Научная статья на тему 'Надежность коммерческого банка и факторы, влияющие на нее'

Надежность коммерческого банка и факторы, влияющие на нее Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2705
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Надежность коммерческого банка и факторы, влияющие на нее»

Положительные оценки по всем вышеуказанным параметрам могут служить для оценки управления как хорошего. Если бы банки хорошо управлялись, то единственными причинами банкротства были бы экономические и политические предпосылки. Но даже в этом случае необходимость регулирования и контроля все равно бы сохранилась.

При рассмотрении ситуации, которая возникла в случае отсутствия неэффективного регулирования и контроля, все типы плохого управления можно сгруппировать категориям:

- технические ошибки управления;

- косметические ошибки управления;

- безнадежное управление;

- мошенничество.

Данная оценка представляет собой системный подход к определению качества управления коммерческим банком.

Результаты деятельности менеджмента определим на основе ключевых финансовых показателей и по среднему рейтингу дополнительных компонентов. Определение рейтинга банка по дополнительным компонентам (условный пример для расчета средней оценки): Баллы:

Вопрос проверки 1 2 3 4 5

1. Планирование +

2. Соблюдение законодательства +

3. Разработка политики банка +

4. Компетентность +

5. Работа с кадрами +

5. Системы контроля +

6. ИТОГО 1 2 6 4 5

1) 1+2+6+4+5 = 18 - общая сумма баллов

2) 18 : 6 = 3 - рейтинг менеджмента по средней оценке компонентов

Подход, предложенный нами, позволяет дать глубокую оценку деятельности руководства коммерческим банком с учетом всех дополнительных факторов. При этом, круг показателей, входящих в оценку управления, при необходимости, может быть расширен.

Магомедов Б.А.

Надежность коммерческого банка и факторы, влияющие на нее

Даже изучив многочисленные источники экономической литературы по поставленной проблеме, представляется довольно сложной задачей дать полное, комплексное и, одновременно, четкое определение понятия "надежности" коммерческого банка. Столь очевидное, на первый взгляд, и часто встречающееся в быту понятие "надежный", т.е. внушающий доверие, хорошо работающий, прочный, постоянный применительно к коммерческому банку предполагает ряд критериев состояния относительного равновесия, складывающегося под воздействием многочисленных и противоречивых факторов. В отличие от проблемы надежности других хозяйствующих субъектов проблема надежности банков имеет свои отличительные особенности, которые проявляются в источниках формирования финансовых ресурсов, структуре активов, оценке результатов деятельности. Эти особенности определяются особым местом банков в общественном разделении труда.

Некоторые авторы определяют надежность банка как оптимальное соотношение прибыльности и ликвидности. В других источниках под надежностью банка понимается его способность без задержек и при любой ситуации на рынке выполнять взятые на себя обязательства, т.е. понятие надежности практически отождествляется с понятием ликвидности банка. В то же время, надежность определяется не только формальной ликвидностью, но и во многом более субъективными факторами, в частности, наличием собственной материальной базы, точностью соблюдения банковского законодательства, стабильностью работы корреспондентских счетов и т.д.

Наиболее полным и глубоким представляется определение надежности банка как некоторого качественного состояния КБ, характеризующегося: -прочностью и безопасностью, т.е. устойчивостью финансового состояния банка; - определенным постоянством существования банка на рынке, т.е. сохранением устойчивости в долгосрочном периоде; - доверием со стороны контрагентов, т.е. наличием репутации "надежного банка".

Каждый из критериев надежности банков является сложной системой факторов, определяющих степень достижения ими определенного уровня качества работы. Источником безопасности банка является достаточный капитал, который позволяет ему и в ситуации кризиса продолжать операции и оставаться платежеспособным. Уровень и качественное состояние капитала банка во многом зависит от величины прибыли, которая напрямую определяет функционирование банка в течение долгого периода, обеспечивая воспроизводство банковской деятельности (расширение объемов и качества предоставляемых услуг).

Ликвидность банка, состоящая в его способности обеспечить своевременное выполнение в денежной форме своих обязательств по пассивам, также является фактором надежности банка, позволяет банку сохранять стабильность.

Огромную роль в обеспечении надежности банка играет качество активов, определяющее эффективность работы банка и, следовательно, продолжительность его деятельности.

Репутация, позволяющая банку успешно функционировать на постоянной основе, может сложиться лишь при наличии у банка стратегии надежного поведения, предполагающей четкий курс и адекватную модель действий для управления каждой составляющей банка.

Таким образом, надежность коммерческого банка предполагает как минимум три качественные характеристики его состояния: 1) устойчивость банка сегодня 2) его устойчивость завтра и 3) уверенность клиентов банка в его устойчивости, т.е. наличие у банка репутации "надежного" банка.

