13. Labrague, L.J. etc. A literature review on stress and coping strategies in nursing students / L. J., Labrague, D. M. McEnroe-Petitte, D. Gloe, L. Thomas, I.V. Papathanasiou, K. Tsaras // Journal of Mental Health. 2017. https://doi.org/10.1080/09638237.2016.1244721.
14. Pang, H., Wang, J. Promoting or prohibiting: Understanding the influence of social media on international students' acculturation process, coping strategies, and psychological consequences // Telematics and Informatics. 2020. 54. https://doi.org/10.1016/j.tele.2020.101454.
15. Sullivan, C., Kashubeck-West, S. The interplay of international students' acculturative stress, social support, and acculturation modes // Journal of International Students. 2015. №5(1). P. 1-11. https://doi.org/10.32674/jis.v5i1.438.
16. Wisener, M., Khoury, B. Specific emotion-regulation processes explain the relationship between mindfulness and self-compassion with coping-motivated alcohol and marijuana use // Addictive Behaviors. 2021. 112. https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2020.106590
УДК 159.9
НАДЕЖНОСТЬ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК РЕСУРС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СТРЕССА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Кондратюк Н.Г., Моросанова В.И.
Москва, Россия, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Психологический институт Российской академии образования [email protected], [email protected]
Аннотация. В условиях стресса и неопределенности проблема психологической безопасности личности, сохранения ее активности и реализации потребности в деятельности, общении и в самореализации в жизни в целом имеет принципиальное значение. Одним из основных механизмов, связанных с целенаправленной активностью человека, является система осознанной саморегуляции деятельности, которая вносит существенный вклад в продуктивность жизнедеятельности человека как в обычных ситуациях, так и в ситуациях, предъявляющих особые требования к регуляции. В работах научной школы психологии саморегуляции Психологического института РАО можно выделить три основные линии исследований, позволяющие решать вопросы психологической безопасности личности в условиях стремительно и непредсказуемо меняющегося мира, предъявляющего многочисленные вызовы человечеству. В каждом эмпирическом исследовании использовался опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения - ССПМ» в различных версиях и, в зависимости от поставленных целей, в пул психодиагностических методик включались дополнительные необходимые тесты. Полученные результаты убедительно доказывают, что развитость осознанной саморегуляции достижения целей обеспечивает надежность действий человека при воздействии различных стрессовых факторов в профессиональной, учебной, спортивной деятельности; способствует эффективной самоорганизации жизни, осознанности и определенности профессиональных, образовательных и жизненных планов человека при неопределенности; содействует преодолению стресса и сохранению здоровья. Данные этих исследований не только расширяют понимание феноменологии осознанной саморегуляции поведения человека в условиях стресса и неопределенности, но и открывают пути для разработки и внедрения программ повышения психологической безопасности населения с опорой на знания о регуляторных ресурсах человека.
Ключевые слова: саморегуляция, личность, психологическая безопасность, стресс, неопределенность
SELF-REGULATION'S RELIABILITY AS RESOURCE OF PERSONAL PSYCHOLOGICAL SAFETY UNDER STRESSFUL CONDITIONS AND UNCERTAINTY
Kondratyuk N.G., Morosanova V.I.
Moscow, Russian Federation, Psychological Institute of Russian Academy of Education
[email protected], [email protected]
Abstract. In conditions of stress and uncertainty, the problem of the psychological safety of personality, the preservation of its activity and the realization of the need for activity, communication and self-realization in life in general is of fundamental importance. One of the main mechanisms associated with purposeful human activity is the system of conscious self-regulation, which makes a significant contribution to the productivity of human life both in ordinary situations and in situations with special requirements for regulation. In the works of the scientific school of the psychology of self-regulation of the Psychological Institute of the Russian Academy of Education, three main lines of research can be distinguished, which make it possible to solve the problems of psychological safety of the individual in the conditions of a rapidly and unpredictably changing world, which presents numerous challenges to humanity. The V.I. Morosanova's «Self-regulation Profile Questionnaire -SRPQM" in various versions was used in each empirical study. Additional tests depending on the goals were included in the pool of psychodiagnostic methods. The obtained results convincingly prove that the development of conscious self-regulation of achieving goals ensures the reliability of a person's actions during exposure to various stress factors in professional, educational, sports activities, promotes effective self-organization of life, awareness and certainty of a person's professional, educational and life plans with prolonged uncertainty, helps to overcome stress and preservation of health. The data of these studies not only expand the scientific and theoretical understanding of the role of conscious self-regulation in achieving goals in the psychological safety of an individual, but also open the way which is based on knowledge about human regulatory resources for the development and implementation of programs to improve the psychological safety of the population.
