Научная статья на тему 'НАДГРОБИЯ ПУШКИНЫХ В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОМ МОНАСТЫРЕ'

НАДГРОБИЯ ПУШКИНЫХ В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОМ МОНАСТЫРЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАДГРОБИЯ ПУШКИНЫХ В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОМ МОНАСТЫРЕ»

Источник «славной шутки г-жи де Сталь» (XI, 17) продолжает волновать пушкинистов. К высказанным интересным замечаниям7 можно было бы добавить еще одно: Пушкин мог опираться на устно переданный ему устный же разговор Жермены Сталь, прославленной мастерицы «увлекательного разговора высшей образованности» (VIII, il, 151). О возможности этого указывает тот факт, что очень близкие мысли содержатся в записной книжке г-жи де Сталь, относящейся ко времени пребывания ее в России. В окончательный текст книги, по вполне понятным причинам, она их не внесла (вообще книга дает значительно более приглаженные-оценки и впечатления). Сталь, оказавшись в Петербурге в десятилетнюю годовщину убийства Павла, была поражена тем, что все ее собеседники упорно молчали об этом событии, хотя, очевидно, постоянно о нем думали. Вообще ее поразило, что в России о самых волнующих людей проблемах предпочитают молчать. Это наблюдение породило цепь размышлений, приведших к высказываниям типа процитированного Пушкиным: «Преступления дворянства не вызывают такого ужаса в стране деспотической, как в стране свободной. Русские не имеют другой опоры против^ тирании жестокого владыки, кроме этого варварства. Дворянство у них — род кровавой конституции между тираническим владыкой и свирепым народом». «И тем не менее, — добавляет Сталь, — они не созданы для рабства»; и далее: «Они предпочитают менять человека, а не способ правления. Они желают сохранить за собой право наказывать монарха». Далее* она называет угрозу убийства тирана «Habeas corpus самодержавия».8

Жермена Сталь записала эти слова во время пребывания в Петербурге, где она постоянно встречалась с широким кругом собеседников. Оброненное ею mot могло дойти до Пушкина. Многие из собеседников Сталь в Петербурге 1812 г. встречались с Пушкиным в 1817—1820 гг.

Ю. М. Лотман.

НАДГРОБИЯ ПУШКИНЫХ В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОМ МОНАСТЫРЕ

Генеалогия Пушкиных разработана на основании документальных данных, собиравшихся свыше тридцати лет, руководителем архивной службы Академии наук СССР членом-корреспондентом АН СССР Б. Л. Модза-левским.1 М. О. Вегнер дополнил сведения о ближайших к поэту поколе-

7 См.: Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. JL, 1960 (по указателю); Вольперт JI. И. 1) Пушкин и м-м де Сталь. (К вопросу о политических взглядах Пушкина до восстания декабристов). — В кн.: Французский ежегодник. М., 1974; 2) Еще о «славной шутке» госпожи де Сталь. — В кн.: Временник Пушкинской комиссии. 1973. Л., 1975, с. 125— 126.

8 Les carnets de voyage de Madame de Staël. Contribution à la genèse-de ses oeuvres. Genève, 1971, p. 324—325.

1 Модзалевский Б. JI., Муравьев M. В. Пушкины. Родословная роспись. JL, 1932.

ниях, проследил генеалогию женских линий.2 Вслед за этим в 1940-х годах академик С. Б. Веселовский глубоко проанализировал материал истории рода Пушкиных, показал за перечнем имен и дат живую картину нескольких столетий.3

Однако сведения о Пушкиных, похороненных в усыпальнице Псково-Печерского монастыря, по Тартускому договору 1920 г. отошедшего к буржуазной Эстонии, остались непроверенными. В настоящее время эпиграфический материал усыпальницы издан Институтом археологии АН СССР,4 но надписи, относящиеся к Пушкиным, не были здесь прокомментированы и сопоставлены с данными пушкиноведения. Цель настоящего сообщения — взаимная увязка «Родословной росписи» и археологического материала и оценка полученных результатов; при этом нами были использованы сведения, в августе 1975 г. полученные по запросу Рукописного отдела Пушкинского Дома от наместника монастыря архимандрита Гавриила.

