КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 159.9.072
разработка шкалы «надежность саморегуляции» для опросника «стиль саморегуляции поведения - сспм»
В.и. МОРОСАНОВА*, н.г. КОНДРАТЮК, В.Н. КРАСНИКОВ Учреждение РАО «Психологический институт», Москва
В статье представлены данные о разработке новой шкалы «Надежность саморегуляции», дополняющей опросник ССПМ (Моросанова В.И., 2004). Разработанная опросная шкала надежности диагностирует индивидуальную устойчивость процессов саморегуляции, осознанной активности человека, в частности: планирования целей, программирования действий, процессов моделирования значимых условий, критериев оценки и контроля результатов деятельности в ситуациях высокой психической напряженности.
Ключевые слова: саморегуляция, опросник, шкала, стиль саморегуляции.
Современный вектор исследований осознанной саморегуляции деятельности направлен на изучение ее надежности в психологически трудных, напряженных условиях.
В ряде исследований было доказано, что система осознанной саморегуляции является психологическим средством человека, позволяющим интегрировать когнитивные, личностные и субъектные сферы индивидуальности для повышения эффективности и надежности в различных видах деятельности человека: профессиональной, учебной, спортивной, политической [2, 3].
Надежность как субъектная характеристика определяет способность человека сохранять качество и эффективность индивидуальной саморегуляции в психологически сложных условиях повседневной жизни. Она служит психологическим ресурсом формирования профессиональной надежности и проявляется в устойчивости при усложнении условий жизнедеятельности системы регуляторных процессов.
© Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г., Красников В.Н. 2010
* Для корреспонденции:
Моросанова В.И.
Учреждение РАО «Психологический институт» 125009 Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4.
Изучение целостной системы осознанной регуляции собственной деятельности и деятельности других в экстремальных условиях жизни и профессиональных ситуациях, а также знание регуляторно-личностных предпосылок развития такой саморегуляции открывает возможности для решения проблем неблагоприятных функциональных состояний, профилактики и преодоления стресса в ситуациях повышенной напряженности [1].
Такая постановка проблемы делает необходимой разработку нового методического инструмента, позволяющего диагностировать устойчивость саморегуляции в сложных условиях жизнедеятельности.
В лаборатории психологии саморегуляции ПИ РАО в разные годы был создан ряд методик для диагностики общего развития и стилевых особенностей осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Наибольшую популярность получил опросник «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ» (последняя версия Моросанова, 2004 [4]), являющийся средством диагностики индивидуального развития функциональных структур процесса саморегуляции вне зависимости от конкретного вида и характера деятельности испытуемого. Он содержит шкалы для диагностики развития общего уровня
В.И. Моросанова и др.
саморегуляции, а также регуляторных процессов: планирование целей, моделирование значимых условий их достижения, программирование, оценивание и корректирование действий и их результатов. Две его шкалы позволяют измерить развитие регуляторно-личностных качеств самостоятельности и гибкости.
Для изучения индивидуальных особенностей саморегуляции в различных видах профессиональной и учебной деятельности были созданы версии этого опросника: «Саморегуляция подготовки спортсмена, СПС» (Моросанова В.И., Соколова Л.А., 1989), «Стиль саморегуляции студентов, ССС» (Моросанова В.И., Сагиев Р.Р., 1994) [6], «Саморегуляция в избирательной кампании депутата, СИК» (Моросанова В.И., Холопова Е.Н., 1995), «Стилевая саморегуляция подростка» (Моросанова В.И., Смирнова Т.И., 2003). Описание этих методик и полученных с их помощью данных приведены в монографии В.И. Моросано-вой «Индивидуальный стиль саморегуляции» М. «Наука», 2001 [2]. И хотя большинство из них не содержало специальной шкалы надежности, в исследованиях с их помощью было показано, что высокое развитие осознанной саморегуляции является значимой предпосылкой надежности деятельности в психологически напряженных условиях.
Впервые шкала надежности как регуляторно-личностного качества, являющегося основой психической устойчивости саморегуляции, была создана в версии «Стиль саморегуляции студентов, ССС» (Моросанова В.И., Сагиев Р.Р., 1994) [6]. Она диагностирует индивидуальную устойчивость осознанного саморегулирования учебной деятельности студентов в психологически напряженных условиях (например, при напряженной подготовке и сдаче экзаменов, при утомлении, болезни, различных внешних помехах). В исследованиях учебной деятельности с помощью данной шкалы были разработаны представления о надежном стиле саморегуля-
ции учебной деятельности, который характеризуется высоким развитием качества надежности и специфичными профилями индивидуальных особенностей регуляции (см. в [6]).
В настоящей статье представлены результаты разработки опросной шкалы «Надежность» для диагностики регуляторно-личностной надежности человека с целью ее включения в опросник ССПМ. Это - логическое продолжение разработки проблемы надежности, начатое в 1994 г.
