Научная статья на тему 'Осознанная саморегуляция и увлеченность работой как ресурсы психологического благополучия человека в рабочей среде'

Осознанная саморегуляция и увлеченность работой как ресурсы психологического благополучия человека в рабочей среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
484
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
саморегуляция / благополучие / увлеченность работой / стресс / self-regulation / workplace well-being / work engagement / stress

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кондратюк Н. Г., Моросанова В. И.

Представлены результаты исследования взаимосвязи осознанной саморегуляции и увлеченности работой как ресурсов психологического благополучия человека на работе. Показано, что отсроченные последствия стресса, выраженные в форме личностных и поведенческих деформаций значимо взаимосвязаны как с осознанной саморегуляцией, так и с увлеченностью работой, при этом отмечается реципрокный (перекрестный) характер взаимосвязей. Полученные данные расширяют имеющиеся представления о структуре взаимосвязи между осознанной саморегуляцией, увлеченностью работой и разными формами профессиональных деформаций и ориентируют на дальнейший анализ механизмов и ресурсов, обеспечивающих психологическое благополучие человека в рабочей среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-REGULATION AND WORK ENGAGEMENT AS PSYCHOLOGICAL RESOURСES OF THE WORK-RELATED WELL-BEING

In this paper we examine the interconnections between conscious self-regulation and work engagement as psychological resources of the work-related well-being. The study revealed that personality and behavioral deformations, being a delayed result of stress, turned out to be significantly interconnected with both self-regulation and work engagement, with reciprocal (cross-) nature of these connections to be noted. The findings contribute to the knowledge of the nature of the relationship between self-regulation, work engagement, and different forms of professional deformations and allow approaching to the mechanisms and resources that ensure a person’s psychological well-being at work.

Текст научной работы на тему «Осознанная саморегуляция и увлеченность работой как ресурсы психологического благополучия человека в рабочей среде»

Список литературы

1. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие. - М.: Флинта, 1997. - 160 с.; 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта, 2003. - 200 с.

2. Карпова Н.Л., Данина М.М. Комплексный подход к восстановлению нарушенного речевого общения в системе логопсихотерапии // Международная конференция по консультативной психологи и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка: сборник материалов [электронное издание] / под ред. В.В. Архангельской, А.А. Голзицкой, Н.В. Кисельнико-вой, Е.А. Семеновой. М.: ФБГНУ «Психологический институт РАО». 2018. С. 70-73.

3. Некрасова Ю.Б. Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия в коррекции психических состояний заикающихся // Вопросы психологии. 1984. № 2. СС. 75-82.

4. Некрасова Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушением речевого общения // Вопросы психологии. 1991. № 5. С.57-63.

5. Некрасова Ю. Б. Сеанс психотерапевтического воздействия и некоторые психические состояния заикающихся // Вопросы психологии. 1980. № 5. СС. 32-40.

6. Орлов Ю.М. Саногенное мышление: Метод. пособие для обучения. М.: Ин-т проблем сознания, 1993. - 64 с.

7. Орлов Ю.М. Оздоравливающее мышление. М.: Слайдинг, 2006. - 96 с.

8. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. - 624 с.

УДК 159.9

ОСОЗНАННАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ И УВЛЕЧЕННОСТЬ РАБОТОЙ КАК РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА В РАБОЧЕЙ СРЕДЕ

Кондратюк Н.Г., Моросанова В.И.

ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия [email protected]

Аннотация. Представлены результаты исследования взаимосвязи осознанной саморегуляции и увлеченности работой как ресурсов психологического благополучия человека на работе. Показано, что отсроченные последствия стресса, выраженные в форме личностных и поведенческих деформаций значимо взаимосвязаны как с осознанной саморегуляцией, так и с увлеченностью работой, при этом отмечается реципрокный (перекрестный) характер взаимосвязей. Полученные данные расширяют имеющиеся представления о структуре взаимосвязи между осознанной саморегуляцией, увлеченностью работой и разными формами профессиональных деформаций и ориентируют на дальнейший анализ механизмов и ресурсов, обеспечивающих психологическое благополучие человека в рабочей среде.

Ключевые слова: саморегуляция, благополучие, увлеченность работой, стресс.

SELF-REGULATION AND WORK ENGAGEMENT AS PSYCHOLOGICAL RESOURCTS OF THE WORK-RELATED WELL-BEING Kondratyuk N.G., Morosanova V.I.

Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

[email protected]

Abstract. In this paper we examine the interconnections between conscious self-regulation and work engagement as psychological resources of the work-related well-being. The study revealed that personality and behavioral deformations, being a delayed result of stress, turned out to be significantly interconnected with both self-regulation and work engagement, with reciprocal (cross-) nature of these connections to be noted. The findings contribute to the knowledge of the nature of the relationship between self-regulation, work engagement, and different forms of professional deformations and allow approaching to the mechanisms and resources that ensure a person's psychological well-being at work.

Keywords: self-regulation, workplace well-being, work engagement, stress.

Проблема психологического благополучия человека на работе является актуальной и острой, как для работодателей, так и для самих сотрудников. В настоящее время ведутся многочисленные дискуссии о противоречивом характере взаимоотношений между двумя явлениями, значимо связанными с психологическим благополучием человека на работе - увлеченностью работой и синдромом профессионального выгорания [8 и др.]. Увлеченность считается одним из позитивных состояний, связанных с работой и отражающим благополучие человека в профессиональной среде. Тогда как синдром выгорания, напротив, традиционно рассматривается как дисфункциональное для профессионального благополучия человека состояние.

В последние годы наблюдается рост исследований взаимосвязи саморегуляции с увлеченностью работой, в которых саморегуляция рассматривается как ресурс, во многом определяющий увлеченность человека работой [8 и др.]. Кроме того, активно исследуется ресурсная роль саморегуляции в преодолении разных типов стрессовых проявлений: острого и хронического характера, личностных и поведенческих деформаций [7 и др.]. На сегодняшний день представлены и работы, в фокусе внимания авторов которых, одновременно оказываются как показатели саморегуляция, так и увлеченности и профессионального выгорания

[3].

В данной статье предполагается ответить на вопрос о том, как взаимосвязаны между собой осознанная саморегуляция, увлеченность работой и профессиональные деформации, что, на наш взгляд, позволит расширить теоретические представления о вкладе осознанной саморегуляции в обеспечение психологического благополучия человека на работе.

В своих исследованиях мы придерживаемся научного подхода к саморегуляции, развиваемого в отечественной научной школе психологии саморегуляции ФГБНУ «Психологический институт РАО». Осознанная саморегуляция - это динамичная и многоуровневая управляющая метасистема процессов, свойств и состояний, являющаяся инструментом инициации и поддержания активности, направленной на осознанное выдвижение и достижение субъектных целей, с использованием всей палитры ресурсов индивидуальности [4; 5; 7]. В ее структуру входят когнитивно-регуляторные процессы (планирование целей, моделирование значимых условий, программирование действий, оценка результатов) и личностно-регуляторные свойства (гибкость, независимость, надежность). В настоящее время все большие позиции в мире завоевывает ресурсный подход к исследованию саморегуляции [5; 6]. Осознанная саморегуляция при этом рассматривается как метасистема универсальных и специальных регуляторных ресурсов выдвижения целей и управления их достижением [4; 5].

Для исследования симптоматики стресса был использован структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний человека, для которого характерно понимание стресса как особого класса состояний субъекта, возникающих в результате изменения механизмов регуляции деятельности и поведения при воздействии текущих и пролонгированных стрессовых факторов и разного рода трудных ситуаций. Данный подход является надежной теоретико-методологической основой для оценки изменений работоспособности и успешности труда профессионалов и обеспечен широким спектром, доказавших свою эффективность, психодиагностических методов [1].

Увлеченность работой рассматривалась в контексте теоретических представлений позитивной психологии об увлеченности в концепции В. Шауфели и А. Бэккера [8], которая понимается ими как позитивное состояние, связанное с работой, характеризующееся бодростью (энергичностью), энтузиазмом и поглощенностью деятельностью. Авторы отмечают, что увлеченность работой - достаточно стойкое состояние, затрагивающее различные психические процессы (аффективные, когнитивные), и не сосредоточенное на каком-либо конкретном объекте, событии, человеке или форме поведения.

Выборка и методы исследования

В исследовании приняли участие 119 служащих морской флотилии (29% женщин) в возрасте от 19 до 54 лет.

В состав диагностического пакета были включены три методики.

Для диагностики осознанной саморегуляции применялся сокращенный вариант широкоизвестной методики В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения-ССПМ», представляющий собой тестовую версию опросника, используемую в настоящее время для исследовательских целей только сотрудниками лаборатории Психологии саморегуляции ФГБНУ «ПИ РАО». Опросник состоит из 28 утверждений, входящих в состав восьми шкал (по 4 информативных утверждения в каждой шкале), позволяющих оценить восемь показателей, выделенных в соответствии с основными регуляторными процессами (планирование целей, моделирование значимых условий, программирование действий, оценка результатов) и регуляторно-личностными свойствами (гибкость, надежность, напористость). Также опросник содержит обобщенный показатель, характеризующий процесс саморегуляции в целом, - общий уровень саморегуляции.

