Научная статья на тему 'Увлеченность работой и профессиональное выгорание у учителей общеобразовательной школы'

Увлеченность работой и профессиональное выгорание у учителей общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
258
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УВЛЕЧЕННОСТЬ РАБОТОЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ / СТАЖ РАБОТЫ / РЕДУКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / ENGAGEMENT / PROFESSIONAL BURNOUT / SECONDARY SCHOOL TEACHERS / WORK EXPERIENCE / REDUCED PERSONAL ACCOMPLISHMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукина В.С., Запорожская Е.Е.

В статье рассматривается взаимосвязь между увлеченностью работой и профессиональным выгоранием учителей средней школы. В исследовании приняли участие 120 учителей среднеобразовательных школ, имеющие различный стаж работы в образовательном учреждении. Результаты исследования подтверждают существующее предположение об обратной корреляции между увлеченностью и выгоранием. В целом, респонденты имеют средний уровень выгорания; наиболее выраженным в составе синдрома выгорания оказался компонент «редукция достижений». Результаты исследования несколько отличаются от исследований, выполненных ранее. Также были получены новые результаты, согласно которым показатели «стаж работы» и «возраст» имеют обратную корреляцию с уровнем выгорания и положительную с увлеченностью работой. Полученные данные открывают новые возможности для изучения позитивных состояний, связанных с профессиональной деятельностью в старшем возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лукина В.С., Запорожская Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGAGEMENT AND BURNOUT SYNDROME OF TEACHERS OF A SECONDARY SCHOOL

The article discusses the relationship between engagement and professional burnout of secondary school teachers. 120 respondents with different work experience in an educational institution took part in the study. The results of the study confirm the existing assumption of an inverse correlation between engagement and burnout. In general, respondents have an average level of burnout, the component «reduced personal accomplishment» turned out to be the most pronounced in the composition of the burnout syndrome. The results of the study are somewhat different from studies performed previously. New results were also obtained, according to which the indicators «work experience» and «age» have an inverse correlation with the level of burnout and positive with engagement. The data obtained open up new opportunities for studying the positive conditions associated with professional activities at an older age.

Текст научной работы на тему «Увлеченность работой и профессиональное выгорание у учителей общеобразовательной школы»

УДК 159.9.072

УВЛЕЧЕННОСТЬ РАБОТОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В.С. Лукина, Е.Е. Запорожская

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь между увлеченностью работой и профессиональным выгоранием учителей средней школы. В исследовании приняли участие 120 учителей среднеобразовательных школ, имеющие различный стаж работы в образовательном учреждении. Результаты исследования подтверждают существующее предположение об обратной корреляции между увлеченностью и выгоранием. В целом, респонденты имеют средний уровень выгорания; наиболее выраженным в составе синдрома выгорания оказался компонент «редукция достижений». Результаты исследования несколько отличаются от исследований, выполненных ранее. Также были получены новые результаты, согласно которым показатели «стаж работы» и «возраст» имеют обратную корреляцию с уровнем выгорания и положительную с увлеченностью работой. Полученные данные открывают новые возможности для изучения позитивных состояний, связанных с профессиональной деятельностью в старшем возрасте.

Ключевые слова: увлеченность работой, профессиональное выгорание, учителя средней школы, стаж работы, редукция профессиональных достижений.

ENGAGEMENT AND BURNOUT SYNDROME OF TEACHERS OF A SECONDARY SCHOOL

V. Lukina, E. Zaporozhskaya

Abstract. The article discusses the relationship between engagement and professional burnout of secondary school teachers. 120 respondents with different work experience in an educational institution took part in the study. The results of the study confirm the existing assumption of an inverse correlation between engagement and burnout. In general, respondents have an average level of burnout, the component «reduced personal accomplishment» turned out to be the most pronounced in the composition of the burnout syndrome. The results of the study are somewhat different from studies performed previously. New results were also obtained, according to which the indicators «work experience» and «age» have an inverse correlation with the level of burnout and positive with engagement. The data obtained open up new opportunities for studying the positive conditions associated with professional activities at an older age.

Keywords: engagement, professional burnout, secondary school teachers, work experience, reduced personal accomplishment.

В последние годы усиливается тенденция к изучению позитивных состояний и сильных сторон человека, что обусловлено необходимостью получения наиболее полного представления о психической жизни человека. Гуманистический подход к человеку, доверие к его внутренним ресурсам и возможностям, признание роли внутренней мотивации способствуют росту числа исследований, предметом которых являются позитивные состояния. Это позволяет осуществлять проактивные действия, связанные с профилактикой неблагоприятных состояний человека, его деятельности и общего функционирования.

Все изменения, происходящие в обществе, разворачиваются на фоне мегатренда - ускорение всех процессов, следовательно, возрастает неопределенность, изменчивость, подвижность внешней среды, что предъявляет высокие требования к человеку как субъекту труда, его рефлексивности и возможностям саморегуляции.