Key words: self-regulation, personality, psychological safety, stress, uncertainty
Стремительно, а порой непредсказуемо меняющийся мир: эпоха четвертой индустриальной революции, масштабная цифровизация всех сфер жизни, беспрецендентная по глобальности своего распространения и влияния на человечество пандемия COVID19, -высветили самые разные угрозы, касающиеся эпидемиологических и экологических, социальных и политических, экономических и многих других составляющих нашей жизни. Знание объяснительных механизмов, психологических ресурсов, благодаря которым даже в сложных психологически напряженных ситуациях человек не перестает строить свои планы на будущее, проявляет гибкость и остается готовым и открытым к новым, пусть даже «вынужденным» изменениям, имеет принципиально значение для обеспечения психологической безопасности, сохранения активности личности и реализации ее потребности в деятельности, общении и в самореализации в жизни в целом.
Одним из основных механизмов, связанных с целенаправленной активностью человека, с субъектностью, когда важнейшим детерминирующим фактором деятельности выступает сам человек, является система осознанной саморегуляции.
Все исследования сотрудников лаборатории психологии саморегуляции Психологического института, проведенные за многие годы, убедительно доказывают, что, осознанная саморегуляция вносит существенный вклад в продуктивность деятельности и жизнедеятельности человека как в обычных ситуациях, так и в ситуациях, предъявляющих особые требования к регуляции (стресс, психологическая напряженность, разнообразные угрозы, неопределенность и т. п.). О.А. Конопкин отмечал, что «Проблемная ситуация,
потенциально связанная с реализацией чего-либо субъективно важного, с достижением результата, который воплощает одну из основных ценностных ориентаций, как правило, вызывает и выявляет развернутую осознанную регуляцию. Регуляторная активность часто даже экстериоризуется в форме речевой деятельности, разного рода знаковых схемах, в разнообразных действиях по поиску, сбору и оценке нужных сведений и т.п.» (Конопкин, 2005, с.32).
В лаборатории психологии саморегуляции проблема изучения осознанной саморегуляции в стрессовых, психологически напряженных условиях всегда стояла на повестке дня. Хронологически первые исследования О.А. Конопкина и его учеников были посвящены проблеме надежности как безошибочности действий человека человека с точки зрения общего принципа организации осознанной саморегуляции. В работах Н.Ф. Кругловой был проведен анализ регуляторных оснований надежности действий человека при монотонии и физическом утомлении, Л.С. Нерсесяном и О.А. Конопкиным внимание уделено регуляторным составляющим надежности управления движущимися средствами, В.И. Моросановой раскрыт вопрос надежности как устойчивости психической регуляции деятельности в ситуациях соревновательной борьбы и т.д.
В XXI веке отчетливо вырисовываются три основные линии развития регуляторной проблематики в контексте тем надежности и стрессоустойчивости человека.