Для диагностики показателей профессиональных деформаций была использована шкала «Личностные и поведенческие деформации» комплексной диагностико-превентивной системы «Интегральная диагностика и коррекция стресса», ИДИКС [1]. Шкала включает 22 утверждения и описывает феноменологию отсроченных последствий стресса, выраженных в типе А поведения, признаках синдрома «выгорания», невротических реакциях, поведенческих риск-факторах.

Для диагностики увлеченности работой применялась «Утрехтская шкала увлеченности работой, UWES» В. Шауфели и А. Бэккера, русская версия в адаптации Д.А. Кутузовой [3]. Опросник состоит из 17 вопросов, составляющих 3 шкалы: энергичность, энтузиазм и поглощенность деятельностью. Суммарный показатель трех шкал рассматривается как инте-гративный параметр увлеченности работой и отражает состояние благополучия человека в профессиональной деятельности.

Результаты

По всем показателям, используемым в исследовании, были вычислены описательные статистики (средние значения и стандартное отклонение) и проведен корреляционный анализ.

Как и ожидалось, осознанная саморегуляция статистически достоверно коррелирует с показателями увлеченности работой. В первую очередь это касается двух показателей увлеченности - «энергичности» и «энтузиазма». Значимые взаимосвязи с показателем «поглощенность» также имеют место быть, но они единичны, и выявлены лишь на уровне p<0.05. Непротиворечивость полученных результатов обоснована, учитывая содержание, которое В. Шауфели и А. Бэккер вкладывали в предложенные ими конструкты, - с одной стороны, и теоретическими представлениями об осознанной саморегуляции, как критерия субъектности, - с другой. Так «энергичность» характеризуется высоким уровнем энергии, сосредоточенностью, готовностью вкладывать силы в работу, настойчивостью в ситуации помех; шкала «энтузиазм» диагностирует вовлеченность в работу, чувство значимости собственной деятельности, готовности принять вызов и преодолевать трудности. Что касается поглощенности деятельностью, то в данном случае речь идет о переживании счастья, особенностях восприятия времени в процессе работы и отсутствию желания отвлечься от работы и/или прекратить ее [3; 8]. Если обратиться к понятию общей способности к осознанной саморегуляции как критерия субъектности, - то одним из важнейших факторов ее формирования является «внутренняя самостоятельная активность», реализующаяся в двух модусах осуществления регуляторных процессов: «пассивно-репродуктивный» и «активно-творческий». При этом, развитая общая способность к саморегуляции непосредственно проявляется в «инициативно-творческом модусе, в легкости и успешности овладения новыми видами целенаправленной активности, в способности самостоятельно решать нестандартные задачи, осуществлять деятельность в изменившихся условиях и т.д.» [2, с. 274-275] и включает обязательную эмоцио-

нальную составляющую как специфическое чувство своей «субъектности», проявляющееся в чувстве уверенности в своих возможностях в достижении успеха [там же].

Корреляционный анализ показал наличие статистически значимых взаимосвязей между показателями саморегуляции и профессиональными деформациями. Как регуляторные процессы, так и регуляторно-личностные свойства оказались взаимосвязаны с такими отсроченными последствиями стресса, как признаки синдрома «выгорания», невротические реакции, поведенческие-риск факторы, исключение касалось только показателя «тип А поведения». Из показателей регуляторно-личностных свойств (гибкость, надежность, настойчивость) значимые взаимосвязи с отсроченными последствиями стресса, отличающиеся высокими коэффициентами корреляции (г в пределах от -0.36 до -0.48 при р<0.001) были выявлены с регуляторной надежностью, что представляется вполне логичным, так как именно регу-ляторная надежность обеспечивает сохранность саморегуляции при стрессе. Полученный результат согласуется и с имеющимися в литературе данными о вкладе регуляторной надежности в преодоление острого стресса [7].

Картина взаимосвязей увлеченности работой с профессиональными деформациями выглядит следующим образом. Все три показателя увлеченности работой коррелируют с показателем «невротические реакции» (при р<0.001 и р<0.01). Статистически достоверных корреляций с «типом А поведения» выявлено не было. «Признаки синдрома выгорания» (г=-0.28 при р<0.01) и «поведенческие риск-факторы» (г=-0.24 при р<0.05) имеют значимые корреляции только со шкалой «энтузиазм». Как отмечалось в самом начале статьи, исследователи сходятся во мнении, что увлеченность работой и признаки синдрома «выгорания» - два явления, связанные с профессиональным благополучием человека и достаточно часто рассматриваемые как противоположные по отношению друг к другу, но имеет место дискуссия о наличие и характере связи между ними.

