Научная статья на тему 'Надлежащие практики как камень преткновения для украинской фармпромышленности'

Надлежащие практики как камень преткновения для украинской фармпромышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бронникова Ольга

В статье рассмотрены вопросы системного подхода к стандартизации при внедрении основополагающих руководств GMP, GLP, GCP, GDP, а также принятия и постоянной актуализации целостной системы нормативных документов в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article tells about the system approach to adopting a common standard for the implementation of the key guidelines: GMP, GLP, GCP and GDP; the idea of introduction and regular update of a solid system of regulatory norms in Ukraine is considered. Olga BRONNIKOVA, Remedium. GOOD OPERATION PRACTICE AS A STUMBLING POINT FOR UKRANIAN PHARMACEUTICAL INDUSTRIES.

Текст научной работы на тему «Надлежащие практики как камень преткновения для украинской фармпромышленности»

Ольга БРОННИКОВА, «Ремедиум»

НАДЛЕЖАЩИЕ ПРАКТИКИ КАК КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ

для украинской фармпромышленностмНИП

С 1 января 2009 г. в Украине производство и оборот лекарственных средств должны были осуществляться исключительно в соответствии с требованиями надлежащей производственной, дистрибьюторской, лабораторной и клинической практик. Требования надлежащих практик должны были быть гармонизированы с соответствующими директивами и руководствами Европейского союза. Именно это предусматривалось принятым 28 октября 2004 г. Постановлением Кабинета министров Украины №1419 «Некоторые вопросы обеспечения качества лекарственных средств».

Назначенное постановлением время наступило, а событие не произошло, что, впрочем, не стало для участников фармрынка неожиданностью. В течение последнего времени со всех трибун звучали сомнения по поводу возможности полного перехода на работу в соответствии с надлежащими практиками к этому сроку. Действия (бездействия) властей, саботаж подавляющей части отечественных производителей и дистрибьюторов не давали поводов к оптимизму.

Николай Ляпунов, д.ф.н., проф., зав. лабораторией жидких и мягких лекарственных форм ГП «ГНЦЛС», выступая на конгрессе «Настоящее и будущее фармации», который весной прошлого года проходил в Харькове, озвучил составленный им в соавторстве с А.Гризо-дубом и Е.Безуглой исчерпывающий анализ состояния законодательной базы, призванной обеспечить переход на работу в соответствии с надлежащими практиками, который тогда прозвучал как приговор. Судите сами.

На уровне правительства была запланирована масштабная реформа, однако для ее реализации не были определены и осуществлены в полной мере необходимые мероприятия. План мероприятий МЗ Украины по выполнению Постановления КМ Украины №1419 (1419-2004-п) состоял из 10 пунктов и предусматривал следующее:

« подготовить до 1.12.2004 г. для представления на рассмотрение КМ Украины

проект Порядка государственного контроля лекарственных средств в случае их ввоза в Украину, предусмотрев проведение в полном объеме посерийного контроля или наличия у производителя сертификата надлежащей производственной практики, выданного или признанного Государственной службой лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

+ продолжить работы для обеспечения вступления Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения в международную систему сотрудничества фармацевтических инспекций (ИС^);

« подготовить изменения к Лицензионным условиям осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами ^0080-01), по определению требований надлежащей производственной практики, надлежащей практики дистрибьюции, определив их обязательное введение начиная с 1 января 2009 г.

С переходом на работу по правилам

The article tells about the system approach to adopting a common standard for the implementation of the key guidelines: GMP, GLP, GCP and GDP; the idea of introduction and regular update of a solid system of regulatory norms in Ukraine is considered.

Olga BRONNIKOVA, Remedium. GOOD OPERATION PRACTICE AS A STUMBLING POINT FOR UKRANIAN PHARMACEUTICAL INDUSTRIES.

GMP, GDP, GCP, GLP отрасль должна подняться на принципиально новый уровень обеспечения качества, требующий введения европейской системы сертификации, новых технических регламентов и стандартов и, соответственно, построения и функционирования новой системы стандартизации в рамках МЗ Украины.

Однако лишь в сентябре 2006 г. по результатам совещания у первого вицепремьер-министра Украины Николая Азарова было принято решение обсудить возможность делегирования Министерству здравоохранения функции государственной регистрации стандартов в сфере оборота как лекарственных средств, так и изделий медицинского назначения, включая процедуры сертификации. Было также предложено создать программу поэтапного внедрения стандартов GMP, GLP, GCP, GDP в Украине, что не было осуществлено.