Псково-Печерский монастырь возник возле Святой Горы, у подошвы которой стоит Успенский собор (1473), имеющий снаружи только фасадную стену; его внутренние помещения выкопаны в толще горы. В нее же уходит рядом с собором туннель с разветвлениями, общей длиной около 200 метров, представляющий собой усыпальницу; здесь же оборудован алтарь, где совершают заупокойную литургию.5 Для индивидуальных захоронений делались ниши, которые замуровывались керамическими плитами (керамидами) с рельефной надписью; их число доходило в конце прошлого века до 400. В настоящее время в доступных частях усыпальницы насчитывается 66 керамид старшего периода — второй половины XVI в., куда относятся все интересующие нас погребения. Всего здесь было похоронено не менее семи Пушкиных, данные о которых приводятся ниже.

1. Сисой Пушкин, имеющий по «Родословной росписи» № 103, умер 25IX1558 — на месяц раньше, чем датируется самая древняя из ныне •существующих керамид, закрывающая прах воина Ивана Федорова Чи-хачева, который «убьен бысть от немец» 28 X 1558.

2. Инок Симеон Васильев Пушкин, умер 241 1565. Его керамида тоже утрачена, но в конце XIX в. она стояла на своем месте,6 которое известно: «обратно направо, по длинной братской 5-й улице».7

2 Вегнер М. О. Предки Пушкина. М., 1937.

3 Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969, с. 39—139 (глава «Род и предки А. С. Пушкина в истории»; опубликовано также: Новый мир, 1969, № 1, с. 170—203; № 2, с. 205—241). Ср.: Бычкова М. Е. Родословные книги XVI—XVII вв. как исторический источник. М., 1975, с. 74, 112.

4 Плешанова И. И. Керамические надгробные плиты Псково-Пе-черского монастыря. — Нумизматика и эпиграфика, вып. 6, М., 1966, с. 149-206.

5 О возникновении и смысле обычая хоронить в монастырях и храмах см.: Кötting В. Der frühchristliche Reliquienkult und die Bestattung im Kirchengebäude. Köln—Opladen, 1965.

6 Плешанова И. И. Керамические надгробные плиты..., с. 192.

7 Первоклассный Псково-Печерский монастырь. Остров, 1893, с. 156.

3—5. «Сразу положены трое Пушкиных», умерших, однако, в разное время — в 1561, 1569 и 1570 гг.; имена их неизвестны, керамид нет.8 Перезахоронение — событие совершенно исключительное, так как по каноническому праву могилы неприкосновенны.

В «Родословной росписи» под №№ 147 и 179 значатся умершие в Пско-во-Печерском монастыре Андрей Иванович Злоба, в иноках Александр (умер 26X1115.,), его жена Пелагея, в инокинях Параскева (умерла 19III15..), и Иван Андреевич (умер 41X15..); третий может быть сыном или отцом первого. Наиболее вероятно, что это одна семья и она являлась объектом перезахоронения, или же число Пушкиных в усыпаль-сице увеличивается до 10.

Для двух последних Пушкиных керамиды сохранились:

6. «Преставися раб божий Петр Стефанов сын Пушкин убьен от немец под Ельманом» — 7 IV 1575. Он был помещиком Шелонской пятины Новгорода.9

7. «Преставися раб божий Иона Пушкин» — 22X11 1599.10 Текст этой «ерамиды исправляет погрешность «Родословной росписи», где Иона значится умершим не то 22X11 1641 (№ 180), не то 22X11 1642 (с. 73, № 63). Теперь очевидно, что это Иван (Субота) Стефанов Пушкин, в иночестве Иона, родной брат Петра Стефанова, почему их и похоронили рядом; между ними находилась керамида Симеона Васильева, о которой сказано выше.

