемая казенка — комната, или клеть, где содержался аманат или аманаты. В Охотском острожке в 1682 г была «изба караульная и с аманацкою казенкою» [8, с. 198]. По воеводским инструкциям, казенка также должна была запираться на замок. В описи Козельчатого острожка 1678 г. упоминается «аманатцкой замок клинчатой...» [5, с. 29]. В отписке 1651 г. сына боярского А. Булыгина 1655 г. сообщалось о нехватке замков: «Да на Охоте в новом ясачном острожке у государева анбара, и у острожных ворот, и у аманатской казенки, и у ножных желез замков нет, а купить на государев обиход негде, и как будет перемена, и замков на государев обиход надобно слишком» [3, с. 5]. В эту «матрешечную» структуру встраивались и сами аманаты, которых часто заковывали в кандалы. Таким образом, было четыре уровня преград — острог, двор, казенка, кандалы как средство ограничения передвижения.

Кроме самой избы, где находился пленник, на аманатном дворе могли быть другие постройки. К ним относилась караульная изба — там, где несли круглосуточное дежурство надзиратели. Иногда караульная изба совмещалась с амантской избой — образовывался так называемый пятистенок, в котором по одну сторону стены находились надзиратели, а по другую

— аманаты. В Якутском остроге конца XVII в. была «караульная изба с перерубом, а в перерубе казенка; в них 2 печи, у них задвижки железныя» [12, с. 130]. В Иркутске в 1681 г. «в остроге ж караульная изба, а в караульне 3 человека аманатов» [9, с. 3].

Кроме этого, на территории аманатного двора могли хранить запасы провизии и различные бытовые принадлежности и снасти для обслуживания аманатов. Для этого ставили амбары и выкапывали погреба. Вместе с провизией хранили и котлы для приготовления пищи [11, с. 73]. В больших городах была специальная должность аманатского кошевара [12, с. 158].

В итоге многие аманатные дворы имели достаточно плотную застройку, однако зачастую оставалось открытое пространство. Там организовывали место для ежедневных прогулок аманатов, а также туда выводили аманатов во время прихода их сородичей с ясаком, чтобы показать, что с пленниками все в порядке.

Для этих же целей могли организовывать навес. Если места не хватало, то использовалось пристроенное к избе неотапливаемое помещение. В донесении казачьего пятидесятника С. Сорокоумова 1682 г. бревенной навес в Охотском остроге назван холодным (неотапливаемым) амбаром [8, с. 198]. В крупных острогах аманатные дворы имели достаточно просторные площадки, особенно если аманатов содержалось несколько десятков.

Еще одно указание на то, что на аманатских дворах могло быть нечто подобное открытой площадке, содержится в «деле» Илюшки Рябова, приказчика Есейского зимовья 1684 г. Этот приказчик для устрашения аманатов велел поставить виселицу посреди аманатского двора [7, с. 66].

Пример аманатского двора и его хозяйства представляет отдаленный северо-восточный острожек Козельчатый на р. Колыме. В 1678 г. там были следующие постройки: две избы с на-городнями, то есть парапетом из бревен, являвшимися продолжением стен острога. В одной из них жили аманаты, а в другой охранявшие их казаки. Кроме того, в стену была встроена еще одна изба — амбар с припасами для аманатов. Кроме продуктов и рыболовецкой снасти, в этом амбаре хранился аманатский медный котел весом 9 фунтов.

Инструкции по охране аманатов были строгими. Предписывалось держать их не только в отдельной избе, но и внутри отдельной, запираемой на замок комнаты. Ноги или руки при этом должны быть скованными. У избы должны стоять круглосуточно вооруженные караулы. Воеводская наказная память якутскому сыну боярскому Матвею Ярыгину в Олекминский острог 1674 г. предписывала «в зимовьях караулы были б дневные и ночные безпрестанно, и аманатов держать в аманатских избах, в большей крепости, в казенках, за запором и в железах, за крепкою сторожею» [1, с. 527]. В царском наказе якутскому воеводе М. Лодыженскому 1651 г. говорилось о том, чтобы «аманатов их в остроге велети кормити государевыми запасы и беречи накрепко, посадя их на особном дворе, где пригоже за сторожи, чтоб они из острогу никуды не ушли...» [2, с. 310].