На основании данных корреляционного анализа, теоретических представлений о структуре саморегуляции [2; 4; 5], увлеченности [8] и отсроченных последствий стресса, для решения основной задачи исследования с использованием метода структурного моделирования, реализованного в программе EQS 6.1, были построены и проанализированы альтернативные модели с тремя латентными факторами, различающиеся наличием и характером связей. Латентные факторы: «Саморегуляция», «Увлеченность», «Деформации». Индикаторными переменными для каждого из факторов выступали показатели соответствующих шкал опросных методик. Наилучшие значения были получены для модели, допускающей существование корреляционных связей между факторами. Индексы согласованности показали приемлемое соответствие модели эмпирическим данным: хи-квадрат (ёГ=71)=103.83; СБ1=0.93; КМБЕА=0.067. Все факторные нагрузки и коэффициенты корреляции между факторами оказались значимыми, и их знаки соответствовали теоретическим предположениям. Анализ альтернативных моделей дает основание говорить о том, что саморегуляция является предиктором увлеченности работой и о реципрокном (перекрестном) характере взаимосвязей между саморегуляцией и деформациями. С одной стороны, снижение регуляторного ресурса может активизировать и/или усиливать действие типичных негативных последствий стресса, с другой - явно выраженные профессиональные деформации специалистов могут истощать регу-ляторные ресурсы, снижая увлеченность работой, что не сможет не сказываться на профессиональном благополучии человека. Подобным образом, подкрепляя друг друга, может включаться своеобразный механизм «замкнутого круга». Ранее нами были получены данные о вкладе осознанной саморегуляции в преодоление острых стрессовых проявлений [7].

На наш взгляд, представленные в этой статье данные расширяют имеющиеся представления о структуре взаимосвязи между осознанной саморегуляцией, увлеченностью работой и профессиональными деформациями, актуализируют вопрос их исследования в отдельно взятых группах специалистов и ориентируют на дальнейший анализ механизмов и ресурсов, обеспечивающих психологическое благополучие человека в рабочей среде.

Список литературы

1. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний: история создания и перспективы развития // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 1. C.13-33.

2. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / Предисл. В И. Моросановой. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: ЛЕНАНД, 2011.

3. Кутузова Д.А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога: Дисс. ... канд. психол. наук. М. 2006.

4. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. Т.7. № 4. С.62-78.

5. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека//Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. М.: Институт психологии РАН, 2017. С. 501-509.

6. Baumeister R.F., Tice D.M., Vohs K.D. The Strength Model of Self-Regulation: Conclusions From the Second Decade of Willpower Research // Perspectives on Psychological Science. 2018. V.13, Is.2, P.141-145 https://doi.org/10.1177/1745691617716946

7. Morosanova V.I., Kondratyuk N.G., Gaidamashko I., Voytikova M. Self-regulation and personality traits in overcoming acute and chronic stress // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2018. P.460-470.

8. Schaufeli W.B, Bakker A.B. Defining and measuring work engagement: Bringing clarity to the concept // In A. Bakker, M. Leiter (eds.), Work engagement: A handbook of essential theory and research. NY: Psychology Press, 2010. P.5-24.

УДК 159.9

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ ОПЫТОМ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ28

Кузнецова А.С.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова»,

Москва, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация. Исследование посвящено выявлению психологических предикторов развития синдрома выгорания учителей средних школ Москвы и Ташкента. Показано, что у опытных преподавателей и начинающих учителей существуют разные варианты негативной оценки особенностей своей работы. Для опытных педагогов возможным предиктором выгорания является негативно-настороженное отношение к учащихся; для начинающих преподавателей к числу предикторов выгорания можно отнести сомнения в своих возможностях стать хорошим педагогом и недооценка результатов своего труда. Установлено, что мотива-ционные ориентации на развитие творческого потенциала и ресурсов саморегуляции в сложных ситуациях, достижение профессионального успеха выступают в качестве значимых предикторов успешности в труде педагогов и могут рассматриваться как факторы снижения риска развития синдрома выгорания.

Ключевые слова: психологический анализ труда учителей; синдром выгорания, напряженность труда, успешность труда, мотивация.

28 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-01240 А «Когнитивные стратегии экспертов и новичков в оптимальных и напряженных условиях решения задач».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.