Первая линия исследований связана непосредственно с изучением регуляторных аспектов надежности человека. В работах этой линии было показано, что в психологически напряженных, стрессовых условиях особая роль отводится надежности осознанной саморегуляции, как регуляторной компетенции в поддержании устойчивости самоорганизации психической активности и практической деятельности человека, будь то в учебе (Моросанова, Филиппова, 2019), в профессиональной деятельности (Моросанова, Кондратюк, 2011; Моросанова, Кондратюк, Гайдамашко, 2020; Morosanova et al., 2017;), в спорте (Моросанова, 2001). Несмотря на то, что все исследования проводилось на специализированных выборках: учащихся, спортсменах, специалистах профессий высокого риска, полученные данные имеют общепсихологическое значение и безотносительны к тому или иному контингенту. В этих исследованиях удалось доказать, что надежность осознанной саморегуляции является психологической основой безошибочности действий человека в условиях стресса и может быть рассмотрена как универсальный и специальный регуляторный ресурс достижения целей.
Вторая линия исследований связана с ролью саморегуляции и личностных черт в преодолении разных типов стрессовых проявлений: острого и хронического характера, личностных и поведенческих деформаций. Это направление, в том числе, продолжает и развивает идеи О.А.Конопкина об эмоциях как обязательном и значимом факторе саморегуляции различных видов и форм произвольной активности человека (Конопкин, 2006). В исследованиях этой линии получила подтверждение гипотеза о том, что развитие осознанной саморегуляции способствует преодолению острого стресса, опосредствуя отрицательное влияние нейротизма и интроверсии на выраженность острой стрессовой симптоматики, в то время как хронический стресс в большей степени обусловлен именно личностными диспозициями. (Кондратюк, Моросанова, 2019; Моросанова и др., 2009; Morosanova et al., 2018). Что касается связи осознанной саморегуляции и личностных черт с проявлениями хронического стресса, то полученные данные согласуются с пониманием ресурсной основы саморегуляции (Моросанова, 2021) и с трактовкой саморегуляции как «истощаемого ресурса» (Baumeister, Alquist, 2009; Baumeister, Tice, Vohs, 2019). Так, медиаторный эффект общего уровня саморегуляции между личностными чертами и хроническим стрессом отсутствовал, хотя его можно было предполагать на основании того, что общий уровень осознанной саморегуляция взаимосвязан и с нейротизмом и с хроническим стрессом (Кондратюк, Моросанова, 2019; Morosanova et al., 2018). Очевидно, что воздействие длительных, пролонгированных во времени стрессоров, способствует снижению регуляторного ресурса человека, что, в свою очередь, способно аккумулировать влияние
нейротизма на восприимчивость человека к стрессовым факторам, открывая дорогу к фиксации в поведении хронических стрессовых проявлений. Как отмечают в своем исследовании Г. Эванс и П. Ким, накапливаясь, хронические стрессоры могут разрушать регуляторные процессы, позволяющие справляться с внешними трудностями (Evans, Kim, 2012). О.А. Конопкин, подчеркивая стимулирующее продуктивное влияние отрицательных эмоций в осознанной регуляции, акцентирует внимание на том, что это возможно до определенного уровня их интенсивности, так как далее отрицательные эмоции оказывают разрушающее влияние на регуляторику (Конопкин, 2006).
