Научная статья на тему 'НАДЕЖДА КАК ПАРАДИГМА ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ'

НАДЕЖДА КАК ПАРАДИГМА ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЕЗНЬ / ФИЛОСОФИЯ НАДЕЖДЫ / ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова М.Н., Антонова В.М.

В статье рассмотрена роль врача в формировании у пациента надежды на выздоровление, правильного отношения к своему заболеванию и организму в целом. Авторы утверждают, что философия «заботы о себе» и «философия надежды» помогают человеку преодолевать период физического недомогания и повышают его мотивацию бороться с болезнью. Делается вывод, что врач должен давать своему пациенту надежду, потому что именно в ней выражена парадигма позитивного восприятия мира и основополагающего доверия к бытию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOPE AS A PARADIGM RECOVERY

In the article considers the role of the doctor in shaping the patient hope for recovery, proper attitude to the disease and the organism as a whole. The authors argue that the philosophy of "care of yourself" and "philosophy of hope" help the individual overcome the physical ailments and increase his motivation to fight the disease. It is concluded that the doctor should give his patient hope because it expressed the paradigm of positive perception of the world and fundamental confidence in life.

Текст научной работы на тему «НАДЕЖДА КАК ПАРАДИГМА ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ»

основе разрабатывать программное обеспечение для работы с материалами юридической направленности, или производить те же действия на коммерческой основе, но с более демократичной ценовой политикой. Подобные мероприятия позволят вывести сферу IT на лидирующее место среди прочих способов повышения правовой культуры человека и общества.

Использованные источники:

1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция);

2. Фридман Л.М. Введение в американское право. М. Издательство «Прогресс». 1993;

3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);

4. Министерство образования и науки РФ. Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

5. Министерство образования и науки РФ. Приказ от 5 декабря 2014 года № 1538 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»;

6. Индекс развития информационно-коммуникационных технологий (ICT Development Index) // URL: http://www.itu.int/ (дата обращения 03.05.2017).

УДК 001.122

Кузнецова М.Н., к.филос.н. доцент, старший преподаватель кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Антонова В.М. студент 2 курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава РФ

Российя, г. Саратов

НАДЕЖДА как парадигма выздоровления

Аннотация: В статье рассмотрена роль врача в формировании у пациента надежды на выздоровление, правильного отношения к своему заболеванию и организму в целом. Авторы утверждают, что философия «заботы о себе» и «философия надежды» помогают человеку преодолевать период физического недомогания и повышают его мотивацию бороться с болезнью. Делается вывод, что врач должен давать своему пациенту надежду, потому что именно в ней выражена парадигма позитивного восприятия мира и основополагающего доверия к бытию.

Ключевые слова: болезнь, философия заботы о себе, философия надежды, выздоровление

Kuznetsova M. N., candidate of philosophical Sciences, associate

Professor

senior lecturer ofphilosophy, Humanities and psychology FGBEI HE "Saratov state medical University named V. I. Razumovsky"

Russia, Saratov Antonov V. M.

Student

2nd year, faculty of Pediatrics FGBEI HE "Saratov state medical University named V. I. Razumovsky"

Rossiya, Saratov HOPE AS A PARADIGM RECOVERY

Abstract: In the article considers the role of the doctor in shaping the patient hope for recovery, proper attitude to the disease and the organism as a whole. The authors argue that the philosophy of "care of yourself" and "philosophy of hope" help the individual overcome the physical ailments and increase his motivation to fight the disease. It is concluded that the doctor should give his patient hope because it expressed the paradigm of positive perception of the world and fundamental confidence in life.

Keywords: disease, philosophy of care of yourself, philosophy of hope, recovery

Понимание болезни и отношение к ней соответствуют ценностным представлениям и смыслу жизни мыслящего субъекта [5]. Болезнь однозначно приводит к развитию приспособительной реакции организма на повреждение, что может проявляться как в процессе борьбы за выздоровление, сопровождающимся активацией резервных ресурсов и компенсаторных механизмов, так и в процессе пассивного созерцания, отсутствии активных попыток для преодоления патологического состояния, что, в свою очередь, является препятствием для положительной динамики излечения [7].

Болезнь есть жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма. Такая дефиниция болезни влечет за собой необходимость переосмысления основ бытия, смысла существования, а также планирования дальнейших действий в условиях развития заболевания. «Наиболее деятельным союзником болезни является уныние больного» [Сенека]. «Одно из условий выздоровления — желание выздороветь» [М. Горький]. «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» [Притчи Соломона]. Все это свидетельствует о том, что настрой пациента на выздоровление, его желание жить и надежда на исцеление имеют огромное значение для течения болезни. А потому своевременная помощь врача в формировании у пациента желания и стратегии заботы о своем здоровье, может направить пациента в нужном для выздоровления

направлении. Если врачу удастся дать больному надежду, то его поведение в пространстве болезни меняется к лучшему. «Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач» [Бехтерев В.М.].

Как может врач помочь пациенту, находящемуся в унынии, отчаянии или даже депрессии из-за болезни? Как он может дать пациенту надежду на скорое выздоровление и сформировать правильное отношение к заболеваниям, побуждающее к борьбе за свое здоровье? Согласно Стефану Цвейгу, «ни один врач не знает такого лекарства для усталого тела и измученной души, как надежда». Надежда возникает в состоянии неуверенности, в ситуации колебания духа, что непременно сопровождает любую болезнь. Именно надежда, заставляющая человека действовать в минуты физического и душевного упадка, а также подготавливающая его к началу благоприятных изменений в дальнейшем, будет во многом определять благотворное течение и положительную динамику заболевания [6].