Проф. Н.Ляпунов указал на две принципиальные ошибки в п. 15 протокольного решения относительно обсуждаемой проблемы:

— во-первых, лекарственные средства и изделия медицинского назначения требуют двух разных систем сертификации и, соответственно, двух разных систем стандартизации и двух органов по стандартизации. Изделия медицинского назначения стандартизуют в рамках Нацио-

14

главная тема: gmp - бег на месте

нальной стандартизации, которой управляет Государственный комитет по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотреб-стандарт). Лекарственные средства требуют построения другой системы стандартизации, которой должно управлять Министерство здравоохранения Украины и представлять ее на международном уровне;

— во-вторых, развитие фармацевтического сектора стали почему-то связывать с внедрением только четырех нормативных документов. При этом не учитывался европейский опыт, в соответствии с которым руководства по GMP, GLP, GCP, GDP находятся в большой и целостной системе нормативных документов, без которой внедрение только надлежащих практик не приведет к ожидаемым результатам.

По мнению проф. Н.Ляпунова, для внедрения GMP, GLP, GCP, GDP необходим системный подход к стандартизации. Основная задача стандартизации связана с принятием комплекса нормативных документов и технических регламентов, т.е. законодательных положений, которые всесторонне регламентируют фармацевтическую продукцию. Чтобы эффективно решить основную задачу, необходимо разработать систему стандартизации Минздрава и принять основополагающие стандарты, которые регламентируют эту систему.

В настоящее время приказом МЗ Украины от 14 сентября 2005 г. №471 введен в действие и опубликован только один из основополагающих стандартов СТ МЗ Украины 42-1.0:2005 «Фармацевтическая продукция. Система стандартизации. Основные положения». Этот стандарт предусматривает, что Минздрав является органом по стандартизации фармацевтической продукции, который формирует систему и службу стандартизации. И, наконец, еще одна важная задача. Чтобы эффективно решать проблемы стандартизации фармацевтической продукции, в Украине должна быть создана соответствующая служба стандартизации с инфраструктурой, позволяющей на постоянной основе планировать, разрабатывать и вводить в действие нормативные документы, а также регулярно актуализировать их в соответствии с уровнем развития на-

уки и техники и изменением международных норм. Эта инфраструктура должна включать МЗ Украины как орган по стандартизации, Совет по стандартизации, технические комитеты и базовые организации, а также соответствующую информационную сеть. Таким образом, Минздрав на постоянной основе должен планировать, финансировать и поручать разработку нормативных документов.

По убеждению проф. Н.Ляпунова, структура комплекса нормативных документов, которые необходимы для перехода на работу по правилам GMP, GLP, GCP, GDP, должна состоять из нескольких блоков. Первый блок включает основополагающие стандарты системы стандартизации, а следующие блоки нормативных документов фактически соответствуют элементам Системы сертификации лекарственных средств для международной торговли — это нормативные документы, регламентирующие качество, регистрацию, производство, дистрибьюцию, розничную торговлю, а также фармаконадзор.

Чтобы приступить к обеспечению качества на этапе производства, что требуется при введении GMP, необходимо установить критерии качества. Минимальные показатели качества для лекарственных форм, субстанций, сырья и материалов устанавливают на государственном уровне в Фармакопее. В связи с этим, прежде всего, необходимо на постоянной основе разрабатывать и актуализировать фармакопейные статьи и монографии.

Что касается качества конкретных лекарственных средств, то оно устанавливается в регистрационном досье. Чтобы правильно разработать и исследовать препарат, а затем составить регистрационные документы, необходимы 5 блоков специализированных руководств: регуляторные, по качеству, биотехнологии и биологическим препаратам, доклиническим исследованиям и клиническим испытаниям.

Качество лекарственных средств закладывается на этапе фармацевтической разработки. Для нее должен быть установлен общий методологический подход и специальные подходы в отношении как различных лекарственных форм, так и препаратов-дженериков и

оригинальных лекарственных средств. Качество разработанных препаратов обеспечивается: при производстве лекарственных средств путем соблюдения правил GMP, при дистрибьюции — путем соблюдения правил GDP, а при розничной реализации — правил GPP. Эффективность и безопасность разработанных лекарственных средств подтверждается на этапах доклинических и клинических исследований, а безопасность выведенных на рынок препаратов — опытом клинического применения. Объективность данных при этом обеспечивается посредством соблюдения правил GLP и GCP, а также руководства по фармаконадзору.