предполагается, что разработанная шкала позволит диагностировать развитие способности и возможности человека к поддержанию устойчивости осознанной саморегуляции своей активности в психологически трудных ситуациях.
разработка шкалы надежности потребовала от нас конкретизации и уточнения самого понятия надежность саморегуляции, а также классификации ситуаций, отличающихся по степени высокой и низкой напряженности.
С позиции разрабатываемого нами подхода надежность рассматривается нами как способность человека к сохранению качеств саморегуляции психической активности и практической деятельности в сложных ситуациях [5]. Надежность характеризует индивидуальную систему саморегуляции в целом и одновременно является личностным свойством субъекта произвольной активности.
проблема изучения факторов и жизненных ситуаций, приводящих человека к стрессу, достаточно широко представлена в работах отечественных и зарубежных ученых в контексте решения задач преодоления стресса, стрессовых состояний, стрессоустойчи-вости, проблемы адаптации и работе в ситуации кризиса. В самом общем виде стрессоры можно разделить на физиологические (физическая нагрузка, высокая и низкая температура, голод, болевые стимулы, затруднение дыхания и др.) и психологические (информационная перегрузка, соревнование, угроза, опасность, обида и др.). Однако следу-
ет отметить, что к настоящему времени четкой классификации по степени воздействия стрессора на человека и его деятельность не существует, как и нет четкого разграничения между ситуациями, обозначаемыми как экстремальные, сложные, стрессовые, напряженные, особые, исключительные, чрезвычайные. Зачастую данные понятия являются синонимами и обозначают одно и то же явление.
Анализ литературы позволил нам выделить ситуации, отличающиеся, по мнению большинства ученых, высокой степенью напряженности и предъявляющие повышенные требования к адаптационным и психологическим ресурсам человека. К факторам с высокой психической напряженностью, способными вызывать у людей стресс, были отнесены те, стрессовый характер которых признается многими специалистами, например: жесткие сроки, информационные перегрузки, социально-психологические конфликты, ситуация угрозы, опасности, плохое самочувствие (Китаев-Смык Л.А., 1983, Небылицын В.Д., 1990, Бодров В.А., 2001 и др.).
Поставленная перед нами задача предполагала формирование утверждений, релевантных диагностическим целям разрабатываемой шкалы. На основе представлений о надежности осознанного саморегулирования в различных видах и формах произвольной деятельности человека было сформулировано 32 утверждения. Они были подвергнуты содержательному анализу группой экспертов в области психологии саморегуляции по принципу соответствия разработанных утверждений и всей шкалы в целом реальной деятельности. В итоге, в шкалу вошло 23 утверждения, каждое из которых описывает вариант поведения в психологически сложных ситуациях.
Утверждения составлены таким образом, что рассматриваемые в них ситуации предъявляют повышенные требования к надежности одного из регуляторных процессов системы саморегуляции: планирование целей (Пл), моделирование значи-
мых для достижения целей условий (М), программирование действий (Пр), оценивание результатов (ор). Например, ситуация, описываемая в утверждении «Результат моей работы зависит, как правило, от моего настроения», предполагает нагрузку на процесс оценивания результатов при усугубляющем воздействии стрессора. В шкалу вошли также утверждения с акцентом на субъектной характеристики надежности, характеризующие процесс саморегуляции в целом, например: «Даже в сложных жизненных обстоятельствах мне трудно бросить начатое дело». Формулировки утверждений, вошедших в шкалу надежности, даны как в прямой, так и в обратной форме, что позволяет устранить тенденцию к согласию, у испытуемых, склонных давать положительные ответы.
Данная шкала была добавлена в опросник ссПм для проведения необходимых процедур апробации. К настоящему времени проведено обследование на выборке 452 человек в возрасте от 18 до 60 лет (184 мужчин и 268 женщин).
Первоначальный вариант шкалы в структуре опросника ССПМ был подвергнут факторному анализу методом главных компонент с Varimax-вращением. Факторный анализ подтвердил правомерность выделения шкалы надежности в структуре опросника ссПм. После этого нами также была вычислена дискриминативная надежность утверждений по значению фи-коэффициента. Критическое значение ф=0,157. В ходе проведенных исследований были удалены пункты, фи-коэффициент которых находился ниже 0,296, при р<0,01. В окончательный вариант шкалы были отобраны пункты с максимальными факторными нагрузками, фи-коэффициент которых находился в пределах от 0,38 до 0,602.
После того как структура шкалы оказалась сформированной, мы перешли к проверке ее надежности и валидности.
Надежность шкалы определялась на основе внутренней согласованности и проведения ретеста. Внутренняя согласован-
В.и. моросанова и др.