Оценка банковской надежности в этой связи объединяет:

1. анализ адекватности капитала, т.е. капитальной устойчивости, как условия прочности банка;

2. анализ качества активов, определяющих эффективность работы банка;

3. анализ прибыльности банковской деятельности как необходимого условия ориентации банка на долгосрочный период существования;

4. анализ ликвидности, как одного из условий постоянства банка и, наконец,

5. анализ качества управления банком, определяющего действенность и взаимосвязь всех перечисленных элементов состояния банковской деятельности.

На надежность банка оказывает влияние множество различных факторов. Их условно можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся факторы, обусловленные воздействием на банк внешней среды, так как рыночная категория "устойчивость коммерческого банка" отражает содержание состояния кредитной организации в существующей рыночной среде.

В качестве внешних факторов воздействия на устойчивость и, следовательно, надежность банка можно выделить следующие факторы:

- состояние финансового рынка (динамика процентных ставок, состояние банковской системы, уровень конкуренции банковских услуг, степень развития платежной системы, степень взаимного доверия участников на рынке (МБК), система страхования вкладов, предложения денежной массы, политика Центрального банка, законодательная база, механизм реализации законодательных актов, денежная эмиссия, уровень инфляции, стоимость обслуживания государственного долга, уровень инфляционных ожиданий и т.д.);

- состояние мировой экономики;

- состояние национальной экономики (стабильность, уровень развития производства, конкурентоспособность товаропроизводителей, платежеспособность предприятий - товаропроизводителей, возможности межотраслевого перелива капитала, инвестиционный климат, сальдо платежного баланса страны);

- социально-политическая ситуация;

- форс-мажорные обстоятельства.

Факторы внутренней устойчивости коммерческого банка включают:

- адекватный размер капитала, обеспечивающий капитальную устойчивость банка;

- параметры, отражающие наличие/отсутствие стратегии и миссии банка;

- организационно-структурная устойчивость банка, важнейшим параметром которой является организационно-технологическая дифференциация отдельных видов банковской деятельности на документации, регламентирующей его деятельность, как в рамках организационной структуры, так и выполняемых им специфических банковских функций;

- уровень квалификации и профессиональной компетенции банковского персонала;

- качество управления.

Качество банковского менеджмента представляется наиболее значимым фактором внутренней устойчивости банка. Качество менеджмента определяется качеством планирования, качеством управления активами и пассивами, определяющими финансовую устойчивость банка, качеством управления капитальной устойчивостью, качеством управления организационной структурой банка, а также качеством управления персоналом.

Организационно-структурная устойчивость коммерческого банка предполагает управление организационной структурой в соответствии, как с целеполагающей функцией деятельности банка, так и конкретным ассортиментом банковских услуг, выполняемых функций, посредством реализации которых коммерческий банк обеспечивает достижение своей стратегии и выполнение возложенной на себя миссии.

Большое значение для оценки качества банковского менеджмента в целом имеет также управление функциональной устойчивостью коммерческого банка. Оно включает два различных подхода:

1) специализация коммерческого банка на ограниченном круге услуг, позволяющая более эффективно управлять выбранным ассортиментом банковских продуктов либо;

2) расширение функций или универсализация коммерческого банка, обеспечивающая банковскую устойчивость при предпочтении большинством клиентов удовлетворять весь набор своих потребностей в банковских продуктах в одном банке.

Каждый из подходов к управлению функциональной устойчивостью коммерческого банка имеет как свои преимущества, так и свои недостатки.

Большая часть проблем качества банковского менеджмента связана с качеством управления рисками. Риски характеризуют вероятность неблагоприятного влияния конкретных внутренних или внешних факторов или их совокупной комбинации на надежность банка; риски являются неизбежной частью банковской деятельности. К наиболее распространенным банковским рискам можно отнести:

- риск ликвидности, связанный с потерей возможности быстро превращать свои активы в денежную форму или привлекать дополнительные ресурсы в достаточном объеме для оплаты предъявляемых обязательств;

- кредитный риск, т.е. риск невозврата долга заемщиками банка;

- валютный риск, возникающий из-за непредсказуемого колебания валютных курсов при проведении валютных операций банком;

- процентный риск, связанный с колебаниями процентных ставок на рынке;

- рыночный риск, обусловленный возможностью обесценивания ценных бумаг, в результате инфляционного обесценивания денег, колебания нормы ссудного процента ил других факторов;

- политический риск;

- страновый риск, непосредственно связанный с интернационализацией деятельности банков и зависящий от политико-экономической стабильности стран-клиентов, контрагентов, импортеров или экспортеров;

- риск изменения конъюнктуры рынка, возникающий из-за резких и неблагоприятных изменений на отдельных сегментах финансового рынка, что наиболее существенно подрывает надежность банка, имеющего узкую специализацию;

- риск форс-мажорных обстоятельств.