Третья линия исследований связана с саморегуляцией и самоорганизацией деятельности человека в ситуациях неопределенности. Работа по этому направлению начала проводиться в период масштабного распространения пандемии COVID-19 в 2020 году и введенных ограничительных мероприятий на территории Российской Федерации. С апреля по май 2020 года было организовано три исследования, направленных на изучение саморегуляции поведения человека в условиях пролонгированного стресса, неопределенности и непредсказуемости развития ситуации в мире (Кондратюк и др., 2021; Моросанова, Кондратюк, Аласания, 2020; Bondarenko et al., 2020; Zinchenko et al., 2020). Общая выборка по трем исследованиям составила 2028 человек. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что в условиях пандемии осознанная саморегуляция приобретает особое значение для преодоления неопределенности и поддержания психологической безопасности во всех жизненных сферах. Ресурсы осознанной саморегуляции необходимы для построения нового образа жизни, поскольку способствуют снижению угрозы психологической безопасности личности. Развитость у человека регуляторных компетенций позволяет обеспечить определенность жизненных планов и является той опорой, которая даже в условиях непредсказуемости позволяет человеку жить дальше, прогнозировать свое будущее и препятствовать развитию неблагоприятных стрессовых состояний. В этих исследованиях также удалось показать не только значимость регуляторной надежности как устойчивости системы функционирования саморегуляции в психологически сложных условиях, но и роль регуляторной гибкости, ответственной за адекватность реагирования на ситуацию, с точки зрения перестройки системы осознанной саморегуляции деятельности. Н. А. Бернштейн отмечал, что в условиях непредсказуемости и отклонения действий от первоначального плана, в силу влияния различных непредвиденных сил, гораздо целесообразнее и эффективнее оказывается не возвращение к исходному плану действия, а, напротив, его модификация (Бернштейн, 1990). И именно осознанная саморегуляции позволяет не только выдвигать цели деятельности, строить планы, но и с учетом изменения внешних и внутренних условий, своевременно вносить изменения, модифицировать программу исполнительских действий проявлять пластичность индивидуальной адаптации в организации своей жизни, формируя новые паттерны поведения человека через призму привычных для него регуляторных средств.
В заключении хотелось бы отметить, что исследования по каждому из трех направлений не закончены и продолжаются в настоящее время. Результаты этих исследований открывают пути для разработки и внедрения программ, направленных на повышение регуляторных ресурсов, во-первых, надежности действий человека в различных стрессовых ситуациях (аварийные случаи, ситуации экзаменов, соревнования, житейские угрозы и т.д.), во-вторых, осознанности и определенности профессиональных, образовательных и жизненных планов человека, и в-третьих, преодоления стресса и сохранения здоровья.
Литература
1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Под ред. О.Г. Газенко, И.М.
Фейгенберг. - М.: Наука, 1990.
2. Кондратюк Н.Г., Моросанова В.И. Медиаторные эффекты регуляторных ресурсов при
остром и хроническом стрессе // Психология стресса и совладающего поведения:
вызовы, ресурсы, благополучие. материалы V Международной научной конференции.
- Кострома: КГУ, 2019. - С. 195-200.
3. Кондратюк Н.Г., Цыганов И.Ю., Колесникова И.М., Моросанова В.И. Регуляторные ресурсы жизненных планов человека в условиях неопределенности (на примере ситуации распространения пандемии COVID-19 в России) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2021. - Т. 18. - № 1. С. 7-24. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-7-24
4. Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. Журнал Высшей школы экономики.
- 2005. - Т. 2. - №1. - С. 27-42.
5. Конопкин О.А. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 39-48.
6. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. - М: Наука. 2001.
7. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности. // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. - 2021. - № 1. - С. 4-37.
8. Моросанова В.И., Леонова А.Б., Кондратюк Н.Г., Качина А.Н. Особенности осознанного саморегулирования при развитии острого и хронического стресса у спасателей // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 1. / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - С. 279-297.
9. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Надежность действий в чрезвычайных ситуациях: регуляторные и личностные предпосылки // Психология саморегуляции в XXI веке / Отв. ред. В.И. Моросанова. - СПб; М.: Нестор-История. - 2011 - Глава 16. - С. 272-290.
10. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г., Гайдамашко И.В. Надежность осознанной саморегуляции как ресурс достижения целей в профессиях высокого риска // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2020. - № 1. - С. 77-95. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.01.05
11. Моросанова В.И., Филиппова Е.В. От чего зависит надежность действий учащихся на экзамене // Психологический журнал. - 2019. - №1. - С. 65-78.
12. Baumeister R.F., Tice D.M., Vohs K.D. The Strength Model of Self-Regulation: Conclusions From the Second Decade of Willpower Research // Perspectives on Psychological Science. -2019. Vol. 13 (2). - С. 141-145.