Одним из таких направлений является изучение увлеченность работой, которое рассматривается как состояние противоположное профессиональному выгоранию. Беккер А. дает следующее определение данному феномену: «направленное и организованное участие; когда работники вовлечены в рабочий процесс, то они начинают самовыражаться физически, когнитивно, эмоционально и мысленно» [2].

Настоящее исследование было предпринято с целью изучения взаимосвязи увлеченности и синдрома эмоционального выгорания у школьных учителей. Основываясь на теоретических и эмпирических исследованиях, мы предположили, что респонденты, имеющие высокий уровень увлеченности, будут иметь низкий уровень профессионального выгорания.

В исследовании приняли участие учителя общеобразовательных школ г. Якутска в количестве 120 человек; распределение респондентов по стажу представлено в таблице 1.

Таблица 1. - Распределение респондентов по стажу

Стаж работы Кол-во респондентов, чел. %

До 5 лет 12 10

6 - 10 24 20

11 - 15 15 12,5

16 - 20 17 14,2

21 - 25 18 15

26 - 30 21 17,5

Свыше 30 13 10,8

120 100

В работе были использованы методики «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой); «Утрехтская шкала

вовлеченности в работу» (В. Беккер и В. Шауфели, в адаптации Д.А. Кутузовой).

Результаты диагностики по методике К. Маслач показали, что большая часть респондентов имеет средний уровень выгорания (66%), для незначительного числа респондентов характерен высокий уровень (2%). Как

показывают многочисленные исследования, выгорание является характерным процессом, сопровождающим деятельность педагога. Специфика деятельности учителя средней школы такова, что она сопровождается высоким уровнем психической напряжённости, повышающимися требованиями к профессиональному мастерству, компетенциям.

Детальный анализ показателей по субшкалам методики позволил выявить несколько тенденций, см. рисунок 1.

80% 60% 40% 20% 0%

' Низкий уровень ■ Средний уровень ^ Высокий уровень

Эмоциональное истощение

39% 38% 23%

Редукция

Деперсонализация профессиональных достижений

55% 22%

33% 25%

12% 53%

Выгорание

31% 66% 2%

Рисунок 1. - Распределение значений по методике

Стоит обратить внимание на то, что респонденты показали высокий уровень по субшкале «Редукция профессиональных достижений», что не характерно для исследований других авторов. Для сравнения мы обратились к результатам исследований других авторов, например [7], учителя средних общеобразовательных школ в исследовании имеют высокие показатели по субшкале «Эмоциональное истощение», тогда как показатели по субшкале «Редукция достижений» имеют наименьшее значение.

В целом, редукция достижений является показателем когнитивно-эмоционального

выгорания [6]. Высокие показатели редукции свидетельствуют о том, что учителя могут иметь негативное самоотношение к профессиональной

«Диагностика профессионального выгорания»

сфере, испытывать чувство компетентности в работе. Учителя говорят об увеличении бюрократической нагрузки по заполнению различных отчетов, форм, в которой они не видят смысла. По их мнению, бумажная работа отнимает время и оставляет меньше времени и возможностей для творческой работы, для общения с учениками [3]. По мнению Поляковой О.Б., следствием обесценивания результатов своей деятельности является психическая дезадаптация, при которой человеку трудно приспособиться к новым требованиям. Результаты нашего исследования согласуются с представлениями о том, что снижение значимости своих достижений в прошлом в значительной степени оказывает влияние на

общий уровень профессионального выгорания у учителей [4].

По методике В. Шауфели высокий уровень увлеченности демонстрируют 19% опрошенных, средний уровень - 45% и низкий уровень - 36%. В целом, респонденты лояльны по отношению к своей работе, получают удовлетворение от

работы, но и не испытывают повышенного энтузиазма по отношению к тому, что приходится делать.

Корреляционный анализ позволил выявить интересные взаимосвязи между возрастом и стажем респондентов и некоторыми показателями по шкалам методик, см. рисунок 2.

Рисунок 2. - Корреляции с показателями «возраст» и «стаж»

Согласно ранее проведенным исследованиям, среди детерминант профессиональных деструкций и выгорания выделяют стаж работы. Также, по мнению К. Маслач, некоторое повышение показателей эмоционального истощения можно рассматривать как норму, характерную для возрастных изменений. Маркова А.К. среди причин, приводящих к профессиональному истощению, также указывает возрастные изменения [5]. Однако в нашем исследовании с возрастом и увеличением стажа работы наблюдается возрастание вовлеченности в работу и снижение эмоционального истощения. Некоторые эмпирические данные также указывают на неоднозначность связи выгорания и стажа работы. Исследование [1] выявило, что уровень выгорания и стаж прямо коррелируют до определенного момента (до 10 лет), затем происходит снижение уровня выгорания. Можно предположить, что с возрастом и стажем происходит накопление профессионального

Таблица 2. - Корреляция между шкалами методик

опыта, развитие навыков саморегуляции. Кроме того, увлеченность рабочим процессом, нахождение смысла в выполняемой деятельности также могут служить своеобразной профилактикой выгорания.