Таким образом, имеется четкая связь и логическое взаимодействие между нормативными документами, регламентирующими критерии и контроль качества, требования к фармацевтической разработке и регистрационному досье, обеспечение качества при производстве, дистрибьюции, розничной реализации, порядок проведения доклинических и клинических исследований, а также фармакологического надзора. Такая связь требует не просто введения 4 основополагающих руководств по GMP, GDP, GCP, GLP, а принятия и постоянной актуализации большой системы нормативных документов.

Система отраслевых нормативных документов необходима не только для того, чтобы определить уровень качества, она является основой для понимания между разработчиками и экспертами, между производителями и инспекторами, между исследователями и аудиторами. Необходимо понимать, что без системного подхода в вопросе обеспечения качества лекарственных средств просто не обойтись. На этом пути в Украине достигнуты определенные успехи:

« введена Государственная Фармакопея Украины (ГФУ) и 2 приложения к ней;

« введена современная структура регистрационного досье;

« приняты 6 руководств по качеству и 2 клинических руководства;

« введены гармонизированные руководства по GMP, GDP и GCP.

Остается актуализировать руководство по GMP и ввести ряд рекомендаций PIC/S; разработать и ввести в действие

НАДЛЕЖАЩИЕ ПРАКТИКИ КАК КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ ДЛЯ УКРАИНСКОЙ ФАРМПРОМЫШЛЕННОСТИ

15

руководства по GLP, руководства по качеству на основании 30 руководств ЕС и ICH; 71 руководство и 140 статей и монографий ГФУ по биологическим/биотехнологическим препаратам; 34 стандарта ДСТУ ISO по вопросам стерилизации и чистым помещениям (11 стандартов введено); 54 руководства по доклиническим испытаниям; 176 руководств по клиническим испытаниям; гармонизированное руководство по фармаконадзору; руководство по надлежащей аптечной практике (GPP), а также следующие приложения к ГФУ. И все это нужно было сделать до 1 января 2009 г., т.е. почти за 8 месяцев.

Последствия мирового экономического и финансового кризиса настигли Украину в разгар реорганизации системы государственного контроля качества лекарственных средств, которую правительство предприняло с целью повышения ее эффективности.

Инна Демченко, и.о. главы Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения, была уверена, что при проведении реорганизации Государственной инспекции

и Государственной службы будет обеспечена полная преемственность и никакого коллапса на рынке ЛС не случится. Это всего лишь структурная перестройка, которая приведет к созданию единого регуляторного органа в области фармации, как это принято во всем мире. Процесс присоединения Украины к PIC/S начался в 2003 г., а в 2005—2007 гг. был прерван по вине украинской стороны и с 2008 г. возобновлен. В связи с реорганизацией ожидались некоторые задержки в процессе, поскольку необходимо было провести аудит и подготовить около 800 документов. Возможно, так бы все и было, если бы не последствия мирового кризиса, сопряженные с разрушительными действиями правительства.

В декабре фармацевтическая отрасль оказалась на грани коллапса. Речь уже шла о простом выживании. Производители, дистрибьюторы и аптеки были парализованы регулированием цен со стороны правительства, регуляторные органы - проверками и незавершенной реорганизацией. Государственная служба, в состав которой входил Инспекто-

рат по GMP, ликвидирована. Часть ее полномочий передана в Департамент регуляторной политики в сфере оборота ЛС, часть - Государственной инспекции по контролю качества ЛС, в составе которой создан Департамент сертификации, аккредитации и лабораторного контроля. Отдел сертификации Департамента ведает теперь вопросами GMP. За период с января 2003 по сентябрь 2008 г. было сертифицировано 24 производственных участка 12 украинских производителей лекарственных средств. Номенклатура лекарственных средств, производство которых осуществляется в полном соответствии с требованиями GMP, по состоянию на сентябрь 2008 г. превысила 170 наименований.

Сегодня никто не в состоянии ответить, когда работа фармацевтической отрасли страны будет восстановлена, когда будет продолжена деятельность по внедрению надлежащих практик, сколько для этого понадобится усилий и финансовых затрат. Несомненно, новый срок введения в действие надлежащих практик будет назначен, — и гора с плеч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.