13. Baumeister R.F., Alquist J.I. Self-regulation as a limited resource strength model of control and depletion // Psychology of self-regulation. Cognitive, affective and motivational processes / Ed. by J. P. Forgas, R.F. Baumeister & D.M. Tice. - New York, London: Psychology Press, 2009. - C. 21-33.
14. Bondarenko I., Morosanova V., Kondratyuk N. Regulatory Resources and Emotional States in Overcoming Difficulties of Self-organization During Lockdown // Psychological Studies. 2020 (in print).
15. Evans G.W., Kim P. Childhood poverty, chronic stress, self-regulation, and coping // Child Development Perspectives. - 2012. - Vol. 7 (1). - С. 43-48.
16. Morosanova V.I., Gaidamashko I.V., Chistyakova S.N., Kondratyuk N.G., Burmistrova-Savenkova A.V. Regulatory and personality predictors of the reliability of professional actions // Psychology in Russia: State of the Art. - 2017. - Vol. 10 (4). - С.195-207.
17. Morosanova V.I., Kondratyuk N.G., Gaidamashko I., Voytikova M. Self-regulation and personality traits in overcoming acute and chronic stress // The European Proceedings of
Social & Behavioural Sciences EpSBS. - 2018. - C. 460-470. http://doi.org/10.15405/epsbs.2018.11.02.51 18. Zinchenko Yu.P., Morosanova V.I., Kondratyuk N.G., & Fomina T.G. (2020). Conscious Self-Regulation and Self-organization of Life during the COVID-19 Pandemic // Psychology in Russia: State of the Art. - 2020. Vol. 13 (4). C. 168-182. http://doi.org/10.11621/pir.2020.0412
УДК 159.9
РОЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА БОЛЕЗНИ СОУГО-19
Митина Ольга Валентиновна 1, Первичко Елена Ивановна 1 2, Конюховская Юлия Егоровна1, 2, Степанова Ольга Борисовна1, Дорохов Егор Андреевич 1
Москва, Россия
1 Факультет психологии Московского Государственного университета имени М.В.
Ломоносова,
2 Факультет клинической психологии и социальной работы Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова,
Москва, Россия
[email protected], [email protected], [email protected], [email protected],
Аннотация. С целью изучения влияния саморегуляции субъекта на восприятие пандемии COVID-19 и психологическое благополучие в условиях текущей пандемии было проведено онлайн-исследование среди населения различных регионов России (N=1362) с апреля по декабрь 2020 года. Методический комплекс состоял из авторского социально-демографического опросника, шкалы реактивной тревожности Спилбергера (Ханин, 1976), русскоязычной версии Шкалы воспринимаемого стресса-10 (Абабков и др, 2016), модифицированной русскоязычной версии краткого опросника Восприятия болезни (Ялтонский и др, 2017), краткой версии опросника HEXACO-PI-R (Егорова, Паршикова, Митина, 2019) и русскоязычной адаптации краткой версии опросника саморегуляции Ю. Куля SSI-K (Митина, Рассказова, 2019). С помощью метода структурного моделирования было показано, что саморегуляция, включающая такие аспекты, как самодетерминация и самомотивация, а также "доступ к себе", вносит положительный вклад в ощущение психологического благополучия, а ощущение ситуации как стрессовой и самоконтроль снижают это благополучие. Также было выявлено, что влияние самоконтроля на представление о возможности контролировать болезнь амбивалентно. С одной стороны, развитый самоконтроль снижает ощущение психологического благополучия и, тем самым, опосредованно снижает представления о возможности контроля болезни. С другой повышение самоконтроля прямо связано с уверенностью в возможность контролировать пандемию COVID-19, хотя это и сочетается с более высоким уровнем психологического неблагополучия. Таким образом, из всех параметров самоуправления в концепции Ю. Куля именно когнитивный самоконтроль является наиболее важной компонентой саморегуляции, определяющей особенности восприятия текущей пандемии COVГО-19.
Ключевые слова: саморегуляция, пандемия COVГО-19, стресс, теория самоуправления Куля, восприятие пандемии COVГО-19, психическое благополучие.