Способность высшего руководства банка эффективно управлять рисками в значительной степени укрепляет прочность банка и, соответственно, делает его более надежным для клиентов. Процесс управления рисками включает в себя предвидение рисков, определение их вероятных размеров и последствий, разработку и реализацию мероприятий по предотвращению и минимизации связанных с ними потерь. Соответствующие способы предотвращения возникновения рисков или их минимизации вместе со способами возмещения рисков составляют содержание так называемого регулирования риска.

Разумеется, рамки одной статьи не позволяют охватить полный спектр вопросов, касающихся проблемы надежности коммерческих банков. Тем не менее, на основе проведенного выше анализа можно сделать следующий вывод: при всем многообразии характеристик деятельности банка уровень банковского менеджмента является обобщаю-

щим фактором надежности КБ, так как качество управления банком находит непосредственное выражение в четырех других критериях надежности банка, т.е. грамотная система управления объективно является важнейшей составляющей успеха любого банка.

Казаватов А.Г.

Организационные аспекты предупреждения рисков в банковской деятельности

В условиях рыночной экономики основным побудительным мотивом в деятельности коммерческих банков является прибыль. Стремление к максимизации прибыли подталкивает банки к проведению рискованной коммерческой политики, которая может принести банку вместо ожидаемой прибыли значительные убытки, а в отдельных случаях довести до банкротства.

В условиях стран с переходной экономикой, к каковым относится и Россия, формирование банковских систем находится в стадии процесса, а следовательно и риск неполучения банками прибыли достаточно велик. При этом банковские риски в зависимости от сферы возникновения и воздействия принято делить на внешние по отношению к банкам и внутренние.

В практике российских банков накопился определенный опыт расчета рисков по отдельным видам банковских операций и их страхованию. Вместе с тем по мере дальнейшего врастания российской экономики в мировую круг банковских рисков, сопровождающих этот процесс, расширяется. Для их расчета и страхования необходимо изучать и использовать зарубежный опыт в адаптированном для российских условий виде.

В данной статье раскрываются некоторые организационные аспекты деятельности зарубежных банков в области регулирования и смягчения рисков.

Проблемы оценки надежности предприятий-клиентов

Основной недостаток традиционных критериев оценки рисков заключается в том, что эта оценка основана на экстраполяции прошлых или нынешних тенденций. В стабильных условиях и на стабильном рынке всегда была возможность определить факторы, влияющие на результаты деятельности предприятий, кроме того, цена вложений и основной капитал не менялись во времени, что позволяло банкам надеяться на возврат ссуженных средств. Чаще всего использовались следующие критерии оценки риска:

1) качества руководителя;

2) отношение между величиной капитала и объемом задолженности; до недавнего времени равенство этих величин банки считали вполне приемлемым показателем, хотя для предприятий отдельных отраслей (например, текстильной) применялись более жесткие показатели.

3) отношение валовых прибылей к годовой сумме погашения займов.

В современных условиях усиления неопределенности традиционный анализ возможных рисков должен быть дополнен анализом новых факторов. Теоретическое обоснование такого анализа содержится в работах американского экономиста М.Портера, который предложил учитывать деятельность не только предприятия и его конкурентов, но и будущих конкурентов и предприятий, способных производить продукты-субституты, а также факторы экономического, геополитического, юридического, технологического и социокультурного характера.

После выделения факторов успешной деятельности предприятия их следует сравнить с фактическим положением данного предприятия и его конкурентов, чтобы выяснить, может ли предприятие использовать эти факторы и в какой мере. Важно также проанализировать гибкость предприятия, т.е. возможность его реакции на различные случайности. Руководитель предприятия должен ответить на вопросы: какие события могут вызвать резкое падение оборотов и прибылей предприятия, сколько времени потребуется на реагирование, каков может быть план выхода из трудного положения.

Перед лицом внезапных трудностей возможно принятие трех типов мер:

1) сокращение закупок и заказов у подрядчиков;

2) уменьшение численности занятых;

3) снижение объемов выплачиваемой заработной платы. Анализ гибкости предприятия в ответ на различные случайности позволяет верно судить о его способностях к выживанию. Однако сегодня финансовый анализ недостаточен, его необходимо дополнить стратегическим анализом, поскольку наличие у предприятия плана выхода из чрезвычайного положения часто оказывается гораздо более важным, чем наличие достаточных финансовых резервов. Такой подход может вызвать настоящую революцию в подготовке банковских специалистов, которые должны уметь принимать решения о предоставлении займов на основе серьезного стратегического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.