Среди исследователей проблемы соотношения вовлеченности в работу профессионального выгорания нет единого мнения относительно того, являются ли данные понятия противоположными конструктами одной шкалы. Согласно мнению К. Маслач и М. Ляйтер [8], увлеченность может диагностироваться отсутствием симптомов выгорания.

Корреляционный анализ результатов настоящего исследования косвенно подтверждает это предположение. Выявлена отрицательная корреляция между показателем «увлеченность» и субшкалами «эмоциональное истощение», «редукция профессиональных достижений» и «общий уровень выгорания», см. таблицу 2.

Эм. истощение Деперсонализация Редукция Выгорание Вовлеченность

Эм. истощение 1,000 ,468** ,072 ,505** -,303**

Деперсонализация 1,000 ,024 ,317** -,063

Редукция 1,000 ,636** -,393**

Выгорание 1,000 -,431**

Увлеченность 1,000

Примечание: ** р<0,01; * р<0,05

Увлеченность имеет отрицательную истощение» и «редукция достижений», но не

корреляцию с субшкалами «эмоциональное имеет взаимосвязи с «деперсонализацией». В

этом есть некоторое противоречие, так как теоретически между ними также должна существовать обратная корреляция.

Таким образом, результаты нашего исследования позволяют сделать выводы:

1. Большая часть респондентов имеет средние значения по шкале выгорания, что может сигнализировать о риске формирования синдрома выгорания, поэтому необходимо проводить для учителей обучающие мероприятия по его профилактике.

2. Отличительными результатами настоящего исследования являются высокие значения когнитивного компонента синдрома выгорания - «редукция личных достижений», при меньших значениях по субшкалам «эмоциональное истощение» и «деперсонализация». То есть наиболее

дестабилизирующим является фактор повышенных требований к профессиональному уровню.

3. Исследование взаимосвязи синдрома выгорания и вовлеченности в работу показало, что между ними существует обратная корреляция. Данные результаты подтверждают нашу гипотезу о том, что высокий уровень вовлеченности сопровождается низким уровнем выгорания.

Обобщая итоги исследования, можно сказать, что наиболее интересными результатами является данные о том, что с возрастом происходит повышение увлеченности работой. Возможно, это отражает тенденцию к увеличению продолжительности активной профессиональной деятельности, интересом к работе.

Литература:

1. Акименко Н.К. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем работы в школе / Н.К. Акименко // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 5. - С. 149-153.

2. Барабанщикова В.В., Климова О.А. Представления о вовлеченности в работу и трудоголизме в современных психологических исследованиях / В.В. Барабанщикова, О.А. Климова // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 1. - С. 52-60.

3. В школе скоро некому будет работать [Электронный ресурс.]. - Режим доступа: https://www.znak.com/2019-10-07/uchitelya_o_nizkih_zarplatah_beskonechnyh_otchet ah_i_nedostatkah_sistemy_obrazovaniya

4. Водопьянова Н.Е., Густелева А.Н. Позитивное самоотношение как фактор устойчивости к профессиональному выгоранию учителей / Н.Е. Водопьянова, А.Н. Густелева //

Вестник СПбГУ. - Сер. 12. - 2010. - № 4. - С. 166172.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание,

1996. - 308 с.

6. Полякова О.Б. Категория и структура профессиональных деформаций / О.Б. Полякова // Национальный психологический журнал. -2014. -№ 1. - С. 57-64.

7. Шабанова Т.Л., Орлянский Д.Э., Павлинова А.Б. Сравнительный анализ особенностей проявления профессионального выгорания у учителей разных типов школ / Т.Л. Шабанова, Д.Э. Орлянский, А.Б. Павлинова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61. - С. 435-438.

8. Maslach C., Leiter M.P. The truth about burnout: How organizations cause personal stress and what to do about it. San Francisco, CA: Jossey-Bass,

1997.

Сведения об авторах:

Лукина Валентина Сергеевна (г. Якутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, Институт психологии Северо-Восточного федерального университета, e-mail: lukina_v@mail.ru

Запорожская Екатерина Евгеньевна (г. Якутск, Россия), магистрант, Институт психологии Северо-Восточного федерального университета.

Data about the authors:

V. Lukina (Yakutsk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of, NorthEastern Federal University; Institute of psychology, e-mail: lukina_v@mail.ru

E. Zaporozhskaya (Yakutsk, Russia), graduate student, North-Eastern Federal University; Institute of psychology.

19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.