Таким образом, за период 1558—1599 гг. приблизительно каждый десятый поступающий в Псково-Печерскую усыпальницу был из рода Пушкиных; захоронения их предваряют начало хронологического ряда керамид и завершают XVI век. Ни один другой род не похоронил здесь столько своих представителей — факт выдающийся и до настоящего времени остававшийся невыявленным. Вспомним, что на соборе 1598 г., избравшем на царство Бориса Годунова, присутствовали псково-печерский игумен Иоаким и десять Пушкиных, подписавшие документ об избрании Бориса. По сравнению с представительством других фамилий это число «представляется совершенно исключительным».11

Все Пушкины, похороненные в Псково-Печерском монастыре, достоверно не были прямыми предками поэта;12 ни одно из этих имен не названо в его бумагах, относящихся к собственной родословной и к работе над «Борисом Годуновым».13 Наиболее вероятно, что Александр Сергеевич

8 Плешанова И. И. Керамические надгробные плиты.. ., с. 192.

9 Там же, № 48.

10 Там же, № 66.

11 Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев, с. 122.

12 Недавно в Липецкий краеведческий музей поступила с бывшего кладбища при Вознесенской церкви надгробная плита прямого предка Пушкина — капитана Алексея Федоровича Пушкина, позволяющая сделать хронологическое уточнение: он умер не в 1777 г., как значится в «Родословной росписи» (№ 344), а 5 ноября 1779 г. См.: Панюшкин С. Здесь жили Пушкины. — Литературная Россия, 1975, № 45 (с датой: «7 ноября»). По жене капитана, Сарре Юрьевне, приходящейся поэту прабабкой, он являлся Рюриковичем в тридцать первом колене (Вегнер М. О. Предки Пушкина, с. 189).

13 Ср.: Скрынников Р. Г. Борис Годунов и предки Пушкина.— Русская литература, 1974, № 2, с. 131—133.

их и не знал, поскольку в исторической литературе, изданной до 1837 г.г они не упоминаются,14 а первое списывание всех текстов керамид было-произведено лишь в 1883 г. по распоряжению псковского архиерея Нафа-наила.15 В таком случае в чем же состоит значение этих сведений для пушкиноведения?

Как русский историк и владелец поместья на Псковщине, Пушкин знал о выдающейся роли Псково-Печерского монастыря в прошлом края и коротко упомянул об этом в набросках к «Истории Петра» (X, 61). В пушкинское время немыслим был псковитянин, в доме которого на было бы ничего известно о проходивших здесь многолюдных престольных праздниках, о крестных ходах от монастыря до Пскова (на 44 версты), устраивавшихся дважды в году, причем весеннему сопутствовала большая ярмарка; это были табельные праздничные дни для Пскова. Не было дня, чтобы на монастырских литургиях не присутствовали люди всех сословий, прибывавшие сюда из ближних и дальних мест, включая Сибирь; даже Александр I был здесь дважды, в 1819 и 1822 гг.

В этих условиях все интересующиеся знали по псково-печерским богослужениям, что в синодиках монастыря записаны роды «Пушкина-око л ь-ничева и других Пушкиных».16 Особенностью монастырского богослужения является то, что на поминовении синодики раздаются для немого-прочтения не только духовенству, но всем присутствующим мужчинам. Таким образом, хотя керамиды, скрытые в усыпальницах, были никому неизвестны, синодики способствовали формированию общественного мнения о древности и исторической роли фамилии Пушкиных.17 Боярин Ти-хомир Юрьев сын Пушкин, убитый 2 октября 1552 г. при взятии Казани (№ 109б по «Родословной росписи»), фигурировал в синодике главного-храма Руси — Успенского собора московского Кремля, где его имя ежегодно провозглашалось в неделю православия;18 как показало исследование академика Ф. И. Успенского об этом ритуале, такое поминовение-имело не только семейное, но и общегосударственное значение.19 Дядя поэта Василий Львович получил сведения об этом предке в 1799 г. из Московского главного архива Министерства иностранных дел, оформившего-документы о родословии Пушкиных.20

Все это питало сознание фамильной традиции,21 способствовало про-

14 Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря. Дерпт, 1832.