ность пунктов шкалы оценивалась с помощью а-коэффициента Кронбаха. Коэффициент согласованности «шкалы надежности», равный 0,747, говорит о достаточной степени однородности содержания шкалы.
Ретестовая надежность вычислялась по данным повторного тестирования на выборке 96 человек с временным интервалом 3 месяца. Коэффициент корреляции Пирсона свидетельствует об устойчивости и хорошей воспроизводимости результатов исследования (г=0,78 при p<0,01).
проверка конструктной валидности шкалы проводилась на выборке 215 человек (студенты вузов). Коэффициенты корреляции между новой шкалой и разработанной ранее шкалой надежности в опроснике «ССС» оказались достаточно высокими и значимыми (г=0,72 при p<0,01). Кроме того, на ограниченной выборке (спасатели МЧС, 46 чел.) было проведено сравнение между показателями шкалы надежности и показателями экспериментальной компьютеризированной методики «Устойчивость саморегуляции действий при слежении за движущимся объектом» (Моросанова В.И., 1984) [5]. Данная методика позволяет выявлять устойчивость продуктивных способов и качеств регуляции в ситуациях с низкой и высокой напряженностью. Значимые корреляции проявились между показателем шкалы надежности и параметрами экспериментальной методики, в которых моделируются ситуации с максимально высокой степенью психической напряженности: ситуации успеха/поощрения, ситуации угрозы/ потерь и ситуации максимального риска; в частности, между параметрами надежности саморегуляции в ситуациях успеха, угрозы, риска и опросной шкалой надежностью коэффициент корреляции R-Спирмена находится в диапазонах от 0,34 до 0,56, при p<0,05; p<0,01.
К настоящему времени на выборке спасателей определена критериальная валид-ность на основании сопоставления результатов по показателям шкалы надежности и данными экспертных оценок эффективно-
сти деятельности спасателей в штатных и нештатных ситуациях. Экспертами выступали начальники отряда и старшие смены, хорошо знающие обследуемых, которые оценивали деятельность каждого спасателя по специально разработанной анкете. Между показателем успешности деятельности в нештатных ситуациях и показателем по шкале надежности была выявлена значимая положительная корреляция (г=0,34, при р<0,05). Между показателем успешности деятельности в штатной ситуации и данными по шкале надежности значимых корреляций обнаружено не было. В дальнейшем вопрос о критериальной ва-лидности будет решаться по мере накопления эмпирических данных на разных профессиональных контингентах.
Таким образом, в данной работе представлены результаты исследования по разработке шкалы надежности. Впервые надежность была рассмотрена как регуляторно-личностное качество, за которым стоит устойчивость саморегуляции в сложных ситуациях. Содержательный и статистический анализ позволил определить девять наиболее информативных, диагностически точных и дифференцирующих ответы испытуемых пункты. Полученные результаты свидетельствуют о диагностической пригодности разработанной шкалы для изучения индивидуальной устойчивости процессов саморегуляции произвольной активности человека при воздействии стресс-факторов в напряженных условиях деятельности. Доказана правомерность включения шкалы в структуру опросника ССПМ. В то же время дополнение опросника ССПМ новой шкалой требует от нас исследования модифицированной версии опросника, с целью проведения необходимых процедур психометрической апробации и стандартизации, предъявляемых к разработке и внедрению новых средств диагностики.
Исследование выполнено при поддержке РФФИ (грант № 08-06-00175).
Литература
1. Кондаков И.М. Создание психологических опросников с помощью статистического пакета SPSS for Windows 11.5.0. Учебно-методическое пособие. - М., 2006.
2. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции индивидуальных стилей саморегуляции человека. - М.: Наука, 2001. - 192 с.
3. Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека / Под ред. В.И. Моросановой. - М.: Психологический институт РАО, 2006. - 320 с.: ил. - (Фундаментальные исследования в психологии).
4. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. - М.: Когито-Центр, 2004. - 44 с. (Психологический инструментарий).
5. Моросанова В.И. О методах диагностики надежности психического саморегулирования деятельности // Психический контроль в системе подготовки спортсменов высокой квалификации. - М., 1984.
6. Моросанова В.И., Сагиев Р.Р. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопр. психологии. - 1994. - № 5. - С. 134-140.
development of the scale
«RELIABILITY OF self-regulation» FOR THE QUESTIONNAIRE «STYLE of self-regulation behavior - SSRB»
V.I. MOROSANOVA, N.G. KONDRATYUK, V.N. KRASNIKOV
Psychological Institute RAE, Moscow
This article represents a new scale «The reliability of self-regulation» to the questionnaire «SSRB» (Morosanova V.I., 2004). This scale diagnostics individual stability of conscious self-regulation process, such as goal planning, modeling of conditions, programming of actions, results evaluation, general level of self-regulation in highly stressed situations.
Keywords: self-regulation, questionnaire, scale, self-regulation style.