Случаи нападения на караульщиков аманатских изб были не редки. Например, в 1684 г. на подведомственное якутскому воеводе Тонторское зимовье было совершено нападение тунгусов: «Казака Ваську мельника убили до смерти, да казаков же 4 человек ранили, и двери избные с надворья заперли, и против аманатцкие казенки стену вырубили два бревна, и аманатов своих 7 человек отбили, и пожитки и хлебные их запасы пограбили все без остатку» [6, с. 352]. В 1685 г. в Тугирском острожке «аманаты, три человека, убили до смерти в карауле казака Тимошку Данилова, а сами из острожку ушли» [6, с. 346].

В небольших избах содержались десятки аманатов. Если в больших острогах ситуация была не столь критичной (там существовали аманатские дворы со всеми необходимыми постройками), то в маленьких острожках, особенно в Восточной Сибири, условия были жестокими. В Охотске сидело 64 аманата в 1682 г. [8, с. 27], в Якутск набирали по шестьдесят

45

аманатов на год [7, с. 200], порой аманатов отдавали на дворы служилых людей, поскольку в аманатских избах не было места: «И он Алеулко отдан Евдокимку на сбереженье, что посадить его негде, аманацкие избы аманатов насажены полны» [4, с. 71].

Впрочем, некоторые аборигены порой даже требовали постройки аманатного двора [10, с. 10]. Наличие аманатного двора позволяло добиваться каких-то минимальных норм содержания аманатов в остроге. Многие аманаты пытались жаловаться на условия и склонить администрацию к постройке более просторного аманатского двора. Противопоставлением ама-натскому двору в челобитных аманатов была тюрьма. Она воспринималась ими как пустое место, намного более привольным считался амантский двор. В челобитной аманата князца Поси Хулеева 1652 г. говорилось: «Переимали нас, сирот твоих, в оманаты в твоей государе-ве избе трех человек. И как привезли нас, сирот твоих, на Березов, и твой государев воевода Михайло Лодыженской засадил нас, сирот твоих, в тюрьму пустую и поморил было нас голодною смертью безвинно [10, с. 38].

Список использованных источников

1. Акты исторические, собранные и изданные археографическою комиссией. — Т.4. — СПб.: Типография II-го Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1842. — 566 с.

2. Дополнения к актам историческим, собранным и изданным Археографической комиссией.

— Т.3. — СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1848. — 564 с.

3. Дополнения к актам историческим, собранным и изданным Археографической комиссией.

— Т.4. — СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1851. — 416 с.

4. Дополнения к актам историческим, собранным и изданным Археографической комиссией.

— Т.5. — СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1853. — 510 с.

5. Дополнения к актам историческим, собранным и изданным Археографической комиссией.

— Т.8. — СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1859. — 368 с.

6. Дополнения к актам историческим, собранным и изданным Археографической комиссией.

— Т.10. — СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1867. — 512 с.

7. Дополнения к актам историческим, собранным и изданным Археографической комиссией.

— Т.11. — СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1869. — 312 с.

8. Ионин А.А. Новые данные к истории Восточной Сибири XVII в. (г. Иркутска, Иркутского Вознесенского монастыря, Якутской области и Забайкалья). — Иркутск: Типография П.И. Ма-кушина, 1895. — 264 с.

9. Иркутск. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий / сост. И.Н. Николев. — М.: Типография М.Н. Лаврова и К., 1883. — 92 с.

10. Обдорский край и Мангазея в XVII веке: сборник документов / сост. Е.В. Вершинин, Г.П. Визгалов. — Екатеринбург: Тезис, 2004. — 200 с.

11. Сборник документов по истории Бурятии. XVII в. / сост. Г.Н. Румянцев, С.Б. Окунь. — Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1960. — Вып. 1. — 450 с.

12. Сибирские города. Материалы для их истории XVII и XVIII столетий. Нерчинск, Селен-гинск, Якутск / сост. И.Н. Николаев. — М.: Типография М.Г. Волчанинова, 1886. — 146 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.