15 Шереметов С. Псково-Печерский монастырь. СПб., 1895, с. 138.

16 Первоклассный Псково-Печерский монастырь, с. 147. Окольничество получили следующие Пушкины: Никита Михайлович (1619), Борис Иванович (1646), Степан Гаврилович (1648), Иван Федорович Шиш (1682).

17 Митрополит и ученый Евгений Болховитинов отозвался на смерть поэта словами: «Я его знал во Пскове, где его фамилия» (Ч е р е й-ский Л. А. Пушкин и его окружение. Л., 1975, с. 42).

18 Долгова С. «Во дни Александра Невского...». — Литературная« Россия, 1974, 5 апреля, с. 16.

19 Успенский Ф. И. Синодик в Неделю православия. Одесса, 1893.

20Лукомский В. К. Архивные материалы о родоначальнике Пушкиных Радше. — В кн.: Временник Пушкинской комиссии АН СССР, т. М.-Л., 1941, с. 398-408.

21 Представляет интерес в связи с этим исторический факт погребения младенца Платона Пушкина, родного брата поэта, в 1819 г. в алтаре Ус-

явлению особого внимания к исторической роли своего рода. В имеющем черты автобиографичности «Романе в письмах» (1829) Пушкин писал: «Я без прискорбия никогда не мог видеть уничижения наших исторических родов; никто у нас ими не дорожит, начиная с тех, которые им принадлежат <.. .> Я не корчу английского лорда; мое происхождение, хоть я им и не стыжусь, не дает мне на то никакого права. Но я согласен •с Лабрюером: Affecter le mépris de la naissance est un ridicule dans le parvenu et une lâcheté dans le gentilhomme» 22 (VIII, 53).

Ta же мысль выражена в «Отрывке» (1830): «Он столько же дорожил 3<мя> строчками летописца, в коих упомянуто было о предке его, как модный камер-юнкер 3<мя> звездами двоюродного своего дяди» (VIII, 410).

Об этом говорят и следующие строки поэта:

Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.

(III, 242)

М. Ф. My рьяное

МОСКОВСКАЯ КВАРТИРА ПУШКИНА

«Пиши мне на Арбат, в дом Хитровой», — сообщал 10 февраля 1831 г. Пушкин своему приятелю Н. И. Кривцову (XIV, 151). В письмах к другим знакомым от 26 марта 1831 г. (к П. А. Плетневу и Е. М. Хитрово) Пушкин также называет свой новый адрес — «дом Хитровой на Арбате» (XIV, 157, 158).1 Это был адрес квартиры поэта, которую он снял незадолго до •свадьбы с H. Н. Гончаровой 18 февраля 1831 г. (ныне Арбат, д. 53). Владельцем дома был отставной чиновник, губернский секретарь, позднее надворный советник Никанор Никанорович Хитрово (27 апреля 1791—27 января 1855), женатый на Екатерине Николаевне Лопухиной (умерла в 1858 г.).2

пенского собора Святогорского монастыря: эта почесть, не оказываемая даже псковским архиереям, свидетельствует о том, что род Пушкиных имел какие-то особые отношения к данной обители — вероятно, являлся крупным вкладчиком. Директор Музея-заповедника А. С. Пушкина €. С. Гейченко установил в 1948 г., что могила Платона Пушкина находилась здесь изначально.

22 «Подчеркивать пренебрежение к своему происхождению — черта смешная в выскочке и низкая в дворянине».

1 Тот же адрес поэт называет в записке, переданной А. М. и А. К. Устиновым (Прометей, т. X. М., 1974, с. 85).

2 Черейски.й Л. А. Пушкин и его окружение. Л., 1975, с. 453; Алфавитные списки всех частей г. Москвы. М., 1818, с. 33, 4-я пагинация; Соколов В. Указатель жилищ и зданий в Москве. М., 1826, с. 95, 1-я пагинация; Метлеркамп и Нистрем К. Книга адресов столицы. М., 1839, с. 168, 3-я пагинация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.