В различных философских учениях встречаются противоречивые взгляды относительно способности надежды служить духовной опорой человеку. Интегральный подход отмечает гносеологическое, онтологическое, аксиологическое и функциональное измерение надежды, представляет ее как многоуровневое, многоаспектное и гетерофункциональное явление. Во-первых, надежда влияет на осознание человеком критических ситуаций (таких, в частности, как физическое недомогание), изменяет методы познания действительности в условиях патологического состояния организма и обеспечивает поддержание и восстановление упорядоченной, непротиворечивой «картины мира» во время болезнии. Во-вторых, надежда противостоит небытию, побуждает к активному действию, дает существованию человека перспективу как в отдаленном будущем, так и в ближайшее время. В-третьих, надежда определяет положительное отношение человека к болезни, утверждает ценность жизни, выступает в роли средства утешения в содействии с верой и терпением. В целом, функциональная значимость надежды заключается в том, что именно она спасает физически больных людей от отчаяния, дает им новый прилив энергии и воодушевления, побуждает реализовать резервные ресурсы, чтобы приблизить желаемое выздоровление.

В середине ХХ века немецкий философ Эрнст Блох создает целую «философию надежды» и отражает свои взгляды в фундаментальном трехтомном произведении «Принцип надежды». Блох показывает, что надежда, как атрибут человеческого бытия, оказалась вне поле зрения как истории философии, так и в целом гуманитарного знания. По его словам, «надежда — это место в мире, которое обжито, как наилучшая культурная страна и не исследовано, как Антарктика». Позиция философа означает, что повседневное упование на лучшее является неотьемлемой частью существования и деятельности человека, но до сих пор остается малоизученным. Надежда определяет кодекс поведения, то есть

совокупность правил и ценностей, в соответствии с которыми больной человек будет бороться со сложившейся ситуацией — будет пытаться разорвать замкнутый круг стесненной свободы [2].

С позиций данных размышлений практикующему врачу в качестве практической рекомендации можно дать принцип ознакомления пациента со статистическими результатами выздоровления больных с таким же заболеванием из мировой или отечественной практики, а также с утешительными результатами клинических испытаний прописанных тому лекарственных средств. Таким образом, можно согласиться с утверждением Александра Дюма, что «надежда - лучший врач из всех, какие известны».

Другим не менее важным направлением действий доктора для помощи пациенту в преодолении болезненного состояния является формирование стратегии заботы о себе, которая подразумевает все действия, направленные не только на изменение течения болезни в сторону излечения, но и служит вообще профилактикой развития каких-либо дисфункций организма. «Культура себя» (понятие, выделенное Мишелем Фуко) является культурой, в которой усилены и переоценены внутренние связи с самим собой и повышена значимость отношения к себе [1].

Культура себя — это определенное отношение к себе, которое есть не просто «самосознание», а организация, конституирование себя как морального субъекта. Общее представление о «культуре себя» дает принцип «заботы о себе», которому подчинено нелегкое искусство жизни. Требование заботиться о своей душе и своем теле — основной императив моральной доктрины стоиков от Зенона до Сенеки («сделать себя», «преобразовать себя», «повернуться к себе») [3].

Мишель Фуко приводит слова Сенеки, согласно которым учиться жить всю жизнь - значит превратить свое существование в непрерывное упражнение. Забота о себе подразумевает большой единый комплекс вполне конкретных дел не только частной, но и общественной направленности. Это целая школа правил и практик руководства сознанием [4].

Гиппократ полагает, что «жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». Врач должен давать своему пациенту надежду, потому что именно в ней выражена парадигма позитивного восприятия мира, выражающая установку на фундаментальный мировоззренческий оптимизм и активную жизненную позицию. Человеку, оказавшемуся в состоянии болезни, такая установка сознания просто необходима.

Использованные источники:

1. Андриянова Е.А., Кузнецова М.Н., Горшенина В.И., Катрунов В.А. Философия заботы как мировоззрение // Современная формула заботы: консолидация идей и ресурсов. — 2016. — С. 13-14

2. Вершинин С. Е. Эрнст Блох: оправдание утопии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. — 1999. — №1. — С.48-58.

3. Гаджикурбанова П.А. «Духовные упражнения» и «Забота о себе» (стоическая этика в интерпретации П. Адо и М. Фуко) // Этическая мысль. — 2009. — №9. — С.27-42

4. Гильманов В. Х. «Гамбургская драматургия» Лессинга в дискурсе «Кодов надежды» просвещения // Кантовский сборник. — 2014. — №3. — С.61-62

5. Литвинов Э. П. Личность и её мировоззренческие основы / Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2013. — №1.

6. Ростова Н. Н. Философия надежды в поэтическом дискурсе // Вестник Кемеровского Государственного Университета. — 2010. — №2 (42). — С.117-121

7. Сорина Г. В. Коммуникативное пространство VII Российского философского конгресса (г. Уфа, 6-10 октября 2015 г. ) // Ценности и смыслы. — 2015. №5 (39). — С. 143-151

УДК 33.338

Кулешов А.А. студент 2 курса факультет «Финансы и Кредит» научный руководитель: Мардар Д. А.,

доцент

кафедра экономики и финансов Институт экономики и управления Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

филиал в г. Ялте Россия, г. Ялта ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГВОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВВЕДЕНИЯ «УПРОЩЕНИЙ» Аннотация. В данной статье рассмотрены ключевые особенности ведения бухгалтерского и налогового учета на малых предприятиях после введения упрощений.

Ключевые слова: малый бизнес, малое предприятие, бухгалтерский учет, субъект малого предпринимательства, бухгалтерская отчетность, малый бизнес, налоговый учет, НДС, НДФЛ, УНС, ЕСН, ЕНВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.